Технологии социальной работы с бездомными детьми

Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.

Детскую бездомность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.

Так, по данным государственной, статистики, в 2013 г. в стране насчитывалось более 2 млн. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом.

Многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности не дает должного, положительного эффекта. А также отсутствует опыт эффективной практики внедрения технологий в область работы с бездомными детьми.

Решение данных вопросов в настоящее время требует кардинального изменения подхода в деятельности учреждений системы профилактики беспризорности несовершеннолетних, совершенствовании методов и технологий в социальной работе с бездомными детьми.

Таким образом, актуальность и значение проблемы определили цель и задачи исследования, его структуру, объект, предмет и содержание работы.

Объектом курсовой работы является социальная работа с бездомными детьми.

Предмет — технологии социальной работы с бездомными детьми.

Целью курсовой работы является анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в условиях ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна Республики Тыва.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих исследовательских задач:

1. Рассмотреть особенности и технологии социальной работы с бездомными детьми.

2. Проанализировать технологии социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».

  • Разработать рекомендации по совершенствованию технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».

Теоретической основой работы послужили подходы И. Ф. Дементьева, О. В. Зыков, Г. М. Иващенко, Л. А. Гриценко, А. Е. Рацимора, О. А. Ахвердовой, В. Ф. Кондратишко, В. И. Свидерского, П. И. Люблинского и др.

9 стр., 4026 слов

Технология социальной работы с детьми и подростками

... такое понятие, как девиация, как с этим феноменом работают специалисты и насколько эффективна их деятельность на данном этапе развития и внедрения социального проектирования в социальную работу. 1. Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением Девиантное поведение, ...

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении основ и технологий социальной работы с бездомными детьми. Практической значимостью работы являются анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Республики Тыва.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 32 источника. Содержание работы изложено на 40 страницах.

1 Бездомные дети как социальная проблема

Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных — бездомность несовершеннолетних.

В России наблюдается рост числа бездомных детей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. бездомных детей. По оценкам МВД, в России на сегодняшний день насчитывается от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов детей живущих на улице. По данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона детей живущих на улице, по данным движения «В защиту детства» — четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют еще более высоким показателями.

По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с бездомностью детей пока слабо осознается обществом как катастрофа. Из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тыс. детей, а из дома — около 50 тыс., примерно 10% из них погибает.

К проблеме беспризорности обращается и Е. Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России.

Невозможность четкого учета бездомных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «бездомный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «беспризорный», «безнадзорный», «дети улицы», «бездомный» ребенок, «дети, лишенные родительской опеки», «социальные сироты», «несовершеннолетние группы риска» употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) относит к бездомным детям: детей, которые не общаются со своими семьями и живут во временных хранилищах; детей, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, различные виды эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят <#»883788.files/image001.gif»>

Рис. 2.1 . Показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра

В стационарном отделении осуществляет свою работу социально-психолого-педагогический консилиум Центра. После определения социального статуса ребенка на консилиуме специалисты Центра совместно с органами опеки и попечительства решают вопрос о дальнейшем жизнеустройстве бездомного ребенка: возвращение в кровную семью, устройство в новую семью или направление в государственное учреждение.

13 стр., 6237 слов

Работа социального педагога с одаренными детьми

... детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка. Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального ...

Важным направлением деятельности Центра является работа с прежней семьей ребенка. Прежде чем вернуть ребенка в родную семью (чаще всего это семья малообеспеченная, многодетная или неполная), сотрудники с целью профилактики бродяжничества и попрошайничества детей ведут работу с родителями, тесно взаимодействуя при этом с районными центрами социальной помощи населения, органами внутренних дел.

При необходимости родителям оказывается помощь: медицинская (например, бесплатное кодирование), социальная (оформление пособий, помощь в трудоустройстве), юридическая (помощь в получении прописки, возвращении жилья).

В Центре сложилась определенная система профилактики детской бездомности с участковой службой Центра. Основным направлением деятельности отделения является социальная реабилитация таких детей как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией РФ, ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан раннего возраста и инвалидов», ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Республики Тыва от 24.04.2010 г. № 20-РЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Республике Тыва».

Центр осуществляет меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления — это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отношений; поиск форм занятости детей в свободное время; формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей. социальный работа бездомный беспризорность

Таким образом, социальная работа с бездомными детьми и подростками в Центре включает в себя комплекс социальных услуг, которые реализуют два отделения. Сотрудники Центра понимают, что детская бездомность — явление социальное, напрямую зависящее от отношения государства к семье в целом и к ребенку в частности, и делают все возможное для того, чтобы помочь каждому конкретному ребенку.

Результаты анализа и оценки деятельности Центра по профилактике беспризорности несовершеннолетних, позволяют утверждать, что сформировалась в целом негативная оценка этой деятельности. Данное положение подтверждается обобщением публикаций в местных СМИ по указанному вопросу.

Так, сегодня отделение профилактики Центра не справляется с возложенной на них функцией. Деятельность отделения в основном ведется с семьями по профилактике семейного неблагополучия, мало внимания уделяется работе с бездомными и беспризорными детьми. Кроме того, проводимые мероприятия направлены на работу непосредственно с детьми, ставшими беспризорниками, или теми, кто входит в группу риска, но не на устранение детерминантов беспризорности несовершеннолетних (например, пропаганда семьи, снижение уровня алкоголизации населения, повышение благосостояния и улучшение качества жизни и т. д.) и на нейтрализацию ее негативных последствий.

4 стр., 1708 слов

Предпринимательская деятельность в сфере социального обслуживания ...

... от предпринимательской деятельности 2,4 2,3 другие, не запрещенные законом поступления 0,8 4,9 ИТОГО 356,4 494,4 Таким образом, на примере деятельности дома «Ветеран» становится понятно, что предпринимательство в сфере социального обслуживания приносит ...

В настоящее время действуют лишь две формы устройства несовершеннолетнего после изъятия его с улицы: помещение ребенка в государственное учреждение на воспитание и содержание или обеспечение ребенку семейного воспитания (только приемные семьи).

Наблюдается тенденция, противоречащая нормам права, по первоначальному устройству несовершеннолетних в государственные учреждения без принятия каких-либо попыток поместить ребенка в семью.

Анализ отчетной документации показал: 36% бездомных детей помещаются в различные вневедомственные структуры по ресоциализации, содержанию, воспитанию и обучению таких детей, с обязательным контролем функционирования таких институтов; 23% — в специализированные образовательные и воспитательные учреждения; 18% — в аналогичные учреждения общего типа; 9% — в учреждения социальной защиты; 14% -в приемные семьи.

В ходе анализа деятельности нами усмотрено, что профилактическая работа с бездомными не в полной мере решает проблемы детей. Деятельность специалистов выстраивается как борьба с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Анализ нормативно-правовой базы Центра, регулирующей работу с бездомными детьми показал, что она не носит системного характера. Основная часть документов является дополнением федеральной правовой базы и сфокусирована на решении локальных проблем и задач.

Кроме того, сложившаяся система социальной поддержки бездомных детей ориентирована на решение уже имеющихся социальных проблем. Такая постановка не решает вопросы профилактической направленности и способствует развитию их иждивенчества.

Эффективность социальной помощи отсюда значительно снижается. Помощь детям строится как набор отдельных услуг, зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. Недостаточно развита система включения бездомных детей в систему образования и досуговую деятельность. Сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство бездомных детей — выпускников Центра, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска. Деятельность по возвращению этих детей в кровные семьи проводится в режиме апробации и разработки методик и не имеет нормативного обеспечения.

2.3 Система технологий социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре

Цель социальной работы с бездомными детьми в Центре — это, прежде всего, его жизнеустройство, а также привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.

Состояние несовершеннолетних, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи с чем, большое внимание уделяется медицинской реабилитации.

Основные компоненты медицинской реабилитации — это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.

3 стр., 1477 слов

Социальная работа как технологический процесс

Целью работы было рассмотрение социальной работы как технологического процесса. Объект изучения – социальная работа. Предметом исследования – социальная работа как технологический процесс. Задачи исследования: 1.раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы, определить их место в системе социальных технологий, описать специфику, объект и предмет воздействия, основные ...

Медицинским персоналом широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. В группах воспитатели и медработники проводят с детьми сеансы дыхательной гимнастики, самомассажа, контрастное обливание стоп, также используются природные ресурсы — солнечные и воздушные ванны, купание в открытых водоемах.

Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности («От я до Я»), программа по восстановлению толерантного сознания («Жить в мире с собой и другими»), программа по профилактике психического здоровья («Счастливый подросток») и др.

Таким образом в реализации программ используются такие технологии, как саморегуляция, самомассаж, аутогенная тренировка и др.

Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях Центра и вне его. Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.

В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям, вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки), т. к. игра — естественное для ребенка средство коммуникации.

Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.).

При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.

Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.

Так, например, технологии работы социальных педагогов учреждения включает:

  • устранение неприязни к школе, учебным занятием посредством занимательного материала, игр на развитие внимания, мышления;
  • ликвидация пробелов в знаниях ребят;
  • развитие познавательной активности.

Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих.

3 стр., 1300 слов

Социальные проблемы общества и технологии их решения

... дети, подростки, пожилые люди, сельское население, беженцы и вынужденные переселенцы, бомжи, бродяги и так далее. Отсюда многообразие и разнообразность технологий по их решению. Объектом курсовой работы является технологии решения социальных проблем. ...

Специалистами уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.

Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни.

С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности воспитанники центров вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских. Дети привлекаются к трудовым десантам по уборке и озеленению территории, изготовлением различных мелких поделок.

Специалистами используются технологии по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи. Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей.

С этой целью специалисты центра используют такие технологии:

  • социальный патронаж;

— социальная гостиная. Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.

Активно специалистами Центра применяются такие технологии социальной работы, как:

  • интенсивная семейная терапия.
  • работа с сетью социальных контактов.
  • медиативные технологии.
  • технология раннего выявления семейного неблагополучия.
  • социальное партнерство.
  • внедрение добровольческих групп в работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • внедрение работы социальных участковых служб.

В рамках деятельности творческих союзов организована работа кружков, где несовершеннолетние занимаются изготовлением поделок из дерева, соленого теста, природного материала. Кружковая программа «СМАК», позволяет овладеть навыками кулинарного мастерства.

Реализация адаптированной в учреждении программы «Островок счастья» направлена на профилактику и коррекцию социально-психологической дезадаптации и предоставление психологической помощи. Усилия специалистов направляются на создание новых динамических стереотипов, укрепление новых очагов мотивации, включение воспитанников в активную трудовую и учебную деятельность. Применение невербальных форм коммуникации (психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия) способствуют облегчению коммуникативных процессов между сверстниками. В ситуационно-ролевых играх отрабатываются модели решения проблемных ситуаций и тренируются адаптивные формы поведения. В соответствии с рекомендациями специалистов проводились фантастические этюды, связанные с пребыванием на другой планете, когда ребята смогли по-иному посмотреть на дальнейшую жизнь и жизненные перспективы.

13 стр., 6456 слов

Социально-экономические методы в социальной работе

... экономической поддержки населения. 1. Теоретические основы социально-экономических методов в социальной работе 1 Содержание социально-экономических методов в социальной работе Социальная ... социальной сферы в своей практике, те, что позволяют применять в технологии социальной поддержки населения социально-экономические ... престарелые, инвалиды, дети-сироты, и т.д. Социальную защиту разделяют на ...

Для приобщения несовершеннолетних к духовной культуре воспитатели проводят беседы о православных праздниках, посещают с детьми сельскую церковь, слушают рассказы ее настоятеля, что позитивно воздействует на внутренний мир воспитанников.

Таким образом, технологии социальной работы с несовершеннолетними в условиях Центра строятся, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлены на создание условий, способствующих вовлечению их в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

Несмотря на сформированную систему социальной работы, разнообразию применяемых технологий социальной работы, в процессе анализа нами усмотрены недостатки. Используемые технологии социальной работы достаточно традиционны, используются не системно, не комплексно, каждое отделение применяет свои методы и технологии в работе, отсутствует скоординированность и согласованность действий по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Комплексная программа социального сопровождения воспитанников Центра охватывает не все направления деятельности Центра. Действующая комплексная программа составлена без учета действующих региональных долгосрочных целевых программ профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Реализуемые отделениями технологии также отделены от цели комплексной программы, отражают специфику отделения, а не комплексный и системный подход в реабилитации несовершеннолетних.

