Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% — от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Глава 1. Мотивация как предмет психологического развития
1.1. Понятия «мотивы», «потребности», «мотивации». Их виды, характеристики, структура.
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 — 1910).
Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях.
В целом авторы существующих в настоящее время теорий придерживаются двух точек зрения
1) мотивация – это совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
2) мотивация – это динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.
В первом случае мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность (В.Н. Мясищев; Ж. Годфруа, К. Мадсен, К.К. Платонов), как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон).
Строение психической деятельности человека
... деятельность человека не одним каким-либо мотивом или целью, а системой всех целей и мотивов - сначала ближайшими, а затем общими и отдаленными. Как правило, психическую деятельность человека оценивают также по уровню мотивации, ... переход. Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты. 2. Общественный ...
Дж. Аткинсон, А. Маслоу рассматривают её как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Во втором случае — это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т.е. процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин).
Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности (А.Б. Орлов, 1989).
Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В.А. Иванников, 1985, 1991).
Мотивация представляет собой сложный, противоречивый, непрекращающийся и диалогичный по своей природе процесс, который является сложным социально-психологическим образованием — это субъективно-объективный, личностно-социальный, непрерывный процесс внутренних (изменение иерархии мотивов) и внешних изменений (иные способы реализации мотива), глубинный смысл и природа которого, обусловлены опытом социального бытия человека, системой общественных отношений (И.П. Полякова, 2003).
Мотивация, по мнению И.П. Поляковой, объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности и обозначается как побуждение к действию определенным мотивом.
Несмотря на разнообразие подходов, мотивация большинством авторов понимается как система побуждений, вызывающих активность организма, детерминирующих направленность поведения и деятельности человека, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных факторов, побуждающих индивида к совершению определённых действий и определяющих их направленность и цели [2].
Мы рассматриваем мотивацию как динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели, выступает как побуждение к действию определенным мотивом [5].
Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребности субъекта. Это причина, которая лежит в основе выбора действия
Cтруктура мотива
Функции мотивов
- побуждение,
- направление,
- смыслообразование.
Может быть осознаваемым (сюда относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния) и неосознаваемым (интересы, желания, убеждения).
Мюррей разделял мотивы на первичные и психогенные. Первичные — биологические потребности. Психогенные это и есть собственно мотивы, он их насчитал 28 (в агрессии, доминировании, защите, познания, помощи, осмыслении, независимости и др.)
Потребность объективна, мотив — субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.
Мотив и цель преступления
... активности, эти признаки органически связаны между собой и взаимозависимы. Вместе с тем вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица - это психические явления с самостоятельным ... психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления. К признакам, ее характеризующим, относятся вина, мотив и цель преступления. В совокупности они дают представление о том внутреннем процессе, ...
А. Н. Леонтьев описал механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (или механизм превращения цели в мотив).
Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом (отношения ученика и учителя)
В.И. Ковалев делил мотивы по группам содержательных и динамических характеристик:
— По содержательным: мотивы связаны с общественными потребностями (политические, нравственные, идейные мотивы и мотивы по виду деятельности (учебный мотив, познавательный мотив).
По регуляторной функции мотивы избегания наказания и достижения целей
— По динамике мотивы различаются: по параметрам времени, длительные или короткие, а также по силе проявления, по степени устойчивости, актуальные или потенциальные. Реальный мотив проявляется сейчас. Актуальная мотивация некий мотив + ситуационная детерминанта. Сила мотива может проявляться в проекции. Например, субъектам дали неструктурированные картинки. Те, кто был голоден, там видели еду.
Граница мотива
Мотив начинается с появления потребности, а кончается целью.
3 блока формирование мотива:
- потребностный. Формирование потребности достигает уровня осознавания. Человек чувствует дискомфорт от проявления и хочет от него избавиться: социальные, биологические (почему возникла это побуждение);
- внутренний фильтр.
