Обострение экологической проблемы в стране диктует необ ходимость интенсивной просвещенческой работы по формиро ванию у населения экологического сознания, культуры приро допользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования лич ности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания являет ся формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных со обществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведе нии животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуа цию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребно сти живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Существующие программы по экологическому воспитанию для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явле ний, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отно шения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенден ции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Социальная природа духовной жизни общества
... мифов, утопий, догм, социальных прожектов. 2. Содержание духовной жизни общества Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности; духовная деятельность и производство; духовные ценности; духовное потребление; ...
Объект исследования – экологическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Целью курсовой работы является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду.
Задачами данной курсовой работы стали:
- Изучить основы и методику экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте в условиях дошкольных учреждений;
- Провести диагностические исследования уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
- Предложить мероприятия по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.
Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов по формированию представлений и экологического сознания детей. За последние десятилетия идеи гуманистической психологии (Л. С. Вы готский, К. Роджерс, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), значительно повлияли на подходы к экологическому об разованию. Гуманистическая модель экологического образования (ГМЭО) ориентирована на самореализацию и личностный рост учащихся как основ ные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социаль но-экологических проблем. Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте подробно рассматривается в трудах Саморуковой П.Г. , Виноградовой Н.Ф., Куликова Т.А. , Веретенниковой С.А. , Николаевой С.Н. и др.
Теоретическую основу исследования составляет теория и методика экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой.
Методами исследования стали:
- Анализ литературы по данной проблеме;
- Наблюдение;
- Психолого-педагогический эксперимент.
Методиками исследования уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста стали методики С.Н.Николаевой «Добровольные помощники», «Кончился корм» и методика Екжановой Е.А. «Рисунки о природе, растениях и животных».
Опытно-экспериментальная база исследования – 11 детей подготовительной группы МДОУ ЦРР 21 «Аист», п. Запрудня.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте разработаны новые приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
... методы и формы организации экологического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении в процессе ознакомления с природой. Объектом исследования является экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой. Предмет исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой. ...
Практическая значимость исследования: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного образования.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики
1.1. Научная основа и концепция экологического воспитания дошкольников
Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое экология и что «экология» везде, знают даже дети.
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание.
Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обусловливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. Именно поэтому А.Н. Леонтьев считал, что » подлинно содержательная , а не формальная характеристика психического развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе невозможно понять особенности его сознания».
Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний об окружающей действительности и,являясь составной частью мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать не только образовательную функцию этой работы, но и воспитательную, как не менее важную.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления по родили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зави сит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов устойчивого развития.
Целью экологического образования населения является создание условий, способствующих самореа лизации и личностному росту учащихся, становлению экологического соз нания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах гуманистической этики); становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходи мыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом, повышение качества жизни.
Труд детей в природе — один из основных методов экологического ...
... этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Труд в природе является одним ...
На уровне принятия законодательных и управленческих решений воз никло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологиче ской безопасности с повышением уровня экологического сознания. Эта по зиция закреплена Конституцией РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Указом президента РФ «Об охране окружающей природ ной среды» (1994 г.).
Были созданы предпосылки правовой базы для форми рования системы непрерывного экологического образования населения, из ложенной в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологиче ского воспитания и образования в России» (1998 г.).
Взаимоотношения человека с природой — актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет отмечено экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публикации высветили другую сторону проблемы — невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания. Это является следствием недостаточной недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым — уже у детей.
Идея приобщения человека, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума и воли.
Широко известно, что К.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в на стоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознаком ление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориен тировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить разли чать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В по следнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1992; Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1983
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:Просвещение.-1980
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972, с.517
Иммунодефицит у детей
... синуситы (4 раза в год), пневмонии (1 раз в полгода). У детей с первичными иммунодефицитами, как правило, возникает задержка роста и нервно-психического развития. Она наиболее ... физическом развитии, снижается успеваемость в школе. Осложнения Диагностика При первом обследовании ребенка иммунолог-аллерголог собирает подробный анамнез о всех перенесенных заболеваниях и полученных прививках, факторах ...
Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 1987.
