Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В настоящее время в России 800 000 детей воспитывается без семьи, в условиях сиротских образовательных учреждений — домов ребенка, детских домов, школ-интернатов. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало».
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
В современных условиях число детей, оставшихся без попечения родителей, растет с каждым годом.
На сегодняшний день, сиротство остается одной из тех проблем, которые остро стоят перед нашим обществом, страной! Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере, три причины такого явления можно назвать: родители сами отказываются от своих несовершеннолетних детей; вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка; третья причина связана со смертью родителей.
Таким образом, дети оказываются на попечении государства и
Именно со следствием такого социального явления как сиротство связана деятельность социального педагога, работающего с детьми-сиротами, воспитанниками детских домов. Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Поэтому при подготовке социальных необходимо учитывать специфику социально-педагогической деятельности с этой категорией детей.
Безопасность детей дома, в школе и на улице
... Безопасность ребенка дома – это целый комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность отдельных составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т.д.). Зал и спальня, где ребенок проводит большее время ...
Таким образом, специалист в области социальной педагогики должен обладать специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и знаниями. В том числе иметь представление о специфике работы социального педагога в детском доме.
Таким образом, все выше сказанное определило актуальность нашего исследования по теме: «Специфика работы социального педагога в детском доме».
Объектом исследования выступае
Предмет исследования – специфика работы социального педагога в детском доме.
Цель исследования: изучить и проанализировать специфику работы социального педагога в детском доме.
В соответствии с поставленной целью были сформированы следующие задачи:
- Рассмотреть сущность работы социального педагога в детском доме.
- Проанализировать виды деятельности социального педагога в детском доме.
- Составить программу работы социального педагога в детском доме
- Разработать рекомендации социальному педагогу детского дома по реализации программы.
Гипотеза: в связи с особенностями детского дома и детей, воспитывающихся в данном учреждении, деятельность социального педагога в детском доме имеет свою специфику.
При написании работы нами были использованы следующие методы:
теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Теоретической основой исследования являются труды следующих авторов: М.А. Галагузовой, А.В. Мудрик, В.А. Никитина, В.С. Мухиной, Е.И. Холостовой, Л.В. Мардахаева, Ю.В. Васильковой по проблемам работы социального педагога в детском доме.
Теоретическая значимость заключается в том, что в курсовой работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросам специфики работы социального педагога в детском доме, видам деятельности социального педагога в детском доме, рассмотрены программы коррекционно-развивающей работы социального педагога в условиях детского дома.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 37 страниц.
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога в детском доме
Потребность и необходимость в деятельности социального педагога в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Рассматривая деятельность социального педагога в детском доме необходимо определить основную цель этой деятельности – социализация ребенка.
«Социализация – процесс усвоения общественных норм, законов, правил, а также построение собственного поведения в соответствии с нормами данного общества». [Василькова, 2000: 196]
Исследование феномена сиротства показало, что в условиях увеличения количества социальных сирот, воспитывающихся в детских домах, «первоочередной задачей становится оптимизация процесса их социального становления; важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение выпускников в самостоятельную жизнь. В этой связи особую актуальность приобретают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с воспитанниками детского дома. Поэтому для обоснования статуса социального педагога, работающего с детьми-сиротами, необходимо более глубокое изучение его деятельности». [Деменьева, 2005: 24]
Социализация детей-сирот в условиях детского дома
... Социализация детей – сирот в условиях детского дома» Цель исследования : выявление условий, содержания, результатов социализации детей в воспитательном пространстве детского дома. База исследования : наше исследование мы провели в детском доме. ... работы в детском доме. Детский дом для наших детей становится основной моделью социального ... и женственности и т.д.). Социально – культурные задачи – ...
В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив
Специфика социально-педагогической деятельности с воспитанниками детского дома обусловлена влиянием ряда факторов. Развитие детей-сирот в детских характеризуется не только отставанием, но и формированием специфических черт характера и поведения, учет которых необходим при организации социально-педагогической работы. «Ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, иными словами, компенсировали дефицит». [Черченко, 2010: 10].
По мнению Л.В. Байбородовой, «ситуация сиротства как стрессовая ситуация способна пробуждать личностные ресурсы ребенка и таким образом способствовать формированию продуктивных механизмов совладания с жизненными трудностями… Для детей-сирот должна быть организована специальная деятельность, направленная на формирование определенных способностей, опирающихся на логику естественного развития. К этим способностям относятся:
- способность к самоопределению;
- способность к расширению
границ пространства жизнедеятельности; - способность к овладению
социально-ролевым поведением через систему дифференцированных отношений; - способность к овладению полоролевым поведением». [Байбородова , 1999: 25]
При таком подходе социально-педагогическая работа с детьми-сиротами приобретает абилитационный хар
Ситуация сиротства влечет за собой множество проблем: медицинских, психологических, социальных, юридических, преодолеть которые ребенок не может самостоятельно, в силу отсутствия у него необходимого опыта. Наличие у ребенка широкого спектра проблем обусловливает организацию комплексной помощи. Согласно Методическому письму МО РФ «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье». [Никитина,2001: 262] В связи с этим С. Макаренко отмечает, что «необходимо сотрудничество-взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому недоступное». [Макаренко,2006: 46].
Роль коммуникативной культуры педагога профессиональной школы
... деятельности педагога на каждом этапе: 1. Моделирование предстоящего общения с аудиторией в ... навыки осуществления профессиональной деятельности, основой которой является коммуникативная деятельность); личностный ( ... регуляции, сохранения, воспроизводства социально ценного опыта и ... социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния по внешним признакам; умение "подавать себя" в общении; ...
Следовательно, специфика социально-педагогической работы в условиях детского дома,_обусловленная особенностями личностного развития детей-сирот, заключается в том, что она имеет абилитационный и комплексный характер. В этом, мы считаем, проявляется ее главная особенность.
Так же особенности работы социального педагога в детском доме определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.
Так как основная цель деятельности социального педагога в детском доме – социализация личности ребенка, то выполняется она путем решения комплекса задач, которые, по мнению Р.В Овчаровой, включают в себя следующую деятельность социального педагога в детском доме: «анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников; обеспечение социально-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков; включение всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями; координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности; защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов». [Овчарова,2001: 165].
В рамках детского дома «социальный педагог выполняет свои организационно и проективно-воспитательные, социально-восстановительные, коммуникативно-поддерживающие, обучающее-коммуникативные, коррекционно-оздоровительные, реабилитационно-адаптивные и координационно-посреднические функции прежде всего во взаимодействии с нуждающимися в помощи детьми, подростками-воспитанниками детского дома». [Никитин, 2000: 76]
«Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.
На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, воспитателями и учителями анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка». [Галагузова,2001: 98]
Образовательно-воспитательная функция социального педагога заключается в том, что «он обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность воспитанников, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности личности как активного субъекта воспитательного процесса». [Никитин,2000:78]
В рамках диагностической функции социальный педагог изучает медико-психологические и возрастные особенности, способности ребенка, вникает, в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы. Работа социального педагога с коллективом начинается с диагностики, в процессе которой происходит «научное выявление и изучение многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в коллективе, характеризующих его разные социально-педагогические параметры». Социальный педагог использует специальные приемы и методы научного исследования, которые позволяют проникнуть в глубину социально-педагогических процессов, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие ту или иную социальную проблему. «Важнейшим элементом проведения диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность хотя бы в первом приближении иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения».[Тетерский,2003:19]
Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами
... препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Объект исследования: социально-педагогическая деятельность. Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами. Цель работы: проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами. Задачи исследования: Определить ...
Осуществляя организаторскую функцию социальный педагог организует социально-педагогическую деятельность воспитанников детского дома, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе. При этом «привлечение специалистов к решению проблем ребенка с целью обеспечения комплексного сопровождения личностного развития предполагает реализацию организаторской функции. Создание службы сопровождения в учреждении требует от социального педагога высокой профессиональной компетентности, развитых организаторских способностей и коммуникативных навыков». [Кириченко,2003:45]
Прогностическая функция. Социальный педагог участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой.
Осуществляя предупредительно-
Организационно-коммуникативная функция. Социальный педагог способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми-сиротами.
В рамках охранно-защитной функции социальный педагог использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. «Работа по охране и защите прав ребенка включает следующее: восстановление жизненно важных документов ребенка, оформление пенсий и пособий, работу со сбербанком, оформление и проверку поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников; ведение наследственных дел с оформлением документов; определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов; участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка; закрепление жилья за воспитанником; оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот; устройство выпускников на учебу или работу; контроль за предоставлением льгот воспитанникам; оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения и др.». [Галагузова,2001: 105]
Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида
... не только собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы ...