Курсовая работа креативность и творческие способности личности

Проблема креативности и творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

На рубеже XIX – XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Актуальность изучении психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод – неполноценности).

Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

На сегодняшний день существует множество различных публикаций, в которых с разных позиций описывается и исследуется креативность человека. Проводится большое множество исследований механизмов формирования, развития креативности личности, приобретения навыков креативного мышления.

Даже не обладая специфической направленностью психологической деятельности, любой человек может сказать, как важна способность креативно мыслить в условиях нынешней жизни. Также можно говорить о зависимости вовлеченности человека в социум и последующем развитии навыка креативности личности. Все это в совокупности влияет на формирование творческих способностей.

Цель курсовой работы: определить влияние социальной адаптации на уровень творческих способностей личности.

8 стр., 3986 слов

Творчество в деятельности преподавателя физической культуры

... внутреннее сущностное свойство деятельности личности, проявляющееся как в деятельности вообще, так и в конкретных формах. В Педагогической энциклопедии (1968 г.) указывается: «Творчество - высшая форма ... и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным продуктом - научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, ...

Задачи исследования

1. Провести теоретический анализ социально-психологического содержания понятия «креативность».

2. Спланировать и провести эмпирическое исследование на испытуемых разных возрастных групп.

3. Выяснить существует ли взаимосвязь между уровнем творческих способностей в себе и социальной адаптированностью.

Объект исследования: креативность личности как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: связь социальной адаптации и уровня креативности личности.

Гипотеза: Социальная адаптация оказывает влияние на уровень креативности личности.

Практическая значимость исследования:

1. Проведенное исследование поможет сделать выводы о соотношении творческих способностей и социальной адаптированности личности, возможность выделения главных закономерностей достижения этих уровней.

2. Теоретические и практические результаты исследования могут быть применены для разработки тренингов развития творческих способностей.

Глава I. Понятие креативности личности и социальной адаптации.

1.1. Введение в проблему креативности личности как социально-психологического феномена, Креативность, Креативность

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы: 1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет).

В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2. Подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20).

В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству. [2]

Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

14 стр., 6805 слов

Креативность как характеристика личности

... слова. Осмыслением темы «Креативность как личностная способность к творчеству», и конечно другими темами по психологии занимались многие исследователи, как отечественные (то есть ... личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения. Креативность -- это способность к творчеству, способность ...

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

Креативность

По мнению Е. Торренса, креативность – это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

основные параметры креативности

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике – тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • Вербальную креативность;
  • Образную креативность;- Отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности с целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. [3]

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

1.2. Условия формирования креативности

Принципиальное значение для решения исследуемой проблемы имеет доказанное психологической наукой положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности. Это не означает нивелировки людей по такому уникальному признаку как креативность, а лишь утвержд ает потенциальную возможность развития креативных способностей средствами обучения и воспитания.

Поэтому большинство исследований сосредоточено на изучении влияния среды на формирование креативности. Результаты кросскультурных исследований П. Торренса о роли обучения в формировании креативности свидетельствуют:

  • Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития;
  • Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок;
  • Не существует непрерывности в развитии креативности, спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок;
  • Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

Как отмечает ученый П.Смит (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо также наличие внутренней раскованности и свободы. Американские психологи Гетцельс и Джексон на основе опроса матерей пришли к выводу, что развитию склонности к творчеству наиболее благоприятствуют семьи, в которых допускаются «отклонения и различия» во взглядах и привычках, а также снисходительно относятся к «рискованным мероприятиям». Исследователи Дрейвер и Уэльс установили превосходство тех детей с «творческим поведением», чьи родители в меньшей мере требуют подчинения своему авторитету. Известный специалист К.Роджерс утверждал, что рождение творческих идей поощряется созданием психологической безопасности и через безусловное принятие ценности каждого человека.

4 стр., 1888 слов

Значение воображения в творческой деятельности

... вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной. Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность ...

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи проблемы детского творчества обращались к рассмотрению вопроса об условиях формирования креативности.

Так, Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.

5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Торранс предложил педагогическую модель, стимулирующую продуктивность творческой деятельности с помощью методов, удовлетворяющих следующим требованиям:

  • Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
  • Обеспечивать «реалистическое» столкновение с проблемой», погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;
  • Приводить к столкновению противоположных понятий, образов, идей.

Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  • Отсутствие образца регламентированного поведения;
  • Наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • Создание условий для подражания творческому поведению;
  • Социальное подкрепление творческого поведения. [4]

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.

3 стр., 1167 слов

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

... непременное условие развития творческих способностей детей. Подобные документы Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества. дипломная ...

При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Исключительно важно для развития креативности возможна ли многовариантность решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения.

Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

Особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями. Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с конца девяностых годов в педагогике. Творческое системное мышление по своей сути — диалектическое, оно отражает господствующие в природе законы развития, которые раскрывают как генетическую природу источника развития такого мышления, так и его ориентацию. Ключевым понятием ТРИЗ является понятие противоречия. Задачей обучения является формирование чувствительности к противоречиям, умение их формулировать и решать. Противоречие считается обозначенным, если к одному признаку объекта (или ситуации) предъявлены два противоположных значения как требования разных надсистем. Существуют приемы разрешения противоречия: во времени, в пространстве, в подсистеме, в отношениях и др.При организации целенаправленного обучения с элементами ТРИЗ к концу обучения в начальной школе ребенок приучается к любому объекту или явлению относиться с диалектической точки зрения, умеет самостоятельно выделять противоположные требования к значению признаков разных надсистем, умеет решать учебные задачи «с противоречиями», используя основные приемы устранения противоречий.

1.3. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи

Социальное развитие молодежи связано с основными этапами ее творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом молодого человека. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

24 стр., 11619 слов

Особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе ...

... основы эстетического воспитания младших школьников средствами творческой деятельности 1.1 Эстетическое воспитание младших школьников в современной системе образования Сильное влияние на развитие эстетического воспитания детей младшего школьного ... Н.Ф. Бунакова на эстетическое воспитание в его работах посвященных вопросам методики первоначального обучения. Процесс эстетического воспитания детей на ...

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для студента, молодого рабочего, интеллигента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Понятие “социокультурная среда” имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности.

Есть и другое, сравнительно узкое значение этого понятия как сферы действия малых групп и входящих в нее личностей. В число составных элементов микросреды включается пространство деятельности и общения. Эти малые социальные сферы проявляют индивидуальные особенности личности и как бы преломляют в себе действие общих условий, “образуя комплекс материальных, духовных и личностных факторов, которые определяют ее свойства”. [5]

Исходной идеей считается положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений. [6]

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют молодежная и юношеская субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум. То же самое можно сказать и относительно юношества.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время “индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого “Я”. В этот период возрастает ценность общества сверстников. Для молодежи характерно формирование целостного мировоззрения, устойчивых, зрелых ценностных ориентаций, складывание жизненной позиции.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности молодежи через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится “саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке”. Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится “выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой”.

Вместе с тем, фактор среды также можно рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных условий, социально-бытовых и традиционные влияния. Личность является в этом процессе, по мнению Л.П. Буевой, своеобразной “микросистемой”, микрокосмом, который формируется в процессе усвоения социально-художественного опыта.

На молодого человека среда накладывает так же, как и на ребенка, отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам идентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения, униформизм. Однако субкультура среды может и выводить на творчество, если в ней господствует дух демократизма, гуманизма, учитывающий своеобразие проявлений каждого члена сообщества.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем “раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы”. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

Рассматривая развитие молодого человека как переход из одной среды в другую, можно обозначить доминирующие развивающие среды (культурные хронотопы), которые на определенном этапе выступают в качестве ведущих. При этом условии усиливается роль то одной, то другой среды и создаются условия расширения сферы взаимодействия, а также интегрирования форм педагогического процесса.

Культурные хронотопы в своем влиянии на творческое развитие зависят от характера деятельности: репродуктивная, эвристическая, или продуктивно-творческая. В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности. Учитывая тот факт, что начало творческой деятельности проявляет себя, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в молодой семье, потребности в развитии своих в способностей. Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронтоп определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к “новой высшей ступени развития”. Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с трудовой и приобретать более важный смысл.Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у молодежи микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Потребности в сфере культуры молодежи пересекаются с характером созидательных возможностей их творческой деятельности и определяются ими. С одной стороны, это изучение живописи, графики, фотоискусства, народного творчества с точки зрения их полезности для того вида деятельности, которым занимается молодой человек. С другой – это постижение языка и образного строя смежных искусств, которые иными средствами передают качественное содержание авторской идеи. Через элементы творчества, включаемые в деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную деятельность.

Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.

Рассмотренные особенности способствуют тому, что в деятельности молодого человека появляется целый ряд стимулов, которые способствуют становлению творческих отношений, проявляющихся в ином взгляде окружающий мир, нестандартном подходе к жизненным ситуациям, изменении стиля жизнедеятельности, общения, системе ориентаций. Все это подводит к существенным изменениям в духовно-нравственной среде. Педагогические возможности, заложенные в репродуктивной деятельности, тесно связаны, с одной стороны, с субкультурой и формирующимися отношениями, обусловленными возрастными детерминантами и, с другой, личностным развитием. Проникновение субкультуры ближайшего социального окружения в субкультуру клубной среды и их взаимопроникновние приводит к доминированию сначала неформальных, а затем – деловых отношений, которые, в конечном итоге оказывают обратное воздействие и на субкультуру группы сверстников, что имеет немаловажное значение.

Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии участников. Их творческий рост идет параллельно с изменениями в культурной составляющей творческого развития. Подтверждение этому мы находим в трудах И.В. Бестужева-Лады, Б.И. Гришина, Л.А. Гордона, Г.А. Евтеевой, С.Н. Иконниковой, Э.В. Клопова, В.Д. Патрушева, Б.Л. Парыгина, показывающих, что поэтапное развитие и усложнение досуга в процессе творческой деятельности">процессе творческого развития может рассматриваться как самоизменение культуры. В этом проявляется культурная значимость жизнедеятельности общества и деятельности в предпочитаемой области. Творческое развитие в этом периоде обусловлено действием двух психолого-педагогических механизмов. Социальное окружение неразрывно связано с актуализацией и действием потенциальных свойств и отношений, выражающихся в интересах, склонностях, задатках (блок потенциальных возможностей).

Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, совершенствует и развивает умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности).

В этот период активно включается в действие когнитивно-деятельностный блок, связанный не только с общими, но и специальными творческими способностями.

Основной доминирующей микросредой на эвристическом этапе творческого развития является микросреда класса, школы, вуза, колледжа, лицея. Можно сказать, что на данном этапе превалирует культурно-образовательная микросреда, создающая предпосылки творческой деятельности в процессе ее интеграции с культурно-досуговой микросредой. С этим связан характер внутригрупповой жизни, традиции коллектива, взаимоотношения, характера лидерства. Сложившаяся в любительской общности индивидуальная микросреда во многом определяет развитие человека, его творческие успехи и эмоциональное благополучие. Микросоциальные отношения, возникающие в эвристической деятельности, выражаются в гуманизации пространства межличностного взаимодействия, усиленном стремлении к общению и взаимодействию в процессе познания, определение своей социально-творческой позиции через соответствующее стремление к деятельности. Общество сверстников смыкается в своем влиянии на творческое развитие с увеличенными возможностями проявления социальных факторов. Поэтому приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном пространстве. В ходе включения в творческую деятельность происходит одновременно и смыкание с соответствующим кругом деятельности и общения, что сказывается на изменении в статусе и личностных ориентациях молодежи.

Сформировавшееся чувство красоты и особая направленность восприятия дополняются духовными и эмоционально углубленными проявлениями, которые возникают на фоне возрастания эстетического начала. Преобладание образовательной микросреды и общества сверстников обусловливает появление мотивов и потребностей в социальном, культурном, нравственном, духовном, художественно-эстетическом и, наконец, творческом развитии. Это тесно связано с отмеченными нами рефлексией, самоактуализацией и мобилизацией активности подростка, стремлении проявить свои потенциальные возможности в конкретном деле. Все это позволяет говорить о необходимости мотивационно-потребностного блока, который помогает отысканию нужной для индивидуальности сферы самореализации. На этапе творческого развития молодой человек становится самостоятельно созидающей личностью, максимально активизируя свои проявления авторства. [7]

Культурным хронотопом в этот период является неформальная досуговая общность в сочетании с макросоциумом, интенсивно влияющими на становление личности. В этих сообществах интегрируется взаимодействие культурно-образовательной и культурно-досуговой микросреды. Таким образом, клубная микросреда также входит в макросредовое образование. В этих средах возникают предпосылки для расширения круга общения и сотворческой деятельности.

