Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность
Проблема социальной ответственности бизнеса, т.е. его ответственности перед народом или обществом в целом, в последние годы получила свое неоднозначное развитие в Российской Федерации. С одной стороны, фактически начиная с XIII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором президент РФ в 2003 году призвал российский бизнес стать «социально ответственным», начался достаточно явный процесс добровольной активности в этой области со стороны наиболее сознательной и стратегически мыслящей части российского бизнеса. В основном это крупный частный бизнес. Он начал активный диалог с заинтересованными общественными группами, стал внедрять современные международные стандарты социально ориентированного и экологического менеджмента, опубликовал свои первые социальные отчеты, иногда в форме отчетов устойчивого развития, считающиеся наиболее прогрессивными в среде лидеров мирового бизнеса. Среди них в основном крупнейшие российские компании и несколько банков, такие как ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», ОАО «Татнефть», корпорация «Илим Палп», ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «ЕвразХолдинг», группа СУАЛ, ОАО «Магнитогорский МК», АКБ «РОСБАНК» и Тольяттинский «ФИА-БАНК», и другие. Но пока что это только небольшая группа компаний-энтузиастов, понимающих стратегическую значимость этой работы для устойчивости своего бизнеса. Деятельность компаний в этой области направлена также на выстраивание понятных, регулярных и эффективных взаимоотношений с региональной и местной властью, а также гражданским обществом.
Развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) в России идет в соответствии с мировыми тенденциями, но пока что медленно и фактически не охватывает малый и средний бизнес. Дело в том, что под социальной ответственностью, представляемой обществу в открытой форме в ее наиболее развитом варианте, понимается деятельность компаний по трем «корзинам» ответственности: экономической (качество, безопасность продукции и услуг, а также их физическая и ценовая доступность), экологической (снижение вредных выбросов и других нагрузок на окружающую среду) и социальной (развитие собственного коллектива и внешние социальные проекты, включая благотворительность).
Российский малый и средний бизнес ограничивается, как правило, лишь благотворительностью местного масштаба, предъявляя ее как основную форму своей социальной ответственности.
Научно-практические подходы к диагностике социальной ответственности ...
... качества . Ядром социально ориентированного менеджмента ФП является система социальной ответственности фармацевтического бизнеса (СОФБ), проблемам которой сегодня посвящены труды многих ученых. ... формирование эффективной кадровой политики, развитие социальной инфраструктуры предприятия, предоставление персоналу расширенного социального пакета и прочее. И наиболее важной для фармации составляющей ...
КСО является составной частью корпоративного управления, а не просто функцией связей с общественностью (ПР-ом).
Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний. Фактически КСО — это политика и реализация стратегии устойчивого развития компании. КСО и устойчивое развитие — это «две стороны одной медали». Влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков. Компания может быть привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения экологической и социальной.
В России, помимо крайне слабой вовлеченности малого и среднего бизнеса в этот процесс, отсутствует также и поступательное развитие в этой области в среде крупных и средних государственных компаний (а также компаний с преимущественно государственным контролем).
Это связано во многом с проблемой непрозрачности российского бизнеса. Ведь открытая публикация социальных, экологических отчетов или отчетов по устойчивому развитию по международным стандартам предполагает добровольное дополнительное раскрытие очень важной информации во всех областях деятельности компаний. Как показали результаты исследования Standard & Poor’s 2005 года, уровень прозрачности российского государственного бизнеса значительно ниже частного, что, конечно, нельзя считать нормальным. По идее, все должно быть ровно наоборот: ведь эти компании — государственные, в конечном счете, народные, и поэтому должны быть по определению более открытыми для общества и более социально ответственными.
2. Что такое социально ответственная компания?
Перед тем, как остановиться на основных формах нефинансовой отчетности, а также отчетности в области устойчивого развития, необходимо определиться с самим понятием «социальной ответственности российской компании», которое в настоящее время не имеет однозначной трактовки в Российской Федерации. Связано это в первую очередь с тем, что в условиях отсутствия координации этой деятельности в обществе в целом, и в первую очередь на федеральном государственном уровне, все его заинтересованные стороны (бизнес, власть и НКО) трактуют это понятие в собственных интересах, пытаясь закамуфлировать или даже в открытую занизить или завысить свою долю социальной ответственности.
Ниже предлагается системное определение социальной ответственности бизнеса, которая распадается на предусмотренную законодательно и добровольную, разработанное российскими профильными НКО при координации НП «КСО — Русский Центр» в результате серии последовательных экспертных семинаров в 2004 году.
Социальная сфера в контексте развития муниципального образования
... особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне. Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы 1.1 Суть социальной сферы ... полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся: контроль за соблюдением ...