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992.-С.3
Ушинский К.Д. Избр. Пед. Произведения. М.-1968.-С.389
Глава 2. Методы и формы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности. Качество мысли есть нравственное начало человека. Доброкачественность мышления, его позитивный, созидательный характер определяет здоровье духа человека. Духовное здоровье главное. От него зависит, как человек (положительно или отрицательно) влияет на окружающий мир. То, как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, образа мыслей, то есть его мировоззрение, мировосприятие, миропонимание. Поэтому истинная экология должна в первую очередь уделять внимание образу мышления человека, его мировоззрению, его культуре. Настоящая культура – не этикет, а образ мыслей, чувств, их качества. Истинно культурный человек не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Он – просвещенный, нравственный, одухотворенный человек. Для него норма – сознавать себя частью природы. Его заповедь – не навреди. Он стремиться к гармонии и живет в гармонии с окружающим миром. Он любит жизнь во всем его многообразии. Он чувствует и понимает свою взаимосвязь с миром, свою ответственность. Такого человека можно назвать Экологическим Человеком. Откуда же такому человеку взяться? Ведь не появится он сам собой, каким-то чудесным образом. Конечно, такого человека нужно воспитать, помочь ему родиться. Все начинается с детства и в детстве заканчивается. Наша задача это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.
2.1. Мероприятия по экологическому воспитанию старших дошкольников в осенний период
Программа старшей и подготовительной к школе групп очень насыщена наблюдениями, беседами, занятиями. Я заинтересовалась этой работой и, думаю, смогла увлечь детей. В начале года провела диагностику уровня экологической культуры детей по следующей методике: наблюдала со стороны за поведением детей в уголке природы и на участке. Дети, которых заинтересовали те или иные объекты в уголке природы, задавали вопросы воспитателю, высказывались.
Диагностика детей на участке проводилась во время утренней и вечерней прогулок. В это время дети пололи сорняки в цветнике, собирали семена космеи, убирали опавшие листья. Их высказывания были связаны с увиденными явлениями: «Листья летят», «Дождик идет», «Солнышко светит», «На асфальте много листьев», «Дерево уже голое».
Из наблюдения сделала вывод: на участке дети мало замечали явлений природы, высказывались односложно. Это связано с тем, что на прогулке проводились природоведческие игры, но не было самостоятельных наблюдений.
Формирование гуманного отношения детей к природе
... и экспериментальные подтверждения педагогических условий, при которых формирование гуманного отношения детей к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде будет эффективной. Объект исследования: ... в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя", программа Н.А. Авдеевой и ...
В сентябре я познакомила детей с календарем природы с условными знаками. Первое время я помогала заполнять календарь природы. Позже ребята справлялись сами: они рисовали значки и закрашивали их, самостоятельно могли нарисовать картину живой природы, помогали товарищам. Наблюдения за погодой проводились каждый месяц. К концу осени начала отрабатывать с дежурным по уголку природы процедуры осмотра растений и животных.
В уголке природы на земельном участке организовали трудовую деятельность в соответствии времени года.
Осенью собирали листья, а что бы интерес не пропал, вначале рассматриваем красоту деревьев. Например, русская белоствольная береза, так ласково воспетая народом. И мы с детьми вспоминаем стихи, песни о березе, выделяем те слова, которыми поэт выразил свое восхищение (ветвистая, кудрявая, белоствольная).
Вспоминали загадки о деревьях. Сравнивали березу с другими деревьями в осеннем наряде.
При сборе листьев так же давала различные интересные задания. Дети собирали листья по цвету, собирали только тополиные, только березовые, только кленовые, засушивали цветы. А потом вместе делали композиции, аппликации, гербарии «Растения нашего участка».Его я использовала для закрепления знаний о деревьях, кустах, цветах у детей. Так же собирали и семена с деревьев и кустарников ими можно покормить птиц зимой говорили мы.
Осенью с детьми наблюдали за тем как взрослые убирают корневища, клубни, луковицы многолетних цветов, тем самым мы закрепляли уважение к труду взрослых людей, заботящихся о сохранении растений. Интересной работой в этот период времени является сбор урожая. В период уборки урожая использовала игры: «Найди по описанию», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Соберем урожай». И так, во время осенних работ воспитывала у детей чувство бережного отношения к растениям и животным.
Опыт экологического воспитания показывает, что систематические наблюдения за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей – развивает нравственные, эстетические чувства, развивают речь, закрепляет практические навыки правильного взаимодействия с природой.
В конце осени мы начали зимнюю подкормку птиц. Я взяла пластмассовую баночку, на крышку наклеила картинку птицы. В эту баночку дети собирали крошки хлеба, семечки. Дети помогали выкладывать корм на кормушки. Учила детей замечать, какие птицы ждут корма, какие просто пролетают мимо, какие клюют. Позже, уже зимой, дети могли самостоятельно выкладывать корм, наблюдать за птицами.