Макросреда создает более широкий фон для возможных творческих проявлений. Она вместе с обществом сверстников обеспечивает обогащение культурно-образовательного процесса через вхождение в мир культуры. От этого в конечном итоге зависят нравственные позиции и ценностные ориентации, а также своеобразие творческого поведения. Ведущим типом деятельности на данном этапе является труд, который еще в некоторой степени смыкается с учебным процессом, но постепенно становится автономной, независимой творческой деятельностью.

Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей. Данный блок творческого развития представляется в виде личносто-характерологической подсистемы. Вместе с тем, преобладание микросреды способствует тому, что в процессе деятельности значительно повышается социальная, нравственная, духовная и личностная ценность творчества, что влияет на способности через иерархию ценностей. Этот механизм, действие которого основано на стимуляции творческих ориентаций через доминирующие ценности, можно обозначить как ценностно-ориентационный блок творческого развития. Однако в целом можно сказать, что доминирование культурно-досуговой среды в процессе репродуктивной деятельности сменяется культурно-образовательной микросредой в ходе осуществления эвристической деятельности. [5]

Творческая же по существу деятельность балансирует эти влияния на макроуровне, в результате чего образуется культурный хронотоп в форме макросреды, включающей в себя сконструированные культурно-образовательную и культурно-досуговую микросреду, интегрированные в систему. Все выше сказанное позволяет выделить группу социо-культурных факторов, определяющих творческое развитие в среде: сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами, круги общения и сотворческой деятельности в различных средах, сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности, интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде. Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику развития творческого потенциала молодежи, опираясь на комплексные социогенетические программы культурологического роста.

1.4. Социально-психическая адаптированность

Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.Одним из важнейших принципов теории социально-психической адаптации личности мы считаем следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одним из путей развития научной характерологии. Отметим, что следует различать три их основные разновидности:

1. Незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях;

2. Защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов;

3. Смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов.

Изучение адаптивных комплексов, таким образом, может в значительной мере способствовать развитию характерологии, являющейся важнейшей, но и наиболее слаборазвитой частью социальной психологии личности.

Социально-психическая адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму. Конформистское поведение, как выражение соответствующей социальной установки, является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь неконформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию.

Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. [4]

В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности. Уровень адаптированности членов общества к уровню успешности их жизнедеятельности оказывает воздействие на основные социальные процессы, создает определенную общественную ситуцию.

Глава II. Исследование влияния социальной адаптированности на творческие способности личности

2.1. Процедура исследования

Материалы и оборудование: бланки 2х методик (Опросник Джонсона, Методика Роджерса и Даймонда)

Выборка: 14 испытуемых. 7 испытуемых относится к женской выборке и 7 испытуемых – к мужской. Мы подобрали выборку, которую условно можно разделить на 3 возрастные группы. 1ая группа – от 17 до 21 года ; 2ая – от 22 до 27 лет; от 28 до 43 лет.

2.2. Обработка и анализ результатов исследования, Мы исследовали уровень творческих способностей и уровень социал, Таблица №1

пол

Ф.И.О.

Возраст

Статус

Сумма Баллов

Уровень креат.

1

Жен

Никонова А.Л.

21

Студентка, визажист

35

Очень выс.

2

Жен

Попова С.А.

17

Школьница

32

Выс.

3

Жен

Елисеева О.Д.

25

Переводчик

22

Норм.,

Cредн.

4

Жен

Кобзева И.В.

18

Актриса театральной студии

33

Выс.

5

Жен

Коваленко Е.И.

43

Арт-директор компании

31

Выс.

6

Жен

Попова Н.И.

39

Флорист

25

Нор.,

средн.

7

Жен

Огнева Д.Н.

18

Студентка

18

Низ.

Средний показатель творческих способностей женской выборки составляет 28 баллов (Опросник креативности Джонсона).

В женской выборке наблюдается тенденция к высокому значению творческих способностей и креативного мышления, во всех возрастных группах наблюдается среднее значение. Если говорить об уровне творческих способностей в аспекте социального статуса испытуемого, то нужно сказать о том, что средним значением показателя креативности обладают взрослые люди. Если мы рассматриваем уровень уверенности в себе в аспекте социального статуса, то здесь присутствуют небольшие колебания. Единственное, можно отметить, что более высокими показателями обладают испытуемые, занимающиеся непосредственно творческой деятельностью, актрисы, танцовщицы, флористы, а также испытуемые, профессии которых связаны с созданием чего-то нового.

Таблица № 2 Уровень творческих способностей среди мужчин.

© , 2019

Пол

Ф.И.О.

Возраст