«Взаимосвязь экстраверсии и интроверсии со стратегией поведения в конфликтной ситуации»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Актуальность темы: эта тема достаточно актуальна, так как, во-первых, экстраверсия и интроверсия является неотъемлемой частью в поведении людей, во-вторых, было проведено мало исследований взаимосвязи этих понятий со стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Проблема исследования конфликтов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия конфликт; во-вторых, конфликты очень сильно влияют на нашу психику и способ их преодоления может повлиять на нашу дальнейшую жизнь.

Объект исследования: экстраверсия и интроверсия как типы поведения личности.

Предмет исследования: взаимосвязь стратегий поведения в конфликтной ситуации с экстраверсией и интроверсией.

Цель исследования: изучить особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации в зависимости от экстраверсии и интроверсии.

Задачи исследования:

  1. выяснить степень разработанности проблемы в литературе;

  2. проанализировать подходы к изучению понятий «экстраверсии», «интроверсии», «конфликт» и «стратегии поведения в конфликтной ситуации»;

  3. провести эмпирическое исследование взаимосвязи экстраверсии и интроверсии со способами поведения в конфликтной ситуации

Гипотеза: Экстраверсия и интроверсия влияют на способ поведения в конфликтной ситуации., Методики:

  1. Тест Г. Айзенка «Диaгнocтика экстраверсии-интроверсии и нейротизма».

  2. Тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»

Теоретические положения базируются на положениях Г. Айзенка, К. Юнга, К.Томаса и др. специалистов. В качестве источников были также использованы электронные сайты, средства массовой информации, научные книги, посвященные данной проблеме. Научная значимость исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны психологам, педагогам, людям с руководящими должностями. Курсовая работа состоит из введения, содержания, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

15 стр., 7270 слов

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

... задачи: 1. Определить сущность и содержание конфликта; 2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации; 3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе. Опытно экспериментальная база исследования:, Научная новизна исследования Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, ...

  1. Теоретические основы изучения экстраверсии и интроверсии

как типов поведения личности

    1. Понятие «Экстраверсия»

Термины интроверсия и экстраверсия впервые были введены Юнгом[1], однако их понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения. Скорее фокусируясь на межличностном поведении, Юнг однако определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир).[2, с. 414-415 ]

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении, в то время как интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении.[3, с. 542-548 ] Экстраверсия и интроверсия обычно рассматриваются как единое пространство измерений. Поэтому высокие показатели одной характеристики подразумевают низкие показатели другой.

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов, Карл Юнг считал «направление движения либидо». Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. [ 4]

В психиатрии распространена интерпретация Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данных понятий по Юнгу и переосмыслил его: согласно Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Эмери), и др.

Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» или HEXACO.

5 стр., 2068 слов

Понятие личности безопасного типа поведения

... поведения в экстремальных условиях и отношения, к себе и другим представлена в таблице Классификация типов личности в условия опасностей Опасности Типы личности Природные Безопасный тип личности Тип жертвы – виктимный Техногенные Безопасный тип личности Тип жертвы – виктимный Опасный тип личности ...

Экстраверсия (Extraversion) — отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам. Способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к миру внешнему. [5]

«Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности, находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя.

Соответственно жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения». [6, c .315]

Юнг был убежден, что вычленение того или иного типа начинается на самых ранних этапах жизни.

«Самым ранним знаком экстраверсии у ребенка является его быстрая адаптация к окружающей среде и то необычное внимание, которое он уделяет объектам, в особенности тем эффектам, которые он на них оказывает. Страх перед объектами минимален — ребенок живет и перемещается среди них с уверенностью. Его способность к пониманию быстрая, но не точная и не аккуратная. Развивается он более быстро, чем интровертный ребенок, так как он менее рефлективен и обычно бесстрашен. Он не чувствует преграды между собой и объектами и может поэтому играть с ними свободно и учиться через контакт с ними. Ему нравится доводить свои начинания до крайности, он выказывает склонность к риску. Все неведомое и неизвестное соблазнительно».

