Актуальность темы.
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы такой семьи, определяются не только личностными особенностями всех её членов, но и характером взаимоотношений между ними. Кроме того, большая часть времени уходит на решение проблем ребенка, что делает семью закрытой для внешнего мира, создает дефицит общения, вследствие чего часто отсутствует работа у матери. Но главным остается специфическое положение в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. [6, стр.21]
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребенок-инвалид, может повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, в совокупности с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. [25]
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. [15,стр.324] В настоящее время проблемы детей-инвалидов и их семей являются наиболее актуальными для нашей страны, так как инвалиды составляют десятую часть населения. Большая работа в этом направлении ведется журналом «Социс».
В данной курсовой работе были использованы работы: Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И., Павленка П.Д., Рудневой Н.Я., Ялпаевой Н.В. и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Сущность и характеристика социального воспитания детей
... изучить сущность и характер социального воспитания. Задачи работы: , Описать понятие социального воспитания. , Рассмотреть нравственность как часть социального воспитания. Проанализировать социальные аспекты нравственного воспитания. 1. Сущность и характер социального воспитания детей 1.1. Понятие социального воспитания детей В ...
Однако следует отметить, что, несмотря на имеющиеся разработки, проблема социальной защиты детей-инвалидов и их семей требует дальнейшего изучения и исследования.
Вышеизложенное определило выбор следующей темы настоящей курсовой работы: «Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями».
Проблема исследования: каково содержание социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями?
Объект курсовой работы: детская инвалидность в России.
Предмет курсовой работы: социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями.
Цель исследования: определить содержание социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
Задачи курсовой работы.
1. Изучить состояние проблемы детской инвалидности в России.
2. Рассмотреть основные направления социальной защиты детей-инвалидов в современной России.
3. Охарактеризовать особенности социальной работы с семьей ребенка-инвалида.
4. Проанализировать нормативно-правовые документы социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
5. Обобщить опыт социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями в Российской Федерации и в г. Березники пермского края. (По материалам периодической печати).
Методы исследования: теоретические — изучение состояния вопроса по литературным источникам, анализ и синтез; эмпирические — изучение опыта социальной работы.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Содержание изложено на 41 стр.
1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами и их
семьями
1.1 Проблема детской инвалидности в России
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, т.е. к детям инвалидам. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, его социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач.
Инвалидность детей — значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, а так же способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. [13, стр.115]
До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году. С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей.[26]
Социальные проблемы инвалидов
... социальной категории. 2. выявить основные проблемы жизнедеятельности инвалидов. 3. рассмотреть пути решения проблем жизнедеятельности инвалидов средствами социальной работы. 4. разработать анкету, направленную на выявление проблем инвалидов, ... моделей инвалидности, в рамках которых осуществляется поддержка инвалидов: медицинская; медико-социальная; модель независимой жизни. медицинской модели Эта ...
В России на протяжении последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества инвалидов трудоспособного возраста и детей — инвалидов. Каждый год признаются инвалидами свыше 1 млн. человек, причем более 80% из них составляют инвалиды 1-й и 2-й групп. При этом показатели реабилитации остаются на низком уровне и превышают 2,3% при повторном освидетельствовании. [20, стр.68]
Основными причинами детской инвалидности в России являются психоневрологические заболевания(60%), заболевания внутренних органов(20%), заболевания опорно-двигательного аппарата(10%), нарушения зрения и слуха(10%).
[13, стр.114]
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6 %.
Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского — «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид — человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. [8, стр.14]
У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.
Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервнопси-хического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного развития, которая в 30 — 40 % случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы. [26]
Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д., являются:
экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов),
шум,
вибрация,
физические излучения;
- вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода.
В настоящее время существует ряд проблем, касающихся воспитания, обучения, медицинского обслуживания и трудовой подготовки детей-инвалидов.
Медицинские учреждения не в полной мере оснащены современной диагностической аппаратурой; специальные учреждения не обеспечены на должном уровне квалифицированными специалистами-дефектолагами (только около 12% от общего числа работников учреждений по работе с детьми инвалидами имеют специальное образование).
В стране не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и развитию ребенка-ивалида, практически нет литературы в помощь родителям и педагогам по обучению и воспитанию таких детей.
Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации ...
... развитие волонтеров; ? понимание миссии организации; ? поддержка и контроль волонтеров; ? разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом; ? создание системы поощрения волонтеров; ? выработка достойного процесса отстранения волонтеров. 1.3 Понятие и виды социальной реабилитации с детьми инвалидами волонтер ...
Отсутствуют условия обучения и воспитания детей-инвалидов в рамках общего образования, условия организации их занятости; направление таких детей, как правило, в специальные (коррекционные) учреждения отторгает их от семьи, затрудняет последующую адаптацию и интеграцию в общество.[26]
Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.
Основные проблемы семьи, имеющей ребенка-ивалида:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях;
- овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи;
- поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санаторий и т.д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве;
- оформлением сокращенного рабочего дня;
- вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы;
- оформлением отпуска без сохранения содержания в целях лечения и оздоровления ребенка;
- затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов.
Актуальна проблема трудоустройства матери, так как надомные формы трудовой деятельности недостаточно развиты, а руководители предприятий неохотно соглашаются на установление гибкого трудового графика, неполного рабочего дня: установлено, что доля неработающих матерей составляет 21%, работающих неполный рабочий день — 11,7%; [13, стр.116]
проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а так же приобретением высококачественных технических средств;
- социально-профессиональные проблемы семьи — это повышение родителями ребенка-ивалида своего образовательного уровня;
- отказ от реализации профессиональных планов;
- вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода;
- смена характера работы с учетом интересов ребенка;
- формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка;
- трудности с проведением досуга;
- психологические проблемы, связанные, прежде всего с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем;
- уходом одного из родителей из семьи;
- негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Таким образом, очевидно, что в силу особенного положения детей-инвалидов в обществе, их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер. Кроме того, огромное значение имеет работа по социализации детей-инвалидов в обществе, их реабилитации. Из чего следует необходимость работы с населением по воспитанию уважительного отношения к детям-инвалидам и их семьям; закрепление в обществе восприятия инвалида, как личности.
Характеристика контроля деятельности социального учреждения
... контроля в учреждении; Рассмотреть организационную структуру и систему осуществления контроля Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; Проанализировать деятельность отдела организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального ...
1.2 Социальная защита детей-инвалидов в современной России
Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с Нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения.[21, стр.32]
Кроме того, имеются льготы и преимущества, предоставляемые инвалидам и их семьям:
- бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача;
- бесплатное санаторно-курортное лечение;
- право бесплатного проезда, предоставляемое детям-инвалидам, их родителям, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющих уход за детьми-инвалидами;
50%-ная скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта детям-инвалидам и лицам, их сопровождающим;
50%-ная скидка на стоимость проезда с 16.05 по 30.09, а так же бесплатный проезд раз в год к месту лечения и обратно;
- Инвалиды и их семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями;
- Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартплату и оплату коммунальных услуг в размере не ниже 30% в домах государственного и общественного фонда.[13, стр.118]
Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет и регулирует деятельность учреждений, осуществляющих социальную помощь детям, оказавшимся в особо сложных условиях. Определены виды социальных учреждений для детей:
- Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- Социальные приюты для детей подростков;
- Детские дома — приюты для умственно отсталых детей и дома — интернаты для детей с физическими недостатками;
- Реабилитационные центры для детей и подростков, с ограниченными возможностями.[29]
Социальная политика, направленная на оказание помощи инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации.
Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)
... детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями и сестрами, совместных интересов, претензий на общие ресурсы; 2) признание родителями ...
Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития и в прошлом приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков по отношению к ним. Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов.
Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение ущербности, которая имеется у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, квартплату и т.д.).[12,стр.147]
Существуют другие принципы социальной политики.
В соответствии с принципом равных социальных прав и возможностей, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей, инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но и как субъекты собственной жизнедеятельности.
Все более активно заявляет о себе принцип участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями.
Принцип неразрывной связи инвалида с социальной средой означает, что среда влияет на инвалида через общие социальные связи, ближайшую социальную сеть, общественные настроения, предрассудки и ожидания.
Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого инвалида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитационной средой.
Принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий очень важен, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести положительного результата. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.[29]
Таким образом, опираясь на указанную нормативно-правовую базу и теоретические основы социальной работы с инвалидами, социальное обеспечение детей — инвалидов и их семей можно свести к следующим направлениям.
Дети с ограниченными возможностями обслуживаются в учреждениях трех ведомств: дети в возрасте до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка, где получают уход и лечение; дети с нерезко выраженными аномалиями умственного и физического развития обучаются в специализированных школах — интернатах; дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-психологические комиссии, которые осматривают ребенка, устанавливают степень заболевания и оформляют необходимую документацию.
Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ограниченными возможностями дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Дети с ограниченными возможностями, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, направляются в специальные дошкольные учреждения.
Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида
... социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что в настоящее время постоянно увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами. Семья, ближайшее окружение ребенка с ...
Общеобразовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, с органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями, получение ими среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка. При невозможности осуществлять воспитание и обучение в общих или специализированных дошкольных или образовательных учреждениях органы управления образованием обеспечивают с согласия родителей обучение таких детей по индивидуальной программе на дому.[21, стр.98]
Основанием для организации обучения ребенка-инвалида на дому по специальной программе является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Таким образом, социальная защита детей-инвалидов в нашей стране осуществляется как непосредственно с детьми в условиях специализированных учреждений, так и опосредованно через предоставление им и их семьям пособий, льгот и различных социальных услуг. В решении проблем инвалидов важная роль принадлежит социальным работникам — они выступают посредниками между ребенком-инвалидом, нуждающимся в помощи, его семьей и отдельными специалистами.
1.3 Социальная работа с семьей ребенка-инвалида
Семьи с детьми-инвалидами — особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще.
Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения).
В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.[13, стр.119]
Семье, где проживает ребенок-инвалид, требующий специального ухода, необходимо обратиться к специалисту по социальной работе, основная задача которого — помочь семье наилучшим образом приспособиться к новым условиям и требованиям жизни. Социальный работник поможет найти сведения о необходимых специалистах; подобрать информацию о возможных выплатах; выбрать соответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он может представлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях; подыскать няню для ребенка; познакомить семью с другими семьями, которые более успешно справляются с решением проблем, возникающих из-за ограничения жизнедеятельности ребенка; собрать документы, необходимые для решения различных вопросов; закупить продукты, лекарства; оказать помощь по ведению домашнего хозяйства и др.[17, стр.265]
Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.[11, стр.69]
Медико-социальные проблемы детей инвалидов, их социальная защита
... проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомлются о направлении Медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности. В Медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида: ...
Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.[17, стр.193]
Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).[28]
Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.
Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации — снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.
Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров. Соседи — частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь. Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь. Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.[28]
Существуют организации и учреждения, в которых родители могли бы получить требуемую помощь:
- Территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения;
- Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- Городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства;
- Городские или районные отделы управления образованием;
- Специальные образовательные учреждения (детские сады, школы-интернаты, дома-интернаты и др.);
- Ассоциации и другие объединения родителей детей с ограниченными возможностями.[13,117]
Важнейшее условие успешной социализации ребенка-инвалида — это сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Поэтому приоритетной формой работы с такой семьей в настоящее время является работа в условиях реабилитационных центров, преимущество которых состоит в том, что дети сохраняют привычные родственные связи, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую помощь.
Проблемы адаптации детей и родителей в стационаре. Взаимодействие ...
... с родителями также тихо и монотонно плачут. Реакции детей на госпитализацию зависят от характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, которых родители часто наказывают, бьют, пугают врачом и уколами. Такие дети помещение ...
Деятельность центра направлена на оказание детям и подросткам следующих видов услуг:
- Материально-бытовых;
- Социально-медицинских, санитарно-гигиенических;
- Содействие в получении образования с учетом физических возможностей и умственных способностей детей и подростков;
- Социально-трудовой реабилитации;
- Правовых;
- Услуг по организации питания, быта, досуга;
— Одна из основных задач центра — помощь семьям, воспитывающим ребенка или подростка с отклонениями в развитии, проведение необходимых мероприятий по его выздоровлению в домашних условиях, социально-реабилитационная работа с детьми и их родителями. Специалисты центра совместно с врачами определяют исходный уровень физического и психического здоровья ребенка, разрабатывают индивидуальные программы его реабилитации, прогнозируют этапы и сроки восстановления нарушенных функций и т.д.
В структуре центра должно быть создано несколько основных подразделений:
- отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
- отделение медико-социальной реабилитации, назначение которого — организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;
- отделение психолого-педагогической помощи, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий;
- отделение дневного пребывания;
- стационарное отделение — круглосуточное пятидневное пребывание;
- реабилитационные группы, объединяющие детей по полу, возрасту и состоянию здоровья.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.
Центры используют свыше 30 признанных реабилитационных методик: метод кондуктивной педагогики, массаж, ЛФК и коррекционно-педагогические методики, психотерапевтические методики, иглорефлексотерапию, физиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, восстановительную терапию, лазеротерапию, водолечение, фитотерапию, диетотерапию, спортивно-оздоровительные методики и т.д.[13, стр.120]
Целенаправленное сопровождение деятельности родителей детей-инвалидов в соответствии с программой реабилитации называется патронированием. Выделяют следующие виды патронажа:
- медико-социальный — обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях;
- культурно-досуговый — направленный на содействие развитию ребенка и включению его в общество;
- социально-педагогический — коррекция внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях, поддержка семей риска.[11, стр.88]
В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, необходима реабилитация всех членов, в первую очередь матери. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье приобрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:
- разработку методики диагностики состояния всех членов семьи;
- определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье;
- составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте;
- проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с конкретной программой для каждой семьи;
- организация групп взаимоподдержки для родителей;
- эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.
Развитие ребенка-инвалида в большей степени зависит от семейного благополучия, участии родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий.[28]
Работа с матерями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в двух направлениях:
- изучение личных особенностей матерей, воспитывающих ребенка-инвалида;
- активное включение матери в мероприятия по реабилитации ребенка.
Специалисты реабилитационного центра пытаются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией, выслушать и поддержать мам с повышенной тревожностью. Родители должны все знать о болезни своего ребенка, возможных перспективах развития, методах воспитания. К услугам родителей — консультации психотерапевта — индивидуальные беседы и групповые психотренинги.
В ходе работы с семьей необходимо научить родителей и других родственников воспринимать ребенка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавая условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, поскольку именно в семье ребенок-инвалид может включиться в мир звуков, ощущений, образов, предметов.[13, стр.121]
Делая выводы можно отметить, что социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации.
2. Нормативно-правовая база и практика социальной работы с детьми-
инвалидами и их семьями
2.1 Нормативно-правовые документы социальной работы с детьми-
инвалидами и их семьями
К основополагающим документам мирового сообщества по проблеме инвалидности относятся Всемирная декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Декларация социального прогресса и развития(1969), Декларация о правах инвалидов (1971), конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983) и др. [13, стр.116]
В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22.11.1991г., Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993г., закон РФ «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07.1995г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993г., указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.1992г., постановление Совета министров Правительства РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 05.04.1993г. и др. [27]
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст. 1 Конвенции о правах ребенка).
[14, стр.6]
Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции о правах ребенка).[14, стр.8]
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ст. 1 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
[2]
Детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия в размере минимальной пенсии по старости (статьи 5, 11 ,12 Закона РФ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьми лет устанавливается пенсия на льготных основаниях по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет (п. 1 ст. 28 Закона РФ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
[5]
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 13 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
Дети-инвалиды обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации (Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890).[2,4]
Одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется право, в интересах лечения ребенка, находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности (ст. 22 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
[16, стр.56]
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
[2]
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
[2]
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов:
- предоставляется скидка не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
- устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой (ст. 28 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
[2]
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
Кроме того, дети-инвалиды, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (Указ Президента РФ 2 октября 1992 года, N1157).
[2, 27]
Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 18 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).
[2]
Освободить родителей от платы за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии (Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 года N2464-1).
[16, стр.312]
Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов (ст. 30 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N181-ФЗ).
[2]
Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. (Ст. 27 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», аналогично ст. 262 Трудового Кодекса РФ, далее ТК РФ).
По просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, работодатель обязан устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав (ст. 93 ТК РФ).
[14, стр.31]
Работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия (ст. 259 ТК РФ).
[14, стр.35]
Работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, по его заявлению ежегодно предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до четырнадцати календарных дней в удобное для них время. Указанный отпуск по его желанию может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован отдельно (полностью либо по частям).
Работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, могут привлекаться к работам в ночное время только с их согласия.
Работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки без их согласия (ст. 259 ТК РФ).
[14, стр.33]
Запрещается отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью (ст. 64 ТК РФ).
При отказе в приеме на работу работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд. [14, стр.31]
Увольнение работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается (ст. 261 ТК РФ), кроме случаев ликвидации организации, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, дисциплинарного проступка.
Льгота по налогообложению предоставляется одному из родителей (по их выбору), на содержании у которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода инвалид с детства (п. 3 Закона «О подоходном налоге с физических лиц).
[27]
2.2 Опыт социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями в
Российской Федерации
В последние годы в России сформировались основные направления в социальной политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.
Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.
Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др. [27]
Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.[18]
Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.[19, стр.87]
В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это — окружные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно обращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.[27]
Управленческие функции по делам инвалидов выполняют также органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.
В качестве примера, рассмотрим опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов; безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.[27]
В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь детям-инвалидам и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки:
- информационный блок — создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, зашиты и развития детей-инвалидов и их семей;
- учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис ребенка-инвалида: «Помоги мне сделать все самому»;
- блок прагматической школы — предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду;
- блок медицинского оздоровления — создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления детей-инвалидов, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.[27]
В Курской области создан центр медико-социальной реабилитации для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.[27]
В Санкт-Петербурге создана программа социальной реабилитации детей для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (центральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабовидящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника — детям-инвалидам».[10, стр.101]
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).
2.3 Опыт социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями в
г. Березники Пермского края
Социальная помощь детям-инвалидам является одним из наиболее приоритетных направлений социальной работы города Березники, так как дети с ОВЗ нуждаются в особом внимании и постоянной заботе. В наше городе существует несколько центров оказания медико-социальной помощи детям-ивалидам и их семьям.
Один из них, ЦДЮНТТ работает с детьми от 4 лет. На базе центра организовываются различные кружки, клубы, секции. Например: секция картингов, кружки самолетостроения, резки по дереву, дизайна и многие, многие другие. Но больше всего меня заинтересовал клуб «Мы с тобой». В этом клубе дается дополнительное образование, а так же организовывается досуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
В объединение принимают детей и подростков с 4 до 25 лет, имеющих ОВЗ, а так же их родителей. Дети, подростки с ОВЗ и родители считаются членами клуба, если принимают активное участие в работе объединения, систематически занимаются с педагогами дополнительного образования в надомной группе, участвуют и организуют культурно-массовые мероприятия Центра.[23]
Основной целью клуба является выявление детей и подростков с ОВЗ и оказание им профессиональной помощи реабилитации и адаптации в обществе.
Основные задачи клуба звучат так:
Создать условия для удовлетворения интересов детей и подростков с ОВЗ, учитывая их возрастные особенности.
Создать оптимальные условия для развития ранней профориентации детей и подростков с ОВЗ.
Развивать творческий потенциал детей и подростков, а так же умение использовать его в жизненной ситуации.
Члены клуба имеют право:
Принимать участие во всех мероприятиях, как клуба, так и Центра.
Участвовать в формировании выборных органов клуба и быть избранными.
Вносить предложения по вопросам деятельности клуба и требовать ответа по существу.
Посещать занятия клуба, выполняя требования педагогов.
Добровольно выходить из объединения.
Добровольно оказывать материальную помощь.
Работники клуба осуществляют обучение детей на дому, организовывают участие детей в выставках, конкурсах, соревнованиях, занимаются летним отдыхом детей и подростков, обобщают опыт работы с подростками и детьми с ОВЗ (имеется летопись), взаимодействуют с учреждениями и организациями города и края, внедряют новые формы и методики в работе с детьми и подростками с ОВЗ. [24]
Объединение «Мы с тобой» имеет свой родительский комитет, деятельность которого осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ в области образования, Типовым положением МОУ ДОД ЦДЮНТТ и Уставом учреждения. Родительский комитет создан в целях содействия в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Комитет избирается общим собранием родителей объединения. Он подчиняется и подотчетен общему родительскому собранию. Срок полномочий родительского комитета 3 года.
Основными задачами Комитета является:
Содействие и помощь руководству МОУ ДОД ЦДЮНТТ:
- в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья детей с ОВЗ и их свободного развития;