Рефлексивное управление

Введение управление » отражается общий подход к управлению человеком с использованием разнообразных приемов скрытого психологического принуждения его и применением рефлексии как ведущего системообразующего психологического механизма данного управленческого процесса. Подобное управление требует специальных навыков менеджера. Говоря о работе менеджера в целом, надо отметить тенденцию постоянного ее усложнения. Существует множество различных методик управления. Надо ли говорить, что рефлексивное управление особенно актуально и не стоит на последнем месте?! Именно этим обусловлена важность изучения рефлексии управления.

Нужда в управленческих кадрах обусловлена многими факторами, в первую очередь — увеличением крупных компаний с большим количеством персонала.

Целью моей работы является составление полного «портрета» методики рефлексивного управления. Обобщение всех материалов в общую форму. Я попыталась написать работу, которая имела бы научный интерес, как пособие по изучению рефлексивного управления.

Первая глава моего курсового проекта знакомит с рефлексивным управлением, его понятиями и основными свойствами, способами и схемами практической реализации, а также с концепцией рефлексивного управления.

Вторая глава рассказывает о применение рефлексивного управления в организации. В этой главе я решила рассказать о методике построения деятельности руководителя в рефлексивном управлении и о выборе моделей принятия решений, где рассказала немного о, так называемой, «теории игр».

Итак, можно сказать, что менеджеру, решившему изучить рефлексивное управление в нынешнее время, поможет большое количество литературы, посвященной этой методике.

Глава 1. Рефлексивное управление

§ 1.1 Понятие и основные свойства рефлексивного управления.

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности руководителя: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в организации в целом, а также собственного развития. Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия, в конечном счёте, есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика — рефлексия разума1 .

19 стр., 9292 слов

«Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал

... учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход ... – рефлексивная деятельность школьников. Гипотеза исследования состоит в том, что управление развитием рефлексивной деятельности школьников ... рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Когда говорят о педагогической рефлексии, ...

Рефлексия – это специфическое свойство человеческого мышления, которое выступает механизмом переосмысления содержания сознания и различных видов деятельности человека.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности).

Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием. К ним, бесспорно, относится управленческая деятельность. Поэтому менеджер должен обладать высокими способностями как интеллектуальной, так и социальной рефлексии.

Способности руководителя к рефлексии наиболее полно проявляются в следующих видах профессиональной деятельности:

  • оценке производственной ситуации, в том числе поведения других людей;

  • определении, постановке, выборе цели;

  • анализе производственных проблем, принятии решений;

  • определении отношений и действий в межличностном или групповом взаимодействии, а также выборе стратегии и тактики организационного поведения в целом;

  • оценке и объяснении своего служебного положения.

Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов и их синтез в единую картину. В применении рефлексии ключевое значение имеет понятие «позиция». Позиция — это определенное отношение действующего субъекта к объекту или другому человеку, обусловленное мотивами, функциональным, ролевым или каким-то другим положением, а также знаниями, профессиональным и жизненным опытом. Чем больше позиций человек может занять в процессе анализа объекта, тем выше уровень рефлексии он способен использовать. Рефлексия обеспечивает масштаб охвата объекта изучения и комплексность, разносторонность его видения.

8 стр., 3947 слов

Сознание и мышление человека

... и своих поступков. Отделение «я» от «не-я» -- путь, который проходит каждый человек в детстве. Это отделение осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания -- обеспечение целеполагающей деятельности человека. ... общения и орудием мышления. Сознание и язык ... и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, ...

Рефлексия обеспечивает разные режимы работы сознания человека, которые позволяют более тонко и комплексно понимать свою деятельность. В работе руководителя часто встречаются ситуации, когда необходимо включать разные режимы сознания. Например, когда руководитель проводит большое совещание, его сознание постоянно раздваивается или «расстраивается». Он выступает перед аудиторией и держит в сознании то, что хочет изложить. Это первый режим работы сознания. Одновременно с этим он наблюдает за аудиторией, как она воспринимает, реагирует на то, что он сообщает. Таким образом, часть его сознания постоянно стремится увидеть, предугадать, насколько он достигает цели своего выступления. Это второй режим сознания. Вместе с тем он постоянно наблюдает за собой, старается понять, как он выглядит со стороны во время выступления, какое производит впечатление на вышестоящих руководителей, на присутствующих женщин, своих подчиненных, и вследствие этого в соответствии со своими мотивами и целями корректирует себя. Это третий режим работы сознания. Благодаря одновременной работе разных режимов сознания человек более тонко и адекватно видит и понимает ситуацию, в которой действует. Чем больше режимов сознания, тем больше возможностей для коррекции своих действий, а следовательно, тем в большей степени ситуация является управляемой.

Часто рефлексия проявляется как «тонкость ума». По Г. П. Щедровицкому 2 , тонкость ума определяется не структурой мысли, не используемой логикой, а именно рефлексией. Тонким, умным, чувствующим ситуацию человеком обычно называют того, у кого развита рефлексивная способность, кто умеет видеть себя со стороны, знать и четко понимать, что он делает.

Основные свойства рефлексивного управления. Рефлексивное управление всегда носит взаимно отражательный характер («А» думает, что «В» предполагает, что «А» примет решение, рассчитывая на то, что «В» ответит… и т.д.) с соответствующими рангами рефлексии каждого субъекта. Хочу сказать, что превосходство в ранге рефлексии обеспечивает при прочих равных условиях преимущество в конкурентной борьбе, поскольку сторона, ведущая рефлексивное управление более высокого ранга, переигрывает конкурента, всякий раз навязывая ему свою линию поведения3 . Однако такое преимущество не обеспечивается само по себе – необходимо знать закономерности и динамику конкурентных процессов, а также уметь вести рефлексивное управление.

В рефлексии исключительно важная роль принадлежит мотивации, которая определяет как цель, так и содержание процесса рефлексивного управления. Особую значимость здесь приобретает «умная дезинформация» совместно с комплексным противодействием менеджменту конкурента, осуществляемая, например, показом ему ложных сведений о своих намерениях, передачей ему специальной информации, мотивирующей его поведение, подавлением его источников информации, защитой собственных информационных каналов. Эти и другие мероприятия должны быть рассчитаны на то, что конкурирующая сторона неадекватно оценит состояние рынка и примет неверное (несоответствующее реальной ситуации) решение о стратегии и тактике своего поведения. Обязательным условием дезинформации является достаточная правдоподобность передаваемой конкуренту информации, обеспечивающая преодоление «фильтров», которые помогают ему выделять полезную и истинную информацию из общей массы собираемой.

