Классификация, специфика и структура социальных программ

Введение

социальный муниципальный программа

Одна из главных функций страны — социальная, что заключается в обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества разных слоёв общества, реализации принципов социальной справедливости, охрана интересов граждан, которые в силу объективных обстоятельств не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни, поддержка систем жилищного строительства, здраво охранения, общественного транспорта.

В ст. 7 Конституции РФ сказано, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, основой социальной политики государства является законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ. Как отмечал Слезингер Г.Э. — «подлинной целью финансово-экономического роста и реформ, нацеленных на его достижение, может стать только последовательное совершенствование условий жизни граждан, при соблюдении условий сохранения, становления и успешного применения всевозможных видов ресурсов (демографических, трудовых, природных, научно — технологических, материальных и финансовых)» [31].

О.С. Сухарев признает, что «экономический подъем напрямую взаимо связан с решением социальных задач и исполнением социальных функций, а кроме того, вследствие отсутствия расходов, которые направлены на исполнение социальных функций экономики, в виду дисфункции социальной системы, будет неэффективной. Потому что, ежели у страны будут серьезные проблемы в социальной сфере, оно не способна стать сильным и экономически развитым государством. Это говорит о том, что экономическое развитие России напрямую взаимосвязано с развитием её социальной сферы» [32].

Актуальнoсть тeмы обусловлена тем, чтo в кризисных ситуациях, во время модернизации общества и его переходных состояний, неизбежно растет роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Процессы, происходящие в сфере государственного управления в начале ХХI века, закономерно привлекают пристальное внимание как ученых-теоретиков, так и управленцев-практиков. В настоящее время для российского государства важно достичь оптимального сочетания экономической и социальной политики, федерального, регионального и местного уровней при выработке и реализации социальной политики. Практическая реализация социальной политики представляет собой исполнение концепций и программ всех заинтересованных субъектов на основе применения социальных технологий в конкретном месте и в определенные сроки. В связи с этим в настоящее время особое значение получает задача установления социальных нормативов в качестве меры по материально-вещественному обеспечению социальных гарантий путем использования программно-целевого планирования, — комплекса мер по реализации тесно взаимосвязанных и взаимозависимых мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение четко поставленных задач в различных областях социально-экономического развития РФ [21].

13 стр., 6172 слов

Государственная социальная политика в условиях модернизации России ...

... работы по теме “Государственная социальная политика в условиях модернизации России (на примере Красноярского края)”. Хронологические рамки исследования. ... выстраивания социальной политики. Начало процесса глобализации и вступление в ВТО, снятие таможенных барьеров, реализация соглашений ... различные аспекты государственной деятельности в частности функции в социальной сфере. Лоренс фон Штейн - немецкий ...

В России метод используется относительно недавно. Внедрение подобных инструментов бюджетирования началось с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.

Но, попытки применения программно — целевого подхода в отечественном планировании имели место еще в 1920-30-е годы, например, план ГОЭЛРО, Урало-Кузнецкий комбинат и др. Достаточно широкое применение в СССР, как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития комплексные целевые программы получили в 1960-1980-е годы. В их составе выделились научно — технические, социально — экономические, региональные, даже экологические программы, а также программы становления отдельных территориально — производственных комплексов. Так, с успехом реализовались программы в таких территориально — производственных комплексах, как Оренбургский, Южно-Якутский, Южно-Таджикский. Большой объем работ выполнен был в 1970-80-е годы по строительству БАМа. Вместе с тем, система ведомственного управления народным хозяйством страны являлась огромным препятствием реализации программ, но большинство из них никак не было подкреплено, ни материально — техническими ни финансовыми ресурсами, при их подготовке игнорировались возможности не только народного хозяйства страны в целом, а и отдельных региональных систем к восприятию соответствующих программных нагрузок [22].

В 1997 году был применен программно-целевой метод для решения проблем старшего поколения. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Старшее поколение» на 1997-1999 гг., основополагающей целью которой было улучшение социального положения граждан пенсионного возраста, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей [18].

Сегодня социальная политика в России осуществляется разными методами и способами, поддерживая, например, муниципальные образования с помощью дотаций на развитие, делая государственные заказы на определенный вид продукции, проводя трансфертную политику. Однако, ключевым средством реализации государственной социальной политики, воздействия на социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней в настоящее время являются целевые программы, которые ориентированы на конкретные цели, четко скоординированы, и направлены на менее защищенные слои населения. Такие программы увязывают цели с ресурсами, включают комплексные мероприятия по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития отрасли, позволяющие реализовывать их на практике. Хотя, по своей сути, все методы планирования направлены на достижение какой-либо конкретной цели, но в случае целевых программ, в основе процесса планирования которого лежат определение и постановка целей и только затем подбираются пути их достижения.

12 стр., 5972 слов

Государственные программы социального обеспечения населения

... воспитания, обеспечивающей развитие России, формирование у граждан российской Федерации патриотического сознания, верности отчизне, готовности к выполнению конституционных обязанностей Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий ...

Формирование комплексныххцелевых программ — это не только метод планирования экономического развития государства, но и средство реализации его социальной политики. В настоящее время в России разрабатываются и реализуются федеральные, программы субъектов РФ, региональные и местные социальные целевые программы. Так, например, с 2014 года в России действует государственная программа «Социальная поддержка граждан» [1].

Цeль данной работы: сформировать представление о технологии разработки социальных программ.

Задачи, которые следует решить:

1) раскрыть теоретические аспекты формирования программ для социальной сферы в РФ: классификация, специфика, структура;

2) исследовать специфику разработки социальных муниципальных программ;

3) выявить oснoвныe пути совершенствования направлений разработки социальных программ.

Oбъeкт: социальные программы.

Прeдмeт: специфика разработки и структура социальных программ.

Мeтoды исслeдoвания: теоретический анализ литературных источников и нормативных документов, oбoбщeниe данных; а также наблюдение и беседы.

Ключeвыe слoва: классификация, структура, социальная программа, программно — целевой метод, программно — целевые инструменты, процедура разработки программ.

Рабoта сoстoит из ввeдeния, двух глав oснoвнoй части, заключeния и списка испoльзуeмoй литeратуры.

1. Основные теоретические аспекты формирования социальных программ

1.1 Понятие и классификация социальных программ

Социальная политика в России реализуется посредством различных механизмов. При этом, наиболее известными и эффективными на современном этапе являются разработка комплексных социальных программ. А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, — комплекс социальных и экономических, производственных, научных и технических, организационных и хозяйственных, а также других заданий и мероприятий, направленных на решение важной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [13].

Следует отметить, что система социальной защиты, которая досталась России с времен СССР, в качестве базисного использовала категориальный принцип предоставления социальной помощи, в результате чего оказалась не в состоянии быстро и качественно перейти на адресную поддержку населения, которая в тех сложившихся обстоятельствах являлась наиболее приемлемой. В результате это привело к распылению средств бюджета, которые выделялись на социальные нужды.

Социальную политику того времени отличал высокая степень расходов, управленческая не эффективность и не высокое качество услуг, что обусловило ее не способность поддерживать население в новых экономических условиях, определяемых падением производства, высокой стагнации экономики, инфляцией и жесточайшим бюджетным дефицитом. Бюджетная реформа способствовала переориентации традиционной системы бюджетирования к программно — целевому бюджетированию, ориентированному на результат (рис. 1), при этом основную часть бюджета стали составлять долгосрочные программы, муниципальные и ведомственные целевые программы [6].

Эволюция системы бюджетного планирования

Социальная программа — это совокупность, система социальных мероприятий, объединенных общей целью, разрабатываемых по определенной технологии и направленных на решение конкретной социальной проблемы [30].

Программы социальнооориентированные направлены на решение задач социальной природы, повышение степени удовлетворения материально-духовных потребностей граждан, способствуя росту уровня их жизни, изменению характера условий труда или их облегчению, улучшению социального обеспечения населения. В эту группу также относят и целевые программы, которые непосредственно связаны с развитием культуры, образования, здраво охранения, физкультуры и спорта, с обеспечением в жилье, в коммунальных услугах, с повышением доходов населения, улучшением демографической ситуации, решением миграционных проблем, защитой социально не защищенных слоев населения и др.

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации программ в современных условиях являются [10]:

  • комплексность и синхронность целей и задач программ на каждом отдельном этапе их выполнения;
  • целевая нацеленность и системность программных мероприятий;
  • вариационная разработка программных мероприятий с учетом неопределенности либо альтернативности условий их реализации;
  • обеспеченность программ ресурсами;
  • адресная направленность заданий программ (ее исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);
  • обеспечение управляемости программ (создание необходимых правовых, организационных и финансовых механизмов).

При этом, большое многообразие программ требует необходимость их классификации по разным основаниям (признакам).

Однако, эта классификация может быть только условной, т.к. в реальной практике существуют несколько направлений программ, многообразны их цель и задачи. Так, исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев, Д.С. Штрейс [13] целевые программы классифицируют по различным признакам, такими как уровень значимости или государственный статус, как территориальная принадлежность, как функциональная ориентация, по содержанию решаемых проблем, по отраслевой локализации, по характеру возникновения проблемы, по срокам реализации программ и т.д.

По государственному статусу программы можно подразделить на федеральные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации (ФЦП) и региональные, утверждаемые органами власти регионов. По характеру программы подразделяют на сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, природоохранные, территориальные, внешне экономические, оборонные и пр. По срокам действия программы разделяют на краткосрочные (продолжительностью до 2 лет); среднесрочные (от 3-х до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

Каждая программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. К примеру, по территориальной принадлежности программа может быть областной, краевой; по функциональной ориентации — природоохранной; по масштабности проблемы — узко специализированной; по длительности — средне срочной, долго срочной и т.д.

Классификация программ

Признаки

Виды программ

По содержанию

социальные, социально-экономические, комплексные

По уровню

президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений

По виду

образовательные — программы, применяемые в обучении новым знаниям, умениям и навыкам в данной области; исследовательские — программы, реализуемые при проведении социальных исследований; инвестиционные и инновационные — программы, используемые при внедрении инноваций и инвестиций, обеспечивающих развитие социальных систем; комбинированные — программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов

По классу и сложности

По классу и сложности: моно программы — это простые программы, содержащие одну цель и одно направление деятельности; мульти программы — это комплексные программы, содержащие несколько целей и направлений деятельности (мульти программы содержат в себе моно программы); мега программы — это сложные целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных простых и комплексных программ объединенных общей целью, ресурсами и временем выполнения (мега программы содержат в себе моно — и мульти программы)

По длительности

Долго срочные (свыше 5 лет), средне срочные (3-5 лет), кратко срочные (1-3 года), текущие или оперативные (до 1 года)

По масштабу

мелкие — направлены на решение простых задач; средние — на решение задач средней сложности; крупные — на решение сложных задач

По финансированию

только из средств бюджета РФ; из средств федерального и местного бюджетов; только из средств местных бюджетов

Отметим особо деление социальных программы в зависимости от типа финансирования, которые разделяются на страховые, которые базируются на принципах социального страхования, и нестраховые, — программы, которые финансируются за счет пере распределения доходов населения (соцобслуживание и соцпомощь), и программы, которые содействуют экономической самостоятельности социально незащищенных групп населения (защита социальных прав).

Принципиальное отличие программ социального страхования от программ социальной помощи и социального обслуживания заключается в том, что они финансируются за счет отчислений, от размера заработной платы застрахованного лица. Программы социального страхования отделены от сферы деятельности социальной защиты населения. Программы социальной поддержки, оказываются на безвозмездной основе, т.е. программы социальной помощи и социального обеспечения.

Условная классификация социальных программ

Если говорить только о программах социальной поддержки, то выделяют программы по критерию охвата населения [17]:

  • универсальные — для всего населения или значительной его части;
  • категориальные — для определенной социальной или демографической группы граждан или семей;
  • адресные — например, для населения с низким уровнем подушевых доходов.

То есть, социальные программы могут предоставляться как отдельным целевым группам, так и всему населению. Программы, охватывающие все или практически все население, называют — универсальными; программы, предоставляющие помощь определенным категориям граждан, называют — категориальные, например инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и др.; в отличие от универсальных и категориальных — адресные программы предусматривает поддержку граждан или семей с низким или очень низким уровнем доходов или потребления.

Принципиальные отличия категориальных и адресных программ можно проиллюстрировать графически. Так, на рис. 3 мы видим схематичное изображение направление бюджетных ресурсов: а) в рамках категориальной программы, которая оказывает помощь престарелым и инвалидам вне зависимости от их уровня доходов, б) распределение ресурсов среди населения в рамках адресной программы помощи малоимущим [17].

а)

б)

Отличительные особенности категориальной и адресной программ

Иногда возникают ситуации, когда некоторое направление деятельности, надо выделить особо. Вот в таких случаях оно и приобретает форму целевой программы, которая «встраивается» в существующую организационную структуру управления, или же для ее реализации может создаваться специальная структура, или и то и другое.

Таким образом, социальные программы, согласно их предназначению, выступают в качестве инструмента быстрого и эффективного решения острой социальной проблемы. Особо подчеркнем важность повышения адресности при разработке социальных программ, основным назначением которых является предоставление социальной помощи гражданам, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Целевые и адресные программы позволяют нацелить помощь только на тех, кто в ней нуждается, и не тратить ресурсы на обеспеченных людей. Преимуществом таких программ является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении целей, задач программы.

1.2 Специфика и структура социальной программы

Направленность социальных программ, как следует из ее названия, предполагает ее специфичность, которая проявляется в следующем:

  • двуединство целей — социальная программа должна включать мероприятия, направленные не только на решение существующих проблем, но и мероприятия, обеспечивающие создание того механизма, который не допустит возникновения этих проблем в дальнейшем;
  • результативность социальных программ, проявляется с определенным временным лагом, что затрудняет процесс их корректировки как на этапе реализации, так и делает невозможной оценку эффективности программы и после ее завершения;
  • разработка социальных программ предполагает общественное участие, а значит, и разработку организационного механизма, это участие обеспечивающего;
  • учет воздействия внешних факторов, так как без этого невозможно оценить конечные результаты и эффективность программы;
  • поскольку целью этих программ является получение социального эффекта, следовательно, необходима разработка специальных методик для определения их эффективности.

Любая программа, в т.ч. социальная, определяет этапность осуществления связанных с этим задач, условия их выполнения, конкретные средства и рычаги их реализации, показатели требуемых социальных результатов. Любой показатель отображает ту или иную сторону программы — содержательную либо уровневую или временную. Процедура разработки и реализации программ социального развития основывается на апробированных и общепринятых схемах и предполагает следующую очередность действий [19]:

  • анализ социальной и экономической ситуации территории, выявление проблем, установление их актуальности и социальной значимости;
  • определение проблем, которые подлежат программному решению, проведение анализа наличия ограничений проблемы, прогнозное состояния ее в будущем;
  • выделение ключевых целей, их ранжирование, построение «древа целей»;
  • поиск вероятных путей решения проблемы, выявление, отбор и оценка альтернатив;
  • конкретизация, детализацияии уточнение отобранных альтернатив;
  • создание взаимосвязанной совокупности программных мероприятий;
  • разработка рекомендаций по реализации программ, оценка последствий их реализации.

Этапы разработки и реализации целевой программы включают:

1. Разработка проекта концепции целевой программы (прогнозный замысел), с учетом современного технического прогресса и выдвигаемых задач. Для этого проводятся анализ социального и экономического развития территории и оценка ее ресурсов.

2. Принятие решения о разработке целевой программы, утверждение ее концепции.

3. Разработка проекта целевой программы, для этого предполагается:

  • составить перечень ключевых проблем, среди которых выделить определенную проблему;
  • затем определяется исходное задание для разработки программы, где определяют цели, задачи, участники программы, лимиты ресурсов, а также иная необходимая информация;
  • уточняют количественные критерии, характеризующие цели программы, определяются задачи реализации программы по периодам. Основная цель программы распределяется по основным составляющим, образуя при этом упорядоченную систему задач, отражающую внутреннюю структуру решаемой проблемы;
  • исходя из построенной системы целей, формируют составы заданий и комплекс мероприятий для реализации программы, с указанием этапов ее выполнения;
  • рассчитывают основные показатели программы, ее ресурсное обеспечение и затраты на ее в целом. Формируется перечень материальных ресурсов с указанием как поставщиков, так и получателей; обязательно определяется экономический эффект от реализации программы.

4. Осуществляют оформление программных документов, проводят согласование и утверждение программы.

В общем случае целевая программа включает несколько разделов:

1. Паспорт программы, который содержит краткие сведения о программе и её основные параметры: наименование, основания для разработки, механизм реализации, цели, задачи, срок реализации программы, ее ресурсное обеспечение, организация управления программой и контроль за ходом реализации.

2. Характеристика текущего состояния территории в области социального развития. В данном разделе указывается выявленный потенциал развития социальной сферы и описание существующих проблем в реализации программы.

3. Перечень программных мероприятий с распределением финансовых ресурсов по ответственным исполнителям, подпрограммам и др. мероприятиям, а также по годам реализации программы.

4. Перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы с распределением плановых значений по годам ее реализации. Данные показатели количественно и качественно характеризуют ход реализации, достижение целей и решение задач программы.

Стержень социальной программы — это ее целевая часть, от постановки которой зависит построение всей программы. При этом, формирование структуры программных целей происходит по принципу от общего к частному: на ее вершине находится главная цель, направляющая качественное развитие социальной системы.

Затем программа разбивается на отдельные составляющие — это будут те промежуточные цели и средства, от реализации которых в дальнейшем зависит ее достижение. В свою очередь, промежуточные цели расчленяются на более частные.

5. Оценка эффективности социальной программы — это алгоритм оценки фактической эффективности программы, как в процессе, так и по итогам ее реализации, и основана на оценке достижения показателей эффективности реализации программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию.

6. Ожидаемые результаты реализации программы.

При этом, программа должна обладать гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения, реально учитывать возможности территории, и на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании.

Итак, совокупность целей социальной программы образует иерархическую структуру, в которой представлена общая стратегия планирования процесса социального развития. Она позволяет организовывать сложный комплекс целей социального планирования, упорядочивать их, органически объединять, увязывать с единой, ключевой целью. В результате достигается системность планирования, что собственно и составляет особенность и достоинство программного подхода к постановке и решению насущных социальных проблем.

Кроме того, такая структура программы позволяет применять количественные методы при анализе этих факторов, устанавливать характер и величину их связи; при этом расширяются возможности применения и других инновационных методов в социальном планировании.

Таким образом, процесс разработки программы содержит комплекс процедур, т.к. только последовательная разработка и реализация всех элементов программы дадут положительный результат в будущем.

1.3 Муниципальная социальная программа

В основу программно-целевого метода планирования как инструмента осуществления администрацией муниципального образования целе направленной политики по решению проблем социальной и экономической направленности, удовлетворению насущных потребностей населения муниципалитета, повышения уровня жизни, положена система взаимоувязанных программ социально-экономического развития территории [36].

Программа социально-экономического развития муниципального образования — это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, по срокам осуществления, по ресурсам), которые обеспечивают, в рамках реализации важнейших муниципальных функций, достижение приоритетов и целей в соответствующей сфере социального и экономического развития муниципального образования.

Специфика муниципальных программ заключается в следующем: они разрабатываются и реализуются на уровне районов, города или поселений, и обусловлены как обще государственными, так и территориальными интересами. При этом, важно отметить, что целевое программирование осуществляется в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне еще состоялись не полностью, а именно:

  • нет полной правовой и организационной среды;
  • недостаточно отрегулированы экономические механизмы, которые регулируют рынки земли, имущества, жилья, финансово-бюджетные отношения и т.д.

Муниципальная целевая программа, как правило, включает в себя программные и целевые инструменты: муниципальные бюджетные программы (подпрограммы), а также отдельные мероприятия муниципальной программы в установленной сфере деятельности, не включенные в подпрограммы.

Приоритетность выделенной проблемы делает ее предметом будущей целевой программы, а конкретность поставленной цели определяет всю последующую процедуру разработки, утверждения и реализации программы. При этом, в процессе постановки проблем, выделении приоритетных направлений социального и экономического развития территории, необходимо учитывать особенности муниципального образования (например, районы Крайнего севера и ЗАТО).

В качестве примера для исследования рассмотрим муниципальную программу «Социальная защита и социальная поддержка населения ЗАТО города Зеленогорска на 2014-2016 годы».

1) Муниципальная программа «Социальная защита и социальная поддержка населения ЗАТО города Зеленогорска» разработана с учетом современных направлений и приоритетов государства в области социальной политики, параметров социально-экономического развития города и отражает специфику ее деятельности.

В рамках программы предусмотрены все стороны деятельности сферы: обеспечение доступности и повышение качества предоставления мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки, социального обслуживания населения, внедрение новых социальных технологий в пределах своей компетенции, контроль за адресностью и целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы.

Далее обосновывается необходимость разработки программы, анализируется деятельность Управления социальной защиты населения г. Зеленогорска (УСЗН) в предыдущие годы. Основным направлением деятельности УСЗН на 2015-2016 гг. является сдерживание социальной напряженности и сохранение социальной стабильности путем качественного и своевременного предоставления гарантированных государством мер социальной поддержки и социального обслуживания населения на основе усиления принципа адресности.

2) С учетом задач социально-экономического развития Красноярского края, г. Зеленогорска приоритетными направлениями социальной политики являются:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам, а именно: гражданам пожилого возраста, семьям, имеющим детей, лицам с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам.

2. Повышение эффективности управления системой социальной защиты населения города Зеленогорска.

3. Открытость деятельности УСЗН, взаимодействие с общественностью.

В рамках данных направлений разработан и проводится комплекс мероприятий, направленных на:

  • повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе на совершенствование системы государственной поддержки граждан на основе адресности в предоставлении социальной помощи;
  • повышение качества и доступности социального обслуживания;
  • повышение качества исполнения государственных полномочий по предоставлению муниципальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
  • использование современных информационных технологий при предоставлении муниципальных услуг, в том числе за счет перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде;
  • привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций для оказания социальных услуг населению;
  • формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности труда работников сферы.

С учетом вышеизложенного, основными целями программы являются:

1. Полное и своевременное исполнение государственных полномочий и местных инициатив предоставления мер социальной поддержки гражданам города.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию.

Для достижения целей программы требуется решение основных задач:

1. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам.

2. Создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей.

3. Обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании.

4. Создание условий эффективного развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения города.

Реализация мероприятий программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:

  • своевременное и в полном объеме исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке — снижению социальной напряженности в городе;
  • усиление адресности при предоставлении социальной поддержки — более эффективному использованию средств бюджетов всех уровней;
  • создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей — улучшению демографической ситуации в городе;
  • совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях соцобслуживания — повышению качества жизни семей, сохранению их физического, психического здоровья, увеличению продолжительности жизни;
  • повышение заработной платы социальных, медицинских работников — решению проблемы дефицита кадров, мотивации специалистов на повышение качества предоставляемых социальных услуг, снижению уровня безработицы;
  • привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций — повышению доступности, качества и безопасности, а также расширению перечня социальных услуг, созданию новых рабочих мест.

3) Механизм реализации мероприятий программы. Реализация мероприятий программы осуществляется УСЗН за счет средств, предоставляемых из федерального и краевого бюджетов на выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления и за счет средств, предоставляемых из местного бюджета на оказание дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан.

Финансирование расходов на предоставление муниципальных услуг по социальному обслуживанию осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами затрат в рамках муниципальных заданий, определяющих требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказываемых муниципальных услуг.

4) Своевременная и в полном объеме реализация программы позволит:

  • выполнить обязательства РФ, Красноярского края и города Зеленогорска по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
  • создать условия для снижения бедности среди получателей мер социальной поддержки за счет адресного принципа ее предоставления;
  • создать условия для укрепления института семьи, поддержки престижа материнства и отцовства, развития и сохранения семейных ценностей;
  • обеспечить поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
  • проводить системную работу по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
  • внедрять новые формы и методы, направленные на повышение качества предоставления социальных услуг;
  • создать условия для повышения статуса социального работника и престижа профессии.

Таким образом, реализация комплекса мероприятий программы позволит в целом обеспечить достижение целей программы, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности в городе.

5) Программа включает 5 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач программы. Для каждой подпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их значения и механизмы реализации.

Подпрограмма 1 — «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, степени их социальной защищенности».

Подпрограмма 2 — «Обеспечение социальной поддержки граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Подпрограмма 3 — «Социальная поддержка семей, имеющих детей».

Подпрограмма 4 — «Повышение качества и доступности социальных услуг населению».

Подпрограмма 5 — «Обеспечение реализации муниципальной программы».

Реализация программы рассчитана на 2014-2016 годы. При этом, в ходе исполнения программы будет осуществляться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально — экономического развития города.

6) Планируемые расходы подпрограмм направлены на:

  • предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной либо натуральной формах;
  • предоставление муниципальных услуг по социальному обслуживанию, в соответствии с муниципальными заданиями.

7) Объем финансирования отражается в соответствии с паспортом программы, в том числе по источникам: Всего по муниципальной программе 1 012 089,700 тыс. руб., в том числе: 2014 год — 323 139,600 тыс. руб., 2015 год — 345 085,700 тыс. руб., 2016 год — 343 864,400 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета — 186 345,400 тыс. руб., в том числе: 2014 год — 60 307,800 тыс. руб., 2015 год — 62 684,500 тыс. руб., 2016 год — 63 353,100 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета — 800 940,100 тыс. руб., в том числе: 2014 год — 253 546,600 тыс. руб., 2015 год — 274 602,000 тыс. руб., 2016 год — 272 791,500 тыс. руб. за счет средств местного бюджета — 24 804,200 тыс. руб., в том числе: 2014 год — 9 285,200 тыс. руб., 2015 год — 7 799,200 тыс. руб., 2016 год — 7 719,800 тыс. руб.

Финансирование программы направлено на оказание социальных услуг в соответствии с муниципальными заданиями, в том числе на:

  • обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением отдыха детей в каникулярное время).

Паспорт программы «Социальная защита и социальная поддержка населения г. Зеленогорска на 2014-2016 годы» представлен в Приложении 3.

Таким образом, основная цель при формировании муниципальной программы социального развития — это создание комплексной сбалансированной программы социального развития, в которой увязаны возможности и ресурсы, а также определены перспективные направления развития. Реализация всех мероприятий программы позволит своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на сферу обязательства, провести системные мероприятия, направленные на усиление социальной поддержки граждан, повышение качества и эффективности работы.

Программно-целевой подход предусматривает целенаправленное изменение социальной сферы, переход ее в проектируемое состояние. Основным принципом является четкая формулировка целей, ресурсов, сроков, а также действий управленцев и исполнителей по внедрению инновационных преобразований социальной сферы. Любая социальная программа направлена на решение той или социальной проблемы. Конечным результатом выполнения программы должно стать желаемое изменение ситуации (решение проблемы): снижение уровня бедности, уменьшение количества бездомных, повышение качества образования, улучшение здоровья людей и т.д. Особая роль и значимость целевых социальных программ на федеральном, региональном и местном уровнях проявляется в организация эффективной системы социальной защиты населения. Социальные программы являются одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики государства, реализации целей и приоритетных направлений социального развития. Проблемы развития социальной сферы следует рассматривать в качестве наиболее актуальных объектов для применения программно-целевого метода в практике реализации социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Проблемы реализации социальных программ и пути их решения

Проведя анализ специфики построения социальной программы, не смотря на важную роль в достижении целей социальной политики с применением программно-целевого подхода, выявляются и проблемы. Можно назвать основные из них:

1) Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти нуждается в оптимизации, т.к. распределение полномочий между различными уровнями власти регулируется многочисленными законодательными и подзаконными актами, в следствии чего процесс осуществляется не всегда последовательно.

