1. Рассмотреть особенности и технологии социальной работы с бездомными детьми.
2. Проанализировать технологии социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».
Теоретической основой работы послужили подходы И. Ф. Дементьева, О. В. Зыков, Г. М. Иващенко, Л. А. Гриценко, А. Е. Рацимора, О. А. Ахвердовой, В. Ф. Кондратишко, В. И. Свидерского, П. И. Люблинского и др.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении основ и технологий социальной работы с бездомными детьми. Практической значимостью работы являются анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Республики Тыва.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 32 источника. Содержание работы изложено на 40 страницах.
Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных — бездомность несовершеннолетних.
В России наблюдается рост числа бездомных детей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. бездомных детей. Бессонова Н. Как оградить детей от физического насилия // Социальная педагогика. 2013. № 2. С. 65. По оценкам МВД, в России на сегодняшний день насчитывается от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов детей живущих на улице. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних // Беспризорник. 2012. № 2. С. 16. По данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона детей живущих на улице, по данным движения «В защиту детства» — четыре миллиона Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков: Учебное пособие М. : Издательство МПА, 2009. С. 63.. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют еще более высоким показателями. Москвичев В. В. Социальная работа с несовершеннолетними, М. :«НАН», 2013. С. 69-70.
По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с бездомностью детей пока слабо осознается обществом как катастрофа. Из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тыс. детей, а из дома — около 50 тыс., примерно 10% из них погибает. Лаврова Л. Лишние // Дружба народов. 2012. № 7. С. 132-145.
К проблеме беспризорности обращается и Е. Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. 2012. № 3. С. 117-121.
Социальное здоровье молодёжи в России
... этим, существует необходимость рассмотреть здоровье молодёжи с точки зрения социальной работы. Объект курсовой работы: социальное положение молодёжи. Предмет курсовой работы: социальное здоровье молодежи в России. Цель: проанализировать социальное здоровье молодежи в России и обобщить основные подходы ...
Невозможность четкого учета бездомных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «бездомный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «беспризорный», «безнадзорный», «дети улицы», «бездомный» ребенок, «дети, лишенные родительской опеки», «социальные сироты», «несовершеннолетние группы риска» употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. / О. Е. Лебедев, Е. Е. Чепурных, А. Н. Майоров, В. М. Золотухина; Под ред. А. Н. Майорова. М. : Интеллект-Центр, 2001. С. 28.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) относит к бездомным детям: детей, которые не общаются со своими семьями и живут во временных хранилищах; детей, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, различные виды эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи на улице; детей-воспитанников интернатов и приютов, которые по разным причинам сбежали из них и находятся на улице. ЮдашинаН. Дети улицы: психологические портреты /Н. Юдашина // Воспитание школьников. — 2002. — № 6. — С. 33-36.
Результаты социологических исследований феномена детской бездомности, опыт работы различных учреждений для несовершеннолетних дают основания отнести к бездомным детям следующие категории несовершеннолетних (О. М. Панов, Е. И. Холостова, Е. Г. Слуцкий, А. М. Нечаева и др.):
- беспризорные дети — дети, не имеющие постоянного места жительства в связи с потерей родителей, асоциальными формами поведения взрослых в семье, дети, которых выгнали из дома родители;
- безнадзорные дети — дети, имеющие определенное место жительства, но вынуждены находиться на улице в результате материальной несостоятельности опекунов (родственников, бабушек, дедушек), психических расстройств родителей, безразличного отношения последних к воспитанию детей;
- дети-беглецы из воспитательных учреждений — дети, получили психологического, физического и сексуального насилия в учреждениях интернатного типа и приютах;
- дети-беглецы из внешне благополучных семей — дети с высоким уровнем конфликтности, акцентуация и патологиями характера, отклонениями в психическом и личностном развитии;
— дети, по своим психологическим признакам склонны к постоянному пребыванию на улице — дети, лишенные систематического родительской опеки, аутсайдеры школьных коллективов, дети с ярко выраженными признаками трудновоспитуемости, подвержены бесцельного времяпрепровождения. Теория и практика социальной работы: Методические материалы / Отв. ред. А. М. Панов и Е. И. Холостова. М., 1998. С.62.
Практики социальной работы определяют бездомных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. М.: Росс, благотворит, фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. С. 17.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие трактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 (в ред. от 22 апреля 2005 г.) // Правовая система «Консультант плюс».
«Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития»
... которые будут определять его поведение в будущем. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм ... характерно определение общей цели и плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства ...
В своей работе мы будем понимать под бездомными детьми все вышеперечисленные категории несовершеннолетних. Бездомный — ребенок, находящийся в состоянии бездомности, то есть не имеющий права собственности на жилое помещение (здание, строение) или права пользования жилым помещением (зданием, строением), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания, а также не имеющий регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Проект Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных». Статья 4.2. / Статистика и законы // URL:
Основной причиной бездомности детей является разрушение института семьи, моральная и нравственная деградация семей, разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
Изучение современной детской бездомности позволило выделить ее особенности. Дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано, Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 33-36.все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер, Юдашина Н. Ребенок-бродяга: социальный портрет // Домашнее воспитание. 2002. № 2. С. 3-5. большинство имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 58-59. Среди позитивных качеств бездомных детей специалисты отмечают хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость и активность. Волкова О. Ничейное поколение // Управление школой: Прил. к газ. «Первое сентября». 1999. № 39. С. 5.
Таким образом, рассмотрев бездомность детей как социальное явление можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день этой проблемы для нашего общества. Несовершеннолетние этих категорий не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы и нуждаются в помощи и поддержке взрослых, государства — в специально организованной профессиональной социальной работе. Прихожан A. M. Дети без семьи / A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 2007. С. 73.
1.2 Особенности социальной работы с бездомными детьми
В основу социальной работы с бездомными детьми в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента РФ. № 1338 от 6.09.1993 // Российская газета. 1993. № 189.
Технологии социальной работы с бездомными детьми
... родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей. социальный работа бездомный беспризорность Таким образом, социальная работа с бездомными детьми и подростками в Центре ... включающего в себя 32 источника. Содержание работы изложено на 40 страницах. 1 Бездомные дети как социальная проблема Среди проблем детского неблагополучия одна ...
В 1999 году вступил в действие закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской бездомности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.
В проекте Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных» прописано, что государственная социальная политика в вопросах профилактики бездомности имеет своей целью создание надлежащих условий для предупреждения бездомности, реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения их к нормальной жизни в обществе. Проект Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных». Статья 2. / Статистика и законы // URL:
Социальная работа с бездомными детьми связана непосредственно с процессами социальной адаптации, дезадаптации и реадаптации (Ю. А. Александровский, Л. Ю. Данилова, И. Ф. Дементьева и др.).
Вопросами социализации, десоциализации и ресоциализации бездомных детей занимались такие авторы как С. А. Беличева, А. В. Гоголева, А. Н. Голик, И. Ф. Дементьева, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Д. В. Ярцев и др.
Основы социальной интеграции, дезинтеграции и реинтеграции детей улиц разрабатывали такие ученые как Л. Н. Галигузова, О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн, А. М. Пригожин и И. Н. Толстых, А. А. Цыганок.
Особое место в своих исследованиях специалисты Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. Ф. Дементьева, В. Л. Чепляев уделяют институту социальной работы, который является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку бездомным детям.
Социальная работа с данной категорией детей направлена на выполнение широких социальных функций:
- защитительная функция. Направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья;
- профилактическая функция.
Работа по раннему выявлению бездомных детей, оказание своевременной помощи, социальный патронаж семей, в которые возвращаются дети и др.;
- восстановительная функция. Осуществление мер по устройствубездомных детей, оздоровлению условий жизнедеятельности, восстановление социального статуса ребенка, укрепление его связей с основными институтами социализации;
- коррекционно-развивающая функция.
На основе комплексной диагностики определение системы мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей;
Реферат на работу ребенка
... по бокам. Для того, чтобы после распечатки работы, ребенок смог подшить ее. На какой бумаге печатать реферат? Печатать реферат нужно исключительно на листах, формат которых - А4. Они ... страницы. Содержание Содержание работы должно указываться на второй странице реферата. В нем нужно расписать названия всех заголовков, подзаголовков работы ребенка. В частности, указать, на каких страницах размещено: ...
- оздоровительная функция. Предоставляение ребенку необходимой медицинской помощи, профилактика заболеваний, обеспечение полноценным питанием, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
— компенсаторская функция. Замещение биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло // Социологические исследования М. 1998. № 8. С. 28.
В целом, анализ теории и практики социальной работы с бездомными детьми показывает целый ряд направлений социальной работы:
- социальная диагностика и социальная профилактика;
- социальный надзор и социальная коррекция;
- социальная терапия и социальная адаптация;
- социальная реабилитация и социальное обеспечение;
- социальное страхование и социальное обслуживание;
- социальная опека и социальная помощь;
- социальное консультирование и социальная экспертиза;
- социальное попечительство и социальное нововведение;
- социальное посредничество и подвижничество.
Эти виды социальной работы выступают как основными ее направлениями, так и главными технологиями.
Основные принципы организация социальной работы с бездомными детьми рассмотрены в работах Г. И. Камаевой. Камаева Г. И. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних: опыт и проблемы / Территориальные социальные службы: теория и практика. М. 2001. С. 163-167. По мнению автора, основной целью деятельности учреждений социального осблуживания является не только реабилитация, но и социализация воспитанников. Она осуществляется в тесном взаимодействии социальной, воспитательной и образовательной работы.
Работа по решению проблем детской бездомности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях.
Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения бездомных детей — улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников.
Обзор научных подходов к организации социальной работы с бездомными детьми приводит к следующим выводам:
- во-первых, имеется достаточно публикаций, но до сих пор отсутствует комплексное и системное описание проблемы бездомности детей;
- во-вторых, имеется достаточно публикаций по отдельным процессам, связанным с социальной работой с бездомными детьми, но нет опять же комплексного и системного описания специфики социальной работы, что могло бы стать теоретико-методологической базой организации социальной работой с данной категорией детей;
— в-третьих, имеются отдельные публикации по организации реабилитации с несовершеннолетними, но нет исследований по управлению процессом социальной работы и инновационными технологиями в раскрытии сущностных характеристик целостного процесса организации социальной работы с бездомными детьми.
Особенности социальной работы с лицами БОМЖ (без определенного места жительства)
... Теоретические основы социальной работы с лицами без определенного места жительства 1.1 Характеристика и особенности лиц без определенного места жительства Для многих людей бездомные ассоциируются с опустившимися на ... детей). Порядка 10% бездомных имеют высшее образование [11, с. 29]. Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное ...
Однако в целом существующая система социальной работы с бездомными детьми в стране не адекватна современной ситуации и нацелена главным образом на выявление, социальный контроль и карательные акции по отношению к асоциальным семьям и бездомным детям, а также на жизнеустройство и обеспечение элементарных условий их жизнедеятельности.
1.3 Технологии социальной работы с бездомными детьми
Бездомные дети не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы и нуждаются в помощи и поддержке взрослых, государства — в специально организованной профессиональной социально-педагогической реабилитации. Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. проф. Курбатова В. И. Ростов-на-Дону. 2003. С. 465..
В целях дальнейшего жизнеустройства часть из них направляется в интернатные учреждения системы образования, часть — в замещающую семью, некоторые — в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты.
Включая в себя различные направления (социальное, правовое, медицинское, психологическое, педагогическое), реабилитация предполагает осуществление специальных социально-педагогических программ в комплексе с мерами социально-правовой, социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки.
