Управление социальными системами: понятие, механизмы, инструменты

1.1 Социальное управление , предмет и классификация

С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента — неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

  • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
  • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса — управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это — уровни управления.

В рамках социального управления выделяют две основные его формы — управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это — подвиды социального управления.

4 стр., 1797 слов

Междисциплинарные связи психологии управления

... организации производственного или торгового процесса, включая управление производством и развитие технологической базы. В управлении всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, ... разрабатываемые такими научными дисциплинами, как физиология труда, охрана труда, психология труда и др. Нельзя не отметить связь управления персоналом с социологией и прежде всего ...

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая — область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная — область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая — область материального производства, распределения и потребления материальных благ. Самыгии СИ., Столяренко Л,Д. Менеджмент персонала. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. С 34

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация — регион — отрасль — государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь — соответствующие подвиды управления. Классификация (типология) управления представлена на рис.1.

Рисунок 1. Классификация (типология) управления.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.

В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления — непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой — их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья (рис.2).

Рисунок 2. Менеджмент как всеобщий принцип социального управления

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) — с исполнительской, оперативной.

3 стр., 1491 слов

Социальный менеджмент

... цели. Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению. Субъектами управления в социальном менеджменте являются ...

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей Щекин Г. Система социального управления \\Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» 2007 г. № 2 С. 4.

1.2 Основные понятия науки управления. Социальная система и его составляющие. Подходы к изучению социального управления. Объект и субъект социального управления

Основные понятия науки управления:

Управление в широком смысле — вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе. Управление в узком смысле — технологическая организация объекта управления.

Менеджмент в широком смысле — всеобщий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми. Менеджмент в узком смысле — управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей.

Администрирование в широком смысле — административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент. Администрирование в узком смысле — разработка и постановка целей, определение политики организации Аширов Д.А., Управление персоналом. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. С. 45

Система — это взаимодействие различных элементов, которые находятся во взаимной связи и представляют собой единое целое.

Социальная система — это система, созданная человеком. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы необходимы для решения многоцелевых задач. Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия и образует организационную структуру управления.

Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.

В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.

Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.

Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.

Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.

4 стр., 1790 слов

Проблемы государственного управления в социальной сфере

... Глава 1.Теоретические аспекты государственного управления в социальной сфере. Социальная сфера, политика проводимая государством в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом ... функционирования и развития общества в целом. Ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с ...

Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.

Каждая социальная подсистема самоуправляема и испытывает как внутреннее, так и внешнее влияния. С помощью информации происходит связь управляющей и управляемой подсистем. Каждая подсистема имеет свои цели и задачи, которые в свою очередь подчинены глобальной цели всей системы.

Для эффективного социального управления необходимо использовать законы и закономерности управленческого воздействия, построение моделей управляемых объектов и субъектов, обеспечение системного подхода и целостности в социальном управлении.

Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:

— конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;

— комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;

— аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией);

— системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент : учебник.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. С. 167

Основой социального управления, создания системы социального управления является взаимодействие субъекта и объекта управления. Противоречия в отношениях между ними ведут к кризису управления.

Под субъектами управления обычно понимают элементы, которые обеспечивают целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек. Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

1. По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)

2. По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).

3. По характеру: массовый, системный, эпизодический.

4. по уровню активности участия людей в общественных вопросах.

5. По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).

6. По содержанию, характеру социальных ситуаций.

7. По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

3 стр., 1253 слов

Социальная эффективность управления и методы её оценки

... теоретические аспекты оценки социальной эффективности управления дать оценку социальной эффективности управления в МОУ ДОД «Центр детского творчества» предложить направления повышения социальной эффективности системы управления. Глава 1. Теоретические аспекты оценки социальной эффективности управления Социальная эффективность управления, выражающая социальный результат управленческой деятельности, ...

Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы:

мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы.

