Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системыРоссийской Федерации.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.
По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.
В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, созданных с целью разрешения социальных задач общества (финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д.).
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности государственных социальных внебюджетных фондов, рассмотрение вопросов формирования и использования средств внебюджетных фондов.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решены задачи:
- определена сущность и значение государственных внебюджетных фондов;
- дана характеристика государственных социальных внебюджетных фондов: их назначение, задачи, источники формирования, порядок расходования;
- проанализирована деятельность Отделения Пенсионного фонда России по Красноярскому краю.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, законодательно-нормативная база о внебюджетных фондах, материалы СМИ, статистический материал, официальные сайты ПФР, ФОМС,ФСС и сайт ОПФР по Красноярскому краю.
Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы
... структуры расходов фонда социального страхования РФ, а также описать развитие Фонда социального страхования РФ. Практическая значимость работы заключается разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального назначения. Объектом исследования является финансовый механизм Фонда социального страхования. Предмет ...
курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Общий объём работы составляет использованной литературы включает 24 источника.
1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституционных прав граждан.
Первоначально внебюджетные фонды в России появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды.
Целевые бюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Создание внебюджетных фондов необходимо было государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды решают 2-е задачи:
обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;
- расширение социальных услуг населения.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;
- целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;
- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях — наличие активного сальдо.
Связи между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы отличаются сложностью и разнообразием. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий.
При двухсторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в 2-х направлениях. Например, фонды социального образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно, при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
Фонд социального страхования РФ
... военно-политические. В состав государственных внебюджетных фондов РФ входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, ...
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соприкасается с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.
По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы: социальные фонды и экономические фонды.
Под экономическими внебюджетными фондами
Источниками финансирования экономических внебюджетных фондов являются:
1) средства бюджетов;
2) целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за фондами;
3) доходы от реализации конфискованного имущества;
4) платежи за загрязнение окружающей среды;
5) штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий фонд.
Создание экономических внебюджетных фондов связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.
Состав экономических внебюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены [14, с.26]:
- Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
- Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Экологический фонд Российской Федерации;
Фонд инвестирования жилищного
Дорожный фонд.
государственным социальным внебюджетным фондам.
Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь [2].
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
Фонд социального Российской Федерации ( ФСС) ;
Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
... -правовым документом, регламентирующим структуру Фонда социального страхования, а также его деятельность, является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления в Фонд социального страхования Российской Федерации ...
- Федеральный фонд обязательного медицинского Российской Федерации (ФОМС).
2. Государственные социальные внебюджетные фонды
Специфика социальных внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников использование их средств.
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов).
На его долю в настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному [20, с.31].
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
Согласно положениям статьи 5 ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном в РФ» ПРФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного При этом решаются две принципиально важные задачи.
1. Средства пенсионной системы становятся сферой самостоятельного бюджетного процесса: ПФР имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Поэтому ПФР изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда.
2. Основной источник финансирования пенсионных выплат — страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного
Конституционный Суд РФ определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Положениями ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном в РФ» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному В структуру Пенсионного фонда РФ входит 89 региональных отделений, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного в РФ.
Особого внимания заслуживает ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ», основным нововведением которого, является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот).
Анализ законодательства РФ в области назначения социальной пенсии ...
... Российской Федерации"). Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для ... 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основаниям. Так, трудовая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью ...
Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на ПФР и его территориальные органы.
В основные задачи ПФР входят [20, с.35]:
- целевой сбор и аккумуляция взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
— межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ закреплены принципы, гарантирующие лицу, при наступлении случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем страховых взносов.
Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:
- взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве или застрахованных лиц;
— Денежные средства обязательного пенсионного хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с федеральными законами «Об обязательном пенсионном в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 и «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная.
При этом базовая часть финансируется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых за застрахованных лиц на финансирование трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм взносов, уплачиваемых за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета лица.
Проблемы реформирования системы социального обеспечения
... в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан. Согласно Федеральным Законам «Об обязательном пенсионном страховании» и «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственные пенсионные фонды, действующие ...
Накопительная часть – формируется за счет страховых платежей и отражается в специальной части индивидуального счета гражданина; представляет собой резерв, направляемый на инвестирование. Доход от него также отражается на индивидуальном лицевом счете и позволяет, в конечном итоге, увеличить размер будущей пенсии. Право на накопительную часть пенсии получили возрастные группы – мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения до 2005 года было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета, 2% из 14% общего взноса в ПФР. С 2005 года у застрахованных лиц старше 1967 года рождения накопительные поступления отсутствуют [23, с.105].
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» дал определение понятия пенсионные накопления – это совокупность средств, включающая в себя:
- суммы взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных взносов Пенсионным фондом Российской РФ и порядок расчета которого в целях настоящего Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;
- средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для передачи в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями лиц и еще не переданные негосударственным пенсионным фондам;
- средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям.
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ:
- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности (включая содержание его центральных и территориальных органов);
иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном
Социальное страхование на предприятии
... социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского Предметом исследования является непосредственно социальное страхование. Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, ...
Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме.
Указанные средства расходуются порядке:
- на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату части трудовой пенсии;
- на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Обязательным обеспечением по обязательному пенсионному являются:
- накопительная части трудовой пенсии по старости;накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются ФЗ о бюджете ПФР.
2.2 Фонд социального страхования
Фонд социального был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление осуществляется Правительством РФ.
ФСС, включая исполнительные органы, является некоммерческой организацией, не занимающейся предпринимательской деятельностью. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В Фонд социального Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Основными задачами ФСС являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального
Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
... еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации. Традиционно главным институтом воспитания является семья . Все приобретенное в семье в ... деятельности педагогического коллектива 2. Семья как специфическая педагогическая система: сущность, особенности развития Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, призванные ...
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального разъяснительной работы среди и населения по вопросам социального
сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального охраны здоровья работников.
Средства ФСС образуются за счет:
- взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное в соответствии с законодательством;взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному установленному для работников, при условии уплаты ими взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых расходов, не принятых к зачету в счет взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
- недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
- уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные за счет средств Фонда;
- средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований и других) [23, с.254].
Средства ФСС направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на балансе санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях.
Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального утвержденной ФСС совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;
Обязательное социальное страхование
... 1.2 Система Обязательного социального страхования., Обязательное социальное страхование как системное образование Обязательное пенсионное страхование; Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство); Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний; Обязательное медицинское страхование., ...
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального и охраны труда;
осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников ФСС, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному
участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального
Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального на личные счета
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального РФ.
С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом на соответствующий финансовый год. Работодатели в качестве в региональных отделениях фонда.
Выплата пособий по социальному оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ. Они решают задачи:
1) осуществляют страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям
2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального в регионе или отрасли;
3) устанавливают нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному работников;
4) обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;
5) осуществляют аккумуляцию взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;
6) разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на содержание; производят расчеты со другими органами фонда и прочими организациями; осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному и списании средств в бесспорном порядке и др.
Контроль за расходованием средств государственного социального осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок истребования документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Контроль за расходованием средств отделениями Фонда осуществляется контрольно-ревизионной службой Фонда.
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское — составная часть системы социального в РФ. Фонды обязательного медицинского (ФОМС) – это самостоятельные государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского граждан как составной части государственного социального ФОМС предназначены для аккумулирования взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков взносов на ОМС. Право издания о порядке взимания и учета страховых взносов предоставлено только Правительству РФ.
Задачи медицинского — гарантировать гражданам при возникновении случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд обязательного медицинского является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Основными задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском граждан в РФ»;
обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского
аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского
Территориальные фонды обязательного медицинского в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского осуществляют основные функции:
- аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
- осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого медицинскими учреждениями;
проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского
выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского
совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому
Основным нормативным актом, регулирующим медицинское является Закон РФ «О медицинском граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 года №1499-1 (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское — это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Основной документ в системе ОМС полис обязательного медицинского граждан, который является юридическим оформлением прав пациента и обязательством системы обязательного медицинского по оказанию медицинской помощи. Страховой полис обязательного медицинского персонализирует право пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных Базовой программой обязательного медицинского на всей территории РФ независимо от уровня дохода, социального положения и места проживания. На территории РФ действует обязательного медицинского единого образца.
по обязательному медицинскому на территории РФ осуществляется филиалами (с функциями территориальных фондов ОМС и медицинскими организациями.системы обязательного медицинского в России представлена 91 территориальным ФОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, медицинскими организациями и 90 их филиалами. В зависимости от административно-территориального демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС РФ [13, с.38].
Согласно Закону «О медицинском граждан в РФ», ОМС «обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского
В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств.
Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.
В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников: платежи из бюджета; отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского
Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.
Законом определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих её работоспособность.
В первую очередь — любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации).
Таким образом, играют роль посредника между лечебно-профилактическими учреждениями и населением.
С 1 января 2001 года взносы в ФОМС уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ. За неработающих граждан взносы в ФОМС осуществляет государство.
Затем взносы поступают участнику системы ОМС — в Федеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного программой объёма медицинской помощи.
Территориальный ФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского на местном уровне.
участник системы ОМС — страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому Страховая медицинская организация компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы
Медицинские учреждения — ещё один участник системы ОМС — учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.
И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС лица — граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья,