Одной из наиболее актуальных тем современной школьной и дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей. Какие показатели определяют нравственную воспитанность человека? — Его отношение к обществу, к людям, к окружающей среде, к близким и к самому себе. Рассматривая эти показатели с точки зрения гуманизма, можно отметить присутствие в характере человека таких черт, как доброта, отзывчивость, сочувствие, умение понимать других и переживать за них.
Гуманизм – одна из наиболее фундаментальных характеристик бытия и сознания общества. Сущность гуманизма заключается в отношении к человеку, как у высшей ценности, что сказывается в альтруизме, милосердии, в том, что человек желает творить добро и помогать другим.
Воспитанию гуманных чувств отводится большая роль в отечественной педагогике, особенно для дошкольного и раннего школьного возраста, ведь именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных видов чувств, включая гуманные.
Формирование личности ребенка, в том числе воспитание в нем качеств гуманистической направленности является сложным педагогическим процессом. В основе этого процесса лежит грамотное развитие чувство, которое должно проходить гармонично, а также у детей дошкольного и младшего школьного возраста этот процесс связан с эмоциональным восприятием окружающего мира.
Таким образом, данная курсовая работа является актуальной в связи с тем, что в России последние десятилетия полным ходом идет становление демократического общества, которое значительно зависит от утверждения человечности и гуманности в отношении между людьми. Именно поэтому гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных тем современности.
Объектом данной курсовой работы являются представителя дошкольного и младшего школьного возраста. Предметом данной работы является изучение особенностей проявления и формирования гуманности в этом возрасте.
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает понятие гуманности и описывает основы нравственного воспитания ребенка. Вторая глава имеет практическую направленность и описывает особенности развития и проявления гуманности у детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Понятие гуманности, как одна из основ нравственного воспитания
1.1 Философская, социально – психологическая характеристика гуманности
Понятие гуманность охватывает множество других понятий: человеколюбие, милосердие, терпимость и другие. Гуманность (от лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям.
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего ...
... понятия нравственное воспитание; рассмотреть вопрос о сказке как средстве нравственного воспитания в русской педагогике; изучить психологические особенности восприятия детьми сказок; выделить черты сказки как жанра устного народного творчества; проверить действенность воспитательного воздействия сказок на детей младшего школьного возраста ... (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, ...
Человеколюбие – значит относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это часто требует понимания другого человека, способности видеть в нем обычного человека со всеми достоинствами и недостатками. Таким образом, принятие и понимание другого человека – и есть сущность, основная идея гуманности.
Каждый человек уникален, и картина мира каждого также, однако для всех людей можно обозначить две закономерности создания этой картины. Во-первых, — это «Я» — концепция: базовым фактором построения картины мира является образ нас самих, то есть представление нас о самих себе, учитывая нашу собственную оценку. У образа «Я» есть особенная черта: у каждого человека этот образ должен быть положительным. Во-вторых, закономерность построения картины мира заключается в том, что у каждого из нас в ней условно можно выделить две основные сферы: сферу принятия и непринятия.
Когда мы говорим о социализации и об образе социальной реальности, ключевым понятием является «установка». Установка – это ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определённой оценке, основанная на знаниях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерений и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание намерений и на будущее поведение.
Все установки могут отражать хорошее отношение к объекту или плохое.
Установки по своей сути возможно благодаря эмоциям. Эмоциональные реакции эффективно отфильтровывают и концентрируют мысли, направляют их ход, и формирующиеся таким образом установки придают свою сил.
Таким образом, если эмоция слишком сильная, нам трудно ее контролировать. Если эмоциональные процессы, входящие в установку, сильны и неконтролируемы, то эти их свойства передаются всей установке и что выражается в её жёсткости.
Чем больше у человека жёстких установок, тем резче очерчены сферы принятия, неприятия и безразличия, тем жёстче он отстаивает свой взгляд на мир (жёсткая картина мира).
Преобладание гибких установок смягчает жизненные позиции человека, размывает границы между сферами принятия безразличия и непринятия, одновременно увеличивая первую за счёт второй и третьей (гибкая картина мира).
У каждого человека сове понятие о содержании картины мира, свое понимание мира. Есть понятия, с помощью которых оно выражается. Это такие понятия, как добро и зло, вера, справедливость .
Все эти понятия субъективны. Понятия гуманности иногда могут противоречить картине мира. Поэтому многие люди далеки от гуманности.
Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
... Объект исследования: социально-психологическая деятельность. Предмет исследования: Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов и форм психологической помощи взрослым людям с ограниченными ... консультирование, заседания круглых столов, работает родительский клуб «Надежда» и клуб для молодых инвалидов «Вереск». Специалистами СУ «Ивацентр» разрабатываются рекомендации по работе ...
Существует несколько принципов гуманности. Как было сказано выше, главный принцип гуманности и её основная идея – это принятие и понимание другого человека. Целью остальных принципов является развитие способности осуществлять базовый принцип: то есть принимать и понимать других и самого себя.
К принципам гуманности относятся:
-
Умение видеть реальность, отстраняясь от себя. Надо уметь не спешить и отказываться от односторонних суждений.
-
Умение видеть и принимать противоречивость и непостоянство человека, так как это есть в каждом и в нас самих в том числе.
-
Умение в первую очередь анализировать ситуацию, а после человека. обращать внимание сначала на ситуацию, а уже потом на человека.
-
Признавать право других быть такими, какими они являются.
-
Умение осознавать и перманентно следить за собственными жёсткими установками. Если у человека много жестких установок, значит можно сделать вывод о негибкости его мышления.
-
Умение искать аргументы в пользу точки зрения, противоположной той, которая навязывается жёсткой установкой.
-
Умение увидеть себя глазами других.
Социальные нормы и правила являются основой общественных взаимоотношений. Некоторые из них напрямую связаны с картиной мира, т. е. с представлениями о себе, других людях, их статусах, социальных ролях, соответствующем должном поведении. Их можно назвать «лично значимыми». В основе лично значимых социальных норм и правил лежат жёсткие установки.
Действительно жесткие установки у гуманного человека должны отсутствовать, благодаря тому, что он умеет контролировать себя и свои мысли, принимает других людей и их мировоззрение, таким образом у такого человека нет значимых для него социальных норм и правил. Он осознанно следует тем социальным нормам и правилам, которые способствуют эффективной организации взаимодействия людей в обществе. Даже если гуманный человек не видит смысла в каких – нибудь нормах, он выполняет их чтобы избежать конфликтов с людьми или же, жалея чувства других людей. Принимая других такими, какими они являются, он никогда и никому не навязывает, каких бы то ни было правил и норм.
Мировоззренческая гуманизация хорошо влияет на его познавательные и творческие способности. Гибкая картина мира, в отличии от жёсткой, в меньшей степени требует упрощения и искажения информации, чтобы сохранить свой общий смысл. Поэтому такой человек воспринимает мир более объективно, без пристрастия.
«Коррекция агрессивного поведения детей»
... ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности. ...
Таким образом, гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Развивая в себе эти качества, человек избавляется от жёсткости установок, в меньшей степени упрощает и искажает поступающую к нему информацию. Становясь гуманным, человек параллельно развивает самого себя. Гуманное же поведение – это следствие формирования гуманного мировоззрения.
1.2. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
Вопрос нравственного воспитания, как и сейчас, всегда имел высокую актуальность. Во многих словарях слово нравственность приравнивается к понятию мораль. Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке .
Когда мы говорим о том, что человек нравственный? – Только тогда, когда он ведет себя нравственно из-за внутренней потребности, благодаря своим убеждениям и взглядам. Судить о нравственности необходимо по поведению, однако это весьма широкое понятие, и здесь лучше выделить более мелкую единицу – поступок. Поступок, по своей сути, это действие человека или его состояние, основанное на его мотивах, целях. Отсюда о нравственности можно судить, если сами действия и мотивы с целями являются нравственными. Таким образом, поведение представляет собой совокупность поступков, основанную на внешних проявлениях действий и на внутренней мотивации.
Основными критериями нравственности человека являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Поэтому нравственный человек – это тот, чьи правила, требования морали являются его собственными взглядами и выражаются в его привычном поведении. Говоря о нравственном поведении даже нельзя не сказать о таком понятии, как нравственныя привычка, которая является элементом внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Многие ученые и психологи отмечают, что именно формирование нравственных привычек имеет фундаментальную роль в воспитании. Дети быстро забывают правила и предписания, поэтому такой способ нравственного воспитания не эффективен. Более эффективным является упражнение их в действиях с точки зрения истинной нравственности, истинной моральности. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, так как, если человека систематически побуждают поступать определённым образом (нравственно), мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов поведения.
Понятие возраста человека
... низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др. Преждевременное старение Преждевременное старение, это когда люди среднего и пож илого возраста не могут считать себя совершенно ... жизни меньше, чем у женщин. Признаки биологического возраста Не любой признак, изменяющийся с возрастом, может опред елять биологический возраст человека. В случае старения кожи, появления седины и ...
Существует периодизация нравственного воспитания детей, разработанная А.В. Зосимовским. Она состоит из трех этапов.
Первый этап
Второй этап
Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст. В дошкольном возрасте впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения. В младшем школьном возрасте происходит собственное нравственное развитие ребенка, в это время происходят дальнейшие изменения в моральной сфере. Если до этого ведущей деятельностью ребенка была игра, через которую проходило большинство познавательных процессов, то теперь у ребенка появляются учебные школьные обязанности, что создаёт благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепление его нравственной воли. Непроизвольная мотивация постепенно сменяется на произвольную, социально направленную. Однако в этом возрасте ребенок еще не может полностью самостоятельно выработать свои нравственные нормы, в связи с тем, что сильно укореняется авторитет взрослых: учителей, родителей, старших детей. От этого может быть легкая восприимчивость как положительно, так и отрицательного влияния.
Третий этап
Моральное совершенствование человека проходит от неустойчивого в подростковом возрасте к более устойчивому «взрослому» в юношеском периоде. Подросток еще склонен попасть под чужое влияние и менять свои нравственные ориентиры. В юношеском периоде эта «детскость» постепенно утрачивается. Учащиеся старшего возраста способны уже иметь чёткое научное представление о морали, об истинности или ложности нравственных норм.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что нравственное воспитание является непрерывным процессом, продолжающимся всю жизнь, начиная с рождения. В разном возрасте у человека различные возможности для нравственного становления. Нравственность человека базируется на его убеждениях, принципах, ценностных ориентациях, поступках по отношению к людям.
1.3. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.
Поговорим о детях младшего школьного возраста. У них есть ряд особенностей, влияющих на их развитие и формирование личности. Младшие школьники очень доверяют взрослым, особенно учителям, часто подражают им. Таким образом, учитель является для них примером и авторитетом, часто вплоть до подросткового возраста.
Младший школьный возраст (примерно от 6 до 11 лет) имеет огромную значимость для социального и психического развития личности.
Проблема взаимопонимания педагога и детей младшего школьного ...
... анализ уровней знания приемов взаимопонимания педагогов и завучей в работе с младшими школьниками девиантного поведения с полученными результатами нашего диагностического эксперимента. Таблица 2. 2.Результаты опроса педагогов на этапе поискового эксперимента Вопрос и параметры оценивания ПедагогиПравильно, ...
-
Во-первых, меняется социальный статус ребенка. Теперь он ученик, школьник, все системы отношений меняются. Так у ребенка появляются обязанности, в то время как раньше основным видом деятельности была игра. Теперь ребенок занят познавательной деятельностью, в течение которой ему приходится осваивать большие объемы информации.
-
Во-вторых, происходят изменения в психической сфере ребенка. Рассмотрим подробнее эти изменения.
А) Когнитивные особенности.
Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).
В возрасте 7-11 лет у ребенка развивается логическое мышление, значительно развиваются умственные операции, ребенок может сам формировать разные понятия, включая абстрактные.
Б) Аффективная сфера.
