актуальными
Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачами нравственными. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности.
Для того, чтобы понять глубинный смысл воспитания, следует воспитать нравственность, ибо, не сделав этого, невозможно будет обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.
актуальной
Практическая значимость и актуальность данной проблемы определили выбор темы моей выпускной работы «Развитие воспитательной системы образовательного учреждения».
Именно образовательные учреждения, как целостные воспитательные системы, должны стать сегодня ячейками испытания передовых технологий воспитания и развития, внедрение которых в практику позволит преодолеть узкий «предметоцентризм и мероприятийный подход», повысить уровень общего развития и воспитанности обучающихся.
Цель моей работы
Для достижения поставленой цели нужно решить такие задачи:
1. Осветить проблемы воспитательной системы образовательного учреждения на современном этапе.
2. Проанализировать теоретические основы организации воспитательной системы в образовательных учреждениях.
3. Определить основные приоритеты построения и функционирования детского самоуправления в образрвательном учреждении.
4. Поделиться собственным опытом работы.
А для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы :
что такое воспитательная система образовательного учреждения, существуют ли исследованные и разработаные системы современного воспитания, как лучше организовать воспитательную работу в образовательном учреждении, для чего нужны системы детского самоуправления.
В своей работе я использую опыт талантливых педагогов, которые разработали оригинальные методики воспитания детей.
Знакомясь с идеями философии М.А Бердяева, изложенными в книге «Философия свободы» [2], задумываешься над тем,что главная идея философии — это смысл существования человека и в связи с ним о смысле бытия в целом. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности — вот настоящее испытание для всякой философии», — считает он [2,69].
Проблема творчества в истории философии
... использованной литературы. Глава 1. Проблема творчества в истории зарубежной философии и психологии. §1.1 Проблема творчества в истории философии Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы: а) как вообще возможно творчество, как порождение нового; б) каков ...
Идеал гуманистического воспитания В.А.Сухомлинского , широко представленный в работе «Избранные произведения»[ 13], раскрывается так, что «воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее как жемчужину шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань — в этом искусство воспитания» [13,153].
А.С. Газман в работе «Детский коллектив как субъект и объект воспитания»[6] последовательно проводит постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчиво представленная помощь взрослого в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. Процесс воспитания он определяет как «сотрудничество детей и взрослых с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса»[6,2].
К.Д. Ушинский, рассматривая проблемы воспитания в книге «Педагогические сочинения»[15], указывает на то, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семья, предания, поэзия, законы, промышленность, литература — все, из чего слагается историческая жизнь народа, — составляют его действительную школу…»[15,148].
И.С Якиманская в своей работе «Технология личностно -ориентированного образования» [16] объясняет смысл и технологию личностно- ориентированного обучения. По ее мнению, «личностно-ориентированное обучение заключается в том, чтобы поддерживать и развивать природные качества ученика, его индивидуальные способности, помогать в становлении его субъективности, социальности, творческой самореализации[16,21].
Много других педагогов предлагают практические пути,формы и методы организации воспитательной системы в образовательном учреждении, и их опыт может взять за основу каждое образовательное учреждение.
По своей структуре
Во введении обосновывается выбор мною темы выпускной работы «Развитие воспитательной системы образовательного учреждения»; определяется её актуальность, степень изученности; определяются цель и задачи работы, выделяется круг вопросов, которые я рассматриваю для наиболее полного раскрытия темы; дается краткий обзор литературы и других источников.
Основная часть состоит из 2 разделов.
В I разделе «Методологические основы моделирования воспитательной системы общеобразователього учредения» говорится о сути, структуре и функционировании воспитательной системы образовательного учрежения, рассматриваются различные определения понятия воспитательной системы в передовом опыте Г.И. Сороки , А.С. Газмана , В. А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.С Якиманськой и многих других педагогов.
Во II разделе «Проблемы, находки, поиск в построении и развитии эффективной модели воспитательной системы образовательного учреждения » рассматриваются теоретические вопросы введения инноваций в разработку воспитательной системы образовательного учреждения, освещается практический опыт функционирования системы детского самоуправления «Казацкая республика» и предлагается для рассмотрения другим педагогам .
В конце основной части делаются выводы , в которых говорится, что современная жизнь требует от каждого образовательного учрежедения разработки индивидуальной, но эффективной воспитательной системы, которая бы способствовала развитию всех участников учебно — воспитательного процесса,была сориентирована на личность ребенка и учитывала социальный запрос государства.
Авторские системы воспитания
... внимания учителя. Цель реферата: дать характеристику авторским системам воспитания. Структура: реферат состоит из введения, ... опытные педагоги. В рамках обычной образовательной программы учителя имеют возможность скорректировать ... Им кажется, что с помощью авторской методики они дадут ребенку "ранний ... Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу. Принципы концепции ...
Завершается выпускная работа списком использованной литературы.
Таковы основные направления и положения моей работы.
Раздел I . Методологические основы моделирования воспитательной системы образовательного учреждения
Воспитание подрастающего поколения является стратегической задачей каждого общества. Изменения в общественной, экономической жизни общества ведут к существенным изменениям духовной жизни, в том числе и системы воспитания. Новые лозунги, идеи и перспективы вносят коррективы в устоявшиеся, общепринятые каноны поведения, формы сознания людей. Нередко эти процессы проходят болезненно, с изменением идеалов и ценностей. Принятие нового требует определенного времени и усилий, направленных на создание новых парадигм воспитания, объединенных новыми концептуальными основами и технологиями внедрения в реальный воспитательный процесс современной школы. Эффективность этого процесса зависит от организации воспитательного процесса на уровне конкретной организации (например, образовательного учреждения).
учреждения»
Категория воспитательных систем образовательного учреждения помогает адекватному пониманию многих современных педагогических реалий. Так, новаторское движение педагогов переходит от поиска отдельных, частичных средств повышения эффективности образовательного процесса к выработке целостных моделей школьных воспитательных систем. В научной литературе существует небольшое количество дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена.
Понятие «воспитательная система образовательного учреждения» рассматривается учеными с различных позиций, то есть выделяются одна или несколько наиболее существенных сторон.
Наиболее распространены следующие, характеризующие целостность и социальную природу этого явления:
воспитательная система —
воспитательная система –
воспитательная система –
Также воспитательная система рассматривается с организационно-процессуальной стороны воспитательной деятельности:
воспитательная система
воспитательная система
Осуществляя анализ понятия «воспитательная система», необходимо учитывать психолого-педагогические условия формирования личности обучающегося, прежде всего такие:
- диагностика развития личности, детского и педагогического коллективов;
- формирование и обоснование цели воспитательного процесса;
- организация жизнедеятельности сообщества детей и взрослых в максимально благоприятной для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога, родителей;
- интеграция усилий субъектов воспитательного процесса;
- создание в образовательном учреждении развивающей среды, нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной;
- осуществление научно обоснованного анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности.
Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она не может быть идентичной в разных регионах, даже в двух соседних образовательных учреждениях.
Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном ...
... деятельности по нравственному воспитанию молодёжи в условиях образовательного учреждения Анализ научной литературы по теме исследования, изучение практики нравственного воспитания в общеобразовательной школе позволили разработать структурно-функциональную модель духовно-нравственного воспитания старшеклассников в ...
Важными, по моему мнению, есть выделенные Г.И. Сорокой наиболее характерные черты воспитательной системы [4].
Рассмотрим главные из них.
Воспитательная система – это система социальная., Воспитательная система – это система педагогическая
формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке;
- овладение обучающимися приемами и способами основных видов деятельности;
- развитие креативных способностей ребенка, его склонностей и талантов;
- формирование у обучающихся ценностного отношения к различным сторонам окружающей действительности и к самим себе;
- развитие у ребенка стремления и способности к самопознанию, самореализации, самоутверждения и самообразования;
- формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
Решение этих задач предполагает использование разнообразных форм, методов и приемов педагогического воздействия. Результаты будут зависеть от оптимального и педагогически целесообразного их сочетания и применения.
Воспитательная система, Воспитательная система – это система целостная, Воспитательная система – система открытая, самоуправляемая и саморазвивающаяся.
И как результат всей деятельности воспитательной системы – она является целенаправленной системой. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл. Цель в учебно-воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора. Цели подчиняются все компоненты. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других.
1.2. Структура воспитательной системы образовательного учреждения
Проблема определения структуры воспитательной системы до конца не решена. Компоненты, выделяемые разнообразные по характеру и содержанию. Наиболее обобщенная структура воспитательной системы образовательного учреждения такова: цель, ради которой она создается, деятельности и общения, обеспечивающих ее реализацию, отношения субъектов деятельности, основная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. Г.И. Сорока[4,45] приводит еще следующую структуру: ценностно-смысловое ядро (цель, принципы, содержание, методика), пространственно-временная структура (различные формы деятельности с учащимися), координационно-педагогический компонент (функции, педагогические технологии, управление развитием системы, система повышения компетентности педагогов, родителей).
Однако, по моему мнению, приведенные примеры структур воспитательной системы образовательного учреждения неполные и не отражают в полном объеме всех сфер функционирования. Предложенная Я.Н. Степановым[14] структура является более логичной и оптимальной. Она включает:
- индивидуально-групповой компонент (педагоги, обучающиеся, родители, взрослые, которые принимают участие в деятельности образовательного учреждения);
- ценностно-ориентационный компонент (цели, ценности, принципы деятельности, перспективы);
- функционально-деятельностный компонент (формы и методы работы, общения, функции, управления);
- коммуникативный компонент (отношения, внутренние и внешние связи);
- диагностико-результативный компонент (критерии эффективности, оценка и анализ функционирования).
13 стр., 6343 слов
Воспитательная деятельность менеджера
... организация воспитательной деятельности менеджера. Целью является определение и выявление особенностей воспитательной деятельности менеджера. Целями воспитания являются ... воспитания. Основной функцией воспитания является, управление персоналом. Управление персоналом организации – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы ...
Анализ предложенной структуры воспитательной системы доказывает, что такой подход учитывает не только субъектов, деятельность воспитательного процесса, а особенно – технологический подход в функционировании.
1.3.Функции воспитательной системы
В научной педагогической литературе выделяют следующие функции современной воспитательной системы образовательного учреждения: интегрирующая, регулирующая и развивающая.
Интегрирующая, Регулирующая, Развивающая
Как показывает педагогическая практика последних лет, с изменениями, которые произошли в образовании и воспитании школьные воспитательные системы начали выполнять еще некоторые новые функции – функции защиты, коррекции и компенсации, реабилитации. ОБразовательное учреждение выступает фактором защиты, безопасности подрастающего поколения. В этом и проявляется ее защитная функция. ОБразовательное учреждение также корректирует разностороннее влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, воспитательными традициями. Гуманистическая система воспитания и обучения обучающихся должна обеспечивать:
- личностный подход к воспитанию, внимательное отношение к уникальности и своеобразию каждого ученика;
- организацию жизнедеятельности обучающихся как основы воспитательного процесса (воспитательный процесс рассматривается как процесс жизнетворчества обучающихся согласно их возрастных потребностей, психофизических особенностей, сенситивных периодов развития каждого ребенка);
- стимуляцию творческой активности каждого обучающегося;
- гуманизации межличностных отношений;
- интеграцию в социокультурную среду.
Действительно, образовательное учреждение должно быть гуманным, «теплым» к ребенку и при этом открытым к диалогу и сотрудничеству с системой социальных институтов общества; оно должно организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет.
Успешность реализации функций воспитательной системы образовательного учреждения зависит от таких интегральных характеристик, как социально-психологический климат, дух учрежедния, стиль жизнедеятельности, профессионализм и компетентность педагогических работников.
Следовательно , воспитание подрастающего поколения невозможно без эффективной разработанной воспитательной системы. Определению содержания этого понятия посвятили жизнь выдающиеся педагоги, философы, писатели,культурные деятели и обычные учителя-практики. Проанализировав их опыт по изучению данной проблемы, можно сделать вывод, что каждое образовательное учреждение должно выработать в своей деятельности такую собственную воспитательную систему, которая бы была целостным образованием, которое сочетает в себе все основные компоненты воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность, общение, отношения, кадровый потенциал, материальную базу), что способствует в конечном счете развитию и саморазвитию личности, созданию своеобразного среды образрвательного учреждения.
Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом
... в образовании. Глава 1. Теоретические основы направления и тенденций развития образования в России и за рубежом 1.1 История развития образования за рубежом Образование является одной из важнейших сфер современного общества. В зависимости от того, как функционирует система образования можно оценить культурное состояние общества. В современном мире образование ...
Результатом всей деятельности воспитательной системы является целенаправленность системы. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл. Цель в учебно-воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрированого фактора. Цели подчиняются все компоненты. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других.
И поэтому каждому образовательному учреждению следует приложить все усилия,чтобы организовать у себя такую комфортную среду, чтобы были довольны и обучающиеся, и их родители, и учителя. ОБразовательные организации, где воспитательная система нацелена на воспитание и развитие каждой личности, и будут наиболее эффективными воспитательными системами.
Раздел II. Проблемы, находки, поиск в построении и развитии эффективной модели воспитательной системы образовательного учреждения
Современный этап развития образования характеризуется отходом от тоталитарной унификации и стандартизации педагогического процесса, интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового в теории и практике обучения и воспитания. Этот процесс не может быть стихийным. Он требует управления. Для современного этапа развития образования характерно широкое наличие в нем инновационных процессов.
2.1.Изучение теоретических вопросов инновационных процессов воспитательной системы
Слово (innovatio) пришло к нам из английского языка и означает “нововведение”, “новаторство”. Философское понимание содержания инновации заключается в создании нового, общественно значимого продукта деятельности человека, который обобщенно характеризуется двумя признаками: превращением явлений, вещей, процессов; новизной, оригинальностью.
Инновации (итал. innovatione — новшество, нововведение) — новые формы организации труда и управления, новые виды технологий, которые охватывают не только отдельные учреждения и организации, но и различные сферы. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания; в организации совместной деятельности учителя и обучающегося, воспитанника. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
В современной педагогике термины “инновация”, “инновационный” означают определенное нововведение, которое касается того или иного аспекта образовательно-воспитательного процесса. Конечным результатом (прямым продуктом) творческого поиска могут быть новые технологии, оригинальные воспитательные идеи, формы и методы воспитания, нестандартные подходы в управлении. При этом новое в педагогике – это не только авторские идеи, подходиы, технологиеские методы, которые до сих пор не использовались, но и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса с прогрессивными принципами, что дает возможность эффективно обеспечивать развитие и саморазвитие личности. Свидетельством этого является, в частности, активное обращение современных педагогов к педагогическому наследию прошлого – отечественной и зарубежной.
Деятельность как основа развития личности
... теме, обобщение, наблюдение. деятельность коллективный совместный 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1 Деятельность в структуре понятий психологии Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие ... и личностного развития ребенка. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, ...
Инновация образования — целенаправленный процесс частичных изменений, которые ведут к модификациям цели, содержания, методов, форм обучения и воспитания, адаптации процесса обучения к новым требованиям.Основу инновационных процессов в образовании составляют две важные проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Результатом инновационных процессов служит использование теоретических и практических новшеств, а также таких, которые образуются на границе теории и практики. Учитель может выступать автором, исследователем, пользователем и пропагандистом новых педагогических технологий, теорий, концепций.
Управление инновационным процессом предполагает анализ и оценку вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Одновременно руководители образовательного учреждения проводят целенаправленный отбор, оценку и применение на практике опыта коллег, новых идей, методик, предложенных наукой.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в условиях развития образования вызвана определенными обстоятельствами:
во-первых, становление и развитие нащего молодого государства вызвало необходимость коренного изменения системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа: лицеях, гимназиях, авторских школах, колледжах, частных, воскресных, духовных школах и тому подобное. Поиски, которые ведут коллективы образовательных учреждений нового типа, могут обогатить не только школьную практику, но и педагогическую науку.
Во-вторых, выполнение социального заказа современного этапа развития нашего государства — личности, способной осваивать и творчески развивать культуру, требует постоянного поиска новых организационных форм индивидуального подхода к личности, новых технологий обучения и воспитания. В этой ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания, которое может стать теоретической базой для новых поисков, инноваций. В-третьих, изменился характер отношения учителей к факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность ограничивалась использованием рекомендованных сверху новшеств, то сегодня она приобретает исследовательско-поискового характера: учитель выбирает новые программы, учебники, использует новые приемы и способы педагогической деятельности.
В-четвертых, создалась реальная ситуация конкурентноспособности учреждений образования, вызванная вхождением общеобразовательных учреждений в рыночные отношения, созданием новых типов образовательных учреждений, в том числе и негосударственных.
Инновационные процессы являются механизмом интенсивного развития школы и педагогики. Инновации функционируют на уровнях создания, освоения и воплощения. Исследователями сформулирован ряд законов протекания инновационных процессов:
Закон необратимой дестабилизации педагогической среды. Сущность его заключается в том, что любой инновационный процесс вносит в педагогическое сообщество необратимые изменения. Целостная система, существует, начинает разрушаться и требует некоторого времени для создания новой системы на базе новых элементов или ассимиляции старой.
Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...
... центров. Данная работа может служить в качестве теоретического приложения для студентов и преподавателей факультетов психологии и социальной работы, а также для людей, интересующихся данной проблемой. Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ. §1.ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ. В ...
Закон обязательной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс, в основе которого есть педагогическое открытие, рано или поздно, стихийно или сознательно должен реализоваться. Достаточно вспомнить опыт выдающихся педагогов — А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, учителей-новаторов В.Ф.Шаталова, И.П.Волкова, И.П.Иванова и др.[14]
Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая инновация постепенно превращается в привычные понятия и действия, получая статус стереотипной.
Эти законы обусловливают и определенные этапы функционирования инноваций. На первом этапе инновация воспринимается как чужеродный элемент в педагогике часто вызывает резкое противодействие, кажется прожектерством. Со временем инновация проверяется практикой, приобретает массового признания. На последнем этапе новый подход к обучению или воспитанию становится известным и входит в систему учебно-воспитательной работы.
Инновации являются существенным деятельным элементом развития образования вообще, реализации конкретных задач в образовательном процессе. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве; влекут определенные изменения в сфере образования. Стержнем инновационных процессов в образовании является внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Учительская профессия требует особой чувствительности к постоянно обновляемых тенденций общественного бытия, способности адекватного восприятия, потребностей общества и соответствующего тенденций общественного развития, так и к нововведениям в сфере содержания, форм и методов обучения и воспитания. Соответственно, инновационность должна характеризовать профессиональную деятельность каждого учителя. Нововведения (инновации) не возникают сами собой, а являются результатом научных поисков, анализа, обобщения педагогического опыта.
К педагогическим инновациям можно отнести достижения отдельных педагогов, творческих групп, которые представляют собой целостную систему работы по определенному направлению, в основном недостаточно освещенного в научно-методической литературе. Эти системы основываются на идеях известных педагогов и на собственном опыте и интуиции. Заслуга их авторов в том, что они по крупицам собирают, систематизируют, обобщают необходимый материал, вкладывают в него свои находки, свое понимание проблемы, и это дает основание говорить о новизне, оригинальность, а вместе и о реальности подходов к осуществлению поставленных задач. Инновационную направленность педагогической деятельности обусловливают социально-экономические преобразования, которые требуют соответствующего обновления образовательной политики, стремление учителей к освоению и применению педагогических новинок, конкуренция образовательных учреждений, которая стимулирует поиск новых форм, методов организации учебно-воспитательного процесса, диктует соответствующие критерии отбора учителей.
Главной движущей силой инновационной деятельности является учитель, поскольку субъективный фактор является решающим и во время внедрения и распространения нововведений. Педагог-новатор является носителем конкретных нововведений, их творцом, модификатором. Он имеет широкие возможности и неограниченное поле деятельности, поскольку на практике убеждается в эффективности имеющихся методик обучения и может корректировать их, проводить подробную структуризацию исследований образовательного процесса, создавать новые методики. Основное условие такой деятельности — инновационный потенциал педагога. Инновационный потенциал педагога — совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которая выявляет готовность совершенствовать педагогическую деятельность, наличие внутренних средств и методов, способных обеспечить эту готовность.
Организация социальной работы как системы
... требования. 3. Организация социальной работы. Как известно, социальная работа достаточно новое направление практической деятельности. В системе социальной защиты ... социальной работе могут быть: обеспечение социально-бытового обслуживания граждан; проведение профилактической работы безнадзорности несовершеннолетних; реализация права на защиту семьи и детей; охрана здоровья граждан; развитие ...
Наличие инновационного потенциала определяют:
- Творческая способность генерировать новые представления и идеи.
- Обусловливается профессиональной установкой на достижение приоритетных задач образования; умениями проектировать и моделировать свои идеи на практике.
— Реализация инновационного потенциала учителя предполагает значительную свободу действий и независимость в использовании конкретных методик, новое понимание ценностей образования, стремление к переменам, моделирование экспериментальных систем.
- Высокий культурно-эстетический уровень, образованность, интеллектуальная глубина и разносторонность интересов педагога.
На первый план выступает неповторимое своеобразие каждой личности, самооценка социокультурного и интеллектуального уровня развития; выбор различных форм культурной и научной, творческой активности.
Открытость личности педагога к новому пониманию и восприятию различных идей, мыслей, направлений, течений. Базируется на толерантности личности, гибкости и широте мышления.
Итак, появление инновационных процессов предопределяется рядом противоречий, которые имеют разное источник, предметное происхождение и разную сложность. Главное противоречие развития системы образования – несоответствие старых методов обучения, воспитания и развития детей новым условиям жизни; вторая – противоречие между массой новых сведений и рамками образовательного процесса; третья – противоречие старого и нового (имеется в виду становление альтернативного образования, новых типов образовательных учреждений).
Потребность воспитателя в обновлении психолого-педагогических знаний, интерес к передового педагогического опыта, с одной стороны, и устоявшиеся стандарты содержания, форм и методов образовательно-воспитательного процесса, с другой, вызывая противоречие между возможностями личности и реальной действительностью, также питают педагогические инновации.
Воспитательные системы образовательного учреждения требуют постоянного поиска педагогов – новаторов в создании такой модели, которая учитывала бы все изменения в обществе, соответствовала бы потребностям времени, а самое главное — создавала комфортную среду для всех участников образовательного процесса и предоставляла возможность для самоутверждения и развития каждому ребенку.
