В течение нескольких последних десятилетий в странах с развитой рыночной экономикой активно идет процесс формирования и функционирования социального партнерства — нового типа социально-трудовых отношений, основанного на участии наемных работников в управлении и распределении результатов хозяйственной деятельности.
Однако идея социального партнёрства не является новшеством и для отечественного образования, так как еще в советские времена профессиональная подготовка кадров предусматривала развитие следующих направлений: соединение теоретического образования с производственным трудом (закон «О применении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР, декабрь 1958 г.»), взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями, целенаправленное распределение учащейся молодёжи на рабочие места в соответствии с выбранной специальностью. Данный подход в образовании, с одной стороны, позволял молодым людям наряду с аттестатом получать свидетельство о приобретенной специальности. С другой стороны, советская система образования, построенная на связи обучения с производством, позволяла высшему учебному заведению безболезненно решать проблему трудоустройства выпускника, а предприятию — ежегодно пополнять кадровый состав молодыми специалистами, государству — целенаправленно использовать бюджетные средства на образование.
Модернизация сегодня российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Как показывает опыт европейских стран, социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Эта позиция нашла подтверждение и на Саммите G8 в г. Санкт-Петербурге. Правительство ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в области образования и обязались «учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся» [11].
Общая характеристика понятия «социальное партнёрство», его роль и значение, принципы и технологии его функционирования представлены в работах О.И. Иванова, В.Н. Киселёва, В.А Михеева, Г.Ю. Семигина, В.Е. Степанова, С.И. Щегловой.
Анализ опыта развития социального партнёрства в современной России, обзор зарубежного опыта, структура, принципы и модели социального партнёрства рассмотрены В.А. Борисовым, А.В. Лисьевым, С.И. Кубицким, М.В. Сухаревым, С.Ю. Чуча, Л.Т. Шинелевой.
Социальное партнерство в профессиональном образовании
... В логике развития партнерских связей между профессиональным образованием и социальными партнерами складываются новые подходы к профессиональному ориентированию учащихся, управлению их карьерным ростом. Данная система отношений учебного заведения и различных социальных ...
Применительно к системе образования данная проблема затронута в работах Б.В. Авво, Г.А. Вержицкого, С.Г. Гринько, Г.И. Ибрагимова, А.В. Корсунова, Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзяновой, О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и в диссертационных исследованиях А.В. Борилова, Р.В. Голованова, Т.М. Глушанок, О.В. Зубакиной, О.И. Морозовой.
Однако исследование социального партнёрства на муниципальном уровне до сих пор не нашло должного внимания и места в научных публикациях.
Анализ опубликованных работ позволяет констатировать наличие противоречий между:
- потребностью общества, производства и работодателей в конкурентоспособных специалистах, умеющих действовать в условиях рыночной экономики, и не продуманностью системы взаимодействия между социальными партнерами;
- взаимодействием органов власти, работодателями и образовательными учреждениями и отсутствием нормативной базы на уровне муниципалитетов, а также продуманной системы и механизмов социального партнёрства в самих образовательных учреждений.
Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: каковы условия формирования социального партнерства в образовании на муниципальном уровне.
Объект исследования: процесс формирования социального партнерства.
Предмет исследования: система социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе.
Цель исследования: изучить состояние проблемы социального партнерства в образовании на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
- Определить содержание, структуру и роль социального партнёрства в образовании.
- Рассмотреть систему развития социального партнёрства в образовании на муниципальном уровне.
— Разработать предложения и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании для Зеленодольского муниципального района.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
1.1 Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство»
Теория социального партнерства складывалась не одним днем, она формировалась на протяжении длительного пути развития философской, экономической, правовой, политической мысли. Первые упоминания о социальном партнерстве мы находим в философских трудах Платона и Аристотеля, выдвигавших идею о партнерстве граждан как равных и свободных индивидов.
Несомненный интерес в рассмотрении данной проблемы вызывают концепции «естественного права» и «общественного договора», зародившиеся в XVI-XVII веках. Одним из первых данную проблему рассмотрел Т. Гоббс, указывая на то, что общество воспринимается как результат соглашения между людьми и воли законодателей.
Анализ научных работ И. Канта, О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера позволяет утверждать, что социальное взаимодействие в обществе основывается на солидарности людей, в этом случае партнерство выступает как механизм достижения общественной солидарности и принципом регулирования межгрупповых взаимоотношений в обществе. В отечественной науке теория солидарности представлена в трудах П.Л. Лаврова [10], который рассматривает солидарность как совпадение личного интереса с общественным, личное достоинство путем поддержки достоинства всех солидарных людей.
Предприниматели, работодатели как субъект социального партнерства
... цели и задачи предпринимательства в условиях рыночных отношений. Международная организация труда (МОТ) о предпринимательских структурах как субъектах социального партнерства. О праве предпринимателей на объединение и коллективную защиту своих интересов. Основные обязанности ...
Таким образом, анализ представленных теорий известными классиками зарубежной, отечественной философии и социологии позволяет сделать вывод, что социальное партнерство рассматривается как система взаимодействия различных социальных субъектов, направленное на укрепление общественного согласия и предотвращения социальных конфликтов. В качестве условия социальной прочности общества рассматривается принцип согласия и солидарности.
Иной подход к пониманию социального партнерства наблюдается с появлением в начале ХХ века новых теорий общественного развития, как «эпоха социального благоденствия», «постиндустриальное общество» «цивилизационный подход», «информационное общество». Социальное партнерство строится на идее консенсусного социального взаимодействия, где социальные субъекты рассматриваются в качестве партнеров и выстраивают отношения друг с другом как с союзниками в достижении общих экономических результатов. Данная точка зрения прослеживается в работах Д.Белла, А.Турена, Ф.Тейлора, Ф.Херцберга, А.Файоля, Л.Сорокина и др.
Современный аспект социального партнерства включает в себя четкое определение каждым из партнеров своего участка работы и доли, как групповой социальной ответственности работников, так и всех социальных групп перед обществом в целом. [10].
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, именно это направление партнерских отношений становится отличительной чертой ХХI века.
В современной научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно, причем последние годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.
В рамках первого подхода, социальное партнёрство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными
В случае второго подхода, социальное партнёрство — это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом [2,6].
С точки зрения третьего подхода, социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти [3,7].