В связи с этим сейчас одной из важных задач перед обществом является необходимость определить творческий потенциал каждой личности, использовать задатки и способности их в определённых руслах (в том числе и в управлении) для достижения целей на благо общества.

Поэтому, в идеале, общество должно делать установку на творческую, одарённую личность, на использование её таланта в о всех сферах общественной жизни, так как данная установка вдёт к процветанию общества.

Для этого необходима система образования, направленная на развитие способностей и талантов личности. В противном случае деградация общества неизбежна.

В связи с вышесказанным следует отметить, что в центре системы управления стоит личность со своими профессиональными и личностными качествами, которые находят своё изучение в рамках социального управления.

В настоящее время следует отметить тенденцию к усложнению объекта управления, динамичность общественных процессов — всё это предъявляет большие требования к управленческим отношениям внутри управленческой системы.

Сама система управления включает в себя: «специалистов, объединённых в органы управления; организационную и вычислительную технику; связи между органами управления; используемый комплекс методов управления; связи объекта с внешней средой; потоки управленческой информации; материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей».

3 стр., 1369 слов

Управления социально техническими системами

... -tehnicheskie-sistemyi/ 1. Гусев А.А. «Управление социально техническими системами» курс Лекций. - Екатеринбург УрГУПС 2015. ... информации; учета социально психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений. Заключение Не требует доказательств тот факт, что каждая организация представляет собой весьма сложную в техническом, социальном ...

Также в систему управления входят социальные организации, следящие за исполнением управленческих решений и обеспечивающие обратную связь.

Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Итак, система управления включает в себя взаимоотношение субъекта и объекта управления. Где субъект управления целенаправленно воздействует на объект, который в свою очередь контролирует выполнение управленческих решений и обеспечивает обратную связь, тем самым, определяя целостность управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Учебник — М.:ИНФРА-М, 2007. С. 24

1.3 Механизм социального управления. Система социального управления

социальный система управление

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С этих позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. С. 211

Рисунок 3. Роль и содержание механизмом управления обществом

Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого — организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур — линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной).

При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. С. 189

3 стр., 1178 слов

Управление социально-экономическими системами

... другом, причем социальная подсистема является определяющей, а экономическая система - реализующей. Функции управления: Планирование - определение цели: состояния объекта управления (муниципального образования, сферы, отрасли, предприятия, организации), обеспечивающее реализацию интересов основных социально-экономических групп ...

1.4 Оценка эффективности социального управления

Управление эффективно, если обеспечивает решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п. Неправомерно рассматривать эффективность как результат разных видов конкретной управленческой деятельности. Интегрирующим в обществе является социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших затратах всех остальных средств. Именно качество жизни — основная цель общественного развития и главный критерий эффективности.

Для оценки качественных параметров эффективности управленческой деятельности прежде всего необходимо соотнести цели, ведущее место среди которых занимают социальные, задающие вектор развития всем остальным, и затраты на их осуществление. Эффективность в данном случае оценивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.

Необходимыми условиями высокой эффективности являются, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы (общества), особенно в период его реформирования или модернизации; во-вторых, ориентация на человека, «человеческий ресурс».

Оценку эффективности управления осложняет то, что 1) разные эффекты не могут быть измерены в одних и тех же единицах; 2) эффекты могут иметь разную направленность, модальность (положительную, отрицательную); 3) не существует в полной мере стоимостных оценок некоторых результатов деятельности, например, человеческой жизни, культурных ценностей, гениальных идей, художественных произведений и т.п.

Практическая значимость всех действий субъектов управления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни. Консалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес / Под ред. Калверт Маркхэм. — Пер. с англ. И. Гаврилова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. С. 239

Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отечественного опыта и наложение этой модели на реальную жизнь. Так происходит оценка проблемной ситуации.

Большое значение в оценке эффективности управления принадлежит показателям и критериям.

Критерий — средство для суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классификация, определяется значимость или незначимость чего-либо. Критерии обозначают объективную направленность эффективности. Показатели оценивают достигнутый уровень эффективности. Критерии имеют нормативный характер, а показатели фиксируют достигнутое. Например: критерий — прибыль (экономия, затраты); показатель — максимальная, средняя, низкая.

