Теория темперамента

Курсовая работа

Актуальность. Темперамент — совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту[3].

Им мы и воспользуемся.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический [3].

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер).

Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь и достоинства и недостатки.

Тема «Теория темперамента» особенно актуальна в наше время. Зная каким типом темперамента обладает тот или иной человек, можно определить в какой трудовой среде ему будет комфортно. Поэтому современная психология уделяет проблемам темперамента огромное внимание. темперамент личность психический теория

Изученность темы. Теории темперамента посвященного много общепсихологических работ (Ю.Б. Гиппенрейтера[2], В.М. Русалова[17, 18, 19]. В.С. Мерлина[7, 8, 9, 10], С.Л. Рубинштейна[20], В.Н. Мясищева[11], Б.А. Сосновского[16], Я. Стреляу[21], В.Д. Небылицина[12], А.Г. Ковалева[5], В.Г. Крысько[6] и др.).

33 стр., 16429 слов

Психологические особенности темперамента в подростковом и юношеском возрасте

... выступили подростки 12-14 лет и юноши и девушки 15-16 лет в общем количестве 40-ка человек. Структура и объем курсовой работы: введение, ... Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента ...

Цель данного исследования — раскрыть теории темперамента.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

  • изучить общее понятие о темпераменте и системе его проявлений;
  • рассмотреть типы темпераментов;
  • изучить свойства и теории темперамента;
  • раскрыть взаимоотношение темперамента и личности.

Объектом исследования является — темперамент.

Предмет исследования — теории темперамента.

Методологическую основу данной курсовой работы составили труды, научные статьи посвященные тем или иным аспектам по общей психологии, которые наиболее полно отражают вопросы теории темперамента: Б.А. Сосновского[16], С.Л. Рубинштейна[20], Ю.Б. Гиппенрейтера[2], В.С. Мерлина[7, 8, 9, 10], В.М. Русалова[17, 18], В.Н. Мясищева[11], В.В. Белоуса[1], В.Д. Небылицина[12], А.Г. Ковалева[5] и др.

Глава 1. Темперамент в составе психологического облика человека

1.1 Общее понятие о темпераменте и системе его проявлений

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.

С.Л. Рубинштейн дает такую характеристику: темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида[20, с. 613].

В этом определении содержатся, по существу, всего два информативных слова: «система» и «динамические», выделяющие темперамент из конструкции других условных составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические , но не содержательные, не результативные стороны человеческой психики и поведения. Динамика — это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики. Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Б.А. Сосновский пишет, что темперамент — это система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида [16, с. 191].

6 стр., 2673 слов

Исследования темперамента и личности занимают заметное место ...

Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки ... в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных ...

И в этом определении содержатся, по существу, всего два информативных слова: «система» и «динамические», выделяющие темперамент из конструкции других условных составляющих психологической структуры личности.

Фактически оба автора дают схожие определения понятия темперамент, и сходятся на двух информационных словах «система» и «динамические»

Относительно системы показателей, характеризующих проявления (или свойства) темперамента, существуют разные точки зрения, и количество показателей значительно варьируется у разных авторов. Для любой научной модели главное, чтобы это была относительно полная и целостная система, а не случайный набор произвольных параметров.

В. Д. Небылицын [12], предложил выделять следующие компоненты темперамента, которые являются и системно связанными, и относительно независимыми, т.е. могут существовать в темпераменте в различных сочетаниях:

1. Общая психическая активность как степень настроенности индивида на действование, на любую деятельность. Это готовность к реализации существующей в человеке тенденции к активности, к воздействию на мир и на самого себя; мера внутренней «предрасположенности» человека к самовыражению и самореализации в других людях и в поведении, в деятельностях. Индивидуальные различия по данному свойству темперамента располагаются от безудержной, постоянной жажды всевозможной деятельности до поведенческой вялости, бездействия, инертности и пассивного созерцательства.

Темпераментальная психическая активность характеризует лишь динамику деятельности, но не ее избирательность, направленность, не конечную результативность. Если человек, к примеру, чрезвычайно активен в своей профессиональной деятельности, но вызывающе пассивен в семье, то это следует рассматривать не в качестве проявления темперамента, а как проекцию особенностей направленности его личности и характера.

2. Динамические параметры всевозможных движений и действий, т.е. всякой телесной моторики, в том числе речевой. Это относится к движениям тела (пантомимике), движениям мышц лица (мимике), к речевой моторике. Так, у одного человека движения рук, например, резкие, подчеркнутые, высокоамплитудные, а у другого — мягкие и плавные. Один говорит медленно, вяло, раздумчиво, а другой безудержно и громко «строчит» быстрыми словами. Вместе с тем в реальном общении людей «работают» не только (и не столько) динамические особенности психики, сколько содержательные, качественные. Фактически живут, проявляются и взаимодействуют не темпераменты, а целостные личности.

3. Динамические особенности эмоциональности — это еще одно комплексное проявление темперамента. В. Д. Небылицын выделял три логически связанных, относительно независимых и объективно необходимых показателя динамики эмоциональности:

  • а) впечатлительность как показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости человека к возникновению переживания, «пороговая» величина внешнего воздействия, необходимого для появления эмоционального отношения к происходящему. Положим, произошло одно и то же событие («пятерка» на экзамене), но один школьник спокоен, поведенчески сдержан, тогда как его одноклассник многорадостно улыбается и «скачет»;
  • б) импульсивность как выражение скорости развития эмоции от момента возникновения до проявления ее вовне, показатель быстроты экспрессии переживания. Возможно, что возникшее переживание незамедлительно и бурно проявляется объективно, но допустима и относительная во времени «отсрочка» эмоциональной реакции;

— в) лабильность, под которой понимается показатель скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противоположную по знаку. Например, высокую развитость данного свойства темперамента доходчиво иллюстрируют классические картины итальянского кино. Другое дело — «холодность» скандинавских жителей или долговременное «западание» индивида на беспросветной грусти, либо, напротив, безудержной радости [12, с. 191 — 192].

4 стр., 1657 слов

Роль темперамента в психическом развитии личности

... в которых находится человек. Человеку, однако, дано в какой-то степени, выбирать режимы работы своей нервной системы, укреплять ее, расшатывать, уравновешивать. Под темперамент можно приспосабливаться, темперамент можно постепенно изменять. Объект: темперамент Предмет: роль темперамента в психическом развития личности ...

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

10 стр., 4717 слов

Типы темперамента по Гиппократу, Галену, Павлову. Классификация ...

... темперамента по Гиппократу и К. Галену Темперамент в переводе с латинского - "смесь", "соразмерность". Самое древнее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека ... психической жизни, поведения и деятельности. Однако сегодня темперамент остается во многом спорной и нерешенной проблемой. 1. Взаимосвязь нервной системы и темперамента Тип нервной ...

1.2 Типы темпераментов

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента.

Сложность описания этих типов обусловлена противоречивостью, недостаточной понятийной четкостью и систематизацией самих психологических критериев их выделения, поэтому портреты, даваемые разными авторами, существенно отличаются. Деление людей по типам темпераментов является во многом проблематичным, хотя порой бывает полезным для самых предварительных различений.

Кратко перечислим ориентировочные, как бы общепризнанные особенности четырех «классических» темпераментов, хотя с точки зрения дифференциальной психологии за этим нет достаточных научных оснований. В указанных описаниях, пишет Б.А. Сосновский[16], заметно также терминологическое смешение динамических и качественных свойств личности.

Сангвиник . Как правило, находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением. Активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.

Чувства у сангвиника легко возникают и быстро, легко меняются. Мимика богатая, подвижная, выразительная.

При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностное отношение к жизни и непостоянство.

Холерик. Его действия резки и порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.

Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности.

Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. При отсутствии богатой духовной жизни холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности и эффективности.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно он ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам.

В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — отрицательные: вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Меланхолику трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию.

В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный.

При неблагоприятных условиях меланхолик может стать замкнутым, боязливым, тревожным человеком.

Конкретные проявления любого из описанных типов темперамента могут быть глубоко индивидуальны, потому что психика личности существует и функционирует как нечто непрерывное и целостное. Реальное поведение человека многомерно и детерминировано множеством факторов: внешних и внутренних, физиологических и телесных, психологических и социальных [16, с. 194].

Рис. 1. Психологические особенности представителей различных темпераментов

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер).

Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

С.Л. Рубинштейн[20], дает свою характеристику четырем «классическим» типам темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью [20, с. 615].

Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

1.3 Свойства и теории темперамента

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М. Русалов[17], опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента [].

Б.А. Сосновский[16] пишет, что исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи)[16, с. 191].

В.М. Русалов[17] выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом[17, с. 12].

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств», пишет Р.С. Немов[14, с. 398].

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. С.Л. Рубинштейн[20], выделяет ряд исследователей — это Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др., которые склонны поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент[20, с. 616].

