По предмету «Возрастные технологии социокультурной сферы» » Социализация подростков»

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО_КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Возрастные технологии Социально-культурной сферы»

Тема: « Социализация подростков 11-15 лет»

Выполнила студентка группы 30591

Специальность: 071401 «Социально-культурная деятельность»

Специализация: Педагогика детско-юношеского досуга.

Борозняк Светлана Валерьевна

Форма обучения: Заочная

Руководитель: кандидат педагогических . наук,

доцент кафедры социально- культурного сервиса и туризма

Титова Виктория Борисовна

Санкт-Петербург

2013

Жизненный цикл в разных культурах

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе, все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. «Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение».[№2 стр.105] Некоторые народы включают в свой жизненный цикл будущих детей и покойников. Австралийские аборигены считают неродившихся детей духами своих умерших предков. Они верят, что души предков вселяются в утробу молодых женщин и получают возможность повторно появиться на свет в теле младенцев (Мердок, 1934).

10 стр., 4765 слов

Отношение к детям в семье: от древности до наших дней

... отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям ...

Подобным образом индусы считают, что в образе будущих детей в мир приходят души тех людей или животных, которые уже жили на земле в своих прежних воплощениях, умершие тоже считаются продолжающими существовать членами сообщества. Следовательно, каждое общество обеспечивает процесс развития индивидуума согласно собственным традициям, определяя те этапы развития, которые оно признает значимыми. Устройство современных обществ формально предопределяет подготовку членов общества к выполнению новых ролей. Школы и высшие учебные заведения призваны передавать учащимся различные знания и навыки, больницы для душевнобольных – учить пациентов более приемлемым моделям приспособления к жизни, тюрьмы – “повторно социализировать” заключенных с помощью программ перевоспитания, а конференции и семинары – знакомить служащих фирмы с принципами ее функционирования. Ролевая социализация обычно предполагает прохождение трех фаз. Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и примеряют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют “в семью”.

Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям. Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и “переписывать” свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку, когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта. Третья фаза – с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны, являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей. « Социализация детей, подростков и юношества есть сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею).

8 стр., 3554 слов

Гендерная социализация в современном обществе

... собственную систему стандартов, поскольку процесс гендерной социализации осуществляется разнообразными социальными институтами. С расширением социального пространства ребенка роль семейных влияний постепенно ослабевает, а количество источников информации о гендерных моделях неуклонно возрастает. [1 ...

Причем эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.» [№6стр.49.]

Социализация предполагает непрерывное социальное воспроизводство посредством научения и выполнения различных социальных ролей и превращения их во внутренние структуры человеческой психики. Традиционно выделяется две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная) Социализация осуществляется посредством целого набора средств, основным из которых является норма. Социализация индивида происходит под воздействием системы факторов. Это макрофакторы, к которым относятся космос, земля, государство, этнос; мезофакторы — география проживания, тип поселения, средства массовой информации и другие институты социальной направленности; микрофакторы группа, микрогруппа (семья, общество сверстников, класс, двор и т.п.) Временная структура предполагает наличие в процессе социализации определенных этапов, то есть своеобразных ступеней созревания ребенка, подростка, юноши (девушки) в обществе. Социально педагогическое исследование позволило выделить семь этапов социализации. Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. Вторым этапом социализации ребенка, подростка, юноши является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения.

На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Третий этап социализации -выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на выработку установки выступают дела в которые включен ребенок и которые так или иначе поглодают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее и труднее привести ребенка к своим ценностям. В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал. Основой пятого этапа социализации служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки детей, подростков, юношей следуют сразу за получением информации словно «взрывная» реакция, и, только потом прорабатываются второй-четвертый этапы, в других, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления, подчас очень длинного ряда психологических состояний. На шестом этапе нормируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать отстаивать свою и других честь и достоинство.И, наконец, заключительный этап социализации детей, подростков и юношества выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности. Социализация индивида происходит в процессе « присвоения» ценностей общества. В процессе социальной деятельности дети, подростки и юношество, входя во взаимодействия с социальными явлениями, проявляют активность, направленную на освоение норм и законов общества.

2 стр., 959 слов

Влияние социальных сетей на социализацию подростков (2016)

... проведенного исследования более подробно. 1. Анкета «Влияние социальных сетей на подростков»…. 2.2 Профилактика зависимости подростков от виртуальных социальных сетей На основе проведенного исследования, которое показало средний уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков и наличие у большинства зависимости от ...

