Социальная работа в исправительных учреждениях

м в штатное расписание многих учреждений должностей социальных работников и развитием системы социальной защиты населения. Сейчас в стране действуют центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстремальной психологической помощи по телефону, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и другие социальные учреждения, в которых трудится около полумиллиона специалистов по социальной работе.

В последние годы начали открываться центры социально-педагогической реабилитации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Для эффективного функционирования этих учреждений требуются квалифицированные специалисты по социальной работе.

Социальная работа в исправительных учреждениях является особым большим разделом этого вида профессиональной деятельности. С момента возникновения пенитенциарной системы в России основной функцией учреждений, исполняющих уголовное наказание, была кара. Новое уголовно-исправительное законодательство Российской Федерации рассматривает уголовное наказание уже не только как кару за содеянное преступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных с целью предотвращения рецидивной преступности. Социальная работа по общ. Ред. Проф. В.И. Курбатова, серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д «Феникс» 2003 с. 42-44.

В связи с новыми задачами, поставленными перед уголовно-исполнительной системой, особое значение в деятельности исправительных учреждений придается целенаправленной социально-воспитательной работе, призванной сформировать у осужденного уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общения. Это открывает широкие возможности для профессиональной деятельности социальных работников, но в то же время требует от административного персонала и работников исправительной системы глубокой образовательной подготовки, а нередко и переподготовки в области социальной работы и пенитенциарной педагогики.

В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность. А в 1991 году в России была введена новая профессия социальный работник, специалист по социальной работе, Основы социальной работы: Учебник /отв. Ред. П.Д. Павленок — 2 — е Изд.; блин, испр. и доп. — М.: Инфра — М.: 2002 год с. 17. который является непосредственным исполнителем социальной работы.

5 стр., 2203 слов

Контрольная работа: Социально — экономическое развитие Древней Руси

... средневековья в IX-XII вв. Цель работы дать характеристику социально-экономическому развитию Древней Руси. Для этого рассмотрим: как формировалась частная ... с.18] По мере развития производительных сил появились различия населения по благосостоянию и социальному положению. Появляется знать: ... объединил Новгородское, Киевское и Смоленское княжества с центром в Киеве и провозгласил себя Киевским князем, ...

Следует отметить, что социальная работа относиться к одному из многочисленных видов деятельности. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способностей людей социальному формированию. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособ. /отв. Ред. Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, и д.и.н. А.С. Сорвина. — М.: Инфра М. — 2002 год с. 5-6. Она включает также оказание помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Все выше перечисленное так важно в сложившихся социально — экономических условиях в Российском государстве.

Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника, и социальной работы в целом, было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования. Социальная работа. _Под общ. Ред. Проф. В.И. Курбатова, серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс» 2003. с. 41-42. При этом одной из проблем, с которой столкнулась социальная работа является законодательное закрепление ее деятельности с различными категориями граждан.

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в нашей стране, самым непосредственным образом связаны с деятельностью уголовно-исполнительной системы (далее УИС).

Лузгин С.А. Социальная работа как одно из основных средств исправления осужденных// Ведомости уголовно — исполнительной системы. 2005 № 6 с. 27. Так в настоящее время, в УИС Минюста России происходит становление социальной работы с осужденными, определяются основные направления этой деятельности. Следует отметить, что социальная работа с осужденными женщинами — это деятельность по оказания им социальной помощи, поддержки, защиты в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения.

Актуальность., Объектом курсовой работы, Предметом курсовой работы, Цель курсовой работы

В соответствии с указанной целью в работе рассматриваются следующие задачи.

Основные задачи курсовой работы:

  • рассмотреть историю социальной работы в пенитенциарной системе;
  • изучить действующее законодательство, содержащее правовые основы социальной работы;
  • выявить правовые основы социальной работы с осужденными женщинами в действующем законодательстве и нормативных документах;
  • выявить особенности социальной работы с осужденными женщинами;
  • рассмотреть особенности кадрового обеспечения социальной работы с осужденными женщинами.

Элементы новизны:

Глава 1. История и основы правового обеспечения социальной работы с осужденными женщинами в УИС Минюста России

1.1 История социальной работы в пенитенциарной системе России

Понятие «пенитенциарная система» восходит к латинскому слову рoenitentia (раскаяние) и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

13 стр., 6014 слов

Социальная политика России (3)

... развития" 2 . В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить о сновные цели и принципы социальной политики в России, а также меры и ... отдельных стран и регионов земного шара. ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2.1.Выбор социальной модели государства для России Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила на повестку дня ...

