Введение
Актуальность исследования: Развитие волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом, в младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития младшие школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.
Поэтому тема данного исследования: «Развитие волевой сферы в младшем школьном возрасте».
И мы не случайно обратились к этой теме, она кажется наиболее важной и интересной, так как ребенок проходит начальные этапы своего становления именно в младших классах.
Объект исследования: процесс развития воли у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: волевая сфера.
Цель исследования: изучить развитие волевой сферы у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Изучить современные подходы к определению сущности воли, морально-волевых качеств и пути их развития.
Описать и проанализировать методику исследования.
Изучить уровень развития воли у младших школьников;
4.Разработать рекомендации по теме: «Развитие волевой сферы в младшем школьном возрасте».
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие волевой сферы связано с комплексом проводимых диагностических мероприятий, в которых необходимо учитывать уровень развития упорства и самоконтроля.
Разработана научная новизна исследования:
Научная новизна исследования: Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, учением, игрой, школьник воспитывает свою волю, волевое действие ребенка неповторимо, так как является отражением его индивидуальности. В ходе диагностики мы выявили уровень развития волевых качеств у младших школьников, исходя из результатов данного исследования были разработаны методические рекомендации.
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования «Развитие волевой сферы в младшем школьном возрасте»
1.1 Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст— наиболее ответственный период в жизни человека его границы, совпадают с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. Именно в данном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Особенности развития волевой сферы детей школьного возраста
... волевой сферы ребенка. Но генетическая обусловленность этих явлений в обоих случаях различна. Еще не окрепшая воля ... оказывается и волевая деятельность. Вышеприведенные исследования апраксии представляют значительный интерес для общей психологии воли. Они на ... процесс развития, который ведет от импульсивных, инстинктивных действий к волевым. Значение объективного содержания в определении волевого ...
По мнению Чернышевой Н.С., на начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат [20, 109].
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Цукерман Г. А. считает, что эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать [19, 3].
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника — он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального, обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной [20, 112].
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют. Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся.
Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.
Воспитание культуры поведения и речи младших школьников
... проверить педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности. Объект: исследования - внеурочная деятельность младших школьников. Предмет: исследования - культура поведения и речи учащихся ... данной деятельности. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение ...
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам (рекомендация: читать и анализировать с ребенком героев и их поступки).
Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
1.2 Понятие воли
Воля — это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием И. З. Гликман [4, 107] понимает сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности.
Е. И. Рогов [15, 186] определяя волю, отмечает, что воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».
На схеме это выглядит следующим образом:
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная регуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия нормальной жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия воли — активизация и торможение.
Первую иногда называют также термином побудительная или стимулирующая.
Волевые или произвольные действия появляются у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные.
Реферат психология человека воля к победе
... как исходных побуждениях человека к действию. Волевая регуляция связана с мотивацией поведения человека, но эта связь не данность, а заданность, и она требует своего объяснения. Для понимания психологии воли и ее механизмов ...
К непроизвольному типу поведения И. В. Дубровина [5, 232] относит также импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели. Специфическая особенность волевого поведения в том, что человек внутренне переживает состояние «я должен», а не «я хочу» (бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения: «Я хочу исполнить свой долг»).
Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного обыденного поведения. В противоположность непроизвольным волевые сознательные действия, более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели.
По мнению Овчаровой Р.В., волевую активность характеризуют преднамеренность и волевое усилие. Преднамеренность связана с планированием действий заранее, с учетом обстановки и возможностей. Однако и импульсивные действия тоже совершаются под влиянием сознательно подаваемой самим человеком команды; в них находят отражение, как потребность, так и цель, объект действия [13, 65].
Волевое усилие является ядром любого волевого акта. Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью. Под волевым усилием понимают сознательно и большей частью полностью осознанно совершаемое усилие над собой, являющееся толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия: при прислушивании, при наблюдении, при сосредоточении внимания, при принятии решения, при выполнении движения [6, 187]. Волевое усилие имеет различную степень выраженности, как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявление тем или иным человеком силы воли.
Длительность волевых усилий, по мнению В. С. Кузина, зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия) [9, 157].
Длительность волевой активности, отмечает С. Л. Рубинштейн, зависит и от энергетики активности: чем большие ресурсы имеются у человека, тем более длительно он может сохранять волевое напряжение [16, 134].
Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия «сила воли». Сила воли — это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.
Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями, внутренней необходимостью так поступить.
Волевое действие каждого человека несет в себе особую неповторимость, так как является отражением его индивидуальности и относительно устойчивой структуры личности. Именно воля как сознательная организация и саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами. В рамках волевой сферы Е. И. Рогов [15, 144] выделяет качества, характеризующие как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта.
Воля: понятие, волевые действия, их структура
... проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами. Основные этапы волевого процесса В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап--возникновение побуждения, ... конкретную обстановку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап). Волевое регулирование поведения в профессиональной ...
Итак, волевые качества — это специфические проявления воли в различных ситуациях, выступающих для человека в качестве трудностей. В. С. Мухина [12, 173] выделяет, по крайней мере, две группы волевых качеств: одна из них характеризует упорство, другая — самообладание.
Упорство в достижении цели проявляется через терпеливость, т. е. через однократное, но длительное противодействие фактору (в основном — физиологическому), вызывающему утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или боль, и через настойчивость, т. е. через стремление достичь отдаленную по времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности. В отличие от терпеливости, настойчивость — это многократное проявление силы воли на пути к достижению цели.
К волевым качествам, характеризующим самообладание, И. З. Гликман [4, 96] относит смелость, т. е. способность человека качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха, сдержанность (выдержка), т. е. способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, собранность (сосредоточенность), т. е. способность концентрировать внимание на выполняемом задании даже, несмотря на помехи.
Третья группа волевых качеств, включает в себя решительность и инициативность. Решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. когда принятие неправильного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения. Она может проявляться как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. Инициативность характеризуется взятием на себя ответственности за принимаемое решение во время групповой деятельности, когда группа затрудняется найти правильное решение.
Между волевыми качествами из различных групп, отмечает Е. И Рогов [15, 146] может не быть связей. Это значит, что можно быть смелым, но нерешительным, настойчивым, но несмелым и т. д. Правда, в опасной ситуации боязливые проявляют большую нерешительность, чем смелые, но в ряде случаев именно трусливость делает человека решительным («лучше любой исход, чем бесконечное переживание опасности»).
Учителю следует учитывать, что в волевых качествах проявляется не только моральный (социальный) компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность школьника владеть собой при его возникновении может иметь врожденную основу, так же как неспособность терпеть долго усталость, принимать быстрое решение и т. п. Это не означает, что учителю бесполезно развивать волевые качества у учащихся. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в развитии волевых качеств у некоторых школьников [10, 168]. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств педагог может столкнуться с трудностями, поэтому от него требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык труса), терпеливость и педагогическая мудрость.
Не каждое проявление воли является педагогически целесообразным. Важно учитывать, на что направлена воля учащегося. Например, упорство может принимать негативную форму упрямства. Кроме того, мотивами проявления воли могут быть не коллективистические, а эгоистические устремления школьников. Часто они совершают нелепые, а порой и опасные для жизни и здоровья поступки с одной лишь целью — доказать себе и другим, что они волевые. Эти действия учащихся надо пресекать, разъясняя, в чем состоит истинный смысл героизма, мужества [8, 152].
Волевые качества человека и их развитие
... Сергей Тюленин, Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности. 2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для ...
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего оно связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние.
Внешние — это независящие от человека объективные препятствия и трудности на пути к цели. Их преодоление показывает, насколько человек умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Воля — психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий требует так называемых волевых усилий — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Объективный показатель воли человека, по мнению Г. К. Селевко — величина препятствий, которые он способен преодолеть [8, 87].
Таким образом, под волей понимается способность человека, проявляющаяся в самодетерминации саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Итак, волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения, т. е. волевое поведение является результатом сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
1.3 Развитие воли в младшем школьном возрасте
Развитие волевых качеств личности на этапе младшего школьного возраста имеет свои особенности. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркнул, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью младшего школьника, является общая недостаточность воли [2, 267].
