Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии и становление личности. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [18,с.168].
Театрализованная деятельность в ДОО таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач в процессе организованной образовательной деятельности. Однако, данная деятельность не получает широкого применения в педагогической практике, так как недооценивается ее роль в развитии дошкольника. В связи с этим необходимо отметить следующее:
Отцы и дети. Парадокс общения
... при общении между родителями и детьми. Задачи исследования: 1.Обобщить информацию; 2.Исследовать особенности детско-родительских отношений. §1. Роль семьи в современном обществе Для того чтобы проанализировать проблему «отцов и детей», необходимо, ...
— наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду;
— театрализованные игры детей характеризуются примитивностью импровизации;
— бедность средств выразительности, используемых для создания образа;
— отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Таким образом, мы выделяем противоречие между необходимостью организации работы театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОО. Решение данной проблемы составляет определить педагогические условия, содержание и методы, содействующие развитию речи дошкольника средствами театрализованной игры.
Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:
1)
2)
3)учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели определенны задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
2) рассмотреть возможности театрализованной деятельности по развитию речи у старших дошкольников;
3) изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность;
4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованных игр.
База исследования:, Методологическая основа исследования:
Глава I Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Слово, речь, развитие речи у ребенка
... деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка. сигнификативную Сигнификативная обобщения коммуникативной внешнюю и внутреннюю речь 3.Развитие речи у ребенка С рождения ребенка ... предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и ...
-
-
Особенности развития выразительности речи у старших дошкольников.
-
Старший дошкольный возраст
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит развитие речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.) [9].
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая осн ова воспитания и обучения детей.
Я
Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.
И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ в своей работе писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. [11, стр3]
«Раскрытие эмоциональной выразительности у детей и взрослых»
... Методические приемы и рекомендации по раскрытию эмоциональной выразительности Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. В ... для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Искусство танца – средство воспитания и развития личности, которое способно ...
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку».
По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.[1]
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.
Задача развития выразительности речи, ее основное содержание, описана в разделе « Формирование звуковой выразительности речи» Алексеева М.М., Яшина Б.И. и заключается в следующем: овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.
По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя. Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.
Работа над дикцией, Формирование темпа речи и качества голоса, Речевое дыхание, Работа над голосом
развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту;
приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, громко) [1]
Влияние художественной литературы и малых форм фольклора на развитие ...
... Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками – в работах А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Буняковой М.Г., ...
Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.
1.2 Театр — как средство развития выразительности речи детей.
Театр
Мир театра — тропинка к внутренним чувствам ребенка и его душе.
Театральная игра — это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [4; 3].
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде, литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью речи, движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.
К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [2].
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
... и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста . развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста театрализованная деятельность В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформировали следующие задачи : изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; развития театрализованных игр у ...
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы – бибабо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.
Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.
Советский психолог А.Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности [10].
В игре создаются условия для развития речевой активности детей.
— развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
— воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности.
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
— вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
— невербальные средства – мимика, жесты, поза;
Влияние волшебных сказок на речь детей дошкольного возраста
... словесного творчества старших дошкольников под влиянием волшебной сказки и проверить их эффективность. Гипотеза исследования: - определено значение волшебной сказки в развитиии речи дошкольников; - осуществляется целенаправленная работа по формированию словесного творчества у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; - в формировании словесного творчества старших дошкольников ...
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используются знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Педагогу для работы необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно — творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, фрагментально обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди.
Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением. В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л.С.Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям[6].
При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков
Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей ...
... детей дошкольников возможно при использовании мнемотехники. Мнемотехника, Объект исследования: Предмет исследования: использование приемов мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста связной речи. Цель исследования:, Гипотеза исследования - Для ... развития речи детей дошкольного возраста 1.1 Закономерности развития речи детей дошкольного возраста Закономерности развития речи детей ...
В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.).
Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др. [2]
Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов воспитатель добивается совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов.
1.3 Методы и приемы работы по развитию речи по средствам театрализованной деятельности
Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.[20]
Большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяет использовать театрализованную деятельность как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам дошкольник испытывает при этом удовольствие, радость. Театрализованные игры рекомендуется использовать, в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений.
При подготовке к театрализованной игре, следует правильно выбрать произведение. Подбирая рассказ, сказку или стихотворение воспитатель детского сада, в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для детей. Фактически каждому году жизни ребенка, соответствуют свои произведения. При выборе их, вопрос о доступности языка определяется главным образом, словарным составом текста. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми. [4] Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста детей.
Беседа как средство развития речи детей дошкольного возраста
... приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей (20, с. 21). Беседа выявляет, как велика у детей ...
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения.
самостоятельная творческая деятельность.
Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой.
Традиционные приемы
Словесные методы, в чистом виде, в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.).
После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. А так же можно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи воспитатель использует специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего проговаривание скороговорок и чистоговорок. При работе над выразительностью речи педагог может использовать следующие словесные приемы: речевой образец, повторение, словесное упражнение.
Речевой образец, Повторение, Словесное упражнение
Источником — определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы − показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении).
При показе иллюстраций не рекомендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
В методике работы над выразительностью речи дошкольников, очень важны игровые приемы. Работу начинать надо с более простых игровых упражнений. Например, ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей. Далее воспитатель усложняет задание и предлагает одному ребенку сделать тоже самое. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др…) и способами вербального и невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способ его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи способствуют задания «Разные настроения». Можно предложить детям разыграть маленькие отдельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой.
Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи через театрализованную деятельность.
2.1 Диагностика развития речи у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
Цель экспериментального исследования
Задачи экспериментального исследования
1) выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста;
2) апробировать занятия с элементами театрализованных игр, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
3) разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
Для решения поставленных задач использовались методы
1) наблюдение;
2) тестирование;
3) математическая обработка
4) интерпретация результатов
. В детском саду в старшей группе проведена диагностика. Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда.
В основу исследования выразительности речи у старших дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (см. приложение 2).
Критерием оценки эффективности театрализованных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи у старших дошкольников выступили:
— темпо-ритмические характеристики речи
— темп речи
— одновременная реализации движений и речи
— воспроизведение ритмических рисунков
— мелодико-интонационные характеристики речи
— логическое ударение
В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Тест по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи»
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
Определение возможности одновременной реализации движений и речи.
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков с одновременным речевым сопровождением Чтение скороговорки «Трое трубачей, трубят в трубы»
Оценка ребенком собственного темпа речи
А. Барто «Кораблик»
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение в предложении «Мама купила сыну новый велосипед»
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпе-ритме –2 балла
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
свободно повышает и понижает голос -3 балла
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпе-ритме – 1балл
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
правильная но с помощью экспериментатора – 2 балла
затрудняется, периодически повышает и понижает голос -2 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла
невозможность чтения стихотворения в заданном темпе-ритме- 0 баллов
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
неправильная – 0 балл
весь речевой материал произносит монотонно -0 балла
невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Интерпретация результатов:
Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 5-8 баллов
Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-4 балла
2.2 Театрализованная деятельность как средство (формирующий эксперимент).
2.3 Диагностика развития речи у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)., Заключение
В заключении хотелось бы отметить следующее. Таким образом, использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых;
-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
-при создании развивающей среды;
— последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
Анализ результатов данного исследования показал, что театрально-игровая деятельность имеет большое значение для формирования речевого развития дошкольника. Для развития выразительной стороны речи были созданы такие условия, в которых каждый ребенок мог раскрыть себя.
Благодаря использованию этих приемов у детей повышается интерес к художественной литературе, оптимизируется процесс развития речи.
Использования театрализованной деятельности по развитию речи детей, были изучены
В ходе работы была проведена диагностика. По результатам обследования была намечена перспектива работы. Составлен и реализован перспективный план по театрализованной деятельности. Отслежены наиболее эффективные методы и приёмы в работе с детьми по развитию речи (драматизация сказок и небольших сюжетов).
