Психологические особенности аутичного ребенка

Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании опережающего возрастные нормы развития мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими.

Эти дети, в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции, проявляют готовность к неожиданным ситуациям и сопоставлениям, умственным изобретениям. Все это находит выражение в особого рода увлечениях, занятиях, интересах.

Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер увлечения этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. По характеру и содержанию отношения к действительности можно выделить две группы этих увлечений:

    • оторванность от действительности (сочинение бессмысленных, стихов, «чтение» книг на непонятном языке);

    — связанные с определенными сторонами действительности, направленные на продуктивную деятельность (интерес к математике, языкам, шахматам, музыке), что может привести к развитию способностей, но способностей узконаправленных, односторонних.

Недостаточная социальная направленность, порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения.

Детская активность, особенно в младшем школьном возрасте, пробуждает и поддерживает следование примеру и стремление к одобрению. Недостаточность развития этих сторон у детей-аутистов еще более усиливает и подчеркивает односторонний характер их интеллектуальных способностей.

Раннее развитие формально-логического мышления усиливает способность к абстракции и способствует безграничным возможностям для умственных упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.

При поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Особую трудность для этих детей составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение. Здесь существенную роль играет эмоциональная регуляция собственного поведения, которая включает как эмоциональную оценку собственного поведения, так и эмоциональную оценку других людей.

5 стр., 2174 слов

Развитие социально-трудовых отношений в современной России

... производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда. Развитие социально-трудовых отношений в современной России: на пути к социальному партнерству Создание справедливой системы социального ... и слабые стороны. Сильная сторона государства - его властные рычаги, сильная сторона бизнеса - способность обеспечения финансовыми ресурса

С трудностями психологической перестройки ребенка в связи с поступлением его в школу связаны и частые обращения родителей и педагогов к врачам-специалистам о возможности обучения в массовой школе.

Вопрос о возможностях и формах обучения сложен, но нужно отметить, что индивидуальное обучение может быть рекомендовано только в исключительных случаях.

Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы. В качестве примера можно отметить следующие этапы комплексной клинико-психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма [2]:

  • 1) психологическая коррекция:
    • а) установление контакта со взрослыми;
    • б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
    • в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
    • г) гформирование целенаправленного поведения;
    • д) преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений;
  • 2) педагогическая коррекция раннего детского аутизма:
    • а) формирование активного взаимодействия с педагогом;
    • б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование навыков изобразительной деятельности);
  • 3) медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия;
  • 4) работа с семьей:
    • а) психотерапия членов семьи;
    • б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
    • в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
    • г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.
  • 1. Башина, В. М. Ранняя детская шизофрения (статистика и динамика) / В. М. Башина. — М., 1980.
  • 2. Дети с нарушениями общения : ранний детский аутизм / К. С. Лебединская [и др.]. — М., 1989.
  • 3. Коган , В. Е. Аутизм у детей / В. Е. Коган. — М., 1981.
  • 4. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. — М., 1985.
  • 5. Никольская, О. С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом : автореф. дис…. канд. психол. наук / О. С. Никольская. — М., 1985.
  • 6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский [и др.]. — М., 1990.