Актуальность. Система социальной защиты безработных.
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения — наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Безработица — не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.
Цель курсовой работы: Изучение системы социальной защиты безработных.
Задачи написания курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия «безработица»;
- определить основные направления политики занятости и
- социальной защиты безработных.
Объектом данной работы являются безработные.
Предмет исследования — социальная защита безработных.
Новизна работы заключается в том, что в основе написания курсовой работы лежит закон «О занятости населения», в котором даны порядок и условия признания граждан безработными, государственная политика в области содействия занятости населения, порядок работы федеральной государственной службы занятости, а также приказ от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета».
Социальная работа с безработными гражданами
... Объектом изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами. I. Теоретический аспект проблемы занятости населения Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в условиях кризисных явлений, является проблема занятости и безработицы. Современный рынок ...
Содержание работы. В первой главе раскрыты теоретические аспекты понятия «безработица». Понятие безработицы, приводиться ее классификация, а также описываются факторы возникновения безработицы.
Во второй главе определена сущность системы социальной защиты для безработных граждан.
В третьей главе рассмотрены вопросы политики занятости , социальной защищенности и социальных гарантий, А также программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2010-2012 годы. Она разработана исходя из основных положений государственной политики в области содействия занятости населения на основе анализа социально — экономической ситуации и прогноза развития сферы занятости и рынка труда региона в 2010-2011 годах.
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1 Понятие безработицы
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.
В последнее десятилетие перед государствами разных стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы, что может привести к социальной нестабильности, либо попытаться не допустить появления крупномасштабной безработицы и осуществление некоторых мер по сокращению рабочего времени.
Позиция Международной организации труда (МОТ) по этому вопросу выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991г.
Конвенция установила, что содействие полной, производственной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включающие социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Так средства должны включать службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.
Рынок труда позволяет делать безработицу видимой для общества. Это позволяет государству регулировать безработицу, решать проблемы переквалификации безработицы и их трудоустройства.
1.2 Классификация видов безработицы
Существуют следующие формы безработицы:
- фрикционная (отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства)
- структурная (она по существу является углублением фрикционной безработицы),
- циклическая (вызывает спад производства во время промышленного кризиса и депрессии),
- институционная (она возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна),
Исследования известного американского ученого А. Оукена, математически выразившего отношение между уровнем безработицы и отстаиванием валового национального продукта, показали, что каждые 2% повышения реального объема производства сокращает уровень безработицы и наоборот, каждые 2% сокращения реальной рациональной производительности увеличивает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.
Однако сложный высококвалифицированный труд требует значительной общеобразовательной и специальной подготовки, содержащие все больше элементов творчества. По мнению американского экономиста Л. Туроу, в середине 80-ых годов около 20% рабочей силы в США было функционированно не грамотно.
1.3 Факторы возникновения безработицы
В России в предреформенный период, при общем обязательном образовании, основная часть населения, представленная на рынке труда, получила специальное, техническое и высшее образование. Поэтому в настоящее время в России сложилась ситуация, когда среди безработных на рынке труда более 30% лица со средне-специальным образованием, в том числе инженерно-технические работники.
Продолжительность безработицы может оказать своего рода «индикатором тревоги» для государственного вмешательства. Так в России среднее время поиска работы в 2008 г. составило 9,1 месяц. Причем из года в год время поиска работы увеличивалось (2007 г. — 8,8 месяцев).
В настоящее время возросла долговременная безработица, которая длится год и более.
В таблице 1 представлена динамика продолжительности безработицы в России.
Таблица 1
Продолжительность средней безработицы (%)
год |
Кол. без-ых |
Количество месяцев поиска |
Среднее время поиска |
||||||
<1 |
1 до 3 |
3 до 6 |
6 до 9 |
9 до 12 |
> 12 |
||||
2010 |
100,0 |
24,5 |
14,1 |
19,1 |
42,3 |
9,1 |
|||
2008 |
100,0 |
6,1 |
16,0 |
15,9 |
10,3 |
10,8 |
40,4 |
9,1 |
|
2007 |
100,0 |
6,9 |
12,3 |
11,4 |
9,3 |
10,7 |
49,4 |
9,7 |
|
2005 |
100,0 |
10,4 |
14,8 |
26,3 |
10,0 |
8,9 |
29,6 |
7,4 |
|
2002 |
100,0 |
26,8 |
29,6 |
19,6 |
7,6 |
5,3 |
11,1 |
4,4 |
|
Здесь обращает на себя внимание постоянное увеличение среднего времени поиска работы — с 4,4 месяцев в 2002 году до 9,7 месяцев в 2009 году.
Для безработных существует Закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Мировая экономическая практика свидетельствует, что обеспечение полной занятости и одновременное повышения экономической эффективности общественного производства в современных условиях трудно достижимо, скорее всего, невозможно. Это объясняется тем, что главный фактор экономического роста и объективности производства — научно-техническая революция выступает одновременно и главным фактором возникновения безработицы. В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:
- безработица — следствие слишком высокой заработной платы;
- низкий спрос на рабочую силу;
- негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара — рабочей силы.
Кроме того, выделяют такие экономические причины безработицы как накопление капитала, что означает повышение технической оснащенности средств производства; изменение спроса на рабочую силу, что может увеличить скрытую безработицу и другие.
.
К. Маркс довольно тщательно исследовал безработицу в «Капитале» (вторая половина XIX в.).
Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге «Теория безработицы» (1923) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты, которых известный английский экономист М. Блауг назвал ортодоксами за их веру в безграничные возможности рынка, указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет его высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного человека на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой).
В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но эта теория не может дать все же полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положения о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем зарплаты.
2. Сущность системы социальной защиты для безработных граждан
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введён термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определённые социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различные организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсии существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определённой степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.
Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведёт к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.
В качестве примера можно привести термин «социальное обеспечение», использовавшийся в русском языке для перевода широко распространённого во многих странах термина «social security», который на русский язык может переводиться как социальная безопасность, социальная защищённость, социальные гарантии, социальная защита.
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни её административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».
Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».
Дальнейшее целенаправленное развитие института социальной защиты в России требует, однако, определённой систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет стихийным.
В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, а столбцами — организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются.
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путём оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счёт государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.
Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счёт страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правили, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособными или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряжённости, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
Безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест).
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:
- а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
- Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу, которая характерна в переходный период для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой — недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.
г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).
д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.
е) Регулирование демографических процессов.
Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.
3.2 Социальная защищенность и социальные гарантии
Социальная защищенность — это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.
В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т.е. пройдена социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем.
В бывших социалистических странах господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защита как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен от голода был важнейшим принципом социалистического государства.
До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта.
Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему: человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и государства слишком неравны, и отношения между ними строились на условиях, продиктованных властью.
Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и в пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на сооружение пристройки к дому, на «левое», своекорыстное использование государственного и колхозного имущества — вот лишь небольшой перечень того, что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с невыносимыми условиями труда и быта.
Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым- устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности.
В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.
Социальная политика:
- Выплата пособия по безработице признанным безработными;
- Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
- Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
- Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др;
- Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов);
- Развитие самозанятости населения.
Самозанятость населения — это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны;
- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д;
- Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен;
- Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч.
электронное надомничество).
К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника;
- Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;
- Информационная помощь безработным;
- Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
В заключение всего вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы. Первоочередные задачи социальной защиты связаны с преодолением материальной нуждаемости, недостаточности удовлетворения потребностей, связанных с перспективами самого существования человека. Всеобщая социальная защита от снижения уровня жизни невозможна. Правильнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Сегодня существуют многочисленные социальные программы, отличающиеся и по направлениям социальной защиты, и по регионам, и по источникам финансирования, и по иным факторам. Все они направлены на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и решение наиболее острых социальных проблем, которые имеются в нем.
Социальные программы представляют собой вид правительственных программ для защиты граждан от различных экономических и социальных рисков и возможного ухудшения уровня и условий жизни. Они отражают степень активности вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного социального результата. В числе социальных программ существуют и программы для безработных, пособия по которым обычно предусматриваются на уровне 50-75% от базовой заработной платы.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях различных форм собственности помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться.
Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Также в работе в работе приведена программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2010-2011 годы.
Одним из приоритетных направлений работы Службы занятости является повышение качества предоставляемых ею государственных услуг на основе внедрения административных регламентов. В период 2010-2012 годы предполагается внедрить такие регламенты по всем видам предоставляемых государственных услуг в сфере занятости населения.
Система мероприятий Программы позволит обеспечить в 2010-2012 годах сдерживание общей безработицы в Санкт-Петербурге на уровне, не превышающем 2,3% от численности экономически активного населения.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sistema-sotsialnoy-zaschityi-bezrabotnyihkratko/
1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю — К. — 2008.
2. Занятость населения и ее регулирование / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. — М. — 2011.
3. Методические рекомендации по организации временного трудоустройства безработных граждан от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего специального образования, ищущих работу впервые, в 2009 году — К. — 2009 .
4. Программа содействия занятости молодежи на 2007-2008 годы / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю — К. — 2007.
5. Профессия и рынок труда / Красноярский городской центр занятости населения — К. — 2010.
6. Служба занятости малому бизнесу / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю — К. 2009.
7. Социальная политика. /Под ред. — Н.А. Волгина. — М. — 2008.
8. Социальный менеджмент. / Под ред. — С.Д. Ильенковой. — М. — 2008.
9. Четвернина Т., Л. Лакунина. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления// Вопросы экономики, 2010. — №2. С. 232