Влияние уровня тревожности на успешность деятельности

Сегодня довольно актуальным является исследование такой личстной особенности, как тревожность. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты у подростков. Данный возрастной период актеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Подросток уже не дитя, но и не взрослый, хотя считает себя таковым. Но отношение взрослых к подростку остаётся на прежнем, “детском уровне”. Это приводит конфликтам, а также может стать причиной развития у подростков определённых психических нарушений, в том числе и нарушений в интеллектуальной сфере.

В психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы школьной тревожности.

(2000) установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги — «трудности в обучении».

По данным (1994), наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь.[1] Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.

О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные исследования. Так, по данным , количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 гг составило от 72% до 75%, для сравнения в 1980-93 гг таких детей было от 12% до 16%.[21] Хотя по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных характеристик обычно бывает близко к 15%. Другими словами, если в 80-е гг количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

9 стр., 4211 слов

Воображение ребёнка-подростка

... творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста. Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, ...

Изменилось и «качество» тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющей глубинный характер, т. е. наиболее тяжелый, и, в наименьшей степени, поддающихся преодолению.

Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы нашего исследования.

Целью исследования стало изучение влияния уровня тревожности на успешность деятельности.

Объектом работы является тревожность и успешность деятельности.

Предмет исследования – вопрос влияния тревожности на успешность деятельности.

Гипотеза.

Основываясь на выдвинутой нами гипотезой и определенной целью работы мы поставили перед собой следующие задачи :

1.Изучить труды психологов и педагогов по исследуемому нами вопросу о влиянии тревожности на успешность деятельности;

2.Проанализировать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления, влияние на школьную успешность;

3.Подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности у группы школьников;

4.Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты и выяснить, каково же влияние уровня тревожности на успешность деятельности.

5.Обобщить полученные в ходе всей работы результаты и сделать выводы.

Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности у школьников:[28,6]

1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);

2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ).

База исследования, Заключение

Для выполнения нашей работы мы ознакомились с трудами многих психологов и педагогов, практиков и теоретиков. Изучили и проанализировали литературу по вопросу влияния тревожности на успешность деятельности, рассмотрели понятия тревожности, деятельности в целом, а также выявили взаимосвязь и влияние тревожности на успешность деятельности.

В начале работы мы выдвинули предположение о том, что существует связь между тревожностью и успешностью деятельности. Мы также считали, что тревожность негативно сказывается на успеваемость и деятельность школьников.

Для подтверждения нашего предположения нам необходимо было подобрать методики по определению уровня тревожности у школьников. Мы остановили свой выбор на двух методиках:

1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);

2. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ).

В результате проведения эксперимента мы смогли подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы и доказать, что у школьников с высоким уровнем тревожности успешность деятельности ниже, чем у школьников с нормальным и низким уровнями тревожности.

2.4Обсуждение полученных результатов (ответ на вопрос о подтверждении гипотезы)

Мы провели экспериментальную часть работы на основе подобранных нами методик по выявлению уровня тревожности у группы школьников, учащихся в общеобразовательной школе. Нами были получены результаты, которые мы отразили в таблицах в пункте 2.3.

10 стр., 4916 слов

Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе

... и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным при условии включении школьников в организованную игровую творческую деятельность по расширению и ... и др. Теоретическая значимость, Практическая значимость Эмпирической базой исследования явилась средняя школа – интернат МБОУ «Овгортская школа — интернат среднего ...

В методике – тесте «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) по первому опросу на выявление уровня ситуативной тревожности с высоким уровнем тревожности (45 и выше баллов) определились – 4 человека; со средним уровнем (от30 до 44 баллов) – 13 человек; с низким уровнем тревожности (до 30 баллов) – 13 человек.

……..

Таблица №4

Сводная таблица по результатам проведения методик

Имя

Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Методика «Личностная шкала проявления тревоги»

(Дж. Тейлор, адаптация )

Ситуативная

тревожность

Личностная тревожность, Кол – во баллов по шкале лжи, Кол-во баллов, Уровень тревожности, Кол-во баллов, Уровень тревожности, Кол-во баллов, Уровень тревожности

1.

33

Средний

30

Средний

1

10

Средний (к низкому)

2.

37

Средний

40

Средний

4

19

Средний (к высокому)

3.

24

Низкий

35

Средний

1

4

Низкий

4.

19

Низкий

25

Низкий

2

2

Низкий

5.

18

Низкий

26

Низкий

3

22

Средний (к высокому)

6.

44

Средний

49

Высокий

3

20

Средний (к высокому)

7.

36

Средний

29

Низкий

2

9

Средний (к низкому)

8.

34

Средний

39

Средний

4

3

Низкий

9.

34

Средний

38

Средний

4

18

Средний (к высокому)

10.

33

Средний

49

Высокий

2

17

Средний (к высокому)

11.

25

Низкий

29

Низкий

2

3

Низкий

12.

20

Низкий

28

Низкий

5

5

Низкий

……..

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-urovnya-trevojnosti-cheloveka-na-uspeshnost-deyatelnosti/

1. и др. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. . –М., 1994.-250с.

2. Анохин . Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984, с.214-276.

3. , Залученова индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.

4. Вилюнас проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.

5. « Проблемы психологии», М. 1979.

6. Вострокнутов дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11.

76 стр., 37595 слов

Тревожность у детей

... дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы школьной тревожности. Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей взаимодействия детей младшего школьного возраста ...

7. В мире эмоций. — Киев, 1995.

8. , и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.

9. , Смык стресса. — М.: Наука, 1983

10.Лайтес способности и возраст. — М.: Педагогика,1971.

11., Райская с нарушениями в сфере.- М.: Педагогика, 1988.

12.Макшанцева и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.

13. Психология и учитель. –М., 1997.

14.Мясищев и болезни личности 1/ Невропатология, и психогигиена. Т I Вып. 9

15.Немов основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. — М.: ВЛАДОС, 1997.

16. «Тесты, диагностики»,М.1999

17.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования (Сост. Е. И. рогов. М. 2000).

18., Пунг исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. — М., 1985, № 4, с.112-119.

Это не вся литература еще!!!

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-urovnya-trevojnosti-cheloveka-na-uspeshnost-deyatelnosti/