Теория типов личности Г. Айзенка

Основные типы личности

Структура личности может быть представлена не только в виде пе-речня личностных черт, но и виде типов личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. В сравнении с чертой личности тип личности характеризуется более постоянными и обобщенными поведенческими качествами.

Существует большое количество различных классификаций типов личности. Одну из самых первых и популярных типологий личности разра-ботал видный исследователь типов личности психолог Ганс Айзенк.

Айзенк использовал для сбора данных о людях самые разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, психологические тесты. В 1952 году,в результате осмысления и обработки полученных данных, учитывая идеи Карла Юнга и других теоретиков личности, он предложил два основных полярных диапазонных измерений личности: интроверсия — экстраверсия и невротизм — стабильность. [5]

Интроверсия — это один из экстремумов диапазона интроверсия — экстраверсия, характеризующийся сдержанностью, самоконтролем и склонностью к самоанализу. Это такой параметр личности, который говорит о ее погруженности в свой внутренний мир. Экстраверсия — это другой экстремум диапазона интроверсия — экстраверсия, отражающий общительность и направленность личности на окружающую среду. Стабильность является экстремумом диапазона невротизм — стабильность и подразумевает постоянство поведения личности, ее тенденцию к спокойствию и контролируемости. Невротизм — это другой экстремум этого диапазона, характеризующий изменчивость поведения личности, ее тенденции к тревоге и депрессии.

Комбинируя попарно эти независимые параметры личности, Айзенк получил следующие основные четыре типа личности:

  • интроверт стабильный — личность, характеризующаяся спокойстви-ем, уравновешенностью, надежностью, контролируемостью, миролюбиво-стью, внимательностью, заботливостью,
  • интроверт невротичный — личность, имеющая качества тревожности, пессимизма, замкнутости,
  • экстраверт стабильный — личность, отличающаяся отзывчивостью, дружелюбием, общительностью, веселостью, разговорчивостью,
  • экстраверт невротичный — личность легко возбудимая, агрессивная, импульсивная, ранимая, беспокойная.

На основании предложенной Айзенком типологии личности им же сформулированы характеристики четырех типов темперамента: флегматика, меланхолика, сангвиника и холерика. Темпераментом обычно называются врожденные особенности человека, определяющие характер его психики — степень уравновешенности и эмоциональной подвижности, возможность приспособляемости к окружающему миру

8 стр., 3910 слов

Рефераты концепция личности

... в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [4, С. 134.]. психологических функций Мышление есть ... успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно ...

Введение

Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность и потенциальная измеримость Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов. В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Личность — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Ган-сом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.

Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия — интроверсия, нейротизм и психотизм).

Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже — уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально вы-делять конкретные критериальные группы признаков, например, дифферен-цировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии — интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к воз-никновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с не-достаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги

14 стр., 6651 слов

» Психология» » Понятие о личности и пути ее развития»

... педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика ... себя как личность. Цель данной курсовой работы:, Объектом ... своим психическим развитием . Все психические процессы протекают в личности, ... учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности ...

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/teoriya-tipov-lichnosti-gansa-ayzenka/

Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. — М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. — 144 c.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2013. — 624 c.

3. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. — 724 c.

4. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2013. — 479 c.

5. Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. — М.: Флинта, МПСУ, 2008. — 240 c.

6. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. — М.: Дашков и К, 2013. — 224 c.

7. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Крав-ченко. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 400 c.

8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. — М.: ИЦ РИОР, 2010. — 112 c.

9. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. — М.: Юрайт, 2013. — 471 c.

10. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2013. — 464 c.

11. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. — М.: КноРус, 2012. — 496 c.

12. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 c.

13. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. — М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2008. — 490 c.

14. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.

15. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 543 c.

16. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — М.: Юрайт, 2013. — 134 c.

17. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 636 c.

18. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — М.: Юрайт, 2012. — 671 c.

19. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. — М.: Вузов-ский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 c

1 стр., 408 слов

Ольга Олеговна Гонина Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

... возраста. 28. Роль родителей в формировании учебно-познавательной мотивации детей. 29. Отношения с учителем как фактор успеваемости младшего школьника в учебной деятельности. 30. СДВГ у учеников начальных классов ...