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе происходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят.
С поступлением в школу, отмечает В. С. Мухина [12, 86], на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное, существеннее для своей деятельности. Очень важна для младшего школьника при этом доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность.
Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения» [11, 162].
С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, отмечает И. В. Дубровина [5, 287], чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.
В связи с этим, огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя, как во время классной работы, так и при задании на дом. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, т.е. создать предпосылки для развития воли.
Указания учителя, рекомендации учебного пособия стимулируют волевые действия учащихся. В первое время обучения в школе словесная инструкция, в первую очередь слово учителя, является почти единственным сигналом, который заставляет ученика принимать соответствующие решения и действовать.
Однако с развитием самосознания в процессе учебной деятельности, при появлении определенных отношений к себе и другим ученик совершает тот или иной волевой акт не только под влиянием инструкции, но и в соответствии с теми потребностями, интересами, мотивами, которые у него сформировались, подчеркивает И. А. Зимняя [9, 92].
Воспитание соответствующих, потребностей, интересов, мотивов, т. е. формирование личности школьника, и соответственно его волевых качеств — главная задача учителя с первых, шагов обучения ребенка в школе.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно уделяться серьезное внимание. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка [15, 83].
Очень важным волевым качеством, необходимым для учебной деятельности, является самостоятельность.
Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правил приводят же примеры, которые уже были приведены другими, и т. д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными [17, 172].
Руководящая роль в формировании правильного поведения школьников, отмечает В.А. Сластенин [3, 382], принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам).
Однако это руководство не должно ущемлять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия старших формируют черты пассивности у младшего школьника.
Воспитание самостоятельности должно закладываться в семье уже в первые годы жизни ребенка и продолжать в дальнейшем. Конечно, главная обязанность в этом возлагается на родителей.
Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет работа учителя на уроке и во внеурочной работе. Общественные поручения, помощь товарищам, общественные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою находчивость, самостоятельность [7, 151].
Другое важное волевое качество младшего школьника сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. В первое время малыши нарушают правила поведения чаще потому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек. Например, учитель говорит: «Тише», а некоторые учащиеся продолжают открывать и закрывать сумку, крышку парты; учитель предлагает перейти к новому виду деятельности, а кое-кто продолжает предыдущую работу, считая, что новое требование учителя к нему не относится. Это — непреднамеренное нарушение дисциплины, не связанное с упрямством или негативизмом. Кстати, первоначально преднамеренных, злостных нарушений дисциплины почти не бывает. Они возникают, пишет В. С. Кукушин [10, 211], позднее при неправильном отношении учителя к нарушениям учащихся, в результате невнимания к эмоционально-волевым особенностям детей.
Непреднамеренное нарушение дисциплины нельзя строго осуждать, но и оставлять без внимания Л. И. Маленкова [11, 189] не рекомендует. Надо разъяснять и показывать, как вести себя правильно, тренировать в правильном поведении. Детям недостаточно только словесного указания. Вследствие конкретного характера их мышления они нуждаются в показе; ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг. Этого настоятельно требует от ученика вся школьная жизнь. Например, учитель вошел в класс — ученику необходимо удержаться от соблазна продолжать беседу с товарищем; учитель просил следить по книге за чтением — надо заставить себя не смотреть на картинку, нарисованную на этой же странице; захотелось есть, а в парте лежит вкусное яблоко, — по надо пересилить себя и дождаться перемены и т. д.
Сдержанность, как черта характера, появляется именно в младшем школьном возрасте и быстро закрепляется. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.
Бывает, что у младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.
В исследованиях И. В. Дубровиной [5, 168] выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручении по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.
У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.
Упрямство, проявляющееся в этом возрасте, направлено (в отличие от настойчивости) на удовлетворение личных интересов. Младшие школьники в большинстве случаев не осознают эту черту как отрицательную, считая, что проявляют настойчивость. Иногда упрямство является результатом конфликтной ситуации между взрослым и ребенком, например, если последний считает, что учитель несправедлив в оценке знаний. Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует свою оценку или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется, например, в нежелании отвечать урок или подчиняться другим требованиям учителя. Подобная ситуация может сложиться и в семейной обстановке [6, 141].
Учителю необходимо тщательно изучить и проанализировать недостатки в поведении ученика, рекомендует В. С. Кукушин. [10, 137] Выявив мотивы поведения школьника, учитель должен быть объективен и, если надо, перестроиться в своем отношении к учащемуся. В этом же плане следует вести работу с родителями, если они жалуются на упрямство в поведении сына или дочери.
В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность. Школа формирует направленность воли, воспитывает умение сочетать личные интересы с общественными и, если надо, подчинять личное общественному, коллективному. Воля помогает школьнику в достижении общественно-полезных целей, укрепляет чувство долга, вырабатывает целеустремленность, настойчивость, помогает преодолеть любые трудности [15, 74].
Литературные данные свидетельствуют о том, что у детей к младшему школьному возрасту при благоприятных психолого-педагогичеких условиях может быть сформирован определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для успешного обучения в школе [18, 23].
Многие исследователи рассматривают волевое поведение в связи с развитием целеустремленности. С точки зрения Е. П. Ильина, целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели. Когда говорят об устремленности к чему-то, то при этом, как правило, имеют в виду наличие удаленной цели, хотя явно это и не обозначают. Однако для иллюстрации целеустремленности и «силы воли» приводят примеры, связанные именно с долговременностью достижения цели. [7, 56].
Таким образом, проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников. С возрастом происходят изменения в выраженности разных волевых качеств, притом не всегда в лучшую сторону.
В 1 и 2 классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в третьем классе, как отмечает И. В. Дубровина [5, 263], они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Ребенок может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Постепенно формируется выдержка, т.е. способность сдерживать свои чувства, ослабевает импульсивность как черта личности.
Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, отмечает А. Н. Леонтьев [14, 98], прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в третьем классе такого волевого качества, как решительность, которая может быть связана с все еще достаточно высокой импульсивностью этих школьников.
Таким образом, мы рассмотрели особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте и пришли к выводу о том, что учителю в работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности проявления воли и опираться на них в своей педагогической деятельности.
Проанализировав писихолого-педагогическую литературу по теме исследования мы рассмотрели особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте, с учетом половых, возрастных и личностных особенностей детей, и пришли к выводу:
Большую роль в развитии младшего школьника играет волевой процесс, поэтому необходима диагностика и изучение уровня развития волевых качеств личности для их дальнейшего развития. Таким образом можно считать нашу гипотезу теоретически обоснованной.
Глава II. Описание методики исследования развития волевой сферы в младшем школьном возрасте
воля педагог школьник сознательный
2.1 Обоснование методики исследования
Исследовать всю волевую сферу личности в рамках одной работы, конечно, не представляется возможным. Мы ограничили своё исследование теми волевыми качествами, которые связаны с целеустремлённостью школьника. Целеустремленность как категория педагогической психологии понимается нами как сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленного результата. Целеустремлённость школьника в учебном процессе играет большую роль и оказывает непосредственное влияние на успеваемость. Школьники, обладающие подобным волевым качеством, всегда ориентируют свою деятельность на строго определённую цель, они точно знают, что им нужно достигнуть в учебной деятельности, решая определённую учебную задачу. Целеустремленность личности проявляется в таких волевых качествах, как самоконтроль и упорство.
Наше практическое исследование мы разделили на две части. В первой части мы определили выраженность указанных волевых качеств у младших школьников при помощи ряда методик. Для диагностики детей младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности. (Приложение № 1).
Исследование упорства мы проводили на основе методики, предложенной Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [7, 231]. В данной методике (Приложение 2) учащимся предлагался рад ситуаций. Им было необходимо представить себя в этих ситуациях и оценить, насколько подобные ситуации для них характерны.
2.2 Описание места проведения исследования
Мы проводили исследования в городе Валуйки, на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», среди учеников 2 класса (24 ученика).
2.3 Описание испытуемых
В настоящее время в 2 «Б» классе обучается 12 мальчиков и 12 девочек. Коллектив учащихся дружный, сплоченный, трудолюбивый.
Часть ребят во внеурочное время посещает кружки и секции. Дети очень любят принимать участие в различных акциях, внеклассных мероприятиях и праздниках. Показатели успешности учебной деятельности: 5отличников, 14 хорошистов, 5 троечников.
2.4 Методы исследования
В своей работе мы применяли метод исследования — тестирование, констатирующий эксперимент.
2.5 Этапы исследования
Все исследование проведено в течении четырех месяцев и включало в себя следующие этапы:
1. Подбор комплекса диагностических методик для проведения опытно-экспериментальной работы.
2. Провести исследования, с целью выявления развития уровня волевой сферы.
3. Осуществить сравнительный анализ полученных данных.
2.6 Описание конкретных методик исследования
Исходя из гипотезы исследования в ходе комплекса диагностик мы учли все возрастные, половые, личностные особенности и возможности для развития воли младших школьников.
В данном психолого-педагогическом исследовании проводился констатирующий эксперимент, целью которого являлась диагностика исходного уровня развития воли и произвольности у младших школьников.
В ходе исследования нами был применен комплекс двух психодиагностических методик, которые включали в себя диагностику таких волевых качеств младших школьников как самоконтроль и произвольность, упорство.
2.6.1 Описание методики № 1
Методика: Тест самоконтроля и произвольности (автор: Сиротюк А.Л.)
Материал методики: Испытуемому предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки и описать изображенные на них ситуации предлагая свои варианты разрешения проблем.
2.6.2 Описание методики № 2
Методика: «Нерешимая задача» (Авторы: Александрова Н.И., Шульга Т.И.)
Материал методики: Испытуемому предлагается решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знает.
Глава III. Описание и анализ результатов исследования
3.1 Описание и анализ результатов, полученных по первой методике. Тест самоконтроля и произвольности
Для диагностики детей младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки (Приложение 1) и описать изображенные на них ситуации предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, краске, т.е. неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. (В протоколе ставится «-»).
Если ребенок видит причину неудач в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Также если ребенок видит причины неудач и в герое и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуаций (В протоколе ставиться «+»).
Анализ данных производится следующим образом:
4 «+» — высокий уровень;
3-2 «+» — средний уровень;
0-1 «+» — низкий уровень.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты определения уровня сформированности самоконтроля и произвольности.
Уровень |
низкий |
средний |
высокий |
Общее кол-во человек |
|
Количество чел. |
15 |
6 |
3 |
24 |
|
(%) |
62,5 |
25 |
12,5 |
||
Из данной таблицы видно статистическую разницу, что более половины учащихся находятся на низком уровне сформированности самоконтроля и произвольности. Также значительная часть учащихся имеет средний уровень сформированности самоконтроля и произвольности. Это объясняется тем, что у детей этого возраста еще только начинают формироваться умения контролировать себя и организовывать свои действия в соответствии с ситуацией. Уровень сформированности самоконтроля влияет на развитие и других не менее важных волевых качеств. Не редко учащиеся имеющие высокий уровень сформированности самоконтроля и произвольности показывают высокие результаты развития волевой сферы в целом.
Полученные данные изобразим на диаграмме:
3.2 Описание и анализ результатов, полученных по второй методике
Методика «Неразрешимая задача» (Александрова Н.И., Шульга Т.И.)
Данная методика применяется для диагностики степени развития упорства. Испытуемому предлагается решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знает. Экспериментатор предлагает ребенку найти 5 отличий одной от другой, с виду одинаковых картинки. Посмотрев на картинку ребенок начинает искать их. После выполнения ребенком задания, отмечается время его выполнения (t1).
Затем предлагается еще 2 картинки, задание повторное, найти между ними 5 отличий, но отличия 4 (задача не решаемая) и тоже засекается время от начала поиска отличий по картинкам до отказа ребенком выполнения задания(t2).
Время затраченное на решение задачи служит показателем упорства.