Деятельность учреждений социального обслуживания предполагает не только разные направления, но и методы и технологии социальной работы с бездомными детьми. Технология социальной работы. Учебник // ред. Е. И. Холостова. М. 2007. Глава 20.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.
Проведенный анализ литературы показал, что в социальной работе с бездомными детьми в условиях различных учреждений социального обслуживания применяются следующие технологии:
1. Работа с социальной организацией среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности: социальная реклама; информирование в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.
2. Аутрич работа («вовне — донесение профилактической информации до несовершеннолетних, состоящих в закрытых социальных группах (потребителей наркотиков, гомосексуалов, проституток) в местах, привычных для них. Саранг А. Пособие для аутрич-работников и волонтеров программ снижения вреда от употребления наркотиков: учеб. пособие / Саранг А., Очерет Д., Ли В. М. : AFEW, 2008. 36 с.
3. Таймаут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными несовершеннолетними. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. СПб. : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2008. 146 с.
Социальные гарантии при потере работы и безработице
... рассмотреть понятие безработного и системы гарантий в области занятости; 2. рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработице. 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ ... выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов ...
4. Тренинг. Активное социальное обучение социально-важным навыкам: тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности или аффективностного обучения; тренинг формирования жизненных навыков.
5. Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению несовершеннолетних: повышение самооценки или интеграция в референтную среду; познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
6. Арттерапия. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
7. Гейткипинг — это процесс оценки и планирования потребностей и обстоятельств детей, предшествующих приему в учреждение и способствующих их постепенному продвижению вперед — возврату в родные семьи, в форму замещающего воспитания в семейном окружении Гейткипинг. Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. / Под ред. Д. Роджерс. Том 1. Санкт-Петербург, «КиНт-принт», 2010. 168 с..
8. Аналитико-преобразующий метод — перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности: психологическая квалификация личности деформаций ребенка; профилактические, дидактические и коррекционные воздействия.
Универсальные технологии социальной работы с бездомными детьми, находящимися в социальных классифицировал Ю. А. Клейберг:
1. Технология общественного влияния: коррекция дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества.
2. Специальные или частно-педагогические технологии: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера.
3. Технология коррекции через труд.
4. Технология коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
5. Психотерапевтические технологии: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ, посечная терапия, клиент — центрированная игровая терапия (Г. Лэндрет), терапия сказками (Д. Бретт).
С точки зрения современных социальных технологий работы с бездомными детьми, одним из направлений деятельности должна быть помощь в оптимизации отношений ребенка с его кровными и другими родственниками. Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. 2006. № 2. С. 193-201.
Таким образом, практика использования технологий социальной работы с бездомными детьми показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по оказанию социальной помощи и поддержке несовершеннолетним.
Делопроизводственное обеспечение управление персоналом, реализуемое ...
... направления деятельности Центра социального обслуживания г. Пскова; провести анализ формирования делопроизводственной политики Центра социального обслуживания населения г. Пскова *выявить на основе проведенного анализа комплекс проблем в сфере реализации делопроизводственной политики в Центре социального ...
Однако анализ используемых технологий показал примитивность их использования, основной акцент делается на социально-психологической реабилитации, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Поэтому для нас является актуальным в рамках курсовой работы в условиях современной практики изучить и оценить применяемые технологии в социальной работе с бездомными детьми.
1. Реабилитационные услуги несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
2. Реабилитационные услуги совершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
3. Консультативную помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения деятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Предоставление материальной помощи в натуральном виде гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
5. Предоставление временного приюта несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
В период нахождения в отделении несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия согласно нормам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года № 118.
Содержание бездомных детей в Центре определено индивидуальными программами комплексной адаптации, реабилитации, профилактики направленных на решение всей совокупности проблем детей.
В Центре реализовывается республиканская программа «Профилактика семейного сиротства и семейного неблагополучия Республики Тыва на 2009-2011 годы» (Постановление Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 года № 603 «Об Утверждении Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва и его структуры).
В рамках Программы реализуются основные мероприятия: обеспечение функционирования единой информационной базы данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
Анализируя деятельность Центра в целом отметим, что помощь различным бездомным детям оказывается в индивидуальном порядке. Прежде всего, проводится работа по выявлению и постановке на учет таких детей. Работа ведется совместно с представителем администрации коожуна ответственным за работу с беспризорными и бездомными детьми. Проводится патронаж с целью выявления условий пребывания и жизни таких детей.
Сотрудники Центра в 2013 году провели 21 рейд и охватили 87 мест пребывания бездомных и беспризорных детей. В результате рейдовых мероприятий 26 детей определены на стационарное содержание и проходят там различные виды реабилитации.
В стационарном отделении Центра, который рассчитан на 20 детей, на данный момент в условиях стационара находятся 11 бездомных детей. Остальные 15 детей (безнадзорные, беглецы) получают различные виды помощи на дневном отделении. С детьми работают педагог-психолог, специалисты по социальной работе и по работе с инвалидами, воспитатель, инструктор по труду, медсестра.
Психологическая сущность маркетинга как особого вида социальной ...
... время она функционирует не очень активно, либо найдите промежуток временного затишья в деятельности выставки среди рабочего дня. Когда Вы будете показывать продавцам или агентам свой ... два важных аспекта процесса сбыта и постоянно помнить о них в своей деятельности. Вы предлагаете не просто свой товар или услугу, а предлагаете самого себя, ...
Анализ деятельности Центра показал следующее: выявлена проблема недостаточной проработанности мер социальной политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин бездомности детей, а на ее последствия.
Недостаточно четкая организация деятельности Центра, низкая эффективность методов работы с бездомными детьми делает их практически беззащитными перед многочисленными испытаниями сегодняшней жизни. Данное обстоятельство приводит к социальной дезадаптации этих детей, ослаблению их социальной защищенности, возникновению девиантных и делинквентных форм поведения.
Существенным недостатком в деятельности Центра является отсутствие семейных форм устройства несовершеннолетних.
Специалисты Центра оказывают лишь содействие в устройстве в интернатные учреждения и патронатные семьи. В стационарных условиях дети проходят лишь курс социальной реабилитации, затем большой процент детей вновь возвращаются в свои семьи, где попадают вновь в неблагоприятную обстановку. Получается замкнутый круг, в котором страдает ребенок. Еще чаще, дети снова уходят из семей и ведут уличный образ жизни, чувствуя себя ненужными ни родителям, ни специалистам Центра. Так как, находясь в Центре, они привыкают к «хорошей жизни», а затем их «выбрасывают» как котят на произвол судьбы, потому что Центр является лишь временным приютом для ребенка.
2.2 Анализ социальной работы с бездомными детьми в условиях центра
Социальная работа с бездомными детьми занимает особое место в деятельности Центра.
Деятельность с такими детьми выполняет 2 отделения: стационарное и отделение профилактики безнадзорности с участковой службой.
Стационарное учреждение обеспечивает временного проживание бездомных детей и подростков, выявляет причины и условия их бездомности, разрабатывает и реализует комплекс реабилитационных мероприятий, содействует их социализации, психологической и социальной адаптации, защите их прав, свобод и интересов.
Специфика социальной работы с данной категорий детей осуществляется через реализацию мероприятий:
- предоставление бесплатных социальных услуг;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- осуществление социальной реабилитации в соответствии с индивидуальными программами;
- участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания;
- оказание содействия в организации оздоровления и отдыха детей.
Анализ личных карт поступающих в Центр бездомных детей позволил выделить условные группы «детей риска» по степени беспризорности:
- «дети беглецы», которые уходят из дома периодически (от 0-х недель до одного месяца);
- «дети улицы», уходящие из дома постоянно или не живущие дома.
Процитируем слова заведующей стационарного отделения Центра А. С. Оюн: «В наше учреждение дети поступают буквально с улицы, часто первоначально известно только имя ребенка, поэтому первая ступень работы — установление социальной истории и определение социального диагноза семьи».
