Сегодня довольно актуальным является исследование такой личстной особенности, как тревожность. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты у подростков. Данный возрастной период актеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Подросток уже не дитя, но и не взрослый, хотя считает себя таковым. Но отношение взрослых к подростку остаётся на прежнем, “детском уровне”. Это приводит конфликтам, а также может стать причиной развития у подростков определённых психических нарушений, в том числе и нарушений в интеллектуальной сфере.
В психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы школьной тревожности.
(2000) установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги — «трудности в обучении».
По данным (1994), наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь.[1] Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные исследования. Так, по данным , количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 гг составило от 72% до 75%, для сравнения в 1980-93 гг таких детей было от 12% до 16%.[21] Хотя по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных характеристик обычно бывает близко к 15%. Другими словами, если в 80-е гг количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
Воображение ребёнка-подростка
... творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста. Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, ...
Изменилось и «качество» тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющей глубинный характер, т. е. наиболее тяжелый, и, в наименьшей степени, поддающихся преодолению.
Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования стало изучение влияния уровня тревожности на успешность деятельности.
Объектом работы является тревожность и успешность деятельности.
Предмет исследования – вопрос влияния тревожности на успешность деятельности.
Гипотеза.
Основываясь на выдвинутой нами гипотезой и определенной целью работы мы поставили перед собой следующие задачи :
1.Изучить труды психологов и педагогов по исследуемому нами вопросу о влиянии тревожности на успешность деятельности;
2.Проанализировать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления, влияние на школьную успешность;
3.Подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности у группы школьников;
4.Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты и выяснить, каково же влияние уровня тревожности на успешность деятельности.
5.Обобщить полученные в ходе всей работы результаты и сделать выводы.
Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности у школьников:[28,6]
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);
2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ).
База исследования, Заключение
Для выполнения нашей работы мы ознакомились с трудами многих психологов и педагогов, практиков и теоретиков. Изучили и проанализировали литературу по вопросу влияния тревожности на успешность деятельности, рассмотрели понятия тревожности, деятельности в целом, а также выявили взаимосвязь и влияние тревожности на успешность деятельности.
В начале работы мы выдвинули предположение о том, что существует связь между тревожностью и успешностью деятельности. Мы также считали, что тревожность негативно сказывается на успеваемость и деятельность школьников.
Для подтверждения нашего предположения нам необходимо было подобрать методики по определению уровня тревожности у школьников. Мы остановили свой выбор на двух методиках:
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);
2. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ).
В результате проведения эксперимента мы смогли подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы и доказать, что у школьников с высоким уровнем тревожности успешность деятельности ниже, чем у школьников с нормальным и низким уровнями тревожности.
2.4Обсуждение полученных результатов (ответ на вопрос о подтверждении гипотезы)
Мы провели экспериментальную часть работы на основе подобранных нами методик по выявлению уровня тревожности у группы школьников, учащихся в общеобразовательной школе. Нами были получены результаты, которые мы отразили в таблицах в пункте 2.3.
Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе
... и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным при условии включении школьников в организованную игровую творческую деятельность по расширению и ... и др. Теоретическая значимость, Практическая значимость Эмпирической базой исследования явилась средняя школа – интернат МБОУ «Овгортская школа — интернат среднего ...
В методике – тесте «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) по первому опросу на выявление уровня ситуативной тревожности с высоким уровнем тревожности (45 и выше баллов) определились – 4 человека; со средним уровнем (от30 до 44 баллов) – 13 человек; с низким уровнем тревожности (до 30 баллов) – 13 человек.
……..
Таблица №4
Сводная таблица по результатам проведения методик
№
Имя
Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Методика «Личностная шкала проявления тревоги»
(Дж. Тейлор, адаптация )
Ситуативная
тревожность
Личностная тревожность, Кол – во баллов по шкале лжи, Кол-во баллов, Уровень тревожности, Кол-во баллов, Уровень тревожности, Кол-во баллов, Уровень тревожности
1.
33
Средний
30
Средний
1
10
Средний (к низкому)
2.
37
Средний
40
Средний
4
19
Средний (к высокому)
3.
24
Низкий
35
Средний
1
4
Низкий
4.
19
Низкий
25
Низкий
2
2
Низкий
5.
18
Низкий
26
Низкий
3
22
Средний (к высокому)
6.
44
Средний
49
Высокий
3
20
Средний (к высокому)
7.
36
Средний
29
Низкий
2
9
Средний (к низкому)
8.
34
Средний
39
Средний
4
3
Низкий
9.
34
Средний
38
Средний
4
18
Средний (к высокому)
10.
33
Средний
49
Высокий
2
17
Средний (к высокому)
11.
25
Низкий
29
Низкий
2
3
Низкий
12.
20
Низкий
28
Низкий
5
5
Низкий
……..
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-urovnya-trevojnosti-cheloveka-na-uspeshnost-deyatelnosti/
1. и др. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. . –М., 1994.-250с.
2. Анохин . Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
3. , Залученова индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.
4. Вилюнас проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
5. « Проблемы психологии», М. 1979.
6. Вострокнутов дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11.
Тревожность у детей
... дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы школьной тревожности. Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей взаимодействия детей младшего школьного возраста ...
7. В мире эмоций. — Киев, 1995.
8. , и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.
9. , Смык стресса. — М.: Наука, 1983
10.Лайтес способности и возраст. — М.: Педагогика,1971.
11., Райская с нарушениями в сфере.- М.: Педагогика, 1988.
12.Макшанцева и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.
13. Психология и учитель. –М., 1997.
14.Мясищев и болезни личности 1/ Невропатология, и психогигиена. Т I Вып. 9
15.Немов основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. — М.: ВЛАДОС, 1997.
16. «Тесты, диагностики»,М.1999
17.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования (Сост. Е. И. рогов. М. 2000).
18., Пунг исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. — М., 1985, № 4, с.112-119.
Это не вся литература еще!!!
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-urovnya-trevojnosti-cheloveka-na-uspeshnost-deyatelnosti/