Анализ данных производится следующим образом:
- t2 >
- t1 в 2 раза и выше — высокий уровень;
- t2 >
- t1 в 1, 1 раза и выше — средний уровень;
- t2 ?t1 — низкий уровень.
По результатам методики «Неразрешимая задача» учащиеся были получены следующие данные: учащиеся были распределены на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем сформированности упорства Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты определения уровня сформированности упорства
Уровень |
низкий |
средний |
высокий |
Общее кол-во человек |
|
Количество чел. |
16 |
7 |
1 |
24 |
|
(%) |
66,7 |
29,1 |
4,2 |
||
Из таблицы видно, что шестнадцать учащихся оказалось на низком уровне сформированности упорства и семь человек от общего количества учащихся занимают дети со средним уровнем сформированности упорства. Чаще всего упорство связано с одномоментным достижением желаемого результата. В целом упорство у детей младшего школьного возраста развито слабо, но они могут проявлять его в интересующей их деятельности.
Полученные данные изобразим на диаграмме:
3.3 Обобщение результатов двух методик
Уровень сформированности самоконтроля и произвольности так же как уровень сформированности упорства у испытуемых в большей части низкий. На среднем и высоком уровне находятся гораздо меньшее количество младших школьников. Это обусловлено тем, что волевые качества личности у детей младшего школьного возраста только начинают формироваться. Исходя из данных нашего исследования можно построить диаграмму и выявить статистическую разницу между уровнями сформированности самоконтроля, произвольности и упорства.
Сравним результаты методик:
Из диаграммы видно, что статистическая разница составляет в общей сложности всего 16,6%. Исходя из этих данных, можно сделать следующий вывод: самоконтроль и произвольность так же как упорство, одни из основных волевых качеств младших школьников. Уровень сформированности упорства ниже уровня развития самоконтроля и произвольности. Исходя из результатов двух диагностических методик видно, что преобладает низкий уровень развития воли.
3.4 Рекомендации по развитию воли младших школьников
Комплекс диагностических мероприятий позволяет разработать рекомендации по развитию воли младших школьников: в процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные, половые, личностные особенности детей. Наряду с процессом овладения знаниями, воспитывается культура и самодисциплина умственного труда. Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.
Непосильные трудности тоже не помогут волевому воспитанию. Убедившись в невозможности выполнить задание, ученик оставит работу, у него появится чувство неуверенности в своих силах и начнет развиваться привычка не доводить дела до конца. Это ведет к слабоволию. Таким образом, первое важное условие воспитания воли — это трудные, но посильные задания.
Чтобы у школьника развивать усилия к преодолению трудностей, учитель должен создавать побуждения к учению, так как без сильного желания невозможно добиться поставленной цели. Если намеченная задача очень сложна, надо, не отказываясь сразу от ее выполнения, разбить ее на отдельные задания, выполнить ее по частям. Дети должны видеть и чувствовать, что они добиваются успеха, хотя и не сразу, а постепенно.
Стимулом для преодоления учащимися трудностей должна быть разумная требовательность учителя. Но только на ней одной нельзя строить учебно-воспитательную работу. Важно, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от выполнения заданий. Это чувство появится только в том случае, если их усилия будут завершаться успехом. В случае неудачи учителю надо ободрить ученика, внушить ему, что неуспех имеет временный характер и что при настойчивом труде ребенок добьется нужных результатов.
С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной работе, необходимой для воспитания воли. Но делать это надо постепенно. Если неуверенного, робкого ребенка сразу предоставить самому себе, то его растерянность и страх перед неудачей еще более возрастут. Для укрепления воли робких или недостаточно сообразительных, но старательных детей необходимы одобрение и похвала учителя. У самоуверенных, смелых и малодисциплинированных учащихся надо воспитывать чувство особой ответственности за все, что они делают.
Важно приучать ребенка строго выполнять принятое решение, данное обещание, всегда доводить дело до конца. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю.
Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.
Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом. Полезны игры направленные на развитие волевых качеств младшего школьника, так например, игра «Поиск клада» (Приложение 5), «Перо в вверх!» (Приложение 6), упражнение «Соедини точки» (Приложение 7), способствуют активному развитию волевой сферы младших школьников.
Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий.
Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. Хорошо поставленная работа с младшими школьниками отряде способствует воспитанию у детей волевых качеств. У каждого ребенка должна быть определенная обязанность. Общественные поручения воспитывают у детей чувство ответственности перед коллективом, приучают не только подчиняться его требованиям, но и выступать от имени коллектива, организовывать работу других его членов, оказывать на них необходимое влияние. Все это воспитывает определенные волевые качества школьника.
Полезны также и беседы с детьми. Опыт лучших учителей говорит о том, что и в 8—9 лет ребята могут заниматься некоторой работой над собой. на детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает личный пример учителя: его четкость в работе, организованность, умение все делать вовремя, никогда не опаздывать, заранее подготовить и строго продумать элементы урока. Весь стиль работы педагога, обладающего сильной волей, действует на учащихся, которые любят подражать учителю. Его дисциплинированность и волевой тонус передаются и школьникам.
Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому. Очень важно, чтобы у детей складывались правильные понятия о волевых качествах.
Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы и эмпирическое исследование позволили выявить что наша гипотеза подтвердилась. Развитие волевой сферы действительно связано с комплексом проводимых диагностических мероприятий, в которых необходимо учитывать уровень развития упорства и самоконтроля. Только тогда можно разработать методические рекомендации развития воли, с учетом особенностей младшего школьника, а комплекс необходимых диагностических мероприятий позволяет учителю их выявить.
Проанализировав писихолого-педагогическую литературу по теме исследования мы рассмотрели особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте, и пришли к выводу
Основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Большую роль в развитии младшего школьника играет волевой процесс, который связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения, т. е. волевое поведение является результатом сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды. Учителю в работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности проявления воли и опираться на них в своей педагогической деятельности.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что у испытуемых преобладает низкий уровень развития воли. Это обусловлено тем, что волевые качества личности у детей младшего школьного возраста только начинают формироваться.
На основе полученных данных мы разработали рекомендации по развитию воли у младших школьников. Результатом проведенной работы с учетом данных рекомендаций должно стать повышение уровня развития воли у испытуемых.
Как видно, данная тема исследования является очень значимой и актуальной, и требует своего дальнейшего изучения и рассмотрения с других сторон.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/volevaya-sfera-mladshego-shkolnika/
1. Александрова Н. Н., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Не решаемая задача» // Вопросы психологии. 1987. № 6 — С. 16
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] / Под ред. Фельдштейна Д.И. — М., Изд-во ИПП, 1995. — 352 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 576 с.
4. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания [Текст] / И. 3. Гликман. — М.: ВЛАДОС,2003.- 707с.
5. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. К В. Дубровиной. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 464 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / учеб. пособие И. А. Зимняя — М., 2000. — 247с.
7. Ильин Е. П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин- Питер, 2000. — 125с.
8. Селевко Г. К. Серия «Самосовершенствование личности» [Текст] / Г. К. Селевко, В. И. Болдина, О. Г. Левина — М.: Народное образование, 2001. — 188 с.
9. Кузин B.C. Психология [Текст] / учебник. 3-е издание, перераб. и доп. — / B. С. Кузин — М: АГАР, 1997. — 253 с.
10. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] / В. C. Кукушин. — Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2000. — 320 с.
11. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания [Текст] / Л. И. Маленкова. — М.: Пед. общество России, 2002.- 480с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2000. — 230с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев, — М.,1975.- 238 с.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / М:., 1993. — 159 с.
15. Рогов Е. И. Эмоции и воля [Текст] / азбука психологии Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 240с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер,2000. — 244 с.
17. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / М:., 2008.-251 с.
18. Фещенко Е. К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств [Текст] / Автореф. дис. канд. наук. Фещенко Е. К. — СПб.: 1999. — 365с.
19. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников
20. как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — С.3-17.
21. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника [Текст] / Учеб. пособие. -М.: Флинта; Наука, 2006. — 306 с.