Состоит из нравственного контроля, оценки внешней ситуации, оценки своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); то есть определяем, как потребность можно реализовать исходя из условий, возможностей;
- целевой блок, состоит из: образ предмета, который может удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду), представление процесса удовлетворения потребности (попить).
Сходство внешней структуры мотива у двух лиц, не означает их сходства по смысловому содержанию.
Структура мотива (Ильин)
1) горизонтальный – в состав мотива входит один компонент из одного блока;
2) вертикальный – в состав мотива входят два и более компонентов из одного блока. Один компонент играет главную роль, а остальные сопутствующую. Например, среди нескольких потребностей одновременно побуждающих к выбору одной и той же цели (получению высшего образования), ведущей может быть желание стать учителем, а сопутствующими – желание повысить свой статус в обществе, повысить свой культурный уровень. Такие же отношения между компонентами могут складываться и в блоке «внутреннего фильтра», и в целевом блоке.
Виды мотивов.
Ильин делит мотивы на основании их структуры:
- первичные (абстрактные) – здесь наличие только абстрактной цели;
- вторичные – наличие конкретной цели:
а) полные – присутствуют компоненты всех блоков:
б) укороченные – они сформировались без участия блока внутреннего фильтра
В психологии существует вопрос относительно того, что побуждает, направляет человека? Есть противоположные позиции
Мотив регулирует целостное поведение человека (Фрейд, Адлер)
У Фрейда либидо-половой мотив, Мортидо — стремление к смерти — Все поведение ими детерминировано, у Адлера это стремление к превосходству.
Мотив регулирует каждое конкретное поведение. У каждого действия есть свой мотив.
Есть промежуточное мнение: в основе мотива лежит потребность, это его энергетическая составляющая. Реализация зависит от других вещей и потребность может быть реализована в разных вещах. Потребность в еде есть у всех, но каждый её реализовывает по-разному. Одна потребность может быть достигнута разными способами.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Осознанные мотивы лежат в основе направленности человека [9].
Потребность
Основные характеристики человеческих потребностей — сила (показатель непреодолимого стремления личности, оценивается по степени и глубине осознания), периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Также устойчивость мотива (наличие его во всех основных видах деятельности, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени).
Виды потребностей
По характеру предмета
Ломов выделял три группы потребностей:
- базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых
- производные – эстетические, потребность в обучении
- высшие – потребность в творчестве
Иерархическая пирамида потребностей А. Маслоу. Все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Самоактуализация –реализация потенциала — высшая потребность
Потребности в уважении (одобрении, благодарности, признании — значение, компетентность)
Потребности в принадлежности (привязанности, любви – присоединение и принятие)
Потребности в безопасности (физической и психологической -долговременное выживание и стабильность)
Физиологические потребности (в питье, пище, кислороде) – самый низший уровень
Низшие потребности доминирующие и они должны быть удовлетворены, чтобы у человека появилась другая более высшая потребность. Это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.
Термин «мотивация»
1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения)
2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека. Мотивацию можно рассмотреть как совокупность мотивов человека. Мотивационная сфера человека динамична. Может носить доминантный и подчинительный характер.
Вопрос о мотивации встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков людей. Мотив отличается от мотивации тем, что он принадлежит самому субъекту деятельности, он является его устойчивым свойством, которое изнутри побуждает к действию.
Мотивация бывает:
- Позитивная и негативная.
- Внутренняя и внешняя
Мотивационная сфера личности — вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы «стержень» всей сферы личности. Характеристики: широта, гибкость, иерархизированность [9].
1.2. Мотивация познавательной деятельности старших школьников, Учебная мотивация, Цели мотивации
- Вызвать интерес
- Показать важность изучаемого материала
- Снять психологический стресс
Мотивация, лежащая вне учебной деятельности
- Отрицательная – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (если ты не будешь выполнять мои требования, я поставлю тебе «2» и у тебя будут проблемы).
