Влияние художественной литературы на развитие словаря детей

Верхотурова Н. Ю.,

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

г. Чита

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С.Выготским, установившим, что «ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности» [2, 47]. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно происходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщённо эти задачи сформулированы методистами С.И. Карповой и В.В. Мамаевой так:

4 стр., 1858 слов

Реферат речь и язык психология

... общей характеристике речи, а также соотнесенности языка и речи, их связи, механизмы и функции. Информационной базой послужили учебники по психологии. Речь - ... временн ы е, падежные, родовые, залоговые, навязанные ребенку в его речевом развитии взрослыми, определяют его ... или единичность. Как можно дать одинаковое определение слова «воздух» для химии, физики, живописи, метеорологии, медицины? ...

  • воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
  • формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы;
  • воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений, развивать поэтический слух [3, 57].

У детей формируется также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Основными методами при ознакомлении с художественной литературой, по мнению учёных А.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, являются следующие:

  1. Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей [1, 76].

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений на занятиях и использование литературных произведений устного народного творчества на занятиях и в разных видах деятельности.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событии, «мысленном действии», создаёт эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.С. Ушакова и О.И.Никифорова выделяют в развитии восприятия художественного произведения три стадии: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность учителя (через чувства и сознание)» [5, 325].

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М.Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя «два периода в их эстетическом развитии: от 2-5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным» [4, 48].

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-hudojestvennoy-literaturyi-na-razvitie-slovarya-detey/

  1. Алексеева, А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебник / А.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издат. Центр «Академия», 1998. – 400с.

2. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]: учебник / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1994. – Т 4. – 426 с.

  1. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 л. [Текст]: / С.И.Карпова, В.в.Мамаева. – СПб; Речь, 2007. – 144с.

  2. Гурович, Л.М., Ребенок и книга [Текст]/ Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. — М., Просвещение, 1992. – 63с.

  3. Ушакова, О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О.С.Ушакова. – М., 1984 – 135с.