«Кататимно-имагинативная психотерапия как метод психокоррекции»

Символдрама (известная также как кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву”) — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Его можно охарактеризовать как “психоанализ при помощи образов”.

Название данного метода происходит от греческих слов “ката” -“соответствующий”, “зависящий” и “тимос” — одно из обозначений “души” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”).

На русский язык название метода можно перевести как “эмоционально‑обусловленное переживание образов”.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом, профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996).

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив).

Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода — глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Система КПО основывается на двух основных положениях:

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи не интерпретирующего воздействия.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология “Я”Х. Хартманнаи“Self-Psychology”Х. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, Й. Лихтенберга).

24 стр., 11677 слов

Психотерапия как самостоятельная область научных знаний и система ...

... приобретение навыков по применению различных психотерапевтических методов и техник. Лекционный курс предполагает ознакомить студентов с историческими основами психотерапии, ее главными теоретическими направлениями, с ... реакций: беспомощность, агрессивность, отгороженность. Типы внутриличностных конфликтов. Цель психотерапии - осознание «идеализированного образа» Я и замена его реальным Я. Тема 13. ...

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения (Сэмьюэлз, Шортер, Плот, 1994).

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

Тем не менее, символдрама — это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга. В этом и состоит актуальность выбранной темы.

Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.

В нашей стране символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. Издано достаточное количество научных монографий на исследуемую тему, которые постепенно дополняются.Ряд публикаций Я. Л.Обухова посвящен такому актуальному вопросу как адаптация методов кататимно-имагинативной психотерапии при их заимствовании.

Объектом курсовой работы являетсякататимно-имагинативная психотерапия.

Предметом

Цель курсовой работы состоит в изучении символдрамы как метода психотерапии, включающего в себя огромный спектр различных психотерапевтических методик, в составлении психокоррекционного занятия по методу символдрамы.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ современной литературы по данной тематике.

  2. Описать метод и технику проведения психотерапии.

  3. Выявить особенности и условия организации кататимно-имагинативной психотерапии с детьми и подростками.

  4. Описать основные мотивы, используемые в символдраме.

ГЛАВА 1. Метод кататимно-имагинативной психотерапии, основные используемые символдрамы

§1.1. Описание метода. Техникапроведения психотерапии

Психотерапия кататимного переживания образов — форма имажинативной психотерапии, основанная на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента. Данная психотерапия разработана известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером на основе исследований Э. Кречмера и его «активного ступенчатого гипноза». По его мнению, подобные образы, (образы фантазии, кататимные образы) возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди и мифические персонажи. При проведении данного метода задачей терапевта является убеждение пациента в том, что по отношению к его «символам возможны иные операции». По ходу терапии создается сценарий действий которые пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам. Весь психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20-50 сеансов и проходит ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, проработка образов воспринятых ранее предметов или явлений, проработка личностно значимых образов.

4 стр., 1804 слов

Психотерапия терминальных больных

... успокоиться. ПСИХОТЕРАПИЯ ОБРАЗАМИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ В КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОМ ПОДХОДЕ Разработанный в 50–70-е гг. ХХ в. известным немецким психиатром и психотерапевтом Ханскарлом Лейнером метод кататимно-имагинативной психотерапии, известный также как символдрама, оказался ...

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

1) в форме индивидуальной психотерапии;

2) в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме «звезды» или «ромашки»;

3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:

  1. предварительным условием проведения психотерапии является установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, которые проводятся по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут), а также сбор данных о пациенте (анамнез).

2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), клиент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3) собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста клиента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Нужно отметить, что в психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая производится после представления образов. Она не только способствует развитию фантазии, но и помогает систематизировать материал, полученный из бессознательного. Иногда для нее может потребоваться целый сеанс, так как в нарисованном содержится важная информация для осознания.

Опыт немецких и российских психологов, психотерапевтов и психиатров, использующих символдраму в своей работе, позволяет рекомендовать этот метод как адекватное средство диагностики и лечения самых разных психических, психосоматических расстройств и заболеваний, таких как гинекологические заболевания и сексуальные нарушения, мастопатии, онкологические заболевания, депрессии, страхи и фобии и пр. Техника прекрасно подходит для работы с детскими неврозами, а также трудностями семейных пар. Также разработаны специальные мотивы для решения подростковой проблематики.

5 стр., 2409 слов

Образ ребенка в изобразительном искусстве

... Дети в творчестве И.Н. Поповой Ирина Николаевна Попова принадлежит к числу художников истинных, т. е. таких, которые отдают себя искусству ... всей мастерской. Правда, иногда мне удавалось спокойно посидеть минуты три. Впрочем, я был всего лишь его дежурной ... не ребенок, а образ маленького святого, который написан, как уменьшенный взрослый. Собственно, дитя в средневековом обществе Ї это ребенок ...

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 — 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 — 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Сеанс психотерапии начинается с того, что «лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости — последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться» (Обухов, 1997).

«После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему — стандартный мотив» (Обухов, 1997).

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

«Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа “да”, “угу”, восклицаний типа “Вот как!”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента» (Обухов, 1997).

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. «Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” — или — “Далеко ли это дерево?”, — что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”» (Обухов, 1997).

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 — 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Также необходимо отметить, что работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

«В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты» (Обухов, 1997).

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что — продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление.

§1.2.Стандартные мотивы, используемые в кататимно-имагинативной психотерапии

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии — так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от «метода активного воображения К.Г. Юнга» (Сэмьюэлз, Шортер, Плот, 1994), в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту.

«С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов — это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение» (Обухов, 1994).

Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных — с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными являются следующие мотивы:

Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии, чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “тест цветок” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем-то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, “зависшим” на каком-то неопределенном фоне. Отсутствие “почвы под ногами” может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга.

После окончания представления “цветка” рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

Гюнтер Хорн отмечает, что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева, можно анализировать одновременно в двух планах — на субъектном уровне и на объектном уровне (Обухов, 1999).

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику.

  • Мотив “три дерева”

Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн, рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми — членами его семьи. В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие-то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных. Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации.

Как уже было сказано, все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Эту соотнесенность можно проследить в Таблице 1.

Таблица 1. Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития.

Проблематика

Соответствующие мотивы

Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение

Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках

Оральная тематика

Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме

Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная тематика:

Мотив горы

Оценка собственной личности:

а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала

б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне

в) оценка способности целиком чему‑то отдаться

Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря

Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще

Сексуальная и эдипальная тематика

Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню

Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях

Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

Исходя из этого, можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

§1.3. Работа с рисунком

Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики — на основе рисунка пережитого пациентом образа.

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее воздействие.

Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа в кабинете психолога. В этом случае, задача психотерапевта — создать оптимальные возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона, наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски.

Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона бумаги “свой” формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.

Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале.

Психотерапевт должен обратить внимание и на свои чувства, которые у него возникают при рассмотрении рисунка. Необходимо всякий раз ясно обозначать для себя эти эмоции, ибо это — обязательное условие анализа контрпереноса.

«При анализе рисунка используется ряд объективных диагностических критериев.

Один из них — это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, “маленькие”, “скромные”» (Обухов, 1997).

Следующий объективный диагностический критерий — это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.

Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п.

Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет.

Важно и то, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий — это наличие или отсутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.

“Рамка” может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится такое незанятое цветом пространство.

Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка — заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона — интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка образовалась “рамка” из незанятого пространства — в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста “Несуществующее животное”).

При обсуждении рисунка пациента можно спросить: “Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?”

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.

Также при анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста “Несуществующее животное”).

ГЛАВА 2. Применение методов символдрамы при работе с детьми

§2.1. Показания и противопоказания для применения символдрамы

Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое “декондиционирование” (снятие условно рефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Также символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т. е. вытесненный материал “возвращается” в символической форме в образное сознание. Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.

Вместе с тем, символдрама показана в случаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учебе.

Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях.

Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:

1.Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.

2.Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.

3.Церебрально-органические синдромы.

4.Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии.

Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности.

В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности.

Индивидуально должен решаться вопрос о применении символдрамы и в случае заикания. Как правило, при заикании показано сочетание различных методов психотерапии, например, гипноза и символдрамы. В то же время, определенные формы заикания легко снимаются при помощи символдрамы. Уже после проведения первого пробного сеанса символдрамы становится видно: усиливается ли заикание или, наоборот, ослабевает.

Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная символдраме контролируемая регрессия. В то же время бывают периоды, когда контролируемая регрессия противопоказана.

Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы, необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях, особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно, если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии.

Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики, чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения.

Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком не закрепился внутри семьи ярлык “больного” или “ненормального”.

Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх.

Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии.

