Развитие творческих способностей младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Луганской народной республики, ГУ ЛНР «научно-методический центр развития образования ЛНР», Развитие творческих способностей младших школьников

выпускная работа

Голомедовой Наталии Павловны,

слушателя курсов повышения квалификации учителей начальных классов,

учителя

Красный Луч

20 17

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

25 стр., 12255 слов

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждений ...

... интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного выбора общения, труда, мобильных занятий, игр, увлекательной деятельности. Учреждения дополнительного образования ...

Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения.

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка [8].

Цель данной работы

В связи с поставленной целью, были определены следующие

      1. На основе психолого-педагогического анализа определить сущность, критерии и показатели творческих способностей.

      2. Определить благоприятные условия для развития креативных и творческих способностей у младших школьников.

      3. Определить основные педагогические средства развития творческих способностей.

Объектом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе обучения.

42 стр., 20512 слов

Различные методы обучения и их роль в развитии младших

... связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Различные методы обучения и их роль в развитии младших школьников». Цель работы: исследовать классификацию методов обучения и определить роль различных методов обучения в развитии младших школьников. курсовой работы: работа логически ...

Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы: теоретический, логический, психологический и педагогический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования; анализ публикаций и материалов в средствах массовой информации;

Выпускная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность, структура и функции творческих способностей в психолого-педагогическом анализе. Также рассматриваются особенности развития творческих способностей у младших школьников.

Во второй главе рассматриваются пути и способы развития творческих способностей у младших школьников, а также рассказывается, как организовать урок творчества в начальной школе.

1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента:

1. «Операциональный» — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность.

2. «Ядро» — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.

Таким образом, рассмотрение способностей как функциональных систем можно рассматривать «ядром», в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности.

Существуют различные классификации способностей. В первую очередь необходимо различать природные или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

8 стр., 3670 слов

Творческие способности человека: их пределы и условия

... в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею. Цель работы: Проанализировать творческие способности человека: их пределы и условия с философской точки зрения. Сформулированная цель предполагает ...

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом-индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Творческие способности, наряду с интеллектом, являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно этих способностей.

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

4 стр., 1919 слов

«Воображение как основа творческой деятельности»

... объекта; способность к альтернативным решениям; -комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Все эти черты, утверждал И. Я. Лернер, неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность ... что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на ...

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи. Педагогическое определение творческих способностей определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные задания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Богоявленская Д.Б. [1] выделяет следующие показатели для определения творческих способностей:

  • беглость мысли (количество идей);

  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

  • оригинальность (способность производить идеи);

  • любознательность;

  • фантастичность.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала остается до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Известный американский психолог Дж. Гилфорд , занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

11 стр., 5449 слов

Структура интеллекта детей с поврежденным психическим развитием

... поврежденного психического развития. . На основе имеющихся исследований дать клинико-психологическую характеристику детей с поврежденным психическим развитием . На основе имеющихся исследований описать особенности интеллектуального развития у детей с поврежденным психическим развитием ... интериоризации. Умственное развитие ребенка, по его мнению, тесно связано с развитием речи и мышления, из чего ...

      1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей.

      2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

      3. Оригинальность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук [10], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

      1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

      2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

      3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

      4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

      5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

      6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

      7. Гибкость мышления.

      8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

      9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

      10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

      11. Лёгкость генерирования идей.

        14 стр., 6737 слов

        Театрализованная деятельность как способ развития творческого ...

        ... внимания использованию театрализованной деятельности в повседневной жизни детского сада, из-за нехватки знаний, возможностей и опыта. Объект исследования – театрализованная игра. Предмет исследования – театрализованные игры как средство развития творческого воображения у детей старшего ...

      12. Творческое воображение.

      13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

      1. Способность рисковать.

      2. Дивергентное мышление.

      3. Гибкость в мышлении и действиях.

      4. Скорость мышления.

      5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

      6. Богатое воображение.

      7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

      8. Высокие эстетические ценности.

      9. Развитая интуиция.

Таким образом, в обобщенном виде определение творческих способностей можно представить следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

1.2 Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способностей.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

16 стр., 7623 слов

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

... по вязанию. Экспериментальная работа проводилась в течении двух месяцев и была направлена на развитие творческих способностей младших школьников. Глава 1. Психолого - педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 1.1 Сущность понятия «творческие способности» в психолого - педагогической ...

Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.

В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

38 стр., 18587 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей ...

Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладание операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности [3].

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

        1. Усвоение и активное использование речи как средства мышления.

        2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

        3. Выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз:

    1. подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план).

    2. исполнительной фазы – этим план реализуется практически.

У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой.

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.

Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Таким образом, каждый из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии и в развитии его творческих способностей.

2.1 Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, как пишет Хуторской А.В., [13] является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эврестическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная (познавательная).

Для того, чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, целеустремленность, планируемость, самоопределение, рефлексия и др.

Таким образом, ученик взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:

1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;

2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;

3) самоорганизация предыдущих видов деятельности — познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

1) когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира;

2) креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;

3) методологические качества.

Каждой группе личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Четкое определение минимального набора эврестических качеств ученика позволит целенаправленно конструировать учебные программы, выбирать оптимальные педагогические технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать создание детьми творческой образовательной продукции.

Как говорят И.В. Левицкая и С.К. Турчак [9] обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого ребенка. Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды образовательного процесса учреждения. Она выстраивается вокруг интересов ребенка и выполняет функцию адаптации школы к индивидуальным особенностям и субъективным потребностям учеников.

Педагогическое сопровождение учащихся может осуществляться в двух вариантах:

  • обще-групповое;

  • индивидуально-личностное.

В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте протекает наиболее результативно при определённых условиях:

1.Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения.

2. Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого.

3. Используются технологии развития творческого мышления.

4. Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

В связи с этим, выделяют следующие способы стимулирования творческих способностей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;

  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • обеспечение возможностей для практики;

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

По статье И.В. Левицкой и С.К. Турчака [9] педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:

      1. внимательное отношение к необычным вопросам;

      2. уважительное отношение к необычным идеям;

      3. демонстрация ценности детских идей;

      4. предоставление детям большей самостоятельности

      5. создание свободной, непринужденной учебной обстановки.

Так как данные авторы считают, что главной составляющей учебно-воспитательного процесса для успешного развития креативности школьника является педагогическое сопровождение, то можно сказать о том, что в процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную самостоятельность, поддерживает в каждом школьнике уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого педагогу необходимо понимать и признавать необходимость и уникальность ребенка, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности, доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

— ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;

— реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;

— вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;

— дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;

— экскурсии, наблюдения;

— творческие мастерские;

— тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Поэтому эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

2.2 Методы и приёмы технологии развития творческих способностей

Одна из основных задач современной школы – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Существует три формы взаимодействия учителей и учащихся.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Для развития творческих способностей используются практические, наглядные и словесные методы.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Упражнения на развитие мышления:

— назови общим словом;

— найди лишний предмет;

— подбери противоположные понятия;

— поставь в нужной последовательности.

Упражнения на развитие памяти:

— запомните картинки (слова) и назовите их;

— зрительный диктант;

— работа с текстом: прочитать и ответить на вопросы;

— запоминание слов, чисел, дат.

Упражнения на развитие внимания:

— найди спрятанные слова;

— «Да» и « нет» не говорите;

— что изменилось; найди отличие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

Для реализации развития творческих способностей применяются такие методические приёмы, как постановка творческих задач; решение развивающих задач; решение проблем творческого характера; выполнение комплексных заданий; использование наглядных пособий; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка вопросов и поиск ответов на уроках.

Также можно использовать и такие методические приемы:

— мозговой штурм;

— ключевые термины;

— перепутанные логические цепочки;

— разбивка на кластеры;

— механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать);

— прием «Пометки на полях»;

— составление синквейна;

— метод контрольных вопросов.

Данные методы и приёмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.

Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является развитием творческих способностей школьников.

2.3 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания- это в основном сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.).

Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем, для эффективного развития креативных способностей школьников

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

— открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

— соответствие условия выбранным методам творчества;

— возможность разных способов решения;

— учет актуального уровня развития;

— учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно составить

Системообразующий фактор –

При отборе содержания для системы творческих заданий учитывается два фактора:

— творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах;

— творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание , предполагает использование определенных методов , выполняет определенные функции . Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

— сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

— сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

— формы представления противоречий (явные, скрытые).

Выбираемые учителем методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения.

Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

2.4 Организация уроков творчества в начальной школе

Творческий урок – это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя. В план урока входят структурные элементы учебной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников:

1. Планирование серии занятий по одной теме или по типу задач. Учитель продумывает сразу несколько уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения.

2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминание особенностей учеников того класса, в котором будет проводиться урок.

3. Знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Выработка собственного отношения к проблематике темы.

4. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.

5. Определение главного смысла урока, соотнесение его с главными целями по предмету. Смысл творческого урока в создании учениками индивидуальных образовательных продуктов в изучаемой области.

6. Соотнесение творческих образовательных результатов учеников со стандартными. Отбор такого предлагаемого детям материала, которое обеспечит «рождение» ими своего содержания. К возможным творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги.

7. Написание конспекта урока.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов учителю необходимо предлагать следующие задания:

1. классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

2. устанавливать причинно-следственные связи;

3. видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

4. рассматривать систему в развитии;

5. делать предположения прогнозного характера;

6. выделять противоположные признаки объекта;

7. выявлять и формировать противоречия;

8. разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

9. представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

— сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

— формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся

первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности – это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

  • метод фокальных объектов,

  • морфологический анализ,

  • метод контрольных вопросов,

  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,

  • методы преодоления психологической инерции,

  • системный оператор,

  • ресурсный подход,

  • законы развития систем.

I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

1) адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,

2) приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,

3) типовые приемы разрешения противоречия.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

— развитие воображения;

— развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Важность творческого развития младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты креативной и творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

В связи с первой, поставленной задачей, были выявлены следующие результаты. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат психологические процессы мышления и воображения, следовательно, основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются развитие продуктивного творческого воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Необходимо использовать все возможности для развития креативных и творческих способностей ребенка, потому, что с течением времени эти возможности необратимо утрачиваются.

В связи со второй поставленной задачей, было выявлено, что существуют различные способы развития творческих способностей у детей, но успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных, благоприятных для этого, условий:

      1. обеспечение благоприятной атмосферы;

      2. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

      3. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

      4. поощрение высказывания оригинальных идей;

      5. обеспечение возможностей для практики;

      6. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

      7. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Но, следует отметить, что создание благоприятных условий недостаточно для воспитания и обучения ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

В связи с третьей поставленной задачей, были определенны педагогические средства развития творческих способностей. Одним из важных средств развития творческих способностей учащихся следует считать совершенствование деятельности педагогов:

— нормативно-правовое регулирование практической деятельности педагогов;

— совершенствование методики развития творческих способностей;

— взаимодействие и координация педагогического коллектива с психологической службой школы.

Таким образом, проведение подобных мероприятий способствует повышению уровня профессионализма и квалификации педагогов, обобщению и распространению опыта учителей школы по развитию творческих способностей, созданию условий успешного применения современных педагогических технологий.

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

«Творчество… настолько важно, и не потому что оно приводит к созданию нового, но потому, что это — космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового» [12].

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002. – 320с.

  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся/ Н.К.Винокурова. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – С.807-819.

  4. Годфруа Ж. Психология, изд. В 2т., том 1. – М.: Мир, 1992. – С. 435-442.

  5. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ.

  6. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7. – С. 66-71.

  7. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. – 1990, № 3. – С. 113.

  8. Левин, В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. – С. 14.

  9. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак // Педагогика. – 2007, № 4. – С. 58-61.

  10. Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978. – 125 с.

  11. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: «Треугольник», 1993.

  12. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990.

  13. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.