Социальная ответственность российской компании (или корпоративная социальная ответственность, КСО) — это ее вклад в экономическую, экологическую и социальную деятельность, обеспечивающий и поддерживающий устойчивое развитие, как самой компании, так и региона (ов) ее присутствия и общества в целом.
Социальная ответственность российской компании определяется в соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями, находящимися в постоянном процессе совершенствования в результате регулярных диалогов компании с заинтересованными сторонами внутри самой компании и за ее пределами. Социально ответственной является такая компания, которая соблюдает все законодательно предусмотренные правила и обязательства, входящие в минимальный набор признаков корпоративной социальной ответственности, что включает:
- производство качественных и безопасных для использования товаров и услуг;
- полную уплату всех видов налогов;
- выплату регулярной заработной платы своим работникам и внесение своего вклада в их социальное обеспечение;
- соблюдение требований антимонопольного законодательства;
- соблюдение законодательных норм в области охраны окружающей среды и требований государства к экологически чистому производству;
- обеспечение безопасности, здоровья и охраны труда своих работников, соблюдение норм трудового права;
- соблюдение прав человека, предоставляемых Конституцией РФ.
Отвечая общественным запросам, социально ответственная российская компания может принимать на себя дополнительные обязательства, входящие в добровольный набор признаков социальной ответственности, что отвечает интересам самой компании и общества в целом, а именно:
Экономика и корпоративное управление.
- соблюдать принципы социальной ответственности, заложенные в Кодексе корпоративного поведения и Социальной хартии российского бизнеса;
- разрабатывать и последовательно соблюдать внутрикорпоративные кодексы или иные документы собственной деловой этики;
- постоянно развивать качество, потребительские свойства и социальную значимость своей продукции и услуг;
- поддерживать добросовестную деловую практику, устанавливая надежные отношения со своими поставщиками, дистрибьюторами и клиентами, отдавая предпочтение компаниям, отвечающим требованиям социальной ответственности;
- поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, включая собственные технологические цепочки, а также участвуя в соответствующих отраслевых и межотраслевых программах и фондах;
- Экология.
- предпринимать меры технологического характера, направленные на экономию потребления энергии, водных и прочих ресурсов;
- организовывать переработку отходов производства и очистку сточных вод, постепенно внедряя безотходные технологии производства;
- ограничивать выбросы веществ, разрушающих озоновый слой, парниковых газов, химических веществ и других вредных выбросов в атмосферу;
- организовывать рациональное землепользование и поддерживать биоразнообразие и естественную среду обитания, в том числе рекреативные зоны и заповедники;
- Социальная политика.
7 стр., 3036 слов
Социальная ответственность в организациях
... Подходы к социальной ответственности и управление ею Гриффин (1993) определяет четыре позиции, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. Они могут ... идущей от низшей до высшей степени социальной ответственности. - Социальная обструкция. В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. ...
- участвовать в социальных инвестициях через свои внутренние и внешние социальные программы;
- развивать свой персонал через систему профессиональной подготовки кадров;
- осуществлять социальные проекты спонсорского и благотворительного характера на территориях своего присутствия, поддерживая их социальное благополучие, безопасность и устойчивость;
- участвовать в спонсорских и благотворительных программах регионального и федерального значения, направленных на решение острых общенациональных проблем;
- поддерживать социальные проекты в областях культуры, спорта и образования;
- участвовать в проектах частно- государственных партнерств, направленных на решение социальных и экологических проблем общества;
- принимать участие в международных благотворительных и социальных проектах;
- поддерживать общественные и некоммерческие организации гражданского общества;
- регулярно проводить диалоги и общественные слушания с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами): акционерами и инвесторами, сотрудниками и профсоюзами, поставщиками и потребителями, представителями местных, региональных и федеральных государственных органов власти, СМИ, профессиональными объединениями, общественными и некоммерческими организациями и другими, и на этой основе вносить необходимые изменения в свою деятельность;
— повышать открытость и прозрачность своего бизнеса через системы регулярной социальной отчетности и международной отчетности по устойчивому развитию, позволяющими улучшать качество управления производством, социальным развитием и нефинансовыми рисками.
Дополнительные признаки или мероприятия в области социальной ответственности бизнеса не имеют никаких пределов, составляя предмет добровольной гражданской инициативы во взаимодействии с заинтересованными сторонами самой компании и обществом в целом. Способствуя эффективному управлению нефинансовыми рисками, дополнительные мероприятия являются мощным средством демонстрации бизнесом своей моральной ответственности за состояние и развитие общества. КСО является средством постоянного и последовательного повышения конкурентоспособности российского бизнеса, стимулируя его технологическую и социальную инновационность.
3. КСО как базовая идеология корпоративного управления
Во всем мире, и здесь Россия не исключение, проблемы нефинансовых рисков для компаний играют все возрастающую роль. Для инвесторов они становятся все более значимы, наряду с коммерческими и экономическими. Отчеты по КСО, начиная примерно с середины 90-х годов прошлого века, как раз закрывают эту «информационную брешь» для инвестора, показывая и доказывая ему, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, снижая тем самым риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций.
КСО постепенно станет базовой идеологией корпоративного управления и менеджмента, как это уже произошло в большинстве развитых стран мира. Сейчас в России существует целая палитра составляющих корпоративной социальной ответственности, и каждая компания дает свое определение этому понятию через призму своих стратегических задач и приоритетов, своей корпоративной культуры и степени той ответственности и обязательств, которые она готова на себя принимать. Ведущие социально ответственные российские компании выделяют несколько взаимосвязанных характеристик своей концепции в этой области:
Государственное управление как вид социального управления
... подчиненных, включая различные формы контроля); 3.Государственное управление как особый вид социального управления . К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ...
- § КСО — стратегический бизнес-подход к управлению социальной, экологической и экономической ответственностью компании, который позволяет выявить и сформулировать круг своих обязательств и направлений ответственности и реализовывать их по принципу постоянного улучшения в рамках общей стратегии бизнеса;
- § КСО — совокупность принципов поведения и управления, принимаемых компанией добровольно и оказывающих значимое влияние на процесс принятия решений любого уровня, основанный на ответственном отношении и учете пожеланий стратегически важных для устойчивого развития бизнеса сторон;
- § КСО — система менеджмента, представляющая собой набор механизмов и инструментария, позволяющих управлять скоординировано и сбалансировано нефинансовыми аспектами деятельности компании.
Такой подход будет способствовать тому, что в социально ответственных компаниях эта деятельность будет последовательно осуществляться через регулярный диалог с обществом и применяться при стратегическом планировании и управлении компанией, а также отражаться в результирующей системе экономических, экологических и социальных показателей. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компании и для общества. Только при таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности компании.
4. Социально-экологическая отчетность и отчетность в области устойчивого развития
Являясь добровольной деятельностью компании, социально-экологическая отчетность и отчетность в области устойчивого развития представляют собой технологию и инструмент корпоративного управления, позволяющие систематизировать деятельность компании в нефинансовой сфере (социальные, экологические и иные программы и инициативы) и улучшить качество стратегического и оперативного управления, что ведет к повышению устойчивости и управляемости организации в целом. Такая добровольная открытая отчетность позволяет компании продемонстрировать свою приверженность принципам концепции КСО и устойчивого развития, стать прозрачной для общества и предоставить значимую для нее информацию в рамках корпоративной экологической, социальной и этической результативности.
Международное признание такой практики информирования явилось результатом высокой эффективности данного элемента управления для организаций любых типов и размеров, — коммерческих и некоммерческих, государственных и частных, производственных и работающих в сфере услуг. Среди основных выгод отчетности по КСО и устойчивому развитию для организации можно отметить, что она:
- § позволяет выявлять мнения и ожидания заинтересованных сторон относительно деятельности организации и разъяснять свою стратегию в области КСО;
- § демонстрирует, что мнения заинтересованных сторон были услышаны и учтены, и формирует долгосрочное доверие и сотрудничество;
- § служит эффективным инструментом выявления, предупреждения и снижения нефинансовых рисков и формирования устойчивой репутации (как ответственного работодателя, партнера, гражданина и т.п.);
- § позволяет представить достигнутые показатели эффективности в области КСО и устойчивого развития, оценить их и учесть при принятии решений всех уровней тем самым, повышая их качество;
- § помогает отслеживать соответствие организации принципу постоянного совершенствования и стимулирует последующие улучшения внутренних процессов в организации;
- § повышает конкурентоспособность и т.п.
В настоящее время в мире существует около 30 международных стандартов в области КСО. Они предназначены для проведения оценки и управления мероприятиями КСО, а также представления отчетности в этой области на корпоративном уровне. Для более адекватного восприятия и для внедрения на корпоративном уровне эти стандарты целесообразно сгруппировать, например, по четырем основным группам в зависимости от сферы и целей их использования:
Социальная и экологическая ответственность бизнеса
... компаний. 3. Определение понятия корпоративной социальной ответственности, а также социальной и экологической ответственности бизнеса как ее разновидностей. 4. Выяснить, какие аспекты экологической и социальной ответственности компаний ... является нефтегазовая сфера - отечественные нефтегазовые компании ежегодно тратят на социальную ответственность (также - устойчивое развитие) от 1 до 4% своей чистой ...
- Руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);
- Системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000 и другие);
- Рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.)
- Системы подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S)
В России на протяжении последних 10 лет компании-лидеры наиболее активно внедряют схему экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001 и стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000. В области отчетности по КСО в последние 2-3 года используются стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S.
