Время препровождение наших детей зачастую связано с телевидением. Особенно об этом можно с уверенностью говорить о нашем современном мире, потому что раньше для детей на первом месте были различные игры дома и прогулки на улице. Известно, что формирование личности начинается в раннем детстве и телевидение, как ни что другое, влияет на развитие детей. Так как мы говорим раннем детстве, то именно мультфильмы играют важную роль в жизни детей. Сегодня по телевидению показывают огромное количество как отечественных, так и зарубежных мультфильмов. Если говорить о зарубежных мультфильмах, то в основном это мультфильмы американского происхождения, которые зачастую заставляют задуматься об их влиянии на формирование и развитие психического состояния детей старшего дошкольного возраста. Вспомним старинные, рисованные мультфильмы, которые действительно было приятно смотреть, так как они были очень естественны и несли добро. Говоря о современных мультфильмах, которые используют новейшие технологии, например спецэффекты и компьютерную графику, то сразу же возникают многочисленные вопросы. Зачастую такие мультфильмы не несут добра и миро созидания, и, соответственно, наносят вред психике ребенка. В современном мире очень малое количество мультфильмов, для которых главной задачей было нравственное воспитание детей, которые бы служили не только неким учебником, но и помощником для ребенка, что бы он с легкостью мог разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Данное рассуждение определяет актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: взаимодействие детей и телевидения. Каким образом телевидение влияет на психическое состояние ребенка?
Состояние разработанности проблемы.
Если говорить о состоянии разработанности проблемы, то можно отметить, что психолог способен исследовать поставленную проблему. Во всем мире проблемная область «телевидение и дети» стала актуальной для ученых, работающих в сфере психологии, социологии и образования. Различием их стартовых позиций были исследования и, естественно, полученные результаты и их интерпретация. В этой связи в дальнейшем область знаний, связанная с взаимоотношениями детей и телевидения, в большой степени развивается в том же направлении, что и различные дисциплины, на основе которых она была сформирована, в частности, те, что имеют предметом своего изучения СМИ. Психология, самая выдающаяся из наук, заинтересовавшихся этой областью, сконцентрировала свое внимание на ребенке как индивиде и целом ряде связанных с этим проблем, таких, как социальное наущение посредством телевидения, влияние телевидения на поведение, развитие понимания телевизионного или то, что дети перенимают от телевидения и какого рода удовлетворение получают от этого. Данная проблема была разработана такими авторами, как В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, А. Благовещенская, Д. Лемиш,
Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста
... мультфильмов на детское развитие; рассмотреть пути устранения вредного воздействия телевидения на детей; проанализировать результаты и сделать вывод. Объект исследования: сознание дошкольников. Предмет исследования: влияние мультфильмов на развитие дошкольников. Гипотеза: современные мультфильмы, в ...
Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов,
Цель курсового проекта изучение восприятия мультфильма детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования — развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — влияние мультфильмов на дошкольников и их восприятие сюжета мультфильма.
Задачи исследования:
- провести анализ как отечественных, так и зарубежных мультфильмов;
- определить уровень влияния мультфильмов на детскую психику;
- рассмотреть и проанализировать развитие детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и рассмотреть степень восприятия сюжета мультфильмов детьми дошкольниками;
— Гипотеза исследования: строится на предположении о том, что мультфильмы с добрым и миросозидательным характером будут способствовать правильному, нравственному воспитанию детей. С точки зрения психологии, именно приобщение к миру добра и миро созидания воспитывают положительные личностные качества у ребенка.
Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которых лежат исследования ученых по социально-педагогической психологии отечественных ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвостого; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.
Метод исследования:
А)Теоретический анализ психологической и педагогической как отечественной так и зарубежной литературы на тему нашего исследования.
Б) Экспериментальные: беседа на тему: Что мы знаем об отечественных и зарубежных мультфильмах? Просмотр двух мультфильмов, советского и американского происхождения.
В)Констатирующий эксперимент, целью которого является первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильма у детей старшего дошкольного возраста на материале современных мультфильмов.
Г) Методы обработки экспериментальных данных: методы количественной и качественной обработки результатов исследования
Характеристика выборки и базы исследования.
Выборка испытуемых: дети старшего дошкольного возраста, 5 человек пяти лет и 5 человек 6 лет,4 девочки и 6 мальчиков.
Этапы организации исследования. Исследование проводилось по следующему алгоритму:
Предварительный (подготовительный) этап. Осуществление обзора материала теоретического и эмпирического характера исследования восприятия сюжета мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста. Подбор и обоснование методов и методик исследования, характеристика выборки испытуемых, планирование и разработка процедуры его проведения.
Исследования: «Профилактика агрессивного поведения у старших ...
... исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы следующих исследователей: Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, З.М. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие. В своих исследованиях ученные изучают особенности умственной деятельности старших дошкольников. ...
Исследование. Предъявление испытуемым экспериментально-психологических методик с целью выявления аспектов влияние мультфильмов на дошкольников и их восприятие сюжета мультфильма.
Заключительный этап. Проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретическая значимость заключается в том, что общепсихологическая проблема восприятия дошкольниками сюжет мультфильма была рассмотрена не только в психологии, а также в социологии и образовании. Выводы и результаты исследования расширяют область теоретических знаний о проблематике влияния телевидения на детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений. Так же, наша работа может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Возрастная психология».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав теоретических и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава1. Теоретический аспект изучения отечественных и зарубежных мультфильмов
1.1.Специфика содержания отечественных и зарубежных мультфильмов
Вообще само понятие «мультфильм» имеет много разных значений, которые основаны на разных формах изобразительного искусства и иллюстрациях. Художников, производящих мультфильмы можно назвать карикатуристами. Первоначальный смысл мультфильма обозначается как подготовительный рисунок на некое произведение искусства, например такого, как картина. Если говорить о современном значении, то отметим, что значение сейчас относят к юмористической иллюстрации в анимационных фильмах. Иногда понятие «мультфильм» можно использовать в понятии комикса, либо юмористического рисунка художественной и публицистической публикации в газете или журнале.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [7; ].
Каждый родитель всегда задумывается о том, какое влияние оказывает мультфильм на психологическое развитие ребёнка. Довольно таки большая часть американских мультфильмов является не безвредной, и велико различие между отечественными старыми мультфильмами и американскими, японскими (зарубежными) мультфильмами. По мнению многих психологов, за данным различием стоят глубокое расхождение в картине мира [11;].
Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Рос сийская энциклопедия», 1998. -1434 с.
Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. — 1989. — №4. -С. 88-91
Вообще, зачастую, надо быть осторожным, когда ты выбираешь мультфильм. Если сравнивать с книгой, то данный выбор должен является еще более продуманным, так как зрительные образы воздействуют на детей гораздо сильнее.
Поговорим об отечественных мультфильмах. Советские мультфильмы в первую очередь хороши тем, что в них показана, нормальная для ребенка картина мира. В основе ее лежит православный мотив, так как зло в данной картине не вечно, а вечно как раз так именно добро. В доброй картине мира показан отрицательный герой, которого, как правило, не трудно перевоспитать. В итоге, оказывается, что злым он является, потому что с ним никто не дружит, его никто не любит, либо ему просто никто не сочувствует.
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста ...
... проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого развития словаря. Его рост ...
Главное, что в отечественном мультфильме злой герой показан в юмористическом облике, что уравновешивает его отрицательную специфику. Именно данная картина мира способствует гармонизации психике ребенка. Поэтому советские мультфильмы являются правильными и полезными для ребенка, особенно нездоровым или ослабленным детям, особенно если это связано с какой-либо душевной травмой. Если у ребенка существует проблема в общении, то данный мультфильм показывает правильную модель поведения, например, как заводить друзей, как быть хорошим и преданным другом, как помогать другим людям.
Рассмотрим несколько отечественных мультфильмов, которые являются маленькими притчами, где под знаменательной историей прячется глубокий духовный смысл. Отметим, что большинство мультфильмов показывают не только положительных зверей, кукол, но и формируют программу воспитания положительных личностных качеств. В качестве примера можно привести мультфильм «Волшебный мешочек»( режиссёр Полушкин А., 1975 г.).
Смотреть приложение рисунок 1. Сюжет узнаваемый: хорошо воспитанный медведь Спиридон, у него растет внук Ивашка, больше всего на свете Ивашка любит делать все что ему хочется. Звери жалуются на Ивашку, дед сильно переживает, и в итоге, решается педагогический эксперимент—дед разрешает своему внуку делать все, что тому хочется, озорничать. При этом он говорит, что тот наполнял мешочек камешками, после того, как Ивашка сделает доброе дело.
Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Давайте также вспомним всеми известный душевный закон «Если нет в тебе любви и милого сердца, твори дело милосердия и постепенно можно воспитать свое сердце». В данном примере, есть некая интрига, а также опасность, которая заключается в разрешении делать озорство. Риск был, но все же духовный закон победил. Естественно, мы можем не помнить о добрых делах, которые совершаем, но когда сердце не воспитанное – все таки стоит с чего то начинать.
Иногда бывает, что ребенок делает, что то доброе, хорошее лишь в надежде на похвалу, данный момент можно объяснить и конкретно на примере показать с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (режиссер Каменский М.) Смотреть приложение рисунок 2. Этот мультфильм также говорит о воспитании милосердия, о том как самый маленький гном Вася учился делать добро. В каждой серии гном выручает из беды героев таких сказок как «Красная шапочка», семеро козлят, три поросенка и т.д. В этом мультфильме встречается положительный образ «спасателя». В известной сказке лиса уносит петушка – золотого гребешка в темные леса, а спасает петушка его друг кот. Кот много накапливает, таким образом, заслуг. Когда гном Вася прибежал позвать его на помощь, в этот раз кот отказывается спасать петушка от лисы. Так вот, рассмотренный мультфильм показывает не только положительного, доброго гнома Васю, победившего волка, но и тот момент, что Вася является самым маленьким из всех. Это указывает на то, что при оказании какой либо помощи – рост не должен и не имеет никакого значения.
Лучший Форум Мультфильмов
... же мультфильмы смотрят современные дети и подростки? Какие герои мультфильмов сегодня поражают их воображение? Ответить на эти ... современных мультфильмов на детскую психику. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ... возрастных категорий В ходе работы над темой нами был проведен опрос (см. приложение ...
На самом деле мультфильм можно соотнести с жизнью, а именно то, что в мультфильме, как и в жизни, самыми отзывчивыми являются не большие и сильные, а слабенькие и маленькие (если говорить о физической силе).
Про это также повествует следующий, нами рассмотренный мультфильм «Самый большой друг»(режиссер П. Носов).
Смотреть приложение рисунок 3.
Данный мультфильм повествует следующую историю: в Африке был крокодил и девочка – африканка с друзьями, среди которых щенок, цыпленок, колокольчик и бегемот. Но, к сожалению, злобному крокодилу эта дружба надоедает. И поэтому он решает съесть девочку, маленькие друзья ее все время выручают, а бегемот, в последний момент, пугается и убегает. Потом девочка объяснила испугавшемуся бегемоту, что все друзья, которые ее спасали- очень маленькие, а он такой большой – и убежал, оставив ее в беде.
Хотелось бы рассмотреть еще такой пример, в беду попадает сам враг, а именно – злой крокодил. Вообще такой персонаж как крокодил довольно таки часто встречается в мультфильмах. Так например, есть крокодил в мультфильме «Птичка Тари» (режиссер Сокольский Г.) Смотреть приложене рисунок 4. У этого крокодила было все страшное, и хвост, и пасть и очень большие страшные зубы. Крокодил никогда ни кому не говорил доброго слова, поэтому его все не любили и боялись. Самое страшное было то, что во всей Африке он один не чистил зубы, и от этого он очень страдал. Джунгли были счастливы, все звери радовались. Но прилетела птичка Тари и ей стало очень жаль крокодила, и она дает ему первый урок. Не чистил зубы крокодил, оказалось потому, что у него были слишком короткие лапы. Вот поэтому он и был таким злым. Как только отважная птичка Тари вычистила ему все зубы, крокодил впервые в своей жизни произнес доброе слово «СПАСИБО». Птичка очень сильно рисковала таким поступком. Для ребенка это довольно важный аспект в познании мира, потому что есть в жизни такие вещи, которые являются важнее безопасности и даже жизни.
Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила, и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. Мультфильм может показать это, не пугая ребенка, а даже наоборот привлекать сердце ребенка к подобным героям.
Часто можно заметить, что при просмотре ребенком мультфильма, мы замечаем, как он отключается от всего его окружающего. Он зачастую не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильма у ребенка появляется не только агрессия, но и страх.
Американские мультфильмы на первых порах выглядят довольно безобидными поделками. Зачастую можно отметить, что они являются весьма глупыми и грубыми, не несут какую-либо идеологию. В американских мультфильмах совершенно другая картина мира, нежели в отечественных мультфильмах. Фон, где происходит событие, лежит во зле. И только небольшую долю доброго подтекста в виде, например, ниндзи-черепашки, может увидеть. Также непривычно то, что зло в таких мультфильмах уничтожается физически. В отечественных мультфильмах со злом боролись иначе, его пытались переубедить или перехитрить.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
... далеко не всегда так. Детям покажется, что наша жизнь легка и проста. Да, легка. Если добиваться своего, причиняя вред окружающим. Режиссер сериала не все предусмотрел. В мультфильме животные в любом ... что плохо. Позже это будет сделать невозможно, и тогда между родителями и детьми не будет взаимопонимания. Дети начнут отдаляться от родителей, бояться их и перестанут доверять им. Что касается черт ...
Многие родители просто на просто запрещают смотреть их, не осознанно. Им кажутся такие мультфильмы злыми, отрицательными, которые не учат добрым поступкам. А многие родители разрешают смотреть такие мультфильмы, потому что не понимают отрицательного, негативного подтекста, спрятанного в американских мультфильмах. А все это в первую очередь потому, что они просто даже ни разу не смотрели эти мультфильмы. Возможно т о, что они не переживают за просмотр мультфильма американского происхождения, потому что уверены, что по телевизору плохого показывать не должны и не показывают. Но как ни странно, этому принципу придерживается большинство людей, знающих об отрицательном подтексте американского мультфильма. Для понимания, нужно нацеливать их на более пристрастный просмотр тех мультфильмов, которые родители включают свои детям. После того, как они внимательно просмотрят хотя бы несколько мультфильмов, родители понимают насколько они отрицательны, и их не в коем случае не нужно давать смотреть их свои детям.
Но при всем при этом, есть несколько мультфильмов, которые несут в себе вроде бы доброе начало. К таким мультфильмам можно отнести анимационные фильмы «Уолт Диснея»: «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев». Но, к сожалению, данные мультфильмы стали очень редко транслироваться по телевидению. А мультфильмы, которые заполонили сейчас все телевидение, это, в основном те, которые основаны на каких либо драках, сражениях, перестрелках, убийствах. Это в первую очередь вызывает у ребенка только агрессию. Большое количество детишек будто взяты в плен этих мультипликаций. Дети практически всю информацию воспринимают в виде конкретного образа, по принципу которого в дальнейшем строится его картина мира.[9] Главным образом можно отметить – женский образ, потому что девочки воспринимают особенности женского поведения, глядя на героинь мультфильма, а мальчики подсознательно формируют в себе идеал женщины, которую в дальнейшем он будет искать. Основным критерием является не внешние данные, а само поведение героини. Психологи, просмотревшие большое количество западный мультипликационных фильмов, приходят к выводу, что огромное
Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. -М.: Просвещение, — 1988. — 144с
количество героинь мультфильмов ведут себя как явные не желатели продолжения рода. А ведь вспомним, что раньше образ женщины был наделен загадочностью, романтикой, теперь же получается, что данный образ окрашен каким-то реализмом, физиологией и просто на просто жестокостью. Постепенно можно заметить, что стали высмеиваться традиционные особенности русской женщины, которые прославляют отечественные мультфильмы. Также отчетливо в западных мультфильмах просматривается цинизм, неуважение, иногда даже жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Большинство мультфильмов, с такими качествами представляют именно главного героя. Ребенок, смотря данное поведение, постепенно впитывает все это в свое сознание, и нередко даже начинает совершать подобные плохие поступки, потому что они считают, что главным героям надо подражать. Очень часто героини в лице женского пола ведут себя как мужчины, супермены. Особенно ярко это выражается в мультфильмах фантастических.
Все об австралии для детей
... исключительное значение для человечества. Благодаря природоохранным мерам на континенте сохранились реликтовые двухтысячелетние сосны, а также удивительно чистые реки, не тронутые хозяйственной деятельностью. Развитие сельского ... рек. Внутренние воды. Австралийский материк – самый бедный реками. Годовой сток всех рек Австралии – 350 кубических километров. Это вдвое меньше, чем годовой сток Енисея. ...
Каждому ребенку очень нравиться смотреть мультфильмы. Но все же, родителям нужно учитывать, что не все полезно влияет на ребенка, что ему нравиться. И ведь именно в детстве формируются фундаментальные качества личности, которые затем ребенок использует по жизни. Именно в детстве родитель должен обращать внимание на все, что окружает его ребенка, он должен анализировать и понимать, что является полезным, а что просто отрицательно влияет на психологическое восприятие картины мира ребенка.[17] Конечно не все родители воспитаны подобающим образом, что и отражается на воспитании их детей. Дети нуждаются в постоянном внимании к себе, зачастую родители просто заняты своими делами и проблемами, и включают телевизор, не задумываясь о том, что они предлагают смотреть своему ребенку.
Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. — С — П.: Праен-Еврознак, 2003. — 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»)
1.2Характеристика персонажей современных мультфильмов
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. Есть. Ханна, E. Барберра) (Приложение, Рис. 5).