Большой упор делается на технологиях трудового направления и педагогическом сопровождении воспитанников, меньше внимания уделено социализации воспитанников и подготовке их к самостоятельной жизни. Применяемые технологии направлены в основном на формирование интересов, бытовых навыков и поддержание здоровья.

Применяемые технологии неэффективны, требуют пересмотра, обновления. Об этом свидетельствует десоциализация воспитанников, низкая динамика психического и социального развития.

Таким образом, подводя итог второй главе дипломной работы, отметим

Центр является важным элементом в государственной системе социальной защиты бездомных, беспризорных и безнадзорных детей. В своей деятельности он ориентирован не только на помещение и временное содержание ребенка, но прежде всего на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.

Анализ деятельности Центра позволил нам выделить преимущества и недостатки в организации социальной работы с несовершеннолетними воспитанниками. В частности, мы усмотрели тесную взаимосвязь основных проблем организации реабилитационной деятельности и неэффективности применяемых технологий социальной работы в Центре. Несмотря на внедряемые технологии, современные модели работы с семьей, острота проблемы детской и подростковой бездомности и институционализации системы социальной защиты детей сохраняется, чему способствует высокий уровень социального неблагополучия.

12 стр., 5543 слов

Технологии социальной работы с бездомными детьми

Практической значимостью работы являются анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Республики Тыва. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего ...

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗДОМНЫМИ ДЕТЬМИ В ГБУ РT «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Опираясь на результаты проведенного анализа организации социальной работы с несовершеннолетними, на информацию, полученную в ходе изучения теоретических основ социальной работы с бездомными детьми, а также на данные анализа практического опыта использования технологий социальной работы с такими детьми в условиях Центра, можно предложить следующие меры по их совершенствованию.

Мы считаем, что деятельность Центра должна быть направлена на достижение поставленных целей и задач в соответствии с изложенными в предыдущем параграфе постулатами и предполагать поэтапные действия в следующих основных направлениях:

  • Повышение эффективности организации социальной работы в Центре:
  • создание комплексной системы социального сопровождения бездомных детей;

— интеграция деятельности отделений Центра. Координация усилий по анализу кризисной ситуации бездомных детей и принятию адекватных реабилитационных мер. Подобная расстановка акцентов демонстрирует изменения в понимании приоритетов профилактической деятельности, уход от карательно-репрессивной модели работы по профилактике детской бездомности к восстановительной.

  • решение проблем посредством активизации межведомственного взаимодействия. Повышение активности и мотивации общественности (волонтерское движение) к участию в решении проблем бездомных детей.
  • создание новых оперативных служб (участковая социальная служба и выездная мобильная бригада, аутрич-работа и др.);
  • изменение стратегии и тактики в социальной работе (социальные телефоны доверия, функционирование служб сопровождения бездомных детей и т.п.);
  • создание новых и развитие имеющихся служб сопровождения замещающих семей на базе учреждения;
  • в свете новых требований федерального законодательства — создание областной системы подготовки граждан к принятию ребенка на воспитание в семью;
  • расширение сети школ приемных родителей;

— привлечение внимания широкой общественности к профилактическим программам (добровольческие движения, привлечение СМИ к пропаганде позитивного опыта профилактической работы с бездомными детьми, адресная пропаганда для семей группы риска здорового образа жизни, позитивных социальных ценностей и т.п.).

  • Внедрение инновационных технологий социальной работы с несовершеннолетними:
  • внедрение новых методов профилактики бездомности и бродяжничества детей, включая более широкое использование практики реабилитационной работы с семьей;
  • технологий раннего выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • технологий диагностики, адекватных возрасту детей, степени их социально-психологической дезадаптации;
  • технологий социального патроната и профессионального сопровождения бездомных детей;
  • создание волонтерского движения, тьюторской службы, домашних групп воспитанников, семейных воспитательных групп, фостерных семей.
  • применение восстановительных технологий в работе с бездомными детьми;
  • работа с сетью социальных контактов несовершеннолетних;
  • технология «интенсивная семейная терапия»;
  • бюро социальных услуг;
  • коррекция аддиктивного поведения подростков;
  • клиент — центрированная игровая терапия;
  • гейткипинг;
  • «патронаж семьи», «мобильные бригады», «участковые службы», осуществляющие помощь реабилитируемым (как детям, так и родителям) в создании новой семейной среды;

— «службы поддержки и формирования ответственного родительства», «школу воспитания здорового ребенка», «семейная терапия на дому», «домашнее визитирование», «родительские клубы», службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье, телефон доверия, и др., деятельность которых направлена на сохранение и укрепление физического, нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства.

14 стр., 6930 слов

Социальная работа с лицами «Бомж»

... - лица бомж. Предмет курсовой работы - социальная работа с лицами бомж. В курсовой работе использованы такие методы исследования как: поиск и анализ литературы по теме, метод анализа и синтеза. Ключевые слова: бомж, бездомные, социальная работа, социальная адаптация, ресоциализация бездомных, личностная ...

  • институт кураторов, службы реабилитации и досуга, социальные гостиные, уличная социальная работа, кейсменеджмент, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, самовольных уходов детей.

Рассмотрим подробнее восстановительные технологии в социальной работе с бездомными детьми.

Инновационная технология социальной работы «Работа с сетью социальных контактов несовершеннолетних, обеспечивает высокую эффективность реабилитационной работы с бездомными детьми:

  • предупреждение побегов, самовольных уходов;
  • восстановление детско-родительских отношений;
  • эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка;
  • снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, снижение количества эмоциональных и психических срывов у детей.

В основе технологии лежит разработанный за рубежом (в частности, в Швеции) метод работы с социально неблагополучными детьми и их семьями через содействие дальнейшему контакту с семьей и сетью социального окружения ребенка.

Сущность сетевого метода заключается во включении самих детей и их родителей в работу по оказанию помощи. Работа с социальной сетью — это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом. Сетевой метод позволяет всесторонне изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и его семьи, использовать внутренний потенциал самой семьи, вернуть ей способность быть ответственной за судьбу своих детей.

Немаловажным является заимствование и внедрение в практику отечественных учреждений зарубежных технологий социальной работы с детьми:

— технология Yoorkoming Thuisloosheid (VT), эффективно используемая голландскими социальными учреждениями, — работа по предовращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками.

  • Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) — работа с детьми, покинувшими или собирающимися уйти из семьи.
  • Проект Home Video Training (HVT) — работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.

Для оптимизации деятельности специалистов социальной работы с бездомными детьми в Центре мы предлагаем внедрение таких технологий как:

1. Кураторство «случая». Индивидуальное сопровождение бездомного ребенка.

2. Низкопороговый клуб — это место свободного доступа, предлагающее бездомным детям возможность проведения неструктурированного досуга, свободного общения, то есть имеющее низкий порог требований для своей доступности.

Перечисленные технологии социальной работы с бездомными детьми, призваны обеспечить качественное улучшение услуг в деятельности Центра.

Таким образом, предложенные нами рекомендации по совершенствованию имеющихся и внедрению инновационных технологий в социальную работу с бездомными детьми в Центре и других указанных выше мероприятий будут способствовать в конечном результате эффективной и результативной социальной работе с данной категорией детей.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества бездомных детей. Фактически бездомные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.

Актуальность обращения к данной теме объясняется практической потребностью в анализе и совершенствовании технологий социальной работы с бездомными детьми.

В данной работе представлена проблема детской бездомности как социально негативное явление в современном обществе, рассмотрены особенности социальной работы с бездомными детьми, особое внимание уделено рассмотрению технологий социальной работы сданной категорией детей.

Практики использования технологий социальной работы в социальных учреждениях показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с бездомными детьми, однако используемые технологии недостаточно разнообразны, стары, не результативные и носят контрольно-карательный характер.

Также наблюдается примитивность использования форм и методов социальной работы с бездомными детьми; основной акцент делается на психолого-педагогической реабилитации, снятии стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения; привитии возрастных социально-бытовых навыков; компенсации задержек в образовании; медико-социальной и трудовой реабилитации, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблем таких детей.

Результатом теоретических изысканий и эмпирической практики нами разработаны рекомендации по внедрению в практику деятельности Центра инновационных подходов, принципов и технологий социальной работы с бездомными детьми. Предложена модель внедрения восстановительных технологий такие как институт кураторов, «мобильные бригады», аутрич-работа и др.. А также эффективные инновационные технологии гейткипинга, «низкопороговых клубов», технологии, используемые за рубежом — «Home Video Training», «Family First» и др.

