Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

На данный период времени в образовательных учреждениях происходит повсеместное внедрение усовершенствованной инновационной техники. В них начинают оснащать кабинеты компьютерами, интерактивными досками и прочими новейшими устройствами. Все это происходит далеко не случайно, а в соответствии с общемировыми тенденциями развития образования.

Что касается высшего профессионального образования, то ЮНЕСКО уделяет особое внимание развитию высокотехнологичных образовательных компетенций и навыков XXI века посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий. [8, стр.11]

Актуальность данной курсовой работы связана с тем, что на практике идет работа по созданию информационного общества, улучшения качества образования и желания получить высококвалифицированных работников на рынке труда, а также повысить уровень научно-технических достижений и выйти в лидирующие ряды мирового пространства. Все это осуществляется за счет реформирования образовательной системы. Реформирование происходит и в соответствии с Болонской декларацией. В результате Россия имеет систему непрерывного образования, многоуровневую систему высшего образования, выдается единое европейское приложение к диплому и т.п. Подробная информация об основных направлениях, тенденциях развития образования и их характеристика будут рассмотрены в курсовой работе.

Объект исследования: направления и тенденции развития образования в России и за рубежом.

Предмет исследования: информатизации образования в XX — XXI в.в.

Цели: рассмотрение основных тенденций развития образования в России и за рубежом, выявление проблем, связанных с внедрением новых идей в образование, поиск решений проблем, образовавшихся на пути внедрения новшеств в образование.

Задачи:

1. С помощью научной литературы проследить, как и на основе чего формировалась система образования в разные исторические периоды.

2. На основе подобранного материала оценить процесс становления отечественной образовательной системы.

3. Систематизировать тенденции развития образования в России и за рубежом.

4. Дать полную характеристику понятию «информатизация образования».

5. Проанализировать какую роль, и какие результаты дают информационные технологии в образовании.

Глава 1. Теоретические основы направления и тенденций развития образования в России и за рубежом

1.1 История развития образования за рубежом

Образование является одной из важнейших сфер современного общества. В зависимости от того, как функционирует система образования можно оценить культурное состояние общества. В современном мире образование стало доступнее, во много раз повысилось его качество, а также появились новые методы обучения. Однако так было далеко не всегда. В этой главе рассмотрены исторические условия возникновения образования, представлена общая характеристика этапов развития образования за рубежом.

4 стр., 1693 слов

Этический кодекс педагога — психолога службы практической ...

... и действующим Российским законодательством, Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике ... лицам и (или) учреждениям. З. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно ...

Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Сначала оно было бессистемным, но постепенно усложнялось. В условиях первобытнообщинного строя целью и содержанием воспитания являлось развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени. Наряду с появлением земледелия, скотоводства и ремесел, т.е. разделением труда, молодых людей подготавливали к труду в «домах молодежи» и семьях. [14, стр. 163]

Когда стала появляться частная собственность, рабство и моногамные семьи наступило разложение первобытного общества. Воспитание стало семейным, возникли школы.

В Древней Греции и Риме педагогическая теория и практика достигли достаточно высокого уровня.

Афины и Спарта были наиболее влиятельными полисами, в них сформировались афинская и спартанская системы воспитания.

Спартанская система — один из первых в истории опытов государственного воспитания. В Спарте оно имело военно-физический характер, было направлено на подготовку мужественных и преданных полису людей. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Их дети с года до 7 лет воспитывались дома, с 7 до 15 лет вне семьи — в интернатах, где их учили чтению, письму, счету, также они много занимались военно-физической подготовкой. Главное внимание уделялось физическому воспитанию, а именно закалке, умению переносить холод, голод, жажду, боль. С 15 до 20 лет юноши Спарты получали музыкальное воспитание (хоровое пение).

Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Далее молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям. Главным из них было испытание на выносливость: юношей публично секли. Прошедшие посвящение получали оружие, но затем еще в течение 10 лет постепенно приобретали статус полноправных членов военной общины. [4, стр. 39]

Афинская система воспитания отличалась от спартанской. В ней акцентировалось внимание на всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Афинское образование было аристократическим. Оплатить его могли только богатые люди. Кроме того, оно отличалось полным презрением к физическому труду, считалось, что труд — удел рабов.

