ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа с инвалидами — процесс сложный, противоречивый. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. На сегодняшний момент, общество, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. инвалидность социальный работа помощь
Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории острейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов — проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к работе с людьми, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Таких людей в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения. Роль социальных работников и специалистов в области социальной работы в вопросах медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями является ключевой. Но, не смотря на это, в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию инвалидам социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи.
Среди российских исследователей, активно изучающих данную проблему и разрабатывающих технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов можно выделить Е.И. Холостову, М.Э. Бочко, П.В. Павленка, Н.Ф. Дементьеву, Б.А. Долгаеву и других. Также идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах.
Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с различными группами населения.
Предметом — социальная работа с инвалидами.
Целью исследования является изучение различных аспектов социальной работы с инвалидами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Контрольная работа: Социально — экономическое развитие Древней Руси
... крупнейших государств европейского средневековья в IX-XII вв. Цель работы дать характеристику социально-экономическому развитию Древней Руси. Для этого рассмотрим: как формировалась частная собственность и складывались ... угодья) собственность.[1, с.18] По мере развития производительных сил появились различия населения по благосостоянию и социальному положению. Появляется знать: «вожди, избираемые ...
- рассмотреть понятие инвалидности и ее виды;
- описать правовые и медико-социальные аспекты социальной работы с инвалидами;
- изучить организацию социальной работы с инвалидами;
- рассмотреть зарубежный и российский опыт социальной работы с инвалидами.
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, структурный метод и системный подход.
В процессе исследования выявлено влияние на удовлетворение потребностей инвалидов и их самореализацию объединенных усилий государственных органов, групп самопомощи, общественных и частных инициатив.
Научная и практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт и методы работы учреждений социальной защиты могут быть использованы социальными работниками в своей практической и исследовательской деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
- Классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» является неэффективными. Инвалидность необходимо представлять как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
- Многие положения нормотворческих актов обеспечивают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране, но на деле они не всегда находят свое практическое применение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
1.1 Понятие инвалидности и ее виды
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.
Инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.
Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида
... собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы предположили, ...
«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» .
«Ограничение жизнедеятельности — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[1,с.5].
Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
- по возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;
- по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
- по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);
- по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.
Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили
бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники[2,с.79-85].
Медико-социальные проблемы детей инвалидов, их социальная защита
... к месту лечения и обратно; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет ... такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты. 1.1 Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья ...
1.2 Правовые и медико-социальн ые аспекты социальной работы с инвалидами
С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:
- «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;
- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;
- «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную
подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
- «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).
Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством.
В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).
«Совершенствование региональной системы социального обслуживания ...
... инвалидов к объектам социальной и производственной инфраструктуры, социальную поддержку инвалидов в виде денежных выплат, обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, жилищно-бытового обслуживания, оказание социальных услуг, финансирование социальной поддержки инвалидов. 1.2 Меры социальной поддержки инвалидов ... жизненными ситуациями. Целью работы является исследование направлений ...
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
- стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
- срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);
- социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты[3,с.20-25].
Бесплатно оказываются следующие социальные услуги:
- одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;
- пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150% прожиточного минимума.
Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.
В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.
Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации[4,с.10-13].
Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения
... социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных ... исследования - тенденции, факторы и перспективы развития социального обслуживания в стране. Информационная база ...
Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.
Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т. д.
Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).
Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%).
Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов[5].
Медико социальная помощь
... гражданина. Ведущая функция и роль демократического правового социального государства состоят в обеспечении высокого качества жизни и свободного развития человека. Целью курсовой работы является изучение видов гарантированной бесплатной медицинской помощи ... медико-социальной помощи. Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального ... обслуживания ...
Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов, предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т. д.
Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.
Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона).
Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, в том числе и «на работу», которую обсуживает криминал — попрошайничество, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.
Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.
Выше было отмечено, что инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия «инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению[6,с.430-437].
Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан
... 1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на : уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, ...
Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению жизнедеятельности.
Перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалидов такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и другая патология. Все это свидетельствует о том, что заботу об инвалиде следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, социального и медико-социального характера.
В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и труд новы полнимой процедурой.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза [7,с.207-213].
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения.
В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.
Деятельность медико-социальной экспертизы
... освидетельствуют больных и инвалидов по направлениям бюро медико-социальной экспертизы и формируют индивидуальные программы реабилитации инвалидов: проводят профессиональную ориентацию освидетельствуемых лиц и оказывают первичную реабилитационно - психологическую помощь освидетельствуемым лицам, внедряют ...
Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения[8,с.200-208].
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
2.1 Организация социальной работы с инвалидами
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.
При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь
при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями[9,с.10-13].
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, организация получения образования инвалидами с учетом их физических и умственных возможностей и способностей, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг.
