Воспитание толерантности

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [ 4, с.6 ]

Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

Цель: исследование проблемы межнациональной толерантности у младших школьников.

6 стр., 2570 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... портрет безработного выглядит следующим образом: безработный представляется городским мужчиной в возрасте 36 лет. Доля экономически активного населения составляет 74,6 млн. человек (>52% населения). Долю безработных ...

Объект: процесс воспитания толерантности младших школьников.

Предмет: воспитание межнациональной толерантности у школьников

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ проблемы в младшем школьном возрасте

2. Выявление предпосылок воспитания толерантности в младшем школьной возрасте

3. Провести практическую работу по выявлению уровню толерантности у младших школьников., Методы исследования:

изучение и анализ психолого – педагогической и методической литературы

  • анкетирование

— опрос

— беседа

1. Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли

В разные периоды развития школы и педагогической мысли акцент делался на разных аспектах толерантности. Это могло быть гуманное отношение к ребенку, идея всеобщего среднего образования, требование внесословной единой школы, принцип поликультурности в образовании. Однако в любом случае в основу этих требований, идей и принципов было положено признание изначального равенства всех людей, права каждого человека быть иным, непохожим на других, уважение его достоинства.

В первобытном обществе толерантность существовала не в виде идеи, а в виде практики отношений между воспитателями и воспитанниками и была основана на имущественном и социальном равенстве. Исследователи отмечают, что отношение взрослых к детям было исключительно доброжелательным, и дети с самого раннего возраста начинали воспроизводить это отношение во взаимодействии с окружающими. Отсутствовали насильственные, репрессивные методы воспитания. В наказаниях не было необходимости, поскольку дети, как и взрослые, непосредственно были включены в жизнь общества, а знания, умения, навыки, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, волевые и иные качества формировались не в рамках специально организованного образовательного процесса, а в повседневном общении, трудовой и игровой деятельности, через участие в обрядах и освоение мифологии, с помощью традиций. Главное в толерантной воспитательной практике первобытного общества — ее ненасильственный характер; такой аспект, как многообразие человеческих индивидуальностей, не учитывался, поскольку человек был неразрывно связан с коллективом и формировался лишь с точки зрения его общественных функций — трудовых, семейных, культовых.

В рабовладельческих обществах древнего мира проявления идеи толерантности отличались большим своеобразием в зависимости от характера общества, в котором они существовали и развивались. В общем виде на этом этапе исторического развития толерантность выступает как гуманное отношение к людям и как способ гармонизации отношений между людьми, между человеком и обществом.

В педагогике Древней Индии толерантность базировалась на представлении о единстве всего живого, на признании жизни в качестве высшей ценности; образование должно было способствовать постижению гармонии мира и построению гармоничных отношений человека и окружающего мира, основанных на непричинении зла живым существам.

Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция (551–479 гг. до н.э.), который утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно различаются по своим привычкам. Поэтому в деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости. Воспитание гуманности, человеколюбия рассматривается при этом как важнейшая задача образования, а средством регулирования отношений между людьми выступают этикет и традиции, в которых выражается уважительное отношение к окружающим.

3 стр., 1324 слов

Воспитание в первобытном обществе

... общества и человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в ...

Для педагогической мысли Древней Греции характерна идея гармонического развития человека, интерес к его внутреннему миру, попытки подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного человека. Так, образовательная система, сложившаяся в городе-государстве Афины, была основана на стимулировании развития индивидуальных особенностей и их использовании на благо государства, что предполагало формирование критичности мышления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения в условиях множественности мнений и позиций. Древнегреческий философ Сократ (469–399 гг. до н.э.) рассматривал воспитание, с одной стороны, как средство саморазвития человека, формирования в нем нравственных добродетелей, как способ сделать его счастливым, а с другой — как средство совершенствования общества на основе гармонизации отношений человека и общества. Участников педагогического процесса он считал равноправными партнерами, утверждая, что педагог должен с уважением относиться к внутреннему миру воспитанника, строить обучение не на основе принуждения, а посредством стимулирования саморазвития воспитанника. Однако в обществах древнего мира толерантность имела ограниченный характер: толерантные отношения распространялись только на свободных людей, в отношении рабов использовались совершенно иные установки (правда, на практике эти установки не всегда соблюдались как в отношении рабов, так и в отношении свободных).

В средневековом обществе идея толерантности провозглашалась и разрабатывалась главным образом в рамках религиозных учений — как официальных, так и оппозиционных. Например, идея всеобщего обучения, глубоко обоснованная Я. А. Коменским, была сформирована в рамках реформаторского движения «чешских братьев».

С древнейших времен важную роль в становлении образования и педагогической мысли играли концепции, основанные на религиозных воззрениях. Идея толерантности в том или ином виде присутствует во всех мировых религиях. Так, в буддизме человек предстает органичной частью гармонически организованной вселенной. Поэтому в основе понимания воспитания и обучения лежит принцип гармонизации отношений человека с окружающим миром, с другими людьми на основе ненасильственного взаимодействия. Христианство на первое место среди человеческих добродетелей ставит любовь к ближнему независимо от его национальности, религиозных убеждений, социального положения и образа жизни, призывает к использованию таких способов устранения разногласий, как убеждение на основе понимания и прощения, личный пример добродетельной жизни, к отказу не только от мести, но и от желания мстить обидчику. Христианская религия призывает больше внимания уделять самосовершенствованию, нежели «принудительному» исправлению недостатков других людей.

6 стр., 2751 слов

«Профессиональное развитие педагога дополнительного образования ...

... квалификации педагога. Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. В связи с этим, в системе последипломного образования, особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов. Профессиональное развитие ...

И иудаизме и исламе исходным является положение о том, что все люди созданы по образу и подобию Бога, а следовательно, равны перед ним, несмотря на все свои различия; кроме того, высоко ценится такая добродетель, как терпение (а именно оно является одним из оснований толерантности).

Задача образования видится в том, чтобы интегрировать человека в господствующую систему религиозно-этико-правовых норм, помогать в их освоении как разумом, так и сердцем.

И хотя педагогическая реальность с ее сословными школами, широко применявшимися в них телесными наказаниями, бессмысленным заучиванием наизусть религиозных текстов, взглядом на ученика как на средство достижения педагогических целей отнюдь не способствовала последовательной реализации идеи гуманных отношений в педагогическом процессе, само внедрение подобных установок в культуру и в педагогику усиливало их толерантную ориентацию.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) — особый период в развитии средневекового общества. В это время человек провозглашается главной ценностью, распространяется и обосновывается мысль о природном равенстве людей независимо от их происхождения. Эти два постулата, будучи примененными к образованию, становятся способами выражения идеи толерантности. Мыслители эпохи Возрождения (педагоги-гуманисты) высказывали мысли о том, что учитель должен с любовью и уважением относиться к своим ученикам, не применять телесные наказания, делающие души детей рабскими, а вызывать у провинившегося ребенка чувство стыда за свой проступок, поощрять усилия учеников в учебе. В обучении рекомендовалось учитывать индивидуальные особенности детей, их способности и интересы. Мысль о принципиальном равенстве людей и многообразии индивидуальностей учащихся послужила основой для дальнейшего развития идеи толерантности в образовании.

В новое время (XVII — начало XX в.) идея толерантности в образовании рассматривается через призму идеалов свободы, самоценности человека во всем многообразии его индивидуальных проявлений. Педагогика этого периода обращена к человеку и ставит двойную задачу: во-первых, создать условия для наиболее полной самореализации человека как в педагогическом процессе, так и в жизни; во-вторых, воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, научить его регулировать свое поведение таким образом, чтобы жить свободно и в то же время в согласии и гармонии с другими людьми.

Крайним и наиболее ярким выражением этих идей в педагогической мысли и образовательной практики нового времени является педоцентризм. Сущность этого педагогического течения наиболее ярко выразил его представитель Джон Дьюи (1859-1952): «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут служить мерилом… Личность и характер важнее школьных предметов… мы должны стать на место ребенка и исходить от него».

Однако параллельно с идеей толерантности, нашедшей выражение в концепциях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерева и др., продолжали существовать концепции авторитарного воспитания и обучения. Среди них наибольшую известность и широкое практическое воплощение получила концепция И. Ф. Гербарта (1776–1841 гг.), где ученик предстает в качестве объекта обучения и воспитания, где тщательно разработана система средств жесткого педагогического управления ребенком, а обучение носит ярко выраженный сословный характер.

7 стр., 3130 слов

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА, ТРЕБОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

... педагогический эксперимент, являющийся наиболее надежным методом получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. ... психолого-педагогической задачи, исследователь выбирает один или несколько методов исследования. Наиболее ... образованием стоит важная задача: обеспечить всестороннюю подготовку ребенка ... отвечать определенным требованиям к проведению: Эксперимент с детьми должен проводится ...

На протяжении существования образования как социальной практики и как особого социального института педагогами высказывалось немало идей, в которых так или иначе проявлялась идея толерантности.

Наиболее общей и фундаментальной является в этом плане идея всеобщего образования. В трудах чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670) эта идея оформилась в требование «учить всех всему». «Учить всех» означало требование равного доступа к образованию всех людей, независимо от их пола, социального статуса, имущественного положения, вероисповедания, национальной принадлежности. «Учить всему» означало требование широкого общего образования, на основе которого только и возможно последующее профессиональное обучение (в противовес высказываемой многими педагогами мысли о ранней профильной подготовке ребенка и Требование равноправия женщин при получении образования.