В настоящее время в нашей стране существует довольно сложная криминогенная ситуация, поэтому одной из наиболее актуальных проблем является проблема преступности. Ее прогноз в мире, его отдельных странах и регионах на ближайшие годы неблагоприятен.
Современный социум, находится в кризисной ситуации, происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, на лицо явный кризис системы ценностей. В связи с этим резко увеличилось количество уголовно- наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
Социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль, в обеспечении необходимыми условиями людей, находящихся в местах лишения свободы. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще потому, что зачастую человек, находящийся на воле, может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент. Осужденный же в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью.
Объектом курсовой работы является социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
Предмет — принципы и содержание деятельности социального работника в исправительном учреждении.
Цель курсовой работы — рассмотреть основные направления социальной работы с несовершеннолетними преступниками в специальных учреждениях.
Основными задачами работы являются:
- охарактеризовать пенитенциарную систему в РФ;
- рассмотреть основополагающие принципы пенитенциарной социальной работы;
- обозначить основные формы и методы социальной работы с различными категориями осужденных;
- рассмотреть меры предупреждения преступности несовершеннолетних.
1.
Теоретические основы пенитенциарной социальной работы
1.1 Характеристика современной Российской пенитенциарной системы
Для наиболее эффективного рассмотрения деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать общую характеристику современной Российской пенитенциарной системы.
Как отмечает В.В. Филипов, в системе пенитенциарных учреждений РФ на 2011 год находилось 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилось на 1 июля 2011 года 880 тысяч человек. В систему входят: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных [1, С. 108]. Стоит отметить, что учреждения исполнения наказания тесно взаимодействуют друг с другом, это позволяет в полной мере функционировать и осуществлять свою деятельность. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация осужденных к лишению свободы.
Социальная работа в системе здравоохранения
... их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении — основы организации медико-социальной службы. Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, ...
С.М. Зубарев, указывает на то, что вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений [2, С. 51]. Иными словами, указанные категории призваны обеспечить раздельное отбывание наказания различным категориям осужденных, в зависимости от вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их исправления.
Также, С.М. Зубарев выделяет различные виды исправительных учреждений, одним из которых являются исправительные колонии. Они предназначены для отбывания осужденными достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно. Второй вид — колонии-поселения. В них отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из исправительных колоний общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из исправительных колоний. Тюрьмы бывают особого и строгого режима. Следующим видом являются воспитательно-трудовые колонии. В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года [2, С. 95]. Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ. Исправительные учреждения, выполняя важную государственную задачу, исправление осужденных, в своей практической деятельности должны применять эффективные средства воздействия на них, которые бы стимулировали социально-полезную деятельность, способствовали формированию у этих лиц позитивных качеств и свойств. Одним из таких средств воздействия на личность является институт изменения вида исправительного учреждения путем перевода осужденных в исправительное учреждение иного вида режима.
Этические принципы и нормы деятельности социального работника
... нравственное сознание в социальной работе; исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника; разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности ...
По мнению Ю.А. Алферова, Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности, он выражается в том, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако, в условиях общего роста преступности в государстве исправительные учреждения наоборот усилили строгость в обращении с заключенными, стереотип, сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром [3, С. 38]. Необходимо отметить, что деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа идеального заключенного, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников исправительно-трудовой системы, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных.
Подводя итог, стоит отметить, что пенитенциарная система РФ состоит из различных видов исправительных учреждений, в которых отбывают наказания соответствующие, данным видам, категории осужденных. Сегодня мы наблюдаем кризис уголовно-исполнительной системы, это выражается в том, что деятельность исправительных учреждений направлена на формирование образа идеального заключенного, а не на исправление осужденного, также не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение.
1.2 Принципы пенитенциарной социальной работы
пенитенциарная система социальный работа
Принципы социальной работы являются одновременно элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Принципы — это базовые идеи, правила и требования к ним, практическое выполнение которых составляет сущность деятельности и предопределяет ее эффективность.
А.И. Зубков отмечает, что будучи комплексным универсальным видом деятельности, включающим правовые, социологические, психологические, педагогические и организационно-управленческие аспекты, пенитенциарная социальная работа опирается на классификацию принципов адаптированную в практике пенитенциарных учреждений. Философские принципы, относятся ко всем наукам об обществе, человеке, их взаимоотношениях. Социально-политические принципы включают в себя единство государственной политики с национальными и региональными особенностями, опытом и традициями социальной работы с различными категориями населения, в том числе осужденными. Психолого-педагогические принципы, способствуют учету личностных особенностей осужденных, социально-психологических механизмов воспитания, обучения, формирования и развития личности [4, С. 172]. Необходимо отметить, что перечисленные выше принципы тесно связаны с собственно принципами социальной работы с осужденными. Помимо общих принципов социальной работы, на которые она опирается в деятельности с различными категориями клиентов, существуют специфические принципы, они направлены на работы с лицами отбывающими наказание.
Особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности
... исследования: Процессы и явления. Предмет исследования: особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности. В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», и обосновать условия ее результативности. ...
Специфические принципы описывает автор А.И. Мокрецов, принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что, во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов, во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами представляющими их интересы, прав предоставляемых законом [5, С. 75]. Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности.
А.И. Мокрецов также выделяет принцип справедливости. Он содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость [5, С. 79]. Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость — один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
Еще один важный принцип выделяет А.М. Смирнов, принцип гуманизма, является основополагающим в деятельности социального работника, он находит свое выражение в том, что права и свободы человека являются высшей ценностью [6, С. 7]. Следует сказать, что гуманизм в отношении к осужденному означает, прежде всего, человеческое отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными. Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с низшим существом он может вызвать к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры, по отношению к осужденному, социальный работник никогда не сможет добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества.
Социальная работа с осужденными
... Следственные изоляторы, которые выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда ... меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими ...
Подводя итог, стоит отметить, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях основывается на базовых и специфических принципах. На основании их определяется система требований к содержанию, методике и организации социальной работы в данных учреждениях. Принципы содержат общепрофессиональные и специально-специфические черты. Последние отражают особенности пенитенциарной социальной работы как самостоятельного направления деятельности по оказанию помощи, поддержки, защите осужденных. Специфические черты обусловлены, сферой, средой и условиями осуществления работы в местах лишения свободы, физическая, но не духовная изоляция от общества.
2
2. Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исполнения наказания
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных.
А.И. Гуров считает, что для осуществления социальной работы в пенитенциарных учреждениях созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ [7, С. 236]. Следует отметить, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления.
Более детально вопросы социальной работы с осужденными закреплены в уголовно-исполнительном кодексе. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.
Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации [8, С. 78]. Стоит отметить, что суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работе с осужденными в исправительных учреждениях.
Также в Уголовно-исполнительном кодексе РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром [8, С. 18]. Следует отметить, что переписка осужденных является важным средством сохранения, налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными.
Социальная работа в исправительных учреждениях
... функционирования этих учреждений требуются квалифицированные специалисты по социальной работе. Социальная работа в исправительных учреждениях является особым большим разделом этого вида профессиональной деятельности. С момента возникновения пенитенциарной системы в России основной функцией учреждений, исполняющих уголовное ...
Важный аспект социальной работы — медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья [8, С. 17]. Таким образом, охрана здоровья осужденных является одним из аспектов пенитенциарной социальной работы, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения.
В Уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительных учреждениях во время отбывания наказания и после освобождения [8, С. 35]. Другими словами, получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в исправительных учреждениях, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осужденных к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в уголовно-исполнительном кодексе РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве.
А.И. Гуров отмечает, что освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией пенитенциарных учреждений, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого [7, С. 50]. Следует отметить, что отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию исправительных учреждений за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В соответствии со статьей 181 и 182 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. Также освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами [8, С. 24]. В этих статьях, как видно из их содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными, освободившимися из исправительных учреждений. Законодательство РФ и сотрудники исправительных учреждений делают все возможное для того, чтобы после освобождения, бывшие осужденные могли без каких-либо неудобств добраться до места жительства.
Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
... учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками; взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками. Социальный педагог ...
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. №1314, также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России, является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации [9, С. 55]. Необходимо отметить, что законодательство регулирует и некоторые организационные отношения в области социальной работы с осужденными. Однако конкретизацию и развитие организационная и правовая основы этой области деятельности получают в ведомственных нормативных документах. Уголовно-исполнительная система как система управления имеет свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных органов и учреждений, входящих в нее.
Приказ Государственного учреждения исполнения наказания Минюста России (далее — ГУИН МЮ РФ) «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исправительной системы МЮ РФ» от 20 марта 2000 года №41, утвердил типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов за счет сметы исправительных учреждений и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов, содержащихся за счет сметы уголовно-исполнительной системы. Впервые указанным нормативным актом образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение исправительных учреждений. Он образован вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только исправительных колониях и участках исправительных колоний для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав этого отдела входят: начальник отдела (группы), старший специалист по социальной работе, старший психолог, психолог. Кроме того, в структуре исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем образована группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, в которую входят старший инспектор и инспектор. Должность старшего инспектора (по бытовому и трудовому устройству) введена во всех колониях. Должность старших инспекторов и инспекторов (по учету трудового стажа осужденных) вводится в штаты колоний всех видов режима [10, С. 68]. Таким образом, впервые в истории в структуре исправительных колоний создана профессиональная служба социальной работы с осужденными, отбывающими лишение свободы. Функциональную структуру можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри пенитенциарных учреждений всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутренне содержание. Положение определяет назначение и содержание деятельности групп социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительных колоний Минюста России, ее основные цели, задачи, функции. Кроме того в нем содержатся обязанности и права сотрудников группы, а также перечень документации, которую ведет ее личный состав.
Подростки как особый объект социальной работы
... социальной работы; 2) дать характеристику профессиональной деятельности социального работника; 3) раскрыть особенности подростков как объекта социальной работы; 4) рассмотреть основные направления, цели и содержание деятельности учреждений и организаций в социальной работе с подростками. Структура курсовой работы ... статус нуждающихся в социальной помощи приобретают дети подросткового возраста в ...
Подводя итог, следует отметить, что система социальной работы в исправительных учреждениях законодательно закреплена в различных нормативных актах, таких как: Конституция РФ, Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, а также локальные правовые акты начальников конкретных исправительных учреждений по вопросам социальной работы. С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что функциональную структуру указанных подразделений определяют возложенные на них основные задачи и функции по проведению социальной работы с осужденными.
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными
Любая целенаправленная деятельность предполагает подробное изучение специфики объекта воздействия. Не составляет исключения и социальная работа в исправительном учреждении как практическая деятельность. Специалисты по социальной работе при планировании своей деятельности должны постоянно осуществлять диагностику актуальных социальных проблем исправительного учреждения и в соответствии с результатами такой диагностики осуществлять свою работу посредством определенных форм и методов.
Е.И. Холостова отмечает, что диагностика социальных проблем исправительных учреждениях осуществляется, прежде всего, традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов, наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей исправительных учреждений и других сотрудников, анкетирование осужденных, метод социометрии [11, С. 57]. Таким образом, с помощью перечисленных методов, исходя из основных задач, стоящих перед социальной службой исправительных учреждений, специалисты по социальной работе выясняют наличие и уровень злободневности некоторых социальных проблем в конкретном исправительном учреждении, таких как, удовлетворение осужденных питанием, наличие продуктового ассортимента в магазине, соблюдение в данном исправительном учреждении санитарных норм, соблюдение личной безопасности осужденных, удовлетворение культурных потребностей, удовлетворение потребности в общении, оказание правовой помощи осужденным. Следует отметить, что на основе периодической диагностики актуальных проблем социальные работники разрабатывают и регулярно обновляют впоследствии социальный паспорт исправительного учреждения.
Для разрешения проблем, существующих в пенитенциарной системе, социальный работник должен владеть основными формами и методами социальной работы. В соответствии со статьей 110 уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению [8, С. 45]. Таким образом, в данной статье речь идет о направлениях воспитательной работы. Каждое направление имеет свое специфическое предназначение и содержание.
«Социальная работа с инвалидами»
... -социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов; 2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов. Методы исследования:, Теоретической основой, Практическая значимость Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с инвалидами ...
В своей работе Ф.К Рябыкин наиболее значимым считает нравственное воспитание осужденных, так как оно имеет свои давние исторические корни и традиции. Нравственное воспитание осужденного в исправительной педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции. Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению [12, С. 96]. Таким образом, в обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.
Следующее направление воспитательной работы в пенитенциарном учреждении рассматривает А.А. Осипова и выделяет правовое воспитание, которое призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения требований закона и норм человеческого общежития. Оно предполагает формирование у осужденных правосознания — необходимости неукоснительно следовать требованиям и предписаниям правовых норм [13, С. 258]. Необходимо отметить, что для формирования правового воспитания широко и повсеместно используются такие формы, как лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, проведение открытых судебных заседаний по рассмотрению различного рода дел непосредственно в исправительных учреждениях, приемы осужденных по личным вопросам.
С.А. Беличева считает, что трудовое воспитание — одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей [14, С. 64]. Стоит отметить, что трудовое воспитание предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать, прежде всего, физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности.
И.П. Башкатов описывает физическое воспитание и отмечает, что оно направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных [14, С. 35]. Стоит отметить, что для формирования физического воспитания необходима ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и соревнования. Для его осуществления в исправительных учреждениях развернута разнообразная сеть спортивных сооружений.
Подводя итог, необходимо отметить, что характеристика методов социальной работы вообще, и социальной работы с осужденными в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности. Социальные работники осуществляют воспитательную работу в соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ. Воспитательная работа в пенитенциарной системе ведется в различных направлениях, осуществляется: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы. Необходимым условием проведения и повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является кадровое и методическое ее обеспечение, наличие материально-технической базы.
3. Социальная работа с несовершеннолетними преступниками в специальных учреждениях
3.1 Меры по предупреждению несовершеннолетней преступности
В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
В своей работе И.А. Башкатов [14, С. 56] пишет о том, что меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три — рецидивной.
Первая группа мер — это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих, причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным. Примером может служить лишение родительских прав [14, С. 56]. Необходимо сказать, что данная группа мер должна применяться на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних. Это является серьезным этапом предупредительной работы. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.
Вторая группа мер, которую выделяет И.А. Башкатов, это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь, в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям [14, С. 56]. Таким образом, главное в данной группе мер — это воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Эти меры могут использоваться не только в отношении подростка, но и в отношении того, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений. Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Как считает И.А. Башкатов третья группа мер — это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден на лишение свободы [14, С. 56]. Стоит отметить, что этот этап нужно выделить в качестве самостоятельной меры, и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних, так как привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы.
Следующие 2 группы мер И.А. Башкатов отделяет от предыдущих, поскольку они направлены именно на подростков, которые уже отбывают наказание в специальных учреждениях. Четвертая группа мер — это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны. Пятая группа мер — это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы [14, С. 56]. Необходимо отметить, что данные виды мер направлены на помощь подросткам, которые отбывают наказание и подготавливают их к освобождению. Подростки, которые находятся долгое время в воспитательных колониях, являются совершенно не приспособленными к жизни в обществе. Так же такая работа должна быть направлена на предупреждение рецидива преступления.
В своей работе Е.В. Ветров пишет о том, что все меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних по содержанию и характеру делятся на различные виды. Одним из видов таких мер являются воспитательные, то есть те меры, которые направлены на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы регламентированы законом и иными нормативными актами [15, C. 35]. Данный вид мер, направлен на изменение самосознания подростка. Специалист должен объяснять подростку существующие нормы морали и нравственности, воспитать в нем законопослушного гражданина. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту.
Следующий вид мер, выделяемый Е.В. Ветровым, принудительные, то есть уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации [15, С. 67]. Необходимо отметить, что к таким видам мер можно отнести вовлечение в работу или учебу, различные правовые тренинги, которые специализированные органы должны проводить для подростков-правонарушителей. Данный вид мер отличается тем, что является принудительным, в отличие от многих других, и этот фактор возвышает его над другими видами. Это объясняется тем, что принудительная работа — не всего самая эффективная, но она всегда стопроцентно выполняема.
Е.В. Ветров также описывает организационные, то есть специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях, планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций [15, С. 86]. Этот вид мер отличается тем, что содержит комплекс мер, направленных на сбор информации о подростках-правонарушителях. Это помогает, как можно глубже изучить данную проблему. Так же производится анализ ситуации в стране. Выявляются наиболее «трудные» случаи, которые требуют незамедлительной помощи.
Таким образом, все существующие меры по предупреждению подростковой преступности направлены в первую очередь на воспитание в подростке уважения к нормам права. Это означает, что социальный работник должен рассказать подростку, что такое норма права и научить подростка их соблюдать. Так же отдельный вид мер отвечает за сбор информации о подростках-правонарушителях, что помогает изучить данную проблему и установить причины, из-за которых подростки совершают правонарушения.
3.2 Процесс социальной реабилитации подростков-правонарушителей в пенитенциарной системе
В последнее время в связи с возрастанием различных неблагоприятных факторов среды, воспитания, психобиологических особенностей детей растет и число социальных отклонений у подростков. Эффективность исправления несовершеннолетних, во многом зависит от правильной воспитательной работы с подростками, от самих воспитателей, от государственной политики, социальных норм, нормативно-правового законодательства, пенитенциарной системы, процесса реабилитации, ресоциализации и адаптации осужденных и от мотивированности преступления самих детей, их способностей и желания искупить свою вину, стремления изменить свои ценностные ориентации, развития собственного самовоспитания и самооценки, интересов.
Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.
Е.И. Холостова в своей работе приводит ряд обязанностей социального работника, которые он должен осуществлять в работе с осужденными:
- выявление социальных проблем осужденных (социальная диагностика), особенно в адаптационный период отбывания наказания;
- осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в основной период отбывания наказания, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;
- подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения;
- подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами необходимых документов для назначения и выплаты пенсий, получения социальных пособий, предусмотренных законодательством осужденным;
- привлечение специалистов различных служб и учреждений социальной защиты населения (в частности, службы занятости, пенсионного обеспечения, медиков и юристов) к оказанию профессиональной помощи (в том числе и консультативной) осужденным;
— привлечение общественности и спонсоров к решению социальных проблем исправительных учреждений, оказанию материальной и духовной помощи осужденным как в период отбывания ими наказания, так и после освобождения (помощь в трудовом и бытовом устройстве) [11, С. 467].
Таким образом, задачи социального работника сводятся к тому, чтобы помочь осужденному в социальной адаптации и подготовить его к освобождению. Социальный работник должен обеспечить осужденному подготовку всех необходимых документов, а так же помочь в восстановлении социальных связей и социальных навыков. Это является особенно важным фактором, поскольку подростки, которые провели длительный срок в специализированных учреждениях, являются абсолютно оторванными от происходящего на свободе.
Кроме того, деятельность социального работника должна быть направлена на решение наиболее важных задач по коррекции, реабилитации, восстановлению всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.
Т.С. Барило пишет о том, что профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Коррекция предполагает работу с конкретным отклонением и направлена, прежде всего, на самого ребенка. Необходимо отличать реабилитацию от социальной реабилитации. Под социальной реабилитацией следует понимать «комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического, нравственного здоровья, социального статуса» [16, С. 234]. Можно сделать вывод, что социальная реабилитация направлена именно на восстановление социально-значимых связей и навыков. Социальный работник своей деятельностью должен помочь подростку восстановить свой социальный статус, восстановить его психическое состояние, а так же устранить какие-либо отклонения в развитии личности подростка.
Т.С. Барило также отмечает, что важным элементом реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями является адаптация, которую необходимо рассматривать как «процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам» [16, С. 34]. Необходимо отметить, что наиболее результативной является модель реабилитационной деятельности, в основе которой лежат следующие принципы: гуманизм и опора на позитивные начала в духовном и физическом возрождении дезадаптированного ребенка, приоритет интересов ребенка, комплексность, дифференцированность, последовательность, ступенчатость, системность, постепенность, личностно-ориентированный подход. Именно такой подход к реабилитационной деятельности подростка принесет намного большие результаты, чем какой-либо другой. Также адаптация — это основной элемент психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях, поскольку без нее освобождение подростка будет сложным, что может привести к рецидиву преступления. А следовательно, работа квалифицированного работника была проведена некачественно и «впустую».
О. В. Хухлаева говорит о том, что первоочередным направлением работы является диагностическая работа. Диагностическая работа имеет комплексный, междисциплинарный характер. Она включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику и ориентирована на получение информации о социальном, психологическом статусах ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, социальном и индивидуальном развитии [17, С. 134]. Таким образом, данный вид работы направлен на получение сведений о подростке. Это является первоочередной задачей специалиста, поскольку к каждому подростку необходим индивидуальный подход, который можно выстроить только на основе сведений о подростке. Так же такой вид работы способствует составлению общей картины о подростковых правонарушениях.
Также О.В. Хухлаева в своей работе говорит о том, что поиск комплексных средств, наиболее радикально меняющих условия и характер развития несовершеннолетних правонарушителей и тем самым осуществляющих его реабилитацию заключается в выборе деятельностного подхода к осуществлению реабилитационного процесса. Иначе говоря, основным средством реабилитационного воздействия является труд. В процессе труда подростки узнают много нового, пополняют багаж своих знаний, осваивают общетрудовые, а порой и общепрофессиональные знания и умения. У них формируются такие волевые качества, как наблюдательность и внимание, организованность и самостоятельность, прилежность и добросовестность, последовательно развиваются и укрепляются волевые черты — выдержка, упорство в работе, умение стойко переносить неудачи» [17, С. 54]. Таким образом, труд — это еще один способ социальной реабилитации подростков-правонарушителей. В пенитенциарной системе широко распространена трудовая деятельность. Кроме того, прежде чем приступить к работе, подросток получает свою будущую профессию в школе, которая находится на территории исправительного учреждения. Выбор различных профессий достаточно широк, что позволяет подростку самостоятельно определиться со своей будущей квалификацией. Трудотерапия является наиболее эффективным способом реабилитации, поскольку за свою работу подростки-правонарушители могут получать заработную плату, что подталкивает их к наиболее качественному и сосредоточенному труду. Производительный труд привлекателен для них еще и потому, что дает наглядные, ощутимые результаты, приносящие пользу и подросткам и окружению — это помогает им осознать свою самоценность, повысить самооценку, поверить в свои силы.
А.А. Осипова основными формами деятельностного подхода к реабилитации в специализированных учреждениях выделяет организацию общественно-полезной деятельности и кружковой работы. Общественно-полезную деятельность можно рассматривать как целую реальных ситуаций выбора, удовлетворяющих запросы, интересы, потребности ребенка [13, С. 45]. Таким образом, творческая деятельность помогает в реабилитации детей-подростков. Подростки, которые находятся в специализированных учреждениях, могут реализовать свои способности в творческой деятельности, поскольку многие подростки имеют творческий потенциал. Задача социального работника — увидеть и помочь раскрыть этот потенциал и направить его в правильное русло. Во многих исправительных учреждениях для несовершеннолетних существуют множество различных кружков по интересам.
А.И. Мокрецов в своей работе пишет о том, что немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками специализированного учреждения двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительских прав, в сотрудничестве с различными организациями способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанника, их трудовому определению. Исходя из этих функций, социально-правовое направление решает следующие задачи: выявляет истоки, причины социальной дезадаптации детей в семье, школе, социальном окружении; оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении их родительских прав; осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав; защищает имущественные, жилищные и другие права детей, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, оказывает разнообразную социально-правовую помощь несовершеннолетним подросткам-правонарушителям; определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка; представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях. Отличительная черта социально-правовой службы учреждения и условие эффективности ее деятельности — широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства [5, С. 89]. Следует отметить, социально-правовое направление в реабилитации подростков-правонарушителей является важным аспектом, поскольку профессионалы в этой деятельности помогают подросткам-правонарушителям восстановить свой социальный статус. Так же важным является то, что социальные работники защищают имущественные и другие права подростков, а так же являются их представителями в различных спорах, включая споры с законными представителями подростка.
Таким образом, в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей существуют различные направления деятельности. Процесс реабилитации будет осуществляться успешно только в том случае, если подросток станет активным субъектом коррекционно-реабилитационной работы, при этом, процесс социальной реабилитации должен строиться с учетом индивидуальных, психологических свойств ребенка, с учетом тех конкретных обстоятельств, неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению отклонений в его поведении.
Развитие, изучение и совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями — одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с ее огромной значимостью для решения проблем улучшения нравственного состояния общества, профилактики девиантного поведения. Для подростков-правонарушителей реабилитация — один из основных путей интеграции в социум.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива, подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды. Разрешить эти проблемы в пенитенциарных учреждениях стремятся социальные работники.
Социальная работа в пенитенциарном учреждении — это профессиональная комплексная деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, результатом которой является создание условий для социально положительного функционирования и совершенствования человека, преступившего порог закона.
В первой главе мы выяснили, что представляет собой пенитенциарная система РФ, а именно виды исправительных учреждений, в которых отбывают наказание различные категории осужденных. Также, нами были рассмотрены основные базовые и специфические принципы, на которых строится социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
Во второй главе мы рассмотрели основные нормативные акты, в которые законодательно закреплена система социальной работы в исправительных учреждениях. Также в этой главе мы рассмотрели основные формы и методы воспитательной работы, которыми руководствуется социальный работник в исправительных учреждениях.
Третья глава посвящена рассмотрению феномена подростковой преступности. Мы выяснили, что выделяют множество методов по пресечению и профилактики подростковой преступности. К ним относят такие методы как лекции, беседы, образовательные семинары. Так же эффективность имеет трудотерапия и занятие в различных кружках и секции.
Процесс социальной реабилитации подростков, которые попали в учреждения пенитенциарной системы, достаточно сложен, но сегодня существуют множество методик, которые направлены на помощь этой категории правонарушителей.