Многолетняя мировая история становления и развития пенитенциарной системы в отдельных странах весьма разнообразна и определяется, главным образом, историческими традициями народов, социально-психологическими особенностями.

В Российском праве понятие «тюремное заключение» впервые отмечено в судебнике 1550 года, когда в статьях этого нормативно — правового акта появился такой вид наказания, как «вкинути в турму».

Следующим из наиболее значительных нормативных актов в истории средневековой России было Соборное уложение 1649 года, согласно которому тюрьмы в Москве предписывалось строить «государственной казною», а всем этим делом должен был заправлять Разбойный приказ; в других городах строительство тюрем возлагалось на местные власти.

Такое положение дел в тюремной системе России с небольшими изменениями сохранилось до 19 века. С появлением в 1845 году Уложения о наказаниях — уголовно-исполнительных — можно говорить о начале формирование стройной тюремной системы. В этом Уложении был определен общий порядок управления местами заключения и обозначены функции для ряда должностных лиц. Стурова М.П. О социально-педагогическом назначении пенитенциарной системы //Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: Сб. науч. тр. — М.: НИИ МВД РФ, 1995. — С. 21-30.

До появления первых указов в системе формирования пенитенциарных учреждений первыми предпосылками помощи осужденных и заключенных были князья. Исходя из требований православной веры, древнерусские князья. раздавая бедным и нуждающимся продукты, не забывали про осужденных. Этим особо отличался Ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Такую традицию унаследовал и его сын Андрей Боголюбский. Из его княжеской резиденции близ Владимира телеги, груженные продуктами доставляли еду не только на окраины города для неимущих, но и для заключенных в тюрьмы и темницы.

В тюремной жизни, в условиях исполнения наказания по судебному приговору большое значение имела также и одежда. В соответствии со статьей 190 «Устава о содержащихся под стражей» (1890) содержащиеся в тюрьмах арестанты гражданского ведомства снабжаются одеждой, бельем и обувь. по правилам, изложенным в статьях 191-202 того же устава. Все это обеспечение должно было поставляться на средства из казны государства.

Говорить о какой-либо серьезной, планомерной, систематической социальной работе с осужденными в пенитенциарных учреждениях того времени (XVIII — XIX века) не приходится. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. — М.: Владос, 1999. С. — 46-49.

В тюрьмах важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем, связанных с его арестом и лишением свободы; помогать заключенным в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе, насколько это возможно, подыскать жилье и работу.

12 стр., 5896 слов

Дочерние и зависимые общества как юридические лица

... настоящее время. Глава 1. Правовой статус дочернего и зависимого хозяйственных обществ. § 1. Особенности правового статуса дочернего и зависимого хозяйственных обществ и цели их создания. Переход к цивилизованным формам ... основана на преобладающем участии основной организации в уставном капитале дочернего общества, на заключенном между ними договоре и на иных особенностях (фактах) отношений между ...

В дореволюционной России на протяжении нескольких столетий существовали традиции благотворительной деятельности по отношению к лицам, находящимся в местах лишения свободы. В государственные, религиозные и фамильные праздники (например, день рождения императора) российские государи и сановники посещали тюрьмы, выслушивали жалобы арестантов, оказывали им материальную помощь, а иногда освобождали заключенных, по сути дела осуществляя помилование. «Преступление и наказание» №9. — 2005 год. С. 20.

Однако подобного рода деяния были бессистемными. В начале XIX в. возникла идея создать «Попечительное о тюрьмах общество» (докладная записка государю от князя А. Голицына, изучавшего опыт подобной деятельности в зарубежных государствах).

Инициатором образования Общества в Санкт-Петербурге выступил император Александр I. Он утвердил Устав Общества и стал его покровителем. Эпиграфом Устава стали стихи из Библии: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Книга Исаии. 42:6-7).

Первое заседание Попечительного общества состоялось 11 октября 1819 г. Сам состав его правления свидетельствует о значении для государства воспитательной работы с осужденными: президент Общества — князь А. Голицын, вице-президент — Преосвященный Михаил, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский; Преосвященный Филарет, Архиепископ Тверской и Каширский; генерал-лейтенант граф Карл Ливен. (Об утверждении в г. С. -Петербурге Общества Попечительного о тюрьмах. — СПб.: Печатный дом, 1819. С. 10.).

