ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание скрыть

, Цель исследования, Задачи исследования:

Гипотеза исследования

— использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности обучающихся младших классов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия.

Методы исследования, Этапы исследования:

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Практическая значимость исследования

База исследования, Структура работы:

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория

Взаимодействуя в полиэтнической среде, люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, иноэтнической системой ценностей, что зачастую обостряет проблему их адаптации. Дискомфорт во взаимоотношениях между представителями различных этнических общностей появляется тогда, когда они не знают, не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности и обстоятельствам.

В этой связи возникает проблема формирования этнокультурной компетентности, которая обеспечивала бы эффективное межэтническое взаимодействие. Проанализировав определения этнокультурной компетентности и близкие к нему дефиниции (Н.Г. Арзамасцева, М.Л. Воловикова, Л.Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, В.Г. Рощупкин, С.Б. Серякова, Т.Г. Стефаненко, С. Н. Федорова, А.Я. Флиер, Г. Фризенхан, Дж. Бери, П. Педерсон, Т. Кросс, И. Краус и др.), мы уточнили толкование этого феномена [13] .

В своем исследовании под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. В педагогике феномен компетентности рассматривается не только с профессиональных позиций, компетентностный подход определяется как новая парадигма результата образования. Мы исходили из понимания, что если в образовательном процессе не учитывается национально-психологические особенности детей, своеобразие стиля воспитания в моно- и разноэтнических семьях, специфика межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, конкретный социокультурный контекст, в котором рос и развивался ребенок, оригинальность региона, среды в котором находится данное образовательное учреждение, то проблема формирования личности, умеющей эффективно функционировать в поликультурной среде, позитивно не разрешается.

3 стр., 1271 слов

Этапы развития личности

... зависит только от продолжительности его жизни.[11] Этапы развития личности: их специфика и взаимосвязь Выделяют следующие этапы развития личности: 2)юность (эго-идентичность - ролевое смешение); 3)Зрелость, ... развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. Развитие личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком ...

Проанализировав в работе этнокультурную компетентность как педагогическую категорию, характеризовали ее по следующим пяти главным структурным блокам-позициям (Б. Т. Лихачев).

Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения обучающегося в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности [26] .

Цель формирования этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель формирования этнокультурной компетентности как общественного явления состоит в стабилизации межнациональных отношений, учете этнических особенностей и интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается не только в том, что ученик должен быть «держателем» акций-знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым и способным активно действовать в ней [2] .

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление имеет своим содержанием следующую совокупность: а) готовность и способность обучающегося придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа; б) готовность и способность ученика изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур; в) готовность и способность обучающегося искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия; г) готовность и способность учащегося осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного); д) готовность и способность обучающегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества [23] .

6 стр., 2814 слов

Психолого педагогические основы межэтнических отношений

... усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты. Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя ... людей. межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, ... отношений: 1) навязывание туземцам господствующей культуры; 2) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе ...

В общем виде структура этнокультурной компетентности включает в себя следующие логически связанные компоненты: когнитивный, поведенческий и аффективный. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др.

Формами формирования этнокультурной компетентности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, дискуссиях, конференциях, совместных мероприятиях и т.д.) и стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, из средств массовой информации и др.).

Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам [7] .

В самой общей форме критерии эффективности этнокультурной компетентности могут быть выражены в степени: а) обученности (знания и представления о географии, природных условиях, истории, выдающихся деятелях, обычаях, фольклоре, искусстве, основных хозяйственных занятиях людей и традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, религиозно-мифологических представлениях, народных играх, нормах и ценностях как собственной, так и другой этнической общности; представления об антропологическом типе этнофоров, их национальной одежде и др.; понимание (принятие) культурных универсалий и специфики традиций и обычаев этносов; знание последствий интолерантного поведения и отношения к представителям иной национальности; умения правильно интерпретировать культурно обусловленное поведение этнофоров, налаживать с ними конструктивный диалог, разрешать конфликты и разногласия мирным путем); б) воспитанности (преодоление этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении; готовность к коррекции собственного поведения и взглядов); в) адаптации ребенка (от приспособления к полиэтнической среде до принятия культурного плюрализма).

Степень сформированности этнокультурной компетентности определяется не столько объемом когнитивной и операциональной составляющих, сколько качеством этих знаний и умений [20] .

Проанализировав работы (Н. Г. Арзамасцева, М. Л. Воловикова, Л. Б. Зубарева, Ф. Чен) в контексте этнокультурной компетентности, мы дифференцировали ее по следующим субкомпетентностям: 1) культурная (адекватное знание и понимание ценностей, установок, особенностей, характерных для той или иной этнической культуры и их представителей); 2) коммуникативная (механизмы, приемы и стратегии, необходимые для обеспечения эффективности межэтнического понимания и взаимодействия); 3) социальная (знания и представления о последствиях межкультурных контактов, особенностях межкультурной адаптации, международно-правовых документах в сфере межэтнических отношений, а также умения включаться в совместную деятельность с иноэтническим окружением); 4) языковая (владение родным, государственным и иностранными языками) [9] .

17 стр., 8096 слов

««Формирование этнокультурной идентичности дошкольников ...

... формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, Р.М.Римбурга, В.М.Семенова, ... Использование этнической культуры в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, необходимость как можно более раннего и ...

Таким образом,

1.2 Сущностная взаимосвязь этнической толерантности и этнокультурной компетентности

Толерантность — это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность — это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматриваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятельности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаимопонимании и взаимоуважении [3] . Толерантность и толерантные отношения проявлялись на протяжении всей истории человечества. Понимание смысла этого феномена и выполнение элементов толерантного поведения, его норм всегда являлось реальным условием выживания человечества. Определенные принципы толерантности лежали в основе формирования гражданского общества и организации многоэтнического мира. Особенности развития общества и функционирования этносов в современной ситуации задают новые подходы к пониманию толерантности как феномена в контексте развития межэтнических отношений. Рост задач и ответственности людей за устойчивость и позитивную направленность развития общества, и в частности межэтнических отношений, повышает значение воспитания молодого поколения.

Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого. Современные дети живут в новых условиях: в условиях существования этноса, к которому они принадлежат, в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые не всегда регулируются родителями, школой, обществом, в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д. [19] . Этническая толерантность выступает как социально-психо­логическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной тер­пимости на основе признания и принятия различий, существую­щих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни. В тоже время нельзя не отметить, что этнокультурная компетентность напрямую связана с такими явлениями как этническая толерантность и этническая идентичность, которые в совокупности позволят избежать непонимания представителей другой этнокультуры, найти соответствующие модели поведения, способствующие взаимопониманию и взаимодействию.

9 стр., 4039 слов

» Этнокультурное образование младших школьников как часть ...

... воспитания, которые не отражены в этнокультуре. Целью этнокультурного образования является формирование ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам. Следовательно, содержание этнокультурного ...

Тесная взаимосвязь этих явлений представлена в работах Н.М. Лебедевой, Ф.М. Малхозовой, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Гурова, Б.З. Вульфова [22] . Соотношение этих феноменов очевидно, но все же остановимся на этом моменте, раскрывая их взаимозависимость. С одной стороны, этническая толерантность представляет собой базовое личностное качество, характеризующееся системой этнокультурных знаний, коммуникативных умений и иерархией ценностных ориентаций, направленных на позитивное полиэтническое взаимодействие, восприятие и принятие другого человека в его действиях и поступках как уникальной ценности. И ее существование не возможно без этнокультурной компетентности, которая в свою очередь является важной составляющей этнической толерантности и отражается в гносеологическом (когнитивные знания и представления о многообразии окружающей действительности) и аксиологическом (осознанное ценностное отношение к представителям других этнокультур) компонентах этнической толерантности [ 12 ]. А с другой стороны, этническая толерантность является составляющей этнокультурной компетентности, т.к. исходя из понимания компетентности, которая предполагает не только знание об особенностях и тонкостях той или иной этнокультуры, но и умение и готовность применить эти знания на практике.

И здесь уже выступает аспект этнической толерантности, которая по своей сути ориентирована на формирование готовности к взаимодействию с представителями других этнокультур, на формирование ценностного отношения к ним, без которого не возможно понимание и принятие другой этнокультуры, со всей ее непохожестью. Что уже будет достигаться благодаря получению объективной информации о других этнокультурах[ 11 ]. Этническая толерантность основывается на гуманистическом подходе как точке отсчета, с которой представляются этнические взаимоотношения. На основе гуманистической психологии К. Роджерса могут быть выделены следующие составляющие этнокультурной толерантности: безоценочное, позитивное принятие другого человека, независимо от его этнической принадлежности; активное сопереживание; равноправное взаимодействие, взаимопринятие и взаимопонимание партнеров по общению; аутентичность в общении; отказ от навязывания готовых решений, представлений на основе процесса осознания и понимания социокультурных особенностей представителей других этносов; создание условий для самореализации личности [21] . В структуре позитивной этнической идентично­сти положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам, т.е.

этническая идентичность и толерантность взаимосвязаны. Процесс формирования этнокультурной компетентности неразрывно связан с воспитанием этнической толерантности , так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. Одно из них всегда предполагает другое. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений, предполагает толерантность между представителями различных этносов. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта и знаний. Этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. Этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта [14] . Этнокультурная компетентность и этническая толерантность характеризуют одно и то же явление с разных сторон, а именно ту составляющую в структуре личности, которая отвечает за ее способность к эффективному взаимопониманию и взаимодействию с представителем другой этнической группы. То есть этническая толерантность характеризует ценностную ориентацию личности, а этнокультурная компетентность выступает ее деятельностной характеристикой, представляющей собой способность к конструктивному межэтническому взаимодействию. Этнокультурная компетентность одновременно соединяет адекватные знания, представления об этнических общностях и их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие [15].

9 стр., 4227 слов

Этническая психология

... отечественном материале. Этническое самосознание становится значимым системообразующим фактором этноса. [3] Если спросить неспециалиста, что такое этнопсихология, большинство ... безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены и как бы ... разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный. По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», ...

Понимание — необходимая составляющая этнокультурной ком­петентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности — это спонтанный про­цесс постижения этнической специфики, в то время как в контексте этнокультурной компетентности понимание — это ре­зультат познания [8] . Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая то­лерантность и этнокультурная компетентность представляют со­бой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная ком­петентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на при­знании и принятии этнокультурного разнообразия, дает воз­можность понять другие народы, а также расширить рамки эт­нического опыта и знаний.

1.3 Этноориентированные технологии и методы формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов

Формирование этнокультурной компетентности – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей личность, обществом, семьёй, под влиянием средств массовой информации и общения со сверстниками. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно сделать и целенаправленным. Для этого необходима организованная педагогическая деятельность. Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для формирования у учащихся этнокультурной компетентности как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности [24].

35 стр., 17111 слов

Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством ...

... В. С. Решетько и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. А. Бабанским, О. Л. ... управляемого развития (принцип «выращивания»), предполагающий такое управление педагогической деятельностью, которое строится на схемах ситуационного, рефлексивного управления как самой деятельностью, так и процессом ее ...

Пути решения задач формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов лежат через выработку адекватных методических стратегий, одними из которых являются использование этноориентированных технологий . Условно выделяют две группы таких технологий. Первая группа представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативами либо является частью содержания предмета, урока. Вторая группа технологий реализуется во внеучебной деятельности. Преимущество в выборе форм организации процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в ходе учебной деятельности отдано коллективно-групповым занятиям: урокам, лекциям, семинарам, экскурсиям, факультативным занятиям. При этом в зависимости от цели урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока: урок-диалог, урок-путешествие, урок-«суд над явлением», урок-вернисаж и др. Сущность этноориентированных технологий, реализующихся во внеучебной деятельности, в наибольшей степени выражается в адаптации обучающихся к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, образа жизни, характера и т.д. [18].

Все многообразие этноориентированных форм внеучебной работы с обучающимися мы разделили на четыре группы в зависимости от решаемой ими задачи: 1) социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, историками, этнографами, деятелями культуры, стенная печать, празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев);

2) познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, дни культуры и фестивали, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, секции, кружки, выставки и др.); 3) практико-ориентированные формы (тренинги, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, шефская и благотворительная деятельность); 4) развлекательные формы (вечера, народные праздники, фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм, конкурсы на знатока народных обычаев и др.) [6].

Важным в формировании этнокультурной компетентности обучающихся является укрепление социальных связей учебных заведений с семьями воспитанников, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями. Особое значение для решения задач полиэтнического образования имеет общественно-полезная деятельность учащихся, в ходе которой усвоенные знания и выработанные убеждения приобрели характер привычных способов поведения [1].

17 стр., 8061 слов

Требования профессионального сообщества к социальным компетентностям ...

... исследования явилась профессиональная деятельность социальных педагогов, работающих в учреждениях социальной защиты населения, а предметом исследования - социальные компетентности, востребованные в этой сфере. Цель дипломной работы: выявить требования профессионального сообщества к социальным компетентностям социального педагога и проанализировать ...

Наиболее эффективными методами формирования этнокультурной компетентности учащихся являются активные методы обучения и воспитания, наполненные этнокультурным содержанием (Т.В. Поштарева):

1. Кросс-культурный (сравнительно-исторический, сравнительный, компаративный) метод

2. Методы, направленные на эмоциональное восприятие, А. Метод эмпатии -, Б. Метод контраста, В. Метод рефлексии

3. Особый интерес, на наш взгляд, представляет метод проектов , предполагающий организацию исследовательской деятельности учащихся, направленной на сбор, изучение, анализ и использование в учебной и внеучебной деятельности материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, населённом пункте, микрорайоне, где расположено образовательное учреждение.

4. Изучение теоретико-информационных основ национального и межнационального может быть осуществлено с помощью методов моделирования и реконструкции . Например, воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев, принятых у различных народов в разные времена, моделирование отдельных сторон жизни, типичных ситуаций, возникающих в процессе межэтнического взаимодействия, из которых детям предлагается самостоятельно найти выход, или реконструкция каких-то исторических событий в виде устных рассказов или сценок.

5. Различные игры и игровые формы организации познавательной деятельности.

6. Большую роль в формировании этнокультурно — компетентной личности имеет логика передачи и усвоения знаний и информации . Если в логике процесса допускается вариативность точек зрения, то отношение к свободе мысли, убеждению формируется естественным путём без авторитарного навязывания одной, единственно верной позиции. Через столкновение мыслей, взглядов, чувств личность приходит к выбору собственной позиции. Достижение этого возможно, когда обучающийся активно включается в дискуссии, диспуты , принимает участие в «круглых столах» .

7. Умение анализировать информацию, излагать свои мысли, внимательно слушать и слышать других, отделять эмоциональное от рационального очень важно для развития взаимопонимания, духа сотрудничества, критического мышления. Лучше всего это достигается путём этических и эвристических бесед , обсуждения. Темы для обсуждений могут затрагивать взаимоотношения людей, касаться оценки поступков товарищей, анализа работы средств массовой информации.

8. Культурный ассимилятор или так называемая техника повышения межкультурной сензитивности , цель которой развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры.

17 стр., 8426 слов

Развитие силовых способностей у учащихся старших классов на х ...

... спортивной, трудовой). целью работы Объектом исследования Предмет исследования - методика развития силы в физическом воспитании детей старшего школьного возраста. ... условно подразделяются на основные и дополнительные (табл. 1.3.1.). Табл. 1.3.1. Средства воспитания силовых способностей ОСНОВНЫЕ ... Самыми благоприятными периодами развития силы у юношей считается возраст от 13 до 18 лет, а у девушек - от ...

9. Упражнения, выполнение заданий способствуют выработке различных умений детей, выявлению имеющихся у них знаний, представлений. Например, можно предложить об учающимся:

  • провести анализ школьного учебника, газетной статьи, чтобы выявить в них примеры стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур;

разработать несколько стратегий по преодолению этнических стереотипов;

  • составить программу сокращения культурной дистанции между новым учеником из семьи мигрантов и остальными ребятами класса и др. [16].

В целом можно отметить, что использование активных методов обучения и воспитания в процессе формирования этнокультурной компетентности обучающихся содействует тому, чтобы ребёнок занял активную личностную позицию и в полной мере мог проявить себя как субъект учебно-познавательной деятельности.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Этнокультурная компетентность выступает

Процесс формирования этнокультурной компетентности неразрывно связан с воспитанием

Таким образом,

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Содержание экспериментальной работы по формированию этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов

Эксперимент проводился на базе МБОУ «Начальной общеобразовательной школы №5» г. Горно-Алтайска. В педагогическом исследовании принимали участие обучающиеся 4 «а» и 4 «в» класса. Количество обучающихся в каждом классе составляет по двадцать пять человек. Целью нашего педагогического исследования является выявить и апробировать организационно-педагогические условия по формированию этнокультурной компетентности обучающихся в начальной школе. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, с целью опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования. Констатирующий этап эксперимента проводиться в начале исследования, и ставит своей задачей изучение начального состояния уровня сформированности этнокультурной компетентности младших школьников, изучение реальной практики по решению данной проблемы, выбор методик, оценки начального состояния экспериментального объекта. Формирующий этап эксперимента играет основную роль в педагогическом исследовании. Организуется он на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку в экспериментальном классе, вводя в образовательный процесс новый фактор. Контрольный этап эксперимента включает описание результатов осуществления экспериментальной системы мер; характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты.

Первым этапом нашего исследования являлся констатирующий эксперимент. В течение данного эксперимента, мы проводили наблюдение за взаимоотношениями обучающихся 4 «а» и 4 «в» класса в процессе урока и на переменах, выясняли не существуют ли в данных классах межнациональные конфликты, как хорошо ребята знают культуру своего и других народов. На основе наблюдении, беседы с классным руководителем и непосредственно с обучающимися мы подобрали диагностический материал для данных классов, целью которого является выявить первоначальный уровень сформированности этнокультурной компетентности у данных обучающихся. С этой целью мы разработали вопросник для измерения уровня этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов (Приложение 1).

В нашей работе, мы выяснили, что

В начале, нами было проведено исследование по изучению уровня сформированности этнокультурной компетентности у обучающихся 4 «а» и 4 «в» классов, используя для этого разработанный нами вопросник (Приложение 1).

Как отмечает М. Беннет: «В начале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу» [25, с.156] . Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию и ориентирует на успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Первый вопрос предлагал указать обучающимся свою национальность (таблица 1, 2).

Мы получили следующие результаты, в ходе диагностирования двух классов, которые представлены в таблицах.

Таблица 1 — Национальный состав 4 «а» класса

Русские

Алтайцы

Немцы

19 чел.

5 чел.

1 чел.

76 %

20 %

4 %

Таблица 2 — Национальный состав 4 «в» класса

Русские

Алтайцы

Казахи

23 чел.

1 чел.

1 чел.

92 %

4 %

4 %

Проанализировав, полученные данные, можно сделать вывод, что в диагностируемых классах, преобладает русская национальность, в особенности в 4 «в» классе, где их численность составляет двадцать три человека и лишь двое обучающихся другой национальности, а именно алтайской и казахской. В 4 «а» классе девятнадцать обучающихся русской национальности, пятеро учеников алтайцев и одна ученица немка.

Следующий пункт вопросника предлагал обучающимся выразить свое отношение к национальному разнообразию (таблица 3, 4).

Таблица 3 — Отношение к национальному разнообразию обучающихся 4 «а» класса

Нормальное явление

Нравится, что все люди разные, Это явление не раздражает, Это никак их не затрагивает, Национальные различия раздражают

10 чел.

11 чел.

4 чел.

40 %

44 %

16 %

Таблица 4 — Отношение к национальному разнообразию обучающихся 4 «в» класса

Нормальное явление

Нравится, что все люди разные

Это явление не раздражает

Это никак их не затрагивает

Национальные различия раздражают

8 чел.

7 чел.

5 чел.

4 чел.

1 чел.

32 %

28 %

20 %

16 %

4 %

Из сравнительных таблиц мы видим, что большинство положительных ответов присутствуют в 4 «а» классе. Они считают, что этнокультурное разнообразие — это нормальное явление, обучающимся нравится, что все люди разные, лишь четверых учеников это явление никак не затрагивает. В 4 «в» классе одного из обучающихся раздражают этнокультурные различия.

Далее мы выяснили, интересны ли культуры других народов обучающимся и хотели бы они больше узнать о них (таблица 5, 6).

Таблица 5 — Интерес к культуре других народов и желание больше узнать о них у обучающихся 4 «а» класса

Интересны культуры других народов и хотели бы больше узнать о них

Не интересуются этой проблемой

Удовлетворены своими познаниями

Не смогли определиться в своих интересах

16 чел.

4 чел.

5 чел.

64 %

16 %

20 %

Таблица 6 — Интерес к культуре других народов и желание больше узнать о них у обучающихся 4 «в» класса

Интересны культуры других народов и хотели бы больше узнать о них

Не интересуются этой проблемой

Удовлетворены своими познаниями

Не смогли определиться в своих интересах

17 чел.

3 чел.

1 чел.

4 чел.

68 %

12 %

4 %

16 %

В результате полученных ответов, можно сделать вывод, что подлинный интерес к культуре других народов прослеживается в 4 «в» классе. Пятеро обучающихся 4 «а» класса не смогли определиться в своих интересах.

Следующий вопрос был нацелен на выяснение у обучающихся отношения к культуре своего народа (таблица 7, 8).

Таблица 7 — Отношение к культуре своего народа обучающихся 4 «а» класса

Считают, что знают ее хорошо

Знают частично

Знают плохо

Не знают совсем

9 чел.

13 чел.

3 чел.

36 %

52 %

12 %

Таблица 8 — Отношение к культуре своего народа обучающихся 4 «в» класса

Считают, что знают ее хорошо

Знают частично

Знают плохо

Не знают совсем

11 чел.

10 чел.

2 чел.

1 чел.

44 %

40 %

8 %

4 %

Из ответов мы видим, что обучающиеся диагностируемых классов в той или иной степени знают культуру своего народа, лишь один ученик из 4 «в» класса не знает ее совсем.

На вопрос «Соблюдаются ли в вашей семье традиции и обычаи своего народа?» получены следующие ответы (таблица 9, 10).

Таблица 9 — Соблюдение традиций и обычаев своего народа у обучающихся 4 «а» класса

Всегда соблюдаются

Иногда соблюдаются

Очень редко соблюдаются

Не соблюдаются

6 чел.

9 чел.

2 чел.

8 чел.

24 %

36 %

8 %

32 %

Таблица 10 — Соблюдение традиций и обычаев своего народа у обучающихся 4 «в» класса

Всегда соблюдаются

Иногда соблюдаются

Очень редко соблюдаются

Не соблюдаются

6 чел.

10 чел.

2 чел.

7 чел.

24 %

40 %

8 %

28 %

«Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою», — указывал П.П. Блонский [5, с. 56] .

Анализируя, полученные ответы, мы видим, что результаты диагностирования в двух классах являются приблизительно одинаковыми, настораживает, что немалая доля обучающихся не соблюдают в семье традиции и обычаи своего народа.

Далее мы выясняли отношение обучающихся к ссоре (таблица 11, 12).

Таблица 11 — Отношение к ссоре обучающихся 4 «а» класса

На враждебность ответят враждебностью

Постараются уйти от ссоры

Попытаются договориться

Пойдут на уступки

Сделают вид, что ничего не произошло

3 чел.

11 чел.

8 чел.

3 чел.

12 %

44 %

32 %

12 %

Таблица 12 — Отношение к ссоре обучающихся 4 «в» класса

На враждебность ответят враждебностью

Постараются уйти от ссоры

Попытаются договориться

Пойдут на уступки

Сделают вид, что ничего не произошло

6 чел.

11 чел.

6 чел.

2 чел.

24 %

44 %

24 %

8 %

Большинство ответов негативного характера мы видим в 4 «в» классе, где шестеро опрашиваемых из двадцати пяти на враждебность ответят враждебностью.

Анализируя, ответы на вопрос «Какие чувства вызывает принадлежность к своему народу?», выявили, что самыми популярными стали высказывания: «Довольны принадлежностью к своему народу», «Испытывают уверенность и спокойствие» (таблица 13, 14 ).

Таблица 13 — Чувства, вызываемые у обучающихся 4 «а» класса их принадлежностью к своему народу

Гордость

Испытывают уверенность и спокойствие

Довольны принадлежностью к своему народу

Обида

Никаких чувств

5 чел.

8 чел.

11 чел

1 чел

20 %

32 %

44 %

4 %

Таблица 14 — Чувства, вызываемые у обучающихся 4 «в» класса их принадлежностью к своему народу

Гордость

Испытывают уверенность и спокойствие

Довольны принадлежностью к своему народу

Обида

Никаких чувств

7 чел.

8 чел.

4 чел

6 чел

28 %

32 %

16 %

24 %

Анализируя, полученные ответы, мы видим, что шестеро обучающихся 4 «в» класса не испытывают никаких чувств к своему народу, что говорит о невысоком уровне сформированности этнокультурной компетентности в данном классе.

Для выявление уровня этнической толерантности обучающихся в 4 «а» и в 4 «в» мы использовали диагностическую методику «Сестренки», разработанную Э. К. Сусловой (Приложение 2).

Результаты методики «Сестренки» в 4 «а» классе приведены ниже (таблица 15).

Таблица 15- Результаты методики «Сестренки» в 4 «а» классе

1 чел.

4 %

Дружественные, Я буду с ними дружить. Я буду им радоваться.

21 чел.

84 %

Нейтральные, Ничего не буду делать. Отойду в сторону, чтобы им не мешать.

3 чел.

12 %

Данная методика также проводилась в 4 «в» классе (таблица 16)., Таблица 16 — Результаты методики «Сестренки» в 4 «в» классе

2 чел.

8 %

Дружественные

Я буду с ними дружить. Я буду им радоваться. Уступил место — они же беженки. Научу говорить по-русски. Пусть учатся с нами. Попробовала язык жестов.

20 чел.

80 %

Нейтральные, Не знаю. Ничего.

3 чел.

12 %

Анализируя, полученные результаты, мы видим, что агрессивных ответов мало, но в 4 «в» на одного ученика больше, который негативно бы отнесся к сестрам-беженкам.

На этапе констатирующего эксперимента

В ходе формирующего эксперимента с обучающимися 4 «в» класса были проведены различные игры, упражнения, занятия на развитие этнокультурной компетентности и этнической толерантности, среди которых упражнения: «Паутина предрассудков», «Групповая картинка», «Добрые слова», «Чем мы похожи?» (Приложение 3), игры: «Неведомые миры», «Карамбия» (Приложение 4), проблемные ситуации: «Чей подарок лучше?», «Для какой игры посылка?» (Приложение 5), а также ознакомились и проанализировали причты, байки, истории и мифы, способствующие развитию толерантности обучающихся (Приложение 8), организовали консультации с родителями обучающихся (Приложение 6), провели внеклассное занятие «Пойми меня» (Приложение 7), цель которого развитие у обучающихся начальных классов способности по ставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества, развитие этнической толерантности.

Для опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования в экспериментальном 4 «в» классе, в котором нами были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе: «Вопросник для измерения уровня этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов» (Приложение 1), разработанный нами и диагностическая методика «Сестренки» (Приложение 2), разработанная Э. К. Сусловой.

Ниже приведены результаты

Таблица 17 — Отношение к национальному разнообразию обучающихся 4 «в» класса до формирующего эксперимента

Нормальное явление

Нравится, что все люди разные

Это явление не раздражает

Это никак их не затрагивает

Национальные различия раздражают

8 чел.

7 чел.

5 чел.

4 чел.

1 чел.

32 %

28 %

20 %

16 %

4 %

Таблица 18 — Отношение к национальному разнообразию обучающихся 4 «в» класса после формирующего эксперимента

Нормальное явление

Нравится, что все люди разные

Это явление не раздражает

Это никак их не затрагивает

Национальные различия раздражают

8 чел.

9 чел.

5 чел.

3 чел.

32 %

36 %

20 %

12 %

Из полученных результатов, мы видим, что формирующий эксперимент положительно повлиял на обучающихся, отсутствуют те, кого раздражают этнокультурные различия.

Таблица 19 — Интерес к культуре других народов и желание больше узнать о них у обучающихся 4 «в» класса до формирующего эксперимента

Интересны культуры других народов и хотели бы больше узнать о них

Не интересуются этой проблемой

Удовлетворены своими познаниями

Не смогли определиться в своих интересах

17 чел.

3 чел.

1 чел.

4 чел.

68 %

12 %

4 %

16 %

Таблица 20 — Интерес к культуре других народов и желание больше узнать о них у обучающихся 4 «в» класса после формирующего эксперимента

Интересны культуры других народов и хотели бы больше узнать о них

Не интересуются этой проблемой

Удовлетворены своими познаниями

Не смогли определиться в своих интересах

19 чел.

5 чел.

1 чел.

76 %

20 %

4 %

Анализируя, полученные ответы после формирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что данная опытно-экспериментальная работа дала положительные результаты, немалая часть обучающихся изменили свое мнение к культуре других народов.

Таблица 21 — Отношение к культуре своего народа обучающихся 4 «в» класса до формирующего эксперимента

Считают, что знают ее хорошо

Знают частично

Знают плохо

Не знают совсем

11 чел.

10 чел.

2 чел.

1 чел.

44 %

40 %

8 %

4 %

Таблица 22 — Отношение к культуре своего народа обучающихся 4 «в» класса после формирующего эксперимента

Считают, что знают ее хорошо

Знают частично

Знают плохо

Не знают совсем

18 чел.

6 чел.

1 чел.

72 %

24 %

4 %

После проведения формирующего эксперимента все обучающиеся ответили, что в той или иной степени знают культуру своего народа, среди них не оказалось тех, которые совсем ее не знают. Это говорит о положительном результате проведенного эксперимента.

Таблица 23 — Соблюдение традиций и обычаев своего народа у обучающихся 4 «в» класса до формирующего эксперимента

Всегда соблюдаются

Иногда соблюдаются

Очень редко соблюдаются

Не соблюдаются

6 чел.

10 чел.

2 чел.

7 чел.

24 %

40 %

8 %

28 %

Таблица 24 — Соблюдение традиций и обычаев своего народа у обучающихся 4 «в» класса после формирующего эксперимента

Всегда соблюдаются

Иногда соблюдаются

Очень редко соблюдаются

Не соблюдаются

6 чел.

10 чел.

4 чел.

5 чел.

24 %

40 %

16 %

20 %

Анализируя, ответы на данный вопрос, мы вновь видим, что позиция у некоторых обучающихся после формирующего эксперимента изменилась в положительную сторону, что говорит о продуктивности и актуальности эксперимента.

Таблица 25 — Отношение к ссоре обучающихся 4 «в» класса до формирующего эксперимента

На враждебность ответят враждебностью

Постараются уйти от ссоры

Попытаются договориться

Пойдут на уступки

Сделают вид, что ничего не произошло

6 чел.

11 чел.

6 чел.

2 чел.

24 %

44 %

24 %

8 %

Таблица 26 — Отношение к ссоре обучающихся 4 «в» класса после формирующего эксперимента

На

враждебность ответят враждебностью

Постараются уйти от ссоры

Попытаются договориться

Пойдут на уступки

Сделают вид, что ничего не произошло

2 чел.

13 чел.

9 чел.

1 чел.

8 %

52 %

36 %

4 %

Мы наблюдаем, как после формирующего эксперимента резко изменился враждебный настрой обучающихся на конфликт, большинство постараются уйти от ссоры.

Таблица 27 – Чувства, вызываемые у обучающихся 4 «в» класса до формирующего эксперимента их принадлежностью к своему народу

Гордость

Испытывают уверенность и спокойствие

Довольны принадлежностью к своему народу

Обида

Никаких чувств

7 чел.

8 чел.

4 чел

6 чел

28 %

32 %

16 %

24 %

Таблица 28 — Чувства, вызываемые у обучающихся 4 «в» класса после формирующего эксперимента их принадлежностью к своему народу

Гордость

Испытывают уверенность и спокойствие

Довольны принадлежностью к своему народу

Обида

Никаких чувств

8 чел.

9 чел.

7 чел.

1 чел.

32 %

36 %

28 %

4 %

После формирующего эксперимента, мы видим, что сократилось число тех обучающихся, которые не испытывают никаких чувств к своему народу, положительные ответы значительно увеличились.

Результаты методики: «Сестренки» в 4 «в» классе до и после формирующего эксперимента представлены в таблицах 29, 30.

Таблица 29- Результаты методики «Сестренки» в 4 «в» классе до формирующего эксперимента

2 чел.

8 %

Дружественные

Я буду с ними дружить. Я буду им радоваться. Уступил место — они же беженки. Научу говорить по-русски. Пусть учатся с нами. Попробовала язык жестов.

20 чел.

80 %

Нейтральные, Не знаю. Ничего.

3 чел.

12 %

Таблица 30 —

24 чел.

96 %

Нейтральные

Не знаю.

1 чел.

4 %

Мы видим, что после формирующего эксперимента, агрессивные ответы отсутствуют, а также уменьшилось число тех обучающихся, которые дали нейтральные ответы.

Проведя, формирующий эксперимент, мы видим, что этнокультурная компетентность и этническая толерантность обучающихся 4 «в» класса значительно повысилась по сравнению с первичными данными. Теперь нам необходимо сравнить вторичные результаты экспериментального класса с результатами контрольного 4 «а» класса, для диагностирования которых мы использовали «Вопросник для измерения уровня этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов» (Приложение 1), разработанный нами и диагностическую методику «Сестренки» (Приложение 2), разработанную Э. К. Сусловой и выявить насколько актуальным и продуктивным был формирующий эксперимент (таблица 31, 32).

Таблица 31 — Результаты «Вопросника измерения уровня этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов» в контрольном 4 «а» и экспериментальном 4 «в» классе

Вопросы

Количество обучающихся, давших положительные ответы на вопросы, Контрольный класс 4 «а» в составе 25 человек, Экспериментальный класс 4 «в» в составе 25 человек

1. Как ты относишься к национальному разнообразию?

21 чел.

22 чел.

2.Интересны ли тебе культуры других народов и хотелось бы больше о них узнать?

20 чел.

24 чел.

3. Как ты думаешь, хорошо ли ты знаешь культуру своего народа?

22 чел.

24 чел.

4. Соблюдаются ли в твоей семье традиции и обычаи твоего народа?

15 чел.

16 чел.

5. Как ты относишься к ссоре?

22 чел.

23 чел.

6. Какие чувства вызывает у тебя принадлежность к твоему народу?

24 чел.

24 чел.

Таблица 32 – Результаты методики «Сестренки» в контрольном 4 «а» и экспериментальном 4 «в» классе

Варианты ответов

Количество детей давших ответы, Контрольный 4 «а» класс в составе 25 человек, Экспериментальный 4 «в» класс в составе 25 человек, Агрессивные

1 чел.

Дружественные

21 чел.

24 чел.

Нейтральные

3 чел.

1 чел.

Из результатов данных таблиц, мы видим, что этнокультурная компетентность в 4 «в» классе существенно повысилась после проведения целенаправленного формирующего эксперимента и стала выше, чем в контрольном 4 «а» классе, в котором исследуемая компетентность на этапе констатирующего эксперимента занимала позицию выше. Формирующий эксперимент в ходе своего осуществления дал положительные результаты, что говорит об его актуальности и продуктивности.

Наша опытно-экспериментальная работа позволяет отметить качественные изменения в формировании этнокультурной компетентности и этнической толерантности обучающихся на основе их приобщения к культуре своего и разных народов.

Результаты данных диагностик позволили нам сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что контрольный этап нашего эксперимента подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что уровень этнокультурной компетентности обучающихся напрямую зависит от организационно-педагогических условии осуществляемых в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы, а именно использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия.

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Начальной общеобразовательной школы №5» г. Горно-Алтайска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 4 «а» и 4 «в», где в каждом классе обучается по двадцать пять человек. Целью нашего педагогического исследования является выявить и апробировать организационно-педагогические условия по формированию этнокультурной компетентности обучающихся в начальной школе. В ходе нашей экспериментальной работы мы хотим подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, которая основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов будет эффективным, если будут использованы этноориентированные формы учебной и внеучебной деятельности, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности обучающихся младших классов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий эксперимент;

  2. Формирующий эксперимент;

  3. Контрольный эксперимент.

Была определена цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности этнокультурной компетентности и этнической толерантности у обучающихся каждого класса и на основе полученных результатов разделить классы на экспериментальную и контрольную группу. В соответствии с поставленной целью мы использовали следующий диагностический материал: «Вопросник для измерения уровня этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов» (Приложение 1), разработанный нами и методику: «Сестренки», разработанную Э. К. Сусловой (Приложение 2) на выявление уровня этнической толерантности. В ходе проведения констатирующего эксперимента, мы получили результаты уровня сформированности этнокультурной компетентности в каждом классе. Нами были определены контрольный 4 «а» класс, в котором уровень данной компетентности оказался выше по сравнению с экспериментальным 4 «в» классом, который нуждался в ее формировании. Вторым этапом нашего педагогического исследования был формирующий эксперимент цель которого: сформировать при помощи этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности этнокультурную компетентность у экспериментального 4 «в» класса. Нами были проведены следующие этноориентированные технологии : упражнения «Паутина предрассудков», «Групповая картинка», «Добрые слова», «Чем мы похожи?» (Приложение 3), игры «Неведомые миры», «Карамбия» (Приложение 4), проблемные ситуации «Чей подарок лучше?», «Для какой игры посылка?» (Приложение 5), а также ознакомились и проанализировали причты, байки, истории и мифы, способствующие развитию толерантности обучающихся (Приложение 8), организовали консультации с родителями обучающихся (Приложение 6), провели внеклассное занятие «Пойми меня» (Приложение 7), цель которого развитие у обучающихся начальных классов способности по ставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества, развитие этнической толерантности.

Последним этапом нашего исследования являлся контрольный эксперимент цель которого: сравнить полученные результаты экспериментального класса до и после формирующего эксперимента, а также результаты контрольного класса с вторичными результатами экспериментального, полученными после формирующего эксперимента и на основе полученных данных сделать вывод подтвердилась ли наша гипотеза исследования или нет. Сравнивая полученные данные до и после формирующего эксперимента в экспериментальном классе мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказалась действенной, т.к. существенно сократилось число обучающихся с низкой этнокультурной компетентностью и повысилась их этническая толерантность. При сравнении вторичных результатов экспериментального 4 «в» класса, полученными после формирующего эксперимента с результатами контрольного 4 «а» класса, мы видим, что изначально в 4 «а» этнокультурная компетентность была выше, но после формирующего эксперимента в 4 «в» она значимо повысилась по сравнению с контрольным классом. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась — процесс формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов будет эффективным, если будут использованы этноориентированные формы учебной и внеучебной деятельности.

С учетом данных, полученных в ходе эксперимента, нами были выявлены следующие организационно-педагогические условия, которые эффективно влияют на формирование этнокультурной компетентности у обучающихся начальных классов. При формировании этнокультурной компетентности необходимо учитывать социальные реалии нашего государства: различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, национальных символах, способах мышления и поведения, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы.

Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. В последнее время появился тезис о национальном семейном образовании. Национальное семейное образование направлено на создание национального и образовательного пространства, в котором человек, осознанно делая свой выбор, становится носителем ценностей своего народа. В связи с вышесказанным особое значение приобретают методы использования ролевых игр в формировании этнокультурной компетентности. Основными целями работы с обучающимися начальных классов являются: знакомство с мифами, легендами, другими памятниками истории, литературы, формирование навыков культуры межнациональных отношений, развитие дружеских взаимоотношений, понимания и принятия другой культуры, толерантного отношения к детям других национальностей, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении.

Эффективными будут следующие направления формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов.

Учебная деятельность — усиление изучаемого программного материала (отдельные предметы и темы) материалами национально — регионального содержания, учет единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Формирование системы знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих развитие этнической толерантности (беседы, дискуссии, проблемные вопросы, ситуации, экскурсии, мини-сочинения, эссе, видеоуроки).

Внеурочная работа по предмету — создание и введение факультативного курса, обеспечивающего формирование определенной системы знаний, способов деятельности и ценностей в плане развития этнической толерантности (интеллектуальные игры, конкурсы, экскурсии, урок-путешествие, урок- «суд над явлением», выпуск стенгазет, решение проблемных задач и ситуаций, различные выставки и др.)

Внеклассная и внешкольная работа. Проведение классных и общешкольных, городских мероприятий совместно с родителями. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры (выставки, праздники, ролевые игры, групповые творческие проекты, театрализованные представления и др.).

В образовательном учреждении должны быть определены роли классного руководителя, школьного психолога и приемы работы по формированию этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов. Классный руководитель, школьный психолог проводят тренинги общения, специальные психотехнические упражнения, ролевые игры, используют новейшие педагогические технологии (социодрамма), организуют творческие проекты.

Тренинг (индивидуальный, групповой) помогает обучающимся овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений, развивает у обучающихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и людей различных национальностей, обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с другими людьми. Специальные психотехнические упражнения являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе.

Социодрамма (социально-психологический театр) отрабатывает умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, иной национальности, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Ролевые игры направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением. Игра позволяет ее участникам приобрести практический опыт, критически оценить уровень своей толерантности по отношению к этнокультурным различиям. Особое внимание заслуживает выполнение групповых творческих проектов (разработка сценариев национальных праздников «Масленица», создание коллекции русской национальной одежды для кукол: журнал, выставка).

