Теория воспитания

Воспитание является приоритетным направлением педагогики высшей школы. Особую роль оно призвано играть в психолого-педагогической подготовке инженерных кадров. Воспитание — сложный, многогранный, диалектически противоречивый, целенаправленный процесс формирования и развития личности человека. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Таким образом, воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения.

В широком смысле воспитание отождествляется с социализацией личности человека. Поэтому оно может рассматриваться как общественное явление, состоящее в воздействии общества на личность, как процесс и результат усвоения социального опыта и активного его воспроизводства человеком в своей производственной и общественной деятельности, в межличностном общении, в поведении и нравственной оценке своих поступков и поступков других людей.

В узком смысле воспитание представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей, занимающую важное место в целостном педагогическом процессе.

1.Цели воспитания студентов

Структура воспитательного процесса представляет собой закономерно обусловленную взаимосвязь основных его элементов: целей, задач и содержания, принципов, методов и средств, направлений, а также достигнутых результатов.

Основная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у человека целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное личностное развитие.

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенного периода времени, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Поэтому и определяются с учетом общественно-политического строя и социально-экономического уклада, основных приоритетов правящих элит и общей стратегии развития государства.

7 стр., 3080 слов

Особенности формирования личности в процессе занятий физической ...

... мотивы) к соответствующей деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы управлять процессами усвоения. Возможности воспитания личности огромны. Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных. На ... используется для формирования личности, ее обучения. Такие утверждения исходят не только из научных оснований, также из опыта жизни людей. Однако когда ...

Исходя из выбранных целей, определяются и основные задачи воспитания. Эти задачи представляют собой конкретизацию целей воспитания и могут рассматриваться, с одной стороны, как отдельные подсистемы в общей структуре системы целей воспитания, а с другой стороны, как некоторые промежуточные цели на пути достижения стратегической цели. Такая двойственность функционально-временной природы позволяет в качестве основных определить

Во-первых, формирование философской ориентации и мировоззренческой позиции личности в вопросах понимания смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.

Во-вторых, привитие человеку творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности.

В-третьих, обеспечение усвоения студентом системы общечеловеческих ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработки у него своего отношения к этим ценностям.

В-четвертых, раскрытие студентам сущности и значения общечеловеческих норм гуманистической морали (в том числе доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, толерантности и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра.

В-пятых, привитие студентам осознания интеллектуально-нравственной свободы личности, развитие способности к саморегуляции поведения и деятельности.

В-шестых, обеспечение высокой культуры общения и стремления к формированию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы доброжелательных взаимоотношений между работниками.

Продуктивность воспитания и характер достигаемых его результатов во многом зависит от знания и понимания воспитателем основных законов и закономерностей воспитания.

Законы воспитания позволяют выяснить природу и сущность воспитания и воспитательного процесса, отражают его объективные, внутренние, существенные и наиболее устойчивые связи, которые проявляются во время организации и осуществления воспитательного процесса. Проанализируем содержание основных законов, действующих в большинстве учебно-воспитательных систем.

— Закон социальной обусловленности целей, содержания, принципов и методов воспитания раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя и экономического уклада на формирование основных компонентов процесса воспитания. Сегодня в Украине на основе общепедагогических концепций воспитания происходит формирование целей, идеалов, задач, принципов, содержания и формы национального воспитания и критериев оценки его качества. Одновременно складывается и обратная связь, поскольку от характера воспитания новой национальной элиты существенно зависят процессы формирования национальной идеи, дальнейшей демократизации общественной жизни, развития социально ориентированной рыночной экономики и повышение благосостояния населения.

— Закон обусловленности результатов воспитания характером деятельности и общения воспитанников раскрывает соотношения между педагогическим управлением и развитием активности воспитанников как субъектов самовоспитания, между характером воспитательных воздействий, способами организации воспитательного процесса и его результатами. Именно в процессе воспитания деятельность и межличностное общение выступают важнейшими факторами формирования сознания и самосознания воспитанника, развития его нравственной парадигмы как ведущих личностных качеств.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... что военно-патриотическое воспитание - это одна из высших форм патриотического воспитания, Целью своей работы считаю организацию военно-патриотического воспитания в школе через внеклассную работу. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для ...