В Уставе Общества указано, что попечение должно быть не только об улучшении состояния содержащихся в тюрьмах преступников, но и о нравственном их исправлении. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. — М.: Изд-во МГСУ, 1996. С. 65-69.

Правила для Попечительного общества о тюрьмах предписывали следующее:

«1. В Санкт-Петербурге учреждается Общество Попечительное о тюрьмах, предметом которого будет нравственное исправление содержащихся преступников, улучшение состояния заключенных.

2. Обязанностью общества сего будет стараться о том, чтобы в тюрьмах и местах заключения вводимы были по удобности 5 средств исправления:

  • ближайший и постоянный надзор за заключенными;
  • наставление их в правилах Христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной;
  • занятие их приличными упражнениями;
  • заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

3. Общество будет состоять под Высочайшим покровительством Государя Императора. социальная работа осужденный правовое

4. Всякий делающий подписку на ежегодные приношения, к подкреплению сего Общества в благотворном деле его, признается членом Общества, а кто делает единовременные взносы — Благотворителем. Приношения могут быть не только деньгами, но и съестными припасами, платьем и другими потребностями для заключенных.

16 стр., 7928 слов

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

... современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи. Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные ... личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ...

9. Члены комитета имеют право и свободу посещать тюрьмы и дома, где содержатся заключенные, во всякое время и по своему пожеланию. Все замечания сообщают комитету, а дальше до начальства доводится о том, что нужно исправить в ведомстве, которого эти тюрьмы и места заключения.

11. Снабжение книгами Священного писания духовного содержания. Наставления и поучения Священника, когда и где такового можно иметь, весьма нужны и содействуют благотворительной цели о тюрьмах. Если найдется и средство, при котором тюрьмы устроят церковь, то сие есть превосходное учреждение для душевной пользы освобождающимся.

12. В тюрьмах приемлются дальнейшие меры к отвращению от горячительных напитков» (Об утверждении в г. С.-Петербурге Общества попечительного о тюрьмах. СПб.: Печатный дом, 1819. С. 10).

«Преступление и наказание» №4-2004 год. С.9.

В ежегодных отчетах Общества отражены вопросы питания и обеспечения заключенных одеждой, занятия их трудом, религиозное и нравственное воспитание. Кроме того, по инициативе Общества в тюрьмах началось обучение молодых заключенных грамоте и профессиям, были созданы мастерские, две трети прибыли от которых получали осужденные.

В течение 10-15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения и способствовавшие обучению заключенных, сбору пожертвований. Попечители контролировали тюремное начальство, выявляя казнокрадство и лихоимство.

После Октябрьской революции Общество Попечительное о тюрьмах было распущено, но в первые годы советской власти такие комитеты еще кое-где работали при тюрьмах.

В январе 1925 г., в развитие существующего законодательства, было утверждено «Положение о Всероссийском и губернских (областных), краевых комитетах помощи содержащимся в местах заключения и освобождаемым из них». Оно представляло собой программу действий по закреплению результатов перевоспитания правонарушителей. В качестве первоочередных были определены следующие мероприятия: формирование материального фонда; создание предприятий; открытие общежитий и столовых; объединение освобождаемых в артели и т. д. Перед комитетами ставились задачи помощи осужденным в период отбывания наказания и поддержание связи с ними после освобождения. Руководство комитетами помощи возлагалось на прокурора республики. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. — М.: Изд-во МГСУ, 1996. С. 77-79.

В 1933 г. по Указанию Главного управления лагерей при культурно-воспитательных частях исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) начали создаваться на общественных началах специальные комиссии связи, деятельность которых регламентировалась инструкцией «О комиссиях связи лагерей ОГПУ». Задачи этих комиссий заключались в следующем:

  • ? разъяснение правового положения осужденным по их освобождении, проведение консультаций после освобождения;
  • ? установление связи с освобождающимися по вопросам трудового и бытового устройства;
  • ? выяснение условий жизни и быта освобожденных на свободе.

Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. — М.: Владос, 1999. С. 50-52.