2.2. Из опыта организации системы детского самоуправления
«Казацкая республика»
Сегодня существует потребность в воспитании такого человека, который смог бы обеспечить не только выживание, но и процветание свого государства
Такое воспитание невозможно без привлечения обучающихся к участию в управлении школьной жизнью через работу в органах самоуправления (детских и юношеских общественных объединениях), выступали бы как средство формирования конкурентоспособной личности с высоким уровнем жизненных компетенций. И если рассматривать детское самоуправление как один из факторов целостной воспитательной системы, то можно отметить,что именно оно является одним из главных рычагов, показателей эффективности работы выбранной модели воспитательной системы.
Именно опыт функционирования такого объединения обучающихся — детско-юношесой организации Казацкая республика — я хочу представить в своей работе
Маленькая гимназия великой страны
В живописном уголке Донбасского края, среди прудов и роскошных ясеней, в небольшом шахтерском поселке Ясеновском, расположена наша родная Ясеновская гимназия№2. И хотя наш поселок сельского типа, образовательном учреждении школе воспитывают личность ребенка, обеспечивают ее развитие, создают комфортные условия для обучающихся, родителей и учителей. Это школа поликультурного воспитания, педагогики жизнетворчества, развития ребенка, его компетенций и духовности.
Как и во многих поселковых школах, за стенами гимназии существует много проблем: недостаточная информированность, низкий уровень материальной базы, нехватка квалифицированных кадров, небольшой процент заполняемости классов, недостаточное количество компьютеров и современных учебных программ, существуют пробелы в знаниях обучающихся и тому подобное. Но мы имеем все возможности для личностно ориентированного обучения, существуют условия для развития творческих способностей учителей и их воспитанников, вводится профилизация школы, используются в обучении современные формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся, постепенно происходит модернизация образования.
А как родители обучающихся нам помогают! Это и семейные классные собрания, походы, посиделки, спортивные соревнования, веселые турниры, ярмарки, веночки семейных песен, замечательные праздники и аукционы. Это и активная помощь родителей в ремонте гимназии. Как важна сегодня их материальная и духовная поддержка!
Родители всегда в нас частые гости: за советом обращаются, консультацией, психологической помощью. Еще В. Сухомлинский писал: «Родители — это великая сила»[13,78].И именно благодаря им, мы, учителя, можем творить настоящие чудеса! В сочетании с родителями и поселковой общественностью педагоги способны положительно повлиять ва каждого ребенка, помочь ему получить знания, сориентировать в нашем сложном мире, способствовать воспитанию человечности, толерантности, взаимопониманию между людьми, помочь увидеть и раскрыть способности в каждом ребенке, реализоваться во взрослой жизни после окончания гимназии.
А где наиболее ярко сможет реализовать и раскрыть себя как творческая личность, как не в молодежной организации? Здесь она занимается общим делом со своими сверстниками, старшими друзьями и взрослыми, которые имеют общие интересы и цели. Именно здесь человек делает свои первые шаги к самостоятельной оценке своих действий, самовоспитания, сотрудничества.
Формирование конкурентоспособной личности с высоким уровнем жизненных компетенций сегодня — это процесс изменения ее сознания. Он неразрывно связан с процессом становлення нашого молодого государства, демократизацией и гуманизацией образования и общества в целом.
Именно сейчас существует потребность в воспитании такого человека, который смог бы обеспечить не только выживание, но и прогресс нашей республике. Такое воспитание, по нашему мнению, невозможно без привлечения обучающихся к участию в управлении школьной жизнью через работу в органах самоуправления ( детских и юношеских общественных объединениях).
Наше будущее и будущее нашей страны зависит именно от того – кто будет его строить: всесторонне – развитая, конкурентоспособная личность, или просто заурядный человек. А воспитание такой личности и является задачей системного подхода к деятельности и развитию детско — юношеской организации « Казацкая республика».
История создания и структура организации «Казацкая республика»
19 мая 2000 года на базе нашей Ясеновской гимназии №2 была создана юношеско-детская организация «Казацкая республика».
Она имеет свой Кодекс рыцарской чести и направления работы. «Казацкая республика» — общественная организация, которая объединяет детей, подростков и взрослых. В своей деятельности руководствуется законами о детских и юношеских организациях, а также программой патриотического воспитания молодежи, является неприбыльной организацией.
Члены организации имеют право:
- на защиту со стороны организации;
- свободное вступление и выход из организации;
- выразить собственное мнение по поводу любого вопроса деятельности организации.
Казацкая республика состоит из трех куреней (возрастных категорий):
-
1 курень — ясенята (возраст 7-11 лет);
-
2 курень — казачата (возраст 12-14 лет);
-
3 курень — казаки (возраст 15-18 лет).
Возглавляет организацию Совет Казков во главе с кошевым атаманом. Курени возглавляют куренные атаманы. Каждый курень состоит из нескольких родничков(ясенята) или отрядов(казаки и казачата).
Каждый родничок и отряд имеет свое название, девиз, эмблему и марш (отряды носят имена героев родного края и русских казаков).
В свою очередь каждый курень также имеет свой девиз и марш. Общий девиз республики—«В единстве наша сила!», а гимном является песня «Мы — дети казацкого рода».
Состав и обязанности Совета Казаков:, Кошевой атаман
Писарь — ведет протоколы заседаний Совета, летопись «Казацкой республики»;
Подъесаул
Толмач — отвечает за успеваемость по гимназии;
Есаул — отвечает за санитарное состояние гимназии;
Судья — отвечает за поведение;
Сотник — отвечает за общественно — полезный труд;
Подхорунжий
Хорунжий — отвечает за спортивную работу;
Помощник писаря
Казначей — отвечает за сбор средств во время акций;
Сектор одежды, Совет советчиц
поисковые отряды
За каждым из секторов закреплен советчик (педагог — куратор), который вместе с ответственным за сектор составляет план работы и отвечает за его выполнение, оказывает помощь в проведении работы. Именно сотрудничество со взрослыми придает детям уверенность значимости и важности их дела.
Каждый отряд и родничок имеет свой актив, который каждый четверг сдает отчет о работе за неделю, а в пятницу проходит заседание Казацкого Совета, где подводятся итоги работы отрядов и родничков по всем направлениям. Общие результаты выставляются на стенд «Экран жизни гимназии». В конце года награждаются лучшие отряды и роднички переходными флажками и выносится замечание отстающим в соревновании.
Члены Казацкого Совета проводят обучение с активом своего сектора, и ведут дневники по своей работе.
Организация сотрудничает с городской организацией, организациями других школ поселка, Домом культуры, советом ветеранов поселка, комнатой школьника «Миллениум», советом гимназии и другими общественными объединениями.
«Казацкая республика» возрождает традиции нашего народа и родного края, бережет свою родословную, занимается экологическими проблемами, патриотическим, правовым, эстетическим, трудовым, гражданским, профориентационным воспитанием молодежи, организовывает работу поисковых отрядов.
«Казацкая республика» издает свою газету, выпускает стенгазету «Вести гимназии» (выпуск 4 раза в год), в которых отражена работа организации (газеты вывешиваются в гимназии и на предприятиях поселка, где работают родители обучающихся).
Организация сотрудничает с родителями, проводит с ними совместные праздники и конкурсы. Воспитание достойного гражданина Луганской Народной Республики, настоящего патриота родного края, — цель этой организации.
Создание организации обеспечивает:
- а) развитие детского самоуправления;
- б) обоснование значения патриотического воспитания;
- в) обобщение опыта работы (создание газеты «Казацкая республика»;
- стенгазеты «Вести гимназии»;
- экрана «Школьная жизнь»).
Рейтинговая программа организации помогает ее членам внимательнее относиться к своим обязанностям. Пять лет организация занимает первое место в рейтинге детско- юношеских организаций по городу.
Формы, методы работы
Формы работы детской организации (коллективные и индивидуальные мероприятия) — это средства практического осуществления целей, задач и содержания работы детской организации в соответствии с принципами ее деятельности.
В «Казацкой республике» используются различные формы работы, которые дают возможность всесторонне развиваться личности, формируют детское сознание и поведение детей, помогают молодежи подготовиться к дальнейшему активному самостоятельной жизни. Содержание и формы работы этой организации воплощают исторический опыт пионерской организации и творческий поиск руководителей организации.
Методы работы — это средства организации деятельности детских коллективов, влияния на сознание, чувства, поведение детей. В работе используются общие методы воспитания детей с учетом специфики, возрастных возможностей и особенностей работы детской организации. Это методы убеждения, формирования опыта общественного поведения, которые включают организацию общественно — значимой деятельности, поручения, игру, приручения к нормам поведения через систему требований, методы стимулирования и коррекции деятельности детей — соревнования, поощрения и наказания.
Работа объединяет все направления деятельности организации.
индивидуальные:
- Клуб «Лидер»
- Работа актива
групповые:
- Волонтерский отряд «С любовью в сердце»
- Клуб «Знатоки»
- Дебатный клуб
- ДЮП
- ЮИД
- Спортивные секции
- Кружки и клубы по интересам
- Брейн — ринги
массовые:
- Прием в ясенята, казачата, казаки
- Обзор казацких отрядов
- Казацкие забавы
- Конкурсы
- Годовщина « Казацкая республика»
- Венок народных песен
- Праздник «Мама, папа, я — спортивная семья»
- Игровые программы «Семейный экспресс», «Путешествие по сказкам».