Большое распространение пишет Б.А. Сосновский[16], получили конституциональные теории, связывающие психические различия людей с особенностями строения тела. Наибольшее влияние на психологию оказали вполне оформленные конституциональные теории немецкого психолога Эрнеста Кречмера (1888—1964) и американца Уильяма Герберта Шелдона (1899-1977)[16, с. 195].

В теоретической конструкции Э. Кречмера выделено три типа конституций:

  • лептосомный (узкий), имеющий узкие и длинные конечности, впалую грудь, узкий череп;
  • склонный к шизо-тимическому темпераменту (замкнутость, эгоизм, контрастность переживаний и поведения);
  • пикнический (компактный), отличающийся округлостью и мягкостью габитуса, развитостью жировой ткани и психологически склонный к цйклотимическому темпераменту (общительность, веселость, теплота, добросердечие);
  • атлетический, имеющий развитую мускулатуру, широкие плечи и предрасположенный к иксотемическому темпераменту (спокойствие, сдержанность, негибкость)[16, с. 195].

Диспластический тип является сборным, смешанным, нестандартным.

Теория Э. Кречмера подвергалась обоснованной критике. Автор не учитывал возраста испытуемых и его влияния на конституцию и личностные особенности. В человеческой соме есть по крайней мере два независимых измерения: поперечное и саггитальное. Концепция фаталистична и категорична, к тому же недостаточно подтверждена количественно. Однако терминология, введенная Кречмером, распространена в современной психологии, особенно применительно к описаниям характеров.

Теория У. Шелдона выстроена более основательно. Являясь изначально противником типологического подхода, автор выдвигал идею дименсиональности , т.е. непрерывной количественной распределенности в массе людей любого измеряемого признака — как телесного, так и психологического. Однако в результате исследования он также пришел к фактически типологическим градациям. Крайние случаи (полюса) соматотипов получают здесь такое описание:

  • эндоморфизм (максимальное развитие соответствующего зародышевого листка) как мягкость, округлость облика, недоразвитость костной и мышечной систем, чему соответствует висцеротонический темперамент, характеризующийся расслабленностью, эмоциональной непосредственностью, замедленностью реакций, любовью к комфорту и общению;

* мезоморфизм , проявляющийся в твердости и угловатости тела, в физической силе и психологически коррелирующий с соматотоническим темпераментом как жаждой действия, уверенностью, тенденцией к доминированию;

* эктоморфизм , заключающийся в физической хрупкости, сутуловатости, развитости черепа и центральной нервной системы, что приводит к церебротоническому темпераменту, который проявляется в скрытности, пугливости, сдержанности, тревожности, склонности к одиночеству [16, с. 196].

Теорию У. Шелдона проверяли эмпирически, критиковали за теоретические упущения, но это не означает, как и в предыдущем случае, что весь фактический материал абсолютно неверен, беспочвен.

В конституциональных теориях описывается не столько темперамент, сколько психология личности в целом, причем это делается порой излишне категорично, упрощенно с точки зрения соотношения биологического и социального. Но зависимость многих психических свойств личности от телесных особенностей и тем более заболевании существует объективно. Такая связь прослеживается и в обратном направлении. Это тщательно исследуется, например, современной психосоматикой и психофизиологией, психологией личности и клинической психологией, используется во многих направлениях психотерапии, психиатрии и психофармакологии.

Основным биологическим органом, «производящим» психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует прежде всего искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову.

И.П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

В.Г. Крысько[6] пишет, что И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако данные процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту [6, с. 166].

Типы высшей нервной деятельности

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения

Вид темперамента

По силе

По уравновешенности

Поподвижности

Сильный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Сангвинический

Безудержный

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Холерический

Инертный

Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный

Флегматический

Слабый

Слабый

Неуравновешенный

Малоподвижный

Меланхолиический

Рис. 2. Психологическая характеристика темперамента

Следующим логическим шагом в исследованиях И. П. Павлова было введение понятия типа нервной системы (высшей нервной деятельности) как сочетания перечисленных свойств. В окончательной схеме 1936 г. эта типология приобрела следующий вид:

Название свойств

Полюс свойства?

Сила

+

?

Уравновешенность

+

?

Подвижность

+

?

* Наличие выделенного типа (обведено).

И. П. Павлов считал, что слабость нервной системы вуалирует все другие свойства, и поэтому сразу выделяется слабый тип, который соответствует меланхолическому темпераменту. Второй тип образуется как сочетание силы нервной системы и ее неуравновешенности (преобладание возбуждения над торможением); он соответствует холерическому темпераменту. Третий и четвертый типы содержат в себе параметры всех трех свойств: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент) и сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматический темперамент).

Итак, каждому типу нервной системы дано название одного из четырех классических типов темперамента (см. схему).

Тщательные физиологические исследования школы И. П. Павлова опередили работы современников и заложили основы уникального отечественного психофизиологического направления изучения темперамента. Напомним, что все исследования этой школы проводились только на собаках и по авторским экспериментальным методикам выработки условных рефлексов [16, с.197].

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флегматическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, И.П. Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов [16, с. 617].

Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности, пишет С.Л. Рубинштейн[20], имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных особенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом [20, с. 617].

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности [20,с.618]. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

1.4 Темперамент и личность

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе органическими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но в конечном счете особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Заключение

Среди множества психологических особенностей, характеризующих человека, категория темперамента — одна из наиболее известных и распространенных. Деление людей по типам темперамента является, по-видимому, одним из древнейших.

Темперамент — это свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не только в конечном результате, сколько в их течении.

Выделяют четыре классических типа темперамента. Это сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиника отличают высокая психическая активность, выраженность моторики и динамических свойств эмоциональности, отчего переживания его неглубоки, легко сменяемы.

Холерик также характеризуется высокой энергичностью, стремительностью, резкостью и выраженностью эмоций, которые недостаточно уравновешенны, не пластичны.

Флегматику свойственны низкая активность поведения, затруднения в переключениях, медлительность, спокойствие моторики и переживаний, ригидность.

Меланхолик характеризуется низкой активностью поведения, сдержанностью телесной и речевой моторики, глубиной переживаний и замкнутостью, преимущественной направленностью вовнутрь.

Конкретные проявления любого из описанных типов темперамента могут быть глубоко индивидуальны, потому что психика личности существует и функционирует как нечто непрерывное и целостное. Реальное поведение человека многомерно и детерминировано множеством факторов: внешних и внутренних, физиологических и телесных, психологических и социальных.

И.П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Большое распространение получили конституциональные теории, связывающие психические различия людей с особенностями строения тела. Наибольшее влияние на психологию оказали вполне оформленные конституциональные теории немецкого психолога Эрнеста Кречмера (1888—1964) и американца Уильяма Герберта Шелдона (1899-1977).

Теория Э. Кречмера подвергалась обоснованной критике. Теория У. Шелдона выстроена более основательно.

В конституциональных теориях описывается не столько темперамент, сколько психология личности в целом, причем это делается порой излишне категорично, упрощенно с точки зрения соотношения биологического и социального. Но зависимость многих психических свойств личности от телесных особенностей и тем более заболевании существует объективно. Такая связь прослеживается и в обратном направлении. Это тщательно исследуется, например, современной психосоматикой и психофизиологией, психологией личности и клинической психологией, используется во многих направлениях психотерапии, психиатрии и психофармакологии.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temperament-teorii-temperamenta/

Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учеб. пос. /В.В. Белоус. — Пятигорск, 1990. — 102с.

Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Просвещение, 1988. — 376с.

Кант, И. О темпераменте/И. Кант//Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: Наука, 1982. — 287с.

Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности/Е.А. Климов//Психология индивидуальных различий: Тесты. — М.: Мысль, 1982. — 185с.

Ковалев, А.Г. Темперамент и характер/А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев//Психология индивидуальных различий. Тесты. — М.: Мысль, 1982. — С. 160 — 168

Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. — М.: Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 368с.

Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. — 160с.

Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента/В.С. Мерлин// Психология индивидуальных различий. Тесты. — М.: Мысль, 1982. — С. 160 — 168.

Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В.С. Мерлин. — М.: Знание, 1986. — 134с.

Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента/В.С. Мерлин. — М.: Знание, 1964. — 134с.

Мясищев, В.Н. Личность и неврозы/В.Н. Мясищев. — Л.: Нева, 1960. — 271с.

Небылицин, В.Д. Темперамент/В.Д. Небылицин// Психология индивидуальных различий. Тесты. — М.: Мысль, 1982. — С. 153 — 159

Немов, Р.С. Психология: Учебник/Р.С. Немов. — М.: Высшее образование, 2008. — 639с.

Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии/Р.С. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 20098. — 687с.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 448с.

Психология: учебник/Под ред. Б.А. Сосновского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 799с.

Русалов, В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека/В.М. Русалов//Психологический журнал. — 1988. — №2. — С. 9 — 13.

Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека/В.М. Русалов//Вопросы психологии. — 1985. — № 11. — С. 19 — 33.

Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека/В.М. Русалов//Психологический журнал. — 1989. — № 1. — С. 12 — 23.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2006. — 713с.:ил.

Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии/Я. Стреляу. — М.: Мысль, 1982. — 289с.