Россия является многонациональной страной. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена.
В современных условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. Нынешняя социально — экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Наиболее эффективным
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях.
В этих условиях при организации воспитательной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы контрольной работы «Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения».
Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
- Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
- Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
- Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
Правовая культура, правовое воспитание
... Цель данной работы - рассмотрение форм, методов и средств правового воспитания. Задачи данной работы заключаются в анализе формирования правовой культуры как результата и цели правового воспитания, а также в характеристике форм, методов и средств правового воспитания. 2.Правовое воспитание Правовое воспитание – это целенаправленная ...
Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов
Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях
Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих
Толерантность — интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и
Психические свойства личности и межличностные отношения
... общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общест- венных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, ... конформность, психологическая совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личнос- ти. Совокупность свойств личности - темперамент, способности, характер Темперамент Деятельность и ...
Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные
Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность — это свойство личности, которое проявляется в
В публицистической, научной литературе понятие «культура
Ф.С. Бабейко рассматривает межнациональное общение как «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей по взаимному познанию и выражению своего отношения к национальному» [1].
З.Т. Гасанов определяет межнациональное общение как «взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [2].
Анализируемые определения понятия межнациональное
Формирование культуры межнационального общения
... Дипломная работа Глава 1.Формирование культуры межнационального общения как социально-педагогическая проблема 1.1. Формирование культуры межнационального общения как психолого-педагогическая проблема Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребует усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, ...
Основу культуры межнационального общения составляют национальные и общечеловеческие ценности, именно они определяют поведение человека, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения.
Будучи продуктом
Для обобщающего определения культуры межнационального общения необходимо выделить её интегральное нравственное свойство личности. Таковым, по нашему мнению, выступает невозможность вести речь о культуре межнационального общения и не говорить о достоинстве, гордости, доброжелательности, дружелюбии, честности, взаимопонимании, взаимовыручке, ответственности и других моральных категориях. Используя накопленный в науке опыт, дадим определение рассматриваемому нами понятию.
Культура межнационального общения — это интегральное качество личности, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличных от собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе общения.
Формирование культуры межнационального общения предполагает приобретение индивидом не только объективных знаний о других народах, где не исключается антитеза «мой – другой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает прежде всего как импульс к ее изучению, осмыслению. Кроме того, представления и знания о той или иной этнической культуре реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, культура межнационального общения как интегральное качество личности позволяет человеку найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся антропологическим обликом, языком, ценностями, культурой.
Языки как средство международного и межнационального общения в современном мире
... Чтобы ответить на них, прежде нужно определить понятие международного и межнационального языков. Языком межнационального общения называется язык, посредством которого преодолевается языковой барьер между представителями разных этносов ... на заработки, а также лиц, проживающих за ее пределами. Русский язык и культура общения в современном обществе находятся на высоком уровне благодаря развитости ...