Эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов

, 2 главы (теоретическая и практическая), заключение, список используемой литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

1. Психическое здоровье личности

Человек сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.

Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на социальном уровне связано с личностью других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.[20]

Различие между социальным и психическим здоровьем условное: психические свойства личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек- существо общественное, социум влияет на развитие личности; причем это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности, в таком случае измениться ее отношение к самой себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Личность с развитым самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Долгое время ценности личности, в том числе и здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Здоровье определялось специалистами как «отсутствие болезни». Всемирная организация здравоохранение определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье понятие условное, так как постоянных критериев и показателей, применимых для всех людей, не существует.[26]

12 стр., 5632 слов

Проблемы здоровья, одиночества и материального обеспечения людей ...

... существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров) их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. Среди пожилых людей выделяются ... учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой. Одним из основополагающих условий здорового старения является охрана здоровья человека в ...

Реализация идеи психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а от общества пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, должно характеризоваться: отсутствием психическим и психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики; благоприятным функциональным состоянием.

Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками, вызывающими стресс, и психотравмами. И то и другое может обусловливать низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения и деформацию «Я» — концепции.[13]

На формирование психического здоровья накладывает отпечаток воспитание в семье. Отсутствие правильного эмоционального контакта между родителями и ребенком в раннем детском возрасте — эмоциональная депривация — ведет к выраженным изъянам в эмоциональной сфере, к слабости интеллектуального развития. Воспитание чувств неразрывно связано с образом жизни семьи, и прежде всего подражанию поведения родителей, чье доброе отношение друг к другу и окружающим, помощь ближним, забота усваиваются детьми. В результате неправильного воспитания формируются такие черты личности, как эмоциональная неустойчивость. Эти черты характера усложняют общение человека с окружающими, а повышенная неконтролируемая эмоциональность может вести к формированию психопатий.[14]

2. Психологические теории эмоций

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.[22]

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

8 стр., 3516 слов

Контрольная работа: Аэробная и анаэробная производительность, ...

... поддерживая высокую спортивную работоспособность. Особенно это характерно для бегунов на средние дистанции. Силовые и скоростно-силовые тренировки вызывают определенные биохимические изменения в тренируемых мышцах. ... ее более продолжительно, чем нетренированные люди. Это, в частности, обеспечивается включением в работу большой мышечной массы (рекрутированием), в том числе быстрых мышечных волокон, ...

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для различных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органические проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса — Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.[23]

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса — Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Полученная кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности не желательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от много другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.[23]

10 стр., 4847 слов

Вызывает у человека скуку; рассогласование выражений различных ...

... в своей книге «Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман» уделяет внимание таким категориям лжи, как: Обман обещаниями - этот тот вариант обещания, который даётся человеком только для того, чтобы ... все попытки скрыть это. Одним из способов сокрытия переживаемых чувств является имитация эмоций, не испытываемых на самом деле. И порой такая имитация действительно помогает скрыть ...

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что, то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовался с прежними ожиданиями.

В психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.[22]

Доминирующая когнитивистская ориентация психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамике У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свой вклад внес С. Шехтер. Концецция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно — физиологической.

4 стр., 1904 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

... и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. Поэтому в работе необходимо рассматривать основные формы проявления психики человека не просто как результат работы ... системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются ...

Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживание человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

Характер и интенсивность эмоциональных переживаний зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

3. Эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья

Согласно З.Фрейду, благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным. Так, Эриксон указывает на достижение близости и генеративности как на вехи благополучной взрослости. Другие говорят о принадлежности к какой-то группе и личных достижениях, третьи — об общественном признании и компетентности в каком-либо деле. Таким образом, успешность жизненного пути взрослого человека самым тесным образом связана с его семейными отношениями, трудовой деятельностью и эмоциональным состоянием.[28]

Важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности.

Самоактуализируясь, человек приобретает свою идентичность, что служит источником эмоционального благополучия и переживания счастья.

С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования «Я — концепции » личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости. «Я — концепция » человека — представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Я — концепция формируется в связи с самореализацией личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития Я — концепции.

Различие между Я — образом и Я — концепцией состоит в том, что Я — концепция взрослого не всегда соответствует его собственному Я — образу, отражающему преимущественно личностные переживания. Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояния гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепцией — достигается посредством самоактуализации.[18]

Таким образом, состояние гармонии между представлениями человека о себе, его потенциалом («ядро» Я-концепции) и Я-образом (непосредственно тем, что человек являет собой и те чувства, которые это вызывает) — конгруэнтность Я-концепции, достигается посредством самоактуализации. Именно ощущение баланса, гармонии, соответствия между потенциалом человека и реальной действительностью является условием эмоционального благополучия, фактором, обуславливающим переживание счастья.