В конце осени провела комплексное занятие «Осень золото роняет» с использование календаря природы, иллюстраций, музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года», стихов. Дети рисовали осенний лес, лепили овощи, фрукты, грибы.
2.2 Чтение экологических сказок, типы занятий и их роль в экологическом воспитании старших дошкольников
Зимой начала чтение экологических сказок. Для того что бы помочь детям понять, как им следует вести себя, чтобы не причинить вреда всему что их окружает: другим людям, животным, воде, воздуху, растениям, деревьям. Я рассказывала детям сказки «О чем шепчет ручеек», «Серая Шапочка и Красный Волк», «Природа – наше богатство», «Сказку о Человеке и Золотой Рыбке» и другие. После чтения сказок задавала вопросы: — А как вы считаете? Что каждый из вас может сделать, чтобы реки, ручьи, озера, леса, растения, животные никогда не покидали вас? Ответы детей были позитивные.
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
... эксперимент. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста 1.1 Сущность понятия сенсорное воспитание ребёнка Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание ...
Так же с детьми сочиняли сказки по сюжетным картинкам «Шишка», «Спасли ежа», «Белая сказка».
Рассказывание по серии сюжетных картин
Сказка «Шишка»
Программное содержание: учить детей передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Расширять запас слов, обозначающих действия и признаки; продолжать использовать в речи синонимы, антонимы к заданным словам, а так же называть действия персонажей. Составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Оценивать характеры персонажей, воспитывать любовь к животным.
Предшествующая работа: рассматривание, беседы и рассказывание по картинам, чтение сказок и рассказов.
Ход занятия
Чтобы сочинить нам сказку
И героев повстречать,
Загадаю вам загадки
Попробуйте их отгадать.
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает
Шелуху на снег бросает? (Белка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик
Под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)
Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей
Прячемся и темной елки,
Кто мы – лисы или волки? (Волк)
Эти звери встречаются в нашей сказке.
Воспитатель выставляет серию из четырех картин (первая картина открыта, а три закрыты).
I 1. Про кого мы сегодня будем рассказывать? (Про зайчика, белочку и волка).
2. Как их можно назвать? (Друзья, малыши, зверята, зайчонок и бельчонок).
А зовут их Пушок и Рыжик .
3. Кто из них Пушок? (Зайчик).
4. А кто Рыжик? (Белочка).
5. Почему их так назвали? (Бельчонок – рыжий, его зовут Рыжик; Зайчонок – пушистый, его зовут Пушок).
6. Что делает Пушок? (Прыгает).
Подберите слова, близкие по смыслу к слову «прыгает» (скачет, подпрыгивает, подскакивает).
Творческий проект «Сказка — ложь , да в ней намек…»
... Рефлексия Мы работали над творческим проектом «Сказка ложь, да в ней намек…». Выбрали мы этот проект, потому, что ... Сказки добрые, звездные, странные». В нем сказки, которые мы писали после прочтении сказочной истории «Очень Высокий Человек» Овсея Дриза. Сказка о Высоком Человеке ... Эти сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми. Так появился наш первый сборник сказок «Сказки о ленивых детях». Затем ...
7. Что делает Рыжик? (Ждет, считает, радуется).
8. Какие зверята? (Веселые, озорные, добрые, резвые).
9. Кто выглядывает из-за кустов? (Волк).
10. Какой он? (Голодный, злой, хитрый).
11. Что он хочет? (Напугать, поймать).
Дети, закончите предложение, которое я начну.
- В теплый летний день…… (Вышли Пушок Рыжик на полянку).
- Они взяли с собой прыгалки чтобы….. (Порезвиться, попрыгать).
- Они даже не заметили что…… (Из-за кустов за ними следит волк).
Воспитатель вызывает к доске ребенка, он рассказывает сказку по первой картинке .
II Дети рассматривают вторую картинку.
Дети, закончите предложение:
- Волк выскочил так внезапно, что….. (Зверята опомниться не успели).
- Бельчонок посмотрел вверх….. (Увидел на сосне много шишек).
- Он быстро….. (Вскарабкался на дерево и стал рвать шишки).
- А бедный Зайчик ничего и сказать не мог, потому что…… (Сильно испугался).
- Но Рыжик крикнул ему….. («Не бойся, мы с ним справимся!»).
К доске выходит ребенок и рассказывает сказку по второй картинке .