15 стр., 7473 слов

Особенности управления педагогическим коллективом в условиях изменений материал

... поставленной цели мы определяем следующие задачи: 1.Рассмотреть основные понятия управления: «организация», «структура управления». 2.Изучить принципы и законы управления. 3.Рассмотреть понятие «педагогический менеджмент» и выявить его особенности. 4.Определить особенности ...

Для взаимной рефлексии характерна неопределенность результатов управления («В» может не принять или не понять сигналы от «А» или, что намного хуже, поняв их и их значение, реагировать на них в своих интересах).

Для парирования неопределенности необходимо научиться оценивать ранг рефлексии противника и свой риск, а это уже искусство, подкрепленное талантом, опытом и знаниями. Однако не следует думать, что способность к рефлексии – удел избранных. В принципе любой человек может после соответствующих тренировок стать обладателем этого достаточно сильного оружия победы в конфликтах. Другое дело, как и для чего он будет применять это оружие.

Взаимная рефлексия создает неопределенность в принятии управленческих решений. В условиях взаимной рефлексии невозможно однозначно предсказать «что будет дальше», а можно лишь спрогнозировать «что может произойти потом, если мы сейчас делаем нечто». Это приводит к тому, что в условиях взаимной рефлексии становится бессмысленной и даже опасной традиционная постановка вопроса «что делать», и предпочтение следует отдать другому вопросу – «чего не следует делать и чего следует опасаться». Естественно, что в такой постановке вопроса содержится неопределенность (так что же надо делать), но она уже меньшего порядка, чем исходная неопределенность. В первом же случае, когда мы пытаемся ответить на вопрос «что делать», неопределенность не уменьшается, а лишь создается иллюзия однозначности (точно знаем, что надо делать, но совершенно не уверены в том, правильно ли мы делаем).

Немаловажными свойствами рефлексивного управления являются его динамичность, изменчивость. Взаимная рефлексия становится эффективной только в том случае, когда каждый ее шаг сопровождается вариациями в способах мотивации поведения противника и обработки поступающей (добываемой) информации, а также в приемах ведения дезинформации. При этом для стороны, ведущей рефлексивное управление, важно не только отслеживать поведение конкурента и реагировать на его действия, но и упреждать его намерения, периодически вводя в заблуждение относительно собственных намерений.

Рефлексивное управление может быть простым и сложным. До сих пор приводилось описание простого рефлексивного управления, сводящегося к воздействию только на процесс отображения обстановки (ситуации) в системе управления. Сложное (и более глубокое) рефлексивное управление заключается в воздействии на механизмы принятия решения. Речь идет об управлении самой рефлексией. Такое управление может реализовываться целенаправленным воздействием на психику управленческого персонала конкурирующей фирмы, например, рекламными, пиаровскими и другими способами, которые ориентируют их деятельность в направлении, нужном для того, кто ведет рефлексивное управление.

§ 1.2 Способы и схемы рефлексивного управления.

Рефлексивное управление является наиболее универсальным способом выбора стратегий в конкурентной борьбе и играет важную роль не только в бизнесе, но и в таких областях человеческой деятельности, как дипломатия, политика, административно-управленческая деятельность. Его достоинство заключается в гибком сочетании силового и информационного давления на противника, когда победа в конкурентной борьбе достигается не только силой, но и умом.

14 стр., 6760 слов

Понятие и виды исследования систем управления

... задач, стоящих перед организацией в целом. Именно поэтому при исследовании систем управления необходимо максимально полно оценивать параметры, характеризующие деятельность организации и определяющие ее функционирование. Другими словами, следует принимать ...

Таблица 1

Способность осуществлять рефлексивное управление динамикой рыночных отношений – признак талантливого менеджера, умеющего поставить под контроль «волю случая» путем навязывания конкурирующей стороне желаемый ему способ действия. Вместе с тем можно рекомендовать типовые способы и схемы практической реализации рефлексивного управления (таб.1).

4

Рефлексивное управление посредством скрытия и искажения истинной экономической ситуации . Это один из наиболее эффективных способов рефлексивного управления в ходе конкурентной борьбы. Маскировка преследует цель: дать конкуренту вполне определенную информацию о своем состоянии, которая бы мотивировала его поведение в заданном направлении, а не ликвидировать вообще поступление любой информации. Это способ реализуется путем передачи конкуренту информации типа «на рынке все спокойно, мы ничего нового не предпринимаем». Создание у конкурента ложных представлений о своем состоянии является другой разновидностью такого управления.

Рефлексивное управление посредством формирования цели конкурента . Цель – это желаемый результат действия. Задача заключается в том, чтобы сформировать у конкурента наиболее благоприятную для себя цель его действий в той или иной рыночной ситуации. Такой способ реализуется, например, в виде провокации, идеологической диверсии, коварного «дружеского совета» и т.д.

Рефлексивное управление посредством формирования доктрины конкурента. Доктрина – это оперативное средство, в простейшем случае – алгоритм, посредством которого из цели «вырабатывается» решение. Иногда доктрина предстает в вырожденном виде как система элементарных предписаний, например, в виде импликаций (если «А», то «Б», или если «А», то и «Б» и «В» и «Г»).

Наиболее распространенный и эффективный прием формирования доктрины конкурента заключается в его обучении. Например, на рынок в течение некоторого промежутка времени регулярно выбрасывается партия товара с достаточно низкой конкурентоспособностью, не представляющей экономической угрозы конкуренту. Конкурент привыкает к такому положению вещей и у него закрепляется данное действие как стандарт поведения противостоящей стороны, что и используется последней для достижения успеха в решающий момент: на рынок начинает поступать добротный товар, пользующийся повышенным спросом.