Основная масса поступающих бездомных детей (82,5%) находятся в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (около 80%).
В возрасте 16-18 лет — 12,5%. Наименьшее число детей — в возрасте до 10 лет. Большинство детей убегало из дома несколько раз. Наиболее часто бегут дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74%.
Следует особо отметить, что все беспризорные дети и подростки стали бездомными по причине тяжелой жизненной ситуации, плохих отношений с родителями, учителями, их жестокого обращения.
Из бездомных детей, попавших в Центр, 67,3% проживали в полных семьях. Дети из неполных семей составили 23,7%, причем в основном это семьи с матерью. С отцом проживает каждый 5-й ребенок из неполных семей.
Четверть поступающих детей больны. В том числе каждая третья девочка и каждый четвертый мальчик. Причем заболевания очень разные: желудочные заболевания (гастрит) — 20%, гиповитаминоз — 10%, гепатит, венерические заболевания, наркомания, туберкулезная интоксикация, — соответственно по 10%.
Характерно, что если у девочек часто встречаются венерические заболевания, то у мальчиков — болезни иного рода. Более чем у половины из них оказалось сотрясение мозга, причем неоднократное (2-3 раза).
Эта травма была получена в возрасте 6-7 лет. Сейчас этим детям по 11-13 лет, и все они состоят на учете в психоневрологическом диспансере.
Статус детей, поступивших в специализированные учреждения следующий:
- отказавшиеся жить в семье (2%);
- оставшиеся (постоянно или временно) без попечения взрослых, постоянного места жительства, средств к существованию (22%);
- задержанные за бродяжничество (76%).
В 2013 году увеличились показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра (см. рис 2.1.).
Рис. 2.1 . Показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра
В стационарном отделении осуществляет свою работу социально-психолого-педагогический консилиум Центра. После определения социального статуса ребенка на консилиуме специалисты Центра совместно с органами опеки и попечительства решают вопрос о дальнейшем жизнеустройстве бездомного ребенка: возвращение в кровную семью, устройство в новую семью или направление в государственное учреждение.
Важным направлением деятельности Центра является работа с прежней семьей ребенка. Прежде чем вернуть ребенка в родную семью (чаще всего это семья малообеспеченная, многодетная или неполная), сотрудники с целью профилактики бродяжничества и попрошайничества детей ведут работу с родителями, тесно взаимодействуя при этом с районными центрами социальной помощи населения, органами внутренних дел.
При необходимости родителям оказывается помощь: медицинская (например, бесплатное кодирование), социальная (оформление пособий, помощь в трудоустройстве), юридическая (помощь в получении прописки, возвращении жилья).
В Центре сложилась определенная система профилактики детской бездомности с участковой службой Центра. Основным направлением деятельности отделения является социальная реабилитация таких детей как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией РФ, ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан раннего возраста и инвалидов», ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Республики Тыва от 24.04.2010 г. № 20-РЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Республике Тыва».
Центр осуществляет меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления — это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отношений; поиск форм занятости детей в свободное время; формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей. социальный работа бездомный беспризорность
Таким образом, социальная работа с бездомными детьми и подростками в Центре включает в себя комплекс социальных услуг, которые реализуют два отделения. Сотрудники Центра понимают, что детская бездомность — явление социальное, напрямую зависящее от отношения государства к семье в целом и к ребенку в частности, и делают все возможное для того, чтобы помочь каждому конкретному ребенку.
Результаты анализа и оценки деятельности Центра по профилактике беспризорности несовершеннолетних, позволяют утверждать, что сформировалась в целом негативная оценка этой деятельности. Данное положение подтверждается обобщением публикаций в местных СМИ по указанному вопросу.