Руководство глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Guidelines of Global Reporting Initiative,GRI) — один из наиболее признанных и используемых в настоящее время международных стандартов — структурирован по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Этот рекомендательный стандарт в соответствии с Руководством 2006 года — G3 включает 46 основных и 33 вспомогательных показателей результативности компаний по четырем направлениям, абсолютное большинство из которых количественные. Стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI — это стандарт, ориентированный на результат, который определяется по показателям экономической, производственной, экологической и социальной результативности:
l экономика — 8 основных и 1 дополнительный показатель результативности
l продукция — 3 основных и 6 дополнительных показателей результативности
l экология — 16 основных и 14 дополнительных показателей результативности
l социальная политика (труд, права человека, общество) — 19 основных и 12 дополнительных показателей результативности
На сегодняшний день эта форма наибольшей степени раскрытия информации в области социально-экологической ответственности компаний. Этот стандарт предусматривает возможность поэтапного использования показателей результативности по мере развития нефинансовой отчетности компаний, приступающих к этой сложной и кропотливой работе.
Серия стандартов AccountAbility 1000 (АА1000S) служит форматом поддержки GRI и других международных стандартов, определяет процедуры взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), разработки социального отчета (отчета по устойчивому развитию) и устанавливает принципы их верификации и оценки. Ключевым в этой серии является стандарт АА1000SES — взаимодействия со стейкхолдерами компаний. Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) — это физические и юридические лица или группы лиц, которые влияют на компанию/организацию и ее деятельность и/или испытывают на себе влияние со стороны организации: акционеры, клиенты, потребители товаров и услуг организации, представители бизнеса, гражданского общества, государственной власти и профсоюзов.
5. Виды нефинансовой отчетности
В зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности может осуществляться в пяти основных видах:
- специальный раздел в годовом отчете;
- социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов КСО;
- экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экополитику;
- отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;
— отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.
Ниже приводим типовые структуры четырех видов отчетности компаний (помимо специального раздела в годовом отчете) в области своей социальной и экологической ответственности.
Социальный отчет — это простой перечень и описание всех социальных, экологических, спонсорских и благотворительных проектов компании в формате, удобном для ПР-кампаний.
Экологический отчет:
- Приоритеты компании в области рационального природопользования
- Официальные документы, постановления государственных органов и концепции экологической политики
- Система экологического менеджмента
- Экологический мониторинг и производственный экологический контроль
- Воздействия компании на окружающую среду и экологические показатели
- Затраты, эффективность и экономические аспекты экологической политики
Отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности:
- Корпоративные принципы, ценности и культура
- Миссия и стратегические цели компании
- Социальная политика по развитию коллектива
- Социальные, экологические и общественные проекты компании на местном, региональном и федеральном уровнях
- Экономические, экологические и социальные показатели
- Спонсорство и благотворительность
- Будущие вызовы и задачи компании
Отчет по устойчивому развитию:
- Корпоративные принципы, ценности и культура
- Миссия и стратегические цели компании
- Экономическая результативность и развитие
- Экологическая устойчивость производства
- Социальная политика компании
- Будущие вызовы и задачи компании
Принципиальна полная открытость всех видов данной отчетности для широкой общественности. СМИ — один из стейкхолдеров, но с особой ролью — освещение лучших практик (опыта) в этой области для их мультипликации деловым и гражданским сообществами.
В России небольшая часть крупного бизнеса активно развивает формы ежегодной отчетности с использованием базовых принципов, элементов и показателей результативности международных стандартов.
Если сейчас ведущие компании и корпорации мира отчитываются о своей социальной и экологической ответственности по GRI, то это значит, что этот стандарт эффективен и общепризнан.
К тому же, новый рейтинговый и инвестиционный индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию рассчитывается именно на основе показателей, сходных с GRI. А это уже вопрос и эффективности данной работы по управлению КСО и ее прямой связи с ростом капитализации российских компаний на ведущих фондовых площадках мира.
На наш взгляд, если ведущие специалисты мира уже сделали эту работу (имеется в виду Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития и процессный стандарт разработки социальных отчетов АА1000S), то не стоит изобретать очередной «российский велосипед» в этой области.
Следует просто осваивать и внедрять эти «мягкие» стандарты — ведь они унифицированы и понятны всему развитому миру, а также всем лидерам третьего мира, активно участвующим в этом процессе, таким как Бразилия, Аргентина, Чили, Южная Корея, ЮАР и т.д.
К тому же, на уровне отдельных показателей результативности (экономических, экологических и социальных) что-то добавлять, безусловно, можно с учетом российской специфики — в форме так называемых национальных (страновых) Приложений GRI.
6. Проблемы внедрения
Для того, чтобы российским компаниям приблизиться к мировому уровню социальной и экологической ответственности предстоит сделать очень многое. Но начинать надо с внедрения концепции устойчивого развития и социально-экологической ответственности в разных формах, наиболее удобных для компаний, в том числе и простейших -специального раздела годовых отчетов, а также социальных и экологических отчетов. При этом принципиально важно выстроить постоянный формализованный диалог с властью всех уровней и гражданским обществом о социальной ответственности своего бизнеса, но не популистский, а очень конкретный, когда в результате представители власти и гражданского общества сами, в свою очередь, формулируют и предъявляют свою собственную долю социальной ответственности. Это такое постоянное трехстороннее движение, полезное и эффективное для всех. Начальные шаги компании могут делать и самостоятельно, на уровне «инвентаризации» своей социальной ответственности. корпоративный социальный ответственный экологический
Следует отметить, что на местном и региональном уровнях (но не во всех регионах) такое взаимное движение уже происходит, и сотрудничество часто осуществляется в довольно эффективных формах межсекторного социального партнерства, и поддержка социальной ответственности бизнеса приобретает более скоординированный характер. И здесь у государственных органов региональной и муниципальной власти уже апробирован целый набор эффективных средств и методов:
- проведение социальных форумов регионов, на которых формулируются социальные и экологические приоритеты развития, с приглашением бизнеса к участию в важнейших мероприятиях власти;
- разработка и реализация специальных целевых программ и социальных инвестиций в социальной, экологической, культурной и спортивной областях с прямым долевым участием компаний в их финансировании;
- участие представителей региональных и муниципальных органов в мероприятиях бизнеса, в том числе в так называемых диалогах по его социальной и экологической ответственности с целью выработки конкретных рекомендаций для бизнеса в развитии своих общественных программ;
- проведение семинаров и специальных мероприятий для развития межсекторного социального партнерства с участием всех его сторон: власти, бизнеса и гражданского общества;
- переход на подключение НКО (например, фондов местных сообществ) к реализации совместных социальных и экологических программ власти и бизнеса для повышения их эффективности и гарантированной прозрачности расходования объединенных средств.
В российских регионах и на муниципальном уровне постепенно приходит понимание необходимости выстраивания отношений с бизнесом на постоянной и понятной основе. Если раньше региональная и местная власть обращались к бизнесу в основном для того, чтобы срочно латать «дыры» в социальной, экологической сфере или в инфраструктуре, то теперь большая часть губернаторов, региональных законодательных собраний, мэров городов предпочитают планировать совместные среднесрочные проекты и программы в различных областях. Это выгодно и власти, и бизнесу. Постепенно выстраиваются стабильные партнерские отношения. Но до разработки планов «устойчивого развития» регионов еще очень далеко. Из известных попыток можно отметить лишь долгосрочные программы развития Томской области и города Новосибирск.
Однако на федеральном уровне — в Правительстве РФ, пока что нет ни уполномоченного органа или структурного подразделения, ни тем более сформулированной государственной политики по социальной ответственности бизнеса. Да и в области устойчивого развития страны в целом налицо ничем необъяснимая недооценка ее значимости — с декабря 1997 года Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, одобренная тогда Правительством, ни разу с тех пор не обсуждалась на предмет ее реализации и корректировки. При этом в соответствии с Планом осуществления Йоханнесбургской Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года, все страны-участницы должны были «срочно предпринять шаги для достижения прогресса в разработке национальных стратегий устойчивого развития и начать их осуществление к 2005 году». Складывается впечатление, что государственная бюрократия в ее современном виде, увлеченная противоречивой административной реформой и решением текущих социальных проблем, не заинтересована и не мотивирована анализировать и формулировать стратегические задачи в этой области. И это очень серьезная проблема, т.к. в ежегодных посланиях президента РФ формулируются лишь текущие и среднесрочные приоритеты страны. Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли, лишь уточняют и детализируют эти приоритеты и описывают различные сценарии развития экономики страны.
7. Опыт социально-экологической отчетности в Российской Федерации
Российские компании, используя мировой опыт и начиная реализацию серьезных проектов в области КСО и устойчивого развития по показателям экономической, экологической и социальной результативности, решают сразу две задачи — получение мощного ПР внутри страны и «подтягивание» своих компаний к уровню ведущих зарубежных компаний. А системой КСО по международным стандартам и отчетностью по устойчивому развитию GRI на начало августа 2006 года уже было охвачено 876 корпораций и компаний — мировых лидеров. Многие из них поддержали Глобальный договор о корпоративной деятельности ООН (UN Global Compact), включающий 10 принципов корпоративной социальной ответственности, последний из которых — борьба против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Всего, по состоянию на октябрь 2006 года, 43 компании Российской Федерации выпустила нефинансовые отчеты. 14 из них представлены в форме главы в годовых отчетах компаний, 18 — в форме социальных отчетов, 7 — как отчеты по устойчивому развитию и 4 в форме экологических отчетов. При этом, 12 из всех этих отчетов разработаны с использованием методологии и показателей международных стандартов GRI и АА1000S: ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», ОАО «Татнефть», ОАО ЮКОС, корпорация «Илим Палп», Северо-западная лесопромышленная компания, ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «ЕвразХолдинг», МХК «ЕвроХим», «Shell», «BP». Компания РУСАЛ опубликовала свой нефинансовый отчет в соответствии со своей практикой соблюдения 10 принципов Глобального договора ООН.
На текущий момент только четыре российские компании представляют свою экологическую политику в форме отдельных экологических отчетов: ОАО «Газпром», ОАО «Рязанская ГРЭС», ОАО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Северо-западная лесопромышленная компания». Безусловно, это крайне мало для Российской Федерации, но представляемые отчеты имеют высокий уровень транспарентности по большинству направлений экологической ответственности и по используемым экологическим показателям, что имеет показательное значение для возможных российских компаний-последователей. Тем более, что среди этих компаний ОАО «Газпром» — крупнейшая корпорация Российской Федерации.
Типы отдельно изданных отчетов, выпущенные за период 2003-2005 гг. в РФ
Типы отчетов по выборке из 26 |
Экологический |
Социальный |
Отчет в области устойчивого развития |
|
Компании |
ОАО «Газпром» ОАО «Рязанская ГРЭС» ОАО «Архангельский ЦБК» ОАО «Северо-западная лесопромышленная компания» |
НК «ЮКОС» ОАО «Сибнефть» ОАО «Ленэнерго» ОАО «Пермская ГРЭС» ОАО «Магнитогорский МК» ОАО РУСАЛ ОАО «Норильский никель» ОАО Западно-Сибирский металлургический комбинат ОАО Качканарский горно-обогатительный комбинат ОАО «Илим Палп» ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» «БАТ Россия» Союз российских пивоваров ОАО «Альфа банк» ОАО «ФИА банк» ОАО «Российские коммунальные системы» ИКЕА |
ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «Татнефть» ВР «Шелл» ОАО РАО «ЕЭС России» |
|
Всего |
4 |
17 |
5 |
|
% |
15% |
65% |
20% |
|
Источник: Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор / Под общей редакцией А.Н. Шохина — РСПП, М., 2006 г. — с. 32.
Показатели экологической отчетности этих открытых экологических отчетов совместимы и в основном соответствуют международному стандарту по отчетности в области устойчивого развития GRI по основным направлениям:
- Выбросы в атмосферу;
- Водные ресурсы;
- Отходы;
- Отработанные и рекультивируемые земли;
- Ресурсо- и энергосбережение,
- Затраты на охрану окружающей среды и экологические платежи;
- Переподготовка персонала.
Системы управления в области экологии в этих ведущих компаниях России соответствуют требованиям ИСО 14001. При этом в ОАО «Газпром» внедрена система экологического менеджмента, предусматривающая и экологический мониторинг, и производственный экологический контроль (в том числе административные проверки соблюдения экологического законодательства).
8. Корпоративная социальная ответственность и социально-экологическая отчетность в коммунально-инфраструктурном секторе РФ
Особо выделяется по своей значимости среди отчетов, разработанных с использованием методологии и показателей международных стандартов GRI и АА1000S, отчет РАО «ЕЭС России» о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ), выпущенный и представленный на общественное обсуждение в середине текущего года. Имея уже определенный опыт открытой экологической отчетности, наиболее известный из практики Рязанской ГРЭС, РАО «ЕЭС России» сделал крайне важный шаг для всего концерна, органично интегрировав экологическую составляющую в общую концепцию и в отчет по устойчивому развитию (с использованием нового, третьего поколения стандарта GRI- G3).
С учетом роли РАО «ЕЭС России» в производстве электро- (70%) и теплоэнергии (32%) в РФ, масштабы экологического воздействия этой корпорации имеют одно из определяющих значений в стране:
- Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ составляют 14% от общероссийского объема;
- Выбросы парниковых газов, в частности СО2, соответствуют 30% всех выбросов России;
- Забор природных вод — 36% общего использования водных ресурсов страны;
- Сброс загрязненных сточных вод — 3% от общероссийского объема;
- Отходы — около 1% общероссийского объема и т.д.
Таким образом, сделан принципиальный шаг крупнейшей электроэнергетической корпорации России в сторону внедрения современной добровольной отчетности в области устойчивого развития, в которой экологическая составляющая занимает равноправное и существенное место. Тем не менее, нельзя и переоценивать эту работу РАО. Первый нефинансовый отчет для любой компании всегда является глубокой «инвентаризацией» состояния ее социально-экологической ответственности, открытости клиентам и всем заинтересованным сторонам, а также объективной оценкой уровня и состояния ее продукции и услуг в ходе открытых диалогов с общественностью в соответствии со стандартом АА1000. Реальное продвижение по пути повышения социально-экологической ответственности и устойчивого развития начинается у компаний в ходе разработки дальнейших отчетов, когда компании в ходе открытых диалогов через год-два фактически отчитываются перед стейкхолдерами по своим принятым ранее обязательствам. И этот процесс зачастую носит очень критический и острый характер, нацеливая и заставляя компанию адекватно отвечать на критику и повышенный требования клиентов и других стейкхолдеров.