Рефлексивное управление посредством демонстрации конкуренту ложных намерений . В динамике конкурирующего рынка следует различать цели разных степеней значимости. Например, «глобальная цель» может заключаться в том, чтобы обанкротить конкурента и овладеть его имуществом. Эта цель формируется до начала конфликтного взаимодействия и может сохраняться до его конца. Частная же цель может состоять в том, чтобы, например, «вытеснить конкурента с определенного сегмента рынка»,

«овладеть ценными бумагами конкурента», «отрезать его от источников информации» т.д. Эти частные цели возникают в процессе экономического противоборства как следствие отражения некоторой локальной ситуации, и один из конкурентов может использовать это обстоятельство в своих интересах. Например, можно сознательно ослабить свою деятельность на определенном сегменте рынка таким образом, чтобы конкурент смог это увидеть. Тем самым попытаться передать противнику основания для принятия ложного решения о том, что этот сегмент освобождается и на нем не планируется проведение серьезных экономических операций, хотя на самом деле основные усилия будут сосредоточены именно в этом месте.

13 стр., 6254 слов

Управление социальными процессами в организации

... системы управления, т. е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности. 1. Понятие Социального процесса СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - ... свою специфику Социальные процессы заключают в себе взаимодействие следующих структурных элементов: 1. субъект социальных процессов т.е. человек, ... и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект ...

Рефлексивное управление посредством навязывания конкуренту своей точки зрения на экономическую ситуацию . Такое навязывание может быть осуществлено сознательным сбросом конкуренту соответствующей информации, например о собственном финансовом положении. Кроме того, рефлексивным управлением такого типа будет «подтверждение» того, что замаскированные намерения конкурента не вскрыты (хотя на самом деле они вскрыты), а «ложные намерения» конкурента восприняты как «настоящие», хотя на самом деле их ложность установлена и учитывается при планировании собственного поведения.

Рефлексивное управление путем создания у конкурента ложных представлений о своем состоянии . Сущность этого способа заключается в том, чтобы информационными действиями сформировать у конкурента завышенную или заниженную оценку собственного экономического состояния. В принципе это возможно, поскольку любая оценка относительна и субъективна. Следовательно, речь идет о том, чтобы представить конкурирующей стороне такую (вполне объективную) экономическую информацию, основываясь на которой он либо недооценит, либо переоценит

собственные возможности. Как в том, так и в другом случае, принимаемые им управленческие решения будут неадекватны истинному положению дел.

Исходя из характеристических свойств, заданных мной при определении понятия рефлексивного управления (прежде всего, из уровня абстрактности понятий деятельности субъекта управления), введем типологию концепций управления, которая охватывает значительную область современной практики управления и где находит свое место и концепция рефлексивного управления:

Управление в форме власти сводится к осуществлению субъектом управления правовых функций (они здесь единственная абстракция) по отношению к «объектной деятельности», то есть последняя рассматривается осуществляющейся за счет права на это у субъекта управления. Это примитивнейшая  «быть или не быть» тем или иным процессам «объектной деятельности»  форма управления. Предельная упрощенность ее средств практически не дает субъекту управления (власти) технологий для построения и осуществления сколько-нибудь развитой управленческой деятельности.

Эта форма управления состоит в том, что тем абстрактным понятием, на основе которого субъект управления строит свою деятельность, является так называемый специалист. Специалист является профессионально подготовленным в некоторой области ― в ее понятиях, явлениях и процессах. Однако в данной форме управления абстракция специалист несёт в себе не столько профессиональные, сколько так называемые «человеческие» качества, которые никакой профессиональной культурой не предполагаются, но которые как раз во многом составляют в подобных концепциях предмет управленческой деятельности. Именно отсюда такие виды работ у субъекта управления по отношению к подчиненным лицам как убеждение и принуждение, демонстрация положительного поведения, формирование положительных качеств (воспитание), формирование благоприятного социально-психологического климата, снятие конфликтов, создание эмоционального настроя, стимулирование творчества и другая мотивация, собственное стремление субъекта управления к лидерству среди подчиненных специалистов и т.п. Кроме этого, признание «человеческих» качеств у специалистов, а, значит, признание их возможности ошибаться делает невозможным строго формальное отношение к подчиненным, в том числе и к их профессиональным качествам. Поэтому субъекта управления появляются также функции по приведению к соответствию своим ожиданиям профессиональных качеств подчиненных специалистов (а в дальнейшем их поддержание), это ― помощь подчиненным в решении технических проблем, повышение профессионального образования подчиненных, планирование и контроль деятельности подчиненных, координация деятельности подчиненных и т.п.

13 стр., 6091 слов

Региональные модели управления социальной работой

... и при совершенствовании. В то же время, каждая из региональных моделей управления социальной работой имеет свои специфические особенности, которые представляют интерес не только ... организации, учреждения, предприятия и отделы социальной защиты образуют единую систему социальной защиты населения области. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами ...

Понятно, что рефлексивное управление еще далеко от вхождения в профессиональную культуру, поэтому здесь наиболее сложно привести достаточно содержательный пример соответствующей практики. Но примеры, демонстрирующие отдельные стороны рефлексивного управления ― деятельности первого лица и подчиненных, наличие смысла деятельности у первого лица, его опора на собственную деятельность и другие ― возможны.

Аналогично поведенческому управлению, особенность этой формы состоит в том, что абстрактным понятием, на основе которого субъект управления строит свою деятельность, также является специалист. Однако в этой форме субъект управления разворачивает управленческую деятельность на множестве подчиненных ему специалистов (выстраивает деятельность предприятия) как некую «конструкцию» (схему, организацию) на множестве специалистов как «конструктов». В результате специалисты приобретают «внешнюю» регламентацию и оказываются включенными друг к другу в формализованные отношения. «Человечески фактор» здесь либо не учитывается вовсе, либо уходит на второй план.

В данном типе управления субъект имеет дело непосредственно с «объектными» понятиями, то есть с профессиональными понятиями дисциплин, описывающих объект управления. Следовательно, для субъекта управления это конкретные («физические») понятия, которые им «принимаются, а не создаются в результате обобщения собственных представлений о предприятии. Фактически в данном случае можно говорить о вырожденности управления, в чем управление в понятиях «физического объекта» смыкается с властной формой управления ― своим антиподом в степени абстрактности понятий. 5

Глава 2. Рефлексивное управление в организации.

§ 2.1 Методика построения деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.

Методика тесно связана с созданием адекватного ей специфического инженерного средства (артефакта) осуществления управленческой деятельности. Такой артефакт называется концептуальным предприятием (КП).

5 стр., 2477 слов

Психология управления человеческими ресурсами

... близкими, но неодинаковыми понятиями, как человеческие ресурсы, персонал и кадры предприятия. Человеческие ресурсы – это часть населения с ... руководителем компании каждый год и представляет собой список позиций и специальностей для каждого подразделения (отдела, управления ... их мотивационной сферы и инициативного отношения к деятельности (выявить их социально - психологические установки мотивационно ...

Термином «концептуальное» подчеркивается абстрактность реализуемой на данном средстве деятельности, а термином «предприятие» показывается ожидаемая аналогия его структуры со структурой традиционного предприятия. Инженерное средство не может быть однозначным, поэтому и в нашем случае начальному выбору характера инженерного средства по типу предприятия возможны альтернативы. Так, вместо «предприятия» в качестве средства осуществления субъектом управления своей деятельности можно было бы использовать объект типа «вычислительная машина». Таким образом, далее одновременно с разворачиванием методики будет осуществляться построение концептуального предприятия ― средства осуществления субъектом управления своей деятельности.

В разработке методики построения деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления были использованы результаты праксеологического 6 исследования следующих явлений: стремление человека к смыслу, к простоте, к развитию, к целостности, к нравственности, к обладанию, к мотивации, а также рефлексия. Методика имеет следующую

  • Личная неудовлетворенность ― необходимое исходное условие построения и совершенствования деятельности руководителя.

  • Обнаружение субъектом самого себя в снятии неудовлетворенности.

  • Постижение смысла деятельности.

  • пространства деятельности.

  • Постановка целей и описание действий по их достижению.

  • Навигация по целям.

  • Разработка технологии достижения целей (технологический компонент).

  • Рефлексия над деятельностью (рефлексивный компонент).

  • Фиксация состояния деятельности.

  • Навигация по деятельности.

  • Рефлексия над деятельностью.

  • Развитие деятельности.

Рассмотрим содержание методики несколько подробнее.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные аспекты данной методики.

  1. Смысловое разворачивание деятельности руководителя (смысловой компонент)

В данном направлении (компоненте КП) осуществляется смысловая и содержательная разработка деятельности. Мотивы, идеи по совершенствованию смысла и содержания деятельности могут возникать в самых разных контекстах (компонентах) работы, но в рациональной форме ― в понятиях и процедурах ― они реализуются исключительно в данном компоненте.

Личная неудовлетворенность ― необходимое исходное условие разворачивания деятельности руководителя. Поскольку мы выносим за скобки все, что относится к появлению у субъекта ценностных установок, и оставляем в рамках построения деятельности лишь артикулированные (выраженные в понятиях) моменты, то на данном шаге это будет просто фиксация в некотором виде неудовлетворенности субъекта. Никакого ограничения на источник, содержание и форму фиксации неудовлетворенности нет (по форме это может быть обычный текст).

6 стр., 2828 слов

Организация и иерархическое построение процессов управления. ...

... объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию. Организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как ... согласно которому психологический анализ деятельности руководителя должен учитывать его расположение ... вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ...

Понятие неудовлетворенности не следует рассматривать как негативное, наоборот, оно фиксирует нормальное ― «критическое к себе» ― состояние человека. Неудовлетворенность не должна быть глобальной и постоянной в человеке, она должна им преодолеваться, но как исходный этап всякой значащей деятельности она обязательно возникает.

Рис. 3. Структура деятельности руководителя по разработке концептуального предприятия

Обнаружение субъектом самого себя в проблеме снятия неудовлетворенности . Один из тяжелейших моментов в построении деятельности, как и во многих других областях, ― преодолеть «трение покоя» ― оно работает не только в физике. В этом моменте наиболее часто встречавшимся заблуждением является обращение «взора» субъекта управления на свое окружение (поиск инвестора, консультанта, специалиста и т.п.).

Здесь следует учесть, с одной стороны, то, что альтернативность такого выбора обычно очень велика, поскольку выбор связан с потенциально огромным множеством разного рода специалистов, экспертов и предлагаемых ими средств и услуг. То есть такой выбор достаточно сложен, поэтому сам становится проблемой. С другой стороны, после сделанного руководителем выбора, часто оказывается, что задействованные эксперты и средства не дают адекватного решения проблемы (снятия неудовлетворенности).

И такая ситуация закономерна, поскольку при движении в данном направлении субъектом сделан принципиально неверный первый шаг. Следуя методике рефлексивного управления, решение любой проблемы (снятие неудовлетворенности) человек должен начинать с обращения к собственной деятельности, к самому себе ― решение либо находится человеком прежде всего в изменении им своей собственно деятельности, либо правильное решение не находится вовсе. Субъектом осуществляется своего рода выход «вне себя» для того, чтобы проанализировать собственную деятельность. Дальнейшие шаги методики данную рефлексию (подобный выход) и будут осуществлять.

Постижение смысла деятельности . Неудовлетворенность ничем в содержательном отношении не ограничена, но также не является обычно и профессиональным понятием. Типичными примерами неудовлетворенности можно считать: плохое материальное положение, отсутствие перспективы в работе, невозможность творческой реализации, длительную депрессию и подобные. Поэтому необходимо «перебросить мостик» в ту профессиональную область (деятельность), которая данную неудовлетворенность должна снять. Подобный переход не может быть формальным и осуществляется в значительной степени на основе опыта, интуиции субъекта управления.

Тем фундаментальным профессиональным понятием, которое определяет разумность и устойчивость деятельности субъекта в любых, даже в трудных и неустойчивых ситуациях, является его смысл деятельности. Эго именно та опорная точка субъекта управления, которая должна позволить ему «переворачивать миры». Смысл деятельности становится также и психологической опорой субъекта управления.

Наличие смысла деятельности у руководителя имеет важное значение и для подчиненных ― как предмет их веры в его профессиональную состоятельность. Без такой веры в руководителя подчиненные никогда не будут чувствовать себя профессионально уверенно и комфортно. Естественно поэтому, что смысл деятельности не может быть мелким, меркантильным, сиюминутным, но он всегда гуманен, нравственен, перспективен.