Так, сегодня отделение профилактики Центра не справляется с возложенной на них функцией. Деятельность отделения в основном ведется с семьями по профилактике семейного неблагополучия, мало внимания уделяется работе с бездомными и беспризорными детьми. Кроме того, проводимые мероприятия направлены на работу непосредственно с детьми, ставшими беспризорниками, или теми, кто входит в группу риска, но не на устранение детерминантов беспризорности несовершеннолетних (например, пропаганда семьи, снижение уровня алкоголизации населения, повышение благосостояния и улучшение качества жизни и т. д.) и на нейтрализацию ее негативных последствий.
В настоящее время действуют лишь две формы устройства несовершеннолетнего после изъятия его с улицы: помещение ребенка в государственное учреждение на воспитание и содержание или обеспечение ребенку семейного воспитания (только приемные семьи).
Наблюдается тенденция, противоречащая нормам права, по первоначальному устройству несовершеннолетних в государственные учреждения без принятия каких-либо попыток поместить ребенка в семью.
Анализ отчетной документации показал: 36% бездомных детей помещаются в различные вневедомственные структуры по ресоциализации, содержанию, воспитанию и обучению таких детей, с обязательным контролем функционирования таких институтов; 23% — в специализированные образовательные и воспитательные учреждения; 18% — в аналогичные учреждения общего типа; 9% — в учреждения социальной защиты; 14% —в приемные семьи.
В ходе анализа деятельности нами усмотрено, что профилактическая работа с бездомными не в полной мере решает проблемы детей. Деятельность специалистов выстраивается как борьба с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.
Анализ нормативно-правовой базы Центра, регулирующей работу с бездомными детьми показал, что она не носит системного характера. Основная часть документов является дополнением федеральной правовой базы и сфокусирована на решении локальных проблем и задач.
Кроме того, сложившаяся система социальной поддержки бездомных детей ориентирована на решение уже имеющихся социальных проблем. Такая постановка не решает вопросы профилактической направленности и способствует развитию их иждивенчества.
Эффективность социальной помощи отсюда значительно снижается. Помощь детям строится как набор отдельных услуг, зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. Недостаточно развита система включения бездомных детей в систему образования и досуговую деятельность. Сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство бездомных детей — выпускников Центра, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска. Деятельность по возвращению этих детей в кровные семьи проводится в режиме апробации и разработки методик и не имеет нормативного обеспечения.
2.3 Система технологий социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре
Цель социальной работы с бездомными детьми в Центре — это, прежде всего, его жизнеустройство, а также привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.
Для реализации основной цели социальной работы, специалисты Центра в своей деятельности используют различные технологии. Каждым специалистов используются определенный набор технологий, обусловленный спецификой направления его деятельности.
Состояние несовершеннолетних, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи с чем, большое внимание уделяется медицинской реабилитации.
Основные компоненты медицинской реабилитации — это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.
Медицинским персоналом широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. В группах воспитатели и медработники проводят с детьми сеансы дыхательной гимнастики, самомассажа, контрастное обливание стоп, также используются природные ресурсы — солнечные и воздушные ванны, купание в открытых водоемах.
Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности («От я до Я»), программа по восстановлению толерантного сознания («Жить в мире с собой и другими»), программа по профилактике психического здоровья («Счастливый подросток») и др.
Таким образом в реализации программ используются такие технологии, как саморегуляция, самомассаж, аутогенная тренировка и др.
Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях Центра и вне его. Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.
В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям, вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки), т. к. игра — естественное для ребенка средство коммуникации.
Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.).
При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.
Так, например, технологии работы социальных педагогов учреждения включает:
- устранение неприязни к школе, учебным занятием посредством занимательного материала, игр на развитие внимания, мышления;
- ликвидация пробелов в знаниях ребят;
- развитие познавательной активности.
Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих.
Специалистами уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.
Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.
Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни.
С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности воспитанники центров вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских. Дети привлекаются к трудовым десантам по уборке и озеленению территории, изготовлением различных мелких поделок.
Специалистами используются технологии по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи. Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей.
С этой целью специалисты центра используют такие технологии:
- социальный патронаж;
— социальная гостиная. Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.