Среди инфраструктурных и коммунальных компаний РФ внедрением передовых принципов КСО и устойчивого развития, помимо РАО «ЕЭС России», на данный момент занимаются лишь еще две компании: ОАО «Российские коммунальные системы» и ООО «НОВОГОР-Прикамье» (дочерняя компания ИК «Интеррос»).
ОАО «РКС» использовало в своей нефинансовой отчетности международный стандарт АА1000, а Пермский водоканал — оба ведущих мировых стандарта (АА1000 и GRI — см. http://novogor.perm.ru/ ).
Нефинансовая отчетность, как уже отмечалось, по определению является публичной и открытой деятельностью. Соответственно и отчетность в этой области должна быть общедоступной, и в первую очередь на корпоративном сайте. ОАО «РКС» такую возможность своим заинтересованным сторонам (стейкхолдерам) и клиентам пока не представляет.
9. Рейтинги социально-экологической ответственности
Важную роль для активизации и общественного мониторинга экологической и социальной ответственности российских компаний играют общероссийские рейтинги в этой области. Наиболее известными среди них являются рейтинг «Экологическая ответственность крупнейших промышленных предприятий России», разрабатываемый
Межрегиональной общественной организацией Независимая социальная природоохранная инициатива (МОО «НЕСПИ») и рейтинги прозрачности экологической отчетности и социально-экологической эффективности Международного социально-экологического союза (МСоЭС) и Независимого экологического рейтингового агентства (НЭРА).
Цели и методологии этих рейтингов существенно отличаются друг от друга.
Объектом ранжирования МОО «НЕСПИ» является «экологическая активность»: природоохранная деятельность предприятий, ее законность, полнота и активность, вне зависимости от объема собственно выбросов и загрязнения, индивидуальных для разных отраслей промышленности. В рамках рейтинга оцениваются и 20 крупнейших российских холдингов. При этом оценка в отношении холдингов учитывает двойной критерий — экологическую ответственность предприятий холдинга и информационную открытость в плане экологически значимой информации.
Рейтинг же НЭРА нацелен как раз на оценку экологического воздействия 110 компаний и входящих в них 700 предприятий по шести основным показателям, наиболее распространенным в российской практике мониторинга: использование воды из природных источников, сброс сточных вод, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, образование отходов, нарушение земель и выбросы от автотранспорта предприятий. Ранжирование компаний проведено по трем интегрированным индикаторам: уровню экологических воздействий, производимых одним работником; краткосрочным изменениям экологической эффективности (2003-2004 гг.) и долгосрочным изменениям экологической эффективности (2000-2004 гг.).
В ходе составления своего рейтинга НЭРА также оценивает экологическую прозрачность компаний.
Интересно отметить, насколько отличаются результаты рейтингов этих двух организаций и насколько своеобразно они отражают уровень «экологической активности» российских компаний, с одной стороны, и уровень их воздействия на окружающую среду, с другой стороны. Так, например, первая пятерка рейтинга 20 крупнейших российских компаний-холдингов, рассчитанная по методологии МОО «НЕСПИ» выглядит следующим образом:
1. ОАО «Газпром»
2. ОАО ГМК «Норильский никель»
3. Северсталь-Групп Холдинг
4. ООО ЕвразХолдинг
5. ЗАО «Илим Плп Энтерпрайз»
В то же время, в соответствии с рейтингами НЭРА по уровню интегральных экологических издержек (воздействий) на среду с расчетом на одного работника, эти корпорации занимают соответственно 73-е, 105-ое, 79-е, 84-е и 100-е места, по краткосрочным изменениям экологической эффективности соответственно 64-е, 96-е, 63-е, 45-е и 62-е места, а по долгосрочным изменениям экологической эффективности соответственно 74-ое, 72-ое, 52-е, 31-ое и 66-ое места.
