Планирование учебно-воспитательной работы по физической культуре в школе

Актуальность

Одной из актуальных тем физического воспитания в образовательной школе является планирование учебной работы по физической культуре, так как оно значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Задачи на каждый учебный год формируются учителем самостоятельно в зависимости от содержания программы для каждого класса и с учетом подготовленности учащихся, климатических условий и оснащенности материальной базы школы.

Основными документами планирования являются план-график очередности прохождения программного материала в учебном году и планирования учебно-воспитательного процесса на уроках, которое может осуществляться в разных формах; поурочный четвертной план, конспекты и планы отдельных уроков.

Цель работы: планирование учебно-воспитательной работы по физической культуре в школе.

Задачи:

  1. Обосновать общие предпосылки к необходимости планирования учебного процесса по физическому воспитанию в школе.
  2. Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год.

планирование воспитательная работа школа

  1. Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть.
  2. Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на уроке.

Практическая значимость — Результаты работы могут использовать студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, тренера, инструкторы по физическому воспитанию.

1. Планирование как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию

Планировать — значит, кроме всего прочего, предвидеть, как будет развертываться процесс во времени. Принципиальное значение при этом имеет выбор временных масштабов (размеров времени), в расчете на которое ведется планирование. Здесь есть некоторое противоречие: чем крупнее намечаемый масштаб времени, т.е. чем на большее время (относительно исходного пункта) рассчитывается план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. Для преодоления этого противоречия практикуют разработку планов, как правило, в трех временных масштабах:

67 стр., 33208 слов

Эмоциональное развитие дошкольников в учебно воспитательном процессе ...

... выявила существенные недостатки в методическом обеспечении коррекции эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебных занятий. Результаты наших исследований свидетельствуют, что детям дошкольного возраста присущ высокий уровень тревожности. Они чувствуют себя изолированными ...

  1. больших, охватывающих долговременные стадии планируемого процесса;
  2. средних, намечающих менее продолжительные его этапы (периоды и т.д.)
  3. относительно малых, краткосрочных.

Соответственно различают: перспективное (точнее говоря, долгосрочно перспективное), этапное и краткосрочное (оперативно текущее) планирование.

Поскольку регулярный процесс физического воспитания строится в форме больших, средних и малых циклов, с их продолжительностью обычно и соотносят масштабы его планирования. Так, в масштабе перспективного планирования предусматривают ряд годичных или иных больших циклов, т.е. оно является в этом отношении крупноцикловым; этапное планирование последовательно охватывает, условно говоря, средние (например, месячные) циклы, которые будут составлять очередные этапы, или аналогичные стадии больших циклов; краткосрочное планирование связано с микроциклами и ближайшими, относящимися к ним отдельными занятиями [1].

Выбор их временных масштабов планирования, конечно, не случаен. Они соответствуют как социально, так и природно обусловленным рамкам организации общего ритма жизни: годовым, месячным, недельным градациям времени, соблюдаемым в общей организации жизненного распорядка. Вместе с тем сочетание в планировании крупных, средних и малых масштабов отвечает самой его внутренней логике: ориентирует на то, чтобы, планируя, видеть как перспективу — конечные цели, крупномасштабные задачи и пути их реализации (благодаря этому не оказаться и в плену частностей), так и конкретные задачи, средства, методы, условия их осуществления на последовательных этапах и каждом ближайшем участке продвижения к цели.

В принципе, чем крупнее масштаб планирования, тем меньше оправданная степень детализации плана. Ведь на реальный процесс физического воспитания влияют многие переменные, обстоятельства, поэтому точно представить, каким он будет в отдаленном времени, можно лишь в самых общих чертах, с большой степенью приблизительности и, следовательно, с относительно невысокой степенью детализации. Например, в крупноцикловом планировании можно относительно точно наметить, какими будут общие годовые параметры процесса физического воспитания, выраженные в суммарном числе занятий, суммарных величинах нагрузок по основным разделам занятий и т.д., но, если попытаться спланировать во всех деталях каждое отдельное занятие на весь год вперед, маловероятно, что они достаточно точно совпадут с фактическими. Наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. Поэтому наиболее подробным и конкретным является краткосрочное планирование. Это не значит, однако, что перспективное планирование вообще лишено какой-либо конкретности. В пределах определенных обобщенных характеристик, расчетных суммарных параметров и итоговых нормативных показателей оно также может и должно быть достаточно конкретным [2].

1.1 Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания

Основными аспектами предметно-конструктивного планирования процесса физического воспитания являются:

14 стр., 6873 слов

Принципы и закономерности воспитания в учебном процессе

... обществе. Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном процессе. Объект исследования:, Предмет исследования: Задачи: 1.Раскрыть понятие воспитание и его специфику. 2.Раскрыть понятие закономерности воспитания и их сущность. 3.Раскрыть понятие принципов воспитания. 4.Изучить взаимодействие участников ...

  • планирование результирующих показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач);
  • планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок;
  • планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.

Планирование результирующих показателей. Хотя реальны процесс физического воспитания, естественно, нельзя построить иначе, чем с некоторого исходного пункта — начала, планирование его начинается как бы с конца — с предвидения целевого результата. В качестве основных целевых результатов намечают такие, которые предполагается получить к исходу достаточно крупных стадий и циклов планируемого процесса (например, школьного курса физического воспитания, годичного цикла тренировки).

По отношению к таким целевым все другие предусматриваемые на пути к ним результаты являются частичными, хотя они и рассматриваются в качестве целевых (ограниченно целевых) в рамках отдельных периодов, этапов, средних и малых циклов планируемого процесса.

Планирование всей совокупности результирующих показателей, по сути, представляет собой не что иное, как последовательную конкретизацию общей цели и задач, преследуемых в физическом воспитании, применительно к наличным условиям их реализации. Это предполагает четкое количественное выражение намечаемых результатов и конкретные расчеты времени, необходимого для их достижения, с учетом особенностей контингента занимающихся, уровня их подготовленности, реальных возможностей выполнения намеченного [3].

Правомерен вопрос: можно ли реально спланировать все результирующие показатели, наметить их расчетные параметры так, чтобы точно предугадать будущие фактические результаты? Из уже сказанного следует, что это зависит прежде всего от наличия научно-практических данных, позволяющих предвидеть ближайшие и отдаленные результаты предстоящей деятельности, от того, насколько, планирующий овладел такими данными, от его прогностических способностей и опыта, от масштабов планирования. Ясно и то, что строго спланировать в количественном виде можно далеко не все результаты. Пока в распространенной практике планирования это делают преимущественно в отношении общих целевых нормированных показателей физической подготовленности, спортивных результатов и отдельных (парциальных) показателей двигательной дееспособности, выраженных в измеримых результатах тестовых упражнений и некоторых других критериях.

Образовательные результаты физического воспитания планируют, как известно, в виде перечня знаний, умений и навыков, подлежащих освоению в рамках определенного времени, и показателей степени их освоения. Правда, формирование физкультурно-образовательных знаний планируют пока обычно без выделения строго очерченных показателей типа нормативных, ограничиваясь главным образом перечнем знаний в качестве учебного материала и сроками их освоения. Результаты обучения двигательным действиям предусматривают в планировании более конкретно, намечая как виды двигательных умений и навыков, которые должны быть сформированы к определенному сроку, так и количественно-качественные показатели, каким они должны соответствовать, в итоге. Такими показателями могут быть намечены «модельные» параметры техники движений в расчете на предстоящие этапы разучивания и результирующей отработки двигательных действий, а также целостные нормативы двигательной подготовленности, о которых уже шла речь, характеризующие в единстве и результаты воспитания физических качеств, и результаты обучения двигательным действиям.

27 стр., 13217 слов

«Основы полового воспитания старших дошкольников в процессе ...

... и содержание процесса полового воспитания ребенка-дошкольника. 2. Изучить особенности полового поведения детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить педагогические условия полового воспитания детей в процессе игровой деятельности ... многом зависит физическое, психосоциальное и духовное здоровье общества. Проблема развития представителей определенного пола, отражены в работах В.Б. Каган, ...

Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок. Специфичный для физического воспитания материал занятий принято планировать в виде систематизированного перечня двигательных действий — упражнений, избираемых в качестве средств физического воспитания, с указанием требований к их выполнению. В качестве образовательного материала теоретического характера планируют и состав знаний, подлежащих освоению в процессе физического воспитания.

