Психологические характеристики креативности мышления в подростковом возрасте

В настоящее время творческий потенциал человека необходим практически во всех сферах жизнедеятельности. В постоянно меняющихся условиях современного мира необходимы гибкость, оригинальность, способность быстро реагировать на ситуацию и действовать в соответствии с ней, высокий уровень интеллекта, способность к генерированию большого количества идей, одарённость. Все эти характеристики являются неотъемлемыми составляющими креативности. В связи с этим, современным обществом предъявляются повышенные требования к подрастающему поколению. Способность молодых людей к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем — это огромный капитал общества. Очевидно, что движущей силой человечества являются творческие личности. Выявление таких личностей считается насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то, что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации.

Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношениях, однако единой теории креативности до сих пор не существует. Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями. Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении подросткового возраста, так как именно этот период, на взгляд большинства исследователей, занимавшихся данной проблемой, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. В настоящее время, для решения задач нового времени общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня творческого потенциала человека.

13 стр., 6480 слов

Творчество как условие адаптации ребенка к школе

... адаптации детей к школе и проанализировать развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Объект исследования: творческие способности младших школьников. Предмет исследования: процесс развития творчества как условие адаптации ребенка к школе. Гипотеза исследования: успех адаптации ребенка к школе зависит от развития ...

Объект исследования — креативность мышления подростков.

Предмет исследования — психологические характеристики креативности мышления в подростковом возрасте.

Цель — выявление и описание психологических характеристик креативности мышления в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по данной проблеме.

2. Раскрыть понятия «креативность», «творчество».

3. Подобрать диагностический инструментарий по исследованию креативности у детей в подростковом возрасте.

4. Провести эмпирическое исследование креативности у подростков.

5. Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: анализ литературных источников, тест — тест Гилфорда (модифицированный) на изучение творческого мышления.

1. Теоретические взгляды на проблему креативности и ее особенности в подростковом возрасте

1.1 Сущность понятия «креативность» и различные подходы в его рассмотрении

Психология креативности — сложная область исследований. В течение долгого времени к творчеству относились как к чему-то таинственному. Потребовалась длительная разработка этой проблематики в рамках различных подходов, чтобы прийти к тем представлениям и моделям, которые существуют в настоящее время.

История понятия креативности. Согласно некоторым древним текстам, дух состоит из двух частей: одна — это резервуар, который божество наполняет вдохновением, другая предназначена для выражения этого вдохновения. Платон говорил, что поэт может создать лишь то, что желает и на что его вдохновляет муза. Поэт, будучи особым человеком — избранником богов, — выражает полученные от них творческие идеи. Того же мнения придерживалось большинство мыслителей того времени. В рассказах более близких нам по времени художников и писателей можно найти ту же мысль. Например, Бетховен сообщал, что во время сочинения он был охвачен «духом», который диктовал ему музыку. С точки зрения мистического подхода вдохновение часто связывается с иррациональным состоянием, сходным с маниакальной эйфорией. Новый взгляд на креативность появился, когда Аристотель выдвинул идею, что вдохновение порождается душой самого человека и последовательностью его умственных ассоциаций, а не божественным вмешательством. Позже, в результате политического и религиозного давления со стороны Римской империи, а потом феодальной системы и возрастающего влияния церкви в обществе, в западном мире творчеству и его осмыслению уделялось меньше внимания. Возрождение, вернувшись к ценностям греческой цивилизации, характеризовалось возобновлением интереса к искусству, литературе, философии и науке. Творчество опять стало предметом обсуждений. В 18 веке возникли философские споры о гении, в частности, об истоках творческого гения. Таким образом, постепенно формировалось представление о креативности как особой форме гениальности, отличной от таланта и определяемой генетическими и средовыми факторами. Сверхъестественный аспект креативности постепенно исчез из научного анализа [12, с. 221].

12 стр., 5522 слов

Курсовая работа креативность и творческие способности личности

... человека в социум и последующем развитии навыка креативности личности. Все это в совокупности влияет на формирование творческих способностей. Цель курсовой работы: определить влияние социальной адаптации на уровень творческих способностей личности. Задачи исследования 1. Провести теоретический ...

В 19 веке все больше авторов поддерживают представление, что гениальность основывается на выдающемся уровне оригинальности, который, в свою очередь, зависит от способности устанавливать ассоциации между идеями.

К началу 20 века исследованиями креативности занимались многие авторы и целые научные школы. Эдуард Тулуз изучает различные аспекты (восприятие, память, мышление, личностные особенности) психологического функционирования выдающихся людей для того, чтобы, в частности, выяснить, не связана ли креативность с определенной психологической хрупкостью. Альфред Бине проводит исследования отдельных случаев в области литературного творчества; он рассматривает творческое мышление на основе ассоциаций как часть интеллекта. В первой версии шкалы интеллекта, которую он разработал вместе с Симоном, можно найти оригинальные задания, предназначенные для измерения творческого воображения (например, «назовите все круглые предметы»).

Чарльз Спирмен в своей книге о творческом разуме выдвигает предположение, что в основе креативности лежит интеллектуальная способность формировать связи между различными идеями (находить между ними соответствие или сходство) [14, с. 47].

Основываясь на идее, что креативность вытекает из противоречий между сознанием и неосознаваемыми побуждениями, Зигмунд Фрейд предположил, что художники и писатели творят для того, чтобы выразить свои неосознаваемые желания (любовь, власть и т. д.) средствами, приемлемыми с точки зрения культуры, т. е. через искусство или литературу. Эти идеи нашли подтверждение в исследованиях биографий знаменитых творцов, например, Леонардо да Винчи.

Во второй половине XX века происходит углубление некоторых из упомянутых выше подходов, а также развитие новых направлений. Целую эпоху составили работы Гилфорда и созданные им тесты. На первом этапе своих исследований он выдвинул гипотезу о том, что для творчества необходим ряд интеллектуальных способностей, таких как легкость обнаружения проблемы, способности к анализу, оценке и синтезу, беглость и гибкость мышления. Затем он разработал факторную теорию интеллекта, согласно которой существует пять интеллектуальных операций (познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценка), применение которых к информации разного типа (образной, символической и т. п.) порождает соответствующие мыслительные продукты [12, с. 254].

Начиная с 1950-х годов, Торренс также заинтересовался тестами креативности. Основываясь на гилфордовских тестах дивергентного мышления, он со своими коллегами реализовал исследовательскую программу, посвященную изучению психометрических свойств этих тестов, их применимости на детях и взрослых, прогностической валидности и влиянию особенностей инструкции на получаемые результаты. Результатом этих исследований стали тесты креативного мышления Торренса. Другие авторы сосредоточили свои усилия на проблеме развития креативности, разрабатывая методы и образовательные программы для повышения креативности: например, «мозговой штурм» Осборна, метод «решение творческих задач», предложенный Парнесом и его сотрудниками из Фонда творческого образования.

18 стр., 8882 слов

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

... развития креативности и творческого потенциала, исследовать и обобщить принципы их построения и систему реализуемых в них психологических условий. 3. Разработать, обосновать и апробировать в работе со школьниками -подростками ...

В это же время Маккиннон, Роу и другие исследователи из Института по изучению и измерению личности изучали личностные черты и мотивы, связанные с креативностью. В этих исследованиях применяли корреляционные методы и методы сравнения групп с разным уровнем креативности. Было показано, что с креативностью могут быть связаны многие черты: уверенность в себе, независимость суждений, склонность к риску. Для Маслоу и Роджерса креативность является средством реализации своего потенциала (самоактуализация), она связывается с такими чертами, как принятие себя и свобода духа [19, с. 87].

Последние двадцать лет развивается также когнитивный подход к креативности, представителями которого являются Боден, Смит, Ворд и Финке, а также Вейсберг. Эксперименты, исследования отдельных случаев и моделирование с помощью искусственного интеллекта позволяют изучать ментальные репрезентации, а также задействованные в творчестве процессы переработки и преобразования информации (порождение аналогий, поиск, разработка и синтез идей).

Наконец, можно отметить, что в этот же период был предложен ряд теорий, согласно которым креативность является результатом конвергенции когнитивных, конативных и средовых факторов. Ховард Гарднер описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной»: 1) лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти; 2) логически-математический интеллект — способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями; 3) пространственный интеллект — способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме; 4) телесно-кинестетический интеллект — способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде; 5) музыкальный интеллект — способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку; 6) интраперсональный интеллект — способность понимать и опознавать собственные чувства; 7) интерперсональный интеллект — способность замечать и различать темперамент, мотивы и намерения других людей [5, с. 87].

Общепринятое определение креативности

Определение креативности само по себе является предметом исследований, и вокруг него ведутся научные дискуссии. Однако существует определение, принимаемое большинством современных исследователей.