По сути, экстраверт пребывает в полном соответствии с психическим материалом, получаемым извне, и не склонен как-то учитывать собственные мотивации.

«Нежелание подчинять свои собственные мотивы и побуждения критическому осмыслению выражено очень явственно. У него нет секретов, он не может хранить их долго, поскольку всем делится с другими. Если же нечто не могущее быть упомянутым коснется его, такой человек предпочтет это забыть. Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма. О чем бы он ни думал, чего бы ни делал или не намеревался сделать, подается убедительно и тепло» .

«Психическая жизнь данного личностного типа разыгрывается, так сказать, за пределами его самого, в окружающей среде. Он живет в других и через других — любые размышления о себе приводят его в содрогание. Прячущиеся там опасности лучше всего преодолеваются шумом. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном окружении, суматохе и позволяет по несколько раз на дню быть уверяемым, что вес в порядке. В том случае, если он не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины». [7]

Психическая жизнь экстраверта, так сказать, в крайнем его проявлении разыгрывается всецело как реакция на внешнюю среду, формирующую личностную позицию. Но чрезмерная «экстравертизация» может приводить и к самопожертвованию во имя определенных объективных «требований», как-то потребностей других людей или надличностных структур (Родины, государства и др.).

14 стр., 6984 слов

Психологические типы и поведение человека в группе

... отдельной личностью своих взглядов, чтобы не войти в противоречие с др. членами группы), сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу), конфликтность и др. 1.2 Классические типологии поведения личности В связи ...

«Опасность для экстравертного типа заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают субъекта к недобровольному самоограничению. Если симптомы функциональны, то благодаря их своеобразной структуре они могут символически выражать психологическую ситуацию: так, например, у певца, слава которого быстро достигла опасной высоты, соблазняющей его на несоразмерную затрату энергии, вдруг, вследствие нервной задержки, не звучат высокие ноты. У человека, начавшего свою деятельность в самом скромном положении и очень быстро достигшего влиятельного, с широкими перспективами социального положения, психогенно появляются все симптомы горной болезни. Человек, собирающийся жениться на обожаемой и безмерно переоцененной женщине очень сомнительного характера, заболевает нервной судорогой глотки, принуждающей его ограничиваться двумя чашками молока в день, прием которых каждый раз требует трех часов. Таким образом, создается реальное препятствие, мешающее ему посещать свою невесту, и ему остается только заниматься питанием своего тела. Человек, который не оказывается больше на высоте требований торгового дела, созданного и расширенного его собственными заслугами и трудами до огромных размеров, становится жертвой приступов нервной жажды, которые доводят его до истерического алкоголизма».

Юнг полагает, что наиболее частой формой невротического проявления у экстравертов является истерия.

«Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни являются прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического состояния — это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других. Несомненная экстраверсия проявляется также и в сообщительности истеричных, доходящей подчас до сообщения чисто фантастических содержаний, откуда и возник упрек в истерической лжи. В начале истерический «характер» есть лишь преувеличение нормальной установки; но в дальнейшем он осложняется привходящими со стороны бессознательного реакциями, имеющими характер компенсаций, которые, в противовес преувеличенной экстравсрсии, принуждают психическую энергию при помощи телесных расстройств — к интроверсии. Благодаря реакции бессознательного создается другая категория симптомов, имеющих более интровертный характер. Сюда относится прежде всего болезненно повышенная деятельность фантазии». [8]

1.2. Понятие «Интроверсия», Интроверты — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

Согласно Юнгу, интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Интроверт направлен на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного.

14 стр., 6760 слов

Межличностный конфликт и способы его разрешения

... протекания межличностного конфликта: предконфликт: возникновение и осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами; конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта; послеконфликтная ситуация: полная ... такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более лёгким. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых ...

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный интроверт, по Айзенку, спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. [9]

Интроверсия (

«Он постоянно должен доказывать, что все, что он делает, основывается на его собственных решениях и убеждениях и никогда не зависит от влияния других, желания кому-то понравиться или снискать расположение какого-то лица или мнения».

Интровертное сознание может прекрасно осознавать внешние обстоятельства, но оно не мотивируется ими, не принимает их в расчет. «Отъявленный» интроверт реагирует прежде всего на внутренние впечатления. [11]

«Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую кажущимся сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати, он невольно наносит людям обиду. Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется благодаря не страху, но тому факту, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во «всех смертных грехах», все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться за ней. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он свсрхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушить его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но он и сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду». Признаком интроверсии у ребенка обычно являются рефлективная задумчивая манера его поведения, сопровождаемая застенчивостью и некоторым страхом перед незнакомыми объектами, а также сопротивление внешним влияниям.

3 стр., 1048 слов

Диагностика конфликтной личности

... над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих Теории поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликте. В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (см. Табл. 2). Каждая ...

«Очень рано появляется тенденция отстаивать свои права над знакомыми объектами и пытаться овладеть или управлять ими. Ко всему неизвестному такой ребенок относится с недоверием, внешние влияния обычно воспринимаются с сильным сопротивлением. Ребенок желает все делать своим путем и ни при каких условиях не будет подчиняться тому правилу, которое он не может понять. Когда он задает вопросы, то делает это не из любопытства или желания произвести впечатление, но потому что он хочет, чтобы имена, значения, смыслы и объяснения давали ему субъективную защиту против объекта». [12]

Интровертная установка склонна обесценивать вещи и других людей, сомневаться в их значимости. Следовательно, путем компенсации крайняя интроверсия ведет к бессознательному подкреплению влиятельности объекта. Это переживается как привязка с сопутствующими эмоциональными реакциями к внешним обстоятельствам или другому лицу.

«Чем больше эго стремится обеспечить свою независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более оно попадает в рабскую зависимость от объективно данного. Свобода духа заковывается в цепи унизительной финансовой зависимости, независимый образ действий раз за разом робко уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото малоценных отношений, властолюбие завершается жалобной тоской — жаждой быть любимым. Бессознательное печется прежде всего об отношении к объекту и притом таким способом, который способен самым основательным образом разрушить в сознании иллюзию власти и фантазию превосходства. Объект принимает ужасающие размеры, несмотря на сознательное его уничижение. Вследствие этого эго начинает еще сильнее работать над отрывом от объекта и стремиться к властвованию над ним. В конце концов, эго окружает себя формальной системой страхующих средств, которые стараются сохранить хотя бы иллюзию преобладания. Но этим интроверт вполне отделяет себя от объекта и совершенно истощается, с одной стороны, в изыскании оборонительных мер, а с другой стороны, в бесплодных попытках импонировать объекту и проложить себе дорогу. Но эти усилия постоянно скрещиваются с теми подавляющими впечатлениями, которые он получает от объекта. Против его воли объект настойчиво импонирует ему, он вызывает в нем самые неприятные и длительные аффекты и преследует его на каждом шагу. Он постоянно нуждается в огромной внутренней работе, чтобы быть в состоянии «держаться». Поэтому типичной для него формой невроза является психастения — болезнь, отличающаяся, с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой — большой истощаемостью и хроническим утомлением». [13]

25 стр., 12448 слов

Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте

... тревожности и стратегии поведения в конфликте. Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте. Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, ...

В менее экстремальных случаях интроверты попросту более консервативны, предпочитая привычное домашнее окружение и интимную обстановку с малым числом близких друзей — они экономят свою энергию и препочитают оставаться на месте, нежели перемещаться туда-сюда. Лучшее из того, что они делают, всегда осуществляется по их собственной инициативе, собственными усилиями и индивидуальным образом. [14].

2. Психологическая характеристика понятия конфликта и стратегий поведения в конфликтной ситуации

2.1 Понятие и характеристика конфликтной ситуации

Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника. В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы. [15 , с. 81 ]

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

— неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей. [16]

Конфликтная ситуация, Инцидент (повод), Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

  • значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

— наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

  • превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта. Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Следует подчеркнуть, что оппоненты должны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не о конкретных участниках конфликта.

Объектом конфликта

Конфликтная ситуация — состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект— оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др. [18]

3 стр., 1205 слов

Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения ...

... ситуации. [ №17; стр. 154-152 ] Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации). 2.1. Методы изучения конфликтного поведения. Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, ...

При столкновении «начальник — подчиненный» изначально ранг начальника выше ранга подчиненного, но впоследствии могут появиться самые разные причины, меняющие такую расстановку сил (переход подчиненного на более высокую должность, привлечение подчиненным на свою сторону вышестоящих руководителей, коллектива).

Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Классификация конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.

Антагонистические конфликты, Компромиссные конфликты, Социальные конфликты, Особенностью, Эмоциональные, Характерной чертой, Открытые конфликты, При скрытом конфликте, Внутриличностные, Межгрупповые и межличностные конфликты

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные и т.д. [22, с. 152-155]

2.2 Методы и стратегии преодоления конфликтов

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей его участников. [23, с.154]

Управление конфликтами

Существует достаточно много методов управления конфликтами. В целом их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

·внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

  • ·структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
  • ·межличностные методы или стили поведения в конфликте;
  • ·переговоры;

·ответные агрессивные действия,

Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я — высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. «Я — высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку. Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня это раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».

7 стр., 3042 слов

Конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации

... могут перерасти в конфликт. 2. Этапы разрешения конфликтных ситуаций ситуация конфликт поведение сотрудник Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную ... это делать. Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества. ...

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждений.

Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

Выделяют следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

  • степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
  • уровень кооперативности, учет интересов других.

[25, с.153]

Формы поведения в конфликте:, Уклонение, Противоборство, Уступчивость, Сотрудничество

Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены. [ 26, с.143]

  1. Эмпирическое исследование взаимосвязи экстраверсии и интроверсии со способами поведения в конфликтной ситуации.

    1. Организация исследования.

При проведении исследования выборка составила 58 человек в возрасте от 17 до 27 лет., Объект исследования: экстраверсия и интроверсия как типы поведения личности.

Предмет исследования: взаимосвязь стратегий поведения в конфликтной ситуации с экстраверсией и интроверсией.

Цель исследования: изучить особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации в зависимости от экстраверсии и интроверсии.

Задачи исследования:

1. выяснить степень разработанности проблемы в литературе;

2. проанализировать подходы к изучению понятий «экстраверсии», «интроверсии», «конфликт» и «стратегии поведения в конфликтной ситуации»;

3. провести эмпирическое исследование взаимосвязи экстраверсии и интроверсии со способами поведения в конфликтной ситуации

Гипотеза: Экстраверсия и интроверсия влияют на способ поведения в конфликтной ситуации., Методики:

  1. Тест Г. Айзенка «Диaгнocтика экстраверсии-интроверсии и нейротизма».

Содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии — интроверсии, еще 24 — со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности).

Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально.

Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Здесь исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе. [27, 217-224 ]

  1. Тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»

Используется для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях. К. Томас создал двухмерную модель регулирования конфликтов (рисунок):

  • первое измерение — кооперация (учет интересов других людей, вовлеченных в конфликт);

  • второе измерение — напористость (настойчивость в защите собственных интересов), (рис. 1).

Гипотеза экстраверсия и интроверсия влияют на способ поведения в конфликтной ситуации  1

Рис.1

  • соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

  • приспособление — принесение собственных интересов в жертву ради другого (противоположность соперничеству);

  • компромисс — готовность поступиться своими интересами и частично учесть интересы другого;

  • избегание — пассивная стратегия, при которой отсутствует стремление, как к кооперации, так и к достижению собственных целей;

  • сотрудничество — поиск решения, учитывающего интересы обеих сторон.

