Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Страна сегодня переживает затяжной и достаточно глубокий кризис в экономике и, отчасти, в социальной сфере, что является причиной ощущения нестабильности многими россиянами и группами населения, начинает ощущаться дефицит федерального бюджета, остается значительным число людей с доходом ниже прожиточного минимума, а также просто испытывающих значительные материальные трудности. Продолжает расти дифференциация населения по доходам, сохраняется напряженность на рынке труда, достаточно остро проявляются тенденции неблагополучия, что не может не сказаться на росте социальных девиаций.
Сложившаяся ситуация требует от государства, общественных объединений, бизнеса и общества в целом принятия адекватных мер по социальной защите населения, обеспечения социальной безопасности и стабильности общества. В реализации данных целей социальной политики является развитие системы социального обслуживания, разработки и широкого применения в работе с населением современных социальных технологий и методик. Основой реализации поставленных задач является достигнутый сегодня уровень организации и развития сети территориальных социальных служб и сформированный профессиональный цех профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, определенный задел в развитии социальной педагогики и практической психологии.
Современное состояние социального обслуживания в России сегодня свидетельствует о наличии определенного уровня теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. Появились теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов, можно также говорить о наличии определенных обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. При этом, преждевременно говорить о достаточно полном научно-методическом обеспечении деятельности различных типов учреждений социального обслуживания населения, тщательной проработке стандартов и норм профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Сегодня пока еще не хватает разработанных научных и комплексных критериев и показателей эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.
Создание полноценной системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению.
Социальное обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста
... социального обслуживания пожилых граждан и его место в системе социальной защиты населения Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная ... Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются: совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в ...
Все это невозможно без координации усилий в данном направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие социальную помощь.1
Объект исследования – социальная защита населения в РФ как система.
Предмет исследования – социальное обслуживание населения в РФ как элемент системы социальной защиты населения.
Цель исследования – рассмотреть особенности функционирования системы социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть функционирование социального обслуживания
2. Провести структурно-
Глава 1. Системный подход к характеристике социального обслуживания населения как ключевого элемента системы социальной защиты населения
1.1. Социальное обслуживание как организационно-правовая форма и элемент системы социальной защиты населения
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института — социальной защиты населения, сделав его центром общественного внимания.
Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной социальной защиты населения, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.
Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным:
- здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства,
- нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от их состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Социальная защита направлена на наименее обеспеченные и социально-уязвимые слои населения и осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений.
Функции социального государства
... и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция) 4. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров 5. Защита прав, свобод и законных ...
Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенности, агрессивности, росте преступности.
Социальная защита населения является одним из механизмов, с помощью которых реализуется социальная политика государства.
Социальную защиту населения можно определить как совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнедеятельности населения и, прежде всего, социально уязвимых групп и слоёв.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Финансирование социальной защиты осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, а также специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского
В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, одним из его социальных институтов. Социальная защита населения как система может быть представлена в виде комплексной системы, формируемой для решения социальных проблем, помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения.
Развитие системы социальной защиты населения необходимо рассматривать через призму влияния многочисленных факторов — политических, экономических, идеологических, нравственно-психологических, а также факторов, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и другие.
Современная концепция социальной защиты исходит из того, что социальная защита не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания.
Возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд, создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов.
Важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия — экономические, организационные, правовые финансовые и другие — для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами социальной защиты.
Появляются и формы социальной защиты частного характера — пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют в неполную силу из-за нерешённости ряда теоретических и организационных проблем.
Внутри системы социальной защиты функционирует множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, находящихся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание, организация занятости населения.
Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций
... и индивидуальный подход в обучении; выработка морально-психологической стойкости. Качество обучения населения гражданской обороне зависит ... ский состав. Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к слаженным действиям в очагах поражения ... подготовке каждому обучаемому дается определенный объем знаний и практических навыков в эффективном использовании всех средств и способов защиты ...
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует четкого функционирования всех механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг.
Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. В последние годы (начиная с 1995 г.) появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Социальное обслуживание базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных и конкретизированных в различных нормативных правовых актах, имеющих определённую иерархическую структуру:
- нормативные правовые документы международного уровня,
- Конституция (Основной закон) Российской Федерации,
- нормативные правовые акты федерального уровня, а также субъектов Российской Федерации;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативно-правовые акты.
К нормативным правовым документам международного уровня, задающим стандарты социального обслуживания относятся:
-
Декларация социального прогресса и развития;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими организацию социального обслуживания в Российской Федерации являются федеральные законы: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.2. В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации, а в субъектах РФ — законов субъектов РФ. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании. Оно включает как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы и подзаконные акты уровня субъектов РФ.
Система социального обслуживания обеспечивает разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающихся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно3.
Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.
Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...
... предполагает необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ...