Психическая структура личности в психоанализе З.Фрейда

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

6 стр., 2570 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... и мужчин. Безработные часто могут завышать уровень своей общительности (около 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм ...

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Что учитывается при определении качеств?

Чтобы определить психологические характеристики, необходимо учитывать способности, таланты, интересы, особенности характера, тип темперамента. Только при обобщении этих данных можно составить характеристику личности.

Интересы индивида

Интерес — внимание индивида к объекту. Зависимо от заинтересованности, определяется положение индивидов, отдельных социальных групп в обществе.

Интересы классифицируются по нескольким факторам:

  • по направленности они делятся на духовные, политические, социальные, экономические;
  • по носителю делятся на групповые, индивидуальные, общественные.

Многие путают понятие интереса со склонностью. Склонность — это направленность к действиям, а заинтересованность — к предмету.

Способности и таланты

Способности — свойства личности, позволяющие субъекту постигать какой-либо вид деятельности. Образуются способности из задатков, развиваются благодаря обучению. Задатки обуславливаются генами, способности — развитием.

Виды способностей:

  1. Интеллектуальные — возможность получать, сохранять информацию, применять полученные знания на практике.
  2. Логико-математические — способности людей к познанию точных наук. Актуальны для экономистов, математиков, физиков, программистов, профессиональных игроков в азартные игры, бухгалтеров.
  3. Конструктивно-технические — присущи субъектам, которые умеют развивать новые технологии, улучшать старые механизмы для упрощения жизни новых поколений.
  4. Творческие — зависят от развитости фантазии. Люди с творческие способностями умеют визуализировать эмоции, мысли, переживания.
  5. Межличностно-коммуникативные — позволяют быстро налаживать контакты с людьми. Выражаются высоким уровнем эмпатии. Присущи психологам, бизнесменам, журналистам, политикам.
  6. Физические — люди с такими способностями умеют использовать возможности собственного тела. Становятся выдающимися спортсменами, военными, танцорами.
  7. Музыкальные — позволяют чувствовать ритм, самостоятельно воспроизводить мелодии, составлять собственные произведения.
  8. Литературные — творческие способности, позволяющие людям охватывать сочинять оригинальные сообщения, произведения.

Талант — способности, которые проявляются у личности ярче всего. Для реализации талантов, нужна совокупность удачного стечения обстоятельств, личное развитие, постоянная практика.

7 стр., 3013 слов

Место характера в структуре личности. Формирование характера

... к окружающим людям, мы становимся более стрессоустойчивее. А усугубляя его-наоборот. Роль характера в структуре личности необычайно важна. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность. Целью моего исследования являлось: 1) Выявить место характера в структуре личности. 2) ...

Виды талантов:

  • слуховые — присущи лингвистам, музыкантам;
  • телесно-кинетические — свойственны танцорам, спортсменам;
  • межличностные — проявляются у политиков, актеров;
  • математические, логические — свойственны программистам, аналитикам, ученым, математикам;
  • пространственные — присущи художникам, дизайнерам;
  • лингвистические — свойственны журналистам, ораторам, писателям;
  • эмоциональные — характерны для философов;
  • взаимодействия с природой, животными — свойственны фермерам, дрессировщикам, земледельцам, ветеринарам.

Характер и темперамент

Характер — совокупность качеств, которые проявляются у субъекта по отношению объектам, явлениям внешнего мира. Изменяется, формируется в процессе жизни.