Физкультминутка
Вышли зайцы погулять
Стали прыгать и скакать
Наклоняться, разгибаться
Физкультурой заниматься,
Шум раздался, зайцы вдруг,
Присмирели все вокруг.
Может волк или лиса,
Трусливы зайчики всегда.
III Открывается третья картинка, дети рассматривают ее.
- Рыжик не растерялся, он ….. (Стал кидать в волка шишками).
- У волка на голове…… (Сразу вскочила шишка).
- А пушок все еще не верил что…. (Друг спас его).
Воспитатель вызывает к доске ребенка, он рассказывает сказку по третьей картинке .
IV Открывается четвертая картинка. Дети рассматривают ее.
Чем же закончилась эта история?
- Каким оказался Бельчонок? (Сильным, быстрым, находчивым).
- А Зайчик? (Он сначала испугался, потом понял, что можно не бояться, и обрадовался).
- Какие идут с прогулки малыши? (Радостные, веселые, счастливые).
- Пушок пригласил Рыжика в гости, он хотел…. (Угостить его морковкой).
- Чему можно поучиться у зверят? (Не бояться, находить выход из трудного положения, уметь веселиться и дружить).
Дети придумайте название этой сказке (Дети придумывают свои варианты и названия).
Сказка как средство развития словесного творчества у детей старшего ...
... их литературного опыта; проводить целенаправленную работу по ознакомлению детей с сюжетно-композиционным и стилистическим своеобразием сказки; формировать умения творческой деятельности создания сказок в ходе знакомства с различными способами сочинения. Задачи исследования: ...
Воспитатель дает свое название: «Шишка», спрашивает: какая шишка имеется ввиду? (И та, которую Белочка бросила, и та, которая у Волка вскочила).
В следующий раз мы узнаем новые приключения Зайчонка, которого зовут… (Пушок) и Бельчонка, которого зовут…. (Рыжик).
Вспомните пословицы о том что хорошо когда все живут в мире и дружбе:
- «Друг за друга горой»
- «Водой не разольешь»
- «Где лад там и клад»
- «Согласному стаду и волк не страшен»
- «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
Затем четверо детей рассказывают всю сказку и дают ей название.
В конце занятия проводится игра «Кто быстрее».
Каждому ребенку дать по четыре карточки из сказки «Шишка». По сигналу проводится игра «Кто быстрее», т.е. кто в правильной последовательности разложит все четыре картинки. Кто первый разложит, тот и выиграл.
Итог занятия.
Конспект открытого занятия
«Составление сказок по сюжетным картинкам»
Сказка «Спасли ежа»
Программное содержание: учить детей передавать сюжет, заложенный в серии картинок, определять основную идею сказки. Расширять запас слов, обозначающих действия и признаки, а так же называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, оценивать характерны персонажей, отвечать по вызову, не выкрикивать, воспитывать любовь к животным и заботливое отношение к ним.
Предшествующая работа: рассматривание картин, беседы, рассказывание по картинам. Чтение, рассказывание сказок и рассказов.
Ход занятия
У нашего Русского народа богатая история и культура, их создали умелые мастера, а чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали эти сказки детям, те когда становились взрослыми рассказывали сказки своим детям. Так дошли сказки и до нас. Сказки бывают волшебные в них встречаются волшебные существа. А есть сказки о животных. И в их сказочных историях с животными случаются тоже разные необычные события. Это мы сейчас и увидим и постараемся быть хорошими сказочниками.
Чтобы сочинить нам сказку
И героев повстречать,
Загадаю вам загадки
Попробуйте их отгадать.
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает
Шелуху на снег бросает? (белка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик
Под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы (заяц)
Кто в берлогу спать ложиться
Волк, медведь или лисица (медведь)
Кто колючий словно елка
Носит на спине иголки (еж)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки (мышь)
Эти звери встретятся в нашей сказке.
Дети, помните, как мы с вами сочиняли сказку про Рыжика и его друга?
Сегодня мы узнаем про их приключения с другими зверями.
Кто может напомнить, чем закончилось первое приключение наших зверей?….(Пушок пригласил Рыжика и накормил его морковкой).
I Посмотрите на первую картинку и скажите про кого будем рассказывать?….(Медвежонка, ежонка, бельчонка, зайчонка, мышонка).
Давайте им дадим имена:
Зайца звали….(Пушок)
Бельчонка звали….(Рыжик)
Медвежонка звали….(Миша)
Ежонка звали….(Ежок)
Мышонка звали….(Мышка)
Как можно начать сказку(как-то; однажды; дело было летом, однажды в теплый летний день).