В 7 лет они начинали учиться. В воспитании сына решающую роль играл отец: учил обращаться с оружием, прививал хозяйственные навыки. Девочки продолжали находиться под присмотром матери, поскольку их обучение было связано с домом: они учились ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. В Афинах периодов архаики и классики не было государственных школ. Частное обучение постепенно приобретало коллективные формы. Дети под руководством учителя организуются в группы, которые становятся зародышами будущих школ. Обучение какому-либо ремеслу признавалось обязательным, рассматривалось как долг отца. [10, стр.39]

21 стр., 10262 слов

Семейное воспитание и его роль в развитии ребёнка

... теме семейного воспитания дошкольников с позиции родителей и прародителей. исследовать особенности воспитания дошкольников родителями. изучить особенности воспитания дошкольников прародителями. ... - мамы дошкольников подготовительной группы и 10 - бабушки тех же самых детей. Курсовая работа, имеет следующую ... продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту ...

Программа содержала умственное, эстетическое и физическое воспитание. Соответственно мальчик имел трех педагогов. Например, грамматик обучал чтению, письму, счету; кифарист занимался с детьми музыкой, пением, танцами, обучал мастерству игры на музыкальных инструментах, тренер учил различным видам спорта, которые входили в программу Олимпийских игр.

Все юноши Древней Греции начиная с 18 лет проходили военную подготовку. Она длилась 2-4 года. В это время молодых людей называли эфебами. [10, стр.40]

В педагогических идеях Древнего Рима и существовавшей тогда практике отразились особенности этой цивилизации. Приоритеты в педагогических идеалах отдавались гражданскому воспитанию. Вместе с тем особую роль в формировании личности юных римлян играло и домашнее обучение.

Коллективное обучение детей существовало, по свидетельству Тита Ливия, ещё в период ранней республики. Оно начиналось с 7 лет. Девочки и мальчики из богатых семей учились дома, из менее состоятельных — посещали школу. [10, стр. 83]

Росло рабовладение, увеличивалось богатство и расслоение населения, что привело к делению школ по имущественному признаку. В Римской империи грамматические и риторические школы стали государственными. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях — легионах.

Эпоха Средневековья знаменуется пропастью варваризации и регресса, в которую опустилась Европа в результате крушения античного мира. Теперь традиции античного светского образования сохранялись в меньшей части стран Европы.

Церкви и особенно монастырям принадлежит выдающаяся роль в развитии культуры средневекового мира. Духовенство было не только самым образованным, но и вообще единственно грамотным сословием. При церквях и монастырях открывались школы, где учились как будущие монахи, так и дети мирян. В монастырях имелись библиотеки и скриптории (мастерские по переписке книг).[10, стр.153]

В период Раннего Средневековья обучение грамоте и прочим наукам считалось не обязательным. Светская власть в течение продолжительного периода времени будет играть подавляющую роль в развитии школьного образования.

С развитием городов со второй половины 11 в. начинается период культурного подъема, возрождающий систему образования. Помимо восстановления приходских школ, в городских центрах открываются кафедральные школы при соборах. С 12 (13) в. появляются светские школы, возглавляемы магистрами. Эти заведения ориентировались на подготовку светской администрации и не подчинялись церкви.

В учебных заведениях не было разделения по возрасту, особенность детской и юношеской психологии не учитывалось. Девятилетние могли соседствовать с семнадцатилетними. В школе строго следили за дисциплиной, в качестве средства воспитания использовали розгу.

В 13 в. складывается новый, высший тип учебного заведения. Кафедральные школы, а затем университеты. Ранее всего подобные объединения сложились в Париже, Болонье, Оксфорде. Они автономны в юридической, административной и имущественной сферах, о чем свидетельствуют привилегии, пожалованные папой, императором или королем. В университетах существуют специальные отделения — факультеты. На младшем (артистическом) изучаются семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка), на старших — право, теология, медицина. Университеты получают право на присуждение ученых степеней и выдачу разрешений на преподавание. В 14 в. возникает еще один вид образовательного учреждения — коллегии (позднее коллежи, колледжи).

13 стр., 6196 слов

Школа: обучение или воспитание?

... образование. Цель: Обосновать взаимосвязь процессов воспитания и обучения в школе. Задачи: 1. Изучить теоретические основы процессов воспитания и обучения. 2. Выявить соотношение понятий воспитания и обучения. 3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?). Объект курсовой работы: ... трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, ...

Первоначально так называются общежития студентов и магистров. Затем они превращаются в учебные центры, здесь также читают лекции и проводят диспуты. Один из самых знаменитых колледжей получил имя своего основателя, духовника короля Людовика Святого — Робера де Сорбоны. [10, стр. 156 ]

Форма преподавания магистра — это лекции и диспуты. На диспутах оппоненты устраивали бурную дискуссию на заданную тему.

В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Основной идеей является гуманизм, новое мировоззрение, в центре которого находится человек, его достоинство и творческие силы. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства.

Ярчайшим представителем гуманистических идей воспитания был Томас Мор. Его взгляды на воспитание выражались в следующем: равное образование для всего населения, а также для мужчин и женщин; обучение на родном языке; широкое применение наглядности в обучении; изучение новых предметов (основными должны быть естествознание, арифметика, геометрия, музыка); сочетание физического и умственного труда; трудовое воспитание, борьба с тунеядством; физическое воспитание.

Ещё один выдающийся деятель эпохи Возрождения ХV-ХVII в. был Ян Амос Коменский, чьи идеи получили мировое признание и до сих пор актуальны.

Обучение согласно Я. А. Коменскому должно было проходить три ступени: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к богу (религиозное воспитание).

Возрастная периодизация по Я. А. Коменскому выглядела следующим образом:

  • детство (от рождения до 6 лет) — усиленный физический рост и развитие органов чувств (материнская школа);
  • отрочество (от 6 до 12 лет) — развитие памяти и воображения (шестилетняя школа родного языка);
  • юность (от 12 до 18 лет) — высокий уровень развития мышления (латинская школа или гимназия);
  • возмужалость (от 18 до 24 лет) — развитие воли и способность сохранить гармонию (академия: факультеты — богословский, юридический, медицинский).

[4, стр.141]

Его нововведение в организации учебы повлияли на современную систему образования. Коменский ввел такие понятия как учебный год, каникулы, четверти, начало учебы осенью, классно-урочную систему, учет знаний, продолжительность учебного дня.

В XVIII — начале XIX в. в содержании классического образования произошли значительные изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков; были расширены такие дисциплины, как родной язык, история, география, естествознание.

Позднее швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци раскрыл и обосновал идеи об общественном переустройстве и воспитании. В центре педагогической системы Песталоцци находится теория элементарного образования: трудового, нравственного, умственного. Физическое воспитание, например ходьба, должно осуществляться в повседневной жизни. Мыслитель отмечал особую роль в этом военных упражнений, игр, строевых занятий, походов.

4 стр., 1677 слов

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

... -патриархальный уклад, система крепостного труда и хозяйствования. Состояние сельского хозяйства. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, ...

Прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX в. был Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег. Содержание воспитания, по Дистервегу, определяет идея общечеловеческого воспитания (против существовавшего ранее сословного).

Прогрессивные педагогические идеи Дистервега получили широкое распространение и в России.

1.2 Развитие отечественного образования

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII-IX вв., когда возник новый письменный язык — славянский (старославянский или староболгарский).

Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии («един язык словенск», как он назван в древнерусских летописях), предназначался для «книжного учения». [3, стр. 147]

Первую школу, в которой на славянском языке могли преподавать, открыли Кирилл и Мефодий в 863 г. Обучение было более простым по сравнению с обучением, практиковавшимся в школах Западной Европы на латыни.

А первая школа учения книжного открылась уже при князе Владимире Святославиче в Киеве в 988 г. [3, стр.151] Она давала начальное и повышенное образование.

Как и в других странах на Руси, создавалась самобытная педагогическая, преподавательская культура, развивались идеи книжного образования. В истории нашей страны существовали различные своеобразные институты воспитания и обучения. Например, «кормильство» — форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций: был наставником-воспитателем; распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника; занимался умственным, нравственным и военно-физическим воспитанием; раннее привлечение княжича к участию в государственных делах. [2,стр.10]

За этим последовал бурный расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и других центрах древнерусских княжеств. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам — «учите людей». [3, стр.151]

«Поучение Владимира Мономаха» детям (1096 г.) представляет сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси. Их отличает патриархально-родовой характер — почитать старших, отец — наивысший авторитет и образец для подражания детям, а также требование воспитания любви к Богу и страха Божьего. В X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах Руси. Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Однако в результате нашествия монголо-татар уровень образования на Руси значительно снизило темпы развития, а потом и вовсе прекратило развиваться.

Этот период истории повлиял на то, что вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами.

4 стр., 1643 слов

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в

... строя России в сторону абсолютизма Абсо­лютная монархия развития и укрепления феодально-крепостнических отношений Первые предпосылки абсолютизма появились еще во второй половине XVI в., во времена Ивана Грозного. Социально-экономический и династи ...

Стоит отметить, в период XVI — XVII в. уровень образованности людей Московского государства был низок. Специального повышенного образования до XVII столетия практически не было. На государственную службу людей приглашали из-за границы или тех, кто получил образование за границей.

Во второй половине XVI в. наметился прогресс — в Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях при монастырях открылись школы грамоты. В связи с этим появляются печатные учебники — азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал просветитель Иван Федоров. В качестве дидактических материалов использовалось Священное писание и азбуки мастеров грамоты.

К концу XVI в. образование становится доступным не только для духовенства и знати, а также его получают и зажиточные городские слои. Но основная масса людей по-прежнему остается невежественной.

В XVII в. отношение к невежеству становится все более отрицательным, потому что в нем видели причины социальной смуты и экономического благополучия.

Появляются учебные заведения повышенного образования. В их программах отразилось изменение отношения к греко-латинской образованности. Во-первых, усилилось воздействие такой образованности. Во-вторых, эволюция повышенного образования происходила при столкновении греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогических традиций. Оживленно обсуждался вопрос о преимуществах греко-латинского образования в сравнении со старорусским начетническим обучением путем чтения Псалтыря. [3, стр. 163]

Самые первые реальные школы возникли в России и Германии одновременно уже в начале XVIII в. А самым первым учебным заведением реального образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра I — школа математических и навигационных наук. Следом за ними появились государственные школы различных типов. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей, но и давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия, политика).

Общественно-педагогическое движение в России 60-80 гг. XIX в. было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс и включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. [14, стр. 171 ]

Н. И. Пирогов (1810-1881) предложил новый проект школьной системы, составными элементами которой были: начальная двухлетняя школа (прогимназия); гимназия: 3-5 лет; высшая школа.

К. Д. Ушинский — это основоположник народной школы в России, создатель стройной педагогической системы, автор учебных книг. Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, — гармоничное развитие личности. Основой его должно быть нравственное воспитание. Как средства обучения использовались личный пример, убеждение, предупреждения, поощрения, взыскания. Важнейшим условием воспитания служил труд.

4 стр., 1548 слов

История развития музыкального воспитания в России

... России – это история развития системы музыкального образования в целом и системы воспитания подрастающего поколения. Становление и формирование этой системы уходит в далёкое прошлое, тогда она имела устные, фольклорные формы музыкальной деятельности. Зарождение русского музыкального воспитания ...

Построение обучения велось на основе возрастных особенностей. Принципы посильности и последовательности определялись как основные. В обучении стал применяться и принцип наглядности. К. Д. Ушинский разработал методику повторения материала. Обучение выделялось как важнейшее средство воспитания, задачами которого были развитие способностей и овладение знаниями. Педагог обосновал классноурочную систему.

Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования), произошло существенное приращение педагогических знаний. Школа стала общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была отделена от церкви, приобретя светский характер. В 1936 г. СССР превратился в страну всеобщей грамотности, что предопределило большие успехи во всех сферах ее развития.

Крупным педагогом советского периода был А. С. Макаренко (1888-1939).

Он развивал социалистический гуманизм и оптимизм; обобщал практический опыт воспитания для развития педагогической теории; придавал огромное значение воспитанию в труде.

Целью воспитания он считал подготовку строителей коммунизма, патриотов, образованных людей, квалифицированных работников с чувством долга, чести.

Зарождение и становление следует рассматривать с точки зрения исторического развития системы воспитания, которые сложились исторически и не имели научно обоснованности. В качестве практического применения основоположники педагогики и дидактики взяли за основу уже сложившиеся системы воспитания.

В России основоположником русской дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который смог сосредоточить накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

В отличие от зарубежных дидактических систем, прошедших исторические изменения дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться. Лишь с обретением Россией демократии педагогика получила возможность следовать зарубежному опыту, осуществлять ранее невостребованные наработки.

1.3 Современные тенденции развития образования в России и за рубежом

Развитие образования — это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства, учебного заведения, новые образовательные стандарты. [15]

С начала XXI в. в России и за рубежом наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию насущных проблем качества образования, поиску новых подходов повышения эффективности управления образовательными системами.

На современном этапе можно выделить следующие тенденции развития образования. Эти тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому образовательному процессу:

4 стр., 1648 слов

Роль труда в развитии человека и общества

... и создают условия для развития и прогресса общества. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для ... в общественной жизни. Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных ...

1. Демократизация. Одним из направлений образовательного процесса является демократизация образования. Она выражается в предоставлении больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности. [14, стр.159]

Пути осуществления демократизации образования: равное и обязательное право на получение образования; децентрализация системы образования, самоуправление учебных заведений, традиционное и нетрадиционное образование; непрерывность образования; государственные и негосударственные учебные заведения.

2. Непрерывность. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный теоретический и практический резонанс.

В предложенной Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. [12, стр.62]

Из этого следует, что под непрерывностью образования имеется в виду не образование, полученное один раз на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

3. Диверсификация. Она выражается в необходимости значительного расширения объема содержания образования в условиях научно-технической революции начала ХХI в. Под диверсификацией понимают введение новых методов обучения, большое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления на всех уровнях образования. Примером практического исполнения диверсификации может послужить: группировка учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии и т.д.

4. Индивидуализация. Направлена на учет и развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе воспитания и обучения.

5. Интернационализация. Вызвана политическим и экономическим сближением стран мира, она предусматривает обеспечение общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. По данным зарубежных экспертов в XXI веке для каждого работающего высшее образование станет минимальным уровнем образования. В мире имеет место интернационализация образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные технологии, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль. Например, в США по программам дистанционного обучения сегодня обучается около 1 млн. человек. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам доступны по всей стране, а через спутник — другим странам мира. Программы электронного образования разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показателен пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего свой 20-летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 — за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.) [7, стр.6, 14]

6. Гуманизация. Подразумевает ориентацию образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Личность провозглашается как «высшая ценность». Концепция гуманизации образования в Германии имеет большую историческую ретроспективу. Ученые, создавшие эту концепцию пропагандировали воспитательную сторону гуманистического процесса обучения; обосновали понятие эмпатии (приятия другого человека); разработали личностно-ориентированную концепцию, главная задача которой состоит в том, чтобы помочь человеку раскрыть способности, заложенные в нем с момента рождения. [4, стр.122]

7. Гуманитаризация. Ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей, хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.

8. Фундаментализация . Усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки в жизнедеятельности человека. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

9. Стандартизация. Ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

10. Многоуровневость. организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).

образование россия коммуникационный информационный

11. Вариативность (или многовариантность) означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также разделение условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.).

12. Информатизация. Связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Подводя итог можно сказать, что высшая школа России подвергается той же модернизации и переживает те же трудности, что и образование во многих европейских странах.

Модернизация образования, повышение требований к подготовке выпускника нового поколения привели к необходимости обновления системы образовательного процесса, создания новой организационной структуры управления и информатизации образовательного пространства. [6, стр.12]

Происходит интенсивный рост числа специальностей и специализаций в связи с появлением новых профессий на рынке труда. Возникает феномен массового высшего образования. Развиваются тенденции к повышению ориентации результатов образования на требования работодателей, прозрачности процедур аттестации и аккредитации в условиях сопоставимости результатов образования. Наблюдается усиление роли непрерывного образования, усложнение задач личностного развития в сочетании с внедрением рыночных механизмов в высшее профессиональное образование и т.д.

В целом краткий анализ современных социально-экономических тенденций, особенностей развития системы профессионального образования, имеющихся и прогнозируемых трудностей свидетельствует о необходимости принятия ряда обоснованных управленческих решений, в основе которых должна лежать надежная информация о качестве результатов образования. Для ее получения предстоит выполнить развернутый анализ подходов к трактовке качества высшего профессионального образования, разработать научно обоснованные оценочные методики и инструментарий на основе аппарата теории педагогических измерений. [16]

Глава 2. Информатизация как неотъемлемая составляющая современного образования

2.1 Понятие информатизации

Одним из ключевых приоритетов ЮНЕСКО в области образования является оказание помощи государствам членам ЮНЕСКО в разработке стратегии и реализации политики информатизации образования, модернизации национальных систем образования на основе введения инновационных моделей управления образовательными учреждениями. ЮНЕСКО работает над тем, чтобы организация учебного процесса была с использованием механизмов соединения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и педагогики. Разрабатывает стратегию решения проблем повышения качества образования через внедрение современных ИКТ в повседневную учебную практику, создает устойчивые системы подготовки и профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих формирование нового поколения педагогов, соответствующих требованиям общества знаний. [1,стр.18]

Информатизация образования на сегодняшний день рассматривается как часть процесса информатизации общества, как «процесс обеспечения сферы образования методологий, технологий и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания». [13, стр.2-6]

Эволюция информационного общества ведет к существенным изменениям в сфере производства и социальной сфере. Говоря об информационном обществе, имеется в виду не только появление оцифрованной информации и электронных сетей.

Изменение информационного общества следует понимать в более широком смысле, учитывая социальное значение таких понятий, как информация, коммуникация и знания. Понять результаты технологических изменений можно лишь через изучение социальных характеристик информационного общества. Быстрое развитие информационной среды в корне меняет структуру занятости и трудоустройства, способствует появлению новых профессий и рабочих мест. Информационное общество привлекает все больше людей — учащихся, производителей и потребителей. Люди надеются, что новые технологии приведут к здоровому образу жизни, растущему уровню знаний и более продуктивным методам обеспечения средств к существованию. [8, стр. 4]

Можно спрогнозировать и сказать, что будущие поколения столкнутся с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Информационные технологии способствуют развитию у молодого поколения практических навыков и профессиональных качеств. Для этого нужно изменить образовательные программы с учетом регионально-значимых целей и необходимых молодому поколению практических навыков.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования ИКТ с целью:

  • совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных;
  • совершенствования методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
  • создания методологических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • разработки компьютерных тестирующих и диагностирующих методик, обеспечивающих систематический, оперативный контроль и оценку уровня знаний обучаемых.

[12, стр.270]

ИКТ с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Это связано не только с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, но и с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

Прежде чем стать ускорителем современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития.

1. Еще в 1970-х годах появились первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком. Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка.

2. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы. Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека. По этой причине так называемое пятое поколение «думающих машин» не получило должного развития.

3. Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг.

4. В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.

5. С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трехмерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности. [11, стр. 95]

Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств.

Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ. Например, уже сейчас для подготовки летчиков или хирургов применяется оборудование, позволяющее задействовать осязание и моторику учащихся, отработать наиболее важные профессиональные навыки.

Современные образовательные методики ориентированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирования, а также систематизации полученной информации и закрепления приобретенных знаний.

Новейшие технологии — уже не просто одно из средств проверки и закрепления полученных знаний. Теперь они открывают совершенно новые познавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения учащегося. Преподаватель стимулирует у учащихся интерес к предмету, поясняет материал с помощью аналогий и поддерживает стремление к новым знаниям. Видеоконференции в сочетании с системами виртуальной реальности позволяют учащемуся существовать в незнакомых пространствах. [8, стр.14]

Эти технологии создают предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса: незамедлительная обратная связь; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов управления учебной деятельности и контроля результатов управления. [12, стр.270]

В основе средств ИКТ, используемых в сфере образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Персональный компьютер — это универсальное обучающее средство. Он с успехом может быть использован на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. Компьютер может способствовать активному включению учащегося в учебный прогресс, поддерживать интерес, помогать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является многофункциональной (мультимедийной).

Мультимедиа означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего имеется в виду звуковая и видеоинформация. [9, стр.323]

Подводя итог, стоит сказать, что внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует формированию информационной культуры личности и отражает социальные нужды современного этапа развития общества. На данном этапе развития образования преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

2.2 Роль и оценка информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе

ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой, числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной среды. Сочетание коммуникационных технологий и Интернета создают феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения. Но все же, несмотря на эти достоинства, стремление повысить качество образования путем внедрения инновационных преобразований пока остается нереализованным. Компьютерное оборудование в школах зачастую остается мечтой из-за цены, а большинство учреждений высшего образования, несмотря на внешнюю поддержу инноваций, всеми силами сопротивляется активному и широкому внедрению онлайн обучения так же рьяно, как и их студенты, напротив, в него стремительно погружаются. [8, стр.19]

В связи с этим необходимо выработать систематический подход к применению ИКТ, чтобы эффективность и качество учебного процесса повышалось на всех уровнях образования.

Для того, чтобы процесс информатизации был эффективным необходимо провести слияние ИКТ и педагогики. Оно в свою очередь позволит оправдать все ожидания современного общества, движущегося по пути к своей новой стадии развития — Глобальному обществу знаний. Поэтому образовательные учреждения сегодня должны, прежде всего, сосредоточиться на решении проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в области применения ИКТ и инновационных педагогических методов; разработке учебных планов, программ и учебно-методических материалов нового типа, соответствующих требованиям формирующегося Глобального общества знаний.[8, стр. 19]

Необходимо указать какое значение ИКТ вносит в образовательный процесс. ИКТ в образовании играет роль помощника, организующего выход на международный уровень. Несмотря на то, что крупные университеты являются международными учебными заведениями, государства несут ответственность за обучение с момента начала развития народного просвещения в XVIII и XIX веках. Государства считают, что образование является ключевым элементом в их культурном, экономическом и социальном развитии.

В последнее время общее восприятие того, что система образования является все более важным стратегическим фактором в экономическом развитии, способствует тесному взаимодействию между странами, поскольку они пытаются извлечь уроки из политических успехов и неудач друг друга.

Растущая интернационализация высшего образования привела ЮНЕСКО к изданию рекомендаций по проведению контроля качества в международном высшем образовании (ЮНЕСКО, 2005).

[8, стр. 19]

Следует отметить, что ИКТ также играет важную роль как двигатель и координатор для учащихся. ИКТ являются движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения.

На качество обучения и выполнение определенных заданий положительно влияет ИКТ. Дело в том, что есть такие профессии как дизайнер, архитектор, мультипликатор и т.д., они как никто другой нуждаются в новых технологиях, которые бы облегчали их ручной труд. Современные компьютерные программы и графические редакторы значительно облегчают работу, например, дизайнерам. Работа в таких редакторах значительно упрощает работу человеку, которому вместо громоздких чертежей нужно работать в программе за компьютером. В случае, если у специалиста произойдет ошибка на чистовике, он может ее устранить в программе, не переделывая всю работу заново. Примером такой программы может послужить Autodesk 3Ds Max. Она помогает современным дизайнерам создавать реалистичных персонажей, спецэффекты, захватывающие компьютерные игры, и даже фильмы. Функциональный набор инструментов позволит формировать объёмное окружение, управлять сложными сценами. Ещё одна программа, которая позволяет быстро и эффективно работать дизайнерам — Adobe Photoshop. Данная программа приспособлена к работе с книжными, газетными и журнальными иллюстрациями, фотоснимками, кадрами мультипликационной графики. Обширный спектр возможностей программы позволяет использовать ее широкому кругу творческих специалистов — художникам, фотохудожникам, полиграфистам, вообще всем, кто мыслит графическими образами, цветом, композицией.

Что касается школ и вузов, то на данный момент представить себе процесс обучения без компьютера практически невозможно.

Говоря о внедрении ИКТ в школах нужно привести пример двух известных программ, направленных на это. [1, стр.22]

Самой известной является программа «Один ноутбук на ребенка». Его смысл заключался в том, что дети могли обучать друг друга посредством практической методики путем проб и ошибок на надежном дешевом образовательном инструменте самостоятельно. По прошествии десятилетия стало ясно, что проект потерпел неудачу. Причина ее заключается в том, что в проекте введения портативных компьютеров не был предусмотрен ни один из стратегических вопросов, которые были перечислены выше. Проект не имел четких целей, подлежащих оценке; в предоставленных компьютерах было очень мало образовательного материала; не было никакой попытки приспособить их к существующим образовательным системам с участием учителя; распределение и обслуживание машин в классе не предусматривалось. [1,стр. 23]

Сравнить эту программу можно с проектом «Размещение в стене» в Индии. Его разработчик С. Митра начинал с тех же предположений, что и разработчик первой программы, но работал в другом направлении. Митра разместил компьютерах на местных детских площадках, встраивая компьютер общего доступа в кирпичную стену обычной детской площадки рядом с трущобным кварталом в Дели. Результат был совершенно неожиданным для всех. Дети сравнительно хорошо усвоили принцип работы на компьютере в течение нескольких дней. Митра провел обширное исследование, и тот же механизм был использован в других странах. Исследователи сделали вывод, что дети могли учиться использовать компьютеры самостоятельно, без вмешательства взрослых. Возможно, основные выводы этого исследования заключаются в том, что процесс обучения происходит в группах.

Ещё одним примером внедрения ИКТ в образовательный процесс может послужить Республика Азербайджан. Это крупнейшее государство в Кавказском регионе Евразии, с населением 9,111,100 жителей (47% проживает в сельской местности) и экономикой, базирующейся в основном на добыче нефти. В 2010 году на 100 жителей приходилось 7,5 компьютеров и 38% интернет-пользователей. Правительство Азербайджана готово ускорить развитие информационного общества, и в целях развития технологической инфраструктуры уже предприняты некоторые действия. Одно из них касается модернизации системы школьного образования. Можно выделить три основных этапа, связанных с внедрением ИКТ в систему школьного образования: 1) до 2005 года; 2) Государственная программа по обеспечению ИКТ общеобразовательных школ Республики Азербайджан (2005-2007) и 3) Государственная программа по информатизации системы образования (2008-2012).

[8, стр. 27, 28] В таблице приведены основные результаты этих трех этапов:

До 2005

2005-2007

2008-2012

Соотношение компьютер/школ

10/1063

10/30

10/20

Подключенные школы (%)

0 %

1%

33%

Переподготовленные учителя (%)

0%

3-4%

60%

Основными целями государственной программы (2005-2007) были следующие:

  • оснащение школ ИКТ;
  • разработка цифровых учебных материалов;
  • интеграция ИКТ в преподавание, обучение и управление школами.

Концепция, лежащая в основе программы включала направления:

  • разработка цифровой грамотности для всех студентов, преподавателей и менеджеров;
  • повышение качества ИКТ преподавания по всем предметам за счет использования учителями нового поколения электронных образовательных ресурсов по предмету;
  • помощь в совершенствовании менеджмента всей системы образования на основе информационной системы управления образованием;
  • разработка личностно-ориентированных обучающих сред в школах.

Что касается неудачных попыток внедрения ИКТ в образовательное пространство, то в основном картина неудач при внедрении компьютеров в начальные школы абсолютно схожа с ситуацией для средних школ. Однако в данной ситуации имеется три важных стимула для поиска способов обеспечения действительно позитивного вклада ИКТ в образование.

1. Компьютерная грамотность.

Целью большинства систем образования является грамотный выпускник средней школы, способный пользоваться персональным компьютером. Поскольку средние школы оборудованы компьютерами именно с этой целью, стоит исследовать — может ли их использование, равно как и использование при обучении компьютерной грамотности, улучшить и обогатить обучение по другим предметам.

2. Политический контекст.

Независимо от доказательства обратного, множество политиков продолжают рассматривать ИКТ как короткий путь к улучшению образования. Они надеются, что использование технологии приведет к более быстрым результатам, чем упорный труд над улучшением обучения и управления. Поскольку, так или иначе, это давление приведет к внедрению компьютеров в школы, высшие чиновники должны гарантировать, что это будет происходить системно и эффективно.

3. Систематический подход. Единственный способ избежать множественных разочарований, характерных для внедрения компьютеров в школы — обратить пристальное внимание на четыре сегмента системы образования: подготовку учителей; создание материалов для учебных программ; формирование организационных структур; создание учебной ИКТ среды. [1, стр. 23-24]

Остается добавить, что в России достаточно высок уровень оснащения средствами ИКТ в российских вузах: 98, 4% вузов обеспечены персональными компьютерами, 94,6% — доступом в Интернет, 70,6 % вузов имеют веб-сайт в Интернете. Однако по статистике это все равно ниже, чем в страназ ЕС, где на 100 учащихся приходится 11 персональных компьютеров, в том числе с доступом в Интернет. В России же они не превышают 7 персональных и 4 с доступом в Интернет. [5, стр.163, 155]

По данным журнала «Вопросы образования», в Нижегородской области с 2007 по 2010 год увеличилось количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях и количество компьютеров с доступом в Интернет. Ниже приведены данные статистики [5, стр.190]:

Персональные компьютеры, используемые в учебных целях

Из них с доступом в Интернет

Пермский край

17,1

19,2

21,0

11,1

13,9

16,2

Нижегородская область

13,3

27,8

16,3

8,9

10,8

12,4

Ульяновская область