В тех типичных случаях, когда основное содержание предстоящих занятий определяется действующей унифицированной программой (для дошкольных учреждений, для школ, вузов и т.д.), задачи его педагогического планирования, понятно, существенно упрощаются. Они сводятся в таких случаях главным образом к тому, чтобы:

  1. Методически оправдано сгруппировать программный материал, распределив его по основным разделам и подразделам учебно-воспитательного процесса, в которых предусматривается формирование новых знаний, умений и навыков, закрепление и совершенствование усвоенного ранее, воспитание двигательных и связанных с ними качеств занимающихся;
  2. Наметить дополнительный материал (перечень сведений, подводящих и других упражнений, являющихся вспомогательными средствами решения поставленных задач) применительно к особенностям исходной подготовленности и конкретного контингента занимающихся;
  3. Распределить основной и дополнительный материал по намеченным этапам, периодам, циклам занятий в рамках бюджета выделяемого времени с учетом особенностей занимающихся и конкретных внешних условий, влияющих на построение системы занятий [4].

В тех же случаях, когда содержание занятий не регламентируется унифицированными программами (как, например, при планировании глубоко индивидуализированной спортивной тренировки на стадии высших спортивных достижений или юных индивидуально-специализированных занятий), задачи по его определению и планированию приходится решать самому преподавателю (тренеру).

Выполнение их предполагает, конечно, высокую профессиональную квалификацию, основанную на специальных знаниях и практическом опыте планирования.

Несмотря на то, что проблема интегральной оценки нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений и другими воздействующими факторами в физическом воспитании, решена еще не в полной мере, планирование хотя бы некоторых их параметров все шире внедряется в практику, поскольку без этого невозможно достаточно конкретно предвидеть направленность и эффект воздействия не только данных факторов, но и физического воспитания в целом. Наиболее часто намечаемые параметры нагрузок уже были охарактеризованы, известны и принципы, опираясь на которые, можно с довольно высокой вероятностью наметить общие черты динамики нагрузок в предстоящих занятиях. Тем не менее конкретное планирование параметров нагрузок и порядка их изменения в расчете как на ближайшие этапы, так и на дальнюю перспективу представляет собой непростую задачу.

Чтобы облегчить решение ее, в последние годы в официальные унифицированные программы физического воспитания вводят ориентировочные рекомендации по целесообразным объемам и режимам организованной двигательный активности для различных контингентов занимающихся. Наиболее детально они разработаны к настоящему времени в сфере спорта, особенно спорта высших достижений, где накоплена значительная объективная информация о параметрах тренировочных и соревновательных нагрузок, оцениваемых как внешние, так и с внутренней стороны, а также о динамике их в процессе спортивного совершенствования и где ускоренно внедряются современные методы оптимального планирования, в том числе прогнозирование и программирование тренировочного процесса.

4 стр., 1897 слов

Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьника

... предъявляемые к контролю: своевременность (соответствие срокам планирования); систематичность (регулярность); объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации); полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания). Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная ...

Планирование методических подходов и общего порядка построения занятий. В этом разделе с учетом всего намеченного в предыдущих разделах планирования предусматривают:

  1. Наиболее вероятные методические подходы к реализации намеченных задач;
  2. Основные и дополнительные формы занятий, их число и частоту;
  3. Общий порядок их распределения в рамках этапов, периодов и циклов планируемого процесса.

Таким образом, если в предыдущих аспектах планирования внимание сосредотачивалось в первую очередь на содержание предстоящих занятий, то в данном аспекте намечаются конкретные методические черты и общая структура планируемого процесса, причем опять-таки в зависимости от масштабов планирования. Так, конкретные методические подходы к реализации поставленных задач, в том числе отдельные методы и методические приемы, планируются обычно преимущественно в рамках краткосрочного, оперативно-текущего планирования поскольку реально предвидеть в деталях, какими будут все их вариации на протяжении длительных этапов и циклов, не представляется возможным, хотя опытный специалист представляет, разумеется, в общих чертах, какими будут главные методические линии не только в ближайших занятиях. То же относится к конкретной структуре отдельных занятий и распределению времени на их части. Общая же совокупность урочных и других форм занятий, их соотношение и порядок распределения во времени должны быть представлены, хотя бы ориентировочно, во всех масштабах планирования [5].