Подростковый возраст

В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское, изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией. «В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно не на основании того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе.»[№2стр.107] Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувство идентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. “Этому ощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственного тела, чувство “понимания того, что человеку нужно”, и внутренняя уверенность в получении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей”, поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту. Подобно акробатам на трапеции, подросткам предстоит оторваться от страховавшей их лонжи детства и, балансируя в воздухе, добраться до следующей страхующей лонжи – взрослости – и покрепче ухватиться за нее. В этот период юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, шайки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения. Взгляд Эриксона на подростков согласуется с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст как период “бурь и стрессов”. Ученые, занимающиеся общественными дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому в западных нациях переход от детства к подростковому возрасту протекает особенно трудно. При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами. Определения подростков, даваемые им в обществах, представляются непоследовательными. В традиционных обществах переход к новому статусу осуществляется с помощью четко установленных ритуалов посвящения в мужчины или женщины – церемоний инициации, символизирующих переход детей во взрослое состояние. Во время таких ритуалов подростки могут подвергаться неприятным, болезненным и унизительным процедурам, но по их завершении дети провозглашаются взрослыми. Мальчиков часто запугивают, наносят на их лица и тела ритуальные рисунки и надрезы; девочек в период их первой менструации часто держат в изоляции от остальных членов сообщества. Однако задачи подобных ритуалов четко определены, и молодые люди знают, что если они успешно пройдут все положенные испытания, то станут по-настоящему взрослыми. Ритуалы вступления в возраст половой зрелости в видоизмененной форме существуют и в странах западного мира: это церемонии “бар мицва” и “бат мицва” в Израиле, церемония конфирмации у католиков, церемония выпуска в школах и высших учебных заведениях.

4 стр., 1888 слов

Проблемы социализации подростков

... социализации подростка. Неблагоприятное социальное окружение является основополагающей проблемой успешной социализации подростка. Фактически среди выявленных проблем социализации подростков возможно выделить следующие: неблагоприятное влияние социального окружения, в первую очередь семьи; ... Подростковый возраст расценивается, как один из самых сложных в процессе социализации ... главное в жизни. Стараюсь ...

Хотя средства массовой информации энергично муссируют тему разницы поколений – противоречий между подростками и их родителями, проблема “разрыва между поколениями” в целом представляется слишком упрощенно. Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка, в некоторых случаях это влияние может оказаться негативным, связанным с курением марихуаны и выпивкой. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, будущих жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях. Во многих случаях, значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Переход от детства к взрослости подразделяют на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю).

Хронологические границы этих возрастов часто определяют по-разному.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности, полового созревания. А с другой- достижение социальной зрелости. В современном мире половое созревание заметно ускорилось, заставляя снижать границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности повлекло за собой увеличение сроков обучения. Это расширило возможности индивидуального выбора, но, с другой стороны, усложнился процесс самоопределения. Выбор возможных путей очень велик и только практически, в ходе самой деятельности, выясниться, подходит он человеку или нет. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Личностные качества зависят от социально-классовых и средовых факторов, кроме того добавляются и национальные, этнокультурные особенности. По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт (1881-1948)тип перехода от юности к взрослости зависит, в частности, от того «насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и к взрослому. Там, где эти требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно, и ребенок достигает статуса взрослого постепенно. В сложных обществах Запада нормы поведения детей и взрослых различны и даже противоположны. Детский возраст считается игровым, свободным от ответственности, от взрослого же ожидают высокой степени индивидуальной ответственности. От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициативы и самостоятельности. Ребенка считают существом бесполым и всячески ограждают его от сексуальности; в жизни взрослых сексуальность играет важную роль. Контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая целый ряд внешних и внутренних конфликтов» [№3стр.11]

11 стр., 5406 слов

Брак, семья и проблема одиночества

... первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Четвертая стадия - стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она ... контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а ...

Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Она включает в себя не только осознанные ,контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.[№3стр.19] Сегодняшним детям и юношам предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому, суть воспитания сводиться не просто к передаче знаний, навыков умений следующим поколениям, но и в степени подготовки их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Как сказано в исследованиях И.С. Кона, чтобы жить и нормально функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во-первых, он должен обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте . Между тем, самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления. Традиционные институты воспитания исторически складывались стихийно, а функции их многократно изменялись и накладывались друг на друга. Все они полифункциональны, а предъявляемые к ним требования не всегда соответствуют их реальным возможностям.