Подведены результаты: отмечена динамика, выявлены причины низкого показателя.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение. Главное – повысился интерес к художественной литературе, слову, речи.
Список использованной литературы и источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/rol-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-razvitii-rechi-detey/
1 .Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 400с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
3 . Афанасьева А. Н. Народные русские сказки. В 3 тт. Издание подготовили Бараг Л. Г., Новиков Н. В.. Т. 1. М.: Наука, 1984. – 511с.
4. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3
6. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. – М., 1976. Т. 1. – 682 с.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208
10 Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. — М.: Тарту, 2002.
11. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
12 . Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
13 . Мухина В. С. Возрастная психология; — М.: Издательский центр «Академия».
14. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: “Школьная Пресса”, 2000. — 128 с.
15 . Розенкарт — Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. Москва, 1963 г.
16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
17. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 69 с.[ 15; 3].
18. О.С. Ушакова.Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М.: 2008, — С.168.
19 . Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
20. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004
21. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ
«Под грибом»
Старшая группа
Задачи:
Побуждать детей к активному участию в драматизации сказки.
Развивать речь и двигательную активность детей, имитационные навыки.
Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом”; обсуждение сказки; беседа о лесных животных.
Атрибуты: шапочки с эмблемами героев сказки.
Сказочница:
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех сейчас.
Ведь давно ждала я вас.
Я добрая сказочница.
Вот пришел и сказки час,
Он зовет в театр нас.
Вы садитесь, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Представьте, что вы все сегодня разные звери.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку.
Кто будет зрителями? Присаживайтесь!
А расскажу я вам сказку про грибок, который нашли герои в лесу.
Вспомните, пожалуйста сказку В.Сутеева «Под грибом». Кто были герои сказки? (Дети называют героев, а сказочница выбирает желающих на названную роль.) Шел как-то по лесу муравей-трудяга с работы в лесу
Муравей выходит
Покажика, муравей, какая у тебя работа в лесу:
Топ, топ, топоток-
Мы забили гвоздок
(Стучат каблуками, чуть согнувшись имитируют забивание гвоздей, помогая руками, согнутыми в локтях).
Ры-ры-ры в ход пошли топоры
(Дети делают взмахи руками вверх и вниз, изображая как колют дрова).
(Двигают руками попеременно вперед – назад, наклоняя туловище).
Стены, пол и потолок мы построим теремок (Делают взмахи двумя прямыми руками вверх, вниз, сгибая туловище, изображая, как они красят теремок)
И тут начался сильный дождь! Куда ты муравей спрячешься?
Муравей : Вот маленький грибок. Я спрячусь под него!
Сказочница:
Бабочка : Муравей, пусти меня под гриб.
Муравей : У меня места мало, сам еле помещаюсь!
Бабочка: Пусти, пожалуйста, я совсем промокла.
Муравей : Залазь, в тесноте, да не в обиде.
Сказочница:
Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Бабочка и Муравей:
Мышка : Потеснитесь немножко!
Сказочница
Воробей: Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
Герои вместе
Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!
Герои вместе:, Сказочница
Заяц: Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
Муравей: Жалко Зайца, Давайте ещё потеснимся.
Сказочница:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки нагреть
Хлоп, хлоп, хлоп , хлоп
Надо лапочки нагреть.
Зайке холодно стоять
Надо Зайке поскакать
Скок, скок , скок, скок
Надо Зайке поскакать.
Кто-то Зайку испугал
Зайка – шмыг и спрятался.
Сказочница:
Лиса : Зайца не видели?
Герои вместе, Сказочница:
Лиса : Не тут ли он спрятался?
Герои вместе:, Сказочница:, Сказочница:
Зрители: Гриб под дождем вырос!
Сказочница:
А вот и сказке моей пришел конец,
А кто участвовал в ней — молодец!
А роли сегодня выполняли дети нашей группы (перечисляет).