При этом мы считаем, что в организации социальной работы с бездомными детьми в условиях Центра акценты нужно сделать не на осуществление карательных и репрессивных функций, а на координацию усилий разных отделений Центра по анализу кризисной ситуации детей и принятию адекватных реабилитационных мер и дальнейшему их жизнеуствройству. Подобная расстановка акцентов демонстрирует изменения в понимании приоритетов профилактической и реабилитационной деятельности, уход от карательно-репрессивной модели социальной работы к восстановительной.

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М. : Юрид. Литература, 2004. — 369 с.

2. Указ Президента Российской Федерации № 1338 от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» — Режим доступа: http: /www.garant.ru <http://www.garant.ru>/. (дата обращения: 17 апреля 2014 года).

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ — 1999. — № 25 — Ст. 1278.

  • Проект Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных». Статья 2. / Статистика и законы // URL:
  • Азаров Ю.

Беспризорность и детская преступность наши беды / Ю. Азаров // Воспитание школьников. — 2002. — № 7.

  • Басок Н. Н. Борьба с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних в России (1917-1991 гг.) / Н. Н. Басок // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 9. Право. — 2004.
  • Бессонова Н.

Как оградить детей от физического насилия / Н. Бессонова // Социальная педагогика. — 2013. — № 2.

  • Волкова О. Ничейное поколение / О. Волкова // Управление школой: Прил. к газ. «Первое сентября». — 1999. — № 39.
  • Гейткипинг.

Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. / Под ред. Д. Роджерс. — Том 1. — Санкт-Петербург, «КиНт-принт», 2010. — 168 с.

  • Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. / О. Е. Лебедев, Е. Е. Чепурных, А. Н. Майоров, В. М. Золотухина;
  • Под ред. А. Н. Майорова. — М. : Интеллект-Центр, 2001. — 196 с.
  • Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // Городское управление. 2003. — № 1.
  • Косоножкин Н.

Обездоленные дети России / Н. Косоножкин // Педагогический вестник. — 2011. — № 10.

  • Лаврова Л. Лишние / Л. Лаврова // Дружба народов. — 2012. — № 7.
  • Москвичев В.

В. Социальная работа с несовершеннолетними / В. В. Москвичев — М. :«НАН», 2013. — 254 с.

  • Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление / А. М. Нечаева // Государство и право. — 2001. — № 6.
  • О положении детей в Российской Федерации.

Государственный доклад. — М. : М-во труда и соц. развития РФ, 2013. — 112 с.

  • Озеров В. А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России / В.А. Озеров // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. — 2002 № 20. С. 6-17.
  • Починок А.

П. Не должно быть в стране беспризорных детей / А. Н. Починок // Социальная работа. — 2003. — № 1.

  • Прихожан A. M. Дети без семьи / A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых. — М., 2007. — 173 с.
  • Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред.

В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2002. — 349 с.

  • Профилактика безнадзорности несовершеннолетних // Беспризорник. — 2012. — № 2.
  • Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.

— СПб. : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2008. — 146 с.

  • Рыков С. Беглецы / С. Рыков // Воспитание школьников. — 2004. — № 1.
  • Саранг А.

Пособие для аутрич-работников и волонтеров программ снижения вреда от употребления наркотиков: учеб. пособие / Саранг А., Очерет Д., Ли В. — М. : AFEW, 2008. — 36 с.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.
  • Слуцкий Е.

Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. 2012. № 3.

  • Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. — М. : Росс, благотворит, фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. — 143 c.
  • Социальная работа.

Учебное пособие. Под ред. проф. Курбатова В. И. — Ростов-на-Дону, 2003. — 465 c.

  • Теория и практика социальной работы: Методические материалы / Отв. ред. А. М. Панов и Е. И. Холостова. — М., 1998.
  • Технология социальной работы.

Учебник // ред. Е. И. Холостова. — М., 2007. — Глава 20.

  • Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты /Н. Юдашина // Воспитание школьников. — 2002. — № 6.
  • Юдашина Н.

Ребенок-бродяга: социальный портрет / Н. Юдашина // Домашнее воспитание. — 2002. — № 2.