И я начну. Однажды в теплый летний день Пушок и Рыжик….(встретили на прогулке Ежонка и Мишу).
Чем они занимались…..(хорошо друзья поиграли).
Закончите предложения. Что случилось с друзьями….(вдруг зверята услышали крик: это ежонок звал на помощь).
Что случилось с Ежиком…….(он провалился в яму, упал куда-то вниз).
Зайчик даже сначала не понял, что…….(произошло, случилось с ежонком).
Стали звери думать как…….(им спасти своего друга).
Воспитатель вызывает к доске ребенка, он рассказывает сказку по первой картинке.
После того, как дети придумают название сказке, открывается вторая картинка.
II Дети рассматривают вторую картинку.
Я начну и решила малыши набросать в яму….(много веток, шишек, чтобы получилась высокая горка).
Каким голосом будет говорить Миша?(Грубым).
Рыжик?(Тонким).
Пушок?(Дрожащим).
Рыжик сказал друзьям…..(я буду собирать толстые ветки и прутики(грубым голосом)).
Для чего это делали друзья. Что бы….. (набросать все это в яму, чтобы получилась высокая горка, куча).
А Пушок стоял в стороне, потому что…. (лапы у него были заняты).
Бросать морковки он не решился, почему?….. (ему их было жалко).
Он сказал….. (ведь они такие сочные, сладкие, вкусные (дрожащим голосом)).
Мышка тоже предложила свою помощь….. (она принесла в кучу свои запасы из норки).
К доске выходит ребенок и рассказывает сказку по второй картинке.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка — прыг и убежал.
III Открывается третья картинка — дети рассматривают.
Какие Миша и Рыжик в этой сказке? (смелые, отзывчивые, находчивые, сообразительные).
А Пушок? (нерешительный, трусливый).
Итак, бельчонок бросил…. (шишки в яму).
Мышка бросила…. (на шишки свои ветки).
А мишка бросил…. (толстые ветки и прутики).
Ежок встал на эту кучу, но…. (вылезти к друзьям не мог, было еще высоко).
Тогда Миша сказал Пушку (грубым голосом)…. (надо выручать друга из беды).
Воспитатель вызывает к доске ребенка и он рассказывает сказку по третьей картинке. Дети дают ей название.
IV Открывается четвертая картинка, дети рассматривают ее.
И в конце концов Пушок решил…. (расстаться со своими морковками, хотя он их очень любил сам есть и любил угощать друзей).
Но надо было… (срочно спасать друга).
Друзья еще долго веселились, потому что… (они выручили друга из беды).
Им так понравилось вместе играть, что… (они не хотели уходить домой).
И тогда Миша сказал…… («Давайте завтра встретимся снова»).
Ребенок рассказывает по четвертой картинке.
Дети, чему можно поучиться у зверят? (Находить выход из трудного положения, уметь веселиться и дружить).
Вспомните пословицы о том что хорошо когда все живут в мире и дружбе:
- «Друг за друга горой»
- «Водой не разольешь»
- «Где лад, там и клад»
- «Согласному стаду и волк не страшен»
- «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
Затем четверо детей рассказывают всю сказку и дают ей название.
В конце занятия проводится игра «Кто быстрее».
Каждому ребенку дать по четыре карточки из сказки «Спасли ежа». По сигналу проводится игра «Кто быстрее», т.е. кто в правильной последовательности разложит все четыре картинки. Кто первый разложит, тот и выиграл.
Итог занятия.
Пересказ текста по теме:
«Экологическая культура» (обучение рассказыванию)
Программное содержание: учить детей передавать сюжет, заложенный в картине, определять основную идею сказки. Конкретизировать знания о явлениях природы и об окружающих предметах. Составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Отвечать по вызову, не выкрикивать.
Предшествующая работа: рассматривание, беседа, рассказывание по картинам.
Чтение, рассказывание сказок и рассказов.
Ход:
Дети, сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели дорожки, тонким льдом покрылась речка, притихла, уснула, как в сказке. Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучили мохнатые белоснежные шапки. А в низу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их словно детишек, тоже в белые шубки одели. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки».
-О каком времени года рассказ?
-А какое время года изобразил художник на картине?(зима)
-Сколько в году зимних месяцев?
-Назовите их по порядку.
-Какого цвета больше всего на картинке?
-Почему больше всего белого?(художник изобразил зиму).
-Вам нравиться, когда зимой выпадает много снега?(хорошо когда зима снежная).
-А почему вам хорошо?(можно кататься на санках, играть в снежки и т.д.).
-А для кого это может быть плохо?(для зверей и птиц).
-Почему птицам зимой голодно?
-Как называется эта птичка?(синичка).
-Где сидит синичка?(на рябине)
-А как вы думаете зачем синичка прилетела на рябину?
-Что подвешено на ветке дерева?(кормушка).
-Кто принесет в кормушку еду?(люди).
-Зачем люди подкармливают зимой птиц?
-Что лежит в кормушке?
-Как вы думаете, синичке понравилось это угощение?
-А вы кормите зимой птиц?
Ребята сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие, но чтобы попасть в сказку мы поиграем в игру «Снежинки».
Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Падают на землю
Кружевные звезды
Вот одна упала
На мою ладошку
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко.
Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное. Волшебный белый снег, совсем не холодный. Давайте сядем (дети садятся на ковер, воспитатель выставляет на мольберт картинку «Белая сказка»).
Дети рассматриваю картинку.
Воспитатель рассказывает сказку.
-Ребята, а теперь вам нужно будет рассказать о том, что нарисовано на этой картинке, чтобы получилась сказка.
-Дети, давайте представим что эта девочка жила в одном из домиков. Я начну сказку, а вы будете продолжать.
-Утром девочка проснулась….
1.Что увидела утром девочка в комнате?(она увидела, что в комнате необыкновенно светло).
2.Что она сделала?(она вскочила с кровати, побежала к окну и ахнула).
3.Каким цветом все было за окном?(за окном все было белым. Ночью выпал снег и покрасил все в белый цвет).
4.Какой ковер лежал на земле?(пушистый белый ковер лежал на земле).
5.Какие шапки нахлобучили деревья?(мохнатые белые шапки нахлобучили деревья).
6.Какими платками покрылись крыши домов?(белыми платками покрылись крыши домов).
7.Какой кот и где сидел во дворе?(посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот).
8.А что кружилось в воздухе?(а в воздухе кружились белые снежинки).
9.Что решила сделать девочка?(девочка быстро оделась и побежала на двор, из белого снега она слепила белую снежную бабу. И только глаза у снежной бабы были черные, а нос красный).
Давайте и мы тоже сделаем снежную бабу. Игра «Снежная баба».
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу лепили у дома
Стоит эта баба у самых ворот
Никто не проедет! Никто не пройдет!
Знакома она уже всей детворе
А жучка все лает: «Чужой во дворе»!
Дети садятся за столы, рассказывают сказку и дают ей название.
Итог занятия.
А сейчас я подробнее остановлюсь как мы с детьми сочиняли сказку «О Человеке и Золотой Рыбке». Создания сказок увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Придумайте начало сказки и попросите детей сочинить ее продолжение. При этом они должны оставаться в рамках изучаемой темы. И одна и та же сказка может иметь разные окончания.
Я делила детей на две группы, одна группа придумывала счастливый конец, а другая печальный конец. Я рассказывала детям сказку «О Человеке и Золотой Рыбке» на изнанку известной сказки « О рыбаке и рыбке» с перемещением ее героев в другое время, т.е. в наше время. Эта сказка современная и человек у золотой рыбки просил дом каменный с центральным отоплением, машину, асфальтированные дороги, бескрайние поля с пшеницей, картофелем, завод. Человек хотел разбогатеть. При этом он жертвовал зелеными лесами, чистыми родниками, пением птиц и т.д. Сначала не обращал внимания Человек на шум, грохот, клубы дыма в воздухе, потоки грязной воды в реке. Но в итоге Человек задумался и решил сделать все по-старому. Побежал к реке Рыбу искать, звал, звал, нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то, а это и впрямь Рыбка. После прослушивания сказки мы с детьми обсуждали текст. Как изменился лес после того, как Золотая Рыбка начала исполнять желания Человека. Почему Человек себя так вел. И почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес и т.д. Дети два раза слушали эту сказку. И я дала задание придумать конец этой сказки. Вариантов было много, повторов среди сказок не было, но были короткие и длинные по содержанию сказки. А суть у сказок была одна, человек хотел видеть природу в ее первозданном виде.