2) Недостаточное финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и особенно внебюджетных источников, в то время как программный подход предполагает, что именно внебюджетные источники являются основными. Отсутствие четкого механизма разграничения деятельности внебюджетных фондов.

3) Недостаточно эффективной является координация деятельности федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на социально-экономическое развитие регионов. Как следствие, регионы развиваются не в соответствии с едиными направлениями и согласно закрепленным процедурам, а по принципу «кому как выгоднее».

4) Несоблюдение необходимой последовательности реализации программных мероприятий: поддержка в виде ежегодных бюджетных назначений не увязывается со сроками осуществления мероприятий;

5) Низкая степень координации программ, так как взаимодействие заказчиков этих программ с администрациями не отлажено в должной мере;

6) Неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных программ с инвестиционными и финансовыми приоритетами и интересами, в соответствии с тенденциями развития социальной сферы.

7) Отсутствие эффективных организационно-правовых и финансовых механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые являются важными компонентами успешной реализации значительной части целевых программ.

8) Отсутствие четкого механизма контроля за ходом реализации программы и итогами самой программы. Не достаточно продуманы показатели оценивания итоговых результатов проведения программы. Отсутствуют механизмы ответственности за неудовлетворительную реализацию программы.

9) Ключевой проблемой является нехватка квалифицированных кадров.

10) Непрозрачность информационного механизма реализации и разработки программ. Невозможно отследить и осуществлять постоянный мониторинг за реализацией тех или иных задекларированных направлений.

Значительные трудности вызывает проблема поиска дополнительных источников финансирования, так как федеральный бюджет может обеспечивать только часть потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации программ.

Для преодоления этих проблем необходимо комплексно и последовательно модернизировать уже сложившуюся систему управления социальным развитием, внося в нее определение корректировки по мере необходимости. Можно предложить некоторые направления совершенствования программного планирования социального развития:

1) Разграничение полномочий региональных, федеральных и муниципальных властей и создание согласованной системы законодательных актов.

2) Глубокая и детальная проработка системы показателей и механизмов оценки состояния проблемы, чтобы вычленять проблемы, действительно требующие решения.

3) Разработка эффективных процедур отчетности и ответственности за реализацию программы.

4) Обеспечение полной прозрачности всего процесса планирования и реализации программ социального развития.

5) Совершенствование механизма финансово-бюджетного процесса. Необходимо сформировать четкую законодательную базу в сфере регулирования и планирования бюджетных процессов как на муниципальном, региональном, так и на федеральном уровне. При этом, постепенно уменьшать уровень оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

6) Создание эффективной системы инструментов оценивания и совершенствования социальных и экономических показателей. Так, необходимо разрабатывать социальные нормы, которые дадут возможным планировать социальное развитие региона, оптимально использовать отчисления в бюджет при заключении тендерных соглашений; создавать объективные анализы тенденций социально-демографического развития, что даст возможность реально прогнозировать перспективы социально-экономического развития; внедрять жесткий комплекс показателей текущего состояния социально-экономического развития; создавать комплекс показателей, определяющих эффективность внедрения программы социально-экономического развития.

7) Создание оптимальных условий для подготовки и профессионального развития управленцев, занятых в реализации программ социального развития.

Таким образом, используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь достаточно высокого уровня развития региона. Применение данного подхода позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных социально-экономических задач региона.

Заключение

Одной из составных частей реализации процесса управления на различных уровнях является формирование целевых программ социального развития. Необходимость применения программно-целевого метода наиболее ощутима в периоды экономических спадов, поскольку с его помощью реализуется структурная политика государства.

Социальные программы классифицируют по разным критериям. По одному из них социальные программы могут быть: универсальные — для всего населения или значительной его части; категориальные — для определенной социальной или демографической группы граждан или семей; адресные — например, для населения с низким уровнем подушевых доходов. Таким образом, социальные программы имеют свои особенности, связанные с тем, что в качестве целевой аудитории в большинстве случаев выступают наиболее социально уязвимые члены общества.

Процесс разработки программы предполагает этапность, содержит целый комплекс процедур, т.к. только последовательная разработка и реализация всех элементов программы дадут положительный эффект в будущем.

Программа по развитию социальной сферы включает в себя титульный лист, паспорт программы, основное содержание, приложения к программе. При этом, стержень программы — это его целевая часть, от постановки которой зависит построение всей программы. При этом, социальная программа отражает не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и сроки и финансирования для достижения целей; обеспечивает взаимосвязь между выделяемыми ресурсами и ожидаемыми результатами их использования согласно установленным приоритетам государственной социальной политики. Если эффективно и рационально построить программу, то она принесет ожидаемо высокие показатели развития региона.

В то же время, применение и использование программно-целевого подхода к решению социальных проблем имеет ряд недостатков, можно назвать основные:

  • недостаточное финансирование, особенно из внебюджетных источников, в то время как программный подход предполагает, что именно внебюджетные источники являются основными;
  • восприятие рассматриваемого подхода как источника получения дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета;
  • несоблюдение необходимой последовательности реализации программных мероприятий: поддержка в виде ежегодных бюджетных назначений не увязывается со сроками осуществления мероприятий;
  • низкая степень координации программ, так как взаимодействие заказчиков этих программ с администрациями не отлажено в должной мере;
  • недостаточное использование возможностей, заложенных в эффективном сочетании рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

Для преодоления этих проблем необходимо комплексно и последовательно модернизировать уже сложившуюся систему управления социальным развитием, внося в нее определение корректировки по мере необходимости. В числе наиболее важных можно назвать:

  • разграничение полномочий региональных, федеральных и муниципальных властей и создание согласованной системы законодательных актов;
  • детальная проработка системы показателей и механизмов оценки состояния проблемы;
  • разработка эффективных процедур отчетности и ответственности за реализацию программы;
  • обеспечение полной прозрачности процесса планирования и реализации программы;
  • совершенствование механизма финансово-бюджетного процесса;
  • создание системы оценивания социально-экономических показателей;

— создание оптимальных условий для профессиональной подготовки специалистов, занятых в реализации программ социального развития.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tipyi-sotsialnyih-programm/

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 // Собрание законодательства РФ от 28.04.2014. — №17. — Ст. 2059.

2. Александрова А.Л. Реформирование натуральных льгот на региональном уровне: высокая цена скромных достижений: Аналитический доклад / А.Л. Александрова, Е.А. Коваленко, П.О. Кузнецова. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. — С. 31.

3. Бакша Н.В. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие / Н.В. Бакша, А.А. Данилюк. — Тюмень: ТГУ, 2012. — 292 с.

4. Балукова В.А. Сущность и классификация социальных инновационно-инвестиционных программ / В.А. Балукова, Д.Н. Игнатович // Экономика и экологический менеджмент. — 2012. — №2. — С. 33.

5. Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала: учебник / В.И. Башмаков, Е.В. Тихонова. — М.: Академия, 2012. — 240 с.

6. Бейтан Ю.В. Государственные программы как основа реформирования системы управления расходами бюджетов Российской Федерации / Ю.В. Бейтан // Бизнес в законе. — 2010. — №5. — С. 299-301.

7. Богдан Н.Н. Управление социальным развитием организации (теория и практика): учебное пособие / Н.Н. Богдан, М.Г. Масилова. — Владивосток: ВГУЭС, 2009. — 284 с.

8. Важенина Т.Ю. Целевые программы как инструмент государственного регулирования регионального развития / Т.Ю. Важенина // Предпринимательство. — 2013. — №1. — С. 116-123.

9. Видяпин В.И. Региональная экономика: Учебник / В.И. Видяпин, М.В. Степанов. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 666 с.

10. Жуковский А.И. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник / А.И. Жуковский, С.В. Васильев. — М.: Диалог, 2006. — 175 с

11. Квеско Р.Б. Управление в социальной работе: учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. — Томск: ТПУ, 2015. ? 95 c.

12. Кильдеев Р.Х. Структура региональной целевой программы по развитию социальной сферы села / Р.Х. Кильдеев // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2013. — №8. — С. 28.

13. Коваленко Е.А. Модели организации адресной социальной помощи: метод. пособие / Е.А. Коваленко, Е.Л. Строкова, О.А. Феоктистова. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. — 248 с.

14. Липатникова И.А. Теоретические основы программ социально-экономического развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации / И.А. Липатникова. — 2013. — №11. — С. 29.

15. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. — М.: Омега-Л, 2005. — 664 с.

16. Межов С.И. Проблемы формирования модели экономики инновационной компании: системные характеристики и параметры / С.И. Межов, Ю.М. Ильиных // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2012. — №2 (25).

— С. 47-51.

17. Митерев М.А. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем / М.А. Митерев // Труды МЭЛИ. — 2009. — №3 (2).

— С. 21.

18. Молчанова Н.П. Применение программно-целевого метода в регулировании инвестиций на региональном уровне / Н.П. Молчанова // Аудит и финансовый анализ — 2010. — №1. — С. 26.

19. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. — М.: Академия, 2010. — 352 с.

20. Полтарыхин А.Л. Программы социально-экономического развития как фактор повышения конкурентоспособности региона / А.Л. Полтарыхин, Т.Ю. Важенина // Вестник алтайской науки. — 2013. — №2 (29).

— С. 179-183

21. Право социального обеспечения России / Под ред. К. Гусова. — М.: Проспект, 2010. — 640 с.