Семья . Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей, но теперь он учится не только любить и принимать близких, сколько давать им свои оценки. Набираясь жизненного опыта, узнавая другие, отличные от принятых в его кругу семейные отношения, он стремиться в какой то мере отделиться, обособиться. «Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности»[№5,стр.349] Стиль семейного воспитания имеет превалирующее значение в жизни подростка. Семья с высокой рефлексией и ответственностью (авторитетный стиль) понимает, что ребенок взрослеет и что с ним надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Главное в такой семье-сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения. Семья авторитарная продолжает предъявлять к подростку те же жесткие требования, что и к ребенку. В авторитарной семье подросток так же несчастен и одинок, как в детстве, он «становиться носителем авторитарного взаимодействия с людьми или, наоборот, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка».[№5 стр.350]. Семья отчужденная- здесь относятся к подростку. Так же как и в детстве — им мало интересуются, избегают общения с ним, и держаться от него на расстоянии. В его характере «превалируют нигилистические реакции, скрытая агрессия, пассивный стиль поведения».[№5 стр.349] в такой семье подросток чувствует себя лишним, он стремиться на улицу, где ищет общения в компании сверстников. В семье с попустительским отношением, господствует вседозволенность. Подросток в такой семье давно освоил способы манипулирования родителями, благополучно их использует и в общении с другими. В такой семье подросток обычно не усваивает позитивных форм общения, ему свойственны эгоизм и конфликтность. В семье с гиперопекой, родители, казалось бы, из лучших побуждений (на самом деле из-за собственных комплексов) уделяют пристальное внимание всем сферам жизни подростка. В такой семье подросток так же не уверен в себе, как и в детстве, он пассивен, принужденно лоялен, не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. В реальной жизни все эти стили могут существовать в различных модификациях, быть более или менее выражены, что обусловлено неоднородностью культурных уровней ее членов. В наиболее сложной жизненной ситуации находятся подростки из неполных семей. « Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола».[№5 стр.351]

25 стр., 12155 слов

Формирование здорового образа жизни у подростков в семье

... Тема исследования, Цель исследования, Объектом исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования:, Задачи исследования: Изучить психолого-физиологические особенности подростков Определить здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление Рассмотреть функции семьи по формированию здорового образа жизни подростков. Выявить этапы организации экспериментальной работы. ...

Большую часть своего времени подросток находится в школе, поэтому именно в стенах школы создаются условия для формирования его личности. Но учебная деятельность, которой ребенок был поглощен в младших классах, отходит на второй план. Подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. « Общаясь со сверстниками он постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учиться рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления».[№5 стр.354]

В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать свою личность определить свои возможности в общении. Чтобы осуществить эти стремления. Ему нужна личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом, как правило, занимает негативную позицию по отношению к взрослым. Создавая стихийные группы или входя в существующие (творческие объединения, клубы) они находят для себя ту нишу, которая более благоприятна сложившемуся характеру, интересам и мотивам. И.С.Полонский обратил внимание на то, «что лидерами в стихийных группах чаще всего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. Чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе».

6 стр., 2876 слов

«Психолого-педагогическая профилактика дурных привычек у ...

... и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность, ... следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведёт не только к различным нарушениям поведения, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния, ...

Средства массовой коммуникации

СМК совершенно объективно влияют на социализацию всех половозрастных и социально-профессиональных слоев населения. Об этом свидетельствуют статистические данные о потреблении продукции СМК. СМК можно рассматривать как стержень социализации в связи с тем, что они влияют на социализацию практически всего населения страны. Аудиторией «Останкино», «Радио Россия», некоторых центральных газет в той или иной мере является вся страна. Стремительно «размножающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и газеты, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. позволяют СМК влиять на социализацию в рамках микрофакторов.[№6 стр.204]

Я-концепция

В юношеском возрасте Я-концепция с одной стороны становиться более устойчивой, а с другой – претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. В связи с психологическими и психологическими изменениями меняется восприятие индивидом своего внешнего облика. Развитие интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности, появляется способность различать реальные и гипотетические возможности. Требования, исходящие от родителей, сверстников, учителей могут оказаться взаимно противоречивыми. «Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что так же накладывает определенный отпечаток на Я-концепцию в пору юности» [.№4 стр.169] Под действием определенных факторов (биологических ,психологических, социальных) человек часто становиться взрослым раньше, чем это хотелось бы ему и его окружению. В других случаях эти факторы способствуют задержке его развития. Коулмен(1980) выделяет два типа объяснений проблем переходного периода: психоаналитические и социально-психологические. Первые сосредоточены на психосексуальном развитие индивида и на эмоциональных взаимоотношениях в семье. Объяснения второго типа рассматривают социальную жизнь индивида, его роль, статус, ролевую неопределенность, социальные ожидания. Главным фактом для психоаналитического подхода является «пробуждение в период полового созревания сил, имеющих инстинктивную природу, которые нарушают равновесие и приводят к росту напряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере Неуравновешенность мыслей и чувств, необъяснимые, на первый взгляд, внезапные переходы от ненависти к любви, от принятия к отталкиванию, от радости к унынию являются, по мнению Блосса (1962,1967)типичной формой юношеской регрессии. Юность интерпретируется «как период исключительной ранимости личности, обусловленный пробуждением сил, имеющих инстинктивную природу. Плохая адаптивность и непоследовательность поведения объясняются внутренними конфликтами и стрессами, связанные с необходимостью разорвать сложившиеся в детстве эмоциональные связи, чтобы выстроить систему новых, взрослых эмоциональных отношений уже за пределами семьи» [№4 стр.173] С точки зрения социально-психологического подхода, важные особенности юношеского развития определяются процессом смены ролей. «Укрепление независимости подростка от привычных авторитетов, постепенное перемещение центра его общения в компанию сверстников, возрастание значимости мнений и оценок других людей приводят к ролевым сдвигам.» [№3 стр.174]. Изменение образа жизни (смена школы, переход в ВУЗ или поступление на работу) связано с включением подростка в новую систему отношений, с переменой ожиданий, появлением определенных надежд на будущее. Все это приводит к глубокому переосмыслению Я-концепции на фоне все более интенсивного процесса социализации. Эриксон(1963), соединив эти два подхода, разработал концепцию «кризиса, как поворотной точки в процессе становления индивида, после чего возникает дальнейшая возможность интенсивного личностного развития»

14 стр., 6811 слов

Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры

... развития личности подростка с позиций социальной психологии Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию остается монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование ... особенности развития личности подростков, заключает, что важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со ...

Психолого-физиологическая характеристика

Если рассматривать юность на пересечении психоаналитического и социологического подходов, как это делает Эриксон, то эту пору жизни можно определить как период физической зрелости и социальной незрелости: ребенок гораздо раньше становиться взрослым в плане физиологии, чем способным эффективно принимать на себя взрослые роли. Все психологические проблемы юношеского периода в конечном счете обусловлены тем, что «новые для индивида физические возможности и новые формы социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными препятствиями, затрудняющими его движение к независимости»[ №4 стр.195] Средний возраст начала пубертатного периода колеблется у девочек примерно с десяти с половиной лет тринадцати лет, мальчики отстают примерно на два года. У них начало пубертатного периода приходиться на возраст от двенадцати с половиной до пятнадцати лет .Признаком начавшегося пубертата является резкий скачок в росте, Увеличиваются в размерах все части тела, кроме мозга, черепной коробки и половых органов. Само туловище начинает расти год спустя; у мальчиков начинает активно расти мускулатура ,увеличивается объем легких. У подростков того и другого пола быстро растет сердце, увеличивается волосяной покров, затем развиваются и половые органы. У девочек появляется жировая прослойка, что становиться заметным при росте груди и округлении бедер. У мальчиков появляется растительность на лице, ломается голос. В юности начинают вырабатываться андрогены – гормоны, стимулирующие половое влечение, интерес к противоположному полу становиться определяющим для свойственных юности социальных и эмоциональных изменений. Для Эриксона(1968) физические качества подростка выступают как важнейшая предпосылка формирования его идентичности. Для девушек важна привлекательность, красота своего тела. У мужчин же тело-это инструмент активного действия, идет ли речь об отношении с женщиной или о преобразовании окружающего мира. «Поэтому основой Я-концепции у женщин становятся межличностные отношения, в которых в полной мере может проявляться их физическая привлекательность. У мужчин, наоборот, Я – концепция развивается на основе собственной индивидуальности.»[ №4 стр.179]

Отклонения в физическом развитии

Подростковый период характеризуется глобальными изменениями во внешнем облике индивидуума. Процесс роста не всегда обладает внутренней гармоничностью. Развитие половых признаков зачастую отстает от общего физического развития. Это имеет определенные психологические последствия, связанные с трудностями личной адаптации. Отставания в половом созревании «создает препятствия для гармоничного развития личности не столько само по себе как физиологическое явление, но прежде всего в силу своих социальных последствий». Подросток, имеющий явные признаки отставания в половом созревании имеет, скорее всего, низкий статус в группе сверстников, либо стремиться выделиться за счет отклоняющегося агрессивного поведения. Джонс(1957)установил, что «различия в физической зрелости, наблюдающиеся у подростков, фактически стираются к тридцати годам. Но у Акселератов формируется тип личности, более благоприятный с точки зрения важнейших социальных переменных. Мужчины становятся более успешными в профессиональной сфере, у них лучше развит самоконтроль, они в большей мере склонны принимать на себя социальную ответственность. Те, кто развивался в юности более поздно, в дальнейшей жизни могут проявлять себя как люди более зависимые, вспыльчивые ,ранимые и изнеженные. Хотя они и обладают повышенной интуицией, их профессиональная деятельность не всегда успешна. Это свидетельствует о том, что социально-психологическая атмосфера, которая окружает человека в юности, может иметь далеко идущие последствия, касающиеся его типа личности и характера поведения.

Познавательные процессы.

Ж.Пиаже называет возраст от 12 до 15 лет «периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль». Развитие абстрактно-логического мышления означает появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности . Ребята готовы часами вести «пустопорожние споры» о предметах, в которых они совсем не разбираются.-«это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности».

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении. При активизации абстрактного мышления подростков наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей. Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности, чем младшие школьники. Так, при вопросе: что из перечисленных видов деятельности ты уже умеешь делать, или не умеешь делать, но хотел бы научиться? Обращаясь к более распространенным, простым на первый взгляд видам деятельности, младшие школьники ответили более самоуверенно, чем подростки, которые рассматривали свои возможности с более реалистических позиций. У подростков значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более “взрослую” позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не всегда реализуются в повседневной школьной жизни.

Общение.

Одна из основных тенденций подросткового возраста- переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Психология общения в этом возрасте строится на «основе противоречащего переплетения двух потребностей- обособления (приватизациии) и аффилации, т.е. в потребности к принадлежности, включенности в ту или иную группу или общность».[№3 стр.129]/ Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших, однако оно действует и в отношении со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономности, неприкосновенности своего личного пространства. Однако, чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, «порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то. В чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости»[№3стр.130] Однако даже высокоразвитая потребность в общении может удовлетворяться лишь тогда, когда человек обладает эмпатией, которую также необходимо развивать уже у школьников. Эмпатия— способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — проявляется в сопереживании и/или сочувствии. В идеале важны оба проявления, но, как минимум, необходимо наличие хотя бы сочувствия (а к нему способны дети, начиная с весьма раннего возраста).

Юношеские группы удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении, принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности к самоутверждению. В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующийся личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим» нужно выглядеть «как все» и разделять общие увлечения. Это относиться и к манере одеваться и выбирать определенную «модную» музыку, так пугающую взрослых. Стремление подростков к взрослости связано с различными формами «изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом». Совместное отчуждение от взрослых может осуществляться в разных формах: озорство в общественном транспорте, грубость и демонстрация агрессивного игнорирования…Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, он испытывает пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно» [№ 5,стр372]

Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь сего интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. «Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий ассиметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростков. Характер смены прежнего типа отношений на новый во многом зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует принципиальная возможность оптимизировать этот процесс и избежать трудностей. При инициативе же подростка вероятность возникновения конфликтов велика и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку – еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому и ответственному. Подросток становится инициатором смены отношений, когда у него возникает чувство взрослости, и если отношение взрослого к нему не меняется, то такое рассогласование в оценке степени взрослости подростка выступает в качестве противоречия, способного породить конфликт.[№1 стр. 67]Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. У младших подростков интерес к противоположному полу сначала может провялятся в неадекватной форме.

Личность. Именно в отрочестве начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности. «В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2) стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума).

При этом важно отметить, что в отрочестве намечается еще больший, чем в детстве, разрыв в том, как разные подростки проходят путь от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности.» [№7 стр 98] Поэтому-то одни подростки (независимо от паспортного возраста и роста) производят впечатление малых детей, а другие – интеллектуально, морально и социально-политически развитых людей. Поэтому-то мы наблюдаем это типичное для нашего времени, для нашей культуры разделение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети. подростки по возрасту, а на верхнем – те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста. Именно эти подростки демонстрируют способность не быть поглощенными обществом, входить в него с горячностью отрочества и не давать обществу располагать ими по своему усмотрению. Получая от общества массовидные шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такой подросток может достаточно успешно ориентироваться в ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное решение на любую социально значимую проблемную ситуацию.

Влияние компьютера на социализацию человека изучено довольно мало. Имеющиеся исследования позволяют рассматривать роль компьютера главным образом в развитии сферы познания пользователя, в коммуникативном поведении человека, а также роль компьютерных игр в жизнедеятельности и развитии детей, подростков, юношей и девушек. Компьютер играет большую роль в развитии познавательной сферы пользователя. В первую очередь это определяется тем, что, имея возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным продуктам и ресурсам сети, пользователь может поставить себе целью освоить ту или иную область знания или просто расширить свой кругозор. Стимулом к самообразованию может быть безотчетная любознательность или, наоборот, обостренная рефлексия Компьютер играет большую роль в стихийной социализации пользователей благодаря тому, что представляет собой специфическое средство и особую сферу коммуникации.

Ресоциолизация В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде. Этот процесс еще более интенсивен при психотерапии или вступлении в религиозную группу, поскольку в этих случаях люди подвергаются воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни

Социализация — явление конкретно-историческое. Ее содержание, стадии, конкретные механизмы имеют временной исторический характер, существенно варьируются от одного общества к другому, определяются социально-экономической структурой этих обществ. Со сменой эпох, типов социальных систем меняются средства направленного воздействия на индивида, ибо каждое общество использует те средства социализации, которые рассчитаны на выработку определенного поведения, не выходящего за рамки интересов данного общества. Эффективность . социализации зависит от социальных условий, характера эпохи, типа социальной системы, вырабатывающей эти способы. Опыт предшествующих поколений позволяет не тратить время на поиск истин, открытых ранее. Социальный опыт — это итог предшествующего развития общества. В этой связи процесс социализации индивида следует рассматривать в связи с опытом предшествующих поколений (причем не только с ушедшими из жизни, но и с современными).

Опыт предшествующих поколений это не только прошлое, но и настоящее, овеществленное в предметах материальной и духовной культуры: машинах, архитектурных сооружениях, литературных произведениях и т.п. Таким образом, можно констатировать, что социализация человека есть сложный и противоречивый процесс формирования и развития индивида в определенных пространственно-временных условиях. Сущностное содержание этого процесса раскрывается многоплановой системой институтов социализации, функционирующих во времени и пространстве.

ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 15-16 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА,

Формирование и развитие творческого потенциала подростка, приобщение к культуре.

Посещение музеев, театров, мастер-классов. Лекции о культурном наследии города, посещение исторических мест. Участие в акциях, фотовыставках, знакомство с субкультурой, организация художественных чтений, музыкальных фестивалей различных направлений. Организация классных часов по истории культуры и искусств. Музыкальные вечера, чтение литературы о великих композиторах, писателях и т.п.

Формирование интереса к истории своей семьи, формирование атмосферы семейного тепла, любви к родителям:

Дни рождения и семейные праздники. Совместные выезды на природу и путешествия. Празднование Нового года.

Знакомство с историей и культурой родного города (края), развитие любознательности и навыков исследования:

Посещение музеев, памятников культуры и искусства, участие в викторинах и конкурсах по истории города и района, участие в этнографических и исследовательских экспедициях.

Развитие чувства патриотизма, любви к Родине

Изучение Великой отечественной войны, посещение различных мероприятий, выставок посвященных ВОВ — день Победы, встречи с ветеранами, фотовыставки. Разработка и проведение экскурсий по любимым местам СПб. Проведение мероприятий, связанных с различными торжественными датами ВОВ. Историческое прошлое моего района (экскурсии и игры по памятным местам).Участие в патриотической игре «Зарница»

Выявление знаний и умений детей, их склонностей и интересов, развитие коммуникативных навыков, формирование потребности к обучению

Проведение дня наук (математики, физики, биологии и т.п.) в школе «Математика-царица всех наук» и т.п. Совместно с детьми проведение и разработка проектов (музыкальных, театральных, спортивных, танцевальных).

Организация и проведение «Дня здоровья», «Туриады», «Дня художника», «Фестиваля талантов» и т.п. Проведение конференций по предметам, встреч с учеными. Посещение лабораторий, Ботанического сада, Высших учебных заведений.

Направленность на формирование физической активности и здорового образа жизни

Беседы о вредных привычках, лекции о последствиях употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения. Пропаганда здорового образа жизни для родителей и детей. Совместные спортивные праздники. Показ презентаций о достижениях учащихся школы, которые занимаются спортом. Встреча со знаменитыми спортсменами. Лекции о строении человеческого организма. Выставки фото и газет по этой тематике. Создание клуба по борьбе с курением в школе. Посещение музея гигиены, Кунсткамеры. Летние походы и экспедиции.

Развитие физического здоровья

Посещение спортивных секций, бассейна, Катание на лыжах, коньках, сноуборде, велосипеде. Участие в походах, экспедициях. Занятия в тренажерном зале, бег, фитнес, танцы, скалолазание, закаливание.

Развитие потребности познать себя, формулировка жизненных ценностей, самоидентификация

Тренинги и лекции по психологии, круглый стол «Кто я?», создание клубов по интересам(Любителей рэпа и т.п.) забота о младших(братьях и сестрах) и старших (бабушки, дедушки) членах семьи. Семейные праздники 8 Марта, 23 февраля. Забота о домашних питомцах. Посещение консерватории, балета. Беседы об отношениях с противоположным полом. Праздники для девочек: «Изменчивая мода», «Стиль и красота», и для мальчиков: «Самолет построим сами», «Развитие техники», «Кодекс джентльмена».

Формирование доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Фестиваль «Дружба народов», классные часы «Об особенностях культуры и религии..», «Наши сверстники за рубежом», участие в акциях «по обмену», создание клубов по изучению какой либо страны., политико- дискуссионного клуба. Игры и викторины на знание традиций и истории отдельных стран.

Формирование экологичного отношения к природной среде:

Получение нового знания о животном и растительном мире (книги, музеи, лекции) Лекции об экологии и загрязнении среды. Газета по уровню загрязнения воздуха в районе проживания (воды, почвы).

Знакомство с правилами эко логичного поведения в условия природной среды. Отходы жизнедеятельности человека (семинар, конференция) Осуществление практических акций по поддержанию экологического равновесия.

Формирование познавательной активности и стремления к совершению открытий .

Создание клуба путешественников, исследовательских клубов, клуб любителей кино, компьютеров, фанатов артиста.

Знакомство с трудовой деятельностью, приобщение к труду

Различные работы по дому, кружки технической направленности, помощь в организации мероприятий для младших школьников. Работы по уборке территории и озеленению школы. Экскурсии на предприятия. Выпуск газет «Выбор профессии», Фестивали, посвященные производству «Все работы хороши»

Формирование направленности на гражданскую ответственность

Знакомство с некоторыми статьями конституции, уголовным и гражданским кодексом. Лекции об антисоциальном поведении и мере уголовной ответственности. Круглый стол о различных молодежных течениях, направленных на антисоциальную деятельность. Викторины на знание структуры управления государством. Презентации о полиции, ФСБ, МЧС. Конкурс сочинений «Я гражданин России» Создание школьного минигосударства (выбор президента) Изучение различных форм правления.

ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Создание теплой дружеской атмосферы в семье, формирование у ребенка чувства поддержки со стороны родных, направленности на достижение цели, чувства успеха.

Дни рождения и семейные праздники. Совместные выезды на природу и путешествия. Празднование Нового года. Совместные походы в театры, музей, зоопарки, парк культуры и отдыха, аквапарк. Вместе с семьей катание на санках, лыжах зимой, летом выезды на море, на озеро, на дачу. Выбор и обсуждение с ребенком его перспектив, как в учебной, так и в досуговой деятельности, совместно с родителями посещение Дворца творчества или иных учреждений допобразования , спортивных клубов и секций. Семейное празднование 23 февраля и 8 марта. Составление семейного фотоальбома. Участие в мероприятиях, посвященных дню защиты детей.

Выявление знаний и умений детей, их склонностей и интересов, развитие коммуникативных навыков, формирование потребности к обучению

Проведение интерактивных и др. игр по научной тематике, например «Угадайка», «КВН», «Эрудит». Участие в музыкальных, театральных, спортивных, танцевальных проектах школы, района. Участие в мероприятиях: «Дня здоровья», «Туриады», «Дня художника», «Фестиваля талантов» и т.п. Подготовка докладов по научной проблематике, участие в конференциях, конкурсе презентаций и т.п. Создание школьного клуба по направлениям (любителей шахмат, математики, истории и т.д.) Проведение дискотек, классных и общешкольных экскурсий по городу, области, участие в конкурсах, олимпиадах.Посещение компьютерного класса, проведение викторин по различным направлениям.

Формирование и развитие творческого потенциала подростка, приобщение к культуре.