Дополнительные услуги, оказываются и специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных ЦСО или при органах социальной защиты населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицинских процедур (перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-гигиенических услуг, кормление ослабленных больных, проведение санитарно-просветительской работы.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, организация экстренной медико-психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в соответствии с их физическими и психическими способностями, правовые услуги[10,с.111-114].
Целью деятельности ЦСО является осуществление социального обслуживания инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эффективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;
- оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
- содействие в оптимизации у граждан, обслуживаемых центром, возможности реализации своих потребностей;
- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;
- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие подразделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО).
ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра[11,с.230-235].
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благоустроенном городском секторе.
Заведующий отделения социального обслуживания устанавливает для социального работника зону обслуживания периодичность (3 раза в неделю) и графики посещения каждого обслуживаемого с учетом степени и характера нуждаемости граждан помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Должность патронажной медсестры вводится из расчета 1 ставка на 2 отделения социальной помощи на дому. График работы медсестры утверждается заведующим отделением при условии посещения ежедневно 3 граждан в сельской местности. Заведующий ОСО посещает каждого обслуживаемого не реже 1 раза в квартал.
Отделение Дневного пребывания (ОДП)
ОДП является полустационарным структурным подразделением центра и обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.
В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, психолога, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания в отделении устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. Правда необходимо отметить, что пожилой человек, инвалид, нуждающийся в социальной и другой помощи, имеет возможность повторно через год (в каждом регионе устанавливаются свой регламент) пройти обслуживание в отделении дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания выделяются помещения для кабинетов доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских, комнаты психологической разгрузки, медицинских кабинетов (чаще всего это кабинет стоматолога) и т. д.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.
Отделение срочного социального обслуживания (ОССО)
ОССО предназначается для оказания престарелым гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
В штаб ОССО вводятся должности специалиста по социальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:
- услуги по организации питания, быта, досуга;
— социально-медицинские услуги;
— социальные;
— социально-психологические;
— правовые услуги.
Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т. д.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета — управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов[12,с.240-242].
Ещё один управленческий аспект — организаторская работа с инвалидами. Сейчас можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках, открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов и т.д. Все эти мероприятия совершаются не сами собой. Они — результат больших организаторских усилий. Проведение таких мероприятий — поле приложения труда социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации, помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу, организовать продажу изделий и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров продуманной организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи инвалидам.
2.2 Зарубежный и российский опыт социальной работы с инвалидами
В последние годы жизнь инвалидов в европейских странах очень изменилась. Для них стали создаваться такие условия жизни, при которых они могут не только получать помощь, но и нести ответственность, иметь обязанности, применять свои, пусть самые небольшие, способности. Законами было подтверждено их право самим вести свои дела и жить нормальной жизнью вместе со всеми. Нормальное жизненное устройство — жить в человеческих условиях, а не в интернатах, работать и общаться с друзьями, получать достаточную пенсию и практическую поддержку — было законодательно обеспечено государством. За последние годы два главных изменения произошли в европейской социальной политике: большие интернаты были уменьшены или закрыты, а ответственность за попечение инвалидов перешла от государства к местным муниципальным властям. Большинство чиновников согласилось с тем, что коллективная форма жизни в интернате, когда у человека нет ничего своего ни в душевном, ни в материальном смысле, приводит к разрушению личности. Они долго сомневались, смогут ли их подопечные жить самостоятельно, без постоянного надзора и контроля. Проблем было много. Воспитатели из интернатов переходили на работу в новые маленькие дома и общежития и приносили с собой старые методы муштры и коллективизма. Самым трудным для персонала было понять: нет такого народа — «инвалиды», «умственно отсталые», «люди с ограниченными возможностями». Нет и никогда не было, кроме как в учебниках, циркулярах и историях болезней. Самым трудным было увидеть по отдельности всех этих разных людей, с разными особенностями души и тела, и признать их право и желание жить, как все.
Формы жизненного устройства были изобретены всевозможные — от домов на 8-10 человек с полной дневной и ночной поддержкой до отдельных квартир, где люди живут практически самостоятельно. Дома покупались «фондами» или «обществами» проживания, а муниципалитеты организовывали в них попечение, реабилитацию и оплату персонала. Распространённой формой стали семейные дома, когда персонал живет там же со своей семьей. Обе эти формы проживания оказались более успешными, чем организация общежитий, похожих на маленькие интернаты со всеми их старыми проблемами[13,с.21-30].
Самый дорогой, но очень успешный способ устройства, когда один или два человека с нарушением развития живут в своей квартире и за ними ухаживает один постоянный социальный работник. Уход из интерната раскрыл во многих людях новые способности, например, те, кто ни разу в жизни не вскипятил себе даже чаю, стали готовить еду и стирать бельё. В Швеции есть взрослый человек, который заговорил впервые в жизни после перемещения. Во всяком случае, нет тех, которые хотели бы обратно в интернат. Что касается детей, то в Скандинавии родители больше даже не могут представить себе, что их ребенок окажется в интернате. Эта вероятность для детей исключена. Люди, освобожденные из интернатов, живут теперь нормальной жизнью: они видят вокруг то же, что и другие, ходят в те же магазины, могут пригласить гостей. Недавно в одном обычном шведском доме на собрании домкома умственно отсталый человек был избран ответственным за порядок и хорошо справляется со своей общественной работой.
Перемещение из интерната или родительского дома — это смена всего образа жизни. Человек получает возможность учиться, работать, совершенно по-другому строить каждый свой день. Редко кто верил вначале в необходимость и возможность изменения положения инвалидов в обществе. Их попытки сказать свое слово вызывали раздражение и неприязнь. В странах, где система попечения инвалидов устроена на высоком уровне, желание её изменить воспринималось как разрушение достигнутого, неблагодарность к тому, что сделано на благо инвалидов.
Во всех странах расформирование интернатов произошло только по воле и новым законам государства. Без нового законодательства ничего не было бы сделано.
Одним из важных изменений в законе было признание права инвалида самому решать, какую реабилитацию и какие виды помощи ему нужны. Деньги, которые раньше государство платило специалистам, большей частью перешли в карман инвалидов, которые стали сами выбирать и нанимать себе нужных помощников, тренеров, терапевтов.
Жизнь инвалидов в Европе сейчас легче и достойнее, чем жизнь инвалидов в России. Только в 1960-1970-е годы в некоторых европейских странах был отменен закон о стерилизации инвалидов с нарушениями психического развития. Строились большие интернаты, и европейские учёные доказывали их пользу и гуманность. Изменения, произошедшие за последние годы, во многом есть результат борьбы негосударственных родительских обществ, самих инвалидов за свои права.
Если говорить о России, то в последние годы сформировались основные направления в социальной политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.
Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.
Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др.
В Екатеринбурге, Ростове, Москве организованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.
Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.
В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это — окружные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно обращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.
Управленческие функции по делам инвалидов выполняют также органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.
Есть необходимость рассмотреть опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов; безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.
В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь детям-инвалидам и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки:
- информационный блок — создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, зашиты и развития детей-инвалидов и их семей;
- учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис ребенка-инвалида: «Помоги мне сделать все самому»;
- блок прагматической школы — предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду;
- блок медицинского оздоровления — создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления детей-инвалидов, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.
В Курской области создан центр медико-социальной реабилитации для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.
В Санкт-Петербурге создана программа социальной реабилитации детей для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (центральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабовидящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника — детям-инвалидам».
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).
В Ростовской области создано 22 дома-интерната, из них — 9 общего типа, 10 — психоневрологических, 3 — детских.
В последние годы в Ростовской области введены в эксплуатацию 4 интерната: в г. Волгодонске на 130 мест, в с. Новый Егорлык Сальского района, в Миллеровском и Кашарском районах на 50 мест каждый.
В стационарных социальных учреждениях области проживает около 5 тысяч престарелых и инвалидов.
Комитет труда и социального развития и администрации стационарных учреждений Ростовской области принимают все меры, чтобы условия проживания в интернатах были приближены к домашним. Престарелые и инвалиды обеспечены благоустроенным жильем, необходимой мебелью, питанием (в том числе детским), постельными принадлежностями, одеждой, обувью.
92 врача, 645 человек среднего и 1630 человек младшего медицинского персонала оказывают проживающим повседневную медицинскую помощь. Ежегодно проводятся профилактические осмотры врачами узких специализаций; по заключению медицинских работников нуждающиеся своевременно госпитализируются в стационарные лечебно-профилактические учреждения.
Системой в работе домов-интернатов стало проведение активирующей терапии, комплекса мероприятий по социально-трудовой реабилитации с целью поддержания личностного и социального статуса престарелых и инвалидов.
В результате комплекса проводимых терапевтических и психологических мероприятий отмечается положительная динамика в самочувствии проживающих, активизация физической и умственной деятельности.
Созданные 59 отделений милосердия, 2 геронтологических отделения позволили улучшить уход за тяжелобольными.
Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах направлены на сохранение и восстановление физического, психологического статуса, восстановление потребности трудиться, укрепление психологической приспособляемости проживающих. Во многом этому способствует введение в штат интернатов психологов, воспитателей и социальных работников.
В лечебно-трудовых мастерских, созданных в домах интернатах, трудотерапией заняты около 20% проживающих, кому по медицинским показаниям рекомендован труд, 80% привлекаются к участию в различных трудовых процессах на предприятиях и в организациях, а также на подсобных работах в домах-интернатах.