Таким образом в ходе нашей опытно-экспериментальной работы подтвердилась гипотеза исследования — процесс формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов будет эффективным, если будут использованы этноориентированные формы учебной и внеучебной деятельности, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности обучающихся младших классов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Анализируя,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании доказано, что этнокультурная компетентность является педагогической категорией, характеризуемой следующими структурными блоками-позициями: сущность явления, его содержание, цель, механизмы и формы формирования, критерии действенности и эффективности. Этнокультурная компетентность выступает интегрированным качеством личности, характеризующая степень усвоения этнической культуры своего народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей, интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в этнокультурном становлении и развитии обучающихся, воспитании культуры толерантного отношения к полиэтническому окружению. В работе выявлена закономерность между формированием этнокультурной компетентности и воспитанием этнической толерантности, являющейся инструментом и механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность, одно из них всегда предполагает другое. Этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. Этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта. Мы выявили, что образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для формирования у обучающихся этнокультурной компетентности как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности. Для этого используются этноориентированные технологии обучения и воспитания, наполненные этнокультурным содержанием. учебными дисциплинами, курсами, факультативами либо являются частью содержания предмета, урока. Также используются активные методы обучения и воспитания в процессе формирования этнокультурной компетентности обучающихся содействующие тому, чтобы ребенок занял активную личностную позицию и в полной мере мог проявить себя как субъект познавательной деятельности. Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования в ходе опытно-экспериментальной работы получила свое подтверждение, следовательно, цель нашей исследовательской работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/etnokulturnoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/

  1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 2001.-247 с.

  2. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 2005. — 412 с.

  3. Вавилин, В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонента этнической культуры//Социологические исследования. 2003. — №1.- С. 93-96.

  4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2009. — 168 с.

  5. Галкина, Е.М. Этническая идентичность подростков их национально смешанных семей: дис. канд.псих.наук. М., 2007. — 120 с.

  6. Гаязов, А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. -Уфа.: Изд-во БГПУ, 2001. 117 с.

  7. Гумилев, Л.H. От Руси к России: очерки этической истории. -М.: Экопрос, 2002.-396 с.

  8. Крысько, В.Г. Этническая психология: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.

  9. Кузьмин, М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 2004. — №6. — С.3-11.

  10. Кукушин, B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.

  11. Кукушин, B.C. Этнопедагогика: уч. пособие. М.: МПСИ-МОДАК, 2002. — 304 с.

  12. Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 2001.511 с.

  13. Кюнкрикова, И.В. Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2003. — 26с.

  14. Лихачев, Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 2008.-256 с.

  15. Лурье, С.В. Историческая этнология. М.: Наука, 2005. — 342 с.

  16. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 14-19.

  17. Ребенок в мире культуры / под ред. Р. М. Чумичевой. М.: Сервис-Школа, 2010. -558с.

  18. Савенкова, Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. М.: Изд. дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2000. — 288с.

  19. Садохин, А.П. Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Академия, 2000.304 с.

  20. Саракуев, Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. -М.: Институт практической психологии, 2006.- 344с.

  21. Соколов, Э.В. Культурология: очерки теорий культуры. М.: ЮНИТИ, 2003. -312с.

  22. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1999.-320 с.

  23. Супрунова, Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования//Этнопедагогика педагогика жизни. — М.: Элиста, 2001. -С.52-95.

  24. Тишков, В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. — 544 с.

  25. Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 2009.-412 с.

  26. Чешко, С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -2000.-№6. -С. 35-49.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(справочное)

Вопросник для измерения уровня этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов

Цель: выявление уровня сформированности этнокультурной компетентности у обучающихся начальных классов

1. Твоя национальность?

2. Как ты относишься к национальному разнообразию?, А) для меня это — нормальное явление, Б) нравится, что все люди разные, В) это явление меня не раздражает, Г) это никак меня не затрагивает, Д) национальные различия меня раздражают

3. Интересны ли тебе культуры других народов и хотелось бы больше о них узнать?, А) да мне интересны культуры других народов, и я хотел бы узнать о них больше, Б) не интересуюсь этой проблемой, В) удовлетворен своими познаниями, Г) не могу определиться в своих интересах

4. Как ты думаешь, хорошо ли ты знаешь культуру своего народа?, А) считаю, что знаю ее хорошо, Б) знаю частично

В) знаю плохо

Г) не знаю совсем

5. Соблюдаются ли в твоей семье традиции и обычаи твоего народа?, А) всегда соблюдаются, Б) иногда соблюдаются, В) очень редко соблюдаются, Г) не соблюдаются

6.Как ты относишься к ссоре?, А) на враждебность отвечаю враждебностью, Б) постараюсь уйти от ссоры, В) попытаюсь договориться, Г) пойду на уступки, Д) сделаю вид, что ничего не произошло

7. Какие чувства вызывает у тебя принадлежность к твоему народу?, А) испытываю чувство гордости, Б) испытываю уверенность и спокойствие, В) доволен своей принадлежностью к своему народу, Г) испытываю обиду, Д) не испытываю никаких чувств, ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(справочное)

Методика «Сестренки»

(составитель Э. К. Суслова)

Цель методики:

Задание:

Обработка результатов:

  1. ответы с агрессивным содержанием,

  2. дружественным,

  3. нейтральным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(справочное)

Упражнения, направленные на формирование этнокультурной компетентности у обучающихся начальных классов

1.Упражнение «Паутина предрассудков»

Цель: формирование у обучающихся начальных классов этнокультурной компетентности и этнической толерантности.

Ход упражнения

Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. Опутанный «паутиной предрассудков» человек ощущает себя бесправным, беззащитным, обиженным и т.п. Затем ведущий задаёт участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого «народа»?» У членов группы возникает желание распутать «народ». Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе», посочувствовать ему.

Рефлексия упражнения.

2. Упражнение «Групповая картинка»

Цели:

  • осознание стереотипов поведения различных групп;

  • активизация, повышение настроения у обучающихся класса .

Процедура проведения:, Класс делится на подгруп­, Рефлексия упражнения.

3. Упражнение «Добрые слова»

Цель: развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии; развитие умения выражать позитивные мысли и поддержку; моделирование позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Содержание.

Ведущий обращается к участнику (лучше к самой смелой девочке): «Таня, ты говоришь добрые слова соседу слева. Затем он повторяет эти слова с ме­стоимением «я». А потом адресует свои собственные слова своему соседу».

Ведущему важно удержаться от произнесения примерных слов, так как важно, чтобы дети сделали это сами.

В результате упражнение состоит из цепочки подобных высказываний:

Коля, ты очень добрый и интересный человек!

Я — очень добрый и интересный человек. Ты, Маша, классная дев­чонка;

Я — классная девчонка, а ты, Женя, солнышко!

Я — солнышко, а ты, Анвар, настоящий друг и т.п.

Упражнение заканчивается, когда последний участник говорит добрые слова человеку, начавшему цепочку.

4.