Биологические предпосылки развития социальных качеств человека

Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками развития социальных отношений. Совершенствование способности изготавливать различные орудия и использовать их при своей защите, а также при добывании пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно отделило человека от животного мира. Однако это не исключало действия на человека общих законов развития живой природы. Биологические и социальные факторы в процессе эволюции людей действуют параллельно, но с разной скоростью: первые — с замедлением, вторые — с ускорением.

Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы. Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. Возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые привели к появлению речи. Взаимосвязанное развитие общественного труда, речи и сознания привело к совершенствованию всего человеческого организма и человечества в целом.

На ранних этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Постепенно объектом отбора становится такое характерное для гоминид свойство, как стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. Причем индивидуальный отбор формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношения в стаде).

1. Качественное преобразование предков

Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Фридрихом Энгельсом — немецким политическим деятелем, философом, историком и предпринимателем — в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896), где он показал, что именно труд выделил человека из животного мира и всегда был общественной деятельностью, а сам процесс труда стал мощным фактором, изменяющим природу человека. Он отмечал также, что под влиянием труда и речи совершенствовались мозг и органы чувств человека, развивалась речь. Самым важным, по мнению Энгельса, было то, что человек заставил природу служить ему и научился господствовать над ней. В этом и состоит существенное отличие человека от остального животного мира, обусловленное его трудовой деятельностью.

7 стр., 3131 слов

Формы и виды агрессии у животных

... же вида является важнейшей функцией внутривидовой агрессии. Кроме того, Меннинг выделяет ещё один аспект территориального поведения. Интересно, что у территориальных животных первая реакция самца на самку содержит ... за счёт соседних групп. Поэтому стычки по поводу территорий неизбежны. Предки человека тоже жили территориальными группами, и для них борьба за территорию являлась неизбежной. ...

Основные этапы, определяющие качественные преобразования предков человека, следующие:

1) появление вертикального положения тела;

2) развитие навыков по использованию орудий труда;

3) совершенствование мозга и появление речи.

2. Предпосылки и следствие возникновения трудовой деятельности

Согласно широко распространенной гипотезе, переход предков человека к прямохождению, или, как часто выражаются антропологи, к ортоградной локомоции, объяснялся необходимостью приспособления к открытым ландшафтам, т.е. к жизни в саванне, в степи, в местах, лишенных или почти лишенных древесной растительности. Еще одно объяснение становления прямохождения, даже более распространенное, чем предыдущее (впрочем, оно вполне может и сочетаться с ним), заключается в предположении, что двуногость потребовалась для освобождения рук, которое, в свою очередь, было необходимо для изготовления орудий, да и вообще давало человеку множество важных преимуществ перед другими животными. Эта мысль нередко высказывалась уже в позапрошлом веке.

Естественно, что все особенности, характеризующие человека, возникли не сразу, а на протяжении нескольких миллионов лет. Так, прямохождение, освободившее руки для труда, возникло на ранней стадии развития австралопитеков. Увеличение массы головного мозга шло также не менее нескольких миллионов лет. Однако на последних этапах развития мозга происходило не нарастание массы, а некоторая конструктивная перестройка этого органа, связанная с развитием социального начала в человеческой психике. Самым существенным в развитии человека явилось возникновение трудовой деятельности, производство орудий труда. Это событие — качественный скачок, поворотный момент истории биологической (филогенеза) к истории социальной.

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах. В результате уменьшения площади лесов они перешли к наземному образу жизни. На открытых пространствах они вставали на задние конечности, чтобы лучше обозревать местность. Со временем такое положение тела из случайного перешло в необходимое. Прямохождение привело к высвобождению передних конечностей от функции передвижения. Постепенно они совершенствовались и обеспечили возможность осуществления человеком трудовой деятельности. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

3 стр., 1440 слов

Человек в философии жизни

... смысл лишь в своей соподчиненности с этикой. Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание – как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не ... истина, польза, красота, благо, а сама жизнь, которая в ...

Появление труда и образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны — предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении.

Изменения, с переходом от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, представляющий собой общественный процесс целенаправленного воздействия людей на природу, привели к очеловечиванию животных предков людей и породили сознание человека. В процессе труда люди изменяют природу в соответствии со своими потребностями, но изменяя ее в труде, они изменяют также и самих себя. Труд и явился первым и главнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.

Особенно важную роль в развитии трудовых действий играло то обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта — передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам. В то время как у животных видовой опыт передается только в виде инстинктов, которые являются продуктом медленного процесса наследственного закрепления, у людей передача общественно выработанных способов и приемов труда происходит путем их усвоения в процессе обучения, т. е. в порядке приобретения индивидуального опыта. Понятно, что это создает огромное ускорение исторического развития как двигательных, так и познавательных способностей человека.

3. Формирование и особенности примитивного общества

Важнейшее условие и вместе с тем следствие развития труда состояло, далее, в постепенном изменении характера объединения отдельных индивидов. Труд даже в своих относительно простых формах представляет собой совместную, коллективную деятельность людей; поэтому одновременно с формированием трудовых действий происходило все большее сплочение вокруг трудовой деятельности ее участников. Благодаря этому природное сообщество, в котором первоначально жили предки человека, начало перестраиваться на совершенно новой основе. Если прежде объединение в семью и стадо основывалось на врожденных инстинктах совместного добывания пищи, совместного выращивания потомства, защиты от хищников и т. п., то теперь основой связи людей все более становится труд. Формировалось человеческое, основанное на труде, общество. А это вело и к коренному изменению формы общения людей между собой.

17 стр., 8137 слов

Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

... орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Человек обладает сознанием. Человек как продукт биологической, социальной и ...

«Они научились использовать свои умственные и манипулятивные способности, то есть тот культурный потенциал, которым обладают даже человекообразные обезьяны. И они использовали этот потенциал столь эффективно, что само их существование стало зависеть от него».

Ф. Тобайас. «Австралопитек, человек умелый и орудийная деятельность».

В отличие от генетической информации, накопленной в процессе индивидуального развития, опыт предается как от родителей потомкам, так и в обратном направлении. А конкуренция возникает уже между сообществами, различающимися в культурном отношении. Эта форма эволюции, свойственная исключительно человеку, получила название культурной, или социальной, эволюции. Культурная эволюция не исключает биологической, поскольку она стала возможной только вследствие формирования человеческого мозга, а сама биология человека в настоящее время определяется культурной эволюцией, так как в отсутствие общества и разнообразия движения в мозге не формируются определенные зоны.

Ранние гоминиды, жившие еще в лесу, наверняка, довольно часто становились добычей леопардов. Следы их зубов есть на некоторых костях австралопитеков из Южной Африки. В саванне к числу хищников, которые не прочь были полакомиться мясом странных двуногих существ, таких медлительных по сравнению с антилопами, жирафами и зебрами, добавились еще львы. Очевидно, не упускали свой шанс при случае и зубастые твари помельче, вроде гиен. В первую очередь, конечно, думать гоминидам эпохи первой культурной революции приходилось о том, как добыть пищу и как самим ей не стать. Итогом этих раздумий стало, в конце концов, превращение людей из относительно легкой добычи в самых страшных и прожорливых хищников, какие только есть на земле. Охоте и переходу наших предков от вегетарианской диеты, обычной для большинства приматов, к мясной, или, точнее смешанной, во многих теориях происхождения человека и культуры отводится очень важная, порой решающая роль. И то, и другое, по-видимому, действительно оказало когда-то большое влияние на эволюцию гоминид, причем не только на их биологическое развитие, но и на социальное, т.е. на структуру сообществ и на характер взаимоотношений между особями и группами особей. Однако, когда именно это случилось, т.е. когда охота и мясная пища приобрели то значение, которое им обычно приписывается, установить не так просто.

Таким образом, вряд ли стоит сомневаться в том, что ранние гоминиды, если они и охотились, оставались все-таки при этом для более сильных хищников дичью. Возможно, первоначально они были даже не столько охотниками, сколько дичью. Однако в олдувайскую эпоху, по крайней мере, к ее концу, самое худшее, скорее всего, осталось уже позади. Опасность, исходившая от хищников, несомненно, стимулировала выработку адекватных мер защиты. Даже шимпанзе, объединившись способны вполне успешно противостоять леопарду. Замечено также, что шимпанзе, живущие на границе леса и саванны, где хищников больше и где от них труднее скрыться, образуют обычно более многочисленные группы, чем их собратья, живущие в лесу. Олдувайские гоминиды, умевшие делать и использовать орудия гораздо лучше любых обезьян, умели, вероятно, и, постоять за себя не хуже, чем они. Необходимость в этом, особенно насущная в условиях открытых или полуоткрытых ландшафтов, могла стать одним из главных факторов, способствовавших сплочению их сообществ. Таким образом, легкой добычей для хищников они, наверняка, не были.

4 стр., 1844 слов

Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся ...

... становления личности. Согласно данным представлениям о творческом саморазвитии личности, нами определены психолого-педагогические условия: стимулирование развития творческой индивидуальности; развитие у субъектов педагогического процесса ... представление о развитии вообще как о кардинальном структурном преобразовании человеком своей собственной самости… Речь должна идти о развитии не только ...

Хотя имеющиеся археологические материалы и не позволяют детально реконструировать образ жизни гоминид олдувайской эпохи, они не оставляют сомнений в том, что он заметно отличался от образа жизни даже самых «продвинутых» человекообразных обезьян. В принципе, возможно, что сами по себе интеллектуальные способности поздних австралопитеков и даже ранних Homo еще не очень сильно отличались от способностей, например, шимпанзе, но использовались они несравненно интенсивней. Тысячи каменных орудий, кости животных с царапинами и порезами, оставленными этими орудиями, дальняя транспортировка сырья, — все это свидетельствует о том, что процесс «втягивания» в культуру если и не приобрел еще необратимый характер, то, во всяком случае, зашел довольно далеко. По сравнению с предшествующим периодом мир предков человека стал намного сложнее, и, чтобы выжить в нем, нужно было больше знать, больше помнить, больше и быстрее думать. Не удивительно, что в олдувайское время происходит заметный скачок в развитии мозга гоминид (гомо габилис), и даже, как мы еще увидим, появляются некоторые данные, позволяющие допустить возможность существования в это время зачатков языка.

Особенно резкие перемены происходят в анатомии скелета, в размерах и строении мозга, в способах жизнеобеспечения и характере питания, в географии расселения гоминид, в технологии изготовления орудий и формах этих орудий, а также, предположительно, и в способах коммуникации. Создается впечатление, что в рассматриваемый период процессы биологического и культурного развития человека как бы сходятся в одной точке, после чего в истории человечества начинается уже совсем другой этап.

С самого начала труд не был индивидуальным делом того или другого человека, а имел общественный характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. Любой труд, в том числе и изготовление орудий, всегда имел характер общественного производства. В процессе производства люди были вынуждены воздействовать друг на друга, что оказывало огромное, основное влияние на развитие их сознания.

4. Коммуникация и развитие речи

Необходимость координировать усилия участников совместной трудовой деятельности, направляя их на общую задачу, распределять между ними отдельные действия, передавать опыт выполнения этих действий и т. д. — все это создавало потребность в речи, в общении посредством языка. Именно развитие речи и языка, возникших в процессе труда, и явилось ближайшим, непосредственным условием развития человеческого сознания.

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству…»

7 стр., 3038 слов

Человек и исторический процесс

... процесс самореализации, нравственно-эстетическими качествами. Это «субъект труда, социальных отношений и общения». В вышеприведенном высказывании А.Г. Спиркина подчеркиваются важные личностные особенности человека. Понятие «личность» ... факты «уплотнения» исторического времени, требующего наращивать глубину и темп социальных ... хватает только на деятельность по устранению исторически отживших социально- ...

Ф. Энгельс, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

В процессе труда, как совместной деятельности, люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. Это привело к возникновению и развитию языка, а вместе с тем и к развитию мышления людей, которое с самого начала, имея свою материальную основу в языке, явилось и по форме и по содержанию общественным продуктом. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы — общению при помощи слов.Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Коммуникации с эволюционной точки зрения являются очень важным инструментом развития мозга человека. Он не рождается эволюционно умеющий говорить, нуждаясь в общении, так как говорить может научиться только во взаимодействии с носителями речи (первостепенно это родители, мать).

Исследования, проводимые с начала 30-х годов XX века, показали, если ребенок с рождения до 5-7 лет ограничен в коммуникации с людьми и полноценно не развивает свою речь, сформироваться в полноценного человека он уже не сможет. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе, ощутимо сокращает период его существования.

Согласно одной из теорий зарождения речи у человека, влияние оказал тот факт, что в следствие изменения положения тела для прямохождения и изменения формы таза особей женского пола изменилась система рождения детеныши. Ребенок перестал быть способным или не получил способности к самостоятельной жизни изначально после рождения, таким образом был очень сильно зависим от мамы в первые месяцы и годы жизни, нуждаясь в коммуникации с ней тем или иным образом: общение, держание на руках, ношение с собой. В процессе такого взаимодействия мать начинала издавать различные звуки, хорошо знакомые нам в современном обществе («агу-гу, бу-бу-бу» и т.п.), в качестве поощрения или попыток общения с детенышем, что в дальнейшем привело к формированию зачатков речи.

«Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Маркс К., Энгельс Ф. о языке.

Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык — общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества.

7 стр., 3080 слов

Особенности формирования личности в процессе занятий физической ...

... воспитания состоит в том, чтобы управлять процессами усвоения. Возможности воспитания личности огромны. Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных. На эту возможность указывают исследования по физиологии и психологии. В мозгу человека ... формирования личности, ее обучения. Такие утверждения исходят не только из научных оснований, также из опыта жизни людей. ...

Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт. Человек же, благодаря участию речи и связанного с ней мышления, воспринимает в этих вещах то их содержание, смысл и значение, которые открылись людям в процессе их общечеловеческой трудовой практики. Животные воспринимают вещи, пользуясь только первой сигнальной системой, тогда как человек, благодаря участию второй сигнальной системы, воспринимает их обобщенно и в самых широких взаимосвязях.

Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.

Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях — словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

5. Развитие личности и нравственности

Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности, приобщение ее к культуре. В отечественной психологии личность понимается как социально типичное и индивидуально неповторимое социальное существо, наделенное сознанием и самосознанием; устойчивым психическим складом, способным управлять поведением и сознательной деятельностью, определяющей нравственные поступки.

Основной целью социально личностного развития остается адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием, приобщению человека к социальной действительности через познание и присвоение социального опыта при целенаправленном руководстве. Все это способствует зарождению общественной и нравственной направленности личности.

Личность развивается в обществе, и на её формирование оказывает влияние вся социальная действительность. Это процесс формирования психологических качеств. В их системе одни выступают ведущими, другие -подчинёнными. У каждой личности формируется свой собственный мир и образ жизни. В его структуре важное место занимают мотивы поведения, в основе которых лежит личная заинтересованность. Личность становится для себя тем, что она есть в «себе», через то, что она представляется другим.

5 стр., 2179 слов

Методы обследования речи

... на русском языке. 2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи 3. Логопедия (Электронное пособие) 4.Методы обследования речи детей: ... ребенка, о некоторых особенностях его личности. Полноценное понимание речи - необходимое условие для правильного пользования речью, а также для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, при обследовании ребенка изучаются все стороны речи: ...

Развитие личности соотносится с процессом количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов, определяется как регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия. Эти новые проявления — их совершенствование, результатом которых проявляются противоречия между зарождающим и отмирающим.

Нравственная регуляция опирается на нравственную потребность, выраженную в стремлении к соответствию намерений и поведения нравственным принципам. Только личность может помочь другому человеку самому увидеть отрицательные качества, преодолеть их, открыть новые перспективы развития его личности. Для формирования нравственного сознания, усвоения моральных норм и правил как образцов и построения действия в соответствии с ними недостаточно лишь просто рассказать или издали показать прекрасные образцы ранее происшедшего или ныне происходящего события. Необходимо так построить взаимоотношение личности с социальной средой, чтобы она реально жила в такой системе ориентаций, которые будут соответствовать нравственным требованиям. Знания о нравственных нормах, представления о нравственных качествах личности и требованиях, знания о нравственных эталонах составляют нравственный стержень когнитивного компонента.

Заключение

В эволюции человека — антропогенезе — важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения).

Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей — будущее популяции, стариков — хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т. п.).

Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек — общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.

В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

5 стр., 2022 слов

Человек как предмет педагогической антропологии

... разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что характерно только для человека - способность ... предмет познания. Как отмечал Л. Фейербах, человек - это «живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально - действенного бытия». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/biologicheskie-predposyilki-razvitiya-sotsialnyih-kachestv-cheloveka/

предок коммуникация общество

1. Лебедев А.С. Философская антропология / А.С. Лебедев — М.: ЮНИТИ, 2010. — 351 с.

2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.

3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорусь. Навука, 2011. — 263 с.

4. Фридрих Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Директ-Медиа», 2014 г., 827 с.

5. Antropolog.ru: электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.antropolog.ru/