Данные этих рейтингов, возможно и, скорее всего, не противоречат друг другу, т.к. оценивают абсолютно разные области экологической ответственности компаний. Но они очень хорошо иллюстрируют, насколько неочевидна связь между «экологической активностью» российских компаний и их реальными уровнями нанесения ущерба окружающей среде. В то же время, следует, безусловно, учитывать и отраслевую принадлежность этих компаний. Очевидно, что экологическое воздействие предприятий пищевой промышленности «по определению» ниже нефтегазовой, химической, металлургической или лесопромышленной. Однако, среди лидеров рейтинга МОО «НЕСПИ» как раз представители «самых грязных» отраслей, что говорит только о их высокой активности в области природоохранных инициатив, внедрения систем экологического менеджмента, их юридической и, что очевидно, активной информационной и ПР поддержки. Одновременно, показательно, что рейтинги прозрачности экологической отчетности крупнейших компаний России МОО «НЕСПИ» и НЭРА во многом совпадают, а количество компаний, раскрывающих свою экологическую информацию, каждый год увеличивается. Это свидетельствует о росте сознательности и уровня социальной и экологической ответственности российских компаний, с одной стороны, а также о чрезвычайно важной роли некоммерческого сектора РФ в этой области, в том числе и рейтингующих НКО.
Приведенные примеры добровольной нефинансовой отчетности российских компаний в области устойчивого развития и экологии, а также их рейтингование, указывают в принципе на наметившиеся положительные тенденции в этой области в РФ. В то же время, система государственной поддержки, поощрения и регулирования этой деятельности в стране, как на федеральном, так и на региональном уровнях, начиная с 2000 года, фактически находится на уровне «невмешательства». Т.е. на государственном уровне в РФ до сих пор нет сформулированной и действенной политики приоритетов и мотивации добровольной открытой экологической отчетности (по устойчивому развитию) и корпоративной социальной ответственности в целом. Имеются серьезные пробелы и в экологическом законодательстве РФ в этой области. Так, например, в исследовании ОЭСР «Управление природоохранной деятельностью в странах ВЕКЦА»*, по результатам ранжирования экологического законодательства, критерии «Производственный экологический самоконтроль и отчетность» и «Экологическое планирование на национальном уровне» получили наименьший балл -1 (единицу), что очевидно свидетельствует о крайне низкой внешней оценке состояния законодательного регулирования национальной экологической политики и экологической отчетности российских предприятий по сравнению с развитыми странами.
* Управление природоохранной деятельностью в странах ВЕКЦА. ОЭСР. 2005, с.99.
Безусловно, корпоративная отчетность в области устойчивого развития и экологической ответственности в Российской Федерации находится на стадии становления. Однако участие в этом процессе крупнейших государственных и частных корпораций, а также постепенный рост количества выпускаемых добровольных отчетов за последние три года, позволяют сделать вывод о том, что в РФ отчетность в области устойчивого развития и социально-экологической ответственности имеет хороший темп, качество, ориентированное на международные стандарты, а также неплохие перспективы. Активизация международного сотрудничества со странами Европейского союза и СНГ в этой области могло бы существенно и положительно повлиять на общее состояние государственной экологической политики в Российской Федерации, которая в настоящее время организационно раздроблена и далека от уровня ведущих развитых государств
В заключение, приводим наши предложения в целях активизации продвижения и дальнейшего упорядочения КСО и нефинансовой отчетности в Российской Федерации на основе внедрения новых организационных и экономические методов и рычагов:
Федеральный уровень:
- l выделение функции формулирования национальных приоритетов и регулирования КСО и нефинансовой отчетности на уровне федерального министра (без использования каких-либо новых административных форм);
- l проведение ежегодных форумов по социальной и экологической ответственности бизнеса и формам его взаимодействия с государством;
- l разработка и распространение регулярных правительственных публичных коммуникаций (заявлений) по развитию системы социально-экологической ответственности бизнеса;
- l разработка ведущими ассоциациями бизнеса (РСПП, Деловая Россия и ОПОРА), а также отраслевыми ассоциациями производителей рекомендаций по внедрению на добровольной основе международных стандартов управления и отчетности в области устойчивого развития и экологии;
- l бюджетное финансирование и тендерное распределение проектов в области КСО, устойчивого развития и экоотчетности среди профильных НКО;
- l долевое участие бизнеса в приоритетных национальных проектах на федеральном уровне.
Региональный уровень:
- l проведение специальных форумов по устойчивому развитию регионов, на которых формулируются социальные и экологические приоритеты региональной власти с приглашением бизнеса к участию в важнейших мероприятиях региональных администраций;
- l разработка и реализация специальных целевых программ и социальных инвестиций в социальной, экологической и культурной областях с прямым долевым участием региональных администраций и компаний в их финансировании;
- l участие представителей региональных и муниципальных органов в мероприятиях бизнеса, в том числе в так называемых диалогах по его социальной ответственности с целью выработки конкретных рекомендаций для бизнеса в развитии своих общественных программ;
- l проведение семинаров и специальных мероприятий для развития межсекторного социального партнерства с участием всех его сторон: власти, бизнеса и гражданского общества;
- l переход на подключение НКО к реализации совместных социальных программ власти и бизнеса для повышения их эффективности и гарантированной прозрачности расходования объединенных средств;
- l долевое участие бизнеса в приоритетных национальных проектах на региональном уровне.