(во время учебы актива).
Рейтинговая программа
Важным механизмом реализации деятельности детской организации является формирование и работа органов детского самоуправления.
Детское самоуправление
Мы предлагаем в каждом образовательном учреждении создать такую систему детского самоуправления ( возможно по нашему примеру), потому что без цели, системы, без видения результатов воспитательной деятельности, развитие личности невозможно. Один человек не способен изменить мир, а только тогда, когда мы будем вместе строить лучшее будущее, наша молодая респубка станет сильным, экономически развитым и действительно независимым государством. А для этого нужна целеустремленность, вера в лучшее, желание поиска каждого человека и в целом нации. Именно такие детско — юношеские организации формируют не только такую всесторонне развитую личность (лидера), но и совершенно новый тип человека – строителя будущего.
Таким образом, предложенная нами тема развития поселковой школы через работу органов детского самоврядуванвя повышает статус гимназии, направленна на всестороннее развитие личности, дает возможность сделать шаг к образованию будущего. Рассматривая эту тему можно сделать выводы:
- организации стали неотъемлемым элементом современного индустриально-развитого общества. В отличие от традиционных, в современных обществах распределение престижа, власти, статусов и вознаграждений происходит преимущественно именно через организации;
— детские организации и объединения выступают «школами жизни», первобытным очагом приобретения ребенком опыта в поиске своего места в достаточно быстро меняющемся, жестоком и стратифицированном обществе. Детские объединения и организации дают возможность ребенку сориентироваться в системе социальных связей, овладеть механизмами регуляции социального поведения, осуществить анализ собственных возможностей и реализовывать их
Они реализуют права детей на развитие, сохранение индивидуальности, свободу мысли, совести, религии, собраний, образование, игру и отдых, что закреплены в соответствующих документах о правах ребенка.
А созданные по нашему образцу детско-юношеские организации, формируют не только настоящего лидера, но и личность, конкурентоспособную на современном рынке труда, с высокоразвитыми жизненными компетенциями, настоящего патриота своей страны.
Выводы
Таким образом, анализируя опыт выдающихся педагогов, учителей-практиков, философов и культурных деятелей по проблеме воспитания подрастающего поколения, можно сделать вывод, что значительные изменения в социально – экономической, политической и культурно – образовательной сферах, которые мы наблюдаем сегодня, привели к острой необходимости поиска для каждого образовательного учреждения способов и технологий насыщения среды развития ребенка подлинными ценностями мировой и национальной культуры. Во время крушения всех нравственных идеалов у большинства людей и воспитательного вакуума, возникла потребность в разработке такой воспитательной системы в образовательном учреждении, которая бы отвечала требованиям времени и формировала духовно богатую личность, готовую к личностной самореализации во взрослой жизни, конкурентоспособную на рынке труда. Именно образовательные учреждения, как целостные воспитательные системы, становятся сегодня центрами испытания передовых технологий воспитания и развития, внедрение которых в практику позволяет преодолеть узкий «предметоцентризм и мероприятийний подход», повышают уровень общего развития и воспитанности учащихся.
Проанализировав опыт выдающихся педагогов по изучению данной проблемы, можно сделать вывод, что каждое образовательное учреждение должно выработать в своей деятельности такую собственную воспитательную систему, которая бы была целостным образованием и сочетала в себе все основные компоненты воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность, общение, отношения, кадровый потенциал, материальную базу), что способствует в конечном счете развитию и саморазвитию личности, созданию своеобразного среды образрвательного учреждения. Результатом всей деятельности воспитательной системы является целенаправленность системы. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл. Цель в воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрированного фактора. Цели подчиняются все компоненты. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других.
И поэтому каждой образовательной организации следует приложить все усилия, чтобы организовать у себя такую комфортную среду, чтобы были довольны и обучающиеся, и их родители, и учителя, и государство . Образовательные учреждения, в которых воспитательная система нацелена на воспитание и развитие, и будут самыми эффективными.
Без нововведений и новаторства этот процесс невозможен. Введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания; в организацию совместной деятельности учителя и обучающегося, воспитанника придают воспитательной системе инновационного содержания. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Главной движущей силой инновационной деятельности является учитель, его инновационный потенциал, желание провести изменения к лучшему.
И если каждый педагогический коллектив в своей деятельности будет исключительно внимательным как к новым реалиям и тенденциям общественного развития, так и к нововведениям в сфере содержания, форм и методов обучения и воспитания,(что делаем и мы в своей деятельности), то с уверенностью можно говорить о реализации цели воспитательной системы: воспитании духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота родного образовательного урежения – настоящего гражданина Луганской Народной Республики.