Классификация потребностей

Исследование проблемы потребностей имеет многовековую историю. Изучением потребностей занимались как отечественные так и зарубежные психологи, среди них Л. Брентано, У. Джемс, З. Фрейд, А. Маслоу, Г. Холл, В.С. Магун, Д.А. Леоньтев, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие.

В настоящее время существует множество классификаций потребностей.

Цель исследования: теоретическое исследование классификации потребностей в зарубежной и отечественной литературе.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие и общее представление о потребностях

2. Проанализировать подходы к классификации потребностей

3. Рассмотреть классификацию потребностей в сервисологии.

потребность биологический социальный духовный

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТИ

1.1 ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребности — это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность — компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она — структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Однако, как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент».

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности, без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода, к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека, без учета определяющей роли, конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

14 стр., 6657 слов

Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей

... деятельности пожилых людей. В исследовании приняли участие 20 пенсионеров в возрасте от 56 до 64 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о то, что общий уровень интеллекта у пожилых людей ... в восприятии, памяти, мышлении, внимании пожилых людей, с учетом личностных особенностей, особенностей выхода на пенсию, социального статуса и его изменения. При этом проявление компенсаторных ...

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

«Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности…», — писал Маркс, и только тогда они «относятся друг к другу как люди…» когда «общая им родовая сущность осознана всеми».

В книге М. П. Ершова «Потребность человека» (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность — первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, — пишет П. М. Ершов, — отличающее ее, живую материю, от материи неживой». Складывается такое впечатление, что бараны пасутся, с мыслью одеть и накормить людей, а трава растет, что бы накормить овец.

Потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребность и желание — понятия похожие, но не равные. Желание отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. Они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «… в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские — семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания — то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя».

7 стр., 3012 слов

Базовые потребности человека

... желание, вызванное этими надобностями, не исполнено, человек испытывает б о льший или меньший дискомфорт. Успех или неуспех в удовлетворении базовых потребностей и формирует в человеке ... компетентной и конкурентоспособной личностью, а также ... человека быть актуальной. Человек перестает нуждаться в предметах, ее удовлетворяющих. Потому как не существует потребность, ради которых эти предмету субъекту ...

Потребность — это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо — это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело — испытывать стремление, а другое — осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.

Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек только испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным — влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека.

Существует единственное обстоятельство, порождающее «потребность» — это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен, поэтому фундаментальный родительский принцип: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»).

Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган — «потребность», которая впоследствии начинает жить своей собственной «жизнью»: определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что «… мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими».

1.2 ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных).

1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия — неосознаваемая модальность нужды (мотивации).

5 стр., 2105 слов

Философия человека, общества и истории

... людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей . 3. Философия истории Что было, что будет? Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. круговорот Христианская философия, Философия ... идея Фрейда была довольно простой: человек - существо эротическое. Глубинная сущность человека - сексуальное влечение - либидо (позднее Фрейд будет ...

Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Наиболее отчетливо это показано в работе В.М. и И.В. Ривиных (1978) на примере развития у мужчин полового влечения как потребности. Авторы пишут, что возникновение половой потребности обычно связывается с моментом ее осознания в качестве специфического влечения. Предшествующий же этап ее развития (как органической потребности) выпадает из поля зрения исследователей, так как пока потребность неощутима и неосознаваемая, она как бы не существует вообще и не влияет на психическую деятельность. Безосновательность подобных представлений, пишут авторы, видна даже из того, что у испытуемых, уже через полчаса после появления андрогенов, повышается чувствительность специфичных для данной потребности рецепторных зон и наблюдается уменьшение чувствительности всех остальных (отсюда ясно, что потребность развивается по механизму доминанты), хотя нет еще никаких осознанных переживаний.

В связи с этим авторы выделяют латентную стадию развитая мотивации, в течение которой происходит специфическая «настройка» чувствительности к внешним раздражителям.

Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая модальность нужды (мотивации).

Она характеризуется не как половое влечение, а как ощущение какого-то нового состояния. Испытуемые отмечали усиливающееся чувство непонятной тревоги, двигательное беспокойство или, напротив, вялость, которая описывалась как «приятная истома»; у некоторых проявлялись сосудистые реакции на коже лица и шее. Все это соответствовало первой стадии стресса — тревоге, описанной Г. Селье. На этой стадии энергия мотивации настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности. Испытуемые не могли усидеть на месте, становились общительнее (неспецифическая разрядка).

Третья стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о возникновении приятных ощущений в области таза и гениталий, мечтаний и планов сексуального характера, положительных эмоциональных переживаний.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Так же многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

  • биологические (витальные);
  • информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
    6 стр., 2801 слов

    Достоинство человека

    ... распоряжаться жизнью человека, как, например, на войне, или лишить человека жизни, как в суде, никто не вправе отнять у человека его достоинства, права ... человека. поведение достоинство гордость смирение человек О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, т. е. добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек -- это человек, ...

Биологические потребности, Информационные потребности, Биологические потребности имеют индивидуалистический

1.3 ОСНОВНЫЕ, ВЕДУЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

В западной, да и в отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической системе в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей.

Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности человека, играющие в целом особую роль в детерминации поведения и деятельности людей.

базовые, жизненные, основные естественные, природные, физиологические потребности,

К числу других природно обусловленных потребностей, имеющих вполне конкретные социально-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся также потребность в безопасности, защищенности.

Эта потребность у значительной части наших граждан актуализирована и оказывает существенное влияние на их поведение, социальное и психическое состояние. Речь идет в первую очередь о физической и физиологической безопасности людей (криминогенность в обществе, правовой произвол, неподготовленность населения к встрече с природными катаклизмами, недоброкачественность продуктов питания, питьевой воды, воздушной атмосферы и т.п.), о недостаточной социальной защищенности людей в правовом отношении, в области здравоохранения, образования и т.п.; потребность в принадлежности (аффилиации) к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.).

Исключительно большое значение в формировании и развитии психических функций человека, его личностных структур имеют потребности в общении и обособлении.

Потребность в общении с другими людьми является одной из основных, базовых потребностей человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляются нравственная, политическая, правовая и другая социализация и профессионализация личности, формируется ее субъектность. Через общение человек научается познавать других людей и самого себя, наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.

Потребность в общении выступает одной из форм проявления общественной сущности человека. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в различных формах: эмоционально-эмпатийное общение матери с ребенком, игровое, познавательное, педагогическое, профессиональное общение и т.д.

потребность в обособлении,

Удовлетворение этой потребности происходит:

1) через обособление личности в референтной социальной группе (семья, дружеская компания и т.д.).

В социальной психологии референтной принято считать группу, интересы, ценности, отношения, нормы, правила которой совпадают с личностными, и человек воспринимает их как свои личные. В референтной среде личность чувствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, имеет возможность свободно проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои значимые потребности;

12 стр., 5702 слов

Человек — личность — общество

... гипертрофирование отдельных компонентов в структуре человеческой личности (по сути, в понимании человека вообще как такового) имеет место в ... со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, ... к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств ...

2) через уединение, как обособление наедине с собой. Уединение личности обычно имеет две основные формы:

  • а) умозрительное (теоретическое) уединение, когда человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить происшедшие события, наметить программу действий, спрогнозировать результаты своего поведения и деятельности. Это и так называемые девичьи и юношеские грезы и т.п. В подростковом, юношеском (да и не только) возрасте такое уединение является сложным процессом внутренней интеллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую роль в развитии и вообще в жизнедеятельности человека, формировании его самосознания, самооценки, притязаний, коррекции своих позиций, отношений, оценок, установок;
  • б) в форме предметно-практической деятельности (чтение, вязание, рыбалка, охота и другое хобби).

Особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом играют этнические потребности человека , основу которых составляют три ведущие, биологически обусловленные потребности:

  • в самосохранении;
  • в продлении рода. Формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;
  • в сохранении вида, формами выражения которой выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других людей своего этноса и другие формы поведения.

Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование того или иного вида. У человека эти потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение.

При этом важно иметь в виду два следующих обстоятельства.

1. Лишь проявление, действие всех этих трех потребностей у людей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разрушению этноса.

2. Энергетический потенциал этих трех потребностей неодинаков. Например, энергетика третьей потребности примерно в 2,5 раза выше энергетики первой потребности1. Это означает, что если у человека, например, размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уровень его жизни.

К числу основных личностных потребностей относятся потребность в самоопределении и самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми.

Особое место занимает потребность в труде как источнике социальной жизни. Эта потребность облагораживает все другие потребности человека, наполняет их подлинно социальным смыслом, а личность в таком случае становится социально значимой, соответствующей интересам развития и совершенствования социума.

5 стр., 2187 слов

Принцип системности и психическая деятельность

... учения о деятельности к анализу психики человека сыграло в становлении советской психологии важнейшую роль" 6. Понятие "деятельность" (Tдtigkeit) , как известно, широко использовалось в немецкой философии. В 1922 С.Л.Рубинштейн в философско-педагогической работе "Принцип творческой ...

Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека играют потребности в познании и самопознании.

Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется по следующим основным направлениям, путям.

Через науку, где целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания — объективность знаний. Целью научного познания является познание истины. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений позиций, предпочтений человека.

Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки.

Через искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в познании правды жизни, в достоверности знаний.

Особенность такого знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его видах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) являются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки, действия. В этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источников познания психики людей.

Через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропониманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира.

Через собственный социальный, этнический, профессиональный и другой жизненный опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики, как других людей, так и своей собственной.

К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, объяснении жизненных обстоятельств, проблем, понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется:

  • через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира;
  • через усвоение человеком религиозных знаний, под влиянием которых у него формируется религиозная картина мира.

Характерно, что у многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации нередко складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспитанием.

Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, которая выражается в соотношении в сознании человека своих прав и обязанностей, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.

В этом плане человек может быть ориентирован:

  • а) на отстаивание и расширение своих прав;
  • б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной среде в целом;
  • в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении социальных и профессиональных задач.

В соответствии со своими преобладающими ориентациями, сообразно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.

5 стр., 2415 слов

Воспитательный аспект деятельности тренера-преподавателя детско-юношеской ...

... осуществления воспитательной работы в области массового спорта. Учебно-тренировочная, спортивная и воспитательная деятельности являются основными направлениями работы ... фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер - педагог, которого ... обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической ...

Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетические потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.

К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Па реализацию таких устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (интересы, ценности, мотивы, способности, волевая подготовленность личности).

При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, позволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.

Таковы основные, ведущие потребности человека, оказывающие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение в социуме. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении их связей и отношений между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня, разнообразнее, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей, поскольку место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других (А. Маслоу).

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений и целей, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие — у психологов, третьи — у социологов. В итоге получается: каждая классификация — оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

4 стр., 1582 слов

Человек индивид личность взаимосвязь понятий

... и проявляется в общении с другими людьми. Нет никакой личности вне общества. Она характеризуется ... роль. Позиция личности проявляется через систему ее социальных отношений. Человек постоянно играет роль. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется только как личность в обществе ...

Классификация Достоевского:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы:

1. Физические потребности.

2. Потребности права, законов.

3. Религиозные потребности.

4. Потребности познания.

Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

— биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.

  • социальные — потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.

— духовные (идеальные, познавательные, культурные) — потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности — это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста).

Первый класс включает в себя:

  • физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),
  • потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),
  • изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),
  • биологические (по П.В. Симонову),
  • материальные (по Ф.М.

Достоевскому).

Второй класс потребностей это:

  • потребности в уважении и любви,
  • самоуважении,
  • самоактуализации (по А. Маслоу),
  • познавательные, в том числе и познания смысла жизни,
  • потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),
  • социальные и идеальные потребности (по П.В.

Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе).

Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.).

Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.

Потребность в аффиляции (межличностном общении).

Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это — разные стороны потребности в аффиляции.

Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффиляции у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень — отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин. Кроме того потребность в аффиляции значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффиляции практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффиляции уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.

Потребность в доминировании — возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю.М. Орлова — все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае, у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.

2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сервисная деятельность — это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации, которые оказывают материальные и социально-культурные услуги.

Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга — это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

Материальные услуги — это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обеспечивают восстановление потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т. д.

Социально-культурные услуги — это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг не имеет материальной формы.

Материальные и социально-культурные услуги являются взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопутствует потребление услуг, а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при потреблении услуг общественного питания потребитель получает товар — продукты питания, место потребления продуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психологическую разгрузку.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей.

Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:

  • освобождение человека от домашних дел;

* увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития,

* формирование разумных потребностей людей путем воспитания культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.

В настоящее время потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических потребностей, процесс гуманизации экономического роста сопровождается ростом числа услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных и социальных запросов.

Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделяются по функциональному назначению на четыре группы:

1) потребности в изготовлении новых изделий;

2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;

3) санитарно-гигиенические потребности;

4) социально-культурные потребности.

В зависимости от субъекта, предъявляющего потребность, выделяют потребности индивидуума и коллективные. Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные. К личным потребностям относятся санитарно-гигиенические потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др.

Общесемейные потребности включают потребности в услугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.

Различаются потребности местного и временно проживающего населения. Такое подразделение потребностей актуально для регионов с повышенным притоком временного населения — зон отдыха и туризма, крупных центров с развитой сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.

Существует следующая классификация потребностей:

1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания;

2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями;

3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.

* По частоте возникновения:

1) непрерывно продолжающиеся;

2) периодические;

3) эпизодические.

* По сезонности возникновения:

1) потребности с сильно выраженной сезонностью;

2) с высокой сезонностью;

3) с умеренной сезонностью;

4) с незначительной сезонностью.

Возникновение потребностей и спрос на услуги подвержены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услугах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйственных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен природно-климатическими факторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На уровне эмоциональной кибернетики все люди одинаковы. Как однотипные процессоры в компьютерах. Информация обрабатывается по единым, одинаковым для всех людей принципам. А вот то, что отличает одного человека от другого — это система потребностей, формирующаяся у каждого человека индивидуально. Для одного важно одно, для другого — другое. Для одного является ценностью то, что другому совершенно не важно.

Чтобы расклассифицировать все потребности, их нужно разложить по группам. На сегодняшний день существует множество классификаций потребностей. В зависимости от того, в какой научной сфере они рассматриваются, производят классификацию потребностей по различным признакам: потребности индивидуальные и групповые, материальные и духовные, труда и отдыха и пр.

Первая задача курсовой работы была выполнена и раскрыта в первой главе. Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие — у психологов, третьи — у социологов. В итоге получается: каждая классификация — оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Что было доказано и проанализировано во второй главе курсовой работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/klassifikatsiya-potrebnosteypsihologiya/

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 2008.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 2009.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.

4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009.

5. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 2010.

6. Самсин А. И. «Социально-философские проблемы исследования потребностей». М. : Высшая школа, 1987 г.

7. Маслоу А. «Мотивация и личность». СПб.: Питер, 2003 г.

8. Ершов П. М. «Потребности человека». М.: Мысль, 1990 г.

9. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. — М.: Гуманитарный центр, 2005. — 156 с.

10. .Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия: Мастера психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.

11. Минков Е.Г. Мотивация. Структура и функционирование. — М.: Феникс+, 2007. — 416 с.

12. Орлов С.В. Человек и его потребности . Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 160 с.

13. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. — М.: Смысл, 2004. — 416 с.