В методике предлагается 30 пар суждений, которые помогут определить некоторые особенности поведения. В каждой паре имеются два варианта (А и Б), из которых испытуемые должны выбрать тот, который в большей степени соответствует их взглядам. Отвечать на вопросы нужно быстро, не задумываясь. Здесь не может быть правильных или ошибочных ответов: люди различны, каждый высказывает свое мнение. [28]

3.2. Обработка и анализ результатов исследования, Для начала посмотрим результаты ответов по каждой методике.

  1. Тест Г. Айзенка «Диaгнocтика экстраверсии-интроверсии и нейротизма»:

Подсчитываем баллы по показателям: Э — экстраверсия, Н – нейротизм (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл).

Результаты записываются в протокол. Экстраверсия: 12-среднее значение, >15(больше или равно) — экстраверт , >19(больше или равно) — яркий экстраверт, <9(меньше или равно) — интроверт, <5 (меньше или равно) — глубокий интроверт.

В нашем исследовании из 58 человек, 37-экстраверты (63,79%), 21-интроверты (36,21%).

  1. Тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем суммируются баллы в каждой колонке. Эти показатели определяют предпочитаемый тип (стратегию) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Доминирующим считается тип/типы поведения, набравший(ие) максимальное количество баллов.

Из 58 человек 24 предпочитают компромисс, 12-сопротивление, 10-сотрудничество, 7-приспособление и 5 –избегание.

Исследование взаимосвязи экстраверсии и интроверсии со способами поведения в конфликтной ситуации.

При проведении исследования выяснилось предпочтение способов поведения в конфликтных ситуациях у экстравертов и интровертов.

Экстраверты (37 человек):

  1. Компромисс – 17 (45,9%)

  2. Сотрудничество – 7 (18,9%)

  3. Сопротивление – 7 (18,9%)

  4. Приспособление – 4 (10,8%)

  5. Избегание – 2 (5,4%)

Интроверты (21 человек):

  1. Компромисс – 7(33,33%)

  2. Сопротивление – 5 (23,81%)

  3. Избегание – 3(14,28%)

  4. Приспособление – 3 (14,28%)

  5. Сотрудничество – 3 (14,28%)

По результатам исследования, в процентном соотношении, видно, что экстраверты предпочитают больше компромисс, т.е. склонны к кооперации (учет интересов других людей, вовлеченных в конфликт (К.Томас)).

Сотрудничество и сопротивление экстравертами так же характерно, но проявляться оно может из-за борьбы за свои принципы и выгоды. Интроверты так же склонны к компромиссу, но и почти в равном соотношении к сопротивлению, т.к. они могут учитывать интересы других людей, чтобы они не вмешивались в их внутренний мир. Так же в меньшей, но в равной степени характерно избегание и приспособление.

Используя статистический критерий Фишера, который предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта, проверим достоверность результатов (группа 1 – экстраверты, группа 2 – интроверты; H 1 : доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2):

  1. Компромисс: φ* находится в зоне незначимости — Н 1 отвергается.

    «Нет эффекта»: задача не решена

    Суммы

    Количество испытуемых

    Количество испытуемых

    1 группа

    17 (45.9%)

    20 (54.1%)

    37 (100%)

    2 группа

    7 (33.3%)

    14 (66.7%)

    1. 100%)

  2. Сотрудничество: φ* находится в зоне незначимости — Н 1 отвергается.

    «Нет эффекта»: задача не решена

    Суммы

    Количество испытуемых

    Количество испытуемых

    1 группа

    7 (18.9%)

    30 (81.1%)

    37 (100%)

    2 группа

    3 (14.3%)

    18 (85.7%)

    1. 100%)

  3. Сопротивление: φ* находится в зоне незначимости — Н 1 отвергается.

    «Нет эффекта»: задача не решена

    Суммы

    Количество испытуемых

    Количество испытуемых

    1 группа

    7 (18.9%)

    30 (81.1%)

    37 (100%)

    2 группа

    5 (23.8%)

    16 (76.2%)

    1. 100%)

  4. Приспособление: φ* находится в зоне незначимости — Н 1 отвергается.

    «Нет эффекта»: задача не решена

    Суммы

    Количество испытуемых

    Количество испытуемых

    1 группа

    4 (10.8%)

    33 (89.2%)

    37 (100%)

    2 группа

    3 (14.3%)

    18 (85.7%)

    21 (100%)

  5. Избегание: φ* находится в зоне незначимости — Н 1 отвергается.

«Нет эффекта»: задача не решена

Суммы

Количество испытуемых, Количество испытуемых

1 группа

2 (5.4%)

35 (94.6%)

37 (100%)

2 группа

3 (14.3%)

18 (85.7%)

21 (100%)

Исходя из этих результатов видно, что статистически, различия между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрированы интересующие нас эффекты, отсутствуют. Следовательно, гипотеза о том, что экстраверсия и интроверсия влияют на способ поведения в конфликтной ситуации, не подтвердилась.

Заключение

Целью данной работы было изучение особенностей стратегий поведения в конфликтной ситуации в зависимости от экстраверсии и интроверсии. Выяснив степень разработанности проблемы в литературе, и проанализировав подходы к изучению понятий «экстраверсии», «интроверсии», «конфликт» и «стратегия поведения в конфликтной ситуации» можно сделать следующие выводы:

  1. Экстраверсия — поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах.

  2. Интроверсия — поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание.

  3. Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

4.Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это решение, которое представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Формы поведения в конфликте:

Уклонение, Противоборство, Уступчивость

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

При проведении эмпирического исследования взаимосвязи экстраверсии и интроверсии со способами поведения в конфликтной ситуации выяснилось, что, в процентном соотношении, экстраверты предпочитают больше компромисс, т.е. склонны к кооперации (учет интересов других людей, вовлеченных в конфликт (К.Томас)).

Сотрудничество и сопротивление экстравертами так же характерно, но проявляться оно может из-за борьбы за свои принципы и выгоды. Интроверты так же склонны к компромиссу, но и почти в равном соотношении к сопротивлению, т.к. они могут учитывать интересы других людей, чтобы они не вмешивались в их внутренний мир. Так же в меньшей, но в равной степени характерно избегание и приспособление.

Но, используя статистический критерий Фишера, гипотеза о том, что экстраверсия и интроверсия влияют на способ поведения в конфликтной ситуации, не подтвердилась.

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/introvert/

  1. Юнг , К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – СПб. : «Ювента», 1995. – 129 с.

  2. Юнг , К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г. Юнг,

Е.Р. Томсон. – Лондон : Фонтана Пресс , 2008. – 415 с.

  1. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков,

В. П. Зинченко. –М., 2002. – 639

  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин.Минск : Харвест, 1998.409 c .

  2. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М. : Олма-пресс, 2003. 672 с.

  3. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер.

СПб. : Питер, 2003. – 608 с.

  1. Ребера, А. Оксфордский толковый словарь общей психологии /

А. Ребера. – М. : Вече,

  1. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология /

С.К. Нартова-Бочавер.

  1. Дудьев, В.П. Психомоторика: cловарь-справочник / В.П. Дудьев.

М. : «ВЛАДОС»,

  1. Филиппов, А.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь / А.В. Филиппов, Н.Н. Романова,

Т.В. Летягова.

  1. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. /

В.А. Жмуров.

  1. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы / Н.И. Конюхов. – М., 1992. 100 c.

  1. Зеленский, В. Толковый словарь по аналитической психологии /

В. Зеленский. – М. : Когито-Центр, 2008. – 336 с.

  1. Анцупов, А. Я. Значение, предмет и задачи конфликтологии /

А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : «ЮНИТИ», 1999. – 551 с.

  1. Авдеев, В.В. Психотехнология решений проблемных ситуаций /

В.В. Авдеев. – М. : Феликс, 1992. – 126 c .

  1. Бородкин, Ф.М