43 стр., 21100 слов

Теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека ...

... ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции 1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности» Я-концепция – это совокупность установок человека ... Ташфеля, социальная идентичность – это определяемая как индивидуальное знание принадлежность к конкретным социальным группам, сопровождающаяся эмоциональной и ...

Исходя из теоретического анализа различных подходов к проблеме счастья и определяющего его эмоционального благополучия, можно заключить, что глубинный смысл жизни человека заключается в реализации заложенного в него изначально потенциала. Движение по пути самовыражения приносит индивиду счастье. Реализуя себя в деятельности, либо в любви деятельной, находит источник наибольшего удовлетворения и радости. Стремление реализовать свой потенциал является фактором, обусловливающим развитие счастливой личности.[28]

В определении понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия. Психическое состояние человека оказывает существенное влияние на многие стороны его здоровья, оно определяет умственную и физическую активность, и работоспособность, так как непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания.

Важным проявлением психического благополучия является состояние эмоциональной сферы человека. Эмоциональная устойчивость в полной мере проявляется в психической уравновешенности.

Эмоциональные переживания — это внешние проявления психического состояния человека и в то же время они оказывают существенное влияние на внутренние физические функции. У психически здорового человека доминирует хорошее (оптимистическое) настроение.[15]

Эмоциональные реакции проявляются в виде субъективных переживаний, своего отношения ко всему, что человек познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоциональные реакции могут иметь различную окраску: радость или печаль, восторг или разочарование, жалость или агрессивность, боль или стыд.

Эмоциональные реакции людей на одинаковую ситуацию различны (субъективны): разные люди по — разному переживают и выражают свои эмоции. Это детерминировано, как минимум, двумя причинами: с одной стороны, генетической обусловленностью, а с другой — приобретенным жизненным опытом.[18]

Длительные негативные неотреагированные эмоции могут истощить организм человека до крайней степени, вызывая неблагоприятные последствия для здоровья человека. Но вместе с тем их полное отсутствие также вредно для организма. Все зависит от интенсивности и продолжительности эмоциональных переживаний.

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми его компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором эмоционального благополучия, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом.

7 стр., 3285 слов

Исследование диссоциативных расстройств личности у студентов

... диссоциативные расстройства личности у студентов и их связь с эмоциональными особенностями и с успеваемостью в учебной деятельности. Объект исследования – психологические особенности личности сту-дентов. Предмет исследования – диссоциативные расстройства личности у студентов и их связь с эмоциональными ... комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. ...

Некоторые авторы предпочитают не говорить о настроении, вместо этого используют термин «эмоциональный фон», который отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и к себе самому.

Настроение в большинстве характеризуется: слабой интенсивностью; значительной длительностью; неясностью его причины.

Слабая интенсивность и связанная с этим плохая осознаваемость являются характеристиками настроения. Настроение может осознаваться не только как нерасчлененный общий эмоциональный фон, но и как четко идентифицируемое переживание (скука, тоска, печаль, радость).

Таким образом, настроение может осознаваться как отчетливо, так и неотчетливо. Настроение связано со всеми переживаниями личности и определяется как сочетание отдельных психических состояний, одно из которых, как правило, доминирует и придает психической деятельности человека определенную окраску.

Влияние на активность человека. Любое эмоциональное состояние оказывает влияние на поведение и деятельность человека. Функцией настроения является информирование об общем состоянии и потребностях человека. Настроение стимулирует человека на такое поведение, которое улучшило бы его гедонический тон. Настроение действует как контекст, постепенно трансформируя наши реакции на события.

Длительность настроения. А. Г. Маклаков рассматривает настроение «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Однако хроническим настроение бывает лишь при патологии, например как патологическое депрессивное состояние. Если же речь идет о норме, то это скорее уже эмоциональная черта личности — оптимизм или пессимизм.[22]

Осознание причины настроения. Причина настроения не всегда осознается, поэтому часто настроение переживается как безотчетное. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Что касается неясности во многих случаях причины настроения, то это может быть связано с тем, что настроение принимают след пережитой, часто мимолетной эмоции.

В структуре настроения выделяют пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физического самочувствия. Релятивный компонент связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. В этом компоненте особую роль играет соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.

Эмоциональный компонент характеризует доминирующая эмоция. В формировании актуального и относительно устойчивого состояния объединяют различные чувства и переживания с разным влиянием на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, т.е. эмоциональный компонент настроения. В него входят также переживания телесного благополучия — физического комфорта и дискомфорта. Таким образом, получается, что эмоциональный компонент настроения является интегральной характеристикой испытываемых человеком на протяжении определенного временного периода эмоций, как положительных, так и отрицательных.

16 стр., 7517 слов

Роль социальной работы в формировании социального благополучия ...

... общества в современных быстро изменяющихся условиях не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Именно этим обусловлена непосредственная связь социальной работы и социального благополучия людей. Сегодня большинство людей непосредственно связывают понятие "социальное благополучие" ...

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуацией, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретации и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе.[23]

Мотивационный компонент настроения. Процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий.

Компонент физического самочувствия отражает органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.

Виды настроений. Выделяемые виды настроений подчеркивают тождественность с эмоциями. Настроение может быть хорошим, приподнятым и плохим, подавленным. В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянные проявления гипертимии характеризуется как гипертимность. Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выраженности может приводить к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать; он норовит за все взяться, всех поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».[17]

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория. Она характеризуется беспечностью, беззаботностью, безмятежностью, благодушием и в тоже время безразличным отношением к серьезным сторонам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами: оно активизирует психику, и к нему человек привыкает.

Часто за настроение принимают свое самочувствие, жизненный тонус, поэтому говорят о бодром настроении. Понимаемое так настроение, по существу, вообще не связано с эмоциональной сферой человека, а характеризует энергетический потенциал человека.

Заключение теоретической части

Человек — существо общественное, социум влияет на развитие личности; причем это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности.

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, должно характеризоваться: отсутствием психическим и психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики; благоприятным функциональным состоянием.

7 стр., 3192 слов

Контрольная работа: Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

... странностями характера, гневливостью, раздражительностью, необузданностью влечений. Исследования аномалий личности расширились во второй половине XIX в. благодаря работам Мореля (1875), Грезингера (1866), Модсли (1868), ... Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. ...

Эмоциональная устойчивость в полной мере проявляется в психической уравновешенности. Эмоциональные переживания — это внешние проявления психического состояния человека и в то же время они оказывают существенное влияние на внутренние физические функции.

Успешность жизненного пути взрослого человека самым тесным образом связана с его семейными отношениями, трудовой деятельностью и эмоциональным состоянием.

Важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности.

Самоактуализируясь, человек приобретает свою идентичность, что служит источником эмоционального благополучия и переживания счастья.

Ощущение баланса, гармонии, соответствия между потенциалом человека и реальной действительностью является условием эмоционального благополучия, фактором, обуславливающим переживание счастья. [18]

Преобладающее эмоциональное состояние — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми его компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором эмоционального благополучия, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом.

Любое эмоциональное состояние оказывает влияние на поведение и деятельность человека. Функцией настроения является информирование об общем состоянии и потребностях человека.[17]

Эмоциональные реакции проявляются в виде субъективных переживаний, своего отношения ко всему, что человек познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоциональные реакции могут иметь различную окраску: радость или печаль, восторг или разочарование, жалость или агрессивность, боль или стыд.

Эмоциональные реакции людей на одинаковую ситуацию различны (субъективны): разные люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Это детерминировано, как минимум, двумя причинами: с одной стороны, генетической обусловленностью, а с другой — приобретенным жизненным опытом.

эмоция самоактуализация личность студент

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1. Организация исследования

Для эмпирического исследования были подобраны и проведены следующие диагностические методики: «Диагностика самоактуализации личности» А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина и «Ориентировочная оценка эмоционального благополучия» на студентах разных специальностей («Менеджмент организации», «Психология») МОСИ. Выборка исследования составила 39 студентов (25 девушек и 14 юношей).

Методика «Диагностика самоактуализации личности» А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина предполагает из двух вариантов утверждений выбрать тот, который в большей степени соответствует испытуемому. Методика включает в себя 3 шкалы: ориентация во времени, автономность, аутосимпатия. Шкалы автономность и аутосимпатия содержат по 10 вопросов, в то время как шкала ориентация во времени включает в себя 15 утверждений. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по двум первым шкалам следует умножить на 1,5. [29]

С помощью методики «Ориентировочная оценка эмоционального благополучия» предлагалось оценить уровень эмоционального благополучия. В методике 12 утверждений, каждое из которых оценивается в определенной степени выраженности. [2]

Результаты методик обрабатывались и интерпретировались с соответствии с «ключом».

2. Результаты проведенного исследования

Таблица 1. Результаты изучения эмоционального благополучия у студентов специальности «Психология»

№полПоказатель эмоционального благополучия, у.е.Процент студентов, имеющих следующие показатели эмоционального благополучия, %Эмоц. благоп-е в значит. мереЭмоц. благоп-е в некоторой степениНедостаточное эмоц. благополучие1Ж12+2Ж21+3Ж20+4Ж14+5Ж21+6Ж12+7Ж12+8Ж18+9Ж12+Процент04555Общая сумма баллов =142Среднее значение =15,7810М18+11М14+Процент05050Общая сумма баллов =32Среднее значение =16

Как видно из таблицы 1, студенты специальности «Психология» не считают себя достаточно эмоционально благополучными личностями. Студенты получают положительные эмоции, но могли бы получать от жизни намного больше радости. Можно заметить, что процент девушек с показателем эмоционального благополучия: «в недостаточной степени», незначительно, но выше, чем у юношей, возможно, это связано с тем, что девушки не совсем довольны собой.

Таблица 2. Результаты изучения самоактуализации личности студентов специальности «Психология»

№ПолПоказатель шкал самоактуализации личности, у.е,хОриентация во времениАвтономностьАутосимпатия1Ж8992Ж6653Ж4884Ж5475Ж6866Ж4987Ж61098Ж71099Ж5108Общая сумма =517469Среднее значение =8,508,227,6710М812611М697Общая сумма =142113Среднее значение =10,510,56,5Примечание: так как шкала ориентация во времени содержит 10 утверждений, а шкалы аутосимпатия и автономность по 15, то для получения сопоставимых результатов количество баллов по первой шкале следует умножить на 1,5

Изучив самоактуализацию личности студентов специальности «Психологии», можно отметить, что наблюдаются различия между показателями девушек и юношей, которые они давали в оценке шкал. Во — первых, показатели по шкале «ориентация во времени» у юношей выше, чем у девушек, это говорит о том, что девушки психологи склонны сравнивать полученный результат с прошлым опытом, в то время как юноши психологического факультета способны наслаждаться актуальным моментом. Во — вторых, сравнение показателей по шкале «автономность» показало, что юноши характеризуются более выраженным стремлением к самостоятельности. Это указывает на то, что юноши психологического факультета в большей мере способны принимать решения быстро, не раздумывая. Девушки склонны прислушиваться к мнению других людей. В — третьих, как видно из таблицы, показатели по шкале «аутосимпатия» у девушек психологов выше, чем у юношей, это свидетельствует о том, что девушки, в отличие от юношей, больше внимания уделяют себе, своему внутреннему состоянию, эмоциям и чувствам, которые они переживают.

Девушки и юноши специальности «Менеджмент организации» испытывают эмоциональное благополучие в недостаточной степени. Вероятно, они не испытывают достаточной радости от положительных моментов жизни. С одной стороны студенты уважают себя, но недооценивают себя как личность. Только в некоторой степени выполняется одно существенных условий психического благополучия — насыщение себя и окружающих положительными эмоциями.

Таблица 3. Результаты изучения самоактуализации личности студентов специальности «Менеджмент организации»

№ПолПоказатель шкал самоактуализации личности, у.еОриентация во времениАвтономностьАутосимпатия1Ж4482Ж57123Ж59114Ж61085Ж71196Ж311107Ж4578Ж61079Ж76810Ж77911Ж75612Ж791313Ж77814Ж87715Ж591016Ж689Общая сумма =94125142Среднее значение =8,807,818,8717М781018М79919М5121220М6121321М510422М86723М6101224М68825М6121226М97727М711828М7118Общая сумма =79116110Среднее значение =9,979,679,17Примечание: так как шкала ориентация во времени содержит 10 утверждений, а шкалы аутосимпатия и автономность по 15, то для получения сопоставимых результатов количество баллов по первой шкале следует умножить на 1,5

Результаты изучения самоактуализации личности студентов специальности «Менеджмент организации» показали, что у юношей показатели трех шкал находятся в диапазоне средних баллов, а у девушек наблюдается высокий показатель по шкале «автономность». Интересно то, что результаты по шкалам «ориентация во времени» «аутосимпатия» приблизительно одинаковые, но у юношей показатели немного выше. Это говорит о том, что студенты не погружены в прошлые переживания, не обесценивают грядущие события. Студенты менеджеры считают себя независимыми и ответственными людьми, обладают самоподдержкой. Обнаружено, что оценка по шкале «аутосимпатия», у юношей менеджеров имеет высокий показатель, что говорит о позитивной «Я — концепции» и высокой самооценке, не способности к критичному самовосприятию.