Один из представленных фундаментальных подходов закреплён в Трудовом кодексе Российской Федерации, согласно которому социальное партнёрство представляет собой «систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений [22].
С правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. Рассмотрим его характерные особенности.
В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).
Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования
... распространенные проблемы, возникающие в трудовом коллективе. Найти пути решений данных проблем. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений ...
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55).
В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.
В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.
В настоящее время система социального партнерства в Российской Федерации представлена:
- Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации;
- 65 отраслевыми тарифными соглашениями;
- 78 трехсторонними региональными соглашениями;
- более 4206 соглашениями, заключенными в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам;
- почти 182 тысячами коллективных договоров.
Генеральное соглашение — это правовой документ, определявшее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Отраслевые соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне в пределах их компетенции. В большинстве отраслей тарифные соглашения стали заключаться после принятия Указа Президента РФ от 15.11.91 № 212 “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. Указом предписывалось, начиная с 1992 г. ежегодно заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), в которых должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по регулированию социально-трудовых отношений в области организации, оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения работников и т. д.
Обеспечение договорного регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов соглашений, организацию контроля их исполнения на соответствующем уровне в субъектах Российской Федерации обеспечивали республиканские (краевые, областные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые, территориальные и иные комиссии.
Результатом работы указанных комиссий явилось заключение трехсторонних региональных и территориальных соглашений, которые определяли общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, социальное партнерство — это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.
Социальное партнерство — система взаимоотношений между субъектами: работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления.
1.2 Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании
Социальное партнерство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах ученых — Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, А.М. Новикова, О.Н. Олейникова, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова и другие.
Авторы, под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социальное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [11].
Социальное партнёрство в образовании предполагает акцент на равноправие субъектов взаимодействия, что позволяет рассматривать его как форму взаимодействия социальных институтов, групп, индивидов, позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить эффективные способы их гармонизации и реализации [11, c.71].
Понятие «взаимодействие» выражает характер и содержание между институтами, социальными группами, индивидами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, отношений, различающихся по социальным позициям и ролям» [4, с.9]. Субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за ее результаты.
Большой интерес для нашего исследования развития социального партнерства представляет международный опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в Германии, Швеции, Франции.
Социальное партнерство в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.
Шведскую модель организации социального партнерства отличает высокий уровень государственного регулирования. Из представителей населения, руководителей предприятий, профсоюзов, учебных заведений, органов власти создают комитеты, которые создают помощь местным организациям-посредникам на рынке труда, оказывая помощь в проведении массового переобучения специалистов.
Опыт развития социального партнерства во Франции регулируется социальными партнерами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами (Законы «О начальном образовании» и Трудовой кодекс).
Большую роль в области образования играет программа «ученичества», направленная на предоставлении обучения с выдачей технического или профессионального сертификата.
Анализ международной практики свидетельствует о том, что в современных развитых индустриальных странах социальное партнёрство направлено на поддержание образования, обеспечивающего производственные потребности компаний в компетентных специалистах, реализация которого осуществляется на основе:
- участия в разработке квалификационных требований к специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;
- организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;
- содействия в трудоустройстве молодёжи;
- участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий — социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);
- проведения профориентационных мероприятий в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников;
- оказания помощи предприятиями в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений.
Для отечественного образования социальное партнёрство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с социальными партнёрами возможна реализация основной функции — обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, востребованными современной экономикой. Поэтому мы рассматриваем социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях современного производства.
Систему социального партнерства в сфере образования можно представить в виде четырехуровневой структуры (табл.1.2.1.).
Социальное партнёрство в образовании на муниципальном уровне — это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [18, с. 27].
Таблица 1.2.1 Структура системы социального партнерства в отечественном образовании
Уровни социального партнерства |
Субъекты социального партнерства |
Федеральный уровень |
Министерство образования и науки РФ, Профсоюз работников образования, Союз директоров образовательных учреждений |
Региональный уровень |
Органы управления образованием администрации субъекта РФ, региональный комитет профсоюза работников образования и др. |
Муниципальный уровень |
Районный (городской) отдел образования, районный (городской) комитет профсоюза работников образования, коллективы образовательных учреждений и др. |
Уровень образовательного учреждения |
Администрация учебного заведения, коллектив образовательного учреждения, профсоюз коллектива и др. |
Исходя из принятого определения, субъектом социального партнёрства становится представитель образовательно-профессионального и социально государственного сообщества, заинтересованный в качественной подготовке будущего специалиста, имеющего необходимый уровень готовности к оказанию помощи и содействию обучаемого в его профессиональной подготовке.
Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1 Структурная схема социального партнёрства
К внешним относятся:
- государственно-управленческое сообщество (региональные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, учреждения труда и занятости, социальной и молодёжной политики, учреждения СМИ);
- образовательное сообщество (учреждения общего и среднего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования);
- профессиональное сообщество (отечественные предприятия, коммерческие организации, зарубежные компании, ассоциации промышленников, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро);
- общественное сообщество (общественные советы, благотворительные фонды, ассоциации выпускников, попечительские советы, молодежные объединения).
Внутренние социальные партнёры образовательного учреждения — это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся и студенты.
Пример эффективных взаимоотношений социальных партнеров является опыт социального партнёрства Москвы. Организация взаимовыгодного партнёрства данного вуза с работодателями и органами власти осуществляется на основе разработки и проведения долгосрочных программ ознакомления учащихся школ и вузов с предприятиями, совместных PR-компаний, нацеленных на трудоустройство молодых специалистов, организации частичной занятости старшекурсников, ярмарок вакансий с приглашением представителей производственных компаний,
Активная работа с социальными партнёрами ведётся в г. Ухта. Основными направлениями сотрудничества являются: развитие научных, научно-производственных и учебно-методических связей органов власти, образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями региона, взаимодействие в вопросах совершенствования учебного процесса, организация всех видов практик, трудоустройство выпускников вузов, социальная поддержка талантливой молодёжи, сотрудничество в области спорта.
Развитие достаточно новой конструктивной формы взаимодействия вуза с социальными партнёрами сегодня осуществляется в условиях образовательных и производственно-образовательных кластеров. В качестве примера можно привести появление в Казани нефтехимического кластера, который объединяет общеобразовательные школы, учреждения НПО и СПО, Казанский государственный технологический университет, ведущие предприятия, научно-исследовательские институты. По существу, созданный механизм социального партнёрства позволяет на взаимовыгодных условиях решать проблемы подготовки компетентных специалистов, находить финансирование для развития научно-промышленных исследований в условиях сотрудничества КГТУ с градообразующими предприятиями России и Татарстана.
Таким образом, международный опыт сотрудничества позволяет рассматривать социальное партнёрство как сложную систему взаимосвязей между различными сторонами как традиционными социальными партнёрами (государство, работодатели, профсоюзы), так и привлечением к сотрудничеству образовательных учреждений, родителей учащихся, муниципальных органов власти, общественных организаций и др.
Анализ отечественного опыта свидетельствует о развитии социального партнёрства в образовании, которое представлено в виде четырехуровневой структуры (федеральной, региональный, муниципальный, образовательный уровень).
Социальное партнёрство в образовании на муниципальном уровне нами рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры.
ГЛАВА II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе
1 Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района
Развитие социального партнёрства в условиях монопромышленного города становится актуальной задачей для Зеленодольского муниципального района.
Зеленодольск является центром сосредоточения крупнейших предприятий промышленной индустрии машинопромышленного и оборонного профиля РТ. Обострившаяся в стране в 90-ые годы ХХ века экономическая ситуация отразилась и на развитии бюджетнообразующих предприятий. Имело место сокращение производства, низкая оплата труда, утечка специалистов и молодёжи на заработки в столицу Татарстана, кадровое «голодание» и, как следствие — острый недостаток высококвалифицированных специалистов с техническим образованием всех уровней профессиональной подготовки.
Поиск путей восстановления утерянного кадрового благополучия возможен был при создании новых подходов сотрудничества государства, предприятий и образовательных учреждений. В начале 2000-ых годов система социального партнёрства в г. Зеленодольске представляла собой сотрудничество учебных заведений и предприятий, взаимодействие которых включало собой эпизодическую финансовую помощь предприятий в организации ремонта образовательного учреждения, а также проведение профориентационной работы.
Монопромышленный характер г. Зеленодольска сдерживал развитие высшего образования и снижал возможности субъектов образовательного рынка в реализации своих планов. Это было обусловлено тем, что наблюдалась слабая взаимосвязь между вузами и работодателями, так как возникшие филиалы вузов г. Казани осуществляли подготовку будущих специалистов по невостребованным в отраслях хозяйства специальностям. Содержание высшего профессионального образования не соответствовало требованиям работодателей. Они, планируя получить быстрый коммерческий эффект от своей деятельности, были не ориентированы вкладывать ресурсы в повышение профессиональной компетенции студентов, будущих работников их предприятий.
Основными предпосылками создания и развития социального партнёрства в Зеленодольском муниципальном районе являются:
- востребованность на региональном рынке труда конкурентоспособных специалистов в связи с потерей квалифицированных кадров многими оборонно-машиностроительными предприятиями и организациями г. Зеленодольска;
- потребность в получении высшего образования взрослым населением (часть горожан имеют начальное или среднее профессиональное образование), вызванная реструктуризацией экономики;
- необходимость в обучении и переподготовке специалистов, вызванная подъемом производства, происходящим на фоне переоснащения предприятий техническими устройствами и технологиями нового поколения.
Созданное социальное партнерство на муниципальном уровне, в виде сетевого взаимодействие школа — образовательное учреждение (НПО, СПО, ВПО) — предприятие, решало задачу — повышение качества подготовки и обеспечение потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами.
Решению этой задачи способствовал новый подход всех участников социального партнерства в координации целей и действий каждого, что означало создание системной структуры, объединяющая, как внешних, так и внутренних партнеров (табл. 2.1.1.)
Таблица 2.1.1 Цели социальных партнеров
Партнёры |
Цели партнеров |
|
Управление образования ЗМР |
— Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства — Разработка планов и мероприятий — Объявление грантов и конкурсов |
|
Муниципальные органы власти |
— Информационно-организационная поддержка, оказание помощи в подготовке нормативно-правовой документации |
|
Промышленные предприятия города |
— Заключение договоров о сотрудничестве — Целевая подготовка будущих специалистов ( обучение от завода) — Организация любых видов практик на предприятиях — Поведение профориентационной работы со школьниками и студентами — Организация акций, мероприятий, экскурсий |
|
Органы по трудоустройству и службы занятости |
— Профконсультация — Содействие в трудоустройстве школьников (в летний период) и выпускников ссузов, вузов — Организация ярмарки вакансий |
|
Общеобразовательные школы |
— Введение профильных классов — Организация элективных курсов при содействии вузов — Консультации психолога по выявлению индивидуальных профессиональных особенностей — Организация учебных и внеклассных мероприятий, способствующих формированию профессионального интереса — Работа с родителями |
— Трансляция собственного опыта социального партнерства — Создание и проведение подготовительных курсов по подготовке к ЕГЭ школьников — Приглашение ведущих специалистов предприятий для преподавания спецдисциплин — Заключение и выполнение хоздоговоров с предприятиями -Проведение стажировок штатных преподавателей на предприятиях города |
Реализуя поставленные цели, школы города Зеленодольска приняли активное участие по введению профильного обучения на старшей ступени. Так, в гимназии №3 созданы были физико-математические классы профильного обучения, в лицее №14 классы с экономическим уклоном, в гимназии № 10- педагогические классы. Благодаря высокой инициативности администрации и учителей во многих школах реализовывались элективные курсы, направленные на знакомства с образами деятельности носителей профессий. Примерами таких курсов можно назвать «Введение в журналистику», «Химические технологии с основами биотехнологии», «Метеоролог», «Столярное дело».
К организации и проведению курсов по выбору школами привлекались специалисты вузов и предприятий города. Так, на базе Поволжского фанерно-мебельного комбината под руководством специалиста отдела маркетинга и учителя экономики школьники разрабатывают и защищают проекты по теме «Модернизация современной промышленности». Эффективно использует лабораторию судостроительного завода им. Горького учитель химии (гимназия №3) для выполнения практической части курса «Химия в промышленности». Заслуживает внимания плодотворная связь коллектива национальной школы гимназии №5 города Зеленодольска с учеными кафедры татарской филологии Казанского государственного университета.
Бюджетообразующее предприятие города ФГУП ПО «Завод имени Серго» не только проводит профориентационную работу со школьниками, но и организует знакомства со своими будущими потенциальными работниками, в процессе стажировок проводит своего рода «подбор» будущих кадров, доводит до сознания подростков представления о их высокой востребованности в качестве кадрового потенциала. Учащимся школ №4, 14,11 предприятие предоставляет рабочие места на сборке и упаковке холодильников, контроль за станочно-слесарными работами и т.д. Проходя практику на промышленных предприятиях, учащиеся получают представления о профессиях, первичный профессиональный опыт и трудовые навыки.
Анализ результатов эксперимента выявил положительные стороны проделанной работы многими школами города. Это:
1. Развитие профильного обучения: создание учебных планов по отдельным профилям; разработка и введение курсов по выбору; создание портфолио учениками (достижения);
2. Введение элективных курсов с приглашением ведущих специалистов предприятий и преподавателей высшей школы;
- Кооперация старшей школы с учреждениями начального, среднего, высшего, профессионального образования, сотрудничество с предприятиями;
- Развитие профориентационной работы вузов, ссузов со школами города, целенаправленная и организованная внеклассная работа по
профилю (вечера, встречи, конкурсы) помогает учащимся осуществлять профильное самообразование и самоопределение.
Особое место в системе социального партнерства занимают два учебных заведения среднего профессионального образования — Зеленодольский механический колледж и
В сложившейся практике эти два учебных заведения используют следующие формы сотрудничества с социальными партнерами:
- сотрудничество с предприятиями города: практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
- участие работодателей в аттестации студентов;
- совместное участие в выставках, различных мероприятиях;
- трудоустройство выпускников;
- сотрудничество с общеобразовательными школами: встречи со школьниками и родителями;
- организация экскурсий по колледжу, знакомство с профессией, ярмарки вакансий;
- совместные культурные и спортивные мероприятия.
Кроме механического колледжа и судостроительного техникума, в городе есть ещё одно государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан «Зеленодольское медицинское училище», основными социальными партнерами являются лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) г. Зеленодольска. На основе сотрудничества заключены договоров с ЛПУ, определены содержание и формы совместной работы, взаимные требования по подготовке специалистов для здравоохранения Республики Татарстан.
Среди высших учебных заведений сегодня в Зеленодольске функционируют два филиала государственных вузов — Поволжского федерального университета и Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева, а также два филиала коммерческих вузов — Института управления, экономики и права и Академии социального образования (АСО).
Несмотря на подготовку специалистов различных профессий необходимо отметить общие моменты в работе вуза с социальными партнерами:
1. Взаимодействие с работодателями: привлечение специалистов предприятий и учреждений для чтения специальных курсов; участие работодателей в разработке и рецензировании учебно-программной документации, организация всех видов практики студентов, организация реального курсового и дипломного проектирования с согласованием; работодателей, повышение квалификации работников и служащих в учебном заведении; трудоустройство лучших выпускников;
2. Взаимодействие с образовательными учреждениями города: подготовительные курсы для школьников; привлечение к научной деятельности через организацию олимпиад, конференций, конкурсов; организация элективных курсов преподавателями вузов, организация совместных воспитательных мероприятий;
- Взаимодействие с органами власти ЗМР: создание нормативно-правовой базы;
- разработка проектов;
- организация совместных совещаний, встреч, форумов;
- совместное софинансирование различных мероприятий.
- Взаимодействие со студентами и родителями: предоставление образовательных услуг;
- привлечение к организации кружков и секций;
- введение именных стипендий;
- совместное проведение досуговых мероприятий.
Однако опыт развития социального партнерства в городе Зеленодольске разрознен, есть необходимость в дальнейшем его развитии, а также выработке определенных предложений по дальнейшему совершенствованию системы социального сотрудничества.
2.2 Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска
В конце 90-х годов XX в. предприятия города начали испытывать острую потребность в инженерных кадрах. Поэтому при поддержке Кабинета министров РТ в январе 2000 году был открыт Зеленодольский филиал Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. В условиях экономической и социальной нестабильности перенос образовательных услуг в места проживания молодежи был воспринят положительно родителями, студентами и администрацией города.
Большой вклад в становление и в развитие учебного заведения внесли глава администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска Геннадий Егорович Емельянов, ректор КГТУ (КАИ) им.А.Н. Туполева Геннадий Лукич Дегтярев, генеральный директор ПО «Завод имени Серго» Р. Ш. Хасанов. За 12 лет филиал благодаря городской администрации и руководителей градообразующих предприятий превратился в крупное высшее учебное заведение города Зеленодольска.
В филиале, как и в целом в университете, создана многоуровневая система непрерывного образования, включающая подготовку к поступлению в вуз, параллельное образование студентов по профилю университета, элитное образование студентов, а также повышение квалификации и переподготовку ППС, специалистов предприятий. На современном этапе решение многих проблем образования связано с успешным развитием сетевого взаимодействия «школа — вуз — предприятие».
Филиал имеет договоры о сотрудничестве со многими школами города и района. По инициативе администраций школ были созданы элективные курсы и спецкурсы по экономике, правоведению, английскому языку, социологии, современным социально-экономическим проблемам.
К образовательному процессу привлечены лучшие преподавательские кадры университета. Занятия проводятся в студенческих аудиториях, что позволяет ускорить процесс адаптации школьников к системе высшего образования. В целях преемственности поколений организован совет кураторов из числа студентов филиала, закрепленных за группами школьников. Под руководством ведущих специалистов — преподавателей КГТУ им. А.Н. Туполева разрабатывается совместный проект по экономике «Экономическое обоснование развития бизнеса в Зеленодольском муниципальном районе».
В филиале существует Малый технический университет, в рамках которого проводятся подготовительные курсы для школьников города. Создана система отбора наиболее талантливых и подготовленных школьников (участие школьников в научно-исследовательской работе, олимпиадах, проектах).
К преподаванию элективных и специальных курсов, кроме преподавателей вуза, по рекомендации Управления образования привлекаются лучшие школьные учителя.
В целях обеспечения качества профессиональной подготовки студентов, формирования творческой самостоятельности будущих специалистов, углубления их специальных знаний, умений, навыков значительное внимание в филиале уделяется сотрудничеству с предприятиями, учреждениями, центром занятости города, что позволяет планировать, а в будущем успешно решать вопросы трудоустройства выпускников. Имеются договоры о сотрудничестве между администрацией города, ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (ПОЗИС), ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького», ЗАОР (НП) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», ОАО «Зеленодольский фанерный завод». Стало традицией проведение ПОЗИСом городского конкурса конструкторов. В 2007/08 и 08/2009 учебном годах этот конкурс проводился на базе нашего филиала, где принимали участие молодые специалисты ПОЗИСа, Завода им. Горького, ЗПКБ, ЗМЗ, а также 5 курса студенты филиала. В среде UNIGRAF1CS и КОМПАС студенты Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева заняли II место (1-е место не присуждалось).
Другим направлением совместной деятельности вуза и предприятий является организация практической подготовки выпускников. Учебно-производственная, технологическая, конструкторская, преддипломная практики осуществляются на предприятиях, с которыми университет (филиал) имеет соответствующие договоры. За год до получения диплома студенты направляются на предприятия и учатся, совмещая учебу с работой.
На базе ПОЗИС созданы учебно-методические лаборатории метрологического обеспечения машиностроительного производства, резания и металлорежущих станков и инструмента, лаборатории автоматических линий и разработки управляющих программ для станков с ЧПУ.
На базе завода им. A.M. Горького созданы лаборатории технологической оснастки, технологии сборки и испытаний, лаборатория линейных и угловых измерений. А такие предприятия, как ЗПКБ, ПФМК, ЗМЗ, организуют в своих структурных подразделениях все виды практик, привлекая студентов к разработке реальных проектов, стажировки профессорско-преподавательского состава. Кроме того, привлекают ведущих специалистов к научно-педагогической деятельности, разрабатывают предложения по темам реальных курсовых и дипломных проектов для студентов, ориентированных на дальнейшую работу на предприятии, содействуют в укреплении материально-технической базы и поддержки кадрового потенциала филиала.
В дальнейшем преддипломная практика и дипломное проектирование будут проводиться по тематике, предложенной предприятиями. Польза для филиала очевидна: возрастет качество профессиональной подготовки выпускаемых молодых специалистов.
Университет предоставляет молодым людям возможность получить полноценное современное образование, которое дает уверенность в завтрашнем дне независимо от складывающейся экономической конъюнктуры. Основа уверенности каждого выпускника в будущем — фундаментальность получаемых знаний в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева.
Новые планы, стремление к лучшему — характерная особенность администрации и профессорско-преподавательского состава Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н.Туполева. Если предыдущие годы были годами его становления, то сейчас основная задача филиала — подготовка конкурентоспособных специалистов.
III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе
1 Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района
Проведенный анализ развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе позволяет констатировать, что:
1. Управление образования г. Зеленодольска устанавливают партнёрские отношения с различными субъектами внешней среды на основе комплексного подхода. Причём, значимость субъектов социального партнёрства зависит от того, на каком этапе подготовки будущего специалиста они наиболее востребованы. На предпрофессиональном этапе для вуза важную роль играют связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями, родителями будущих абитуриентов. На этапах обучения, а также и трудоустройства повышается роль предприятий, компаний и организаций. Взаимодействие с органами власти одинаково важно на всех этапах подготовки будущего специалиста. Практика показывает, что для многих образовательных учреждений социальное партнёрство выступает одним из основных направлений деятельности, важнейшей социальной функцией.
- Муниципальные органы власти, Управление образования, образовательные заведения ведут активный поиск различных форм и методов сотрудничества с социальными партнёрами — работодателями.
- Взаимоотношения социальных партнёров выстраиваются на основе договоров о сотрудничестве и других нормативных актов, позволяющих образовательному учреждению подготовить необходимых специалистов, согласовывая с работодателем требования к подготовке выпускника, программу производственной практики, оснащение новейшим оборудованием, соответствующие образовательным стандартам;
4. Социальное партнёрство используется для решения различных задач, среди которых наиболее важными являются такие, как организация всех видов практик на предприятиях, трудоустройство выпускников, развитие и укрепление материально-технической базы образовательного учреждения.
Однако помимо положительных аспектов развития системы социального партнерства в г. Зеленодолдьске, как было указано выше, обладает и негативными чертами, к которым, относятся непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров, недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании, отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также грантовой политики.
Таким образом, совершенствование системы социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе требует концентрации усилий по следующим направлениям:
- Совершенствование нормативной базы социального партнерства на муниципальном уровне.
- Дальнейшее развитие образовательно-производственного комплекса, который уже действует на базе ЗИМИТ (филиала)КНИТУ-КАИ, предполагает следующую структуру:
- § класс по подготовке будущих рабочих.
Создаётся из учащихся школ, которые параллельно с учёбой в школе (9-11 классы) получают рабочую профессию, по окончании школы выпускники данных классов принимаются на рабочие места промышленных предприятий, имея право одновременно обучаться в вузе (при этом их учёба финансируется предприятием);
- § учреждения начального профессионального образования. (В эксперименте был задействован профессиональный лицей № 25).
Идея сотрудничества высшего учебного заведения и учреждения НПО исходила из того, что рабочие профессии приобретаются студентами вуза, что усиливает качество профессиональной подготовки будущих инженеров. Другой стороной этого сотрудничества была предоставляемая успешно закончившим НПО молодым рабочим возможность продолжить учебу в вузе, в том числе за счет средств предприятия;
- § ССУЗ, где готовятся специалисты среднего звена по той же специальности (в проводимом эксперименте принял участие Зеленодольский судостроительный техникум, где готовят специалистов по специальности 120100 «Технология машиностроения»;
- по этой же специальности готовят инженеров в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева).
Успешно окончившим техникум студентам предоставляется возможность получить высшее образование по сокращенной программе;
— § производственные предприятия, где проходит практическая подготовка студентов и учащихся (на базе ПО «завода им. Серго», завода имени Горького и Поволжского фанерно-мебельного комбината созданы рабочие места для обучения будущих специалистов всех уровней).
- Широкое использование волонтерского движения с целью организации в школах, внешкольных учреждениях, училищах кружки, клубы, пропагандирующие различные профессии и формирующие первичные знания о них.
4. Создание целенаправленной рекламы по популяризации взаимодействия социальных партнеров «школа — образовательное учреждение НПО,СПО, ВПО — предприятие», позволяющая привлекать внимание частного бизнеса к образованию, разъяснять родителям учеников, студентов цели, интересы, планы социальных партнеров в подготовке специалистов.