В истории становления Советского государства можно выделить несколько отдельных этапов развития уголовно-исправительной системы. Причем сама последовательность и продолжительность этих этапов не определяется эволюционным, поступательным совершенствованием исправительного законодательства, а связана исключительно с частой сменой внутриполитической конъюнктуры руководством страны (этапы становления указаны в приложении № 2).

6 стр., 2511 слов

Нормативно правовые акты РК как источник права социального обеспечения

... -правовые акты РК как источник права социального обеспечения задачи: 1.Подобрать литературу по теме исследования; 2.Рассмотреть общие сведения и иерархию нормативно-правовых актов; 3. Выявить официальное толкование норм Конституции; 4. Описать ...

«Преступление и наказание» №9-2005 год. С. — 22.

Исключительно плодотворным для уголовного и уголовно-исполнительного законотворчества оказался 1996 год. Так, 24 мая 1996 года Государственной Думой был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который с 1 января 1997 года вступил в законную силу. Вслед за этим 18 декабря 1996 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», который с 1 июля 1997 года стал основным нормативно-правовым документом, регламентирующим исполнение всех видов наказаний.

социальное образование.

Расчеты показывают, что к 2015 году сократится количество людей, занятых в сфере материального производства; возрастет роль квалифицированного труда в сфере быта и услуг; увеличится численность государственных служащих и специалистов в области управления персоналом; приобретет особое значение статус социального работника и невероятно масштабными с точки зрения сегодняшнего дня станут параметры его деятельности. Стурова М.П. О социально-педагогическом назначении пенитенциарной системы //Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: Сб. науч. тр. — М.: НИИ МВД РФ, 1995. — С. 34-36.

1.

В условиях реформирования Российского государства, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей — сирот, и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Основы социальной работы: Учебник/Ответ. Ред. П.Д. Павленок — 2-е изд., испр.: и допол. М.: Инфра — М, 2002. с. 5. Поэтому все большее внимание уделяется социальной работе, которая призвана решить социальные проблемы людей. Социальная работа — функциональное выражение социально — политической и социально — правовой ответственности государства и общества перед населением. Там же с. 81. Социальная работа, как деятельность, не может эффективно реализовываться без ее законодательного закрепления в нормах права государства.

Правовые основы социальной работы косвенно закреплены в главном законе государства — Конституции Российской Федерации. Так, в статье 7 Конституции Российской Федерации говориться:

«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено именно у нас в Конституции 1993 года и подчеркивает обязанность проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. Конституция РФ. Комментарий /Под общ. Ред. Б.Н. Топорнина. Юрид. Лит. 2004. с. 85. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, организует и проводит социальную работу. Основы социальной работы. Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок — 2 — е изд; испр. и доп. М.: Инфра М. 2002 с. 86.

13 стр., 6425 слов

Гарантии социальной поддержки безработных в Российской Федерации

... несомненно, затрагивает права огромного количества граждан страны. Цель настоящей работы — исследование возможных вариантов социальной поддержки безработных граждан в России, в частности — пособия по ... и других. Нормативной базой выпускной квалификационной работы стали Конституция РФ, Гражданский и Трудовой РФ, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов», «Об обязательном медицинском ...

Социальное государство признано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают, прежде всего, материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. Конституция РФ. Комментарий /Под общ. Ред. Б.Н. Топорнина. Юрид. Лит. 2004 с. 92.

Статья 39 Конституции РФ также закрепляет правовые основы социальной работы:

«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Конституция РФ М.: Изд. Юрид. Лит. 2005 с. 15-16.

Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление средств к жизни граждан, лишенных (полностью или частично) способностей или возможностей трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Конкретные правовые основания для получения гарантированных социальных выплат взамен трудовых доходов или в дополнение к ним многочисленны. Основные виды выплат закреплены в Конституции РФ.

Обычный или общеустановленный пенсионный возраст в РФ — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин. Именно с этим возрастом для большинства граждан связано официальное окончание рабочего периода жизни. С ним, как правило. Связывается и предоставление льгот и услуг, предназначенных пожилым людям.

Конституция дополняет традиционные основания социального обеспечения новым — воспитанием детей. Оно является обобщенным выражением ряда конкретных оснований для социальной поддержки семьи, которые появляются с рождением и воспитанием детей и предусмотрены действующим законодательством (беременность и роды рождение ребенка, уход за малолетним ребенком и т.д.).