Эмоциональная сфера продолжает бурно развиваться, развивается эмоциональная выразительность, появляется множество интонаций и видов мимики у ребенка. Дети в этом возрасте очень впечатлительны.
Безусловно через некоторое время ребенок учится сдержанности, во многом из-за того, что боится осуждения среди сверстников. В школьном возрасте ребенок учится владеть своими чувствами.
Данный возрастной период характеризуется развитием социальных эмоций, связанных с мотивацией ребенка в становлении себя, как личности. Появляется самолюбие, стремление к соперничеству, чувство ответственности, чувства доверия и способности к сопереживанию . Негативные эмоции, такие как гнев или недовольство, младшие школьники проявляют уже реже в форме драк, чаще в форме грубых слов.
Одна из важнейших задач развития ребенка в данном возрасте – навыки социального взаимодействия, выражающиеся в умении заводить друзей. Ребенок начинает больше общаться, что влияет на его эмоциональное развитие.
В) Мотивационная сфера.
В возрасте 10 лет мотивация общения ребенка резко переключается от взрослых к сверстникам, в том числе значительно снижается интерес ребенка к родителям, в то время как активно развивается интерес к сверстникам. Это говорит о скором начале пубертатного периода. Дети могут создавать отдельные сообщества, часто за пределами школы, где есть свои нормы и правила, сигналы, секретные языки, созданные для обособления от мира взрослых.
В это период также возникает просоциальное поведения: позитивное, социально полезное. Это не врожденное качество, оно приобретается в ходе возрастного развития именно в период младшего школьного возраста. Мотивация к такому поведению продиктована моралью, долгом, альтруистическими желаниями. К тому же в этом возрасте начинает проявляться эмпатия.
К учебной деятельности школьников побуждают познавательные и социальные мотивы.
Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного ...
... для инвалидов». проблема «особого ребенка Преимущества инклюзивного образования в современном образовательном пространстве Дети с нормативным развитием Дети с ОВЗ Развитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения, толерантного и терпимого отношения к «особым детям», восприятие их как полноценных и ...
Познавательные мотивы напрямую связаны с процессом обучения. Младшим школьникам интересен учебный процесс: он для них в новинку. Познавательные интересы обычны имеют ориентацию на учителя. К концу младшей школы детям становится интересен сам учебный предмет, его содержание, они начинают устанавливать зависимости, видеть связи. Мотив учебы становится более дифференцируемым: дети начинают избирательно относиться к различным предметам.
Социальные мотивы – это «статусные» мотивы в большинстве случаев: стремление «быть учеником» в первый год обучения, мотив хорошей оценки, мотив утверждения себя в классе, мотив соперничества, стремлению к признанию. Этим мотивам могут способствовать взрослые (родители, учителя, знакомые), темперамент ребенка, его характер.
Г) Развитие Я-концепции.
И наоборот, если ребенок в учебе будет получать большое количество негативного опыта, это плохо скажется на его общей самооценке. Если у ребенка занижена самооценка, он будет стремиться избегать своих достижений. Неадекватная самооценка нуждается в исправлении, и это во многом связано с личностью первого учителя. Он должен оказывать ему поддержку, избегать неконкретных негативных суждений, давать ребенку возможность отстаивать свое мнение.
Развитие более высокой самооценки происходит по двум механизмам:
-
Ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны.
-
Он уверен, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов и неудач, что его не будут уравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности.
В конечном же итоге основная цель развития Я-концепции заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Д) Поведенческие особенности.
В данный период времени игровая деятельность заменятся учебной деятельностью, и ребенок начинает осознавать, что он субъект познания.
В этом возрасте дети активны, бодры, веселы, любознательны, поэтому в перерывах между учебой дети чаще всего заняты игрой. Социальные отношения в это время сильно расширяются, отсюда и социальный мир ребенка расширяется и становится более разнообразным.
В самом начале дети в своем поведении часто ориентируются на взрослых, что в 3-4 классе сменяется на ориентацию на сверстников. Общение со сверстниками приобретает большое значение, здесь происходит познавательная деятельность, формируются навыки общения и нравственного поведения. Появляются типы отношений, как лидерство и дружба.
Швеция реферат для детей 2 класса
... отрасли в экономике Швеции резко упало. В 1940 в сельском хозяйстве было занято ок. 2 млн. человек, а в начале ... Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесно-волокнистых плит и ... особой бережностью, и это позволяет сберечь их плодородные качества. Для Швеции характерен североевропейский тип сельского хозяйства, такой же, как и ...
Таким образом можно сделать вывод по первой главе: младший школьный возраст является благоприятным периодом для воспитания гуманных качеств у детей. Именно в этом возрасте следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему.
Глава 2. Особенности проявления гуманности на основе проведения диагностики личностных черт младших школьников
2. 1. Диагностика личности младшего школьника.
Существуют различные методики для определения уровня гуманности у школьников. Рассмотрим некоторые из них, которые в последствии будут использованы на практике и отражены в моей курсовой работе.
Методика № 1. Изучение представлений о гуманности.
Цель: выявить как младшие школьники осознают понятие «гуманность», какого ученика они считают гуманным.
Ход выполнения. Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить.
-
Как ты понимаешь, что такое гуманность (человечность)?
-
Какого ученика ты бы назвал гуманным (человечным)?
-
Кого ты считаешь самым гуманным в классе. Почему?
-
Кто по твоему мнению негуманен в классе. Почему?
После этого психолог обрабатывает полученные данные и делает вывод, действительно ли верно ученики понимают значение этого слова и могут ли они верно оценивать проявление этого качества у своих сверстников.
С помощью предлагаемой методики может быть определено отношение к правилам поведения. Для того, чтобы успешно воспитывать в детях гуманность, учитель должен понимать, как ребенок относится к правилам поведения и требования, определяющим их.
Методика № 2. «Закончи предложение».
Цель: выявить отношение к правилам поведения и тем гуманным качествам, проявление которых требует соблюдения этих правил.
Ход выполнения. Детям предлагается закончить предложения, содержащие рассуждения на темы гуманности.
1. Если я знаю, что сказал неправду, то…
2. Если я знаю, что поступил плохо, то…
3. Когда в моем присутствии обижают слабого, я…
4. Когда я не знаю, как поступить, то…
5. Я стараюсь делать так, чтобы…
6. Я стремлюсь вести себя так, чтобы…
Педагогическая психология : Роль семьи в воспитании детей Стиль ...
... российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое ... Едва человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже ...
7. Если мама попросит меня, то…
8. Я могу простить другого человека, если…
После чего психолог-педагог обрабатывает полученные данные. Проведя анализ письменных ответ, каждого ребенка можно отнести к одной из трех групп.
Первая группа характеризуется неустойчивым отношением. К ней относятся дети, допустившие в большинстве случаев противоречие собственных поступков и действий правилам поведения.
Вторая группа характеризуется нейтральным отношением. Здесь присутствуют дети, допускающие неоднозначные поступки и действия не менее чем в половине утверждений.
Третья группа предполагает устойчивое отношение, сюда входят те дети, которые сумели при завершении предложений избежать противоречий с гуманными нормами.
Методика № 3. Определение уровня самооценки гуманных качеств – «доброты», «вежливости», «ответственности».
1. Дай свое определение
— доброты;
— вежливости;
— ответственности.
2. Оцени себя:
— добр ли ты?
— вежлив ли ты?
— ответственен ли ты?
3. Назови знакомых, друзей, родных – кто из них:
— добр?
— вежлив?
— ответственен?
4. Нужно ли делать что – нибудь особенное, чтобы человека считали:
— добрым?
— вежливым?
— ответственным?
Далее психолог-педагог обрабатывает полученные данные, оценивая ответы учащихся по двух уровням: высокий и низкий. Если ребенок определяет понятия четко, адекватно оценивает себя, значит высокий уровень. Если ученик путается в понятиях, не может найти выход из ситуации, ему присваивается низкий уровень. В классе определяется процент учеников высокого и низкого уровня.
2.2. Особенности проявления гуманности в младшем школьном возрасте.
В данной главе вы увидите результат обследований 18 учащихся 3 класса. Используя выше рассмотренные методики, я попыталась изучить характер проявления гуманности у школьников и сформировать программу развития этого качества для данных детей.
Методика «Изучение представлений о гуманности» позволила выявить, как младшие школьники осознают понятие «гуманность», какого ученика они считают гуманным. 27 % учащихся 3 класса (5 человек из 18) недостаточно осознают, что такое гуманность, гуманный человек. 73 % учащихся класса (13 человек) не смогли оценить проявление гуманности у своих сверстников.
Методика «Закончи предложение» позволила выяснить, как учащиеся относятся к правилам поведения и тем самым гуманным качествам, проявление которых требует их соблюдения. Анализ письменных ответов позволил каждого ребенка отнести к одной из трех групп.
Таким образом в первой группе с «неустойчивыми отношением» оказалось 3 человека, то есть 17 %. Во второй группе с «нейтральным отношением» выявлены 6 человек, то есть 33%, и к третьей группе с «устойчивым отношением» можно отнести 9 человек, что составляет 50% от всего класса.
Методика «Определение уровня самооценки гуманных качеств» позволила определить уровень таких гуманных качеств как доброта, вежливость, ответственность.
10 человек, то есть 56 % учащихся 3 класса полно, четко определили понятия «доброта», «вежливость», «ответственность», дали себе адекватную оценку. Данные учащихся класса дали примерно такие ответы:
1. Доброта – это понимание, помощь, милосердие.
2. Вежливость – приличие, воспитанность.
3. Ответственность – значит отвечать за свои поступки перед самим собой или другими людьми.
Таблица 1.
Высокий уровень (полно, четко определяют понятия «доброта», «вежливость», «ответственность», дают себе адекватную оценку)
Низкий уровень (в понятиях путаются, оценивают себя неадекватно, не могут найти выход из положения)
10 человек
(56%)
8 человек
(44%)
2.3. Формирование гуманности у младших школьников.
Экспериментальная работа по формированию гуманности проводилась с 18 учащимися 3 класса. Таким образом можно выделить основные направления по развитию гуманности у детей, в том числе данного класса. Работы состоит в том, чтобы ввести школьника в систему взаимоотношений с окружающими, делая акцент на чувства и переживания других.
Воспитание гуманности у детей должно быть связано со следующими принципами:
-
в школе должна быть создана атмосфера заботы о здоровье и благополучии, о достоинстве личности детей;
-
должен быть акцент на развитие таких ценностей, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам;
-
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности.
Большую роль в воспитании гуманности играют:
-
гуманитарные предметы;
-
поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками;
-
этика отношений детей в коллективе;
-
внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых;
-
проявление заботы о природе и о животных .
Человеческие отношения между людьми – это основной показатель гуманности, и именно учителю принадлежит основная роль в формировании многих качеств, например, сострадание, уважение, доброжелательность. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Именно через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Гуманный педагог должен обладать следующими качествами:
-
любить детей такими, какие они есть, доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство;
-
найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие;
-
создавать «ситуацию успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;
-
необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания;
-
педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и общительность, и любовь к жизни, и порядочность .
Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со сверстниками.
Заключение
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.
Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Сколько нежности, ласки и заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно строят свои взаимоотношения с детьми. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь своим ровесникам, умеют сопереживать. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за ними, сердятся, когда кто-то причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится воспитание гуманности у младших школьников.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-gumannosti-u-mladshego-shkolnika/
-
Балашов Лев. Золотое правило поведения // Здравый смысл. — 1997. — № 5.
-
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом.гос.пед.ин-т им. Горького. — Омск: ОГПИ, 2001
-
Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество / Под ред. и с предисл. проф. В.А. Кувакина. Библиотека журнала «Здравый смысл». — М.: Российское гуманистическое общество.
-
Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014.
-
Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
-
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — М.: Юрайт, 2012.
-
Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / В.П. Симонов. – М.: Инфра-М, 2015.
-
Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. — М.: Инфра-М, 2015
-
Сайт «Студопедия» studopedia.ru/9_220387_moral.html