За время развития психологической науки многие ученые пытались классифицировать особенности характера. Самым известным разделением на виды является классификация Карла Юнга:

  1. Интровертированный тип. Такие люди сконцентрированы на собственных переживаниях, интересах. Мнение других не учитывают. Замкнутые, необщительные, умеют проводить самоанализ. Плохо адаптируются к изменяющимся ситуациям окружающего мира.
  2. Экстравертированный тип. Личности, которые уделяют большее внимание окружающим. Коммуникабельные, импульсивные, инициативные, не могут длительное время удерживаться от общения с окружающими. Быстро привыкают в изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Темперамент — совокупность психических свойств, которые оказывают воздействие на деятельность, поведение личности. Зависит от работы нервной системы. Гиппократ выделил 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники — жизнерадостные, уравновешенные люди, которые оптимистично относятся к любым жизненным ситуациям. Общительные, умеют поднять настроение окружающим. Легко приспосабливаются к изменениям, легко переносят сложности.
  2. Флегматики — сдержанные, спокойные, рассудительные люди. Не любят изменений, тяжело переживают смену обстановки, негативно относятся к нарушениям зоны комфорта. Во время сложных ситуаций, проявляют излишнюю пассивность, вялость. Сдерживают себя при стрессе и общении с другими индивидами, не любят пустословия.
  3. Холерики — смелые, агрессивные, несдержанные, азартные. Любят активную, интересную работу, проявляют трудоголизм, если в этом заинтересованы. Не умеют ждать, нетерпеливы. Прирожденные лидеры, которые склонны к агрессивным действиям для достижения собственных интересов.
  4. Меланхолики — чувствительные люди, которые болезненно переносят любые неудачи. Не умеют адаптироваться к изменениям. Постоянно проявляют пессимизм, ревнивы, подозрительны. Любят творческую работу, превыше всего ставят собственные интересы. Не любят общаться, больше времени проводят в одиночестве.

Характер связан с темпераментом, но это разные понятия.

Характер изменяется, формируется на протяжении жизни, темперамент дается людям от природы и подвержен лишь незначительным изменениям.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

3 стр., 1440 слов

Человек в философии жизни

... в философии жизни выступает как орудие воли, а познание – как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь, которая в ... познания. Но познание истины доступно каждому в процессе обучения. Человек реализует себя как личность в истории и культуре. Его творчество соответствует «жизни», он есть процесс и одновременно результат ...

Структура личности в социологии кратко. Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Что такое личность?

Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация . У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность . Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность . Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие . Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт . Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела . Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Пройти тест на тип личности

8 стр., 3525 слов

Языковая личность понятие, структура и её роль в кризисном политическом дискурсе

... аспекте языковой личности, определяя её как «субъект речевой деятельности как ... языковой личности Ю.Н. Караулова. На сегодняшний день в структуре языковой личности ... языковую личность в терминологическом, эпистемологическом и практическом плане. Согласно концепции Ю.Н. Караулова, языковая личность - это «человек, ... придерживается динамической трактовки понятия, считают внутренний лескикон ...

Социальная структура личности.

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память . Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура . Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Дизайн Человека

  • Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

3 стр., 1191 слов

Психологический портрет. Мотивация и личность. Содержание человеческой ...

... психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: ... деятельности ... развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка. Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические ...

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Понятие и суть

Психологическая характеристика личности — портрет индивида, описанный с точки зрения понятий психологии. Выражения должны быть понятными.

Личность — социальная сущность индивида, становление которой происходит при освоении общественных форм сознания, поведения. Личность может проявлять активную жизненную позицию, выбирать, проводить оценку действий.

Психологи рассматривают личность как нечто цельное. Даже единое целое делится на три блока:

  • задатки, способности, которые определяют возможности личности;
  • мотивы поведения, мировоззрение, интересы, склонности, убеждения;
  • характер, темперамент, другие особенности.

Характеристики:

  • активность;
  • единство;
  • устойчивость.

Психические проявления нестабильны. Психологический склад остается неизменным. У психологов есть возможность просчитывать некоторые изменения поведения, чтобы предвидеть как человек поведет себя в определенной ситуации.

Задача — узнать особенности человеческого развития, распознать задатки, таланты, чтобы подобрать методику обучения или выбрать профессию.

4 стр., 1569 слов

Личность и профессиональная деятельность

... позволяет получить целостный портрет личности, прогнозировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, в т.ч. и в профессиональной деятельности. Поэтому одной из основных ... курсов. Выявленные характерологические особенности личностей представителей разных профессий могут быть использованы в целях профессиональной ориентации и профессионального консультирования. В психологии ...

