Социальное поведение и социальный контроль

Социальное поведение: сущность, основные черты, виды

Социальное поведение — совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других индивидов и общностей. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, его потребности, убеждения. В нем формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к себе. В социологии принято выделять две формы поведения — нормативную и ненормативную. Социальное поведение регулируется системой правил, норм и санкций, объединяемых процессом социального контроля.

Развиваясь как личность, человек меняет и формы своего поведения. Следовательно, оно является индикатором индивидуального и личностного развития.

Существует большое разнообразие определений данного термина. Так, по мнению К. Левина, оно является функцией личности в отношении ее социального окружения. М.А. Робер и Ф. Тильман предлагают целевой подход в определении этого понятия: «поведение индивида — это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения им своих потребностей». Р.Н. Харре вносит в трактовку термина нормативный оттенок: «поведение — это последовательность эпизодов, законченных фрагментов, регулируемых определенными правилами и планами». Интеракцианисткая концепция характеризует социальное поведение как приспособление к условиям общественной среды. Поведение проявляется при участии в большом коллективном процессе, в который человек вовлечен. При этом и сама личность, и ее поведение представляют собой продукт взаимодействия с социумом.

Какие действия индивида можно отнести к разряду социального поведения?

Любые акции, совершаемые человеком, могут иметь как бы две стороны: одно и то же действие может быть как поступком, так и операцией. Взять, к примеру, процесс употребления пищи. Сама последовательность совершаемых при этом действий отражает чисто техническую сторону дела. Другой вопрос — как человек это делает. Здесь уже присутствует элемент поведения. Это проявляется главным образом, когда в процессе участвуют другие лица. Даже простые автоматические действия в этих условиях становятся социально ориентированными.

Целью большинства обыденных действий, осуществляемых человеком, является удовлетворение простых физиологических потребностей. Е.М. Пеньков различает три типа индивидуальных действий:

4 стр., 1507 слов

Биологические основы Агрессивного поведения человека

... агрессивного поведения, нежели окружающая обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степень наследуемости детьми черт своих биологических ... придавать большую значимость роли социального фактора. Мойер приходит к заключению, что «… человек, унаследовавший сильную агрессивность, в ... дурное настроение. На основе этой теории учёные полагают, что неандертальцы были агрессивны, из-за того, ...

  • а) действия-операции;
  • б) сугубо индивидуальные действия, не ориентированные социально;

— в) собственно социальное поведение, то есть система действий — поступков, регулируемых системой общественных норм. Социальное поведение рассматривается автором как «такое действие — поступок, в котором содержится момент отношения личности к интересам общности». Действительно, некоторые действия человек вообще не решается осуществлять, если рядом кто-то есть (например, раздеваться или ковырять в носу).

Простое присутствие других лиц, следовательно, значительно изменяет характер совершаемых человеком действий, превращая их в социальное поведение.

По мнению В. Вичева, социальное поведение в целом есть сеть поступков, которые отличаются от обычных действий не только ориентацией на других лиц, но и наличием в его основе субъективных факторов, или, мотивов. При этом мотив рассматривается как осознанная потребность, как целеполагание и выбор соответствующей тактики будущего действия. Социальное поведение поэтому представляется системой мотивированных поступков, предполагающих не просто удовлетворение определенной потребности, но и некую моральную цель, не всегда связанную с полезностью совершаемого действия для самого индивида.

Безусловно, есть различие между поведением индивида в малых и в больших группах.

Однако и в том и в другом случае совершаемые индивидом поступки зависят от ожидаемых реакций. Кроме того, каждый элемент поведения носит индивидуальный, неповторимый характер.

Поведение характеризуется социальной компетентностью, которая демонстрирует, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры», чувствует социальные различия, дистанции, границы.

В социальном поведении субъекта можно выделить четыре уровня:

1) реакция субъекта на актуальную ситуацию или события;

2) привычные действия или поступки, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;

3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков для достижения субъектом более отдаленных целей;

4) реализация стратегических жизненных целей.

Суммируя все сказанное выше, можно определить социальное поведение как систему индивидуально сформированных реакций на воздействие окружающей социальной среды, определяющих способ адаптации к ней. В социальном поведении проявляются предпочтения, мотивы, установки, возможности и способности действующих (взаимодействующих) социальных субъектов (индивидуального и коллективного уровня).

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов, среди которых: индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта и личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях.

Основные виды социального поведения:

1. Адекватное и неадекватное поведение. Адекватное поведение — соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения, адекватное поведение внутри себя делится на:

2 стр., 906 слов

Модели поведения личности в конфликте

Готовые работы на аналогичную тему Таким образом, выделяют следующие основные модели поведения личности в конфликте: Конструктивная. Субъект стремится уладить конфликт, нацелен на поиск оптимального решения. Кроме того, он характеризуется выдержкой, самообладанием, доброжелательным ...

  • а) конформное поведение;
  • б) ответственное поведение;
  • в) помогающее поведение;
  • г) правильное поведение;
  • д) синтонное поведение.

Разновидности неадекватного поведения:

  • а) виктимное поведение;
  • б) девиантное поведение;
  • в) делинквентное поведение;
  • г) демонстративное поведение;
  • д) конфликтное поведение;
  • е) ошибочное поведение.

2. Правильное и ошибочное.

Правильное — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

3. Синтонное и конфликтное поведение.

2. Понятие девиантного поведения. Теории объяснения девиантного поведения

социальная девиация

Теории девиантного поведения:

Психологические теории.

Очевидно, в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого «Я» и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом.

Некоторые ученые данного направления предположили, что у небольшого числа людей развивается аморальный или психопатический тип личности. Такие личности — это замкнутые в себе, лишенные эмоций личности, действующие импульсивно и редко испытывающие чувство вины. Однако почти все исследования, рассматривающие людей, обладающих подобными характеристиками, проводились среди осужденных в тюрьмах, что неизбежно влияло на изображение таких личностей в негативном свете.

Таким образом, с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов (психологических, культурных, социальных).

Социологические теории девиантного поведения., Теория аномии

Аномия — это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Девиантное поведение, по мнению Э. Дюркгейма, необходимо для общества, поскольку выполняет в нем две важные функции. Во-первых, отклонение от норм выполняет адаптивную функцию: вводя в общество новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит социальные нормы.

10 стр., 4929 слов

Социальный контроль и девиация

... девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и поддерживается социальная стабильность. [2, с.160] , социальный Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов: Социальный контроль - составная часть более общей и многообразной системы социального ...

Теория культурного переноса.

В 1920-1930-е гг., социологи Чикагского университета, пытаясь объяснить высокий уровень преступности в ряде районов Чикаго, провели ряд исследований, в результате которых обнаружили, что в отдельных кварталах города уровни преступности оставались стабильными в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Ученые сделали вывод, что криминальное поведение может передаваться от одного поколения к другому, т.е. молодежь, живущая в зонах высокой преступности, усваивает преступные модели поведения. Более того, когда в эти районы въезжают представители других этнических групп, их детям девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились. Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, которая базируется на идеях символического интеракционизма и подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. В обществе, включающем множество субкультур, некоторые социальные окружения обычно поощряют нелегальную деятельность, тогда как другие ей не способствуют. Индивидуумы становятся правонарушителями, общаясь с людьми, которые являются носителями криминальных норм. В основном, девиантному поведению обучаются в первичных группах (например, в группах сверстников).

Таким образом, по мнению Э. Сазерленда, индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям, мотивировкам и методам. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

Теория дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки: «Из хороших компаний выходят хорошие парни, а из дурных — плохие». Когда родители переезжают на новое место, чтобы увезти сына от его дружков-хулиганов, они, не осознавая того, используют принцип дифференциальной ассоциации. Этому же принципу следуют охранники в тюрьме, старающиеся ограничить общение заключенных, за которыми они надзирают. Согласно этому же принципу, тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Подтверждение и экспериментальное обоснование выдвинутая Э. Сазерлендом гипотеза получила в начале 80-х годов XX в., когда американские социологи Р. Линдем и К. Филмор установили детерминантную связь между приспосабливаемостью к окружающей среде и девиацией. Они экспериментальным путем, на основе исследований, проведенных в двух канадских городах (Эдмонтоне и Ричмонде), установили, что, чем лучше приспосабливаемость молодых людей к социальному окружению, тем меньше у них связей со сверстниками — правонарушителями и тем менее они склонны к девиации. Напротив, те индивиды, которые испытывают серьезные трудности в адаптации к условиям социального окружения, чаще имеют друзей-правонарушителей и более склонны к отклоняющимся формам поведения, в том числе и к преступлениям. социальное поведение контроль девиантное

12 стр., 5981 слов

Реферат социальная сущность наездничества у адыгов

... социальных норм во всех без исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая обязательными принципами правовой регуляции. Это свод неписаных обычно правовых норм, правил поведения, ... атехи», но в разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Атехи не ... образом, Россия полностью взяла под контроль территории проживания адыгов. Есть мнение, что итогом ...

Итак, теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; люди, совершающие преступления «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

3. Сущность и функции и элементы социального контроля в обществе

Социальный контроль — это атрибут социализации, т. е. ее неотъемлемое свойство. Это значит, что социальный контроль — это обратная сторона социализации; без социального контроля люди могли бы совершать какие угодно поступки, делать все, что им заблагорассудится, и тогда в обществе был бы хаос. Социализация личности невозможна без социального контроля. Оба понятия — социализация и социальный контроль — отражают две стороны одного целого.

Социальный контроль поощряет, вознаграждает хорошо социализированных индивидов, открывая им путь в высшие социальные слои и к дефицитным социальным благам — деньгам, успеху, власти, престижу, и наказывает, вытесняет в низшие слои общества, лишает этих социальных благ тех, кто плохо социализирован, кто не отвечает критериям социализации, «заданным» конкретным обществом.

Общество создало целую сеть социальных институтов: государство и его суд, прокуратуру, тюрьмы, полицию, а также церковь, систему образования и выработало соответствующие этим социальным институтам профессии (государственного чиновника, судьи, прокурора, священника, школьного учителя и т. п.), на которые возложены функции социального контроля. Социальный контроль также существует в семье, в «группах равных», компаниях друзей; его осуществляют коллеги, соученики, соседи, прохожие и т. п. Избежать социального контроля, уклониться от него невозможно: он сопровождает нас в течение всей жизни, на всем пути социализации.

Основные функции социального контроля:

  • функция регуляции поведения индивидов в обществе;
  • функция поддержания общественного порядка и обеспечения целостности общества;
  • функция социальной селекции.

Механизм социального контроля, подобно ситу, «просеивает» индивидов в обществе, «выбраковывает» неудачников социализации, плохо усвоивших социальные нормы, вытесняет их «на обочину» общества и даже на социальное «дно».

15 стр., 7362 слов

«СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА»

... и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер; 5. социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. ... по теме реферата; раскрыть сущность социальных норм, их содержание; рассмотреть разнообразие, социальные аспекты, специфику социальных норм, функционирования норм в ...

двух элементов

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

По способу контроля все социальные нормы подразделяются следующим образом:

  • дозволяющие нормы — представляют определенные права;
  • обязывающие нормы — налагают определенные обязанности;
  • запрещающие нормы — устанавливают запрет на совершение какого-либо действия (бездействия).

В соответствии с этим существует три основных формы реализации социальных норм:

  • использование прав;
  • исполнение обязанностей;
  • соблюдение норм, т.

е. воздержание от действий, запрещенных нормой.

Социальные санкции подразделяются следующим образом:

  • формальные позитивные санкции — одобрение со стороны официальных органов (награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.);
  • неформальные позитивные санкции — одобрение со стороны группы (похвала, улыбка, уважение, признание лидером и т. д.);
  • формальные негативные санкции — наказания, исходящие от официальных органов, т.е. предусмотренные законом (штраф, тюремное заключение);

— * неформальные негативные санкции — наказания, исходящие от группы (замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.).

4. Социальный контроль как механизм социальной регуляции девиантного поведения

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном мире его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

16 стр., 7834 слов

Моральные нормы и принципы в социальной работе

... жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представите­лей. Цель работы – определить место моральных норм и принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества. Задачи : ... образом, можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее ...

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnoe-povedenie-i-sotsialnyiy-kontrol/

1. Социология: Учебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей всех форм обучения БГУИР — Мн.: БГУИР, 2004. — 103 с.

2. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс — М., 2003, 527 с.

3. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-kontrol.html .

4. .

5. http://www.iteconomic.com/sushhnost-i-osnovnye-funkcii-socialnogo-kontrolya.aspx.

6. http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/teorii-deviantnogo-povedeniya.html .

7. http://studlib.com/content/view/340/25/.

8. http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_socialnogo_povedeniya.