Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Социальное государство» в современной науке, с другой стороны, тем, что в настоящее время российское государство переживает переходный период. Здесь мною будут рассмотрены понятие социального государства, его сущность, история развития, функции, а так же проблемы развития на современном этапе.
Объектом исследования являются отношения в области федерального, регионального и муниципального управления, складывающиеся в России в условиях постепенного формирования социальной государственности, научная методология проблемы.
Предметом исследования являются конкретные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития России.
Целью моей курсовой работы является:
изучение развития теории социального государства.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и содержания
социального государства; - охарактеризовать государство и его черты;
- раскрыть проблемы и противоречия
построения социального государствa в Российской Федерации;
Раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении анализа, синтеза материала, а также комплексного рассмотрения данной темы.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории права и государства, конституционного права, государственного управления, административного и муниципального права, социологии, политологии и экономики.
Нормативно-источниковедческая база работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ.
Для работы по данной теме курсовой работы мне понадобились различные источники. Например, статья П.А. Сафонова «Понятие социального государства», опубликованная в журнале « Закон и право». Данный автор считает, что социальное государство — это гарант общественного благополучия, социальной стабильности, внутренней социальной политики, направленной на благо всех граждан, на распределение материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, на прочность конституционного строя, формирование общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.
Курсовая Тема Развитие речи старших дошкольников через театрализованную ...
... возможности театрализованной деятельности по развитию речи у старших дошкольников; 3) изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность; 4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по речевому развитию у детей старшего ...
Или статья Жильской Л.В., которая рассказывает нам о социальном государстве с точки зрения права. Жильская Л.В. считает, что основополагающими признаками социального государства можно признать такие, как социальная защищенность личности, ее прав и свобод. Так же, что само государство должно быть стабильным, относительно социально однородным, экономически, политически и духовно развитым. В своей статье данный автор в основном рассказывает черты, идеи и предпосылки социального государства.
Ознакомившись с данными статьями, можно придти к выводу, что авторы едины с позицией, что современное социальное государство – это наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, достижения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.
Глава 1. Возникновение и становление теории социального государства
К середине XIX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства и социальных регуляторов развития государственности оказались эвристически недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие «социальное государство», введенное в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайн. В определении социального государства Л. фон Штайном содержался ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания функций государства. Экономист Л. фон Штайн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием развития другого.
Наиболее радикальную
Определенный вклад в
В конституциях стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г.
После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ).
Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра — Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «Ордо», избранное В.Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее «естественный строй свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием «школы Ойкена» стала даже именоваться «ордолиберализмом».
Социальная рыночная экономика Германии
... государственного воздействия на экономику. В Германии очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. Германия по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции. Модель социальной рыночной экономики предполагает в определенных ...
Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания». Впервые ее концептуально изложил А.Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др. Причем о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны было заявлено самим канцлером ФРГ К.Аденауэром в предисловии к книге В.Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» (1950).
По характеристике В.Репке «социальное рыночное хозяйство» — это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное
Появление термина «социальное государство» само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции.
Многие авторы совершенно справедливо связывающие появление понятия «социальное государство» с развитием социальных функций государства, в то же время недостаточно, на наш взгляд, придают значение самому факту появления у государства ранее не свойственных ему функций, которые в дальнейшем становятся для него главными.
Появление у государства социальных особых функций не только стало новым способом удовлетворения социальных потребностей общества, но и привело к резкому, скачкообразному возрастанию данных потребностей.
В 80-е годы XIX в. в Германии наряду с термином «социальное государство» появляется и другой термин — «государство благоденствия», понимаемый как государство, политика которого направлена на улучшение жизни всех граждан. Эти два термина в тот период выражают одно понятие и не конкурируют друг с другом. Главным для них является наделение граждан социальными правами, а государство – социальной ответственностью. Социальная политика стала официальной доктриной ряда стран, получив правовое закрепление в Конституции Веймарской республики 1919 г. и Конституции Чехословакии 1920 г. ( зарубежные авторы – К. Ватрин, Г. Вильгеродот, Х. Ламперт и др.; отечественные ученые – Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов Б. Ракитский).
Социальный строй Древней Руси
... СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей ... X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности. Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду ...
Некоторые принципы
в. Профессор Московского университета Б. Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, и только потом – государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства.
Выделение пяти этапов его динамики в целом корреспондируется со сложившимися в мировой науке представлениями о периодизации генезиса социальных свойств государства, в частности с широко известной классификацией этапов развития государства благоденствия Й.Амбера:
- «1- й этап (предыстория, 1600-1800 г. г.) – основная государственная функция – политический контроль над бедными;
- 2-й этап (начало, 1800-е – 1914 г. г.) – введение принципов социального страхования для интегрированных рабочих, объединенных в профсоюзы;
- 3-й этап (расширение, 1918 – 1960 г. г.) – социальные услуги как элемент гражданства;
- 4-й этап (ускорение, 1960 – 1975 г. г.) – главная функция – улучшение качества жизни всего населения;
- 5-й этап (замедление, 1975 г. – настоящее время) – размывание, смешение ответственности государственной, частной и ассоциаций»[1].
Вышеприведенные определения, на наш взгляд, дают исчерпывающий набор первичных признаков социального государства – ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие правовых основ социальной регуляции, ориентация единой социальной политики на всех членов общества, наличие бюджетных социальных выплат и наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях в динамике развития и обобщить его родовые свойства. В связи с этим нам представляется необоснованным утверждение, что «…любое государство социально. Данный термин подчеркивает способность богатого и стабильного государства осуществлять современную социальную политику»[2].
Можно привести достаточно примеров богатых государств, в которых весь набор признаков социального государства не реализуется.
Проблема типологизации, являясь важным элементом изучения природы социального государства, возникла уже в ранних исследованиях данного явления и продолжает быть актуальной по сей день. При этом необходимо помнить, что за каждой конкретной классификацией стоит определенная теоретическая модель.
Учение Платона о государстве
... Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства ... к Платону? История философии ... Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. ...
Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Маршалл, Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фёрнис в 70-е годы ХХ в. предприняли попытку уточнить смысл понятия «государство благосостояния» и дать его историческую классификацию. В частности, они выделили три его разновидности:
1. «Позитивное государство
2. «Государство социальной