ую и количественную оценку уровня профессио-нальной деятельности.
Общее количество баллов по всем разделам карты по отношению к максимально возможному покажет соответствие или несоответствие деятель-ности оцениваемого учителя требуемому уровню. Количество баллон внутри каждого
раздела — по отношению к максимально возможному в его пределах — покажет специфические области несоответствия требовани-ям (если таковые имеются).
А качественный анализ по параметрам выявит конкретные направления, в рамках которых учителю предстоит работать над своей профессиональной компетенцией. Карты предлагается заполнять в процессе посещения уроков, а также на основании анализа учебных материалов, используемых учителем (в том числе и самостоятельно им разработанных), результатов анкетирования коллег и, возможно, учащихся. Объективность оценки при этом обеспечивается сле-дующим образом: карты заполняются на основании посещения не одного, а нескольких занятий, и заполняют их все, кто присутствует на уроке в каче-стве наблюдателей; на основе оценок разных наблюдателей в течение не скольких уроков выводятся средние величины для каждого учителя; впечатления от посещения уроков дополняются данными анализа используемые материалов и документации, а также данными анкетирования. Карты могут использоваться не только для аттестации, но и для текущей оценки.
Наблюдая за деятельностью учителя в течение учебного года завуч или руководитель методического объединения может оценивается профессиональный рост (или отсутствие такового) по тем параметра которые изначально получили низкую оценку [14, с. 21].
Документы для самооценки
Как уже упоминалось, пакет инструментов для оценки профессионал
ной деятельности учителя дополняется целым набором документов д.
самооценки. В частности, «лист самооценки» дает учителю возможности
проанализировать то, что он знает и умеет в своей профессии.
Лист самооценки (выдержка)
Я знаю |
Да |
Нет |
|
1 |
2 |
3 |
|
2. Общедидактические требования к организации процесса обучения |
|||
3. Нормативные документы: а) требования Госстандарта по своему предмету; б) санитарно-гигиенические нормы; в) другие документы (назовите) |
|||
10. Типичные ошибки и заблуждения учеников в моем предмете |
|||
11. Что мои ученики изучают по другим предметам |
|||
………………………. |
|||
5. Отслеживать эффективность применяемых учебных приемов |
|||
6. Стимулировать интеллектуальную познавательную деятельность |
|||
7. Успешно разрешать возникающие конфликтные ситуации |
|||
10. Формировать у учащихся умение учиться: а) рациональные приемы усвоения; б) приемы рациональной организации труда |
|||
11. Определять наиболее важные области научно-исследовательской работы: а) для школы; б) для себя |
|||
14. Конструктивно реагировать на критику: а) со стороны коллег; б) стороны администрации |
|||
Имеется форма, которая помогает учителю детально анализировать свою профессиональную деятельность. Цель работы с формами по самооценке — развивать в учителе осознанное, критическое отношение к своим професси-ональным возможностям, уяснять для себя лично, что у него получается лучше, что — хуже, а чего он пока еще не умеет. Однако необходимо по-мнить, что для формирования адекватной профессиональной самооценки необходимо предоставлять учителю возможность постоянно сопоставлять результаты своей самооценки с независимыми экспертами. В этом случае можно избежать целого ряда конфликтов и недопонимания, которые могут возникнуть при проведении аттестации. Форма 11 представляет собой подведение администрацией школы итогов профессиональной деятельности учителя за истекший учебный год. При-ведем в качестве примера выдержку из нее [14, с. 22].
Суммирующая оценка работы учителя (за год) (выдержка)
Оценка нагрузки |
||||||
Да |
Скорее да, чем нет |
Скорее нет, чем да |
Нет |
Комментарий |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Удалось справиться с нагрузкой |
||||||
Рабочая документация в порядке и обновлена |
||||||
Оценка качества работы |
||||||
Проведение уроков получило высокую оценку согласно принятой шкале |
Указать баллы |
|||||
Имеет место стремление к профессиональному росту |
Можно указать участие в семинарах, конференциях, работе методобьединения и т.п. |
|||||
Имеет место умение решать проблемы отношений: учащихся родители |
Можно указать результаты анкетирования учащихся, бесед с родителями |
|||||
Как уже упоминалось, регулярная и системная оценка позволит администрации не только адекватно диагностировать наличным уровень профессиональной деятельности учителей, но п. что не менее важно, определить области, требующие особого внимании. Кроме того, в па-кете документов имеется форма 14. в котором учителям предлагается отметить темы, вызывающие у них интерес, или области, в которых они ощущают себя недостаточно компетентными. На основании этой информации администрация и методическое объединение могут пла-нировать мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
К настоящему времени накоплен богатый опыт оценки уровня профессиональной деятельности учителя. Разработанная модель оценки компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя позволяет сделать ее всесторонней, максимально объективной, охватывающей все этапы работы учителя.
Данная модель оценки включает целый пакет документов (всего 15), оценочные листы, карты, рекомен-дации и инструкции к их использованию, а также комплект форматов для самооценки уровня профессиональной деятельности. Эти документы могут использоваться администрацией школы в разных ситуациях оценивании, начиная с приема учители на работу, для текущей оценки деятельности учителя, для подготовки к аттестации и в ходе ее проведения. В пакет также включен целый ряд документов, дающий учителю возможность самостоятельно оценить свой уровень компетенции.
Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя показала, что учитель, умеющий анализировать свою дея-тельность — это важнейший инно-вационный ресурс любой школы.
Данный метод проектирования педагогических инноваций позволи-ла сделать вывод, что по типу обра-зовательной нацеленности достаточ-но выделения восьми категорий уча-щихся (мотивационных групп).
Выделив в классе эти мотивационные группы, учитель получает возможность выстроить учебную де-ятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся клас-са.
Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частно-сти, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его дея-тельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и ре-шать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления).
Суще-ственным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и органи-зации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как прави-ло, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможно-сти. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необхо-димых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профес-сионального саморазвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/samoanaliz-i-samootsenka-obuchayuschihsya/
1. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 2000.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. — М.: Педагогическое общество России, 2003 г. — 640 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов — Издание 4. — М. Просвещение, 2005 г.
5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. — Санкт Петербург: Питер, 2004. — 316 с.
6. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. — М.: «Академия», 2000. — 512 с.
7. Харламов И Ф Педагогика: Учебное пособие — Издание 4. — М.: Просвещение, 2006 г.
8. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. — 2004. — №4. — С. 23-24
9. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. — 2004. — №7. — С.31-33
10. Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование //Педагогика. — 2005. — №8, нояб. — С. 61-69
11. Лельчицкий И.Д. Идеал учителя как научное понятие //Педагогика. — 2005. — №1, март. — С.79-85
12. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы //Педагогика. — 2005. — №10. — С.56-61
13. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. — 2003. — №3. — С. 66-71
14. Казарицкая Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки //Директор школы. — 2004. — №6. — С.16-24
15. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ //Педагогика. — 2004. — №5. — С.61-66
………..