Верхотурова Н. Ю.,
ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
г. Чита
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С.Выготским, установившим, что «ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности» [2, 47]. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно происходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщённо эти задачи сформулированы методистами С.И. Карповой и В.В. Мамаевой так:
Реферат речь и язык психология
... общей характеристике речи, а также соотнесенности языка и речи, их связи, механизмы и функции. Информационной базой послужили учебники по психологии. Речь - ... временн ы е, падежные, родовые, залоговые, навязанные ребенку в его речевом развитии взрослыми, определяют его ... или единичность. Как можно дать одинаковое определение слова «воздух» для химии, физики, живописи, метеорологии, медицины? ...
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений, развивать поэтический слух [3, 57].
У детей формируется также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Основными методами при ознакомлении с художественной литературой, по мнению учёных А.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, являются следующие:
-
Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
-
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
-
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
-
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей [1, 76].
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений на занятиях и использование литературных произведений устного народного творчества на занятиях и в разных видах деятельности.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событии, «мысленном действии», создаёт эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
О.С. Ушакова и О.И.Никифорова выделяют в развитии восприятия художественного произведения три стадии: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность учителя (через чувства и сознание)» [5, 325].
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М.Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя «два периода в их эстетическом развитии: от 2-5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным» [4, 48].
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-hudojestvennoy-literaturyi-na-razvitie-slovarya-detey/
-
Алексеева, А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебник / А.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издат. Центр «Академия», 1998. – 400с.
2. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]: учебник / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1994. – Т 4. – 426 с.
-
Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 л. [Текст]: / С.И.Карпова, В.в.Мамаева. – СПб; Речь, 2007. – 144с.
-
Гурович, Л.М., Ребенок и книга [Текст]/ Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. — М., Просвещение, 1992. – 63с.
-
Ушакова, О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О.С.Ушакова. – М., 1984 – 135с.