В кошки-мышки гоняется за Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедная маленькая мышка. И мышь, в то же время также пытается отомстить не меньше, чем бедный Кот. И, конечно, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Однажды родители дали такую возможность
— смотреть веселый мультфильм, так что, здесь нет ничего плохого. Это означает, что вы можете победить и высмеивать тех, кто слабее. И такие хорошие, на первый взгляд, мультфильмы, как «алладин», «Шрек», в которой, казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны производителей. Но, присмотревшись внимательно, можно увидеть, что изображение женщины, здесь слишком ярко. В наших добрых советских мультиках женщины, закутанные в одежды, не подвергаются, и их женские атрибуты, главным образом, выражаются через внутренние качества, духовность. В нашем мультике самая крупная эротика — сжав руки, поцелуй в щеку, скрывается он, в то время как западные герои открыто флиртуют друг с другом, прикасаются к женщине. Например, как в популярном мультфильме » Шрек » , главный герой ласкает его девушку по плечу, открыто флиртует с ней. Подсознание захватить такие моменты, и позже, во взрослой жизни мальчик может рассматривать как норму такого поведения по отношению к женщине. Это слишком рано для ребенка. У ребенка должен быть некий интерес, ему нужна сказка, загадка. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка, способная привлечь настоящих мужчин. Детская скромность и застенчивость — одно из условий для создания крепкой семьи и продолжения рода в будущем.
В западных мультфильмах редко есть образ прекрасной матери, с истинно женскими качествами, которые вдохновляют девушку ей подражать. Современные западные мультфильмы со своими образами женщин-матерей, на подсознательном уровне, отбивают всякое желание у девочек в будущем иметь детей, быть матерью.
Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка
... этапе. Например, связь психического развития в дошкольном возрасте с игрой как ведущей деятельностью этого возрастного периода объясняет и специфические для этого возраста действия детей в мнимой ситуации, и их общение ...
Рассмотрим американский мультфильма «Вуди и его друзья»(реж. С. Маркус) (Приложение, Рис. 6).
Уже от нескольких представлений серии этого бесконечного мультфильма можно определить одину из часто повторяющихся историй: есть человек, который делает что-то очень важное для него. Как правило, он был занят чем-то очень полезным, если бы не общественное влияние. И есть ленивый, дятел Вуди, который всегда развлекался. В результате трудоголик терпит сокрушительное поражение, и дятел показан как отважный герой, очень изобретателен и выставляет всех своих «врагов» некомпетентными проигравшими.
Вполне естественно, что если ребенок будет брать пример с этого «героя», его поведение будет неизбежно вступать в конфликт с законом. Это мультфильм воспитывает антисоциальную личность. В этих мультфильмах показано стремление к единоличному лидерству и власти, превосходства над другими. Если на первый план превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства отходит на второй план.
Проанализировав несколько особенно популярных американских мультфильмов можно сказать, что во всех есть что-то такое, что носит откровенно антисоциальное содержание, но поставляется как вполне нормальное и приемлемое. Эта мультпродукция открыто учит конкурентному поведения, достижению превосходства над другими и превосходства любым способом и в любой форме.
В Америке очень часты случаи убийства животных, маленьких детей. Животных дети бьют со всей силы молотком или другими тяжелыми предметами, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого не ведут себя так же, как герои мультфильма.
В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев представлено как «героическое развлечений». Так, например, в серии «Черный плащ». Все и все в этих мультфильмах желают повеселиться. Развлекаться разными способами и методами. Случается даже, кто-то убил. Все отношения между персонажами из мультфильмов, как правило, конкурентные. Всегда, эти мультфильмы показывают поведение и стиль жизни закоренелого индивидуалиста, живущего в неблагоприятных социальных условиях.
В сюжетно-ролевых играх дети дошкольного возраста, часто имитируют своих любимых героев. В процессе подражания и идентификации они учатся социальным ролям, нормам поведения, ценностям, что подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок берет, ставя себя на его место. Но игра в символы может быть стереотипной, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, и игра не будет творческой, никакого развития, и ребенок будет подвергаться опасности копирования биомеханических конструкций. Из-за традиционного подражания, этот неверный способ мышления способствует конфликту с родителями.
1.3.Общая характеристика развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельность характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширение знаний о предметах и явлениях, что ребенок непосредственно наблюдает. Дети заинтересованы в отношениях между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в контексте во многом определяет его развитие. Переход в старшие группы, связанные с изменением психологического положения детей: они первыми начинают чувствовать себя самым старшим среди других детей в детском саду. Учитель дошкольного образования помогает понять эту позицию. Воспитатель поддерживает у детей чувство «зрелости» и на его основе -желание решать новые, более сложные задачи, познания, общения, деятельности [8] На основе характеристики детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в самоутверждении и признании их возможности со стороны взрослых, учитель создает условия для развития детей к самостоятельности, инициативы и творчества. Он постоянно создает ситуации, которые поощряют детей активно применять свои знания и навыки, и ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их, поддерживает желание преодолеть трудности, чтобы закончить свою работу, направлен на поиск новых творческих решений. Важно дать детям возможность самостоятельно решать поставленные задачи, и побудить в детях на поиск нескольких вариантов решения проблемы, поддерживает детские инициативы в проявлении творчества, помогает вызывать в них чувство радости и гордости успешных независимых действий. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н.) [20] Развития современного мира способствует развитию у детей навыков в постановлении цели, чтобы поразмышлять над всеми попытками к достижению поставленной цели, чтобы осуществить свой план, оценить
Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми ...
... форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико ...
Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 93
Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 21
полученный результат с позиции поставленной цели. Задача развития этих навыков учитель широко создает основу для активного усвоения детьми все виды деятельности. Высшая форма развития детей это творчество. Задача педагога -пробудить интерес к творческой работе. Это способствует созданию творческой ситуации в игре, театральной, художественно-графической деятельности, в ручном труде, в словесном творчестве. Все это обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. В увлекательной творческой деятельности дошкольника существует проблема самоопределения разработки некоторых проблем, методов и форм ее реализации. Учитель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности в их интересах (Зебзеева В.А.)[14] Серьезное внимание уделяет учитель на развитие познавательной деятельности и интересов старшего дошкольного возраста. Это должно способствовать созданию благоприятной атмосферы жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, проведении элементарных опытов ( вода, снега, воздух, магниты, лупы и др.), в развивающих играх, головоломках, в производстве игрушек и подобных устройств, простейших механизмов и моделей. Учитель собственным примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные свойства объекта, рассуждает, обращается к детям за помощью в определении цели эксперимента и предлагает сам различные рассуждения по данным вопросам.[8] Начиная со старшего дошкольного возраста, дети начинают проявлять
Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — с. 18.
