Неравенство доходов объясняется следующими причинами :
1) разными интеллектуальными и физическими способностями;
2) разным уровнем образования и профессиональной подготовки;
3) профессиональными вкусами и способностями к риску;
4) неравенством владения собственностью;
5) монополизмом на рынке товаров и услуг;
6) удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.
Разработка политики, направленной на сокращение бедности не по принципу латания дыр, а посредством выстраивания системы по ее постепенному смягчению, предполагает комплексное рассмотрение проблем бедности. Приоритеты проводимой политики, направленной на сокращение бедности, во многом определяются тем, какие группы населения отличаются повышенным риском бедности и кто составляет большинство бедного населения. В общей системе мер, направленных на смягчение бедности, к приоритетным относятся те, которые будут, с одной стороны, способствовать выведению из бедности многочисленных категорий бедных семей, а с другой — направлены на поддержку наиболее бедных групп населения. Для выявления таких групп используются показатель вероятности попадания различных типов домохо-зяйств в категорию бедных домохозяйств и показатель дефицита доходов, которые наряду с идентификацией семей с наивысшей глубиной бедности позволят выявить типы домохозяйств с наибольшим вкладом в общую бедность.
Базовая стратегия снижения уровня бедности — рост заработной платы, занятости, снижение неравенства в распределении доходов и адресная поддержка наименее обеспеченных домохозяйств на основе учета их доходов. Первое направление предполагает разработку мер, направленных на сокращение численности низкооплачиваемых работников в условиях устойчивого экономического роста, а также мер, связанных с совершенствованием распределительных отношений.
1.3. Социальная напряжённость в обществе.
Социальная сфера играет существенную роль не только в экономике, но и экономической безопасности. В ней отражаются интересы личности, общества, семьи, социальных групп, государства. Именно поэтому экономическая безопасность — гарант сохранения социально-политической стабильности общества. Социальная незащищенность населения может вызывать социальные взрывы. Какими бы факторами не инициировалась нестабильность в обществе, в конечном счете, она становится социальной.
Благосостояние населения и социальная политика Российской Федерации
... доходов и благосостояния российского населения; Выявление современных социальных проблем; Исходя их результатов анализа уровня и качества жизни российского населения, выявить возможные перспективы и приоритетные направления развития социальной политики в Российской Федерации; Предметом исследования являются благосостояние и социальная политика, ...
Основные угрозы экономической безопасности (с точки зрения социальной составляющей) возникают из социальных противоречий между государством и обществом, бедными и богатыми, центром и регионами. Важно, чтобы проводимая институтами власти политика экономической безопасности была направлена на поддержание всего комплекса показателей, и пороговое значение одного не достигалось в ущерб другим, хотя действия одних могут ослабевать, а других — усиливаться.
Сейчас проблема социальной напряженности стала весьма актуальна. Во всем современном мире идет постоянный поиск форм и путей снятия напряжения между группами и группировками, государствами и партиями, обществом и правительствами. Нет сомнения, что социальное спокойствие — это важнейший показатель стабильности развития общества на определенном этапе, характеризующий внутреннюю удовлетворенность индивида и социальных групп своим положением в обществе, отсутствием открытых высказываний против решений администрации и акций протеста. Доминирующая роль в этом вопросе, безусловно, принадлежит государству, действия которого выражаются в продуманной социально-экономической политике, четко ориентированной на благополучие семьи и человека, на создание обстановки защищенности от негативных факторов и уверенности в завтрашнем дне.
Социальная напряженность — это понятие, характеризующее не только
эмоциональное состояние людей, но и состояние всей общественной жизни, т.е. это состояние недовольства населения существующим положением дел в стране, готовность выразить свое недовольство открыто. Глубинные причины данного явления — совокупность экономических, политических, социальных и иных процессов, ход и направленность течения которых приводит к возникновению в обществе нестабильной или конфликтной ситуации. Следует подчеркнуть, что в основании явления социальной напряженности лежат неудовлетворенные потребности и не представленные интересы отдельных социальных общностей, групп.
Социальная напряженность может протекать в скрытой, латентной форме. Очевидно, что скрытое состояние неудовлетворенности и состояние беспокойства, сохраняющиеся в течение достаточно длительного периода времени, как правило, служат почвой для возникновения и развития явных форм проявления социальной напряженности в виде разного рода общественных движений. В социально-экономической сфере РФ к настоящему времени накопилось достаточное количество факторов, способствующих повышению уровня социальной напряженности в стране. Основной из них является массовая бедность. Среди причин нынешнего тяжелого положения людей, оказавшихся за чертой бедности, доминируют низкая тарифная система оплаты труда, особенно в бюджетной сфере. Минимальный размер оплаты труда существенно не дотягивает до прожиточного минимума. В 2010г. МРОТ составил 4300 руб. или 76% от ПМ. В нашей стране практически каждый седьмой гражданин находится за чертой бедности, т.е. седьмая часть населения не имеет возможностей для удовлетворения самых минимальных, жизненно необходимых потребностей. Такое состояние естественно порождает панику, страх и тревогу в сознании людей, недоверие по отношению к действиям властям и отсюда берет свои истоки социальная напряженность.
Опыт социальной политики зарубежных стран и России
... Цель курсовой работы - изучить теоретические основы социальной политики государства и исследовать социальную политику зарубежных стран и России. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: изучение сущности и происхождения социальной политики государства; характеристика функций и моделей социальной политики; ...
Очевидно, что отсутствие социальной напряженности в стране — это залог
устойчивого развития государства. Поэтому смягчение социальной напряженности в обществе является одной из главных функций государства.
Демографическое состояние страны — важнейший показатель уровня ее социально экономического, политического, этнического развития. Оно должно рассматриваться в сочетании с геополитическими и национальными интересами.
Рис.1. Изменение удельного веса лиц моложе и старше трудоспособного возраста в общей численности населения (в процентах).
На рис.1. Можно наблюдать как
Национальные интересы требуют анализа и оценки демографических факторов и демографических угроз, их величины и скорости изменения, воздействия на демографическую ситуацию в стране с учетом средне и долгосрочной перспективы.
К числу демографических угроз, исходя из интересов национальной безопасности страны, следует отнести:
- долговременную динамику уменьшения численности населения страны;
- сокращение естественного прироста населения из-за превышения смертности над рождаемостью и в результате отсутствия расширенного воспроизводства населения (устойчивая депопуляция);
- увеличение демографической нагрузки, т.е. увеличение числа лиц моложе трудоспособного возраста (МТВ) и старше трудоспособного возраста (СТВ), приходящихся на 1000 чел. трудоспособного возраста (ТВ);
- уменьшение рождаемости (менее 2,15 ребенка на одну женщину детородного возраста или менее 10 детей в расчете на 1000 чел. в год;
- рост смертности (более 8 чел. в расчете на 1000 чел. в год);
- устойчивое превышение численности женщин над численностью мужчин (особенно для возрастов от 25 до 50 лет);
— сокращение численности населения (мужчин и женщин), признанного годным по состоянию здоровья и другим показателям (образовательный уровень, профессиональная подготовка и др.) для службы в вооруженных силах страны до уровня, не обеспечивающего в нужном объеме комплектование вооруженных сил в мирное и военное время.
Демографическая ситуации в России в первые годы XXI в., оценка основных демографических тенденций последнего десятилетия завершившегося столетия свидетельствуют об усилении угроз демографического кризиса. Это прежде всего находит свое отражение в таких процессах, как:
— Сокращение общей численности коренного населения страны в целом и в большинстве регионов. За последнее десятилетие население сократилось в 66 из 89 регионов страны, уменьшение численности населения отмечалось на Чукотке ~ в 3 раза, в Магаданской области — в 3 с лишним раза, на 1/з — в Таймырском и Эвенкийском автономных округах, в меньшей степени в федеральных округах — Приволжском, Северо-Западном, Центральном, Сибирском, Дальневосточном.
- Снижение рождаемости, увеличение смертности и как результат отрицательный естественный прирост населения — превышение смертности над
рождаемостью. Данные госстата в табл. 3 наглядно показывают уменьшение естесственного прироста населения.
Таблица 3. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения.
|
Социально-демографические характеристики, с одной стороны, определяют характер и масштаб расходов россиян (к примеру, иждивенческая нагрузка или плохое здоровье резко увеличивают затраты) сокращают жизненные шансы в сфере потребления, а с другой, — влияют на доступность для них эффективной занятости, их положение на рынке труда (предпенсионный возраст, проживание в малых городах и селах или наличие в семье инвалида, требующего ухода, заметно снижают шансы на занятие привлекательных социально-профессиональных позиций).
Некоторые социально-демографические характеристики оказывают влияние на уровень жизни населения посредством обоих этих механизмов. К числу таких характеристик относится, прежде всего, состояние здоровья. Плохое состояние здоровья, с одной стороны, требует значительных затрат на медицинское обслуживание и лекарства, а с другой, служает возможности
эффективной занятости, причем в первую очередь именно для тех, чьи профессиональные статусы итак повышают для них вероятность оказаться в числе малообеспеченных, т.е. для работников физического труда. Для представителей более благополучных слоев населения плохое состояние здоровья сопряжено с меньшим риском бедности, т.к. эти позиции позволяют варьировать условия труда, оставаясь в составе занятого населения, даже при относительно плохом состоянии здоровья.
Среди россиян с плохим состоянием здоровья 36% в 2008 г. были бедны и лишь 10% принадлежали к благополучным слоям. С хорошим состоянием здоровья соотношение было обратным — 8 и 60%, соответственно. В 2009 г. во всех возрастных когортах ущерб, причиненный финансовым кризисом тем, кто оценивал состояние своего здоровья как плохое, заметно чаще воспринимался как катастрофический, а те, кто оценивал свое здоровье как хорошее, говорили, что кризис на них никак не отразился.
Больший риск попадания в зону бедности и малообеспеченности россиян с плохим здоровьем наблюдался и в 2003 г., но тогда доля бедных среди имеющих плохое здоровье россиян была выше доли бедных среди оценивающих свое здоровье как удовлетворительное в 2,1 раза, в то время как в 2008 г. — 2,8, а в 2009 г. этот показатель составлял 4,8 раза.
Анализируя влияние здоровья на уровень жизни, стоит учитывать также, что его ухудшение идет по нисходящей: первый скачок означает сдвиг с хорошего на удовлетворительное, второй — с удовлетворительного на плохое состояние здоровья. Для мужчин первый происходит в возрасте около 30 лет, для женщин — после 25. Второй скачок и для мужчин, и для женщин наблюдается после 60 лет, но уже после 50-ти среди мужчин и женщин резко увеличивается доля оценивающих свое здоровье как плохое. Несмотря на то, что женщины чаще мужчин говорят о плохом его состоянии и реже — о хорошем, наблюдаемые оценки состояния здоровья среди мужчин и женщин одинаковы.