1.2 Общепедагогические и другие аспекты планирования

Изложенное характеризует в основном специфические аспекты планирования процесса физического воспитания. Но этим не исчерпывается все планирование, осуществляемое специалистом в этой области. Как и каждый педагог, он призван организовывать целостный воспитательный процесс и соответственно планировать общевоспитательную работу, предусматривать органическую взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания, прежде всего с нравственным воспитанием. Исходными при этом являются общепедагогические принципы и требования к планированию воспитательного процесса.

На специалиста физического воспитания возлагаются также обязанности по составлению общего плана организационных и других мер, направленных на качественную постановку физкультурно-спортивной работы в сфере его деятельности (в учебном заведении, учреждении, производственном коллективе и т.д.).

5 стр., 2489 слов

Цели и задачи процесса воспитания разных возрастных групп

... Процесс формулирования целей воспитания предполагает определение иерархии в образовательной системе, прогнозирование и постановку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. 2. Основные задачи воспитания. Система воспитания ... ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать ...

Этот план обычно включает в себя перечень мер, рассчитанных на определенные календарные сроки, по организации работы секций и групп, регулярному проведению массовых спортивных соревнований и аналогичных физкультурных акций внутри коллектива (ежемесячных «дней здоровья и спорта», соревнований под девизами «Спортивный класс», «Старты надежд», «Спортивная семья», «Всей бригадой на стадион!» и т.д.), внедрению физической культуры в повседневный режим деятельности учебно-воспитательных учреждений и в научную организацию труда, по подготовке физкультурного актива и материально-техническому обеспечению планируемых мероприятий и т.д. [3].

Все обозначенные аспекты планирования, разумеется, взаимосвязаны и выделены могут быть лишь с известной условностью. Тем не менее, нужно различать непосредственно относящихся к педагогическому планированию самого процесса физического воспитания и характеризующие плановые начала в общей организации физкультурной деятельности, в частности, планирование условий для качественной постановки физического воспитания. Ряд основных технологических процедур и форм педагогического планирования этого процесса рассматривается в следующих разделах.

2. Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год

Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года.

Для того, чтобы составить такой план, учитель должен проделать ряд технических операций:

  1. Изготовить (расчертить) графическую форму плана.
  2. Переписать из программы в левую половину плана-графика основные требования к знаниям, двигательным умениям, задачи по развитию физических качеств. В две нижние строки плана вписать УЗ по нормативам и домашним заданиям.

После этого начинается собственно методическая, творческая работа учителя по размещению УЗ в план-графике с учетом сезонно-климатических условий, особенностей планируемого учебного материала (взаимодействие УЗ, степень их сложности и трудности) и физических возможностей учеников класса. Исходя из сезонно-климатических условий Республики Беларусь целесообразно планировать УЗ по ходьбе, прыжкам, метаниям и спортивным играм в I и IV четвертях; лазанье, акробатические, танцевальные и другие упражнения — во II четверти; лыжи — в III четверти (период устойчивого снежного покрова); плавание — в любой четверти при наличии условий для этих занятий. Строевые и общеразвивающие упражнения по организационно-методическим соображениям (построения, перемещения занимающихся, разминка и т.д.) обычно планируются на каждом уроке в течение всего учебного года (см. Приложение А).

Целесообразная последовательность в планировании работы, направленной на развитие физических качеств, определена в программе, ею и следует руководствоваться при разработке годового плана-графика. Исходя из этого, развитие общей выносливости и ориентировки в пространстве (координационная способность — КС) учащихся III класса можно запланировать на I четверть, развитие силы рук и статического равновесия (КС) — на II четверть, развитие общей выносливости (повторно), быстроты и точности (КС) движений — на III четверть, а скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, силовой выносливости и ориентировки в пространстве (повторно) — на IV четверть. [6].

22 стр., 10901 слов

Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на ...

... исследование специфики задач, средств и методов обучения игре волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет. Объект: учебно-тренировочные занятия с детьми школьного возраста. Предмет: специфика задач, средств и методов обучения игре волейбол. Задачи: 1. ...

Развитие общей выносливости следует планировать обязательно в двух четвертях — подряд либо с разрывом, так как это качество имеет базовое значение для повышения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья ребенка.

Получение домашних заданий планируется на первые уроки каждой четверти, а сдача нормативов по физической подготовленности — на 5-6 уроки I четверти, на 2 последних урока каждой четверти учебного года. УЗ, связанные с получением специальных знаний, распределяются по урокам с учетом их общей значимости для формирования физической культуры ребенка, а так же в связи с необходимостью их получения для более эффективного овладения практическим материалом программы. Например, знания о влиянии вредных привычек на здоровье человека необходимы для формирования представления ребенка о здоровом образе жизни, и поэтому их изложение планируется уже на начало учебного года с периодическим возвращением к ним в каждой четверти.

Знания о правильном дыхании при беге и ходьбе на лыжах планируются на уроках сопряжено с изучением практического материала — обучением технике бега или ходьбы на лыжах [7].

После того, как определена рациональная последовательность прохождения материала программы, следует определить реальную продолжительность циклов (количество смежных уроков), необходимых для освоения тех или иных УЗ и решения задач по развитию различных физических качеств. Циклы по обучению двигательным умениям включают, как правило, 10-12 уроков (3-4 недели) и по продолжительности примерно в два раза короче циклов, связанных с развитием физических качеств. Такая продолжительность циклов хорошо согласуется с количеством уроков в каждой четверти. При этом в каждой четверти один цикл, связанный с развитием физических качеств (развивающий цикл), совпадает по длительности с двумя обучающими циклами.

Не следует перегружать уроки большим количеством учебного материала. Обычно содержание материала программы планируется так, чтобы каждый отдельный урок включал не более 2-3 задач, связанных с развитием физических качеств, и 3-4 задачи обучающего характера. В I и II четвертях следует в соответствии с программой 75-80% времени уроков отводить на обучающие циклы, а в III и IV четвертях — до 50% времени — на развивающие циклы. Факт включения того или иного программного материала в уроки обозначается в годовом плане-графике каким-либо условным знаком — крестиком (х), плюсом (+), кружочком (о) или буквенными обозначениями [8].

3. Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть

Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задачи для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, дозировку и т.п.).

6 стр., 2888 слов

«Обучение здоровью , воспитание культуры здоровья.»

... звеном между педагогами , медицинскими работниками в процессе обучению здоровью и воспитания культуры здоровья. Безусловно , культура здоровья детей формируется не стихийно, а развивается в результате ... возможностям, потребностям и интересам. Большое место в формировании культуры здоровья детей отводится уроку .Здоровьесберегающий урок в нашей школе носит личностно- ориентированный характер. ...

Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие, стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Для этого необходимо выделить основной (с точки зрения сложности освоения или значимости для физического развития) учебный материал. Затем следует ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью установить, например, какие двигательные действия, имеющие общие с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Далее следует установить уровень знаний, умений, навыков, необходимых двигательных или волевых качеств, определяющих возможности занимающихся, овладеть учебным материалом программы, наметить технику физического упражнения, которую планируется разучить, или уточнить виды двигательных способностей, подлежащие развитию. Все это позволит выяснить, следует ли планировать весь процесс обучения двигательному действию или только какие-то его этапы или развивать определенные двигательные способности, воспитывать необходимые черты характера и поведения ученика. Кроме того, это даст возможность конкретизировать в дальнейшем задачи для отдельных уроков [9].

Только после этого следует переходить к формированию общих задач учебно-воспитательного процесса на четверть. Общие задачи записываются в четвертном плане вместе с количественными показателями, которых должны достичь занимающиеся в результате обучения или развития двигательных качеств. Например:

«Обучить подъему переворотом из виса (три подъема подряд)» или «Развить силовую выносливость мышц плечевого пояса для лазания по канату (вис на канате на согнутых руках в течение 7 с)».

При формулировании задач в документах планирования необходимо соблюдать ряд правил.

Задачи обучения (образовательные) должны отражать деятельность преподавателя, быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательному действию, доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Информацию об этом можно заложить в формулировку задачи, указав в начале наименование соответствующего этапа процесса обучения. Если на уроке решается задача первого или второго этапа обучения, то формулировка такой задачи чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического управления конкретно должен изучить с учащимися учитель?». Например: «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап).

При определении задач урока, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях это упражнение совершенствуется на данном уроке?». Например: «Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке» [7].

Информацию о том, какой этап процесса обучения имеется в виду, можно заложить в формулировку задачи урока и без употребления его наименования. Это можно сделать, используя в формулировках термины, которые отражают цель данного этапа. Например: «Проверить умение выполнять прыжок в высоту в полном объеме изученных технических требований» — задача, относящаяся ко второму этапу. Если заменить слово «умение» на «навык», то станет задачей третьего этапа — совершенно иного содержания: в первом случае предусмотрено выявление и оценивание только качественных показателей, а во втором — и качественных, и количественных во взаимосвязи.

6 стр., 2538 слов

Средства обучения детей с недостатками зрения в школе

... дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе. 2. Коррекционная направленность обучения детей с недостатками зрения в школе Школы для слепых и слабовидящих являются ... экскурсий и предметных уроков. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических ...

Каждая общая задача конкретизируется в четвертом плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательными умениями и навыками, или расстановку акцентов в развитии тех или иных двигательных способностей. Например, общая задача обучить учащихся 9-го класса подъему переворотом из виса может быть конкретизирована на следующей системе частных задач:

  • проверить умение выполнения подъем переворотом махом одной, толчком другой на низкой перекладине;
  • научить из виса, подтягиваясь и сгибаясь в тазобедренных суставах, касанию снаряда бедрами;
  • добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема из виса в упор переворотом;
  • научить не сгибать руки в упоре после подъема переворотом из виса;
  • добиться выполнения подъема из виса в упор переворотом с прямыми и соединенными ногами;
  • совершенствовать при подъеме из виса в упор переворотом выход в упор без опускания ног под перекладину;
  • проверить и оценить выполнение подъема в полном объеме изученных технических требований;
  • закрепить подъем из виса в упор переворотом в сочетании с другими движениями;
  • проверить и оценить выполнение подъема переворотов.

Планируя работу в учебной четверти по целевому совершенствованию физических качеств, следует действовать в такой последовательности:

  • определить частные задачи;
  • подобрать средства и методы их решения;
  • определить измерители (тесты) и показатели успешности достижений занимающихся;
  • наметить величины нагрузок на каждый урок.

При этом важно соблюдать ряд требований. Формулировки общих задач должны отвечать на вопрос: «Какое конкретное физическое качество развивается и с какой целью?». В частных задачах отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы должно быть оказано воздействие [10].

Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения.

Выбирая метод развития физического качества и систему повышения нагрузки из урока в урок, важно также руководствоваться правилом прикладности. Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексные формы их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия.

Намечаемые тесты должны отвечать конкретной педагогической задаче. Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения во время занятий, а также отвечающие данной задаче нормативные требования, установленные школьной программой по предмету «Физическая культура». На следующем этапе поурочного планирования требуется правильно распределить конкретные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения учителя точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками;
  • следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;
  • если на уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

— количество и содержание задач, намеченное для решения на одном уроке, должно быть определено с учетом возможностей материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия, и др.) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе на уроке.

В практике используются разные варианты оформления поурочных четвертных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспечивают вариативность плана, т.е. позволяют вносить в него изменения в процессе учебной работы.

Широкое распространение получил способ планирования, при котором относительно неизменная часть четвертного плана «Методические разработки основных учебно-воспитательных задач» и его изменяемая часть «График учебно-воспитательной работы» оформляется порознь.

Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой — средства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть обозначены какими-либо знаками (например, буквами).

Для возможных изменений и дополнений рекомендуется оставлять свободные места.

Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика учебно-воспитательной работы на четверть (см. Приложение Б).

В левой стороне графика записываются в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи; в правой, в графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи будут решаться. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется и проставляются номера других учебных заданий. [9].

4. Планирование учебно-воспитательной работы на уроке

Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях.

Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения.

Осмысливать методику решения образовательной задачи на уроке рекомендуется в такой последовательности:

  1. подобрать подготовительные упражнения, обеспечивающие функциональные предпосылки для решения общей задачи урока. Предупредить возникновение типичных ошибок;
  2. проверить знания и способность выполнить изучаемое упражнение в объеме требований предыдущего урока;
  3. обеспечить выполнение учащимися учебной задачи в условиях, способствующих конкретизации внимания занимающихся на изучаемых элементах или характеристиках техники физического упражнения;
  4. обеспечить выполнение учебной задачи в условиях, типичных для выполнения изучаемого двигательного действия;
  5. проверить и оценить степень выполнения учебной задачи. Планируя урок в целом, необходимо разработать средства и методы решения не только образовательных задач и совершенствования физических качеств.

Необходимо также постоянно обеспечивать гармоническое физическое развитие, укрепление здоровья и воспитание занимающихся. В связи с этим, разрабатывая содержание урока и его построение, рекомендуется действовать в такой очередности:

  1. разработать средства и методические приемы решения каждой общей задачи обучения двигательным действиям;
  2. определить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке;
  3. наметить место и уточнить пути решения запланированных на данный урок задач по совершенствованию и закреплению двигательных качеств;
  4. подобрать дополнительные средства, способствующие всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Распределить на уроке все учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся;
  5. проанализировать и дополнить намеченные средства и методы решения задач обучения и физического развития, с тем, чтобы они попутно решали задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания;
  6. разработать методы организации учебного процесса на уроке, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь и пособия, обеспечивающие оптимальную двигательную плотность урока и наибольшую учебную активность занимающихся;
  7. разработать методику проверки, критерии и комплексные формы оценивания результатов учебного труда занимающихся на уроке в целом [1].

Таким образом, вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже, исходя из особенностей его содержания, вводная и заключительная. Итоги этой деятельности отражаются в записи конспекта урока.

В заглавной части учебного конспекта школьного урока указывается номер занятия по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы учащихся. Далее перечисляются общие задачи урока: образовательные, укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, воспитание. В случае необходимости здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства обучения, используемая литература.

В первой графе перечисляются частные задачи деятельности преподавателя в той последовательности, в которой они будут решаться для достижения общих задач урока. Во второй графе записываются средства решения частной задачи (физические упражнения, игры, эстафеты, полосы препятствий, теоретические сведения и т.д.).

В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий.

Деление плана урока на части может быть обозначено подзаголовком в графе «Средства» либо разделительными линиями с указаниями продолжительности части в графе «Дозировка». Разработка столь подробного конспекта весьма трудоемка, но она необходима для учащихся физкультурных учебных заведений, проходящих учебную и педагогическую практику. Часто учитель пользуется в работе менее подробными конспектами, в которых отсутствует графа «Частные задачи», но содержание графы «Методические приемы» отражает их постановку учителем и дает информацию о цели каждого используемого в уроке упражнения. Обычно опытные педагоги ограничиваются составлением кратких планов уроков, в которых формулируются общие задачи, основные средства и наиболее важные методические приемы их решения. [6] (см. Приложение В).

Заключение

  1. Одной из актуальных тем физического воспитания в образовательной школе является планирование учебной работы по физической культуре, так как оно значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Задачи на каждый учебный год формируются учителем самостоятельно в зависимости от содержания программы для каждого класса и с учетом подготовленности учащихся, климатических условий и оснащенности материальной базы школы.
  2. Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных заданий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года.
  3. Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задания для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, дозировку и т.п.).
  4. Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tehnologiya-planirovaniya-vospitatelnoy-rabotyi-s-uchaschimisya-kursovaya/

Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 192 с., Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. — М.: ФиС, 1958. — 132 с., Введение в теорию физической культуры. /Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: ФиС, 1983. — 128 с., Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М., Фис, 1985. — 78 с.

  • Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. Физ. Культ. \ Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: ФиС, 1986. — 352 с.
  • Старчанка У.М. Планаванне вучэбнага матэрыялу праграмы па фiзiчнай культуры вучняу агульнаадукацыйнай школы. — 2-е выд., перапр. i дап. — Мазыр: РВФ «Белы вецер», 1999. — 24 с.
  • Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 304 с.
  • Физическая культура.4-й класс: Экспериментальное учебное пособие по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. В.С. Каюрова и З.И. Кузнецовой. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 150 с.

Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

Советская система физического воспитания / Под ред. Г.И. Кукушкина. — М.: ФиС, 1975. — 558 с.