интерес к будущему обучению. Перспектива обучения создает особое настроение в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается, естественно, в связи с преподавателем, через встречи с учителем, совместной работы со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевых игр на школьную тему. Главное, чтобы подключить растущий интерес детей к новой социальной позиции («я хочу стать школьником»), с чувством роста ее достижений, с необходимостью знания и разработки новых социальных позиций. Учитель стремится развивать внимание и память детей, образующих элементарный самоконтроль, умение самостоятельно регулировать свои действия. Этому помогают различные игры, которые требуют, чтобы дети сравнивали объекты по нескольким критериям, совершали поиск ошибок, с использованием памяти, применением общих правил, выполнением действий с поставленными условиями. Такие игры проводятся ежедневно с ребенком или подгруппой старших дошкольников. Организованное обучение осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста, в основном, в форме заседания подгрупп и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовка к разработке ратификации, по ознакомлению с окружающим миром, развитие художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических навыков. В самостоятельной деятельности, в общении учитель-ребенок, созданных возможностей для расширения, углубления широкого разнообразного применения содержания детьми. (Козлов С.А., Куликова Т.А.) [15] Условия для полного развития старших дошкольников имеет смысл общения со сверстниками и взрослыми. Учитель старается диверсифицировать практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он показывает, доверие,
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. — М.: Академия, 2004. — 416 с.
любовь и уважение к детям дошкольного возраста. В то же время он использует несколько моделей взаимодействия в виде прямой передачи опыта, когда педагог учит ребенка новым навыкам, способам действий; типам равноправного партнерства, когда учитель является равноправным участником в детской деятельности, и по типу является «опекаемый взрослый».
Важным показателем самосознания у детей 5-6 лет, оценивается через отношение к себе и другим. Положительную точку зрения их возможного будущего впервые дает ребенку возможность критически мыслить, осмысление некоторых его недостатков с помощью взрослого, чтобы стараться их преодолевать. Поведение дошкольника, так или иначе, соответствуют его представлениям о себе, и как он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие детей, непосредственно зависит от успешности их деятельности, умения приобретать друзей, возможности видеть их положительные качества в определенной ситуации взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром, несовершеннолетние, выступают активным участником, который его знает этот мир и в то же время хочет многое еще познать. Через самопознание ребенок приходит к познанию себя и окружающего мира. Опыт самопознания, создает предпосылки для образования у дошкольников возможностей для преодоления негативного отношения со сверстниками и конфликтных ситуаций. Знание возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей (Дыбина О.В., ЕНИК О.А., Пенькова Л.А.) выделяет следующие проблемы обучения и развития:[13]
Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М-2008
- укрепление и обогащение здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры детей;
- содействие развитию культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброте к людям;
- развитие эстетических чувств , эмоциональных и ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре;
- развитие познавательной активности и познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, образование у каждого ребенка чувства достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчества.
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже многие дошкольники стали его заложником. Теле видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмовов и фильмов для них так же важно, как для взрослых-в вопросах литературы и искусства. Остается только, чтобы узнать, как сделать картинку на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу, 0-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем больше времени с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не полностью изучено то, для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно, если ей никто не помогает. Первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает ребенка, но уже через 2 — 3 месяца, он поворачивает голову к светящемуся экрану, и два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между визуальным и материальным восприятием устанавливается очень рано утром. И вот ссылка слухового восприятия с визуальным и его влияние на развитие ребенка, изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а второй — нет. И дети были гораздо более заинтересованы в «правильной» карикатуре. На вопрос о том, как воздействие движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на данном этапе развития чувственного восприятия целиком зависит от матери, отца или человека, который заботится о дошкольнике. Вы не можете использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не можете смотреть любимые ТВ-шоу, когда даете ребенку грудь или бутылочку, при кормлении ребенка должно быть все внимание взрослых только на него. 6 — 18месяцев. В этом возрасте ребенку трудно удержать внимание на одну вещь. Тем не менее, эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако, до того, как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает — увидеть и услышать что-то что невозможно понять. Люди, которые не используют сюжет, совершенно лишены пони мания его смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем: не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за странной историей, дошкольник все еще переживает ее эмоционально. Было бы ошибкой полагать, что он не имеет никакого влияния на ребенка. Наиболее соответствуют восприятие для такого ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких детей. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста. 18 месяцев – З года. Нужно стараться не оставлять без внимания ребенка дошкольного возраста, один-на-один с телевизором или видеомагнитофоном. Есть опасность, что у него будет развиваться необоснованное чувство страха или возникать ошибочные представления о мире, потому что в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить, что происходит на экране. Ребенок, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы выразить их. Единственный способ для родителей в голосе, что он интуитивно чувствует. Например, «Вы Знаете? Это птичка летит за львенком: Она хорошая, она поможет ему». Ребенок подражает, показывает пальцем, а затем повторяет слова и запомните их. Только при условии, повторений и замечаний родителей приобретенный опыт и контекст его помнят дети. В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно в окне просмотра, этот метод будет более полезным. Впрочем, вернемся к сюжету мультфильма, после того, как закончится показ мультфильма, все же лучше не оставлять просмотренный мультфильм без комментариев. Ошибочно думать, что 2 — 3-летний ребенок, все понимает, только потому, что знаю, тот или иной характер. Называя его имя, он не всегда знает, что он делает и почему. 3 — 6 лет. Только в 3-4 лет ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм-это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцесс и Фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путают с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, и, следовательно, может притвориться кем-то еще. Подражание-это его любимое занятие. Он изображает доктора, который делает выстрел, строгий папа, которого должны слушать. Дети любят идентифицировать себя с одним из персонажей, чаще всего с теми, чье поведение к ним ближе. Ребенку важно «для удовольствия» опыт эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себя с воображаемыми персонажами и реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Возникает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роль матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще. Необходимо ограничить покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок был заинтересован в реальности, чтобы привлечь к ней внимание: вместе ходят на прогулки и выставки, нужно покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными. Насильственные изображения, которые могут иметь негативное воздействие на психику. С целью защиты ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Обучение ребенка не принимать на веру все, что показывает Телевизор, это не вызовет чье-то представление о реальности с реальностью.