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности).

Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

6.1. Индивид, личность, индивидуальность

Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий взаимодействие и общение с другими людьми, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценка, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты индивидуального характера, настроение, чувства симпатии и антипатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля и т.д.

Попытки собрать личность человека из разнообразия ее проявлений или построить общую теорию личности не отличаются новизной. Еще в ХVIII в. французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» наделил личность такими характеристиками, как обоняние, вкус, осязание, потребности, ловкость, желания, воспоминания, идеи, самосознание. Удовольствие и страдание стали единственным двигателем развития ее способностей.

В современной психологии личности существуют различные подходы к пониманию ее структуры, развития, жизнедеятельности. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные или бессознательные?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль за своим поведением?

5. Является ли внутренний мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В настоящее время сложилось несколько авторитетных теорий личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная и диспозиционная. В отечественной психологии получила наибольшее распространение деятельностная теория личности. Среди ее представителей следует назвать С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульханову, К.К.Платонова, А.В.Брушлинского, В.А.Петровского.

Для более полного понимания психологии личности в деятельностном подходе необходимо рассмотреть понятия «индивид» и «индивидуальность». Так, индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и представителя развитой страны, и члена племени, далекого от цивилизации, т.е. индивид

– это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Человек уже на свет рождается человеком. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д. и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного.

Индивидуальность

– человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта. На развитие индивидуальности человека заметно влияет его генетика, а также обстоятельства жизни, биография. Таким образом, предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе общественного развития человека, его обучения, воспитания.

Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которая формирует его как личность, т.е. как человека, наделенного сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность

– это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Психологическая сущность личности заключается в том, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых – субъектом познания, общения и деятельности. Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов).

Отечественные психологи (В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др. исследовали различные аспекты проблемы формирования и развития личности. Несмотря на различное понимание конкретных механизмов становления личности в онтогенезе, в качестве условия развития личности названы морфофизиологические особенности мозга, источником развития выступила социальная среда, движущей силой развития названы обучение (воспитание) и деятельность (предметная деятельность, совместная деятельность, общение).

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального (такой подход был заложен немецким психологом В.Штерном).

В итоге была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

«Эндопсихика

» как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. «Эндопсихика» включает в себя такие черты, как импульсивность, способность к волевому усилию, восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения и т.д.

«Экзопсихика

» определяется отношением человека к внешней среде, т.е. к чему личность может так или иначе относиться – интересы, склонности, идеалы, чувства и т.д. Следовательно, «эндопсихика» обусловлена биологически, в противоположность «экзопсихике», которая определяется социальным фактором.

Соглашаясь с наличием двух факторов, определяющих структуру личности, следует уточнить вопрос об их взаимосвязи и взаимообусловленности. Ведь личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру, равноправную структуре социальной. Безусловно, телесная организация индивида, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации значительно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако, природные стороны и черты существуют в структуре человеческой личности как социально обусловленные ее элементы (так, удовлетворение биологической потребности в пище происходит у человека в соответствии с культурными традициями).

Биологическое и социальное образуют единство и не могут быть механистически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

А.В.Петровский предложил трехкомпонентную структуру личности, в которой биологическое и социальное находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. В первую очередь в структуру личности входит внутрииндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.

Личность, являясь субъектом отношений с обществом, с различными группами, не может быть заключена лишь в некое замкнутоепространство внутри индивида, а обнаруживает себя также в пространстве межличностных отношений. Это интериндивидная подсистема личности. На уровне интериндивидной подсистемы проявляются такие феномены личности, как самооценка, самоопределение, внутригрупповая идентификация и т.д.

Третья подструктура личности – метаиндивидная (надидивидная).

Личность при этом не только выносится за рамки органического тела (внутрииндивидная подсистема), но и перемещается за пределы его наличных связей с другими индивидами (интериндивидная подсистема).