- Положительная в двух формах:
- Определяется социальными мотивами (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)
- Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности:
- Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
- Заложено в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей)
Мотивация внутреннего типа, Внешняя мотивация, Таблица 1.
- Отрицательная – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (если ты не будешь выполнять мои требования, я поставлю тебе «2» и у тебя будут проблемы).
Возникновение внешней и внутренней мотивации
Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат: | Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат: |
1) обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности; | 1) позволяет добиться авторитета в группе; |
2) открывает путь собственного развития; | 2) повышает престиж; |
3) обеспечивает самовыражение; | 3) обеспечивает безопасность; |
4) вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания; | 4) увеличивает возможность социально-психологических контактов; |
5) удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации; | 5) обеспечивает материальное благополучие; |
6) создает чувство самоценности. | 6) обеспечивает социальное признание. |
Степень внутренней мотивации зависит от знания результатов своей деятельности, т.е. от эффективности обратной связи в процессе обучения. Попытки повысить мотивацию каким-либо другим способом в целом оказались безуспешными.
В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала.
Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной стороны, она обладает внутренней привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результата знания. С другой — она всегда несет в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика будет формироваться установка на активное, творческое, самостоятельное поведение, или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя. Психологи выявили базовые факторы, влияющие на субъективное принятие той или иной степени успешности деятельности учеником [11].
Методы мотивации
Эмоциональные методы мотивации : 1 — поощрение, 2 — порицание, 3 — учебно-познавательная игра, 4 — создание ярких наглядно-образных представлений, 5 — создание ситуации успеха, 6 — стимулирующее оценивание, 7 — свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации : 1 — опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 — создание проблемной ситуации, 4 — побуждение к поиску альтернативных решений, 5 — выполнение творческих заданий, 6 — “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации : 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 — формирование ответственного отношения к учению, 4 — познавательные затруднения, 5 — самооценка деятельности и коррекция, 6 — рефлексия поведения, 7 — прогнозирование будущей деятельности [6].
1.3. Возрастные особенности мотивации направленной деятельности старших школьников, Характеристика возраста
Конкретное содержание юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть.
Все они находятся в ранней юности — чрезвычайно сложном и важном в плане формирования личности возрасте, но все они имеют и специфические особенности в зависимости от места в обществе, от той деятельности, которой преимущественно занимаются [10].
Самое характерное для старшеклассников — неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, — собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок, различных мероприятий и т. п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов, или социальная ситуация развития (Л.С.Выготский, Л. И. Божович), определяют и особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Именно на основе новой социальной ситуации развития происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности старшеклассника, определяющее изменение и других его психологических особенностей. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью [7].
У старших школьников главными становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения:
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
- становление социальных мотивов гражданского долга;
- тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
- потребность в осознании себя как целостной личности. оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
- необходимость самоограничения;
- становление целеполагания;
- интерес ко всем формам самообразования;
- избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
- устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Факторы, препятствующие мотивации учения:
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
- отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации [1].
Глава 2.
Практическая часть
2.1. Особенности организации и проведения исследования
Исследование учебной мотивации старшеклассников проводилось на базе гимназии №4 г. Витебска.
Объектом исследования являлись ученики старших классов.
Предметом исследования явилась внешняя и внутренняя мотивация.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между выбором будущей профессии и мотивацией, которая влияет на этот выбор.
Была исследована группа учащихся 11 «А» класса, Группа состояла из 15 человек. Испытуемые в возрасте 16 -17 лет тестировались в учебное время. Тестирование проводилось в дневное время суток в классе, не приспособленном для психологического тестирования. Но при всем этом были созданы максимально комфортные условия для проведения тестирования: отсутствие посторонних раздражителей, конфиденциальность тестирования. Время, предоставляемое для ответов на предлагаемые вопросы, было ограничено.
2.2. Методы психологического тестирования
2.2.1. Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной).
Цель: методика «Профиль» может использоваться для уточнения профессиональных интересов подростков.
Методика состоит из 50 вопросов, относящихся к десяти видам возможных направлений профессиональной деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело (направления соответствуют профильным классам).
Интересы различают по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), глубине и длительности. Проявления интереса связаны с темпераментом человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Нередко интересы ребенка идут вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», –стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза. Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика.
Инструкция., Таблица 2. Бланк для ученика
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Узнавать об открытиях в области физики и математики.
- Смотреть передачи о жизни растений и животных.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать научно-популярные технические журналы.
- Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
- Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
- Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
- Наблюдать за работой медсестры, врача.
- Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
- Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
- Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
- Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
- Ремонтировать бытовые электроприборы.
- Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
- Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
- Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
- Участвовать в общественной жизни школы, города.
- Объяснять одноклассникам учебный материал.
- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- Проводить опыты по физике.
- Ухаживать за животными, растениями.
- Читать статьи об электронике и радиотехнике.
- Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
- Коллекционировать камни, минералы.
- Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
- Читать биографии известных политиков, книги по истории.
- Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
- Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
- Участвовать в военных играх, походах.
- Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
- Замечать и объяснять природные явления.
- Собирать и ремонтировать компьютеры.
- Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
- Участвовать в географических, геологических экспедициях.
- Рассказывать о прочитанных книгах, увиденных фильмах, спектаклях.
- Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
- Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
- Искать и находить способы зарабатывания денег.
- Заниматься физической культурой и спортом.
- Участвовать в физико-математических олимпиадах.
- Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
- Разбираться в принципах работы электроприборов.
- Разбираться в принципах работы различных механизмов.
- Читать географические и геологические карты.
- Участвовать в спектаклях, концертах.
- Изучать политику и экономику других стран.
- Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
- Участвовать в спортивных соревнованиях .
Обработка результатов
1 – физика и математика – 3 ученика;
2 – химия и биология – 1 ученик;
3 – радиотехника и электроника – 4 ученика;
4 – механика и конструирование – 2 ученика;
5 – география и геология – 1 ученик;
6 – литература и искусство – 3 ученика;
7 – история и политика – 3 ученика;
8 – педагогика и медицина – 3 ученика;
9 – предпринимательство и домоводство – 5 учеников;
10 – спорт и военное дело – 2 ученика.
Чем выше балл в колонке, тем выше интерес к предмету или виду деятельности. Максимальный балл – пять – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы [8].
Вывод: среди 15 протестированных учеников у одного ученика преобладают пять направлений профессиональной деятельности и у одного четыре направления; три направления профессиональной деятельности преобладают у трех учеников; два направления и одно – по три ученика на каждое, и ни одного преобладающего – у четырех учеников. Преобладающим направлением является предпринимательство и домоводство.
2.2.2. «Анкета самоопределения»
Цель: служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения. Кроме того, эта информация поможет уточнить направления психолого-профориентационной работы с классом.
Процедура диагностики
Ответы на вопросы 6, 7 выявляют ресурсы для достижения своих целей. Такого рода показатели отражают «феномен цены» (В.С. Магун), которая должна быть заплачена человеком для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Можно предположить, что далеко не всегда «цена» соответствует тем достижениям, за которые она заплачена. Если жизненная удовлетворенность является как бы вознаграждением за успехи и достижения, то усталость – цена за них. Соотношение этих показателей позволяет охарактеризовать актуальную жизненную ситуацию с точки зрения степени ее благоприятности для респондентов. Это особенно наглядно проявляется в зрелый период жизни, когда слишком дорогую цену приходится платить за неправильные решения, ошибочные цели и планы. Но подростки, опираясь на свой опыт, тоже способны осознать этот феномен (Е.И. Головаха).
Вопрос №8 включен для учащихся, выбирающих профиль обучения. Осознанное желание самого подростка учиться в профильном классе не менее значимо, чем оценки и результаты психологической диагностики.
Анкета
1. Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую_____________________
2. Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал, – не более трех вариантов):
1) высокая зарплата;
2) престижно;
3) мне это интересно;
4) посоветовали родители;
5) возможность трудоустройства.
3. Если не выбрали, то почему (для тех, кто еще не выбрал):
1) плохо знаю мир профессий;
2) плохо знаю свои возможности;
3) не могу выбрать из разных вариантов;
4) не знаю, как выбирать профессию;
5) еще не задумывался об этом.
4. Что вы знаете о своей будущей профессии (для тех, кто уже выбрал профессию, – не более трех вариантов):
1) предмет, содержание, условия труда;
2) профессионально важные качества;
3) где можно получить эту профессию;
4) спрос на профессию на рынке труда;5) все вышеперечисленное;
6) ничего.
5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в своем регионе? Когда ты будешь работать, то планируешь зарабатывать (один вариант):
1) примерно столько;
2) в два раза больше;
3) в три раза больше;
4) в десять раз больше;
5) не думаю об этом.
6. В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант):
1) небольшой, но стабильный доход;
2) много работать и много получать;
3) мало работать и мало получать;
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять;
5) не думаю об этом.
7. При достижении моих профессиональных целей важнее всего (не более трех вариантов):
1) деньги;
2) связи;
3) трудолюбие;
4) способности;
5) образование;
6) случай.
8. Желательный для тебя профиль обучения (профильный класс)
9. Желательный для тебя способ получения профессии:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее профессиональное образование;
3) обучение на рабочем месте, курсы;
4) обучение не требуется.
Подобная форма работы актуализирует процесс профессионального и личностного самоопределения подростков, помогает им более реалистично планировать свое будущее [8].
Вывод: большинство учеников (10 человек из 15) определилось с будущей профессией и знают, куда будут поступать:13 человек — в высшие учреждения образования, 1 человек рассматривает обучение на рабочем месте, курсы и 1 человек – среднее профессиональное образование. На выбор профессии влияли личные интересы (внутренний мотив), возможность трудоустройства (внешний мотив).
Учащиеся проинформированы о своей будущей профессии или профессиях (те, кто еще не определился с выбором).
В будущем ребята предпочтут много работать и много получать. При достижении профессиональных целей для учащихся важнее всего оказались трудолюбие и способности (внутренний мотив).
Заключение
В данной работе была рассмотрены такие понятия как «мотивы», «потребности», «мотивации», их виды, характеристики, структура. Эти понятия связаны между собой мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей.
Главными мотивами познавательной деятельности старших школьников являются мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления.
С помощью методов психологического тестирования был сделан вывод о том, что на выбор профессии в большей степени повлияла внутренняя мотивация, нежели внешняя.
Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-motivatsiyapsihologiya/
1. Возрастные особенности мотивации школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . – Дата доступа: 21.12.2016.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. / С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1983.
4. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация / В.Э Мильман// Вопросы психологии. Москва — 1987. С. 129-138.
5. Мотивация в психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=498159. – Дата доступа: 21.12.2016.
6. Мотивация познавательной деятельности учащихся как эффективное средство их личностного развития мотивации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/opit-po-teme-motivaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-kak-effektivnoe-sredstvo-ih-lichnostnogo-razvitiya-1294977.html . – Дата доступа: 21.12.2016.
7. Мотивация учебной деятельности старшеклассников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00340107_0.html . – Дата доступа: 20.12.2016.
8. Педагогическая (преддипломная) практика: задания по психологии (выпускной курс): методические рекомендации / сост. Т.Е. Косаревская [и др.]; по ред. Т.Е. Косаревской. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. — с.
9. Потребности и мотивы. Структура мотивации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3152866. – Дата доступа: 21.12.2016.
10. Формирование личности старшеклассника / Под.ред. И.В.Дубровиной. — М., 1989. — С. 9-12.
11. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
12. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. Москва — 1996. № 3.
13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.) / И.В. Шаповаленко — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.