Креативность — это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ или же реклама [8, с. 217].

По определению, новый продукт является оригинальным и неожиданным; он отличается от того, что уже создавали ранее сам испытуемый или другие люди. При этом, степень его новизны может быть разной, в диапазоне от минимального отклонения созданного ранее и вплоть до важного нововведения.

С другой стороны, творческий продукт не может быть просто новым. Он должен быть еще и адаптивным, т. е. соответствующим разным ограничениям, накладываемым ситуацией, в которой находится человек. Когда в специальных исследованиях у испытуемых выясняют их представления о креативности, они обычно упоминают и новизну, и адаптивность.

Таким образом, понятие креативности расширяется до бесконечности и вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует хотя бы обозначать, о какой креативности идет речь: креативности как способности или креативности как особенности личности (личности-креативе).

34 стр., 16586 слов

Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими ...

... исследования: креативность личности. Предмет исследования: взаимосвязь между креативностью и составляющими адаптации подростков. Гипотеза: подростки с высокой креативностью имеют низкий уровень социально-психологической адаптации. Цель исследования: выявление взаимосвязи между креативностью, адаптацией и тревожностью подростков. В ...

Одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.

Следует отметить, что не существует каких-то абсолютных норм для оценки степени креативности продукта. На практике оценки креативности предполагают социальный консенсус. Отдельный эксперт, группа людей или общество в целом оценивают произведения и степень их креативности по сравнению с другими творческими продуктами. Точно так же глобальный уровень креативности человека (или группы) оценивается по отношению к другим людям (или группам) [13, с. 53].

Наконец, представления о креативности могут меняться в зависимости от культуры и исторической эпохи. Так, в некоторых культурах креативность связывают с продуктами, порывающими с традицией, а другие культуры ценят скорее сам по себе процесс творчества, а не получаемый результат и/или его применение.

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

Границы — от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с социальной ситуации развития подростков — стремление к приобщению мира взрослых.

Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания. Подростку, испытывающему множество резких всевозможных изменений, бывает нелегко удержать субъективное чувство целостности и стабильности своего «Я», идентичности. При неблагоприятных условиях воспитания у подростка отмечается девиантное поведение. Основу познавательных и личностных качеств составляет общение в процессах различных видах деятельности.

Определяющей особенностью общения является личностный характер общения. По Даниилу Борисовичу Эльконину, в подростковом возрасте ярко выражен интимный (доверительный) характер общения. Изменение социальной ситуации развития связано со стремлением подростка приобщиться к миру взрослых и с ориентацией поведения подростка на нормы и ценности мира взрослых. Характерным для подростка является «чувство взрослости», а так же развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Возникшее у подростка «чувство взрослости» проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. «Чувство взрослости» выражается в том, что у подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически не достиг. Таким образом, социальная ситуация развития определяет переходность и кризис этого возраста [13, с. 94].

Лев Семёнович Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой эта «перестройка» составляет главное содержание кризиса. Выготский считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Если взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, негативизм [10, с. 261].

4 стр., 1608 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... внешнего” и “внутреннего” на уроках музыки есть по сути реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки. Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, ... практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать ...

Лев Семёнович Выготский центральной в подростковом возрасте считал проблему интересов, в подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Начало возраста связано с романтическими стремлениями, а конец — с реалистическим выбором одного интереса или линии жизни. Лев Семёнович особое внимание обращал так же на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления — овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. по словам Выготского, функция образования понятий лежит в основе интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание себя, понимание других — вот, что приносит с собой мышление в понятиях». Лев Семёнович Выготский отмечал еще два новообразования возраста — развитие рефлексии и на ее основе самосознания [10, с. 261].

Анализируя кризис подросткового возраста, Лидия Ильинична Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а во второй фазе (15-17 лет) — осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит и представление о своем желаемом Я и о том, что он хочет совершить в своей жизни. Центральным моментом кризиса Божович считала развитие самосознания подростков и его важнейшей стороны — самооценки. В основе развития самосознания лежит развитие рефлексии, побуждающей потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. Но не все особенности кризиса связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации [15, с. 104].

Лидия Ильинична Божович отмечала, что расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки школьной жизни в какую-то иную, значительную, самостоятельную. Мечта представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни. Лидия Ильинична отмечала, что кризис проходит мягче, если у подростка есть относительно постоянные личностные интересы или какие-то устойчивые мотивы поведения.