В этом случае имеются в виду «вклады» в других людей, т.е. преобразования их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые личность вольно или невольно производит своей деятельностью. В рамках метаиндивидной подструктуры рассматривается проблема личностного бессмертия.

Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструктурах покажем на примере такой важной ее характеристики, как авторитетность.

Авторитет складывается в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация права сильного, как «авторитет власти» по преимуществу, а в других, высокоразвитых группах – как демократическая «власть авторитета», личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная подсистема личности).

В рамках метаиндивидной подсистемы личности авторитетность – это признание другими за индивидом права принимать значимые для них решения в значимых обстоятельствах, результат того вклада, который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах – это следствие конформности ее членов, в группах-коллективах – результат самоопределения. Таким образом, авторитетность – это идеальная представленность субъекта прежде всего в других и только в связи с этим в самом субъекте. Наконец, во внутрииндивидном «пространстве» личности – это комплекс психологических качеств субъекта: в одном случае – своеволие, жесткость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом – принципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т.д..

Метаиндивидная система личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека – потребность быть личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Эта потребность может быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного человека более интенсивной, у другого – менее, ее реализация может приводить к благоприятным или неблагоприятным последствиям для других людей, наконец, один человек может располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высокого интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широкого набора разнообразных умений, или исключительной смелости и решительности, или же всех этих качеств вместе взятых), а у другого эти средства более ограничены. Экспериментальные исследования показали, что оптимальные условия для удовлетворения потребности быть личностью создаются в группах высшего уровня развития (где создан положительный психологический климат, существуют сплоченность, взаимопонимание, успешное выполнение совместной деятельности и т.д.)

6.2. Темперамент, характер, направленность личности

Психологические свойства личности – направленность, темперамент, характер, способности.

Темперамент

отражает динамическую характеристику психической деятельности: активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение эмоциональных переживаний. По сути свойства темперамента – это врожденные, индивидуальные свойства нервной системы.

При планировании и организации учебно-воспитательного процесса необходимо осознавать, что темперамент – наиболее постоянная и устойчивая характеристика человека. Каждый тип темперамента может проявлять себя в определенных личностных чертах – положительных и отрицательных. Так, энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, однако недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность при отсутствии надлежащего воспитания может выразиться в несдержанности, резкости, склонности к постоянным конфликтам.

Живость, отзывчивость сангвиника – положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к склонности разбрасываться.

Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – это достоинство. Однако в неблагоприятных условиях воспитания эти черты могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни.

Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика – ценные качества, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа темперамента могут развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Следовательно, в целях формирования и развития личности необходимо применять систему психолого-педагогических воздействий на основе индивидуального подхода к человеку. Учет особенностей проявления своего темперамента позволяет личности компенсировать нежелательные стороны темперамента и усиливать положительные.

Особенности темперамента сказываются на выполнении различных видов трудовой деятельности. Например, в условиях монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от развития сонливости, однако в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными или неожиданными раздражителями, лица слабого типа нервной системы могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.

В исследованиях по военно-авиационной психологии и медицине установлено, что для специальности летчика истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации наиболее подходят представители сангвинического и холерического темперамента; для летчиков дальней, военно-транспортной и армейской авиации могут допускаться и представители флегматического темперамента. Профессия военного летчика в большинстве случаев противопоказана меланхоликам. Однако стоит напомнить, что названные типы темперамента в чистом виде встречаются редко, а меланхолический – очень редко.

В настоящее время определены и обоснованы наиболее благоприятные сочетания типов темперамента для экипажей многоместного самолета. (таблица 2).

Таблица 2

Комплектование летного экипажа на основе благоприятных сочетаний типов темперамента

Командир Помощник командира Штурман Член экипажа
Флегматик Сангвиник или холерик Сангвиник или любой тип темперамента Любой тип темперамента
Сангвиник Любой тип темперамента _ _
Холерик _ _ _

Принадлежность к тому или иному типу темперамента не имеет фатального значения для человека, его успехи в личной жизни и профессиональной деятельности во многом связаны с его образованием, культурой, пониманием себя и своих возможностей. Следовательно, нет плохих и хороших темпераментов, а есть воспитанные и невоспитанные люди, состоявшиеся и несостоявшиеся профессионалы.

