Социальные проблемы инвалидов

Исследование социальной работы с инвалидами в решении проблем их жизнедеятельности обусловлено современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Изменяется социальная политика в отношении инвалидов, изменяется роль и значение общественных организаций инвалидов в обществе, проблем у людей с ограниченными возможностями не становится меньше, в то время как увеличивается инвалидизация общества, и в связи с этим актуализируется проблема социальной помощи и защиты людей с инвалидностью.

В теории и практике социальной работы с инвалидами существуют следующие противоречия, решение которых делает актуальным данное исследование:

— между потребностями инвалидов в решении проблем их жизнедеятельности и отсутствием достаточного количества и качества услуг по их решению в системе социальной защиты населения;

— между изменившимся отношением к решению проблем инвалидности, основанном на социальном подходе, пришедшему на смену медицинскому – и неразработанностью научных основ организации и проведения социальной работы в соответствии с этим новым подходом;

— между готовностью некоторых социальных служб и учреждений к социальной работе с инвалидами и неопределенностью места данного вида деятельности в их организационных структурах и функциональных обязанностях;

— между стремлением государства к интеграции инвалидов в общество и сбором информации о них на государственном уровне только как о потребителях (получателях) помощи.

Данные противоречия обусловили тему исследования: «социальная работа с инвалидами в решении их проблем жизнедеятельности».

Учитывая все выявленные противоречия, проблема может быть сформулирована следующим образом: каким должно быть институциональное оформление социальной работы с инвалидами в решении проблем их жизнедеятельности.

Решение данной проблемы является целью настоящего исследования., Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

Эффективное решение проблем жизнедеятельности инвалидов средствами социальной работы будет возможным, если будут:

13 стр., 6093 слов

Социальные проблемы детей-инвалидов

... Предметом исследования выступают основные направления социальной работы в отношении детей-инвалидов. Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами. Внедрение инновационных технологий работы с детьми-инвалидами в деятельность государственных учреждений ...

— выявлены потребности инвалидов в решении их проблемы жизнедеятельности средствами социальной работы;

  • разработана новая концепция деятельности специалистов социальной работы с инвалидами;

Проблема и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения 1.Охарактеризовать сущность инвалидности как социальной категории.

2. выявить основные проблемы жизнедеятельности инвалидов.

3. рассмотреть пути решения проблем жизнедеятельности инвалидов средствами социальной работы.

4. разработать анкету, направленную на выявление проблем инвалидов, их потребностей и возможностей.

Методы исследования носили комплексный характер: теоретический анализ социологической, социально-психологической, философской, педагогической литературы по проблеме исследования; опросные методы: анкетирование, интервьюирование; статистические методы обработки данных исследования.

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы исследования

1.1. Поддержка инвалидов как направление социальной работы.

В этом параграфе мы рассмотрим методологическое и теоретическое обоснование исследования социальной работы с инвалидами в решении проблем жизнедеятельности, сделаем теоретический анализ состояния проблемы; рассмотрим, что же включает в себя понятие «инвалид», «инвалидность», дадим подробное описание социальной работы с инвалидами, ее структурных компонентов.

Методологической основой исследования социальной работы с инвалидами в решении их проблем являются системный и личностный подходы.

Системный подход в исследовании применяется к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. В настоящем исследовании системный подход предполагает рассматривать все компоненты социальной работы с инвалидами в решении проблем жизнедеятельности, основываясь на единстве закономерных связей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Таким образом

Личностный подход предполагает отношение к инвалиду как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воздействия посредством социальной работы. Основанием для использования личностного подхода послужила ориентация исследования на изменение основного принципа социальной работы с инвалидами – человек с ограниченными возможностями должен быть не просто объектом помощи, а полноправным участником процесса помощи.

Теоретическую основу исследования составили: Декларация независимости инвалидов, Философия независимой жизни инвалидов, всемирная программа действий в отношении инвалидов, социальный и медицинский подход к проблемам инвалидности (Ричард Рейзер),

12 стр., 5815 слов

Итоговая работа : «Исследование гибкости учащихся 5-9 классов»

... работы. Цель данной курсовой работы изучение теоретических основ физического воспитания и спорта, изучить гибкость и основы методики ее воспитания, средства и методы воспитания гибкости у детей школьного возраста, методику развития, анализ тестирования. Теоретическая значимость исследования ...

Для того чтобы выявить специфику социальной работы с инвалидами необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность». В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности человека, и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В социальном аспекте характеристики состояния инвалидности на первый план выступает социальная сторона. В этом случае об инвалидности следует говорить тогда, когда речь идет о невозможности обеспечивать свою жизнь или участвовать в общественном производстве и общественных отношениях. Поэтому возникает необходимость в оказании социальной помощи человеку, имеющему инвалидность ( стр.9).

В социальном аспекте существует несколько схем, или моделей инвалидности, в рамках которых осуществляется поддержка инвалидов: медицинская; медико-социальная; модель независимой жизни.

медицинской модели

Эта модель, в прошлом очень популярная, постепенно сдает свои позиции, хотя в России она держится еще достаточно прочно.

Медико-социальная модель, Модель независимой жизни

Согласно философии независимой жизни инвалидов, человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Общество должно адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

Другими словами, инвалиды в этой модели инвалидности выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социальной защитной деятельности. Общественное устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов как для самих инвалидов, так и для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия (2).