«Факторы становления толерантности у подростков»

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности – будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т.д. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Российская Федерация – многонациональное государство. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как подогреваются многочисленными осложняющими факторами, такими как, тяжелая социально-экономическая обстановка, недавние вооруженные конфликты, давние разногласия между некоторыми этническими группами, невнятность национальной и миграционной политики.

В данной работе, толерантность рассматривается не как покорная терпимость, а как трезвое продуманное и взвешенное желание, основанное на осознании своей этнической принадлежности, выслушать и понять иную точку зрения, отказ от стереотипов в мышлении, готовность к сотрудничеству с людьми разных рас, наций и религий.

«Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. Вместе с тем, толерантность…. не беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности и незаконным действиям» 1 .

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» 2 .

Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Рассмотрим понятие «этничностъ». В определенных случаях термин «этничностъ» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничностъ» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ейток — «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности. Концепция трудно поддается определению, поэтому некоторые исследователи называют этот термин «хамелеонским». Возможно именно «хамелеонство», пластичность дефиниции этничности является преимуществом. Она позволяет анализировать и сравнивать различные явления, отслеживать идентификационное и социальное многообразие, которое зачастую не укладывается в устоявшуюся классификационную систему национальностей. Понятие «этничностъ» помогает прослеживать и становление новых этносов, и ответить на вопрос, в том что именно связывает только часть (группу) людей одной национальности.

12 стр., 5610 слов

Социально-философские основания толерантности

... 744 с. . В светской философии Востока, фальсафа», можно обнаружить основы терпимости и толерантности См. Степанянц, М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX- XX вв. ... ]: http://www.psylib.ukrweb.net/books/berdn01/txt11.htm. Человек должен оправдать себя перед Богом не через постоянное покаяние в своих грехах, а через творческое преображение мира. Понятие толерантности, таким образом, ...

Что касается этнической толерантности, то это очень актуальная проблема. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов (Нагорный Карабах, Чечня) столкнулись сотни тысяч наших соотечественников. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети — вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе. Этническая толерантность — это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность — не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Вопросы межэтнических отношений привлекают внимание ученых и общественности. Дело еще и в том, что в последнее десятилетие во многих крупных городах России с традиционным преобладанием русского населения произошло существенное изменение этнодемографической ситуации. В них значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов. Так, в Москве сегодня живут представители 150-ти национальностей; каждый десятый житель столицы — нерусский. Подобная ситуация складывается и в Саратовской области.

Целью данной работы является изучение и анализ состояния установок этнической толерантности у современной молодежи г. Маркса Саратовской области.

15 стр., 7300 слов

Исследования этнических стереотипов в рамках социальной психологии

... этнической психологии в целом. Далее акцентируем внимание на происхождении, свойствах и особенностях термина "социальный стереотип", чтобы затем перейти к более детальному изучению этнических стереотипов: их генезиса, функций и методов исследования. ...

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнической толерантности.

2. Подбор методик для исследования состояния установок толерантного поведения.

3. Проведение исследования состояния установок толерантного поведения у современной молодежи на примере двух групп: экспериментальной и контрольной (возраст 16-17 лет);

4. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования были выбраны две группы молодежи: качестве экспериментальной группы была выбрана группа из 25 человек в возрасте 16-17 лет из молодежного клуба «Союз немецкой молодежи «ТОТАЛ» при Российско-немецком доме, в качестве контрольной группы – группа учащихся 11 «а» класса общеобразовательной школы № 3.

Предметом исследования в этих группах было выбрана толерантность.

Гипотеза предполагает, что развитие этнической толерантности находится в тесной связи с другими видами толерантности.

В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, тестирование, сравнение, методы статистической обработки данных.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в данных учебных заведениях была проведена комплексная программа по диагностике и формированию установок этнической толерантности у молодежи.

Практическое значение этого исследования в том, что она может быть использована в совместной работе педагогов и психологов по формированию этническо-толерантного пространства в образовательных учреждениях.

1.1. Понятие толерантности и толерантного поведения

Сейчас в России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов.

Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией молодежь, чьи личности еще только формируются. Причем этот процесс идет в резко расслоившемся на богатых, бедных и просто нищих людей обществе с его глубоко укоренившимися имперскими, авторитарными и люмпенскими стереотипами. Эти обстоятельства накладываются на свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. Поэтому молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности. Все это может приводить к возникновению в менталитете молодого человека зародышей этноцентризма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений.

3 стр., 1468 слов

Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества

... окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его ... которой мы себя ощущаем. 1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества 1.1 Мировоззрение и его сущность Человек рождается дважды. В первый раз ...

Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе социализации молодежи этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешней молодежи – это ориентации взрослых людей начала ХХI века и последующих за ними поколений.

С середины 90-х годов XX в. стало все более активно изучаться такое явление, как толерантность. Как мы уже говорили, значимость этого явления была подтверждена на самом высоком международном уровне, когда ООН объявила 1995 год «годом толерантности», а 16 ноября того же года приняла Декларацию принципов толерантности. В ней содержится определение толерантности, включающее такие компоненты, как: «обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и социальными группами; уважение и разнообразие различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Рассмотрим исходные понятия психологии толерантности.

Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенциально-гуманистический подход).

Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости». Ощущение собственной неполноты — обязательное условие совершенствования личности. Оно возможно только при сопоставлении себя с другими, предварительно отказавшись от привилегии первого лица 1 .

Воспитание толерантности – это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира. Толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развития дружественных сообществ, которые ее принимают.

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды 1 .

Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека; это – главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это полная противоположность нетерпимости (интолерантности).

2 стр., 896 слов

Роль и значение рекламы в современном обществе

... решения острых социальных проблем. социальная реклама. Она выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе: 1) Популяризация здорового образа жизни; 2) ... Но её первая задача – присоединение людей к их ней американской системе. Реклама способна помочь людям почувствовать, что они являются частью общества которое предлагает всё самое лучшее, ...

Нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. Это патология, лечение которой требует мобилизации всех возможных усилий по защите здоровья и благополучия общества. И хотя «превентивная медицина» в форме всестороннего, непрерывного воспитания в духе мира, прав человека и демократии является самым эффективным лекарством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов. Политики, педагоги, да и все граждане должны уметь распознавать симптомы или признаки интолерантности и принимать соответствующие меры. Целительные усилия должны быть продуманы и предприняты сразу же, как только проявятся симптомы. Если мы хотим избавиться от насилия, мы должны решительно противостоять нетерпимости.

Интолерантность проистекает из убежденности человека или социокультурной группы в том, что их система верований или образ жизни являются высшими по отношению к системе верований, образу жизни других групп. Интолерантность порождает цепь тяжелых последствий. Это происходит в силу невоспитанности людей или из-за их пренебрежительного отношения к другим, а также в силу таких социальных систем, как апартеид или геноцид. В основании всех этих явлений лежит отрицание безусловной ценности человеческой личности 1 .

Кто бы ни занимался воспитанием толерантности, будь то правительство, общественная организация, школа или отдельный учитель, при выработке профилактических и целительных мер им необходимо учитывать степень и форму проявлений интолерантности в конкретной среде, а также важно знать, вчем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями.

Критерии толерантности

— равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

— взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным групппам (инвалидам, беженцам и др.);

-равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

-сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

-охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

-возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

14 стр., 6984 слов

Психологические типы и поведение человека в группе

... отдельной личностью своих взглядов, чтобы не войти в противоречие с др. членами группы), сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу), конфликтность и др. 1.2 Классические типологии поведения личности В связи ...

-свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

-сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

-позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами 1 .

Проявления нетерпимости:

-оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

-игнорирование (отказ в беседе, в признании);

-негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

-этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

-поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

-преследования, запугивания, угрозы;

-дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

-расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

-ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

-национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

-фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

-империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

-эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

-осквернение религиозных или культурных символов;

-религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

-изгнание (официальное или насильственное);

-сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

-репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Эти критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.

7 стр., 3178 слов

Духовный мир и мировоззренческие ценности человека

... мировоззрения и духовных качеств, которые представляют ценность для субъекта , обеспечивают самостоятельность и относительную независимость его духовности и практического существования. Итак, сознание человека представляет собой идеальное свойство высшей нервной деятельности (головного мозга) человека и ...

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций 1 .