2 стр., 841 слов

Система управления дошкольным учреждением

... деятельности друг друга, дают возможность охватить все звенья организации управления. Знание уровня образования, опыта работы, теоретической и методической подготовки, деловых и личностных качеств заместителей позволяет руководителю ДОУ ... функцию − предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по ...

Количественно-качественное состояние объекта, процесса, которое отвечает всем общественно необходимым и благоприятным характеристикам и ожиданиям, называется эталоном. Эталоны делятся на два типа:

1) международные, разрабатываемые такими организациями, как ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.;

2) национальные: федеральные, региональные (субъекта Федерации), местные, муниципальные.

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. С. 280

1.5 Информационное обеспечение в социальном управлении. Социальная информация

Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки разнообразных сигналов. С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется как мера уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии.

Социальная информация — сведения о состоянии социальной системы, средство обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Информация — это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности.

Особенно велико значение информации и работы с ней (процесс ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, организации и регулирования управляющей системы. Субъект также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он коррелирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование — необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе социальна. Отражая общественные отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности — осознанной целесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему.

Социальная информация является содержанием мышления, а ее материальный носитель — слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала.

Первоисточником социальной информации является общество: его разные сферы и стороны жизни. Классификация информации осуществляется по:

— сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

17 стр., 8374 слов

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ...

... -целевого подхода разработать модель управления системой гражданско-патриотического воспитания 4. Осуществить опытно - экспериментальную проверку эффективности модели управления системой гражданско-патриотического воспитания. Состояние научной разработанности темы. Проблема гражданского, патриотического воспитания требует междисциплинарного подхода. ...

— материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

— формам носителей (средства массовой информации — радио, телевидение; печатная — книги, газеты, журналы);

— периодам использования (условно-постоянная —справочная, нормативная и переменная — оперативные сведения);

— видам основных функций управления (прогностическая, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

— характеру представления (количественная и качественная).

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие Издательство «Дело» — М.: 2000 С. 128

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта. Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать прежде всего состояние этой сферы.

Скажем, для управления экономикой необходима преимущественно производственно-экономическая информация, политической сферой — политическая информация и т.д. Поскольку управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей, оно обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей — классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно — правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков: исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений; управляющая информация, представляющая сами решения или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т.д.; оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние; внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы. Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, — важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация) и потоки информации, циркулирующие между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи — от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи — от объекта к субъекту (обратная информация).

Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, коррелирующих, контролирующих) команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет смысловое содержание. К информации обычно предъявляются определенные требования. Перечислим их:

— полнота — отражение в полной мере управляемых процессов;

— достоверность — формирование на основе объективных данных;

— оперативность — поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

— недопустимость неиспользуемых сведений, осложняющих принятие решений;

— прозрачность — невозможность различных толкований;

— экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Решить задачу оптимизации информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько разновероятностных, сколько равновероятностных. Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим.

К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, его знаний, психических особенностей.

Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных,- их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации.

Средствами интенсификации информации являются научно-техническая революция, использование в информационном деле новейших достижений науки и техники; научная организация, управление информационными процессами; подготовка и совершенствование специалистов, обслуживающих информационные службы управления.

Разработка мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, — важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработке умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоценима в управлении. Сбор и обработка социальной информации немыслимы без применения современных технических средств.

Важнейшим средством получения достоверной социальной информации является не только широкое использование технических (компьютерных) средств получения социальной информации, но и формирование нового типа культуры — гуманитарно-технологической. Важнейшим механизмом его формирования является изменение стиля мышления, который постепенно становится целостным; характеристиками последнего являются концептуальность, конструктивность, технологичность. Наличие в нашем обществе двух культур — гуманитарной и технократической, которые пока слабо взаимодействуют, порождает многие информационные проблемы в управлении. Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов — 2-е изд. перераб. и. доп. — М.: Высш. шк., 2005. С. 301

2.1 Общая характеристика предприятия. Структура управления организацией ООО «Дилан»

Общество с ограниченной ответственностью «Дилан» представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. ООО «Дилан» осуществляет закупку, перемещение, хранение и реализацию товаров (лакокрасочные материалы, крепежный инструмент, метизы, сварочные материалы) оказание услуг, а также другие виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом и предусмотренные его уставом.

ООО «Дилан» осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • Оптовая торговля универсальным ассортиментом товаров;
  • Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  • Организация перевозов грузов;
  • Исследование конъюнктуры рынка;
  • Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
  • Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
  • Розничная торговля моторным топливом;

Деловые отношения внутри фирмы можно изобразить в виде схемы — организационной структурой на предприятии (рис. 1).

Каждый отдел имеет свою организационную структуру. Он состоит из групп работников, занятых разработкой какой-нибудь конкретной проблемы.

Директор отвечает за деятельность всей фирмы. Однако реально справиться с таким объемом работы ему не под силу, поэтому он передает значительную часть своих функций начальникам отделов и контролирует их работу. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач отдела своим подчиненным или конкретным работникам, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач.

Рис. 1. Организационная структура ООО «Дилан»

Круг ответственности каждого работника в фирме четко определен. Компетентность руководителей отделов проявляется в том, насколько они умеют организовать выполнение работы своего отдела или фирмы в целом.

Очень важно для фирмы так организовать работу на каждом уровне структуры управления, чтобы любая информация поступала с одного уровня на другой достаточно быстро, и решения бы принимались без лишних согласований. Чем больше количество людей, между которыми поделена работа, тем более согласованными должны быть их деятельность.

На любом уровне управления главная задача — организовать работу так, чтобы она выполнялась наилучшим образом. Менеджер самого верхнего уровня (в нашем случае это сам директор) организует эффективную работу всех структур: подбирает подходящих руководителей отделов; координирует их работу, ориентируя ее на достижение целей фирмы.

Гибкость структуры позволяет фирме быстрее реагировать на изменения рынка и приспосабливаться к ним. Но это совсем не значит, что любое незначительное изменение приводит к пересмотру всей структуры.

2.2 Связи на предприятие ООО «Дилан»

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

— линейные (административное подчинение),

— функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

— межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2003. С. 52

ООО «Дилан» придерживается линейно-функциональной структуры управления. Традиционная функциональная структура ориентируется на отдельные функции маркетинговой деятельности. Линейно-функциональная схема основана на создании подразделений (отделов) по функциям маркетинга и в том числе: маркетинговые исследования, планирование и контроль, сбыт, разработка нового товара, продвижение, цены. Отношения в отделах базируются на прямых вертикальных связях типа «руководитель — подчиненный».

Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям».

Эта структура управления характеризуется:

— высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных,

— организацией директивных связей по однолинейному принципу,

— преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.

Данная структура имеет некоторые преимущества перед другими:

— обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников,

— позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые),

— способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.

Недостатки такой системы управления в следующем:

— образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование,

— структура жестка и с трудом реагирует на изменения.

2.3 Методы управления на предприятие ООО «Дилан»

Руководство ООО «Дилан» придерживается нескольких методов управления предприятием (метод управления — это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели): экономический метод, социально-психологический и организационно-распорядительный метод. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. С. 46

Экономический метод управления — это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. А именно денежное поощрение сотрудников.

Социально-психологические методы управления. Формируются трудовые коллективы с учетом социально-психологических характеристик людей, способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной деятельности.

Организационно-распорядительный метод управления. Управление осуществляется по средствам приказов, нормативно-правовых актов.

Сущность производственной организации, ее характерные особенности. Производственная организация как социальная система и объект социального управления, социальное пространство, в котором она проявляется. Управленческое воздействие и управленческий цикл.

контрольная работа