— Закон системности, целостности и единства процесса воспитания выступает проявлением общеметодологического положения о соотношении части и целого применительно к воспитательному процессу, отражает необходимость обеспечения гармонического единства всех его компонентов. Этот закон служит ориентиром для организации воспитательной работы в высшей школе, поскольку определяет успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Ведь ее характер предполагает наличие у них не только знаний, умений и навыков, но и определенной совокупности нравственных, духовных и профессионально значимых личностных качеств.

— Закон единства и взаимосвязи теории воспитания и педагогической практики раскрывает соотношение между содержанием и методами воспитания, с одной стороны, и и будущей профессиональной деятельностью воспитанников, — с другой, зависимость теории воспитания от современной педагогической практики. Таким образом, этот закон выступает проявлением методологического положения о взаимной обусловленности теории и практики, поскольку педагогическая практика осуществляется в соответствии с принципами и рекомендациями теории, а сама теория развивается и обогащается за счет практики, за счет обобщения педагогического опыта. Содержание профессиональной деятельности современных специалистов имеет сложный характер и связано с большими эмоциональными, психическими и физическими нагрузками. В связи с этим система воспитательных мер должна иметь профессиональную направленность и в то же время базироваться на общечеловеческих, национальных и профессиональных ценностях.

Конкретными проявлениями законов воспитания в воспитательном процессе выступают закономерности воспитания, как объективные существенные связи между всеми составляющими воспитания, способствующие эффективному его осуществлению. Поэтому под закономерностями воспитания принято понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в структуре воспитательного процесса, реализация которых и позволяет добиваться требуемых результатов в процессе формирования и развития личности. К таким связям относятся следующие основные закономерности:

  • ü обусловленность целей и задач воспитательной работы объективными потребностями общества, действующими в нем мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами, идеалами и позициями;
  • ü ориентация на развитие личности;
  • ü развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур;
  • ü воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность, а не в ходе воспитательных разговоров, назидательных бесед и наставлений;
  • ü эффективное воспитание, развитие и формирование личности происходит при условии, если она проявляет высокую активность в осуществлении организуемой деятельности;
  • ü в процессе воспитания следует открывать перед студентами перспективы их профессионального и жизненного роста, помогать им добиваться успешного достижения целей и испытывать радость от своих успехов;
  • ü в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности студента в сочетании с высокой требовательностью к нему, к характеру его деятельности и поведения;
  • ü в процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества студентов и в осуществлении воспитательных воздействий опираться на них;
  • ü успешность саморазвития личности в значительной мере зависит от степени индивидуализации воспитательного процесса и характера его творческой направленности.
    24 стр., 11619 слов

    Особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе ...

    ... эстетического воспитания младших школьников посредством творчества? Объект исследования - творческая деятельность младших школьников, направленная на их эстетическое воспитание. Предмет исследования - теоретические и практические основы использования средств творчества в процессе эстетического воспитания младших школьников. Гипотеза исследования - предположение о том, что эстетическое воспитание ...

    Индивидуально-творческий подход предполагает создание стимулов и условий для самореализации личности, выявления и максимального развития ее творческих возможностей;

— ü зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от личности преподавателя, от реальных условий, от характера взаимодействия со студентами в конкретных процессах и ситуациях. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

Рассмотренные основные закономерности воспитания выступают в качестве основополагающих требований, на основе которых и должна осуществляться учебно-воспитательная работа в вузе.

Временной аспект структуры воспитательного процесса позволяет выделить в ней определенную последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс воспитания с тем, чтобы можно было обеспечить желаемую его эффективность (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Первый этап процесса воспитания состоит в осознании учащимися требуемых норм и правил поведения. Без такого осознания формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

На втором этапе процесса воспитания происходит фор­мирование убеждений. Под убеждениями понимаются твердые, основанные на определенных нравственных принципах и мировоззренческих позициях, взгляды, которые служат руководством в жизни. Без наличия у студентов сформировавшихся убеждений процесс их воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда может достигнуть поставленных целей.

Третий этап процесса воспитания заключается в формировании, развитии и воспитании чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия и усвоения студентами требуемых норм и правил.

Четвертый и главный этап воспитательного процесса состоит в организации деятельности. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

2.Содержание воспитательной работы в вузе

Принципы, детерминирующие содержание воспитания:

  • ü конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания. Этот принцип определяет общую направленность процесса воспитания студентов, обеспечивая внутреннюю связь между всеми принципами, методами, средствами и формами воспитания. Он требует подчинения всей деятельности преподавателя задачам воспитания в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. На основе этого принципа осуществляется реализация государственного заказа в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами обучаемых, то требования принципа естественным образом вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании же целей государства, общества и личности реализация принципа затруднена, а иногда вообще становится невозможной;
  • ü соответствие целей и содержания воспитания характеру решаемых задач и потребностей студентов. Этот принцип будет реализован лишь тогда, когда не возникает противоречий между содержанием воспитания и теми потребностями студентов, которые они вкладывают в это содержание;
  • ü гармоничность содержательных составляющих воспитания, то есть единство государственного, патриотического, нравственного, профессионального, правового, физического, экологического, эстетического и других видов воспитания;
  • ü есть и другие принципы воспитания, детерминирующие его содержание.

Организация воспитательного процесса осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов воспитания (ПРИЛОЖЕНИЕ Б):

12 стр., 5791 слов

Сущность, процесс развития, классификации конфликтов. Управление ...

... агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с ним. Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется ... противоборства. Выявление основного объекта 3. Процесс развития конфликта. В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые ... развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически издаются журналы, рефераты ...

  • ü принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует постоянной информированности студентов о происходящих событиях в различных сферах общественной жизни и в социально-экономической ситуации, а также применения полученных знаний, умений и навыков на практике;
  • ü воспитание в коллективе и через коллектив.

Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, груп­повых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Коллектив дает студентам богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личностного потенциала. Только в коллективе и с его помощью могут воспитываться и развиваться чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, нормы поведения, вырабатываются организаторские навыки. Личность может быть правильно воспитана лишь в коллективе, хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях;

  • ü субъектный характер воспитательных взаимоотношений. Этот принцип отражает личностный подход к воспитанию, который предполагает партнерские, равноправные отношения обучающих и обучаемых. Первостепенное значение здесь имеет направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. При­нцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспи­татель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные осо­бенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  • умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и т.д.;
  • ü индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, самореализацию личности, выявление и развитие ее творческих возможностей;
  • ü активность, системность и конкретность воспитательных мер;
  • ü сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;
  • ü единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования;

2 стр., 936 слов

Психические состояния в профессиональной деятельности человека

... На основе психологического и профессиографического анализа разных видов профессиональной деятельности можно выделить такие факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как факторы среды обитания (физиологический комфорт), факторы социальной ...

  • ü оптимизация воспитательного процесса.

Существуют и другие принципы воспитания, детерминирующие организацию воспитательного процесса.

Руководство воспитательным процессом должно исходить из следующей совокупности принципов воспитания:

  • ü правовая доминантность преподавателя в воспитательной деятельности;
  • ü активный, динамично развивающийся характер воспитательной деятельности;
  • ü педагогическая требовательность, характеризующаяся разумностью и справедливостью, обоснованностью и последовательностью;
  • ü забота и внимание к обучаемым, гуманное отношение к ним;
  • ü сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников и др.

Рассмотренные принципы воспитания являются методологической и организационно-прикладной основой процесса воспитания, одним из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и мировоззрения, творческого подхода преподавателя к воспитанию студентов.

Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления. Так, сегодня на повестке дня стоит вопрос разработки таких принципов воспитания, как прогнозирование процесса воспитания, единство воспитания и самовоспитания, авторитетности воспитателя и других.

В целом закономерности и принципы воспитания определяют методологию, логику, организацию и содержание воспитательной работы.

Содержание воспитания обусловлено целями, задачами и интересами учебно-воспитательного процесса и основывается на общечеловеческих ценностях, на сущностной природе человека.

С точки зрения своего содержания воспитание, в зависимости от того или иного аспекта, включает в себя следующие основные направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, экологическое, экономическое и другие (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Интеллектуальное воспитание ориентировано на развитие умственных способностей человека, развитие его интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает:

  • ü развитие интеллекта посредством всех психических процессов;
  • ü формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
  • ü стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
  • ü развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются преимущественно средствами образования и обучения, а также специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами, вовлечением студентов в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

2 стр., 763 слов

Принципы коррекционно-педагогической деятельности

... принцип коррекционный Общепедагогические принципы принцип целенаправленности педагогического Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности ... принципы находят свое достойное место в процессе формирования модели коррекционно-педагогической деятельности. ... Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности 6. Принцип ...

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Его основу составляет этика. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии, Коране и других священных книгах мировых религий.

Основное содержание нравственного воспитания молодежи и его задачи состоят в следующем:

  • ü формирование нравственного сознания как целостной системы нравственных норм и принципов;
  • ü воспитание и развитие нравственных чувств и убеждений;
  • ü национальное и интернациональное воспитание — формирование чувства национального достоинства и одновременно уважения к другим нациям и народам, к их культуре и традициям;

ü политическое воспитание, состоящее в формировании политического сознания и понимания сущности политических процессов

ü патриотическое воспитание, то есть формирование чувства любви к своей родине и ответственности за ее судьбу;

  • ü нравственное просвещение в вопросах морали, этики и норм межличностных отношений;
  • ü формирование духовных начал человека, его стремления к глубокому познанию себя, своего предназначения и места в мире;
  • ü воспитание чувства личной ответственности за свои поступки, решения и действия, за характер и содержание своей деятельности;
  • ü формирование и развитие механизмов нравственного самовоспитания и самосовершенствования, саморегуляции поведения;
  • ü формирование убеждений человека.

Иными словами, цель этого направления воспитания студента состоит в формировании нравственного человека. Основными критериями нравственного человека являются его четкие нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям и общая линия поведения.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, по­желания и одобрительный отзыв, положительная оценка нравственных действий и поступков, достоинств человека и другие, а также корректные пожелания по искоренению привычек и недопущению действий, которые не вписываются в нравственные нормы и ценностные требования общечеловеческой морали.

Трудовое и профессиональное воспитание предполагают:

  • ü формирование у студента потребности в труде, развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности;
  • ü формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного отношения к труду;
  • ü воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
  • ü профессионально-правовое воспитание — передача студентам сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений.

Основными приемами и средствами, используемыми для решения этих задач, являются следующие:

2 стр., 799 слов

Функции и принципы социально-культурной деятельности

... Также при организации социально-культурной работы необходимо учитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей. 6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с ...

  • ü организация совместного труда воспитанника и воспитателя в процессе учебно-воспитательной деятельности;
  • ü моральное поощрение за качественное выполнение трудовых задач;
  • ü специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности будущего инженера, руководителя и другие.

Эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремления к прекрасному в процессе производственной и иной деятельности, в отношениях с людьми. Для будущего инженера важно сформировать убеждение в том, что только красивое изделие может быть совершенным и с точки зрения его технических параметров и экономических характеристик.

Содержание эстетического воспитания студентов определяется следующими его задачами:

  • ü формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной жизни, природе, искусству, поведению;
  • ü эстетическое просвещение студентов в области искусства, культуры, прекрасного в природе;
  • ü формирование механизма эстетического самообразования;
  • ü формирование у студентов стремления и умения строить свою жизнь и деятельность по законам красоты.

Физическое воспитание связано с совершенствованием организма человека, укреплением его здоровья, развития необходимых физических качеств, привитие навыков здорового образа жизни.

Смысл и содержание физического воспитания определяются следующими его основными задачами:

  • ü формирование механизма физического самовоспитания, развитие морально-волевых качеств и стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  • ü развитие профессионально значимых физических качеств, которые обеспечивают повышение работоспособности человека, устойчивости его нервной системы, появление хорошего самочувствия;
  • ü развитие духа состязательности, стремления к лидерству, к достижению максимальных результатов в своей деятельности;
  • ü приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, в том числе рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д.

Гражданское воспитание предполагает формирование у студентов ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, стране. Им необходимо прививать чувство личной ответственности за возможные последствия их профессиональных решений и действий.

Экономическое воспитание будущих инженеров состоит в выработке у них ясного представления об экономических закономерностях развития общества и в воспитании на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Экономическое воспитание предполагает как формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, так и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйственности, экономической рентабельности и ценообразования, налогового обложения и таможенного законодательства.

8 стр., 3719 слов

Формы физического воспитания студентов

... деятельности спортклуба занимает учебно-спортивная работа, осуществляемая в форме секционных занятий по отдельным видам спорта. Секционная работа по спорту органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию студентов ... и принципы проведения. Теоретический раздел программы имеет своей задачей ознакомить студентов с общими научными основами физического воспитания студентов: теоретические ...

Экономическая культура студентов формируется в процессе изучения соответствующих дисциплин экономико-управленческого цикла, при проведении деловых игр, анализа конкретных ситуаций, выполнении расчетов к экономической части курсовых и дипломных работ, при использовании других активных форм и методов обучения.

Экологическое воспитание связано с глубоким пониманием ценностей природы и всего живого на Земле, пониманием человека как неотъемлемой составной части природы. Оно ориентирует человека на активное познание процессов и результатов взаимодействия человека, природы и общества, на его готовность к природоохранной деятельности, бережное отношение к природе.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у студентов уважения к закону и культуре, приверженности демократическим нормам общественной жизни, активного и сознательного соблюдения ими норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности. Оно предполагает формирование у студентов знания своих прав и обязанностей и понимание неотвратимости ответственности за несоблюдение последних.

Перечисленные направления воспитания необходимо рассматривать и использовать в воспитательном процессе в комплексе. Комплексность воспитания дает возможность формировать человека как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его характеристики — индивид, индивидуальность, личность.

3.Принципы воспитания в вузе

педагогика детерминирующий воспитание студент

Принципы воспитания представляют собой исходные педагогические положения, выступающие для преподавателя руководящими нормами при организации и осуществлении им воспитательной деятельности. В этом отношении принципы — это некоторые общие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Эти требования заключаются в следующем.

  • Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного воплощения в педагогическую практику.

— Комплексность — предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра — трудолюбие, послезавтра — чуткое и внимательное отношение к людям.

-Равнозначность. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, которые требуют реализации в первую очередь и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Именно эта равнозначность и обеспечивает системность всей совокупности принципов воспитания.

Так же, как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по своему содержанию, но субъективны по форме, поэтому знание требований, заключенных в принципах воспитания, знание закономерностей воспитательного процесса, которые отражают эти требования и принципы, и позволяет преподавателю сознательно и творчески решать задачи воспитания студентов.

В то же время, принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми, преподаватели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства преподавателя-воспитателя.

Систему основных принципов воспитания студентов можно сгруппировать по различным основаниям. Так, целесообразно выделить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организация и руководство воспитанием. При этом группы принципов содержательного характера позволяют ответить на вопрос что следует делать в воспитательной работе. Организационные принципы указывают на то, как, каким образом осуществляется воспитание. Принципы же руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса и их взаимоотношения.

Выводы

Сложность и неоднозначность процесса воспитания и его результатов обусловлены противоречивостью его характера и зависимостью от множества разнообразных факторов внутренней (личностной) и внешней (средовой) природы. Поэтому воспитание как социальный феномен, с одной стороны, подчиняется определенным законам и закономерностям, а с другой, — многообразие конкретных проявлений этих закономерностей определяется индивидуальными особенностями личности воспитуемого и в существенной мере зависит от особенностей понимания этих закономерностей и их применения воспитателем. Совершенно аналогично, с одной стороны, педагогическая теория и практика выработали определенные принципы воспитания, а с другой, — практическая реализация этих принципов в каждом конкретном случае сталкивается с необходимостью учета особенностей реакции индивида на то или иное воспитательное воздействие.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/teoriya-vospitaniya/

1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.

2. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3.

— Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974.

— Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4.

— Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1994.

— Белянин В.П., Бутенко ИЛ. Живая речь. Словарь разговорных выражений. — М., 1994.

— Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10.

— Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. — Пенза, 1997. С. 55.

— Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. — Л.: Знание, 1987.

— Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. — М., 1990.

— Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов… // Высшее образование в России. 1996.

Рис. «Процесс воспитания как последовательность этапов»

Приложение Б

Приложение б 1

Рис. «Принципы организации воспитательного процесса»

Приложение В

Приложение в 1

Рис. «Основные направления содержания воспитания студентов»

1.