Смысл деятельности человека, как правило, «больше» той неудовлетворенности, которая им снимается. Если руководитель не находит опору в смысле своей деятельности или его вообще нет, то это часто и является главной причиной возникновения у него трудностей.

Понятие смысла деятельности в рефлексивном управлении имеет следующие основные характеристики (которые есть результат праксеологического исследования):

 смысл деятельности бесконечен, то есть его должно «хватить на всю жизнь»; очень часто человек в качестве смысла деятельности берет только ограниченные ― по времени достижения ― проблему или даже задачу и, естественно, не может ответить на логичный в этом случае вопрос «А что дальше?» и тем самым не показывает свою перспективу;

 с бесконечностью тесно связано такое качество смысла деятельности (ни, как его величие (масштабность), именно величие смысла деятельности объясняет готовность человека к жертвенности во имя своей идеи; больше никакие логика, убеждения или призывы не в состоянии дать соизмеримый по влиянию на профессиональное поведение человека эффект;

 смысл предполагает в деятельности: развитие, кумулятивность (эволюционность развития), нерепродуцируемость (невоспроизводимость своей деятельностью смысла деятельности другого лица);

 смысл деятельности глубоко личностен, то есть не может быть отчужден; он относится к собственной деятельности субъекта управления, а не к деятельности его подчиненных, например, или других, «третьих», лиц; часто считается, что смысл человека «в служении людям», и как следствие такого суждения ― из поиска смысла деятельности полностью выключается рефлексия (то есть сам человек);

 с другой стороны, смысл деятельности человека должен быть социализирован ― должен удовлетворять вполне определенной социальной ― других людей ― потребности;

 смысл деятельности должен обладать трансцендентностью, то есть отчасти быть потаенным, лишь интуитивно постигаемым; отсюда возможность потенциально бесконечного развития деятельности; не допускается, однако, полная трансцендентность смысла;

 с трансцендентностью смысла деятельности связан также момент веры человека; с выстраданным постижением своего смысла у человек непременно укрепляется вера в свою профессиональную «судьбу», в «добродетельность» своего пути;

 смысл деятельности должен иметь и объективированное выражание (чаще всего это его вербальное ― текстовое описание); естественно, объективированное описание не может быть полным, исчерпывающим, но лишь взаимодополняющимся с его трансцендентным компонентом;

 смысл деятельности у конкретного человека должен быть единственным; это трудно достижимое на практике качество, невыполнение которого приводит к потере профессиональной целостности;

 допустимо заимствование человеком смысла деятельности, и именно потому, что заимствование все равно будет лишь «внешним» ― заимствованием объективированной части, в трансцендентном заимствование невозможно, то есть необязательна оригинальности формального выражения смысла ― он и в этом случае остается уникальной сутью деятельности человека;

 смысл деятельности человека одновременно является своеобразной проекцией его смысла жизни ― этой более общей категории, обладающей многими совпадающими со смыслом деятельности качествами.

Построение пространства деятельности . При построении пространства деятельности (фактически при выборе его координат) необходимо выдержать два свойства: полноты и рафинированности (чистоты).

Полнота пространства деятельности означает, что каждое актуальное свойство деятельности обязательно «входит» в одну из координат (систем) описания деятельности. Чистота пространства деятельности означает, что не каждое понятие (свойство) «входит» только в одну систему описания деятельности. Этим достигается независимость систем (координат) описаний.

Взгляд на любой момент деятельности через призму деятельности позволяет достичь ее унифицированности и целостности (здесь: замкнутости, самодостаточности).

Как следствие, достигается также интегрированность важнейших понятий деятельности субъекта.

Постановка целей и описание действий по их достижению . Основными элементами деятельности, строящейся в и действия. Формально цель представляет собой точку ― совокупность значений базовых характеристик (координат) деятельности, которые должны быть достигнуты субъектом. Часть деятельности, ориентированную на достижение некоторой конкретной цели, будем называть действием. Таким образом, между целями и действиями существует взаимно однозначное соответствие. Если цель задается точкой в пространстве деятельности, то действию соотносится вектор, направленный из точки пространства, соответствующей текущему состоянию (положению субъекта), в точку цели.

  1. функциональной структуры деятельности (исполнительский компонент).

деятельности на множестве целей и действий можно представить как разработку своеобразной конструкции деятельности субъекта управления. Действительно, в рефлексивном управлении по отношению к традиционному конструированию можно провести следующую аналогию:

 цель нижнего уровня ― аналог детали;

 описание цели как точки в пространстве деятельности аналогично чертежу детали в декартовом

 связи между подчиненными целями аналогичны конструктивным отношениям между деталями в сборке; таким образом, цели промежуточного и верхнего уровней ― аналоги узлов (сборок);

 деятельность в целом, представленная в пространстве деятельности, аналогична изделию, представленному его сборочным чертежом.

Если продолжить аналогию ― уже построения субъектом управления всего КП (своей деятельности в целом) ― с разработкой всего производственного процесса предприятия (а такая аналогия привлекательна, поскольку производственные технологии имеют тысячелетнюю историю, в течение которой в них аккумулировалась огромная интеллектуальная наработка человечества), ― то логичным будет попытаться найти в КП аналоги также таким ключевым производственным понятиям, как: оборудование, ресурсы, технология, эффективность производительность и другим.

В организационном построении традиционного предприятия можно выделить следующие базовые понятия (исчерпывающим образом они описаны в монографии Я. Дитриха «Проектирование и конструирование»):

1. специализация предприятия (класс изготавливаемых изделий, более точно ― это класс изделий, которые могут быть представлены допустимыми на предприятии

2. ― перевод исходной задачи в допустимую конструкцию изделия;

3. множество производственных операций; производственная операция ― суть изменения состояния так называемых производственных ресурсов; на множестве операций заданы отношения (ограничивающие комбинирование операций); таким образом, производственные операции ― это то, что данное предприятие может «физически делать» ― иметь определенные ресурсы и изменять их состояние некоторым предписанным образом;

4. технология изготовления изделия (или технологическая подготовка производства) как раз и дает то предписание, которое определяет необходимые ресурсы, порядок и параметры их обработки ― порядок и параметры производственных операций, выполнение которых и дает на выходе требуемое изделие (решение задачи).

Можно подметить важную для построения смыслового компонента аналогию постижения смысла деятельности со специализацией предприятия.

Дальнейшая проработка методики будет состоять в классификации производственных операций и в построении структуры КП, основанной на унификации структуры (описания) так называемых функциональных блоков (аналога производственных участков на предприятии).

Конкретный набор функциональных блоков (и распределение их мощности ― допустимой загрузки), которым будет обладать КП, определит характер его потенциальных возможностей.

Классификация операций . Нет, и не может быть единой классификации (единого набора) операций индивидуальной деятельности, а именно как индивидуальная строится управленческая деятельность при рефлексивном управлении. Набор операций определяется в значительной степени оригинальным смыслом и пространством деятельности субъекта управления. Однако нет каких-либо непосредственных, прямых логических связей между смыслом и пространством деятельности субъекта управления и тем набором операций КП, которым он владеет или должен владеть. Операции субъекта определяются его трудовыми (профессиональными) способностями и могут быть у разных субъектов достаточно разнообразны. Но это указывает скорее на теоретическую неопределенность ситуации, практика же показывает, что операционные способности субъектов все же весьма ограничены и часто предсказуемы. В условиях унифицированного образования, опыта работы на предприятии однотипной структуры, находясь в едином экономическом, социальном и политическом окружении субъекты управления сегодня приходят в основном к общему набору умений, навыков (операций).

Более того, некоторые эмпирические науки собственно и основывают свои на теории обобщении таких эвристик, усиливая тем самым процесс унификации характера управленческой (равно и многих других) деятельности.

Приведем классификацию операций верхнего уровня, которая может быть введена, например, в деятельности научного работника:

1) чтение (взятое в широком смысле ― и изучение материала, и ознакомительное, и конспектирование, и критическое, и т.д.);

2) анализ/синтез (над собственно научными предметом, проблемами);

3) рефлексия (над собственной деятельностью, взятой в контексте исследования);

4) общение (взятое в широком смысле ― лекции, семинары, конференции, переговоры и пр. коммуникация);

5) написание научных статей;

6) обслуживание (своей деятельности ― отражение работы в компьютерной модели, корректировка и оформление докладов, статей и т.п.);

7) учет (отслеживание расходования ограниченных ресурсов ― времени, финансов и т.п.);

8) прочее.

«Операционная среда» руководителя при рефлексивном управлении имеет много общего с операционной средой специалиста и научного работника. Существенное различие эти категории имеют в смысловом, содержательном компоненте и, как следствие, в технологическом, рефлексивный компонент у них имеет более сходный характер.

Унификация описания операций и функциональных блоков . Унификация7 описания операций определяется набором координат пространства деятельности ― именно унификация описания операций по этому набору характеристик (координат) делает их «технологически совместимыми» друг с другом.

Элемент КП, с которым мы будем связывать выполнение одного или нескольких (обычно «близких» по характеру или технологически смежных) типов производственных операций, будем называть функциональным блоком. Введение понятия функционального блока позволяет снять с субъекта нагрузку по отслеживанию технологических цепочек выполнения задач в ситуации, когда число задач (целей) очень велико. Функциональный блок группирует технологические связи, и их осуществление становится технической задачей.

Функциональные блоки унифицируются «организационными характеристиками» (атрибутами), то есть такими, которые описывают их как элементы структуры КП. Вариантом такого описания является набор следующих атрибутов блока: содержание, связи, процедуры, состояние, локальный критерий, неудовлетворенность.

  1. Разработка технологии достижения целей (технологический компонент)

Разработка технологии состоит в интерпретации целей операциями КП. Цель ― понятие смыслового компонента деятельности, операция ― понятие ее исполнительского компонента.

Так в нашем примере с научным работником все его действия (цели) будут интерпретироваться (выполняться) совокупностью операций 7 типов: чтение, размышление, рефлексия, общение, написание научной статьи, обслуживание, учет. Полнота типологии обеспечивается недетерминированной операцией «прочее».

Сведение достижения цели к выполнению определенным образом связанных операций определенного типа соответствует разработке маршрутно-технологической (или операционно-технологической) карты, осуществляемой на традиционном предприятии.

Здесь возникает вопрос, ― как осуществляется переход от, в принципе неограниченного разнообразия целей, задач, которые могут возникнуть у субъекта, к необходимо ограниченному разнообразию его «операционных» способностей. Этот переход иррационален и «ложится на плечи» субъекта деятельности. Так, например, самые разнообразные цели могут быть сведены научным работником к операции «чтение». Тот континуум, из которого мы ожидаем получить результат от выполнения операции, в саму типологию операций не закладывается. Аналогично тому, как в токарном станке не заложен континуум потенциально обрабатываемых деталей, этим континуумом обладает рабочий. Попытка же сделать станок «умнее» ― через программное управление, например, ― сразу сужает континуум до фиксированного числа заложенных в управляющем блоке траекторий движения обрабатывающего инструмента (то есть ограничивает и разнообразие, и точность обрабатываемых деталей).

  1. Рефлексия над деятельностью (рефлексивный компонент).

Рефлексивный компонент методики включает анализ, совершенствование и развитие субъектом собственной деятельности (КП).

Это единственный компонент, которому мы не можем соотнести какой-либо формальный элемент структуры традиционного предприятия. Рефлексивный компонент содержит четыре элемента: фиксацию состояния деятельности, навигацию по деятельности, собственно рефлексию и, наконец, развитие субъектом своей деятельности (КП).

Фиксация состояния деятельности . Одно из достоинств построенной по данной методике деятельности руководителя ― возможность анализировать ее осуществление. Особенно большие возможности для этого открываются при сборе истории и статистики протекания управленческой деятельности (ее динамики).

В этом случае могут быть получены не только интуитивные оценки (они у руководителя складываются в традиционных схемах работы), но и формальные количественные ― степень связанности и, наоборот, автономности функциональных блоков и операций, степень их сложности, технологичность, потребляемые ресурсы (временные, интеллектуальные) и другие.

Навигация по деятельности. Одним из показателей качества организации работы является степень отвлечения руководителя от содержательной работы на рутинную, техническую ― поиск, сортировку, упорядочение, утилизацию, контроль, планирование и подобные. На повышение этого качества деятельности руководителя и ориентировано понятие навигация. Навигация ― быстрое и точное (адекватное) «погружение» в актуальную проблему (в актуальный элемент деятельности, то есть такой, в состоянии которого зафиксирована неудовлетворенность).

При наличии в деятельности руководителя сотен (а это вполне реальная ситуация) целей и действий отслеживание состояния работ и их приоритетов ― труднейшая задача. Навигации в рефлексивном управлении способствует иерархическая структура КП и технологии достижения целей, а также связи и система флагов событий, которые в любой момент устанавливают наиболее критичные элементы ― блоки, операции, цели и действия. Построенные технологии и структура КП становятся своеобразной лоцией для субъекта в сложном мире собственной деятельности.

Рефлексия над деятельностью . Рефлексия состоит в анализе субъектом собственной деятельности, для чего им используются средства навигации по деятельности, и прежде всего фиксация возникшей неудовлетворенности деятельностью. Последняя непосредственно ориентирована не на прикладные проблемы, но на инструментальные характеристики деятельности ― на убедительность смысла, полноту и адекватность построенного пространства деятельности, на эффективность работы со структурой целей деятельности, на технологичность типологии операций и т.п. При этом важно то, что эти характеристики берутся для анализа не в рафинированном (очищенном от приложения) виде, но через призму этого приложения ― в контексте конкретных прикладных задач, целей.

Развитие деятельности . Развитие деятельности следует связывать прежде всего с совершенствованием и все более детальным прорабатыванием субъектом содержания и структуры КП. Понятно, что в реальной ситуации динамика деятельности (КП) столь велика, что происходит очень частая смена целей, действий, их содержания, связей и состояний. И с такой сложной и динамичной деятельности обязательно следует снимать некоторые интегрированные, глобальные оценки, которые в итоге становятся тем «сухим остатком», который входит в багаж руководителя, его профессиональным опытом.

КП, а также смысл и пространство деятельности являются лишь относительно стабильными характеристиками деятельности (в сравнении с целями ― ее динамическими элементами), именно совершенствование, уточнение смысла, пространства, структуры составляет развитие деятельности субъекта управления. 8

§ 2.2 Виды моделей принятия решений.

Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, — конкурентоспособность. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. ТЕОРИЯ ИГР — метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие описываемые здесь модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могущие повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.

Модели теории очередей . Модель теории очередей или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. К ситуациям, в которых модели теории очередей могут быть полезны, можно отнести звонки людей в авиакомпанию для резервирования места и получения информации, ожидание в очереди на машинную обработку данных, мастеров по ремонту оборудования, очередь грузовиков под разгрузку на склад, ожидание клиентами банка свободного кассира. Если, например, клиентам приходится слишком долго ждать кассира, они могут решить перенести свои счета в другой банк. Подобным образом, если грузовикам приходится слишком долго дожидаться разгрузки, они не смогут выполнить столько поездок за день, сколько положено.

Таким образом, принципиальная проблема заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания (больше людей для разгрузки грузовиков, больше кассиров, больше клерков, занимающихся предварительной продажей билетов на самолеты) н потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального (грузовики не могут сделать лишнюю остановку из-за задержек под разгрузкой, потребители уходят в другой банк или обращаются к другой авиакомпании из-за медленного обслуживания).

Основная причина недостатка в каналах обслуживания заключается в краткосрочных изменениях частоты обращения потребителей за обслуживанием, а также времени обслуживания. Это ведет к избыточной пропускной способности в определенные моменты времени и появлению очередей в другие, хотя пропускная способность могла бы быть достаточной, если бы осуществлялся полный контроль за поступлением требований и можно было бы построить соответствующий график».

Модели очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.

Модели управления запасами . Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте. Для сухой очистки требуется поставка необходимого количества химикатов, для больницы — лекарств, для производственной фирмы — сырья и деталей, а также определенный задел незавершенного производства и запас готовой продукции.

Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов. Последние имеют место при исчерпании запасов. В этом случае продажа готовой продукции или предоставление обслуживания становятся невозможными, а также возникают потери от простоя производственных линий, в частности, в связи с необходимостью оплаты труда работников, хотя они не работают в данный момент.

Поддержание высокого уровня запасов избавляет от потерь, обусловливаемых их нехваткой. Закупка в больших количествах материалов, необходимых для создания запасов, во многих случаях сводит к минимуму издержки на размещение заказов, поскольку фирма может получить соответствующие скидки и снизить объем «бумажной работы». Однако эти потенциальные выгоды перекрываются дополнительными издержками типа расходов на хранение, перегрузку, выплату процентов, затрат на страхование, потерь от порчи, воровства и дополнительных налогов. Кроме того, руководство должно учитывать возможность связывания оборотных средств избыточными запасами, что препятствует вложению капитала в приносящие прибыль акции, облигации или банковские депозиты. Несколько специфических моделей разработано в помощь руководству, желающему установить, когда и сколько материалов заказывать в запас, какой уровень незавершенного производства и запаса готовой продукции поддерживать.

Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Согласно опросу журналом «Форчун»9 вице-президентов по производству из 500 фирм, модели линейного программирования и управления запасами пользуются в промышленности наибольшей популярность. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.

Имитационное моделирование . Все описанные выше модели подразумевают применение имитации в широком смысле, поскольку все являются заменителями реальности. Тем не менее, как метод моделирования, имитация конкретно обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Как указывает Н. Пол Лумба10 : «Главная идея имитации состоит в использовании некоего устройства для имитации реальной системы для того, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристик». Аэродинамическая труба — пример физически осязаемой имитационной модели, используемой для проверки характеристик разрабатываемых самолетов и автомобилей. Специалисты по производству и финансам могут разработать модели, позволяющие имитировать ожидаемый прирост производительности и прибылей в результате применения новой технологии или изменения состава рабочей силы. Специалист по маркетингу может создать модели для имитации ожидаемого объема сбыта в связи с изменением цен или рекламы продукции. В этом и последующих курсах по бизнесу вы можете отшлифовать свое умение принимать решения в ходе одной из сложных компьютеризированных имитационных деловых игр.

Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования. Это может быть связано с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности.

Итак, имитация — это часто весьма практичный способ подстановки модели на место реальной системы или натурного прототипа. Экспериментируя на модели системы, можно установить, как она будет реагировать на определенные изменения или события, в то время когда отсутствует возможность наблюдать эту систему в реальности. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация ведет к улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решение об осуществлении изменения в реальной системе.

С 28 по 29 июня 2007 г. в Высшей школе менеджмента (ВШМ) СПбГУ проходила Международная научная конференция 11 «Теория игр и менеджмент» (Game Theory and Management, GTM2007).

Данная конференция была организована ВШМ совместно с российским отделением Международного общества динамических игр (International Society of Dynamic Games, ISDG) и Центром теории игр факультета прикладной математики — процессов управления СПбГУ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в части создания и развития ВШМ.12

Известно много научных симпозиумов, как по теории игр, так и по менеджменту, но данная конференция явилась первым в отечественной и мировой практике научным событием, когда проблематика докладов и дискуссий охватывала теоретические и прикладные аспекты применения теории игр к различным областям менеджмента.

«…Теория игр существенно подняла уровень понимания процессов принятия решений. Однако усложнение социально-экономических и политических проблем требует нахождения новых аналитических методов и методологических подходов, как в самой теории, так и при исследовании отдельных задач и в приложениях. Социальные науки, экономика, менеджмент и финансы и есть те области, в которых использование методологии теории игр может принести значительную отдачу именно из-за конфликтного характера возникающих здесь проблем. Исследования следует направить на более реалистический и релевантный анализ процессов принятия решений в социально-экономической сфере, при этом теоретико-игровой подход поможет особенно эффективно исследовать и решать задачи и проблемы менеджмента. Именно этим проблемам, лежащим на стыке теории игр, теории динамических игр и менеджмента, и была посвящена международная научная конференция…»

По итогам работы конференции было принято решение о проведении Второй международной конференции «Теория игр и менеджмент» на базе ВШМ СПбГУ 26–27 июня 2008 г. Данное решение уже поддержано исполкомом Международного общества динамических игр и включено в число мероприятий ISDG на 2008 г.

Заключение

Проделав научную работу, рассмотрев все понятия, свойства рефлексивного управления, способы и схемы практической реализации рефлексивного управления, а также методику построения деятельности руководителя в ней, я составление полный «портрета» методики рефлексивного управления и пришла к выводу что:

В основе рефлексивного управления — такая качественная характеристика, свойственная только человеку, как рефлексивная самоорганизация. Человек осуществляет простые функции деятельности либо в форме «норма — реализация», «задача — решение задачи», либо в форме «норма — реализация — затруднение в реализации — рефлексия — ситуационное включение корректирования нормы реализации измененной нормы» (рефлексивное управление ).

Рефлексия «включается» у человека, когда он испытывает затруднения. При этом развитие человека осуществляется только в том случае, когда он, испытывая затруднения, предпринимает попытки их преодоления. В противном случае он не развивается.

Но это больше с психологической точки зрения. А так как работа выполнена по дисциплине «Менеджмент», то и заключение должно быть сделано с управленческой точки зрения.

Итак, рефлексивное управление является наиболее универсальным способом выбора стратегий в конкурентной борьбе. Способность осуществлять рефлексивное управление динамикой рыночных отношений – признак талантливого менеджера, умеющего поставить под контроль «волю случая» путем навязывания конкурирующей стороне желаемый ему способ действия.

Успех в конкурентной борьбе осуществляется путем применения таких свойств и способов рефлексивного управления как:

  • взаимно отраженный характер рефлексивного управления – здесь важная роль принадлежит мотивации и особую значимость имеет «умная дезинформация». Основным условием дезинформации является достаточная правдоподобность передаваемой конкуренту информации;

  • неопределённость результатов управления;

  • динамичность, изменчивость – позволяет вводить конкурента в заблуждения относительно собственных намерений;

  • осуществление сложного рефлексивного управления – даёт возможность воздействовать на психику управленческого персонала конкурирующей стороны;

  • скрытие и искажение экономической ситуации;

  • формирование цели конкурента;

  • формирование доктрины конкурента;

  • демонстрация конкуренту ложных намерений;

  • навязывание конкуренту своей точки зрения по поводу экономической ситуации;

  • создание у конкурента ложных представлений о своем состоянии;

Также рефлексивное управление является универсальным способом повышения эффективности руководителя. Если руководитель будет обладать знаниями закономерности и динамики конкурентных процессов, а также уметь вести рефлексивное управление, и уметь использовать «теорию игр» на практике, то его организация (фирма) будет иметь преимущество в конкурентной борьбе, так как сможет всякий раз навязывать ему свою линию поведения.

В заключении хотелось бы сказать, что наука рефлексия, а в частности рефлексивное управление, является очень интересной, познавательной и широко изучаемой во многих областях человеческой деятельности. Ведь это интересно – уметь управлять действиями людей на подсознании, давать ложную информацию так, чтобы объект был уверен в её достоверности, а субъект тем временем мог спокойно достигать свои цели.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/refleksivnoe-upravlenie/

  1. Авилов А.В., Розманов О.Л., Сидоров Н.И. Новый взгляд на деятельность руководителя // Проблемы теории и практики управления, 2005, N 3;

  2. Авилов А.В. Труд руководителя: рефлексивное управление. Автореферат канд. дисс., М., ГУУ, 2006.

  3. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»).

    — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

  4. Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции /В.И. Новосельцев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Воронеж: Кварта, 2004. – 320 с.

  5. Полевой Ю.В. Инновационный Вестник Регион. 2006. № 5. С. 45-48.

  6. Российский журнал менеджмента Том 5, №3, 2007. С. 187–190

  7. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М., 2005. — 800 с.

  8. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр. – М.: Наука, 1973. – 188 с.

  9. https://translate.yandex.ru/?utm_source=slovari – БСЭ, 3-е издание

  10. — Рефлексивное управление.

  11. https://elib.vvsu.ru/ Теория игр