По определению В. И. Даля, термин «принцип» означает «научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают» 2 . Принципы должны быть органически связаны с задачами соответствующего вида деятельности. Задачи, так же как и принципы деятельности, являются изначальными, отправными положениями для формирования системы предписаний в законе. Характер и систему принципов предопределяют именно задачи конкретного вида деятельности. Сами задачи должны всегда соизмеряться с принципами и не могут с ними расходиться. Категория «задача» отвечает на вопрос, на что направлена деятельность, а категория «принцип» как, каким образом она осуществляется.

Рассмотрения толерантности как принципа поведения и деятельности позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном — это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом — правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма (интолерантности).

Чтобы сделать общество более толерантным государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. В противном случае, в среде социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним будут развиваться различные формы агрессивного поведения.

Деятельностный подход к субъекту толерантности основан на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими и позволяет найти наиболее существенные механизмы распространения гуманистических отношений в обществе и, в соответствии с этим механизмы эффективной адаптации человека к социальной среде. Субъект толерантности понимается как саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия. Целесообразность введения данного понятия обусловлена тем, что данный субъект должен быть равным к другому с другим и это равенство должно быть, как санкционировано, так и установлено государством.

6 стр., 2871 слов

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

... Вариативная функция. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ 2. 1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они ... исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки. Сложившиеся в обществе нормы обретают относительную устойчивость и, в свою очередь, ...

Таким образом «присутствие и доступность мира для каждого» является принципиальной особенностью смысла сферы «между». Сфера «между» выражает интерсубъективность как связь одного субъекта с другим субъектом. С этой точки зрения, толерантные отношения определяются как организованные субъектом уравновешивающие друг друга социокультурные процессы, имеющие статус социальной технологии 1 .

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе «нормальной» социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других. Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

Рассмотрению толерантности с точки зрения принципа поведения способствуют работы, посвященные исследованию различных моделей этнического поведения. В зарубежной философии и социально-психологической мысли в этом отношении можно выделить работы таких авторов как Дж. М. Бъюкенен, М. Вебер, Э. Фромм, Дж. Ролз, А. Сен, Б. Де Жувенель, Л. фон Мизес, П. Козловски, Ю. Хабермас, Ф. Хайек и др. В российской этике впервые моделями этического поведения начала заниматься Л. А. Громова, которая в 1995 году защитила докторскую диссертацию по этическим моделям экономического поведения. Также можно назвать работы Г. С. Баранова, Н. А. Барановой, Д. Ж. Валеева и др.

Есть и еще один аспект «толерантности». Уже сейчас видно, что воспитание «установок толерантного сознания» сводится к этнографическому ликбезу, а точнее к культивированию представлений о том, что общество разделено по этническим линиям и в окружающих надо видеть прежде всего представителей той или иной этнической группы.

В отечественной науке сложилось два подхода к пониманию сути этнической толерантности. Первый, как правило, связывают с В.А. Тишковым, который трактует ее как «уважение» и «невмешательство» 1 .

Другой подход, которого придерживаются большинство современных российских исследователей, сформулирован Л.М. Дробижевой. Она определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» 1 . Нам представляется целесообразным учесть оба подхода с тем, чтобы расширить «поле» действия этнофоров, которые можно трактовать в качестве толерантных; это позволит не только шире, но и глубже изучить механизмы формирования как этнической толерантности, так и ее антипода – интолерантности.

19 стр., 9238 слов

Формирование толерантного поведения у старшеклассников в условиях ...

... Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. §1. Этимология понятия «толерантность» ... формирования толерантного поведения у старшеклассников. Т олерантность включает в себя уважение ценностей и ... условия, способствующие формированию толерантности. Распространять позитивный подход к этническим вопросам, предотвращающим любые проявления ...