1.4.Последствия просмотра мультфильма у детей старшего дошкольного возраста
1.Развитие восприятия. Как уже упоминалось, в дошкольном детстве, и, частично, в младшем школьном возрасте, работа визуального восприятия во многом зависит от кинестетического и тактильного каналов. При просмотре любого из мультфильмов, программ, презентаций, фильмов оба эти каналы являются не очень эффективными. Значит — восприятие, не может полностью развиться[18;]. 2.Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая визуальные образы (представления) и графические (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотра телевизора основные параметры объекта отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания ваших собственных изображений, ребенок копирует то, что он видит. Это очень хорошо видно из рисунков детей — если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они будут пытаться создавать точную копию. 3. Развитие мозга. Главное развития мозговых структур на 6-7 лет. 6-летний ребенок достигает 2/3 от размера мозга взрослого человека, но она составляет от 5 до 7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может сделать тысячи дендритных связи между нейронами. «Не активирован», то есть не укрепившийся через различные виды активной деятельности нервных соединений исчезают в 10-11 лет. В нервных клетках головного мозга образуется фермент, который разрушает все, что не является достаточно миелинизированным для нервной связи («миелин» — жир — как изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).
При просмотре любого, самого из «развивающихся» фильмов или передач, несовершеннолетние не могут устанавливать новые связи, потому что:
- не работают основные виды восприятия;
- зрительное восприятие пассивно;
- информации не требует утилизации, и сразу же всасывается (по крайней мере, в связи с быстрой сменой кадров);
- мозг не имеет времени, чтобы установить связи между объектами, «выхватывает» из их обрывочно;
- неоднократного просмотра одного и того же изображения, не получение новой информации, только усиливает восприятие на полученный шаблон [18].
4. Обработка информации в мозге. Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если он лишен основной информации, полученной от тактильного и кинестетического канала. Эти импульсы влияют на строительство зрительных и слуховых образов. Обратите внимание, что при рассмотрении реального объекта, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новые необходимые связи, опять же, от уровня понимания возрастает, процесс восприятия является активным и происходит влияние на психические процессы. При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может сознательно воспринимать то, что мы видим по-другому, на качественно новом уровене. Нейроны «ожидания», умственные процессы не развиваются. Кроме того, в течение короткого периода времени, мозг принимает нереальное для нормального просмотра количество визуальной информации. Он посылает сигналы перегрузки нервной системы, и другие пытаются «успокоить» организм, вызывая различные импульсы и нервной реакции. Особую осторожность нервной системы бедных перегруженный мозг: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции [18].
5. Пассивное времяпрепровождение, привычка «уход в другую реальность». Дети привыкают к пассивной деятельности, которые могут в недалеком будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Обучение ребенка получать удовольствие, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивной позиции родители могут спровоцировать его в более старшем возрасте. ——————————————————————————————-
Немов Р.С. Психология: в трех книгах. — к. 3. — М.: ВЛАДОС, 1999. -632 с
6. Детство-это очень маленький, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые (A.. » Запорожец», Кольцова М.М., L.K.. Семенова Н.А. Крылов и др.) получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы — время интенсивного физического и духовного развития способностей человека [14].
7. Сенсорные эталоны. Детство-это период накопления в мозге сенсорных эталонов. Приобретая поддельные нарисованные картинки, ребенок теряет возможность построить правильное представление о реальности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование первого наброска » детского мира (Д.Эльконин) [23].
Но самое неприятное то, когда персонажи мультфильмов не наделены мировоззрением. 8. Чередование активной деятельности и понимание впечатления. Для ребенка это необходимо, чтобы получить впечатления, но не меньше, чем они должны быть тщательно обработаны. Чем лучше обработаны впечатления, тем выше процент интеллектуальной деятельности. Очень часто родители боятся, что ребенок получает мало предоставляемых впечатлений. Но нужно понимать и иметь в виду, что для мозга является более важным качество информации, а не количество. Поверхностное восприятие (много предметов) и снижения стоимости отдельных впечатления влияют на речь и мышление [17].
9. Не правильное поведение персонажей в мультфильме. Характер, нарушение общепринятых правил, никто не наказывает. В результате, у ребенка дошкольного возраста появляется навязчивая идея о приемлемости таких форм поведения, которые расшатывают стандарты хорошего и
Д. Б. Эльконин,4-е изд. М.- Издательский центр «Академия», 2007
плохого действия, допустимого и недопустимого поведения.
10. Ребенок не в состоянии оторваться от мультфильма сам, без уговоров родителей. Посмотреть любимый мультфильм, серии по несколько раз в день – это великое его желание. [14]
Выводы по первой главе.
Таким образом, мы можем отметить, что довольно таки большая часть американских мультфильмов является не безвредной, и велико различие между отечественными старыми мультфильмами и американскими, японскими (зарубежными) мультфильмами. По мнению многих психологов, за данным различием стоят глубокое расхождение в картине мира . Вообще, зачастую, надо быть осторожным, когда ты выбираешь мультфильм. Если сравнивать с книгой, то данный выбор должен является еще более продуманным, так как зрительные образы воздействуют на детей гораздо сильнее. Советские мультфильмы в первую очередь хороши тем, что в них показана, нормальная для ребенка картина мира. В основе ее лежит православный мотив, так как зло в данной картине не вечно, а вечно как раз так именно добро. Главное, что в отечественном мультфильме злой герой показан в юмористическом облике, что уравновешивает его отрицательную специфику. Именно данная картина мира способствует гармонизации психике ребенка. Поэтому советские мультфильмы являются правильными и полезными для ребенка, особенно нездоровым или ослабленным детям, особенно если это связано с какой-либо душевной травмой.
Если говорить об американских мультфильмах то мы выяснили, что в их содержании совершенно другая картина мира, нежели в отечественных мультфильмах. Фон, где происходит событие, лежит во зле. И только небольшую долю доброго подтекста в виде, например, ниндзи-черепашки, можно увидеть.
Постепенно мы замечаем, что стали высмеиваться традиционные особенности русской женщины, которые прославляют отечественные мультфильмы. Также отчетливо в западных мультфильмах просматривается цинизм, неуважение, иногда даже жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Большинство мультфильмов, с такими качествами представляют именно главного героя. Ребенок, смотря данное поведение, постепенно впитывает все это в свое сознание, и нередко даже начинает совершать подобные плохие поступки, потому что они считают, что главным героям надо подражать.
Родителям нужно обязательно учитывать, что не все полезно влияет на ребенка, что ему нравиться. И ведь именно в детстве формируются фундаментальные качества личности, которые затем ребенок использует по жизни. Именно в детстве родитель должен обращать внимание на все, что окружает его ребенка, он должен анализировать и понимать, что является полезным, а что просто отрицательно влияет на психологическое восприятие картины мира ребенка. во всех есть что-то такое, что носит откровенно антисоциальное содержание, но поставляется как вполне нормальное и приемлемое. Эта мультпродукция открыто учит конкурентному поведению, достижению превосходства над другими и превосходства любым способом и в любой форме.
Если говорить о положительных последствиях просмотра, то основными критериями являются такие, как развитие восприятия, накопление опыта восприятия, развитие мозга, чередование с активной повседневной деятельностью ребенка дошкольника.
Глава2.Экспериментальное исследование процесса восприятия сюжета мультфильма детьми старшего дошкольного возраста
2.1. Методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента является первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Изучить уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить работу по формированию восприятия на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.
Для реализации первой задачи используется 3 серии заданий, включающие тестирование, беседы по просмотренным мультфильмам, анализ рисунков детей.
Также мы провели беседу с детьми на тему: «Что мы знаем об отечественных мультфильмах.
Цель беседы: выявить представления детей об отечественных мультфильмах.
Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса.
1. Какие отечественные мультфильмы вы знаете?
2. Каких персонажей отечественных мультфильмов вы можете назвать?
3. Чем они занимаются?
4. Чему учат нас советские мультфильмы?
Результаты беседы заносим в таблицу1. ( В приложении)
Также была проведена беседа об американских мультфильмах.
Беседа «Что мы знаем об американских мультфильмах?»
Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса.
1. Какие американские мультфильмы вы знаете?
2. Результаты беседы заносим в таблицу2. (в приложении)
2. Каких персонажей американских мультфильмов вы можете назвать?
3. Чем они занимаются?
4. Чему учат нас американские мультфильмы?
Также мы проведи просмотр двух мультфильмов (отечественного и американского).
Цель просмотра мультфильмов – изучить особенности понимания детьми сюжета мультфильмов, понимания персонажей, его поступков, переживания, мотивов поведения.
- Исследовать эмоциональное отношение детей к мультфильмам, к содержанию и его персонажам.
1.Беседа по вопросам.
- Тебе нравится этот мультфильм?
- О ком он?
- Почему он (персонаж) так поступил?
- Почему именно так назвали этот мультфильм?
- Что осуждается в этом мультфильме и почему?
- Зачем хотели показать нам эту историю?
Б) Просмотр отечественного мультфильма «Волшебный мешочек»
Беседа по вопросам.
- Понравился мультфильм?
- О ком она?
- Чем понравился этот мультфильм и почему?
- Что разрешил делать дед своему Ивашке?
- Зачем хотел показать нам эту историю Полушкин?
2. Беседа по вопросам.
1- Тебе нравится этот мультфильм?
2- О ком он?
3- Почему он (персонаж) так поступил?
4- Почему именно так назвали этот мультфильм?
5- Что осуждается в этом мультфильме и почему?
Б) Просмотр американского мультфильма «Шрек»
Беседа по вопросам.
1-Понравился мультфильм?
2- О ком она?
3- Чем понравился этот мультфильм и почему?
4- Что произошло с ослом и котом?
5- Зачем хотел показать нам эту историю режиссер?
Результаты беседы по просмотренным мультфильмам заносятся в таблицу №3. В ней отражены ответы детей, которые оценивались на основе полных, неполных ответов на предложенные группы вопросов, где полный ответ обозначался цифрой «три», недостаточно полный – цифрой «два», совсем слабый ответ – цифрой «один».
2.2.Анализ полученных результатов
Нами был проведен констатирующий эксперимент, который является первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.
В ходе данного эксперимента мы решили следующие задачи:
- изучили уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
- изучили работу по формированию восприятия на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.
Мы провели беседу на тему «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»
Цель беседы состояла в выявлении представления детей об отечественных мультфильмах.
Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса. Исходя из ответов на поставленные вопросы, можно отметить, что уровень восприятия мультфильма – средний. Причем дети 5 лет, в общем количестве, дали 8 ответов, а дети 6 лет дали 17 ответов.
Исходя из результатов, после просмотра двух мультфильмов, можно отметить, что наибольшее количество верных ответов относиться к мультфильму «Шрек». Это говорит о том, что в современном мире по телевидению показывают больше американских мультфильмов, нежели наших отечественных, что является глобальной проблемой психического развития ребенка. Исходя из ответов, мы видим, что назвать и рассказать о персонажах американских мультфильмов дети могут с легкостью, а вот объяснить чему учит нас данный мультфильм, затрудняются, потому что эти мультфильмы не несут некого содержательного, поучительного подтекста, который бы благоприятно повлиял на нравственное воспитание ребенка.
Выводы по второй главе:
Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого была первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов. Также мы провели беседу с детьми на тему: «Что мы знаем об отечественных мультфильмах. Целью было выявить представления детей об отечественных мультфильмах. Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса. Опираясь на данные ответы детей, мы можем утверждать, что современное телевидение просто заполнено западными анимационными мультипликациями, которые портят восприятие и воображение картины мира у наших детей. Дети очень быстро и с легкостью узнают героев американских мультфильмов. Все это можно обозначить глобальной проблемой, которую нужно обязательно искоренять, ибо возрастет процент отрицательного, не послушного, грубого и жестокого поведения среди детей.
Заключение
Время препровождение наших детей зачастую связано с телевидением. Особенно об этом можно с уверенностью говорить о нашем современном мире, потому что раньше для детей на первом месте были различные игры дома и прогулки на улице. Известно, что формирование личности начинается в раннем детстве и телевидение, как ни что другое, влияет на развитие детей. Так как мы говорим раннем детстве, то именно мультфильмы играют важную роль в жизни детей. Сегодня по телевидению показывают огромное количество как отечественных, так и зарубежных мультфильмов. Если говорить о зарубежных мультфильмах, то в основном это мультфильмы американского происхождения, которые зачастую заставляют задуматься об их влиянии на формирование и развитие психического состояния детей старшего дошкольного возраста. Вспомним старинные, рисованные мультфильмы, которые действительно было приятно смотреть, так как они были очень естественны и несли добро. Говоря о современных мультфильмах, которые используют новейшие технологии, например спецэффекты и компьютерную графику, то сразу же возникают многочисленные вопросы. Зачастую такие мультфильмы не несут добра и миро созидания, и, соответственно, наносят вред психике ребенка. В современном мире очень малое количество мультфильмов, для которых главной задачей было нравственное воспитание детей, которые бы служили не только неким учебником, но и помощником для ребенка, что бы он с легкостью мог разобраться в том, что хорошо, а что плохо.
Мы выяснили каким образом телевидение влияет на психическое развитие ребенка, также отметили, что современное телевидение очень мало показывает советские мультфильмы, нежели американские, что не есть хорошо.
Мы изучили восприятие мультфильма детьми старшего дошкольного возраста. Охарактеризовали развитие детей старшего дошкольного возраста. Проанализировали влияние мультфильмов на дошкольников и их восприятие сюжета мультфильма. В ходе анализа нами были решены следующие задачи:
- провести анализ как отечественных, так и зарубежных мультфильмов;
- определить уровень влияния мультфильмов на детскую психику;
- рассмотреть и проанализировать развитие детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и рассмотреть степень восприятия сюжета мультфильмов детьми дошкольниками;
— Также с полной уверенностью мы можем согласиться с нашим, ранее заявленным, предположением о том, что мультфильмы с добрым и миросозидательным характером будут способствовать правильному, нравственному воспитанию детей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-multfilmov-na-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/
1.Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
2.Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. — 2007.-№11.-С132-140.
3.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.
4.Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. — Ростов-наДону.: Феникс, 2000. — 416 с.
5.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Акодемия, 2000. — 192 с.
6.Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. — 768с.
7.Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Рос сийская энциклопедия», 1998. -1434 с.
8. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 21..
9.Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. -М.: Просвещение, — 1988. — 144с.
10.Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. — М.: Академия, 2003. -624 с.
11.Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. — 1989. — №4. -С. 88-91.
12.Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. — 2001. — №8. -С.75.
13. Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М-2008
14. Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — с. 18.
15.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. — М.: Академия, 2004. — 416 с.
16.Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 940с: ил. — (Серия «мастера психологии»).
17.Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. — С — П.: Праен-Еврознак, 2003. — 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).
18.Немов Р.С. Психология: в трех книгах. — к. 3. — М.: ВЛАДОС, 1999. -632 с.
19.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – с. 23..
20. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 93.
21.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. — 384 с.
22.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
23. Д. Б. Эльконин,4-е изд. М.- Издательский центр «Академия», 2007
24.http: // lady mama.ru / forum5/ topic 690. htm /
25.http: // olmi — azarov. narul.ru / mult, htm /
26.http: // ayverso. at.ua / news /
Приложение
Рис.1 Фрагмент из мультфильма «Волшебный мешочек»
Рис.2. Фрагмент из мультфильма «Самый маленький гном»
Рис. 3. Фрагмент из мультфильма «Самый большой друг»
Рис. 4 Фрагмент из мультфильма «Птичка Тари»
Рис.5. Фрагмент из мультфильма «Том и Джери»
Рис.6 Фрагмент из мультфильма «Вуди и его друзья»
Таблица1. Результаты беседы «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»
Фамилия
Дети 6 лет
Дети 5 лет
1вопрос
2вопрос
3вопрос
4вопрос
Уровень
Сизова
+
+
+
+
+ В
Сиротина
+
+
Н
Болотина
+
+
Н
Смирнова
+
+
+
+
+ В
Паюсов
+
+
+
+ С
Кислов
+
+
+ С
Ильин
+
+
Н
Пичужкин
+
+
+
С
Фокин
+
+
+
+ С
Преснов
+
+
+
+
+ В
Указатели:
+ — указывает на возраст ребенка (5 и 6 лет)
+ — указывает на наличие ответа по заданному вопросу
В – высокий уровень
С — средний уровень
Н — низкий уровень
Таблица2. Беседа «Что мы знаем об американских мультфильмах?»
Фамилия
Дети 5 лет
Дети 6 лет
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
уровень
Сизова
+
+
+
+
+ В
Сиротина
+
+
+
С
Болотина
+
+
+
+ С
Смирнова
+
+
+ С
Паюсов
+
+
+
С
Кислов
+
+
+
С
Ильин
+
+
+
+
С
Пичужкин
+
+
+
С
Фокин
+
+
Н
Преснов
+
+
+
+ С
Таблица3. Результаты просмотра советского мультфильма «Волшебный мешочек» и американского мультфильма «Шрек»
Фамилия
Дети 5 лет
Дети 6 лет
«Шрек»
«Волшебный мешочек»
Уровень
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Ш
ВМ
Сизова
+ 3
2
3
1
1
2
2
2
1
1
10
8
Сиротина
+
3
3
2
2
1
2
3
3
1
2
11
11
Болотина
+
3
2
2
2
2
2
2
2
2
1
11
9
Смирнова
+ 2
2
3
1
1
2
2
3
1
1
9
9
Паюсов
+
2
2
2
2
2
3
3
2
2
2
10
12
Кислов
+
3
3
3
2
2
3
3
3
2
1
13
12
Ильин
+
2
2
1
2
1
3
2
2
1
1
8
9
Пичужкин
+ 3
2
2
3
2
2
2
1
1
1
12
7
Фокин
+ 3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
13
10
Преснов
+ 2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
8
10
ИТОГО
107
97