§2.2.Возможности использования символдрамы с детьми разных возрастных групп

Как показывает опыт, дети до достижения латентного возраста, т. е. до 6 ‑ 7 лет, особенно сильно подвержены воздействию образов и вызываемых ими эмоций. Этот период сравнивают даже с возрастом фантазий или возрастом сказок, в котором неразрывно связаны образное мышление, эмоциональные переживания и телесные ощущения и реакции. Представление ярких образов может быть связано для ребенка в этом возрасте с переживанием сильных страхов, нарушением сна и другими негативными явлениями. Фантазии могут проявляться настолько сильно, что они могут доминировать даже в состоянии бодрствования, в результате чего даже объективно неопасные вещи могут казаться угрожающими. Кроме того, в этом возрасте еще не достаточно сформировались функции зрелого «Я», позволяющие справляться с внутренними и внешними конфликтами. По этой причине с детьми до 7 лет занятия по методу символдрамы в целом проводятся довольно редко. кататимно-имагинативная психотерапия возможна в этом возрасте только тогда, когда психотерапевт может дать ребенку, благодаря подчеркнуто суггестивному ведению, необходимое чувство безопасности и защищенности, компенсируя одновременно еще недостаточно зрелую структурную организацию «Я» ребенка и его защитных механизмов. При этом техника психотерапии представляет собой нечто среднее между символдрамой и гипнозом.

Со вступлением ребенка в латентный период становится все более возможным вызывать конфронтацию между бессознательно возникающими в символдраме образами и представлениями ребенка. По этой причине основная масса детей, в работе с которыми применяется символдрама, принадлежит к возрастной группе от 8 до 12 лет.

Это возраст, когда инстинктивные побуждения как бы отходят на задний план, становятся латентными, и вся психическая энергия может быть направлена на развитие Я и механизмов его функционирования. Вся активность ребенка перемещается теперь на активное достижение определенных умений. Тем самым происходит становление столь важного для последующей жизни нарциссического удовлетворения. Ребенок овладевает окружающим миром. Все большее значение приобретает принцип реальности. Место сказочных игр постепенно занимают соревновательные игры. Даже ролевые игры все более приобретают характер борьбы. Фантазия ребенка определяется теперь в значительной мере динамическими действенными представлениями. Все это можно эффективно использовать для проведения символдрамы.

Заключение

Психотерапевтическое воздействие метода символдрамы опирается на глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. Само название метода — «символдрама» или «Кататимное переживание образов» — указывает на связь с эмоциями и происходит от греческих слов «ката» («соответствующий», «зависящий») и «тимос» (одно из обозначений «души», «эмоциональности»).

«Кататимное переживание образов» на русский язык можно было бы перевести как «эмоционально обусловленное переживание образов» или «переживание образов, идущих из души». В символдраме терапевт имеет дело с наиболее глубокими и подлинными переживаниями. Благодаря этому даже негативные переживания в образе могут иметь мощный психотерапевтический эффект. Символдрама дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Исследования немецких и российских психотерапевтов и психиатров, использующих символдраму, позволяют рекомендовать этот метод как адекватное средство диагностики и лечения самых разных психических, психосоматических расстройств и заболеваний, таких как гинекологические заболевания и сексуальные нарушения, мастопатии, онкологические заболевания, эндогенные депрессии, страхи и фобии и пр. Благодаря метафоричности выражения в образах внутренних конфликтов в символдраме обычно смягчаются сопротивления со стороны «Я», связанные с принципом реальности, и являющиеся в большей степени логическими, вербальными.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Ее распространение имеет большое значение для становления и развития системы психотерапевтической помощи и подготовки новых высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и практику психотерапии.

Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии.

Гюнтер Хорн выделяет такие преимущества метода символдрамы как:

  1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества;

  2. Символдрама позволяет пациенту разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическомуровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем;

  3. Символдрама оптимально учитывает нарциссические переживанияпациента, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга;

  4. С творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии.

  5. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения;

  6. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-psihokorrektsii/

  1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

  2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, С. 3, 4.

  3. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, ? 3-4.

  4. Обухов Я.Л./ Психотерапия детей и подростков. Символдрама. М. 1999г.

  5. Обухов Я.Л., Сапижак О.М. Тест «Цветок» // Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3. — Харьков: Новое слово, 2002, с. 203-210.

  6. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру).

    // Журнал практического психолога, 1996,? 5.

  7. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., ММПП “Эси”, 1994.

  8. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.

  9. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., “Медицина”, 1991.

  1. . Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.

11.Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989.

12.Юнг К. Психологические типы. М., 1923.

13.Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 1994.

Приложение

Приложение 1. Психотерапевтический сеанс по методу символдрамы: Мотив «цветок».

Так называемый тест цветок предлагается, как правило, после сбора глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы.

Сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:

  1. Расслабление с помощью релаксации «Отдых в лесу»

  2. Представление образов на заданную тему — стандартный мотив «Цветок» (по инструкции)

  3. Обсуждение образов

  4. Работа с рисунком

Цели мотива «цветок»:

  1. Выяснение того, может ли клиент работать с образами. По мнению немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна, символдрама более рекомендуется людям с депрессивной и истеричной структурой личности.

  2. Учебная цель: показать пациенту, что от него требуется, научить работать с образами (поэтому после представления образа пациента следует обязательно похвалить, поддержать, положительно подкрепить); как показывает практика, от занятия к занятию образы становятся все более яркими и глубокими.

  3. Диагностическая цель: на основании представленного образа психотерапевт получает первую диагностическую информацию, позволяющую выдвинуть диагностические гипотезы.

  4. Благодаря представлению образа пациент получает ресурсную подпитку, удовлетворяет архаические потребности.

В некоторых случаях в образе возможна психо-эмоциональная коррекция: если цветок вянет, его можно полить; если обнажены корни, их можно присыпать землей; если поникла головка, над ней можно подержать руки.

1 этап: Релаксация

Мои глаза закрываются.

Я успокаиваюсь.

Я расслабляюсь.

Я чувствую себя спокойно и легко.

Мое тело расслабляется.

С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется.

Я спокоен.

Я расслаблен.

Мне спокойно, легко и приятно.

С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней

Я отдыхаю, мне хорошо.

Мое лицо расслабляется.

Мой лоб расслабляется.

Лоб полностью расслаблен.

Моя голова расслаблена.

Расслабляется правая рука.

Правая рука полностью расслаблена.

Расслабляется левая рука.

Левая рука полностью расслаблена.

Обе руки полностью расслаблены.

Приятное тепло наполняет мои руки.

Мои руки налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.

Правая нога полностью расслаблена

Расслабляется левая нога.

Левая нога полностью расслабленна.

Приятное тепло наполняет мои ноги.

Мои ноги налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.

Расслабляются мышцы спины.

Расслабляются мышцы живота.

Мое тело полностью расслабленно.

Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

2 этап: Инструкция:

Представьте себе какой-нибудь цветок…

Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение… Или любой другой образ…

Все, что вы представите — это хорошо. Мы можем работать с любым образом…

Если вам что-то представится, то расскажите, что вам представляется…

Что вы видите сейчас?..

Попробуйте дотронуться до стебля цветка.

Какой он на ощупь?.. Какой толщины стебель?.. Насколько он упругий?.. Проведите по стеблю рукой…

Потрогайте листья… Какие они на ощупь?.. Попробуйте дотронуться до верхней и нижней части листа… Сравните свои ощущения…

Какая чашечка у цветка?.. Дотроньтесь до нее… Какие лепестки?.. Какого они цвета?..

Попробуйте дотронуться кончиком пальца до самой середины цветка… Что вы чувствуете?..Загляните в самую середину цветка… Как она выглядит?.. Что там?..

Как вы ощущаете запах цветка?.. Что вы чувствуете?..

А теперь проследите вниз по стеблю цветка… Где находится цветок?..

Что вы ощущаете, когда смотрите на цветок?.. Какие чувства он у вас вызывает?..

Что находится вокруг цветка?.. Что его окружает?.. Какая сейчас погода?.. Какое небо?.. Какая температура воздуха?.. Какое сейчас время года?.. Какой месяц?..Сколько сейчас времени?.. Который час?.. Что это скорее: утро, день или вечер?.. Как вы себя чувствуете?.. Какое у вас настроение?..

Сколько вам сейчас в образе лет?.. В каком возрасте вы себя представляете?.. Какому возрасту соответствует ваше настроение?.. Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?..

Как вы одеты?.. Что у вас на ногах?.. Попробуйте пошевелить пальцами ног… Как вы ощущаете обувь на ногах?.. Подышите животом… Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?.. Пошевелите плечами… Как вы ощущаете одежду в области плеч?.. Как вы ощущаете одежду в области груди?..

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!

А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его нарисовать…

Когда будете готовы, то попрощайтесь с образом…Стисните руки в кулаки…Посильнее потянитесь вперед и вверх… И медленно открывайте глаза…

3 этап: Обсуждение образа

Как Вы себя сейчас чувствуете?

Есть ли у Вас какие-то неприятные ощущения? …

Что Вам больше всего запомнилось, что было самым ярким в образе?

Что вызвало сильные чувства?

Что было в образе приятным?

Было что-то неприятное в образе? — Что?

Было в образе нечто такое, что Вас удивило,- что-то неожиданное для Вас?