Характер

– совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные способы поведения. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные социальные группы. В группе высокого уровня развития, осуществляющей совместную социально значимую и одобряемую деятельность (коллективе), создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера – ответственности, аккуратности, дисциплинированности, порядочности и др.

Знание характера позволяет человеку предвидеть и направить развитие и саморазвитие личности. Характер является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и, прежде всего, от типа нервной системы, определяющего динамические черты характера субъекта. С другой стороны, характер – результат воспитания и самовоспитания в условиях включенности личности в систему общественных отношений, совместную деятельность и общение. Настоящий летный характер складывается на протяжении всего периода личностного и профессионального развития военного летчика.

Способности

– психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности во взаимодействии и взаимообусловленности с темпераментом, характером и мотивационной направленностью обеспечивают индивидуальное своеобразие каждой личности.

Способности обнаруживаются в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Точнее сказать, способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений, навыков, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения существенно важными для данной деятельности знаниями, умениями, навыками.

Задатки —

морфофизиологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.

В структуре способностей личности можно выделить общие и специальные способности. Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности (например, способности читать, писать и т.д.), специальные способности являются возможностями успешного выполнения определенного вида деятельности. К числу специальных способностей относятся летные способности.

Летные

способности – это совокупность довольно стойких индивидуально-психологических особенностей познавательных процессов и качеств личности, которые определяют успешность летного обучения, выполнения летной деятельности и совершенствование в ней (готовность к творчеству в нестандартных условиях полета, адекватные пространственно-временные представления, оперативность мышления и др.)

Важным фактором эффективного развития летных способностей являются педагогическое мастерство и педагогическая культура личности инструктора, формирующего у обучающихся не только фундаментальные знания, но и любовь к небу.

Направленность

личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности выражается в ее интересах, убеждениях, установках.

Интересы

  • мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы различаются по различным основаниям:

1. Содержанию (по объектам познавательных потребностей);

2. Широте (сконцентрированы в одной области или между многими объектами);

3. Степени их устойчивости и т.д.

Убеждения

– система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно -научных и др.), то они могут рассматриваться как

мировоззрение

  • Наличие убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Психологическая установка

  • это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения.

Направленность личности авиатора определяется его мировоззрением, системой смыслообразующих мотивов, выражается в основных, существенных жизненных установках, отношениях и целях, а также в активности, собранности, организованности авиатора и высокой результативности военно-авиационной деятельности. Направленность на летную деятельность является ведущим мотивом личности военного летчика.

В настоящее время в психологии продолжаются исследования психологических свойств личности. Так, в работах А.М. Столяренко разработана классификация социально-психологических свойств личности на основе отношения личности с социальной действительностью:

1. Отношение к миру и жизни – мировосприятие и мироотношение личности. Это понимание окружающего мира, человечества, общества, ценности своей жизни и отношения к ним, восприятие окружающего социального бытия и отношения к нему, понимание и отношение к необходимости самореализации и самоутверждения в жизни и обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире.

2. Отношение личности к целям и перспективам жизни в обществе – мотивация достижений в самореализации и самоутверждении. К чему стремится в жизни данный человек, чего он хочет достигнуть, какие потребности хочет удовлетворить, стремится ли он к вершине своих возможностей? Ответ на эти вопросы — показатель выводов для практики жизни из постигнутого или смутно понимаемого смысла жизненного пути личности.

3. Отношения к достижениям и ценностям человеческой культуры – цивилизованность личности. Смысл социализации – в усвоении не вообще социального опыта, а опыта, отвечающего уровню современной человеческой цивилизации, высоким достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, урегулирования межгосударственных и межнациональных отношений и др. Цивилизованность как социально-психологическое свойство — мера соотношения психологии личности и поведения с этим уровнем, характеристика личности как члена мирового сообщества.