Действующим законодательством установлены и некоторые другие основания социального обеспечения (например, выслуга лет, безработица).

Практически оно закрепляет права граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике случаев социального риска, т. е. риска утраты заработка или его недостаточность по объективным причинам.

По своему содержанию право на социальное обеспечение складывается из права на получение денежного дохода и права на социальное обслуживание, призванное удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством здоровья (потребность в помощи ведения домашнего хозяйства, специальных средствах передвижения, содержании и комплексном обслуживании в домах — интернатах.)

15 стр., 7416 слов

Особенности исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы ...

... в исправительных учреждениях осужденными женщинами. осужденная женщина исполнение наказание Предмет исследования - правовое регулирования отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами. Соответственно, цель данной работы - исследовать особенности исполнения и отбывания наказания в ...

Другой вид обеспечения — социальные пособия — имеет большое значение в поддержании соответствующего жизненного уровня трудоспособного населения. Они либо компенсируют временно утраченный заработок, либо дополняют трудовые и иные законные доходы лиц(семей) несущих повышенные расходы, связанные, как правило с рождением и воспитанием детей. По специфике обеспечение и социальному назначению можно выделить три группы пособий:

1) Пособия по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине, и т.д.);

2) Пособие по безработице;

3) Пособия семьям, имеющим детей (или собирающихся иметь детей.)

Уровень и характер правового регулирования системы пособий различны, но закрепление в законе прав граждан необходимо и в этой области социального обеспечения, тем самым закрепляя правовые основы социальной работы. Конституция РФ. Комментарий /Под общ. Ред. Б.Н. Топорнина. Юрид. Лит. 2004. с. 219-220.

Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемирное развитие негосударственных форм социального обеспечения, которые всегда сопутствовали государственной системе, но получили особо заметное распространение в последние годы. Конституция поддерживает право негосударственных форм социального обеспечения на независимое функционирование, предоставляет им государственное покровительство.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижения качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально — экономический статус миллионом пожилых и нетрудоспособных граждан.

Необходимость ее сохранения и развития определена в статье 7 Конституции РФ, формирующей цели социальной политики. В силу узкой сферы действия и недостаточно высоких размеров выплат негосударственной формы и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль формирования уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе выплат по государственной системе. Там же с. 221-223.

В части 1 статьи 41 Конституции РФ также косвенно упоминается о правовых основах социальной работы. В соответствии с этой статьей каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. А государство обязано обеспечивать охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется различными методами, включая правовые, направленные на предупреждения повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Конституция РФ. Комментарий /Под общ. Ред. Б.Н. Топорнина. Юрид. Лит. 2004. С. 228.

В статье 43 Конституции РФ также косвенно отражены правовые аспекты социальной работы. Так в соответствии каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного основного общего и среднего профессионального образования государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их замещающие обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.

5 стр., 2342 слов

Центр социальной помощи семье и детям

... своей работе я рассмотрю Центр социальной помощи семье и детям «Тропарево-Никулино», как основной механизм многофункционального воздействия на семьи и взаимодействия с ними с целью оптимизации семейных ценностей и отношений у населения. Цель реферата: определение ...

В Российской Федерации сфера рассматривается в качестве приоритетной. Там же с. 236-237. В Российской Федерации каждый на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в соответствующем высшем заведении. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации соответственно ученой степени.

Этими правами могут пользовать и осужденные женщины, так как в конституции не говориться о том, что осужденные ограничены в обладании и пользовании этим правом, подтверждение этого содержится в уголовно-исполнительном кодексе (далее УИК).

Из вышесказанного видно, что в этой статье косвенно подтверждается о наличии правовых основ социальной работы с осужденными женщинами в УИС Минюст России Конституции. Основы социальной работы: Учебник/Ответ. Ред. П.Д. Павленок — 2-е изд., испр.: и допол. М.: Инфра. — М, 2002 с. 82. В части 1 статьи 55 Конституции РФ говориться о том, что «перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Однако они могут быть ограничены Федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства». Конституция РФ М.: Изд. Юрид. Лит. 2005 с. 20-21.

При этом следует отметить, что правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ, могут пользоваться и осужденные женщины, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в УИС Минюст РФ, так как Конституция не ограничивает их в пользовании вышеперечисленными правами. Ведь они являются гражданами РФ. Эти граждане, которые совершили уголовное преступление и теперь отбывают уголовное наказание за совершенное деяние. Следует отметить, что осужденные ограничены в следующих правах: на передвижение, на место пребывание, на место жительства, на неприкосновенность частной собственности, на тайну переписки, телефонных переговоров и др. Основы социальной работы: Учебник/Ответ. Ред. П.Д. Павленок — 2-е изд., испр.: и допол. М.: Инфра — М,2002 с. 84.

При этом возникает проблема с правовым обеспечением деятельности специалиста по социальной работе с осужденными женщинами в УИС Минюст России. Социальная работа в УИС — это особый вид деятельности. Особенность эта прежде всего обусловлена тем, что работа проводиться с осужденными женщинами, которые являются гражданами РФ, совершившие преступление и отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в ИУ УИС Минюста России.

1.3

Правовые аспекты социальной работы с осужденными содержаться не только в Конституции РФ, но и в уголовно-исполнительном законодательстве РФ. Так в части 2 статьи 1 УИК РФ говориться о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в УИК этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными женщинами в УИС.

Так осужденным женщинам к лишению свободы, по крайней мере трижды приходиться переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:

  • а) к требованиям режима в ИУ, к среде осужденных, материально — бытовым ограничениям;
  • б) при изменении вида ИУ;
  • в) в связи с освобождением осужденного из ИУ.

Комментарии к УИС РФ Под дбщ. Ред П.Г. Мищенкова. — М.: Экспертное бюро — М 2003 год с. 19-20.

В УИК РФ и о таком направлении социальной работы как социальное обеспечение и социальная поддержка осужденных. Так в части 7 ст. 12 говориться о том, что » осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсии и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ». Там же с. 55.

В соответствии со ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные женщины имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом выплата пенсии осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных женщин. Комментарии к УИС РФ. Под дбщ. Ред П.Г. Мищенкова. — М.: Экспертное бюро — М 2003 год, с. 326.

Эти статьи являются прямым отражением правовых норм Конституции РФ. Этим статьи подтверждают то, что осужденные как и все граждане РФ, могут пользоваться таким конституционным правом, как право на социальное обеспечение.

В УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально — полезных связей осужденным с внешним миром. Так в ст. 89 УИК РФ говориться:

«1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне ИУ продолжительностью пять суток. В этом случае начальником ИУ определяется порядок и место проведения свидания.

2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или другими лицами в присутствии представителя администрации ИУ; длительные свидания с правом совместного проживания с супругой (супругом), родителями, детьми, усыновителями, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаям с разрешения начальника учреждения — с иными лицами.» Комментарии к УИС РФ. Под дбщ. Ред П.Г. Мищенкова. — М.: Экспертное бюро — М 2003 с. 296-297.

Эта статья преследует цель сохранения семейных отношений, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым закрепляя рассматриваемое направление социальной работы.

В соответствии со статьей 91 ИУК РФ, «осужденные к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества …» УИК РФ «АЖУР» г Екатеринбург 2004, с. 36..

Переписка осужденных также является важным средством сохранения и налаживания их социально — полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденным позволяет им оказывать семье и родственникам материальную помощь. Все вышерассмотренное также говорит о наличии правовых основ социальной работы с осужденными УИС Минюста России.

Категория осужденных женщин является более социально — уязвимой категорией нежели осужденные мужчины. Соответственно к данной категории необходим особенный подход как в воспитании, так и наличии правовых норм.

Федеральный закон от 09.03.2001 №25 — ФЗ)

(в ред.федерального закона от 08.12.2003 №161 ФЗ)

В соответствии со статьей 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и рода на общих основаниях. Осужденные имеют право на общих снованиях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ путем перечисления на лицевые счета осужденных. Комментарии к УИС РФ Под дбщ. Ред П.Г. Мищенкова. — М.: Экспертное бюро — М 2003 год с. 326.

В УИК РФ в статье 100 особое внимание уделяется особенностям материально — бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей.

«1. В ИУ, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка ИУ обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка ИУ своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми.

2. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трех летнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения.

3. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка ИУ, исполнилось три года, а матери до окончания отбывания наказания осталось не более года, администрация учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161 — ФЗ)

Нельзя оставить без внимания и такой аспект социальной работы, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говориться о том, что в ИУ организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в ИУ и после освобождения. Комментарии к УИС РФ Под дбщ. Ред П.Г. Мищенкова. — М.: Экспертное бюро — М 2003 год с. 347. Получение профессии в ИУ, по которой осужденный может работать не только в ИУ, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осужденных к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в УИК РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве.

На сегодняшний день социальная работа с осужденными является одним из приоритетных направлений в деятельности ИУ. Для приведения этой работы в соответствии с действующим законодательством изданы и направлены в территориальные органы ФСИН России приказы Минюста России от 30 декабря 2005 г №262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения УИС» и от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания в ИУ УИС». В них акцентировано внимание на усиление социальной направленности воспитательного процесса, обеспечение решения задач ресоциализации лиц, отбывающих наказание, и их социальной адаптации после освобождения. Кроме того, 4 августа 2006 года принята Концепция о развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в ИУ на период до 2010 года. Ведомось УИС № 10 2006 с. 13

Глава 2. Особенности социальной,

2.1

Согласно Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в ИУ, утвержденной 4 августа 2006 года директором ФСИН России Ю.И. Калининым, одним из основных направлений совершенствования этой деятельности является ее дифференциация, учитывающая вид ИУ и особенности категорий осужденных.

Данной концепцией впервые провозглашено единство социальной, психологической и воспитательной работы (СПВР).

Сегодня эти направления деятельности рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. Необходимо исходить из того, что целью исполнения наказания отношении всех категорий осужденных является их исправление, которого можно достичь лишь при ресоциализации лиц, отбывающих наказания за преступные деяния. В. Поздняков. Особенности социальной работы в пенитенциарной системе. 2007, с. 23.

Говоря о СПВР с различными категориями осужденных (в нашей курсовой мы говорим об осужденных женщинах), то есть с большими группами, отличающиеся теми или иными признаками, присущими каждому индивиду, мы выделяем общие закономерности и особенности этих групп.

Социально уязвимой категорией осужденных, отбывающих наказание, являются женщины. Их убеждения и мотивация поступков чаще всего связаны с семейно-бытовыми проблемами. Поэтому в СПВР с ними особое внимание следует уделять вопросам семьи, деторождения и материнства. Большое значение имеет проблема сохранения положительных связей с семьей, детьми, а для молодых женщин — проблема вступления в брак, подготовка к выполнению роли жены, матери, хранительнице домашнего очага.

Необходимо уделять серьезное внимание физиологическим особенностям женского организма, специфическим женским болезням, которые излечиваются у женщин гораздо труднее, чем у мужчин. Доклад Ю.И. Калинин на заседании коллегии Минюста России от 15 декабря 2005// Преступление и наказание 2006 № 1 с. 7.

Особого внимания заслуживает проблема психического и физического здоровья женщин. Социальная нестабильность современной России способствует повышению уровня тревожности в обществе, а среди женщин — особенно. Известно, что в целом психотравмирующие ситуации переживаются женщинами гораздо глубже и продолжительнее, чем мужчинами. Кроме того, современная экология тяжело отражается на физическом здоровье и ее детях, ухудшая ее репродуктивную систему, травмируя психику. Федеральная программа «Развитие УИС (2007-2016гг.).

Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. — № 540//СЗ РФ — 2006. № 39 — с. 75. Женщины в два раза чаще страдают от тревожности и депрессии. Результаты некоторых научных изысканий подтвердили стереотипные представления о полах, выявив тот факт, что женщины более склонны к опеке и менее агрессивны. Такие гендерные различия позволяют понять, почему большинство людей оценивают свои чувства к женщинам более позитивно, нежели к мужчинам. Майерс Д. Социальная психология /СПб.: Питер, 1997.

Проблема сохранения физического и психического здоровья у женщин в условиях лишения свободы в тесной взаимосвязи с улучшением санитарно — гигиенических и бытовых условий заслуживает особого внимания. Есто нерешенные вопросы и касающиеся материнства, которое фактически не создает никаких правовых преимуществ для женщин и ее детей, остающихся в полной изоляции от матери на длительный срок (за исключение беременных и имеющих детей в возрасте до трех лет).

Таким образом правовой статус осужденной женщины нуждается в постоянном совершенствовании и более детальном регламентировании, учитывающем психофизиологические, социально — демографические и иные особенности женщины (приложение №1).

Женщины по сравнению с мужчинами более уязвимы, эмоциональны, импульсивны, острее переживают социальное неблагополучие, разлуку с семьей родственниками, привычной средой. Поэтому большое значение имеет организация их свободного времени и досуга. Необходимо повышать культурный уровень осужденных женщин, развивать у них духовность и мораль, эстетику, чувство материнства, женственность.

Важное значение имеет организация в ИУ художественной самодеятельности, различных кружков клубов, смотров- конкурсов, встреч с известными артистами и т.п. Осужденным женщинам должна оказываться психологическая помощь в случае стрессов и внутренних конфликтов. Социальная работа в УИС: Уч. Пособ. — Рязань, 2005 с 45.

Следует уделять серьезное внимание лицам, находящимся на начальном этапе отбывания наказания, — вновь прибывшим. Работа с ними должна начинаться в карантинном отделении ИУ. В первые же дни пребывания осужденных ИУ следует выявить их психологические особенности наиболее волнующие социальные проблемы, установить степень педагогической запущенности и криминальной зараженности. Эта работа может быть проделана совместно психологической и воспитательными службами. Социальная работа с осужденными: Уч. Пособие. — М., Кузнецов М.И., Казанцев В.Н., Ившин Д.В. 2005 с. 12.

Социально-педагогические условия в пенитенциарных учреждениях (условия быта, труда, досуга) нуждаются в современном этапе в коренном улучшении. Вряд ли возможно вести воспитательную работу среди голодных, плохо одетых, озлобленных тяжелыми условиями существования людей. Создание в колониях благоприятных социально-педагогических условий осложняется некоторыми причинами.

Первая из них — дезориентированность сотрудников ИУ и общественности относительно необходимости и возможности исправления осужденных. Последние в большинстве случаев рассматриваются как объекты карательного воздействия, и считается, что чем хуже условия содержания, тем эффективнее карательное воздействие.

Вторая — отсутствие четких принципов взаимоотношений администрации ИУ с осужденными в процессе хозяйственной, управленческой и воспитательной работе. Ветошкин С.А. Система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: Учеб. Пособие — Екатеринбург: «СВ — 96», 2000 — с. 41.

Сформулированная в статье 1УИК РФ цель — исправления осужденных предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными так и иными лицами — может длительное время оставаться нереализованными, если воспитательная работа не будет проводиться на профессиональной основе, включающей использование научных достижений педагогики, социологии, психологии и криминологии. Социальная работа с осужденными в учреждениях УИС. Сборник материалов передового опыта. — М.: НИИ ФСИН России, 2006 с. 120.

Проблема социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы является сегодня приоритетным направлением в деятельности ИУ.

Создание предпосылок для интеграции отбывших наказания осужденных в обществе зависит от многих составляющих факторов, поэтому работа в данном направлении начинается уже с первых дней прибывания в ИУ. Хорошую базу для социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание, дает наличие у них достаточного образовательного уровня и профессиональной подготовки.

Организованные в местах лишения свободы общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка позитивно складывается на развитие личности, обеспечивают неразрывную связь с системой образования в стране, предоставляют бывшему осужденному возможность продолжить образование, а значит сохранить перспективу найти свое место в жизни. Социальная работа с осужденными в учреждениях УИС. Сборник материалов передового опыта. — М.: НИИ ФСИН России, 2006 с. 4.

К сожалению большинство осужденных женщин не планируют свое будущее, не желают работать над собой, не имеют целей. Отсутствие интереса к семье, выбору профессии, получению образования, возможности иметь неплохой заработок — вот те особенности, с которыми все чаще приходиться сталкиваться при изучении личности осужденной женщины.

Воспитательная работа с преступниками требует не только глубоких знаний и усилий сотрудников ИУ, но и ярких личностных примеров для осужденных. Сотрудник женского исправительного учреждения должен быть не только высокообразованным, разносторонне развитым человеком, но и яркой талантливой личностью. А сотрудницам, исполняющим уголовное наказание, кроме того необходимо обладать женственностью, доброжелательностью, обаянием, свойственным женской природе. Находящимся в условиях изоляции лицам такие личные примеры необходимы, без них воспитательная работа становиться малоэффективной. Преступность и правонарушения (2001-2005) Статистический сборник. М., 2006.