В подростковом возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения, развивается самосознание и самоопределение, изменяется мотивация. На первый план выступают мотивы, связанные с мировоззрением, осуществляется нравственное развитие.

12 стр., 5871 слов

Стратегии поведения в конфликте и типы семейного воспитания

... выявления стратегии поведения в конфликте К.Н. Томаса. Выборка исследования: респонденты (школьники) в количестве 20 человек, в возрасте 16 ... пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте это ... отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи; 4) отношение к ребенку как объекту воспитания без ...

У подростка появляется огромная потребность в признании его взрослости со стороны самих взрослых. Эта потребность вызывает сопротивление со стороны взрослых. Оказывается, что подростку нет места в системе взрослых отношений, и тогда подросток находит себе место в детском сообществе. Даниил Борисович Эльконин считал, что для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Интимно-личностное, понимаемой как доверительное, общение со сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте, именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Общение — это возможность в мысли, в мечте проиграть свои устремления, свои радости. Даниил Борисович отмечал, что именно в общении формируется самосознание как социальное сознание, перенесенное во внутрь [15, с. 275].

У подростка есть потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Подростки ищут деятельность, в которой они могут самоутвердиться, проявить себя. Они активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее [7, с. 68].

По мере взросления у подростка меняется характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В интересах подростков выражается направленность его личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность. Одним из центральных моментов концепции Давида Иосифовича Фельдштейна является проблема ведущей деятельности, в качестве которой он выделяет социально признаваемую и социально одобряемую, общественно полезную деятельность. Участие подростка в этой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками. Основные новообразования подросткового возраста — развитие самосознания и чувства взрослости.

Общение со сверстниками — самое главное в жизни подростка, он переоценивает для себя значимость этого общения — причина конфликтов. Первопричиной неблагополучия в отношениях с окружающими нередко бывает завышенная самооценка, которая делает подростка невосприимчивым к критике и требованиям товарищей, он становится для них неприемлемым — причина конфликтов. Общение со взрослыми насыщенно конфликтами. Первый источник этих конфликтов — непонимание взрослым сложности внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. Взрослые недооценивают значимость общения со сверстниками для подростков. Взрослые игнорируют «чувство взрослости» и сохраняют «детские формы контроля»: гиперопека и постановка целей в форме жесткого императива. Чем старше становятся подростки, тем меньше понимания они находят у взрослых, и тем больше от них удаляются. Проблема самостоятельности и равноправия подростка и взрослого — самая сложная в их общении [11, с. 74].

Самосознание в подростковом возрасте. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Лев Семёнович Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я» — идентичности. В этот период «…как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я» — идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями» [2, с. 89].

Виктор Иванович Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [7, с. 213].

1.3 Психологические особенности креативности в подростковом возрасте

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие креативности. Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. В этот период увеличивается внимание к себе, своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнения окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. В подростковый период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем теряется детское мироощущение, появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении, что свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем. Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи [1, с. 127].

Как утверждает Ирина Юрьевна Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. При этом Ирина Юрьевна Кулагина отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, в первую очередь — сменой места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что определяет новое содержание его сознания [20, с. 119].

Чаще всего креативность рассматривают как общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Известно, что креативность актуализируется в определенных условиях, которые необходимо создавать для каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей. Известно также, что в подростковом возрасте происходит подавление креативности по ряду причин: социальные и личностные ограничения, страх самораскрытия, негативные реакции социума на личностные проявления.

У подростков имеется несколько возможностей для ощущения собственной индивидуальности, креативности. Одна из них — развитие своей личности по образцу и подобию личности взрослого человека, поскольку именно взрослый в глазах ребенка имеет самостоятельность, лидерские способности и социальную креативность [16, с. 126].

Для развития и актуализации творческих способностей подростков необходимо организовывать специальную среду, которая должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей).

Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых моделей. Многовариантностью обеспечивается возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения, и его результаты. Так как в подростковом возрасте развитие креативности представляется важным для последующего развития личности, то для ее проявления в социуме исследователи определили наиболее приемлемую сферу. Было выявлено, что в подростковом возрасте уровень вербальной креативности выше уровня невербальной, и следовательно сфера проявления вербальной креативности создает больше возможностей для организации творческой среды и личностного развития подростков [13, с. 59].

Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих.

Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения. Во-первых, в отличие от других видов деятельности, учебный процесс не имеет для подростка индивидуальной значимости и ясной конечной цели. Во-вторых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на “средние оценки”, унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как “выскочек”, демонстративных, упрямых и т.д. Сопротивление креативных подростков репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонному расценивается как лень, упрямство, глупость [4, с. 114].

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. Возникает вопрос: когда происходит формирование этих личностных свойств? Развитие креативности проходит как минимум две фазы: развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сенситивный период этого этапа, по данным ряда авторов наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. К трем годам у ребенка, по данным Даниила Борисовича Эльконина, появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей появляется потребность в компенсации и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинаются наблюдаться с конца 2-го по 4-й год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сенситивен к развитию творческих способностей через подражание. В исследовании Виктора Ивановича Тютюнника показано, что потребности и способность к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку. В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, подросток определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления).

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству. Однако, в ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативных учеников как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление их репродуктивной работе, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом исследования сверстников-подростков. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одаренные дети впадают в депрессию, маскируя свои способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания [12, с. 116].

В подростковом возрасте все стороны психического развития находятся в стадии активного переструктурирования и формирования. Это проявляется в повышении значимости системы личностных ценностей, развитии самосознания и самопознания, которые характеризуются возникновением рефлексии, осознанием своих мотивов, интимизацией внутренней жизни. Неоднозначность представлений о себе и окружении, недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал. Многие стороны психического развития являются хорошей базой для развития креативности, включающей в себя когнитивную, характерологическую, динамическую, эмоционально-волевую, мотивационные сферы. Но для того, чтобы развивать креативность, необходимо создать специальные условия. Представители гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу и др.) выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценивания) и внутренние (открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества) условия. Торренс и Гилфорд предлагают в качестве условий: обеспечение благоприятной атмосферы, поощрение различных творческих продуктов в школе и дома, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности, образец креативного поведения в окружающей среде.

Отечественные исследователи выделяют в качестве условий наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения (Дружинин, Хазратова), наличие наставника и влияние семьи (Корсунский), влияние семейных отношений и условия развития в школе (Туник).

Выводы по главе 1

Креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам).

Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают значимость таких качеств, как любознательность и упорство.

Параметрами, описывающими поведенческие проявления креативности могут быть: способность генерировать множество идей о способах поведения, способность к реализации их в общении, степень изменения стратегии поведения, непредсказуемость, нестандартность поведения, обладание чувством юмора, способность к неоднозначным, парадоксальным высказываниям, склонность к переходу от одного полюса состояний к противоположному, критичность, самообладание и непосредственность, готовность к рефлексии своего опыта и изменениям.

Креативность является важным фактором, влияющим на общение подростков. Креативность подростков можно рассматривать как поведенческую креативность, которая выступает как средство адаптации и самораскрытия. Знания об особенностях проявления креативности в общении у школьников могут быть использованы для развивающей работы с подростками. Подростковый возраст играет важную роль в развитии личности. На этом этапе происходят значительные изменения в физическом и психическом состоянии человека — оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Меняется и положение подростка в социуме — расширяется диапазон доступных и нормативных, обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, их субъективная значимость и соотношение.

2. Эмпирическое исследование креативности в подростковом возрасте

2.1 Организация исследования и описание выборки и методики

креативность мышление подростковый психологический

Целью эмпирического исследования является выявление уровня креативности у подростков. В эксперименте приняло участие 30 учащихся, среди них 7 девушек и 23 парня. Исследование проводилось на базе УО «Полоцкая государственная гимназия №2» в 8 классе.

Исходя из цели нашего исследования, перед нами были поставлены следующие эмпирические задачи:

1. Подобрать диагностическую методику, направленную на изучение особенностей креативности в подростковом возрасте;

2. Выявить уровень креативности у подростков.

Для выявления уровня креативности был выбран тест Гилфорда (модифицированный) на изучение творческого мышления.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Всего 7 субтестов :

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).

Субтест 2. Последствия ситуации.

Субтест 3. Выражение.

Субтест 4. Словесная ассоциация.

Субтест 5. Составление изображений.

Субтест 6. Эскизы.

Субтест 7. Спрятанная форма.

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения процедуры — около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9-15 лет [17, с. 83].