Первый вариант Саша. «Не нужно мне ничего.» — говорит Человек, «Только верни мой лес зеленый и родники с чистой водой». Молчит Рыбка, не отвечает. Посмотрел Человек получше, а Рыбка-то не живая, кверху брюшком плывет….. Умерла Рыбка. Человек очень расстроился!»
Второй вариант сказки Маша: «Обрадовался Человек, говорит рыбке : «Не надо мне богатства, верни мне лес зеленый, родники с хрустальной водой». А Рыбка отвечает: «Ничего у меня больше не получится, от грязи и шума волшебная сила моя пропала». Сел Человек на берегу на пень и задумался, что делать дальше».
Напомнила детям, что в сказке Золотая Рыбка выполняла желания Человека. А о чем могла бы сама Рыбка попросить людей. Мы с детьми сделали бумажную Золотую Рыбку. Передавали ее по кругу и каждый ребенок говорил: «Если бы я был Золотой Рыбкой я бы попросил у людей…» Было много конкретных предложений детей. А затем дети рисовали природу такой, какой они хотели ее видеть. Рисунки получили красивые, интересные и содержательные.
Игра. В творческих играх происходит сложный и важный процесс освоения и получения новых знаний, который обобщает умственные способности ребенка, воображение, память, внимание, расширяет кругозор. Сообщение о своей «Придуманной профессии», чем он будет заниматься, чем помогать людям, каким инструментом будет работать. В этих играх формировала интерес к труду взрослых, желание помочь им, мечты о будущей профессии и начале формирования личности ребенка. Игры для усвоения и закрепления знаний о природе использовала такие как «Дикие домашние животные», где ведущий показывал карточку, а дети находили у себя такую же картинку (лото), рассказывали об этом животном: где он живет, чем питается, как зимует. Если ребенок ошибался, его исправляли другие дети или ведущий. Игры подобные этой, проводили на различные темы: «Птицы», «Растения» (садовые, луговые, лесные).
Говоря о растениях, дети могли сообщить друг другу об их семенах, частях растения, листьях, о местах где растут эти растения; большое дерево или маленький куст, кто на нем (в нем) может жить, кто (что) приносит пользу или вред, как растения помогают людям и чем. Через эти игры подводила детей к тому, что природа – это не только лес, животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т.д. Старалась чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем что видят вокруг себя, берегли не только свою любимую игрушку, но и все что их окружает – в природе все красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас.
В зимний период давали знания детям о том, что деревья и кустарники без листьев, но на ветках есть почки. Деревья и кустарники и зимой живые. Мы их утепляли снегом. И к этой работе привлекали детей. Тем самым закрепляли у детей бережное отношение к растениям. А если кто-то из детей откапывал снег от деревьев и кустов, другой говорил: «Не откапывай, кустик замерзнет». И тут же начинали окутывать дерево или куст снегом. Зимой наши дети уже знали какие птицы какой корм любят. Знали, что воробьи клюют зерна овса, пшеницы, крошки белого хлеба. Кроме семян, синицы любят сырое несоленое сало или мясо. Все это дети охотно приносили из дома.
В конце зимы я провела комплексное занятие «Прощай зима холодная» с использованием страниц календаря природы. Дети рисовали зимний пейзаж. Интересным занятием было «Любовь к природе начинается с добрых дел». Для него подготовили: панораму «добрых дел», куклу «добрая фея», на картоне дерево без листьев. Дети помогали оживлять «несчастное дерево», наклеивая листья, называя способ помощи. Например: «дерево надо полить», «дерево надо подкормить». Постепенно дерево ожило – на него наклеили много зеленых листьев с хорошими пожеланиями.
2.3 Мероприятия по экологическому воспитанию
старших дошкольников в весенний период
Весенний период. В этот период проводится посадка новых насаждений. За всеми этими видами труда дети наблюдали вместе с нами, при этом дети видели бережное отношение людей к растениям, это вызывало у них желание помочь взрослым. Так же весной мы с детьми на окне выращивали рассаду цветов и овощей, рассказывала детям о правилах посадки растений. Перед посевом их рассматривали. В этом году перед тем как посеять зерна пшеницы в землю мы их замочили в воде. Объяснила зачем это делается. А когда проклюнулись зерна, мы их посадили в землю. Прошло время появились зеленые всходы. И мы с детьми угощали птиц зелеными витаминами. В связи с этим воспитывала у детей осознанной отношение к труду, что бы дети понимали цель работы.