Таблица 4. Общая характеристика самоактуализации личности у студентов специальностей «Психология» и «Менеджмент организации»

№Исследуемая группаколичествошкалы диагностики самоактуализации личности, у.е.хОриентация во времениАвтономностьАутосимпатия1Студенты психологи118,868,647,452Студенты менеджеры288,898,618,28

Как видно из таблицы, шкала «ориентация во времени» у студентов психологов и менеджеров имеет приблизительно одно значение. Это говорит о том, что студенты живут настоящим, «здесь и теперь», не откладывают свою жизнь на потом, наслаждаются актуальным моментом, не погружаясь в прошлые переживания.

Показатели по шкале «автономность» находятся на одинаково среднем уровне. Студенты с такими показателями являются недостаточно зрелыми людьми, им не хватает свободы и независимости, однако это не означает, что они нуждаются в отчуждении и одиночестве.

Аутосимпатия — естественная основа психического здоровья и цельности личности. Как видно из таблицы, показатели по этой шкале примерно одинаковы, но у студентов психологов они ниже, такие люди чаще оказываются более эмпатичными и оказывают большую эмоциональную поддержку другим людям, то есть направленность на окружение. Студенты менеджеры имеют показатели по шкале «аутосимпатия» выше, чем психологи, это свидетельствует о адекватной самооценке и направленности на себя. Все студенты имеют хорошо осознаваемую «Я — концепцию».

Таблица 5. Общая характеристика эмоционального благополучия у студентов специальностей «Психология» и «Менеджмент организации»

№ИспытуемыеИсследуемая группаКол-воПроцент студентов, имеющих следующие показатели эмоционального благополучия, %Эмоц. благоп-е в значит. мереЭмоц. благоп-е в некоторой степениНедостаточное эмоц. благополучие1Студенты психологиВся группа11104555Девушки904555Юноши2050502Студенты менеджерыВся группа22804357Девушки11604456Юноши11204258

Таким образом, изучение ориентировочной оценки эмоционального благополучия показало что, студенты психологи и менеджеры оценивают свое эмоциональное благополучие в недостаточной степени, то есть их можно назвать не очень счастливыми, и, видимо, студенты недостаточно довольны собой и недооценивают себя как личность. Показатель оценки эмоционального благополучия у студентов психологов выше, чем у менеджеров, возможно это связано с тем, что психологи более тонко чувствуют и способны радоваться мелочам.

Таблица 6. Общая характеристика эмоционального благополучия и самоактуализации личности у студентов специальностей «Психология» и «Менеджмент организации»

№ИспытуемыеИсследуемая группаКол-воПроцент студентов, имеющих следующие показатели эмоционального благополучия, %шкалы диагностики самоактуализации личности, у.е.хЭмоц.благоп-е в значит. мереЭмоц. благоп-е в некоторой степениНедостаточное эмоц. благополучиеОриентация во времениАвтономностьАутосимпатия1Студенты психологиВся группа11045558,868,647,45Девушки9045558,508,227,67Юноши20505010,510,56,52Студенты менеджерыВся группа28043578,898,618,28Девушки16044568,807,818,87юноши12042589,179,679,97

Итак, изучение эмоционального благополучия и самоактуализации личности у студентов разных специальностей показало, что все студенты не обладают высоким уровнем эмоционального благополучия, возможно из-за того, что являются недостаточно зрелыми личностями, им не хватает автономности, свободы выбора. Студенты хорошо ориентируются во времени, они не живут прошлым и радуются актуальным моментом, что позволяет формировать адекватную самооценку и позитивную «Я — концепцию».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах. Эмоции играют очень большую роль в формировании личности, можно сказать даже ведущую роль, так как возникают в зависимости от уровня (значимости) потребностей индивида и вероятности их удовлетворения. Для оптимального развития личности необходим соответствующий баланс положительных и отрицательных эмоций.[5]

Показателями достижения психического здоровья является эмоциональное благополучие человека. Эмоционально благополучный человек имеет разумную степень независимости и способен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Люди не рождаются эмоционально благополучными. Они идут к этому состоянию, преодолевая жизненные трудности.[18]

В ходе нашего исследования мы подтвердили гипотезу о том, что эмоциональное благополучие влияет на состояние психического здоровья. Установлено, что студенты разных специальностей («Психология», «Менеджмент организации») имеют достаточный уровень эмоционального благополучия, который помогает им найти правильный выход из трудной ситуации. В каждой неразрешимой ситуации видят позитивные моменты. Студенты в некоторой степени зрелые личности, они способны принимать решения и брать ответственность за свои поступки.