5. Разработка и внедрение проекта «Социо-культурное партнерство «школа — образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО — предприятие», которое предлагает выстраивание деятельности на основе партнёрства с промышленными предприятиями, это, несомненно, может повлиять на содержание процесса обучения и систему воспитания будущих специалистов.
Заключение
Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.
С экономической точки зрения, социальное партнерство — это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.
Основные подходы и принципы социального партнерства закреплены следующими видами законодательства: Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральными законами РФ; Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации; отраслевыми тарифными соглашениями; трехсторонними региональными соглашениями; соглашениями, заключенными в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам; коллективными договорами.
Совершенствование системы социального партнерства в образовании явление не новое, оно вызвано тем, что современная экономика требует подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой должны обладать и высоким уровнем практических умений, навыков.
Понятие «социальное партнёрство в образовании» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения.
Социальное партнёрство в образовании на муниципальном уровне нами рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние: государственно-управленческое сообщество, образовательное сообщество, профессиональное сообщество, — общественное сообщество. Так и внутренние социальные партнёры: субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся, студенты.
Созданная система социальное партнерство в Зеленодольском районе под руководством муниципальной власти и Управления образования, в виде сетевого взаимодействие школа — образовательное учреждение (НПО, СПО, ВПО) — предприятие, решало задачу — повышение качества подготовки и обеспечение потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами.
Основными направлениями развития системы социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе являются:
1. Взаимодействие с органами власти ЗМР;
2. Взаимодействие с образовательными учреждениями города;
3. Взаимодействие с учащимися (студентами) и родителями;
4. Взаимодействие с работодателями.
Несмотря на положительные стороны системы социального партнерства, наблюдались и отрицательные, среди них: непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров; недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров. Опыт развития социального партнерства в городе Зеленодольске разрознен, есть необходимость в дальнейшем его развитии, а также выработке определенных предложений по дальнейшему совершенствованию системы социального сотрудничества.
- Совершенствование нормативной базы социального партнерства на муниципальном уровне.
- Дальнейшее развитие образовательно-производственного комплекса, который уже действует на базе ЗИМИТ (филиала) КНИТУ-КАИ, предполагает следующую структуру.
- Широкое использование волонтерского движения с целью организации в школах, внешкольных учреждениях, училищах кружки, клубы, пропагандирующие различные профессии и формирующие первичные знания о них.
5. Разработка и внедрение проекта «Социо-культурное партнерство «школа — образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО — предприятие», которое предлагает выстраивание деятельности на основе партнёрства с промышленными предприятиями, это, несомненно, может повлиять на содержание процесса обучения и систему воспитания будущих специалистов.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-obrazovaniya/
1. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом [Текст] / В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1977. — 332 с.
2. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. — М.: Прогресс, 1993. — 123 с.
3. Зинченко, Г.П. Социальное партнёрство [Текст] / Г.П. Зинченко, Ш.И. Рогов. — М: Академ.: «Центр», 2009. — 224 с.
4. Иванов, О.И. Социальное партнёрство: некоторые вопросы теории [Текст] / О.И. Иванов, Д.П. Гавра. — СПб.: ИСЭП РАН, 1994. — 145с.
— Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования [Текст] / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 1999. — № 1. — С.13 — 19.
— Корнилов, Д.Д. Социальное партнёрство в профессиональном образовании России [Текст] / Д.Д. Корнилов // Сборник научных работ. — Якутск, 2004. — Вып. 10. — С.88-100.
— Корчагин, Е.А. Организация деятельности социального партнёрства в области профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова. — Казань: ИПП ПО РАО, 2006. — 60с.
— Кубицкий, С.И. Социальное партнёрство в России: состояние и перспективы [Текст] / С.И. Кубицкий. — М.: АТиСО, 1999. — 184 с.
— Лавров П.Л. Исторические письма//Философия и социология .Т.2.- М; Мысль, 1965.
— Морозова, О.И. Социальное партнёрство на условиях формирования личности специалиста в системе профессионального образования [Текст]: дис. … канд. соц. Наук / О.И. Морозова. — Курск, 2007. — 158 с.
11. Образование для инновационных обществ в ХХI веке [Текст] Образовательная политика. — 2006. — №8.
12. О коллективных договорах и соглашениях [Текст] от 11 марта 1992 г. № 2490-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1992. — №98 (24 апреля).
— ст.150.
13. О некоммерческих организациях [Текст]: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 1996. — №3 (15 января).
— ст.145.
— Об образовании [Текст]: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. №30 (30 июля).
— ст.1797.
— Об объединениях работодателей [Текст]: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 2002. — №48 (2 декабря).
— ст. 4741.
— Оучи, У. Методы организации производства: японский и американские подходы [Текст]/ У. Оучи. — М.: Прогресс, 1984.
— Смирнов, И.П. Социальное партнёрство: что ждет работодатель: (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) [Текст] / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. — М.: ООО «Аспект», 2004. — 32 с.
— Социальное партнёрство: учебное заведение-предприятие [Текст]: методическое пособие/ под общей редакцией академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. — Казань: ИПП По РАО, 2006. — 64 с.
— Трегубова, Т.М. Общее и особенное в системах социального воспитания учащихся профессиональных школ за рубежом [Текст] / Т.М. Трегубова; под редакцией академика РАО, д.п.н. Г. В. Мухаметзяновой, д.п.н. В. Ш. Масленниковой // Педагогическое наследие профессора Н. М. Таланчука и современные проблемы социального воспитания: материалы III-ей Всероссийской научно-практической конференции / Казань: ИСПО РАО, 2003. — С.48-54.
— Трудовой кодекс РФ [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. — М.: Юрлитинформ, 2002.
— Харисов, Ф.Ф. Становление социального партнёрства в сфере образования Республики Татарстан: Социальное партнёрство в образовательной сфере России: теория и практика [Текст] / Ф.Ф. Харисов. — М.: Изд-во РАГС, 1999. — 181 с.
— Чуча, С.Ю. Становление и перспектива развития социального партнёрства в Российской Федерации [Текст] / С.Ю. Чуча. — М.: Вердикт, 2001. — 237с.
— Якимец, В.П. Межсекторное социальное партнёрство: основы, теория, принципы, механизмы [Текст] / В.П. Якимец. — М: Эудиториал УРСС, 2004. — 118 с.
Приложение 1
Проект
Социокультурное партнёрство «школа — образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО — предприятие»
Паспорт проекта
Наименование проекта — Социо-культурное партнёрство «школа — образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО — предприятие»
Разработчик программы — Тезев Н.А.,
Научный руководитель — Маршалова И.Н., зав.научным отделом ЗИМИТ (филиала) КНИТУ-КАИ.
Основание для разработки и реализации программы — инициатива воспитательного отдела и студентов ЗИМИТ (филиала) КНИТУ им. А.Н. Туполева, руководства градообразующих предприятий города.
Целевая аудитория — учащиеся школ города, студенты НПО, СПО, ВПО г. Зеленодольска, преподаватели, работодатели
Сроки проведения — 2012-2015 г.
Источники финансирования: бюджет, внебюджет, софинансирование предприятий и организаций города.
Контроль за проектом — Управление образования г. Зеленодольска, администрация ЗИМИТ (филиала) КНИТУ им. А.Н. Туполев.
Актуальность
Актуальность данного исследования подкрепляется также и тем, что в настоящее время промышленное производство нуждается в высокотехнологичных разработках, реализация которых требует от инженеров коллективного принятия решений, сплочённости, общих усилий для создания и разработки качественного продукта, ответственности за результаты совместной деятельности коллектива и своего труда. Однако профессионалы не обладают достаточным уровнем сформированности профессиональной культуры, позволяющим осуществлять командное взаимодействие при разработке новых технологий создания продукта в результате их деятельности.
Следовательно, назрела необходимость в подготовке специалистов нового поколения, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеют основами профессиональной культуры отрасли. Именно такие специалисты будут в будущем приносить своим предприятиям наибольшую прибыль, а потому — наиболее востребованы на рынке труда, что, в свою очередь, делает будущих специалистов конкурентоспособными.
Цели и задачи проекта
Целью проекта является формирование единого социокультурного пространства, обеспечивающего социальное взаимодействие образовательных учреждений, органов местного самоуправления, предприятий и других организаций, направленное на подготовку как высокопрофессиональных специалистов, так и духовно-нравственных профессионалов, способных осуществлять свою деятельность в условиях предприятия или организации.
Для осуществления поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
— развитие нормативно-правовой базы сотрудничества между социальными партнёрами;
— обеспечение скоординированных действий социальных партнёров в формировании устойчивых профессиональных ценностей и традиций;
— создание необходимых условий для повышения уровня адаптации студентов вузов к производству и культуре организации, для творческой и профессиональной самореализации;
— формирование коммуникативной политики на основе паритетного взаимодействия социальных партнёров;
— моральное и материальное стимулирование одаренных учащихся, способствующее формированию положительного имиджа конкурентоспособного специалиста;
— повышение уровня сформированности знаний о профессиональной культуре будущих специалистов.
Комплекс нормативно-правового обеспечения, направленный на организацию социально-культурного партнёрства как условие формирование корпоративной культуры будущих специалистов
Основные направления |
Законодательная база на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях |
Федеральная законодательная База |
— «Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266- // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. -№ 30 (30 июля). — О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 августа 1999г. № 1134 // Собрание законодательства РФ. — 1999. — №36 (6 сентября). — ст. 4376. — О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ// Российская газета. — 1996. — 29 августа. — О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 августа 1999г. № 1134 // Собрание законодательства РФ. — 1999. — №36 (6 сентября). — ст. 4376. — О коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. № 2490-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1992. — №98 ( 24 апреля). — ст.150 — О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 1996. — №3 (15 января). — ст.145. — Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 2002. — №48 (2 декабря). — ст. 4741. — Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2000. — №16 (17 апреля). — ст.1639. — Трудовой кодекс РФ: от 30 декабря 2001 г. № 197 — ФЗ. — М.: Юрлитинформ, 2002. |
Региональная законодательная база |
— «О мерах по совершенствованию формирования и финансирования государственного заказа на подготовку специалистов в государственных образовательных учреждениях профессионального образования»: Постановление Правительства РТ № 492 от 20 сентября 2007г. — «Об утверждении Республиканской программы популяризации рабочих и инженерных профессий»: Постановление Кабинета министров РТ № 245 от 18 апреля 2008 г. |
Муниципальная нормативная база |
— Стратегия развития города Зеленодольска до 2010г. — Проект «Технополис Зеленодольск — креативный город» — Концепция развития непрерывного профессионального образования в г. Зеленодольске |
Локальная нормативная база партнёрской деятельности образовательного учреждения |
— Договор о сотрудничестве и совместной деятельности с социальными партнерами |
Партнёрская деятельность
Партнёры |
Вклад партнёров |
|
Министерство образования и науки РФ и РТ |
— Нормативно-правовая база — Стандарты — Объявление грантов и конкурсов |
|
Муниципальные органы власти, Объединённый совет народных депутатов г.Зеленодольска |
— Информационно-организационная поддержка, оказание помощи в подготовке нормативно-правовой документации |
|
Промышленные предприятия города -ФГУП «ПО «Завод имени Серго» — ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» — ОАО «Зеленодольский машиностроительный завод»; — ОАО «Зеленодольский фанерный завод» — ЗАОР (НП) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» |
— Заключение договоров о сотрудничестве — Знакомство с традициями трудового коллектива, стилем управления, корпоративной этикой — Проведение совместных корпоративных мероприятий, конкурсов профмастерства, ярмарок технического творчества — Поддержка одарённых студентов, введение именных стипендий — Создание корпоративной информационной сети |
— Привлечение студентов к научно-исследовательской работе — «Командный метод» по разработке дипломного проектирования по заказу предприятия |
Коммерческие фирмы — ООО «Регион Пронтех» — ООО «Полюс Альфа» — ООО «Восход» |
— Стажировка и повышение квалификации педагогических работников в условиях корпоративного производства — Проведение обучающих семинаров для студентов |
|
Органы по трудоустройству и службы занятости |
— Профконсультация — Содействие в трудоустройстве выпускников |
|
Общеобразовательные учреждения города: школы, учреждения НПО, СПО, ВПО |
— Трансляция собственного опыта по формированию культуры |
|
Ассоциация выпускников ЗИМиИТ им. А.Н. Туполева. |
— Организация наставничества на производстве. — Привлечение к участию в мероприятиях предприятий |
|
Общественные организации |
— Взаимодействие по формированию профессиональной культуры будущих специалистов в рамках их деятельности (конференции, семинары, встречи) |
Управление проектом
Рис.1. Схема внешней и внутренней связи управления проектом
Срок реализации
— 2012-2013 г.
— Поиск социальных партнёров.
Определение миссии и целей социальных партнёров.
Обеспечение нормативной базой взаимодействия социальных партнёров.
— 2012-2014 г.
— Составление и внедрение в практику плана совместной деятельности социальных партнёров по качественной подготовке будущих специалистов.
Привлечение специалистов к составлению показателей профессиональной культуры будущих специалистов и проведению мониторинга
— 2014-2015 г.
— Проведение мониторинга конкурентоспособности выпускников вузов г. Зеленодольска ( по трудоустройству ).
Проведение мониторинга уровня сформированности профессиональной культуры будущих специалистов в результате внедрения в практику плана совместной деятельности социальных партнёров.
Проведение мониторинга профессиональной карьеры молодых специалистов в рамках социального партнёрства.
Основные направления реализации Проекта
№ |
Наименование мероприятий |
Ответственные |
Сроки |
I |
Партнёрская деятельность и создание нормативной базы социального партнёрства 1.1. Поиск социальных партнёров 1.2. Совещание «Социальное партнёрство в сфере подготовки специалистов для предприятий региона» 1.3. Разработка изменений в Договоре о сотрудничестве и совместной деятельности в области подготовки кадров. 1.4. Разработка Положения о Попечительском совете г. Зеленодольска 1.5. Разработка нормативно-правовых актов социального партнёрства, регламентирующих учебную, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность в образовательных учреждеиях 1.6. Семинар — совещание «Сетевое взаимодействие школа — вуз — предприятие» 1.7. Анализ и систематизация имеющихся локальных актов образовательных учреждений с целью устранения противоречий |
Управление образования Управление образования Управление образования Образовательные учреждения г. Зеленодольска Управление образования Образовательные учреждения |
2012-2013 уч. г. Декабрь 2012г. Февраль 2013 уч. г. 2013 уч. г. Апрель 2013 уч. г 2012-2013 уч. г. |
II |
Учебно-методическое направление 2.1. Анализ рабочих учебных программ и корректировка специальных разделов при согласовании с ведущими специалистами предприятий и организаций города 2.2. Формирование интегрированных планов подготовки с учётом специфики предприятий и организаций в рамках целевой подготовки 2.4. Привлечение ведущих специалистов к преподаванию специальных дисциплин. |
Образовательное учреждение Образовательное учреждение Образовательное учреждение |
2005 уч. г 2012-2013 уч. г Постоянно |
III |
Научно-практическое направление 3.1. Составление комплексного плана НИРС (научная работа) с привлечением преподавателей и ведущих специалистов предприятий и организаций 3.2. Участие студентов, аспирантов и преподавателей в научно-производственных, региональных, всероссийских и международных конференциях организаций 3.3. Участие ведущих специалистов и руководителей предприятий и организаций города в научно-педагогической деятельности вуза 3.4. Организация конкурса творческих проектов и дипломных проектов по заказу предприятий и организаций 3.5. Организация производственной и преддипломной практики(III,IV,V курс) на предприятиях и в организациях города 3.6. Приглашение ведущих специалистов для чтения лекций в период практики на предприятиях 3.7. Предоставление отзывов с предприятий по результатам стажировки выпускников 3.8. Организация наставничества над студентами вуза в период практики на предприятиях 3.9. Привлечение студентов к проведению научных исследований, согласованных с задачами предприятий и организаций |
Образовательное учреждение Образовательное учреждение Образовательное учреждение |
Ежегодно Постоянно Постоянно Ежегодно По графику Постоянно Ежегодно Постоянно Постоянно |
IV |
Культурно-воспитательное направление: 4.1. Гражданско-патриотическое — посещение музея организации и предприятия — организация мероприятия «День заводских династий» — участие студентов в заводских праздниках «День завода», «День организации» — проведение совместных акций для ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны — возложение цветов к Вечному огню совместно с ветеранами-заводчанами 4.2. Профессионально-трудовое: — «круглый стол» с ведущими специалистами по обмену опытом — ежегодные экскурсии на предприятия — традиционные встречи студентов с руководителями организаций города — работа студентов-волонтеров по профориентации — проведение ежегодного конкурса профессионального мастерства среди молодёжи предприятий и учебных заведений города Зеленодольска 4.3. Спортивно-оздоровительное — совместные спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу |
Образовательное учреждение Образовательное учреждение Образовательное учреждение |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
V |
Информационный обмен: 5.1. Создание информационного молодёжного сайта 5.2. Сотрудничество пресс-службой г. Зеленодольска. |
2013 уч. г. Постоянно |
|
VI |
Социальная поддержка студентов: 6.1. Организация кураторства среди руководителей предприятий над студентами-сиротами 6.2. Материальное стимулирование лучших студентов, преподавателей и сотрудников: именные стипендии от работодателей, общественных попечителей, директора образовательного учреждения 6.3. Трудоустройство на предприятия (с гибким графиком работы) студентов малоимущих семей в период обучения в вузе 6.4. Поощрение руководством предприятий родителей- работников, чьи студенты учатся на «отлично» 6.5. Награждение лучших студентов памятными нагрудными знаками |
Попечительский совет Попечительский совет Руководство предприятий Руководство предприятий Администрация образовательного учреждения |
Постоянно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Планируемые результаты
— Наличие нормативной базы социального партнёрства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе.
— Удовлетворение имеющихся и ожидаемых потребностей работодателей в конкурентоспособных специалистах (определяется по результатам социологических исследований).
— Рост количества ведущих специалистов к преподаванию специальных дисциплин, подготовке курсового и дипломного проектирования (определяется по количественному анализу).
— Положительная динамика успеваемости учащихся и студентов образовательных учреждений.
— Повышение уровня благоустройства и технического оснащения за счет работодателей образовательных учреждений.
— Рост числа совместных мероприятий образовательного учреждения с социальными партнёрами и качества их проведения.
— Рост уровня сформированности знаний о профессиональной культуре среди учащихся и студентов образовательных учреждений.
— Рост числа учащихся и студентов, участвующих как в мероприятиях образовательного учреждения, так и в мероприятиях социальных партнёров.