Анализ понятий «толерантность» и «этническая толерантность» позволяет сделать вывод о том, что данные термины имеют ряд общих и различных характеристик. Специфика понятия «этническая толерантность» заключается в том, что, во-первых, она понимается как вид толерантности, в основе которого — принятие «иного», обусловленного принадлежностью к другой этнической группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться как черта личности, характеризующая спектр личностных проявлений, тогда как этническая толерантность понимается как комплекс установок по отношению к другой (другим) этническим группам. Исходя из этого, толерантность как личностная черта является более стабильной характеристикой, а этническая толерантность/интолерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению. В данной работе под этнической толерантностью/интолерантностью понимается социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Рассматривая этническую толерантность как комплекс установок, можно выделить в ее структуре следующие компоненты 2 :

  1. Когнитивный (представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);

  2. Эмоциональный (отношение к другим этническим группам);

  3. Поведенческий (конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп).

Из вышесказанного мы и будем исходить в анализе проблематики нашего исследования, посвященного этнической толерантности.

Исследование характера и содержания межэтнических отношений позволяет выделить следующие типы толерантности:

1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп);

3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку — языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этнической идентичности приводят к этнической нетерпимости. Позитивная этническая идентичность формируется у народов, знающих и любящих свою культуру и историю. На это имеет право каждый народ. Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и культуры малых народов России — это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени. Необходимо, чтобы этот интерес к культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности.

1.3. Факторы, влияющие на формирование толерантности в молодежной среде

На формирование толерантности влияют такие факторы:

  • агрессивность,

  • система ценностей,

  • идентичность.

Рассмотрим эти факторы и их характеристику подробнее.

Агрессивность

Существуют разные определения агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974, 1981; Feshbach, 1970), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом (Zillmann, 1979), ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться 1 .

Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления).

Шумные игры — в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред — фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивное поведение.

Агрессия, отчуждение, взаимная неприязнь вызывают соответствующую реакцию, влияют на уровень толерантности в обществе вообще и молодежи в частности.

По данным социологического опроса Государственного института развития семьи и молодежи в июне 2007 года, только 18% молодежи считают, что большинству людей можно доверять. Все заметнее становятся маргиналы, развиваются антисемитские настроения, распространяется ксенофобия. А это, в конце концов, вопрос не только имиджа страны (и его производных в виде инвестиций, возможностей получения виз для российских граждан, количества иностранных студентов в российских вузах и тому подобное), но и безопасности каждого из граждан.

Система ценностей

В период построения демократического, ориентированного на рыночную экономику общества в России во всех социальных сферах происходят существенные изменения, сопровождающиеся разрушением старых социальных представлений и созданием новых. Коренные преобразования в экономической и политической сферах ведут и к переменам в духовной культуре: рушатся привычные идеалы, меняются ценности, формируются новые традиции, новые способы поведения. Социально-экономические условия и господствующая идеология в стране являются основными факторами развития личности, и изменения в характере общественных отношений не могут не влиять на психологию отдельных индивидов и социальных групп. Каждой эпохе, определенному социально-экономическому устройству общества соответствует и свой тип социального характера, свой тип личности с определенным менталитетом, с определенной системой ценностей 1 .

Для описания того, на какие ценности опираются люди, социологи пользуются термином социальной ориентацией. Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Другими словами, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Дадим несколько различных определений понятиям ценностям:

1. Ценности — общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным, полезным.

2. Ценности — это обобщённые цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из мощнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Рассмотрим самые распространённые.

Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях их жизни не так много — два-три десятка. Они формируются в период так называемой первичной социализации человека, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

Чем же характеризуется ценностное сознание россиян? На этот вопрос попытались дать ответ социологи во главе с Н.И. Лапиным в одном из исследований, посвящённому изменениям ценностей в структуре общества. Из всего многообразия ценностей были выделены те, которые в большей степени влияют на поведение индивида в кризисном обществе. С помощью опроса 50 студентов выделили согласованный перечень из 14 базовых ценностей, или ценностных понятий, включающих 7 терминальных и 7 инструментальных ценностей и выражаемых через ценностные понятия.

Терминальные ценности:

1. Жизнь человека как высшая ценность, самоценность.

2. Свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свободы для» реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида.

3. Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами.

4. Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь.

5. Семья, личное счастье, продолжение рода.

6. Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка.

7. Благополучие — доходы, комфорт своей жизни, здоровье.

Инструментальные ценности:

1. Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться.

2. Традиционность — уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств.

3. Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям.

4. Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.

5. Авторитетность — способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы.

6. Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими.

7. Вольность как архаичная «свобода от» ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности

По результатам исследования выяснилось, что наиболее распространёнными среди россиян были и остаются три ценности: законность, семья, общение. Следовательно, это ценности, доминирующие в ценностном сознании граждан. Среди них на первом месте — законность, в конкретном человеческом смысле, как жизненная потребность в установлении государством такого порядка в обществе, который на деле обеспечивает безопасность индивидов. На втором месте — семья. По мнению исследователей, это вполне естественно, то в кризисном социуме семья стала для большинства россиян центром притяжения их душевных и физических сил. После семьи следует другая терминальная ценность — общение. Семья и общение — тесно связанные между собой универсальные, общечеловеческие ценности. Дальше следуют такие ценности, как нравственность, работа и так далее по мере убывания важности той или иной ценности.

Какая же взаимосвязь ценностных приоритетов и типов толерантности? Например, являясь значимой ценность доброты оказывает влияние на проявление гендерной, межличностной, межэтнической толерантности; ценность безопасности, выражающаяся в стремлении к социальному порядку, безопасности для семьи, национальной безопасности, взаимопомощи влияет на проявление поколенческой и межличностной, а также профессиональной и управленческой толерантности; приоритетность ценности универсализма, которая заключается в потребности выживания групп и индивидов, становится необходимой при вступлении в контакт с кем-либо и связана с проявлением управленческой, профессиональной и социально-экономической толерантности и т.д.

Идентичность и этническая идентичность

Идентичность (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.

Понятие социальной идентичности восходит к двум наукам, психологии и социологии. С точки зрения психологии, социальная идентичность — это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в систему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и др).

С точки зрения социологии, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью (В.Ядов, А. Тешфел, Бергер и Лукман и др).

При этом ставится вопрос: идентичность понимается как форма описания структуры, некая схема, или же она возводится в ранг объяснительного принципа, механизма, объясняющего различные аспекты поведения?

Многие исследователи, начиная от классиков — основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности. По сути, социальная идентичность в этом смысле — это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлык, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает в качестве мыслительной структуры, в которой соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного человека в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума — половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная.

И так, этническая идентичность

— во-первых, этническая осведомленность (знания об этнических группах — своей и чужих, их истории и традициях, присущих им психологических особенностях, а также различиях между ними);

— во-вторых, этническая самоидентификация (использование «этнического ярлыка» — этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе).

На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство и т.д. и т.п.

Этническая идентичность

В психологии общепризнанно, что социальный контекст играет существенную роль в формировании этнической идентичности, детально это влияние изучалось в относительно небольшом количестве исследований. Формирование этнической идентичности индивидов обусловлено особенностями их социального окружения, этнических групп, к которым они принадлежат, и отношений между данными общностями. Среди самых существенных факторов, в разной степени исследованных в мировой науке, можно выделить:

1) особенности этнической социализации в семье, а также в других её институтах: школе, группе сверстников, ВУЗе и т.п.;

2) особенности этноконтактной среды, прежде всего степень этнической однородности ближайшего и более широкого окружения;

3) место этнической группы в более широком социальном сообществе, статусные отношения между группами.

На формирование этнической идентичности непосредственное воздействие оказывают многие институты социализации. Среди них выделяют, во-первых, государство, разрабатывающее политику в отношении национальной идентичности своих граждан, и институты, через которые эта политика проводится (перепись, паспортная система, система образования); во-вторых, структуры гражданского общества: национальные движения и рганизации (Карпенко, 1998).

На формирование этнической идентичности членов групп меньшинства непосредственное влияние оказывает плотность этнического окружения.

Многие авторы отмечают позитивную связь реализованной этнической идентичности с этнической однородностью ближайшего социального окружения. Так же на формирование этнической идентичности оказывает воздействие степень однородности не только ближайшего окружения, но и окружения более широкого. Иными словами, значимо то, живёт ли человек в полиэтнической или моноэтнической среде.

Ситуация межэтнического общения даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Завершая рассмотрение вопроса о том, как социальный контекст влияет на этническую идентичность индивида, следует подчеркнуть, что с возрастом у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутригрупповой ориентации. Происходит это потому, что в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, молодой человек приобретает всё новые знания о межэтнических различиях и более реалистично определяет свою принадлежность к определённому народу. В результате каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической группе.

Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно. Особенно актуальным признается изучение этнического самосознания в связи с вопросами толерантности в межэтнических контактах (Толерантность и согласие, 1997; Идентичность и толерантность, 2002).

Благодаря проведенным исследованиям был описан ряд социально-психологических и культурных факторов (Лебедева, 1997, 1998; Стефаненко, 1997 и др.), оказывающих влияние на развитие и формы проявления межэтнической нетерпимости. В связи с этим можно сделать вывод, что этническая идентичность представителей различных этнических групп взаимосвязана с их толерантным-интолерантным отношением к представителям этноконтактных групп.

И так, рассмотрев эти три фактора и воздействуя на них, мы можем влиять на формирование толерантного поведения молодежи.

аключение

Изучив вопрос воспитания и формирования этнической толерантности в молодежной среде, можно сделать выводы, что интерес к данному вопросу неслучаен, т.к. формирование этнической толерантности – это проблема, которая приобрела особую актуальность в современном мире.

Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта разных народов. В русский язык слово «толерантность» вошло в употребление сравнительно недавно.

В данном исследовании систематизированы основные теоретические направления, исследования проблемы толерантности следующим образом: во-первых, толерантность рассматривается как проблема связанная с признанием идеи многообразия культур (Р.Р. Валитова, 1996; Л.В. Скворцов, 1997 и др.); во-вторых, толерантность – как способность личности слышать и уважать мнение других, признавать равенство и отвергать доминирование и насилие (А.Г.Асмолов и др.); в-третьих, толерантность – как личностная характеристика (Г.Олпорт, 2003; В.А. Тишков, 1997 и др.); в-четвертых, толерантность в социальных отношениях – как терпимость к представителям других групп (Г.У. Солдатова, 2001, 2003; Т.Г. Стефаненко, 1999, 2002 и др.).

Выделенные направления пересекаются друг с другом, так как все они связывают толерантность с признанием сосуществования различных, непохожих реальностей и с отношениями людей в этих реальностях.

Социальные психологи (Солдатова, 2001; Т.Г. Стефаненко, 2002 и др.) уделяют большое значение различным аспектам этнической толерантности. В этнопсихологических исследованиях толерантность – это позитивное отношение к группе с отличающейся культурой, религией. Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной (Т.Г. Стефаненко, 2002).

В отечественных этнопсихологических исследованиях отмечается, что если представители разных этносов имеют сходный жизненный опыт, обладают территориальной близостью и взаимодействуют друг с другом, то они более толерантны к другому этносу. Ценности культуры, в которой живет индивид, установки на конструктивное или конфликтное взаимодействие могут влиять на толерантность к представителям других этносов (Ю.А. Гаюрова, 2002).

Проблема толерантности не была бы столь актуальна в настоящее время, если бы не была связана с деструктивными действиями, которые являются следствием нетерпимого отношения. В поликультурном пространстве может возникнуть как толерантное, так и противоположное ему, интолерантное сознание (Г.У.Солдатова, 2001; Г.Олпорт, 2003 и др.).

Его проявления многообразны: этнонациональные конфликты, дискриминация меньшинств, акты ксенофобии, особенно в отношении беженцев и мигрантов.

Теоретический анализ исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия толерантного сознания, которое было использовано в данной работе: толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы можно влиять на формирование толерантного поведения в молодежной среде.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tolerantnost-v-psihologii/

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СПб.: Гос. ин-т по изучению мозга, 1995.- 230 с.

  2. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие для студентов университетов (изд-е второе, дополненное).- М.: Ключ-С, 1999. -270 с.

  3. Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян. Психология индивидуальности/ Под ред. А.Н.Татарко, Д.В.Лимарем. — М.: Изд. ГУ-ВШЭ. – 512 с.

  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. — М.: Наука, 2001. – 654 с.

  5. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности/ Под ред. В.М. Золотухина.- Кемерово: Изд-во КГТУ, 1999. — 63 с.

  6. Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе/ Под ред. П.М. Козырева. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. — 176 с.

  7. Кросс-культурная психология: цели и методы исследований. Этология человека и смежные дисциплины/ Под ред. М.Л. Бутовской., М.: Аванта, 2004. – 364 с.

  8. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия/ Под ред. О.В.Луневой и Т.Г. Стефаненко.- М.: РУДН, 2003. — 406 с.

  9. Методы математической обработки в психологии/ Под ред. Е. В. Сидоренко.- М.: Речь, 2007. – 334 с.

  10. Модернизация общества и этническая толерантность. Толерантность в межкультурном диалоге/ Под ред. Н.М.Лебедевой, А.Н. Татарко.- М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 2005. – 326 с.

  11. Молодежный экстремизм/ Под ред. А.А. Козлова. — СПб.: СПбГУ, 1996.-140 с.

  12. На пути к толерантному сознанию/ Под ред. А.Г. Асмолова — М.: Смысл, 2000. — 255 с.

  13. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.- М.: Психология, 1988. – 188 с.

  14. Психологические исследования этнической толерантности/ Под ред. Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гаюрова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. -238 с.

  15. Психологические тесты/ Под редакцией А. А. Карелина.- М.: Владос, 1999. – 214 с.

  16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Психология, 1998. – 118 с.

  17. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. — М.: Генезис,- 2000. – 112 с.

  18. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2004. – 328 с.

  19. Социальная психология этнических групп. Хрестоматия.- М.: МГППУ, 2000. – 456 с.

  20. Социальная психология этнических миграций. — М.: ИЭА РАН, 1993.-195 с.

  21. Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы/ Под ред. В.В. Гриценко.- М.: Николаев, 2004 — 184 с.

  22. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.-М.: Знание, 1996.- 345 с.

  23. Толерантность и культурная традиция/ Под ред. М.Ю.Мартыновой. — М.: РУДН, 2002.-447с.

  24. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Под ред. В.П. Вдовиченко. — М.: Аспект Пресс, 2003. – 24 с.

  25. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- 296 с.

  26. Этнопсихологический словарь/ Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Психология, 1999.- 564 с.

  27. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву­зов / Под ред. Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.-208 с.

  28. Этология человека и смежные дисциплины/ под ред. М.Л. Бутовской. — М.: Аванта, 2004.- 324 с.

  29. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: о «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков// Век толерантности. Научно-публицистический вестник. — № 2. — 2001.– С. 21-

  30. Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников// Литература: Еженед. газ. изд. дома «Первое сентября». -№39.- 2002.- С.9-10.

  31. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -№1. -1996. — С. 33-37.

  32. Влияние психологических характеристик культур на социальные представления русских и немцев о ситуации гостеприимства// Психологический журнал, -№ 4. -2006. — С.77-85

  33. Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. -№ 7.- 2006. — С. 13-22.

  34. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-№6.-2002.- С.12-16.

  35. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. //Педагогика.- №3. -1989.– С. 14-15

  36. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников. -№1. -2006.-С.13-17.

  37. Гудков, Л.Д. Динамика этнических стереотипов/ Л. Д. Гудков// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. — № 2. — 1995. — С. 22 — 26.

  38. Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// «Первое сентября».-№ 66.- 2000. – С. 3-4

  39. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -№ 6. -2003. -С. 40-55.

  40. Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-№9.-2003. — С.59-62.

  41. Золотухин В. М. Толерантность как принцип поведения/ Журнал практической психологии и психоанализа.- № 3.- 2001. – С. 3-7

  42. Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений//Методист. -№4.-2004.- С.14-17.

  43. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-№1.-2003.- С.18-25.

  44. Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость// Первое сентября.- № 3.-2004.-С.2-4.

  45. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 17-18

  46. Мелихова Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре//Образование. -№3. -2004. -С. 53-68.

  47. Мурашов А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима//Мир образования – образование в мире. -№3.-2003. -С.189-194.

  48. Олпорт Г. Природа предубеждения.// Век толерантности. -№5.- 2003. – С. 14-15

  49. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности // Вопросы психологии.- № 2.- 2006. -С 15 -16.

  50. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения?// Октябрь. — №3.- 1997. – С. 3-7

  51. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. — № 3.- 1997.- С. 3-20.

  52. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — № 4. — 2004. — С. 29-32.

  53. Этнопсихологические особенности этнической идентичности и этнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Северной Башкирии)// Журнал прикладной психологии.- №2.- 2002. -С.33-44.