Человек в течение своей жизни стремиться к самореализации. Одним из признаком развития себя как личности является автономность. Свобода без ответственности за себя, за свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста. Неадекватная самооценка, плохая ориентация во времени ограничивают человека в достижении им эмоционального благополучия. Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенность в себе, своих возможностях, совершенство психической саморегуляции, постоянный достаточно высокий уровень настроения — неотъемлемая часть психической жизни.[11]

Эмоциональное благополучие — психическая составляющая психического здоровья, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физической компоненты здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/emotsionalnoe-blagopoluchie/

1.Аболин, Л. М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека/ Л. М. Аболин. — Казань, 1997. — 216с.

.Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике/ В. А. Ананьев. — Спб.: Речь, 2007. — 320с.

3.Башкирева, Т.Б. Общие критерии психического, психологического и социального здоровья/ Т. Б. Башкирева // Мир психологии. — 2007. -№2. — С. 140-151.

4.Безруких, М. М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников/ М. М. Безруких // Классный руководитель. — 2007. — №5. — С. 5-18.

5.Вайнер, Э. Н. Валеология/ Э. Н. Вайнер. — М.: Флинта, 2002. — 416с.

6.Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных состояний/ В. К. Вилюнас. — М., 1996. — 267с.

7.Вилюнас,В. Психология эмоций./ В. Вилюнас. — СПб.: Питер, 2008.-496с.

8.Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л. Я. Гозман. — М., 1997. — 305с.

10.Горбатков, А. А. Динамика эмоций в деятельности: дифференциальный аспект/ А.А. Горбатков // Психологический журнал. — 2007. — №4. — С. 101-114.

11.Додонов, Б. И. В мире эмоций/ И. Б. Додонов. — Киев, 2001. — 234с.

12.Дрешер, Ю. Н. Руководство по валеологии/ Ю. Н. Дрешер.-Казань, 1999. 168с.

.Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни/ В. И. Дубровский. — M: RETORIKA-A., 2001. — 560с.

.Дыхан, Л .Б. Педагогическая валеология/ Л. Б Дыхан, В. С.Кукушкин, А. Г.Трушкин. — М.: ИКЦ МарТ, 2005. — 528с.

15.Заикина, Е. А. Валеологический аспект работы классного руководителя/ Е. А. Заикина // Классный руководитель. — 2007. — №5. — С. 19-26.

16.Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П.Ильин. — СПб.: Питер, 2004. -701с.

17.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/ Е. П.Ильин. — СПб.: Питер, 2007.-783с.

18.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Издательство Питер, 2000. — 992с.

.Ладанов, Л. Д. Управление стрессом/Л. Д.Ладанов. — М.: — 1998, 231с.

20.Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней/ В.В.Марков. — М.: Академия, 2001. — 320с.

21.Мищеряков, Б. Г. Современный словарь: Психология/ Б. Г. Мищеряков, В. П.Зинченко. -М.: Просвещение, 2008. — 356с.

22.Немов, Р. С. Психология. Книга 1./ Р. С. Немов. — М.: Просвещение: Владос,2004.-576с.

23.Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Школы: в 3кн./Р. С. Немов. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-631с.

.Никифоров, Г. С. Психология здоровья/Г. С.Никифоров. — СПб.: Питер,2003.-607с.

25.Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье/ В. Пахальян. — СПб.: Питер, 2006. — 240с.

.Петрушин, К. Б Валеология/К. Б. Петрушин, Н. В.Петрушина. — М.: Гардарики, 2003. — 432с.

.Прихидько, А. И. Проблема эмоции в зарубежной социальной психологии/ А. И. Прихидько // Вопросы психологии. — 2009. -№1. -С. 141-153.

.Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия/ Д. Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом Бахрах — М., 2000 — 448с.

.Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н. П. Фетискин, В. В.Козлов. — М.: Издательство института психотерапии, 2002. — 490с.

.Холмогорова, А. Б. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов/ А. Б. Холмогорова, Н. Г. Таранян, Я. Г. Евдокимова // Вопросы психологии. — 2009. — №3. — С. 101-119.