4. Отношения с обществом – гражданственность личности. Личность в данном случае характеризуется как член общества. Личности свойственны любовь к Родине, ее народу (независимо от социальных, национально-этнических, религиозных и иных особенностей его), уважение к его истории, традициям, культуре, нормам морали и права, умение сочетать личные интересы с общественными (отдавая, в случае несовпадения, приоритет вторым), заинтересованное отношение к общественным проблемам и активное содействие их решению, чувство долга и необходимость вооруженной защиты Родины и др.

5. Отношения с группой – групповая интегрированность личности. Идентичность психологии личности с психологией конкретной группы или общности, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них.

6. Отношения с людьми – коммуникативность личности: общительность, открытость, дружественность, доброжелательность, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, способносьб понимать и переживать состояния и чувства другого человека, чувствительность к чужой беде, бескорыстная забота о других.

7. Отношения к необходимости личного участия в общественной жизни, жизни группы, совершенствовании своего образа жизни – социальная активность. В этом свойстве представлен главный источник субъективности социальных отношений – их зависимость от самой личности.

8. Уровень фактической реализованности своих психологических возможностей, их развитости, обнаруживающихся в личных возможностях достижения успехов в жизни – самореализованность личности. Самореализованность личности основывается на постоянном самоформировании и самосовершенствовании, развитии в направлении высшего уровня человеческой цивилизованности.

9. Отношения к трудностям – жизнестойкость. Это общая способность переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни, которых вовсе избежать нельзя, умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, относиться к ним как к преодолимым, делать выводы и не повторять ошибок.

10. Отношения к самому себе как к «самости» и члену человеческих со-

обществ – самоосознаваемость.

Комплекс указанных свойств образует социально-психологический облик личности. По мнению автора, он позволяет лучше изучать и оценивать людей, познавать себя, адекватно оценивать свой реальный статус и социальную значимость, понять, что достигнуто и что еще надо делать, чтобы добиться в жизни большего.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, — это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я».

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие «Я». В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. В течении жизни человек формирует образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»).

Образ «Я»

— относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих, — поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение со стороны окружающих, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» — не статическое, а динамическое образование личности индивида. Он может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Образ «Я» — это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Еще один вариант возникновения образа «Я» — «фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. При оценке мотивирующего значения образа «Я» важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его «фантастическим Я». Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка

  • оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, проявляет подозрительность, мнительность, высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Адекватная самооценка позволяет личности критично относиться к себе и результатам своей деятельности, формирует целостность образа «Я», способность к саморазвитию в профессии, к налаживанию продуктивных межличностных отношений с окружающими. Процесс становления личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения человека, другими словами, — динамику его самосознания.

Основные понятия

Индивид, личность, индивидуальность, эндопсихика, экзопсихика, темперамент, характер, способности, направленность личности, образ «Я», самооценка.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема развития личности летчика в отечественной военно-авиационной психологии.

2. Общая характеристика теорий личности в зарубежной психологии.

3. Методы психодиагностики личности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Каковы источники, условия и движущие силы развития личности?

3. Каковы структурные подсистемы личности?

4. Дайте характеристику психологическим свойствам личности.

5. Что понимается под летными способностями?

6. Каково психологическое содержание направленности личности авиатора?

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/teoriya-lichnosti-rubinshteyna/

Основная

Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского. – М., 2002.

Дополнительная

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник, Минск, 2001.

Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов (предотвращения летных происшествий) в авиационных частях. /Под ред В.Т.Юсова. – Монино: ВВА, 1993.

Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – С-Пб., 2000.

Каращан В.А., Паркин А.Д., Черницкий В.Г., Юсов В.Т. Военно-авиационная психология и педагогика. Курс лекций. – Монино, 1992.

Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Дисс. …доктора психол. наук, — Монино, 2002.

Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ. Методическое пособие./Под ред В.А.Пономаренко. – Москва-Челябинск, 1997.

ГЛАВА 7

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные).

Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.