Систематические наблюдения учат детей быть внимательными. Вышли дети раз на прогулку и сразу же заметили на земле коричневые маленькие чешуйки от почек. Предлагаю рассмотреть ветку тополя. Рассказываю детям, как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого весеннего солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили чешуйки – шубки и потянулись навстречу солнцу, «заулыбались», заблестели. Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий весенний ветерок играет с ними.
В следующий раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю детям стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики». Утром, на прогулке, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Солнце своими лучами разбудило природу, раскрасило небо в красные, желтые, разовые цвета. Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе.
Весной было проведено необычное занятие «Приход доктора Айболита и осмотр растений и рыбок в уголке природы». Занятие сложное, т.к. воспитатель исполняет две роли: воспитателя и доктора. Айболит рассматривает растения, дает советы по уходу. После занятия дети стали замечать изменения у растений. Ваня: «Это лист больной! Его надо обрезать». Дети стали чаще рыхлить почву и протирать пыльные листья у растений.
Так же весной рассказала детям о божьей коровке, о пользе, которую она приносит, поедая тлю. На участке, на одной из берез показала детям тлю. Рассказала, что тля может съесть все листья. В конце апреля на нашем участке появились небольшие бугорки – это муравьи начали свою работу. Не успела я с детьми расставить игрушки, как Катя протягивает мне помятых безжизненных муравьишек. Зову всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой крошку. Помогают друг другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: «мал, да удал».
Постепенно работа с детьми дала положительные результаты. Они перестали давить насекомых. Если находили кого-нибудь, то приносили мне и вместе рассматривали, и я просила отпустить пленника в траву.
Гуляя вокруг детского сада весной мы увидели на ясельном участке золотую поляну с одуванчиками! Где они только не росли! Первым порывом детей было нарвать цветов как можно больше. «Красота-то какая!» — воскликнула я.
Дети остановились и вместе со мной стали любоваться цветущей поляной. А какой нежный аромат, вы только вдохните! Катя. Как душисто пахнет!
— Давайте сорвем только один цветок – это удивительное создание природы. Будем передавать его из рук в руки, и каждый из нас скажет о нем, что увидит особенного, предложила я.
Дети сказали, что цветок одуванчика – золотистый, желтый, красивый, душистый, похож на маленькое солнышко. Стебелек – гладкий, чуть-чуть липкий, прохладный. Вспомнили, что когда отцветут одуванчики они превратятся в пушистые белые шарики. Повеет ветерок и разнесет пушинки повсюду, опустят парашютики на землю семена и вырастут из них новые растения. И так бывает всегда. Сорвали бы мы одуванчики и погубили бы их деток. Итак, личным примером, словом и делом формирую у детей представление о природе как величайшей ценности.
Итак, беседа о животных, которые находятся на грани исчезновения – давайте вместе вспомним почему мышей которые завелись дома, лучше любыми способами изгнать, а полевых мышей уничтожать нельзя? Почему нельзя обойтись без комаров и мух, которые нам изрядно мешают летом?
Привлекая детей к тесному общения с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Усилие детского сада малоэффективно если бы родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основа культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нам удалось сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники, для родителей проводились консультации:
- пусть научатся любить живую природу;
- трава у дома;
- куда пойти в выходной день с ребенком;
- ребенок и животные;
- лицом к природе.
Так же мы привели анкету для детей в подготовительной группе:
Вопросы |
Ответы |
|
Да |
Нет |
|
1. Нужно ли защищать природу? |
11 |
— |
2. Хорошо ли охотиться на диких зверей? |
1 |
10 |
3. Нравиться ли профессия лесника? |
10 |
1 |
4. Нравиться ли слушать книги о природе? |
11 |
— |
5. Нравятся экологические игры? |
11 |
— |
В мае я провела заключительную диагностику уровня экологической культуры детей. В подготовительной группе дети стали больше наблюдать и делать это осознанно и самостоятельно. Они уходят в школу с большим багажом знаний о природе, с хорошими трудовыми навыками.
Надеюсь, они вырастут добрыми, любящими нашу природу и умеющими заботиться о ней.
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучение воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на развитие конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние в свою очередь не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Вопросами экологического воспитания и воспитания старших дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания, переданные ребятам посредством обучению составлению сказок и игр усваиваются гораздо лучше и прочнее чем сухие факты.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov/
1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М., 2004
2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. М., 1994
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. М., 2002
4. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М., 1999
5. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49
6. Рыжова И.А. Не просто сказки // Линка-Пресс. М., 2002
7. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности экологии. Минск Ассар, 2002
8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. М., 1992
9. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2004