Чтение художественной литературы, просмотр фильмов об истории России. Посещение музеев, театров, мастер-классов. Беседы и классные часы о культурном наследии города, посещение исторических мест. Посещение консерватории, слушание классической музыки. Музыкальные вечера, изучение творчества отдельных поэтов, писателей, композиторов и организация по изученному классных часов, выставок и т.п. Участие в «Дне города», праздновании проводов Зимы, новогодних представлениях и концертах. Чтение стихов и пьес, посещение цирка, зоопарка, дендрария, ботанического сада и т.п.Занятия в музыкальной, художественной школе или танцы.

Направленность на формирование физической активности и здорового образа жизни

Участие в спортивных праздниках, посещение секций. Обучение плаванию, катанию на лыжах, коньках. Закаливание и бег. Посещение (просмотр) спортивных матчей по различным видам. Разъяснение родителями вреда употребления табака, алкоголя, наркотиков. Участие в выставках о вреде курения, конкурсах. Беседы о правилах гигиены и строении организма человека. Проведение диспутов о влиянии вредных привычек на различные стороны жизни. Поездки летом в оздоровительные и спортивные лагеря,

Знакомство с историей и культурой родного города (края), развитие любознательности и навыков исследования:

Посещение музеев, памятников культуры и искусства, участие в викторинах и конкурсах по истории города и района, участие в этнографических и исследовательских экспедициях. Участие в фотовыставках.

Приобретение навыков общения со сверстниками.

Воскресные походы в гости к друзьям, организация празднования Дня рождения, поездки в летние спортивные, туристские лагеря и участие в походах. Участие в кружках разных направлений, совместное с друзьями посещение музеев, кино, парков, кружков и секций. Игры на сплочения, тимбилдинг, занятие туризмом.

Развитие чувства патриотизма, любви к Родине

Посещение парада Победы, Участие в конкурсах ко Дню Победы. Изучение биографий знаменитых военных. Чтение художественной литературы, просмотр фильмов о ВОВ и истории России, посещение различных мероприятий, выставок посвященных ВОВ, встречи с ветеранами. Экскурсии по памятным местам, историческим памятникам, посещение храмов и монастырей, знакомство с христианством, чтение Библии. Изучение истории России, участие в конкурсах, викторинах по истории, играх и других мероприятиях.

Формирование бережного отношения к природе

Получение нового знания о животном и растительном мире (книги, музеи, лекции) Игры на экологическую тематику. Знакомство с правилами эко логичного поведения в условия природной среды. Знакомство с правилами переработки бытовых отходов(за рубежом и в нашей стране) Осуществление уборки близлежащего парка, сквера. Игры на знание растений и животных родного края.

Развитие физического здоровья

Посещение спортивных секций, бассейна, Катание на лыжах, коньках, сноуборде, велосипеде. Занятия в спортивном зале, бег, фитнес, танцы, скалолазание, закаливание. Поездки в оздоровительные летние лагеря.

Знакомство с другими национальностями, проживающими на территории России и за рубежом

Проведение викторины о других народах мира и нашей страны, праздника русской песни, знакомство с особенностями быта историей и культурой различных народов. Посещение краеведческого музея и т.п. Русские народные игры и забавы.

Формирование познавательной активности и стремления к совершению открытий .

Создание клуба путешественников, исследовательских клубов, клуб любителей кино, компьютеров, фанатов артиста. Участие в конкурсах (литературных, художественных и т.п.) Экскурсии в планетарий, исследовательский центр.

Знакомство с трудовой деятельностью, приобщение к труду

Различные работы по дому, кружки технической направленности, помощь в организации мероприятий для младших школьников. Работы по уборке территории и озеленению школы. Экскурсии на предприятия. Выпуск газет «Выбор профессии», Фестивали, посвященные производству «Все работы хороши» Игры «Город профессий»,

Приобретение навыков безопасного общественного поведения, изучение норм и правил поведения

Изучение Правил Дорожного движения, участие в играх и викторинах по ПДД, Играх «Безопасное колесо» и т.п. Беседы о правилах этикета, игры по мотивам исторических книг про рыцарей, чтение художественной литературы, посещение театра.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsializatsiya-podrostkov-2/

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности :Кн.для учителя .-М.: Просвещение, 1989.-255с.
  4. Роберт Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. Гнедовский М.Б. и Ковальчук М.А.-М.:Прогресс,1986. — 399с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология :Учебник для студентов вузов.-9 изд, стереотип.- М.:Академия, 2004.-456 с.
  6. Титов Ю.Б. Социализация подростков , 177 с.
  7. Носко И.В. Психология развития