Внеурочная деятельность

Список литературы………………………………… ……………………………………………20 …………………………………..

В в е д е н и е

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно- воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся, цель которой — создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. [12,528].

Внеурочная деятельность — это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребенка.

Существует множество понятий внеурочной деятельности, но в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Актуальность выбранной нами темой заключается в том, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Приступая к курсовой работе, мы определили параметры работы:

Объект – воспитательный процесс.

Предмет – внеурочная деятельность младших школьников.

Цель — обосновать необходимость включения младших школьников в разнообразные формы внеурочной деятельности

Задачи:

1.Изучить психолого- педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

16 стр., 7935 слов

По ОБЖ «Организация внеурочной деятельности современных школьников»

... педагогическая практика организации внеурочной работы в общеобразовательной школе. ... школьников Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций ... бы реформы в образовании не происходили, они ... Начали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие ...

2. Описать опыт учителя начальных классов Е.Б.Новиковой по организации проектной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности

младших школьников

1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. [1].

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. [15,30].

Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребенка как ученика, а на его личность и перспективы ее развития. Такое взаимодействие выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах, стимулируя практические навыки: совместное оформление стендов, участие в школьных проектах и т.д.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников

(кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач

их воспитания и социализации. [13,463].

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. [9,10].

11 стр., 5265 слов

Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

... условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста . развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста театрализованная деятельность В соответствии с ... На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [1; 5]. работах Е В жизни ребенка ...

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников

Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Также это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. [4,220].

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст 6-10 лет является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциалы ребенка, с высокой степенью вероятности оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. [7,57].

Поэтому задача педагога – создать необходимые условия для плодотворной совместной работы учителя с учеником, взаимодействия школьника со сверстниками. Реализовать данную задачу лучше всего во внеурочной деятельности.

7 стр., 3286 слов

Право ребенка на образование

... защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, согласно ему ребёнку в области образования гарантируются следующие права и возможности: - право на создание по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше ...

1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за четыре учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребенка в других учреждениях. Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7- 10 лет должна составлять не менее пяти и не более десяти часов.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность призвана решить целый ряд очень важных задач: [1].

  • формирование положительной «Я – Концепции»
  • формирование чувства собственной значимости, убеждённости в успешном овладении видами деятельности
  • формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, потребности в продуктивной социально значимой деятельности
  • формирование мировоззрения
  • развитие познавательного интереса

Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты его жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания внеурочной деятельности характеризуется:

  • во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным ( для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям).

  • во-вторых, в содержании внеурочной деятельности определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е.

содержание направленно на совершенствование разнообразных умений и навыков. [16,380].

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (Приложение 1):

  • учебный план образовательного учреждения, (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого);
  • внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);