2.2 Анализ и интерпретация результатов

Учащимся подросткового возраста был предложен тест Гилфорда для выявления уровня креативности. Инструкция для каждого субтеста была отдельной, поэтому перед каждым субтестом она зачитывалась. При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами: каждый субтест оценивается по 3 критериям : беглость, гибкость и оригинальность; какого-либо ограничения в ответах не имеется. Для каждого субтеста составлены свои принципы обработки результатов по 3 критериям, после чего подсчитывался суммарный показатель по субтесту. Чем больше ответов давал испытуемый, тем больший балл он мог получить за субтест.

При обработке результатов исследования получились следующие результаты, приведены в таблице 1.

Таблица 1- Результаты изучения креативности по тесту Гилфорда.

Учащиеся

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Х

2

Х

3

Х

4

Х

5

Х

6

Х

7

Х

8

Х

9

Х

10

Х

11

Х

12

Х

13

Х

14

Х

15

Х

16

Х

17

Х

18

Х

19

Х

20

Х

21

Х

22

Х

23

Х

24

Х

25

Х

26

Х

27

Х

28

Х

29

Х

30

Х

Всего

3

20

7

%

10%

66,66%

23,33%

У большинства испытуемых, а именно у 20 учащихся, уровень креативности средний. Это свидетельствует о способности к творческому мышлению, в некоторой анонимности и спонтанности. Испытуемые пока ещё находятся в подростковом возрасте, и есть возможность, что в будущем, если развивать способность креативно мыслить, данные результаты могут возрасти и перейти на высокий уровень.

У 3 учащихся выявлен низкий уровень креативности, это может быть связано с нежеланием выполнять задания, низкой информированностью, ограниченностью интеллектуального развития либо низкой мотивацией. Так же, возможно, это связано с ограничением во времени. Однако низкие показатели не являются гарантией того, что у испытуемых вовсе отсутствуют способности к креативности, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции. При желании, учащиеся могут повысить свои способности к креативному мышлению. Существует множество принципов и методов, для повышения данного показателя: различные тренинги, упражнения, задания.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, большинство психологов выделяют следующие:

  • ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
  • разрешение и поощрение множества вопросов;
  • создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
  • внимание к интересам детей со стороны родителей, учителей, окружающих.

В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

  • стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;
  • конформность, неспособность противостоять давлению других;
  • неодобрение исследования, воображения, фантазии;
  • жесткие половые стереотипы;
  • дифференциация игры и учения: «Учение — это тяжкий труд»;
  • готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;
  • преклонение перед авторитетами.

7 испытуемых получили высокие баллы по данному тесту. Такие учащиеся характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных ответов. В основном, высокие показатели характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности. Однако, нужно учитывать, что в любой деятельности важна мотивация. При отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями.

Креативным личностям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта. При этом творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности, постоянной направленностью на творческое действие в действительном жизни.

Дружинин утверждает, что творческой личности характерны следующие черты:

  • независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  • открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
  • уверенность в своих способностях и сила характера;
  • смешанные черты мужественности и женственности в поведении;
  • развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях [8, с. 57].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.

Было обнаружено, что у одаренных подростков ярко проявляется их своеобразная жизненная позиция, которая заключается в отношении к жизни как к открытой, творческой задаче, в которой человек должен сам осознанно выбрать ценности и цели своего бытия, самостоятельно найти ресурсы их достижения. У одаренных подростков ярко проявлялся поиск смысла жизни [10, с. 76].

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.

Выводы по главе 2

В ходе исследования было выявлено, что большинство испытуемых, а именно 20, имеют средний уровень креативности. Это свидетельствует о том, что креативность присутствует, однако она либо подавляется подростками, по причине того, что они не видят в ней необходимости, либо слаборазвита. При желании, испытуемые могут развивать её, для этого существует множество различных способов.

3 испытуемых получили низкие баллы по данному тесту. Это может быть связано с нежеланием выполнять задания, низкой информированностью, ограниченностью интеллектуального развития либо низкой мотивацией. Они так же, при желании, могут развивать креативность.

7 испытуемых имеют высокий уровень креативности. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных ответов. Так как время для каждого субтеста было ограничено, можно сказать, что скорость генерирования идей у них довольно высокая. Это свидетельствует о том, что идеи «рождаются» мгновенно, возможно, даже одновременно. Таким испытуемым в большинстве случаев несложно учится, они с лёгкостью берутся за решение новых задач, придумывают оригинальный выход из ситуаций.

Заключение

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.